Безопасная перевозка детей. Старые маршрутки, засыпающие водители, специальных знаков нет. Следственный комитет проверяет очередной случай перевозки несовершеннолетних, в нарушение норм ГИБДД. Кто в России отвечает за безопасность детей в дороге? И почему о таких случаях вспоминают только после очередного ЧП? Иван Князев: А сейчас еще одна тема нашего эфира, достаточно серьезная тема. Без лицензий и ремней безопасности водитель один уже засыпал за рулем. 17 детей везли домой в Челябинск с отдыха в Крыму. Это больше 2500 км на убитой маршрутке, явно не предназначенной для дальних пассажирских перевозок. Тамара Шорникова: Сейчас дети уже дома с родителями. Здесь все в порядке. Но почему так произошло, будем разбираться сегодня в программе. И обсудим, почему несмотря на достаточно строгие правила перевозки несовершеннолетних детей, такие инциденты на дороге случаются и перевозки по-прежнему остаются небезопасными. Представим эксперта в нашей студии. Иван Князев: Владимир Анисимович Рабинков, руководитель рабочей группы по автобусам Российского союза туриндустрии, директора транспортной компании. Владимир Анисимович, здравствуйте. Владимир Рабинков: Добрый день. Иван Князев: Мы уже задавали этот вопрос в начале нашего сегодняшнего эфира. Почему действительно о таких случаях говорят, только когда что-нибудь случилось? Вот сейчас, слава богу, не случилось. Мама спохватилась, выложила фотографии в открытые источники. И ГИБДД подъехали, прервали все это дело. Владимир Рабинков: За прошедшую неделю два информационных повода, связанных с детьми, с автобусными перевозками и с Челябинском. Это первый репортаж, который сейчас показали, где производилась перевозка с нарушением. Правда, какие нарушения, из репортажа не совсем понятны. Тамара Шорникова: Мы сейчас посмотрим. Давайте прямо сейчас это сделаем. А потом расскажем о втором эпизоде. Наш корреспондент Маргарита Твердова восстановила картину событий, во-вторых, пообщалась с родителями. Смотрим, потом обсуждаем. СЮЖЕТ Иван Князев: Вот посмотрели, как все это было. На самом деле действительно я не завидую тем родителям, которые отправили детей. Могу себе представить, в каких условиях все-таки ехали дети, что они испытывали. 2500 км ехать в таких условиях даже взрослый, наверное, не сможет. Но хорошо, что закончилось все так. Мы все знаем, что бывают аварии. И это самое страшное, когда случается такое, когда гибнут наши дети. Хотя вроде бы есть все нормы, которые должны все соблюдать. Кто за это отвечает? Владимир Рабинков: У этой перевозки был заказчик. Это могли быть родители или какая-то компания. По идее они должны следить за тем, какой транспорт используется, насколько он комфортный. Сам перевозчик, безусловно, должен соблюдать нормы, которые сейчас существуют. С 1 июля этого года обязательная лицензия. На любой автобус, на любую перевозку должна быть лицензия. Конечно, она не защищает от дтп, но это подтверждает серьезность фирмы, которая делает перевозку. Здесь, мне кажется, в репортаже чуть-чуть информация… что-то лишнее… по Первому каналу прошел этот репортаж, и написано, если сейчас на сайт Первого канала зайти: «Детей перевозили на газели». Открываю сообщение ГИБДД Саратовской области, где их задержали. Там оказывается, что все-таки не газель, а Мерседес. В репортаже говорится, что не хватало места и пришлось на полу. Нет, 17 пассажиров, а Мерседес имеет минимум 18 мест. То есть мест хватало. Может быть, они лежали на полу во время остановок. Потому что во время движения лежать на полу в микроавтобусе, где нету пневмоподвески рессорной (там очень жестко), там все вытрясет. Тамара Шорникова: Подождите. Мы сейчас говорим про марку. Мы видим по картинке, что транспортное средство а) далеко от нового и идеального б) сами дети рассказывают о том, что у них не было ремней безопасности, в дороге трясло, поэтому они засыпали и падали на пол, поэтому приняли решение спать на полу, потому что их все равно туда опрокинет в результате Владимир Рабинков: Ремни обязаны быть. Это общее требование. Не касается детей. Если перевозка междугородняя, это значит расстояние между границами населенных пунктов более 50 км, то в автобусе должны быть ремни безопасности. Для городских пригородных не обязательно, а тут обязательно. Это не зависит от