Петр Кузнецов: У нас сейчас на связи Владимир Козлов, член Гильдии маркетологов и основатель Высшей школы нейротехнологий. Владимир, здравствуйте. Мария Карпова: Владимир, здравствуйте. Владимир Козлов: Да, доброе утро. Петр Кузнецов: А как вы считаете, может быть, нам уже поздновато вот этими вопросами про агрессивные игрушки задаваться, проводить все эти экспертизы, потому что мы в принципе ну вот эту вот культурную войну, к сожалению, проиграли. Потому что сейчас все эти герои не наши они прочно заняли свои места на детских полках, каналы государственные крутят мультики с вот этими роботами, которые друг друга там бьют по голове и так далее. Собственно, после этого стоит ли заниматься маркировкой и пытаться свои игрушки навязывать детям, рассказывать, что это лучше, чем Супермен? Владимир Козлов: Вы знаете, вот вы не поверите, но игрушки каждое поколение обновляются, как и их восприятие. Я думаю, я верю, что мне повезло – у меня пятеро детей, и на каждом поколении детей мы видим, что они по-разному смотрят на эти игрушки. И общаясь недавно с детьми вот нашего четвертого ребенка (ему 8 лет), его сверстницы обсуждали на полном серьезе, что «Фиксики» – это, наверное, все-таки американский мультик, а мы его просто там на русский перевели. Понимаете, восприятие игрушек, их образов, настолько гибкое, что никогда не надо сдаваться, не надо упускать свои версии, свои варианты, бороться за свое место на рынке. Это я вам как маркетолог говорю. Петр Кузнецов: На что сейчас производители все-таки ловят детей? На роботов, на супергероев, на «Лего»? Что появляется новое, и что все-таки влияет на формирование этого вкуса? Вот как раз основа – это мультфильм, а дальше он уже идет конкретный образ в магазине искать. В магазине он как раз уже есть, там все готово к его запросу. Владимир Козлов: Да, безусловно. Формирование оно конечно идет через визуальную культуру, через визуальный контакт. Поскольку мы занимаемся поведенческой психологией и нейромаркингом, конечно, мы четко отслеживаем, мы четко понимаем, как работает цепочка образ – возникновение желания. И это желание потом транслируется на нас, на родителей и стимулирует нас к выполнению желаний наших детей. Но тем не менее, как ни странно, есть несколько ярких паттернов. Первый паттерн – это герои визуальные, второй паттерн – это яркое, пышно выглядящее, и третий паттерн – это игрушки из реальной жизни (экскаватор, кубики, какие-то там сборные вещи, конструкторы, которые дают свободу ребенку). И, как ни странно, я был на одном как бы… был в таком как бы сказать… вечеринке, на дне рождения, где очень много было маленьких детей. Ну очень много ярких, дорогих игрушек, но более двух часов дети играли с какими-то найденными пакетами, потому что они были более интересны, из них можно было сделать, ну знаете, все, что угодно. Мария Карпова: Ну тем более у детей такое яркое воображение, что в принципе, им все равно, с чем играть, даже может быть и игрушки иногда… Петр Кузнецов: Им не надо, чтоб за них было уже все придумано, им нужно, чтобы это все докрутить самостоятельно. Мария Карпова: Татьяна из Саратова, наша телезрительница, дозвонилась. Давайте ее послушаем. Татьяна, здравствуйте. Петр Кузнецов: Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Петр Кузнецов: Слушаем вас, да, по игрушкам. Мария Карпова: Слушаем вас. Зритель: Я бы хотела сказать о том, что вот правильно, я согласна с экспертом, который говорит: с детьми надо играть, надо уделять им внимание в играх. Потому что у них тогда и развитие идет. У нас вот муж сделал простые деревяшки из поддонов просто, типа домино, только немножко покрупнее. И это прелесть. Одному – шесть (внуку), другому – семь. Вот у них год – разница, но они все вот эти годы играют только вот в эти доминошки, хотя у нас игрушек, конечно, полно, родители покупают всякие, там и на пультах, светящиеся, звенящие, всякие разные. Но когда с ребенком занимаешься, когда с ним строишь, направляешь его в какое-то русло, мирную или военную игру – это должны делать родители, близкие, бабушки, дедушки. Мы сейчас сами удивляемся этой фантазии, что они строят из этих деревяшек. И крепости, и дома, и лес у них, и про какие-то народности, и компьютеры… Петр Кузнецов: Просто вы их направили, а дальше уже сами. Да, спасибо. Мария Карпова: Спасибо, Татьяна. Зритель: Фантазия необыкновенная просто! Петр Кузнецов: И безграничная. Замечательная история как раз под конец. Я предлагаю с нашим экспертом, Владимиром Козловым подвести итоги нашего опроса. Мария Карпова: 92% высказались, что да, игрушки могут травмировать психику ребенка. Петр Кузнецов: 92! Да, почти все. Владимир, ваше мнение? Вот прямая связь есть? Владимир Козлов: Ну вы знаете, прямая связь есть. К несчастью, мы не совсем можем контролировать этот процесс, и не всегда можем предсказать, что же именно повлияет, и что же может вот так вот травмировать. Петр Кузнецов: Мы – родители? Мы – это родители, да? Владимир Козлов: Да, конечно, мы – это родители. Поэтому, знаете ли, и как бы маркетологи… и в то же время они как бы не являются психологами и как бы не могут планировать загрузку SKU, ну то есть количество разных видов. Мария Карпова: Спасибо, Владимир. Петр Кузнецов: Спасибо большое. Мария Карпова: Владимир Козлов, член Гильдии маркетологов, был с нами на связи. Петр Кузнецов: Это «Отражение-1». Оставайтесь с нами. Мария Карпова. Мария Карпова: Петр Кузнецов. Петр Кузнецов: До завтра. А завтра праздник, не забывайте.