Ксения Сакурова: Начинаем наш первый информационный час, самый бодрый, самый насыщенный. Впереди у нас целых четыре темы, будем говорить довольно быстро, поэтому, как всегда, призываем вас тоже присоединяться. Если вам темы интересны, если вам есть что сказать, пожалуйста, звоните в прямой эфир, оставляйте сообщения. Виталий Млечин: Да, звоните прямо сейчас и пишите, чтобы все успеть. Итак, Владимир Путин поручил снизить количество контрольных работ в школах. По словам президента, контроль знаний в учебных заведениях должен быть методически обоснован. Ксения Сакурова: По итогам заседания президиума Госсовета глава государства дал ряд поручений в сфере образования. Кроме снижения числа контрольных чиновникам предстоит перевести российское дистанционное образование исключительно на государственные онлайн-ресурсы, убрать термин «образовательная услуга» и освещать конкурс «Учитель года» как телешоу. Вот вчера мы обсуждали, что по телевизору одно насилие, – вот, будете смотреть конкурс «Учитель года». Виталий Млечин: Да, совершенно верно. И вот это как раз о том, что «образовательные услуги», это тоже многим не нравилось, вот теперь это исчезнет. Интересно, что Рособрнадзор уже отчитался, что работа по поводу контрольных проведена. Еще в августе рекомендации по оптимизации оценочных процедур были направлены в регионы. Ксения Сакурова: Какие изменения ждут школьное образование? И довольны ли вы школой, в которую ходят ваши дети? Давайте выяснять. 5445 – это короткий номер для ваших SMS-сообщений. Виталий Млечин: 8-800-222-00-14 – не такой короткий номер, тем не менее это номер прямого эфира, по которому вы можете позвонить. Не забывайте, что это бесплатно, вам это ничего не будет стоить. Ксения Сакурова: Прямо сейчас с нами на связи Дмитрий Казаков, учитель истории и обществознания, член совета профсоюза учителей. Дмитрий Васильевич, здравствуйте. Виталий Млечин: Здравствуйте. Дмитрий Казаков: Здравствуйте. Виталий Млечин: Что вы думаете по поводу контрольных? Давайте начнем с этого. Мне кажется, что это… Ксения Сакурова: …самое горячая, наверное, тема. Виталий Млечин: Да, пожалуй, самая горячая и, возможно, самая важная, потому что многие родители жалуются на то, что дети устают, много контрольных, много домашних заданий – в общем, много всего в школе происходит. Вот как вы считаете, в правильном направлении сейчас будет идти движение? И собственно говоря, что изменится? Дмитрий Казаков: Ну, контрольные на самом деле – это вещь необходимая. Но здесь, наверное, речь идет не о тех контрольных работах, которые планируют учителя непосредственно и проводят их с классом в соответствии со своими календарно-тематическими планированиями, а с контрольными работами, которые называются Всероссийские проверочные контрольные работы, ВПР, которые никакого отношения на самом деле к образовательному процессу не имеют. Вот уже много времени профсоюз «Учитель» в том числе предпринимает кампании, для того чтобы бороться с этим явлением, так как они действительно отнимают огромное количество времени. Несмотря на то, что как бы в соответствии с этими контрольными они не требуют подготовки и необходимы нам якобы для того, чтобы как-то оценивать учащихся, пользы от них мало, больше вреда. Виталий Млечин: А что это за работы такие? И почему они внепланово проводятся? Дмитрий Казаков: Это работы, которые устраиваются раз в год или два раза в год даже могут быть, как в прошлом году. Проводят их на основании распоряжения Рособрнадзора, Министерства просвещения, которые якобы должны проверять качество образования в образовательных учреждениях, такая якобы независимая оценка достижений учащихся, за которую никому не должны… Виталий Млечин: Так, техника, техника подводит… Нет, все заработало. Дмитрий Казаков: ...