детей. Даже если взрослые едут далеко, в автобусе должны быть ремни безопасности. Тамара Шорникова: Как и лицензия, которую мы проговорили. И уже есть данные правоохранительных органов, что в данном случае лицензии не было. Кто проверяет наличие документов? Кто проверяет оснащение транспортных средств? Владимир Рабинков: Если перевозчик не заявил в ГИБДД, что он выполняет детскую перевозку, то вся ответственность на нем. Он должен заявить. Есть постановление правительства 1177. Оно не очень совершенное. Но там прописаны основные требования. За 2 дня до перевозки перевозчик должен направить уведомление в ГИБДД, дать список пассажиров, список сопровождающих. ГИБДД, как правило, проверяет автобус, насколько он соответствует. Без ремней он не мог ехать никак. Детский автобус не может ехать. Там должен быть ГЛОНАСС, там должен быть тахограф. Один водитель – это в данной ситуации просто нонсенс. Так не могло быть .Потому что там, как прорисовано в репортаже, от Симферополя до Челябинска 2800 км. Один водитель физически… Это 48 часов непрерывного управления минимум. То есть это ни один человек не выдержит. Скорее всего, где-то была подмена. Не знаю. Либо они останавливались для ночлега, для отдыха. Но если соблюдать транспортные требования, которые сейчас существуют, то необходимо для такой перевозки минимум 6 водителей. Даже 4 не справятся. Вот когда ходят автобусы, например, из Москвы-Подмосковья в Сочи, там 1500 км, нужно, чтоб соблюсти все требования, 4 водителя. Двое меняются в Ростовской области. Едет свежий экипаж. Поэтому один для такой перевозки просто нереально. Тамара Шорникова: Они, слава богу, не доехали до финиша. Поэтому не выяснили. Иван Князев: Владимир, вы как директор транспортной компании можете мне сказать? Вот одна из норм, которая применяется к перевозке детей: водитель, который управляет транспортным средством, должен за всю свою жизнь, когда он водит, не совершать административно-правовых нарушений в области дорожного движения. Мне кажется, это нереально. Владимир Рабинков: Такой нормы нет. Иван Князев: Как нет? Я сейчас читаю на сайте ГИБДД РФ. Владимир Рабинков: В течение последнего года водитель не должен быть лишен прав либо совершать такое административное правонарушение, за которое предусмотрено лишение прав. Например, выезд на встречку. За него могут лишить прав, а могут дать штраф 5000. Иван Князев: Смотрите, либо сайт ГИБДД врет, либо я что-то неправильно читаю. Хорошо. Второй момент. Второе. Транспортное средство не должно быть старше 10 лет? Владимир Рабинков: Эта норма не действует. На сайте ГИБДД информация совсем устаревшая. Я сегодня утром зашел на сайт. Там, например, касается 10 лет требования висят. А между тем 8 августа 2008 года было принято постановление правительства 925, которое говорит, что требования… автобусов вступают в силу после 30 июня 2020 года. И вот уже больше года прошло после принятия постановления правительства, а сайт такое чувство, что не обновлялся. Иван Князев: Написано: требования по поводу 10 лет вводятся с 1 июля 2018 года. Может, поэтому у нас такая ситуация, что и ГИБДД не может четкие требования сформулировать, тем более на своем официальном сайте? Тамара Шорникова: Скорее – обновить. Иван Князев: Либо обновить. Владимир Рабинков: Хотя бы обновить. Если вы этот сайт посмотрите, он настолько для тех, кто делает перевозки, сложно составлен. То есть там нормальному человеку разобраться крайне сложно. А уж отдельные какие-то нюансы, которые реально влияют на безопасность, они там должны были быть. Как действительно сделать детскую поездку безопаснее? На эту тему по-хорошему ГИБДД должно сделать доступные видеоматериалы, ролики в простой форме. Даже, может быть, на каких-то языках других стран, потому что сейчас очень много водителей, которые по-русски не совсем понимают. Но эту работу надо делать. И она должна быть такая реальная, чтоб водитель в свободное время посмотрел и почерпнул оттуда действительно полезную информацию. Сейчас, к сожалению, в этом направлении ничего не сделано. Тамара Шорникова: Дорогие телезрители, вы нам много пишите. Мы напомним, что нам можно еще и звонить, и свое мнение сказать в прямом эфире абсолютно бесплатно, открыто. Ждем вас. Пока почитаем СМС. Их уже много. Воронежская область: «Проблемы