Петр Кузнецов: Сообщение, так: «Ничего не купил. Все уходит на еду и выносится в другое место». – Тюменская область. «В этом году покупаю только лекарства для мужа; страшные последствия после коронавируса». «Купил себя себе за рубль, – Ленинградская область шутит, – покупок в этом году, кроме продуктов нет». Вот, хорошо, ладно, пошло нормальное: «Купил маленького теленка взамен большого быка и трех поросюшек. Теленок – 7500, хрюши – 3500 каждая, а машину нам подарили простенькую, но потянет». – Пермский край. Мария Карпова: «Самый дорогой подарок в этом году еще придется купить на Новый год любимой девушке – айфон 12». Петр Кузнецов: «Пуховик – 4500, бензобак к машине, пробурил скважину на участке, теплицу – 100 тысяч рублей». – Тюменская область. Видите, сразу, сколько подарков! Мария Карпова: Я вот не смогла найти это сообщение. Металлоискатель один из наших зрителей купил, если не ошибаюсь за 16 тысяч рублей. Так он сможет, и больше еще заработать на нем я считаю. Нет? Петр Кузнецов: Да. Хорошее. Думаю, он с этой целью и покупал! Мария Карпова: С нами на связи Владимир Козлов, член Гильдии Маркетологов. Петр Кузнецов: Да, мы нашли нашего эксперта без металлоискателя. Владимир, здравствуйте! Владимир Козлов: Здравствуйте! Доброе утро! Петр Кузнецов: Скажите, пожалуйста, когда мы говорим о покупке года – это все-таки запланированная покупка? Вот как с квартирой яркие примеры, с автомобилем, т.е. мы к этому шли много лет, и так случилось, что именно в этом году это состоялось. Или она может быть спонтанной? То есть, знаете, купили и вдруг неожиданно такой классный блендер! Пользуемся каждое утро, делаем соки, не соки, смузи всякие. И просто – покупка года, а стоил пять тысяч всего Владимир Козлов: Покупки года делятся на две большие категории: по ощущению, как здорово и по тому, сколько денег мы отдали, эта штука должна отбить эту сумму. Поэтому в этом году россияне продолжают наращивать покупки. Выросли продажи, кстати, в этом году дорогостоящих товаров. К сентябрю, например, часов было продано на 37,5% больше, чем было раньше. И, например, мобильных телефонов почти на 28%, ювелирных изделий продано на 26,6% больше. Автомобилей, кстати, опять же выросли на четверть практически. Петр Кузнецов: Как вы можете объяснить вот это поведенческое настроение: накопили и правда решают закупиться перед грядущим кризисом более страшным, которым напугали? Владимир Козлов: Я думаю, что сработал эффект отложенных покупок 2020 года. Когда мы в 2020 году все сели по домам и посидели тихо, вдруг выяснилось, наверное, или вдруг почувствовалось, что тихо сидеть больше нельзя, и нужно что-то такое сделать, чтоб душа развернулась, а потом свернулась. Ну, или как-то там наоборот. Мария Карпова: Но многие сейчас отмечают, что растут очень быстро. Все-таки страх перед тем, что в следующем году цены еще вырастут тоже ведь, наверное, играют большую роль, как мы и говорили в начале часа? Владимир Козлов: Безусловно. Вы абсолютно правы. Действительно, мы чувствуем, что наши зарплаты не растут, а цены начали расти. Я тут недавно заглянул в магазин и увидел цены на гречку. И вы знаете, долго стоял около витрины, и я там был не один. Мария Карпова: У нас звонок. Петр Кузнецов: Может быть и Сергей тоже из Якутска это делал. Сейчас продолжаем анализировать покупки года наших телезрителей. Сергей из Якутска! Я вас уже представил, телезритель наш на прямой связи. Здравствуйте, Сергей! Пока я окончательно не запутался пока вас представляю. Мария Карпова: Сергей, мы вас слушаем! Петр Кузнецов: Слетел, да? Мария Карпова: Говорят, да. Петр Кузнецов: Слетел, это называется по-аппаратному, слетел Сергей. Возвращайтесь к нам! Скажите, пожалуйста, что это за поведение? И свойственно ли оно именно нам, когда копим, копим, копим, копим, на всем экономим, ужимаемся, и вдруг как, в какой-то день пришли, что-то увидели, что-то... Мария Карпова: Купили баню за 300 тысяч рублей, как в Ханты-Мансийске сделали. Петр Кузнецов: Да. Баню купили. Увидели баню, что-то незапланированное, большое – раз, все накопленное! А на еде экономим. Про одежду я уже вообще молчу. Владимир Козлов: Мы привыкли экономить на чем-то таком условно-важном, но вот неважное должно быть с душой и напоказ. Наверное, это свойственно не только нам, но и многим, практически всем людям. Но есть такое, да. Вы знаете, зашел в магазин и купил самую дорогую вещь, чтобы надолго. Наверное, есть такая привычка, есть такой шаблон поведения, когда покупаешь, чтобы было надолго: на долгую жизнь, на долгую память. Потому что дешевое, недорогое, наверное, воспринимается как ненадежное сейчас. Есть такой шаблон поведения. Мария Карпова: А такой спонтанный шопинг, спонтанные покупки вообще свойственны нашему народу? Вот пошел в магазин, ничего не планировал купить и купил себе туфли. Владимир Козлов: Нашему народу? Это хороший вопрос! Из жизни своих родителей отчасти я знаю, что было хорошее настроение, хорошая компания, и всей компанией поехали и купили новый холодильник. Да, такое бывает. Петр Кузнецов: Спасибо! Владимир, очень коротко: что было у вас с покупкой года? Давайте дополним статистику вашей историей. Владимир Козлов: У меня покупка бытовой техники. Компьютерной техники детям и себе. Это была большая покупка года для нас. Петр Кузнецов: С пользой, да! Спасибо! Владимир Козлов, член Гильдии Маркетологов. И еще несколько сообщений в завершение зачитаем. «В этом году купила, – а, понятно, – веревку и мыло». «Сварил с бульоном, чуть не лопнул, но как приятно! Пельмени за 460 руб.» – Крымская область. Мария Карпова: Да, тоже читала. «Купили помещение за 2,5 миллиона, открыла цветочный магазин. Продажи очень слабые, думаю это из-за пандемии». – Но мы вам желаем хороших продаж! Петр Кузнецов: Конечно, конечно! «Купила себе путевку в санаторий за 40 тысяч – лечилась и отдыхала». «Главная покупка – две машины дров на зиму». Это мы читали. «Абонемент в фитнес-клуб». – Москва. «Купили ноутбук, 45 тысяч рублей, в рассрочку». Очень много историй. Это проект «Реальные цифры», он начинается только сейчас. Мы выяснили пока в рамках одного часа программы ОТРажение. Продолжается всю неделю этот вопрос, и коллеги уже в пятницу подведут масштабные итоги. Проект «Реальные цифры». Пишите, что вы купили и сколько потратили? Мы выбираем покупку года.