допустим, не очень хороший результат… То есть… Виталий Млечин: Нет, все-таки техника немножко подводит. Ксения Сакурова: Дмитрий Васильевич, мы перезвоним. Виталий Млечин: Мы сейчас восстановим связь и продолжим нашу беседу. Давай прочитаем пару сообщений сразу. Ксения Сакурова: Москва: «Контрольных работ больше, а домашние задания нужно отменить», – то есть, видимо, контрольных работ должно быть еще больше, а домашних заданий меньше. Ну, это интересное мнение… Виталий Млечин: По поводу домашних заданий, конечно, много есть негативных отзывов, что много домашних заданий, приходится родителям делать домашние задания вместе, собственно, с детьми, со школьниками, и какой смысл в этих домашних заданиях, кто, собственно говоря, учится, если делают домашние задания родители. Вот что вы думаете по этому поводу, тоже интересно нам будет узнать. Ксения Сакурова: Узнаем мнение школьника. С нами на связи наш зритель, я так понимаю. Здравствуйте, Денис. Виталий Млечин: Да, Денис, добрый день. Зритель: Добрый день. Я считаю, что сейчас очень последнее время большая нагрузка для школьников вообще как среднего звена, ближе к 7–8-м классам, так и для старшеклассников, это я предполагаю, 9–11-е классы. Я считаю, что ее необходимо сократить, особенно на дистанционном обучении, когда учителя задают слишком много контрольных работ. Даже я вот порой, помню, когда 9-й класс заканчивал, я сидел до 3 часов ночи решал домашние задания, ну это приносит некий дискомфорт, ну и вообще вред здоровью ребенка. Я считаю, что особенно вот в старших классах, как 9–11-е, нужно делать акцент на те предметы, которые сдает непосредственно ученик, а не на те предметы, которые как бы его не касаются. Например, я учусь в социально-гуманитарном классе, для меня важны для поступления литература и обществознание. Но на меня накидываются контрольные, очень много контрольных, кстати, по физике, по химии, по математике, ну то есть те предметы, которые, конечно, пригодятся, но не на таком уровне, как остальные. Виталий Млечин: Ага. А в каком классе вы сейчас учитесь? Зритель: Я сейчас в 10-м классе учусь. Виталий Млечин: В 10-м классе. Спасибо большое, что позвонили! Желаем вам успехов. И конечно, ваше мнение было очень важно услышать. Сейчас у Дмитрия Васильевича Козакова спросим, во-первых, слышит ли он нас – Дмитрий Васильевич? Дмитрий Казаков: Да, слышу. Виталий Млечин: Замечательно. Мы вас не видим, к сожалению, но тоже слышим, это самое главное. А вот и видим уже, замечательно. Сейчас позвонил наш зритель-школьник, который считает, что просто много контрольных и, самое главное, много контрольных по тем предметам, которые ему не понадобятся для поступления в вуз. Вот что вы думаете по этому поводу? Можно ли сделать меньше непрофильных занятий, все-таки учитывая то, что школа-то для всех и вот это базовое образование надо бы всем получать? Дмитрий Казаков: Ну, знаете, на самом деле я понимаю учащихся, потому что у нас система образования под это заточена, что в конце, итогом должны быть результаты ЕГЭ, понимаю озабоченность учащихся, в общем-то. Действительно, они к старшим классам все больше уходят именно в те предметы, которые им необходимы. Но опять же проблема в том, что школа наполнена лишними измерительными контрольными процедурами в виде ВПР и еще дополнительных процедур, которые действительно создают такое огромное напряжение на весь коллектив, в общем, школьный и на учащихся в том числе. Плюс ко всему нужно понимать, что школы – это еще и куча так называемых важных мероприятий, которые на нее тоже сыплются, это на учеников и на учителей. Поэтому да, ученики, в общем, находясь в таком достаточно постоянном стрессе, постоянных каких-то, и коллектив, и ученики в том числе, они говорят о том, что необходимо, может быть, убрать эти предметы или как-то их сократить. Но это вопрос такой дискуссионный на самом деле в плане того, чтобы, допустим, учащиеся старших классов занимались только изучением тех предметов, которые им необходимы для поступления и ЕГЭ. Это все-таки, наверное, неправильно, хотя возможны какие-то, наверное, варианты. Ксения Сакурова: Спасибо. Виталий Млечин: Спасибо большое. Ксения Сакурова: Дмитрий Козаков, учитель истории и обществознания, член совета профсоюза учителей. Спросим у родителей, что они думают. С нами на связи Ольга Леткова, председатель Ассоциации родительских комитетов и сообществ. Ольга Владимировна, здравствуйте. Виталий Млечин: Здравствуйте. Ольга Леткова: Здравствуйте. Ксения Сакурова: Довольны ли вы, как сейчас вообще организована система обучения в школе? И какие основные претензии у родителей? Виталий Млечин: Если они есть, конечно. Ольга Леткова: Ну, вы знаете, конечно, к школе претензий много, вопросов к системе образования в целом еще больше. Но если мы говорим конкретно о контрольных работах, то хотелось бы сказать по поводу контрольных для младших классов, вот здесь вот большой вопрос. Конечно, старшеклассники должны получать разные предметы, я тут согласна с экспертом, должны и знания получать разные. Но вот что касается малышей, которые находятся в 3-м, 4-м классе, им задают такие тестовые задания, как вот ГИА, итоговая аттестация, хотя по закону об образовании они не должны сдавать эту итоговую аттестацию, она не так и называется. Но тем не менее они вынуждены сдавать вот эти вот все большие тесты на знания. Я думаю, что малышам пока это не нужно, им это тяжело, и многие родители обеспокоены тем, что в младших классах дети фактически сдают итоговую аттестацию и тесты в больших количествах. Виталий Млечин: А вот это желание побольше контрольных работ, тестов – откуда оно берется? Потому что вот наши зрители нам пишут, что раньше, в советское время, не было такого количества, дети так не уставали. А почему сейчас, вот в чем дело, в чем корень вот этого? Ольга Леткова: Вы понимаете... Да, понимаю вопрос. Дети сейчас устают в силу того, что вообще программа перегружена ненужной информацией, вот мы так, знакомясь с учебниками, понимаем. Дети изучают совершенно удивительные подробности, которые вот в наши годы учили только в высшей школе, допустим, какие-то вещи. Я с удивлением иной раз, так сказать, в учебник к ребенку смотрю, я думаю, что не нужны детям где-то слишком углубленные знания, в каких-то вопросах, а в каких-то вопросах слишком много поверхностных. То есть само содержание школьных программ, мне кажется, нуждается в пересмотре и адаптации к детскому возрасту вообще. И нужно взвесить, что необходимо нашим детям, а что, собственно говоря, и не нужно, и не надо их так перегружать, и тогда всем, наверное, будет легче, и учителям, и детям, и родителям. Ксения Сакурова: Ну вот одно из предложений – это убрать формулировку про образовательные услуги. Как вы к этому относитесь? Вроде как педагогов это обижает, и тоже президент согласился с тем, что их труд несколько шире, чем просто предоставление тех или иных услуг. Ольга Леткова: Ну конечно, главная проблема в том, что у нас система образования стала системой услуг, а на самом деле все-таки это такой почетный труд, учителям нужно отдавать должное, они не сфера услуг. К сожалению, дети сейчас многие так и относятся к учителям, что вот там непонятно что, все качают права. Учитель, собственно говоря, самый бесправный человек в школе, он не может даже замечание порой ребенку сделать, и, конечно, дети его не уважают, и вот это плачевная ситуация. У школы должны быть рычаги дисциплинировать детей, воспитывать детей, а не только давать какие-то знания и не иметь возможности даже распоясавшимся ученикам какие-то делать замечания, опасаясь, что родители будут подавать куда-то жалобы. Вот, к сожалению, вот эта конфликтность сегодняшняя, которая в школе присутствует, с ней, безусловно, надо работать, бороться так, чтобы учитель действительно был человеком уважаемым и в обществе, и в школе, и, главное, дети чтобы его уважали, иначе невозможно преподавать. Виталий Млечин: Понятно. Ксения Сакурова: Спасибо. Виталий Млечин: Спасибо большое за ваше мнение! Ольга Леткова, председатель Ассоциации родительских комитетов и сообществ. Пару сообщений, да, давай. Ксения Сакурова: Чувашия: «Большая нагрузка убивает желание детей учиться». Виталий Млечин: Таких сообщений много очень. Ксения Сакурова: Огромное, да. Виталий Млечин: Именно очень большая нагрузка. Ксения Сакурова: Челябинская область: «Постоянно делаем задания всей семьей, хотя ребенок продвинутый». Краснодарский край: «Суббота, вторая смена, по 6 уроков, ребенок в 6-м классе возвращается домой в 7 часов вечера. В воскресенье поучил уроки и снова в школу. Когда же организовывать семейный досуг?» Виталий Млечин: Да, это, по-моему, многовато. Ну и вот последний из Волгоградской области: «Надо быть добрее к детям, учить учиться», – мне кажется, это хороший лозунг, на котором мы эту тему заканчиваем на себя.