глобальные. Во всей стране и во всех сферах нарушаются нормативы и КЗОТ. Именно нет как раз этой обязанности исполнения. «И наказание должно наступательно наступать. Но этого не происходит», - жалуются наши телезрители. Нижегородская область: «У государства нет денег на пассажирские перевозки. А малый бизнес задавлен налогами. Вот и вся причина с плохим транспортом. Даже московский транспорт хромает». Ну и Новосибирская область: «Пока существует бизнес по перевозке пассажиров, будут нарушения. Пассажирские перевозки должны быть муниципальными, а не частными. Как вы к такой жесткой реакции относитесь?» Владимир Рабинков: Муниципальные имеют право на жизнь. Просто это будет гораздо дороже стоит. Иван Князев: Дороже? Владимир Рабинков: Конечно. То есть эффективность любого госпредприятия (и муниципального) намного меньше, чем частного. Второе – безопасность едва ли от этого улучшится. Скорее – ухудшится. Потому что лучшие водители все-таки просятся в частные фирмы. Там и платят больше, и отношение как бы лучше. Поэтому, если очень много денег, надо все государственным сделать. Будет Советский Союз. Иван Князев: А если все-таки опять вернуться к требованиям, которые нужны при перевозке детей. Вот между прочим Краснодарский край тоже хорошую мысль нам подкинул: «А у родителей где глаза были, когда провожали?» Действительно, согласиться на то, чтоб твои дети поехали в таких условиях – это, видимо, родители что-то недоглядели. Когда родитель хочет отправить своего ребенка в дальнюю поездку, на что он должен обратить внимание? Вы сказали – ГЛОНАСС есть. Я очень сильно сомневаюсь, что он есть на всех маршрутках. Владимир Рабинков: На маршрутках ГЛОНАСС сейчас только в Московской области обязательно, это требование региона. В других еще нет. Он не является обязательным. Для детей является обязательным. В любом регионе должен быть. Но ГЛОНАСС не спасет от аварий и не поможет. Он может потом выявить, что водитель управлял слишком долго, не делал перерывов. Штраф выписать. Иван Князев: Что еще нужно? Владимир Рабинков: Эти требования четкие, изложенные. И то, что этот перевозчик делал такую перевозку, это значит он не выполнял никаких требований. Думаю, что даже и не знал про них. Без ремней ехать в такую поездку… В любом случае сначала заключается договор фрахтования. То есть кто хочет детей отправить, он должен найти транспортную компанию, посмотреть на нее: есть ли у вас лицензия, какой водитель, какой автобус. Он может проверить техосмотр, осмотреть внешний вид. И потом заключает договор фрахтования. Потому что перевозчик же поехал не просто так. Он за деньги поехал. На основе чего? Потому что ему кто-то заказал эту перевозку. Этот кто-то может быть один из родителей, родительский комитет, организация или туристическая компания. И они должны следить за тем, кого они нанимают. А что касается требований и контроля, требования эти сейчас завышенные. В результате те транспортные компании, которые добропорядочны и все их соблюдают, они бросают возить детей. Это стало крайне выгодно и крайне опасно. Штрафы заоблачные, совершенно неадекватные. Я только что занимался разбором случая. Наш водитель… Ровно год назад в этой же студии был репортаж о том, что теперь на детские автобусы надо ставить мигалки на крышу. Наверное, все обратили внимание. Сейчас много появилось автобусов с мигалками на крыше. Вот сняли этого водителя, здесь показали. Вот он есть. Теперь он поехал из Мытищ в Измайлово в Москве. Там 15 км ехать. У него по дороге перегорела лампочка на мигалке. Его сотрудник ГИБДД остановил, составил протокол за нарушение правил перевозки детей. Статья 1223, ч4 КоАП. Штрафы за это нарушение – 3000 на водителя, 25 000 на должностное лицо и 100 000 на компанию. То есть в сумме 128 000 за перегоревшую лампочку. Иван Князев: Знаете, сложно здесь сотрудников ГИБДД упрекнуть. А что теперь, проверять не надо? Все-таки о том, что лампочка перегорела – не перегорела, можно было позаботиться и заранее… Владимир Рабинков: Вот у вас в фаре лампа перегорит… Иван Князев: Знаете, в моей машине не едет 20 детей на тысячи километров. Владимир Рабинков: Водитель не имеет возможности, если он выехал. В дневное время он даже отблесков не видит. Это стоит на крыше. Вы не понимаете, она сгорела или нет. Если даже вы вдруг обнаружите, то вы посреди МКАДа не остановитесь, чтоб лезть на 4 метра менять лампочку. И неадекватность этих штрафов, требований приводит к тому, что добропорядочные компании перестают детей возить. Второй такой же случай у коллег. Едет автобус – девочке плохо стало. Закричали «останови автобус». А как он на Третьем транспортном кольце остановит? Он съехал на ближайшую параллельную улицу, остановился. Тут как тут сотрудник ГИБДД: «А, детей везешь?» - «Да». – «А программа маршрута?» - «Вот она». – «Ты должен ехать по Третьему». – «Так вот девочке…» - «Ничего не знаю. Отклонение от маршрута – 100 000 рублей». А что должен делать водитель? И вот эта неадекватность законодательства и сверхжесткость штрафов приводит к тому, что те, кто все соблюдают, говорят: «Нет, детей не возим». И статистика такова: за прошлый год по всей стране (по данным ГИБДД) всего 560 000 детских поездок совершено. Если вы возьмете число школьников (15.6 млн), поделите на среднюю вместимость автобуса, у вас должно быть, чтоб хотя бы один раз в год школьник съездил в поездку, 780 000 детских. А ГИБДД сообщает: 560 000. То есть 0.7 раза. Детский туризм умер. Все эти поездки под разговоры о развитии внутреннего туризма реально сократились по крайней мере в 7 раз. Тамара Шорникова: Либо официальные сократились. Иван Князев: Владимир, я здесь могу с вами согласиться только в том моменте, что если требования будут действительно слишком высокие и будут драконовские методы у сотрудников ГИБДД, то добросовестных компаний станет меньше и придут на рынок недобросовестные. Давайте послушаем наших телезрителей. Тамара Шорникова: Татьяна, Новосибирская область. Зритель: Я думаю, что нужно все автомобильные перевозки не более 200 км. Потому что это опасно. У нас по железной дороге где только хотите. И межрайонные, и областные, и вон какие трассы. Поэтому очень хочется на высшем уровне принять законодательство – перевозить детей только железнодорожным транспортом. Если есть денежки, конечно, и авиа- можно. Иван Князев: Понятно. Спасибо. Тамара Шорникова: Трудновыполнимая инициатива, но такая прозвучала. Виктор, Белгородская область. Иван Князев: Здравствуйте, Виктор. Зритель: Добрый день. Ситуация такая. Смотрите, у меня дочь занимается спортом. И раньше брали автобус, на всю команду нанимали комфортабельный, все, мягенький, с музыкой, с телевизором для детей. Сопровождающие родители. И ехали, допустим, из Белгорода в Курск 150 км. Там он ждал. И возвращались мы на этом автобусе. Дети спали и все остальное. Потом, когда произошли события эти (там автобус с детьми, там автобус с детьми чп), стали перевозчики отказываться перевозить детей. И смотрите – вроде бы хотели, чтоб было безопаснее, а получилось, что теперь родители сажают каждый своего ребенка в машину, и вот эти 45 детей, идет колонна машин 45 водителей, в ночь выезжают туда, негде родителю отдохнуть… Хотели вроде безопаснее сделать, а вместо одного комфортабельного автобуса, водителя-профессионала, осмотренного транспортного средства получили колонну водителей… Тамара Шорникова: Тоже уставших родителей. Иван Князев: Да, понятно. Спасибо, Виктор. Тамара Шорникова: Что же делать тогда? Владимир Рабинков: Так и есть. Я же говорю – организованные детские перевозки практически исчезли. По крайней мере, в 6-7 раз количество сократилось. Тамара Шорникова: Менять нормы, уменьшать штрафы, симулировать как-то транспортные компании. Что нужно делать? Владимир Рабинков: Уменьшать штрафы обязательно. Дальше должны быть такие разъяснения, что если, как в тех случаях, как я привел, лампочка сгорела, то не должен перевозчик и водитель… Потому что водитель, получив такой штраф, и перевозчик говорят: «Детей я больше возить не буду. Либо платите 3 цены. Я буду закладывать это в тариф». А родители и так плачут, потому что денег нет у населения. И так получается дороговато. То есть эти требования должны быть упрощены. Мы сейчас приводим пример, когда перевозчик не соблюдал никаких требований. Вот дама позвонила, говорит: «Давайте запретим». Но оттого, что мы запретим или не запретим, те, кто не соблюдают, они так и будут не соблюдать. Пострадают добропорядочные перевозчики. Поэтому тут надо очень аккуратно подходить. Эти штрафы были введены прямо мухой. Состоялся в 2016 году президиум Госсовета во Владимире. Там пообсуждали. Ни о чем вообще. И 1 мая приняли закон 138 ФЗ – в КоАП ввели эти нормы. Нарушение правил перевозки детей – штрафы 100 000. И после этого… не подумали эти последствия. А все-таки вы бы разъяснили, какие конкретно. Если действительно создали угрозу жизни и здоровью детей, то да. Если видно, что эти нормы четко прописаны, они действительно адекватны. Сейчас эти нормы к перевозке детей абсолютно неадекватны. Туда чего только ни насыпали. Например, едешь 3 часа – сухие пайки должны быть, согласованные с Роспотребнадзором. Что такое сухие? Был ли хоть один случай в стране, что дети от голода умерли или пострадали при автобусной перевозке? Ни разу не было. Но требования давай туда до кучи. Что это? Это все удорожает эту перевозку. Скорость движения. Если официально перевозка как детская, скорость автобуса не может превышать 60 км/ч. Соответственно, едут из Москвы в Суздаль на экскурсию. Если едешь на обычном рейсовом автобусе, хоть его полным детьми набей, там нет никаких особых требований. Водитель может стажа не иметь. Ни досмотра, ничего. 90 идет по трассе – вопросов нет. Но если ты оформишь это как детскую организованную, если он превышает 60 км/ч, он уже попадает под запрет. Естественно, никто не едет на отдельно выделенном автобусе с проверенным водителем у хорошей компании. Потому что, соблюдая нормы, он 5 часов будет ехать с Москвы до Суздаля. А на рейсовом он за 3 доедет. И назад такая же. И там времени уже на экскурсию не остается. Потому что еле-еле, чух-чух. Поэтому мы к ГИБДД обращаемся, по крайней мере, на скоростных трассах. Вот идешь по МКАДу. А нельзя больше 60 ехать. Это такая большая разница в скорости. Автобус как стоячий. А тут еще летят машины. Там 100 допускается. Еще 20 не штрафуется. 120 очень многие. Иван Князев: Да. На самом деле еще можно больше усугубить ситуацию. Владимир Рабинков: И въедут в автобус. Это опаснее. Но, к сожалению, по линии ГИБДД не совсем… Тут вообще другая ситуация. Что бы хотели перевозчики от государства? Они хотят следующее: «Ребята, вы возите детей. Дело нужное, полезное, ответственное. Чем вам помочь?» Перевозчик скажет: «Помочь мне надо следующим. Мне нужны методические рекомендации, хорошие видеоматериалы, чтоб водитель мог посмотреть. И мне нужна помощь в критических ситуациях, когда что-то случилось, я должен знать, обратились… То есть вы там не мелкую аварию оформляйте, а идите детей спасать. А больше мне не надо ничего. Потому что все остальные вопросы перевозчики сами…» Кому нужны эти проблемы? Перевозчик же первый получит наказание. А туда чего только ни насыпали. 3 года надо хранить документы. Вы закажете ваш класс свозить в цирк на экскурсию. И потом и вы, и я должны 3 года хранить документы по этой поездке. Тамара Шорникова: Да, избыточность требований поняли. Владимир Рабинков: Туда насыпали. Это можно смело брать, 3/4 выкидывать. Как объявили регуляторную гильотину, там рубить можно конкретно. Иван Князев: Владимир, спасибо вам большое. Я думаю, все требования мы выполним. Мы – это государство, ГИБДД и так далее. Лишь бы поменьше таких случаев действительно у нас было. Владимир Рабинков: По статистике за 2 последних года не было ни одного погибшего ребенка при организованной перевозке группы детей. В 2017 и 2018 года ни один ребенок при организованной перевозке группы детей не погиб. А за год у нас на дорогах страны, если взять прошлый год, 809 детей погибло. Но ни одного при организованной перевозке группы. То есть когда в автобусе организованно, это гораздо безопаснее. Так надо не загубить этот вид перевозок, а, наоборот, убрать все лишнее и поддержать его. Тамара Шорникова: Да, спасибо большое. О перевозке несовершеннолетних пассажиров говорили вместе с Владимиром Анисимовичем Рабинковым, руководителем рабочей группы по автобусам Российского союза туриндустрии, директором транспортной компании. Спасибо вам за участие в нашем эфире. Иван Князев: Спасибо большое. Тамара Шорникова: Это был дневной выпуск программы «ОТРажение». Важные темы вместе с экспертами, вместе с вами обсуждали сегодня Иван Князев. Иван Князев: И Тамара Шорникова. Тамара Шорникова: Вечером ждите Петра Кузнецова и Ольгу Арсланову. А мы желаем вам хороших выходных. Иван Князев: Всего доброго.