Владимир Шаманов: Десантное братство всегда самоочищается, потому что люди, выросшие в боевых условиях и знающие цену пролетевшей пуле, чистые по своим помыслам и любви к Родине
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/vladimir-shamanov-52378.html Оксана Галькевич: Уже неоднократно сегодня звучало: такой знаменательный день – 2 августа. Разные праздничные даты выпадают на этот день. Но главная, наверное, – это все-таки День ВДВ.
Константин Чуриков: И сейчас в нашем эфире «Личное мнение» Владимира Шаманова – это председатель Комитета Государственной Думы по обороне, Герой Российской Федерации, генерал-полковник. Здравствуйте, Владимир Анатольевич. С праздником! С Днем ВДВ!
Владимир Шаманов: Добрый вечер.
Оксана Галькевич: Здравствуйте, здравствуйте.
Константин Чуриков: Владимир Анатольевич, прежде чем посмотрим сюжет… Мы сегодня с коллегами наблюдали, как проходит праздник. Вот такой первый вопрос к вам: в чем секрет десантников? Почему такие сплоченные люди?
Оксана Галькевич: Вы знаете, спроси у россиянина: «Когда День авиации?» – затруднятся.
Константин Чуриков: Тишина.
Оксана Галькевич: «Когда День, – я не знаю, – инженера железнодорожных войск?» – затруднятся. «Когда День ВДВ?» – вся страна знает! Почему так?
Владимир Шаманов: Ну, наверное, это зависит от того, как десантниками становятся. Это прежде всего короткая подготовка, около месяца, а потом совершение трех прыжков, один из них с оружием. И вот это преодоление себя, по существу, меняет качества человека, который либо добровольно приходит в Воздушно-десантные войска, либо его по призыву призывают. И есть такое выражение: «Попал в ВДВ – гордись. Не попал – радуйся». Вот все мы, десантники, гордимся. И это нас объединяет.
Константин Чуриков: Владимир Анатольевич, по поводу трех прыжков. Как морально настроиться на первый? Вот что для этого требуется?
Владимир Шаманов: Вы знаете, я совершил 177 прыжков, не так много, но первый для меня прошел как в тумане. А вот на втором (это было на следующий день) я не смог сомкнуть глаз, я переживал и волновался. Ну и потом, всегда каждое покидание борта летательного аппарата – это, безусловно, волнение, потому что ничто не чуждо людям, сознательно идущим на риск. Но вместе с тем вот это преодоление как бы воспитывает определенную, так сказать, составляющую подготовки – скрупулезность. Вот в скрупулезности и состоит профессионализм десантника.
Оксана Галькевич: Владимир Анатольевич, вы сказали: «Не попал в ВДВ – радуйся». Это почему радуйся? Потому что вам даже после первого прыжка в себя прийти не дали, на следующий день второй назначили? Такая проверка, да?
Владимир Шаманов: Есть определенные психологические приемы, которые складывались еще в 40-е и 50-е годы. Тогда было сложнее, чем на сегодня. Они должны были из бомбардировщика (тогда не было военно-транспортной авиации) выйти на крыло самолета по системе тросов и потом без команды, которую мы получаем сегодня от выпускающего, им надо было принять решение для того, чтобы проскользить по крылу и уйти в бездну.
Оксана Галькевич: Ой-ой-ой!
Константин Чуриков: То, что вы рассказываете – просто совершенная фантастика!
Оксана Галькевич: Выйти на крыло…
Константин Чуриков: Вот каждый, кто не прыгал, себе так на минуточку это представьте, каково это.
Давайте сейчас послушаем звонок.
Оксана Галькевич: Это кстати, Суперменов вот так показывают в фильмах, понимаете.
Константин Чуриков: Но у них это коммерческая графика, у американцев.
Оксана Галькевич: Да-да-да. Они и на крыло выходят, и… А тут живые люди.
Константин Чуриков: А тут все по-настоящему.
Александр, Белгородская область. Здравствуйте.
Оксана Галькевич: Здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте. Алло!
Константин Чуриков: Здравствуйте.
Оксана Галькевич: Алло!
Зритель: Здравствуйте.
Оксана Галькевич: Здравствуйте.
Зритель: Я хочу поздравить своих сослуживцев, которые служили в 69–71-м годах. В этом году 50 лет как дембелизовался.
Константин Чуриков: Воспоминания на всю жизнь?
Зритель: Да. Служил в городе Фергана, воинская часть 93629, знаменитая 9-я рота.
Константин Чуриков: Поздравляем вас с праздником, вас и ваших сослуживцев! Спасибо, Александр, за звонок.
Оксана Галькевич: Спасибо.
Константин Чуриков: Давайте сейчас посмотрим сюжет праздничный, чтобы, так сказать, атмосферу почувствовать, о том, как сегодня отметили десантники свой праздник.
СЮЖЕТ
Константин Чуриков: Песню можно было еще продлить.
Владимир Анатольевич, по-вашему, вообще как меняется в принципе образ десантника в нашей жизни? Ну, были 90-е годы, вот эта традиция купания в фонтанах возникла. Потом еще арбузы ели. Вот не кажется ли вам, что сегодня это очень такой упрощенный, что называется, портрет десантника?
Владимир Шаманов: Десантники – это же члены нашего общества. И когда развалился Советский Союз, страна перестала обращать внимание на подготовку и проведение народных праздников. Был такой социологический анализ праздников Советского Союза. Так вот, День Воздушно-десантных войск возник после событий в Чехословакии. Именно ветераны Воздушно-десантных войск выступили инициаторами празднования во всесоюзном масштабе Дня ВДВ. И с тех пор этот праздник снизу только укрепляется и расширяется.
Я сейчас нахожусь у себя на исторической родине, в Барнауле. Здесь тоже, исходя из условий пандемии, не проводились организованные мероприятия, но отдельные мероприятия стихийно возникали по воле самих десантников. Я лично посетил школу, которой присвоено звание героя-афганца. Был на мемориале, на площади перед Домом ветеранов локальных войн и конфликтов. И, конечно, посетил так называемое в народе Ангарское кладбище.
Так вот, десантное братство – это сгусток пережитых событий, личное сопереживание с тем, что происходит на Родине. И третье – это, конечно, патриотизм и забота о воспитании будущих поколений. Я вот сейчас смотрю кадры, и подавляющее большинство с маленькими детьми, в тельняшках приходят. Вот этим людям никто не приказывал, им никто не указывал. Они по состоянию душа сами любят Родину и это прививают своим детям и внукам.
Оксана Галькевич: Владимир Анатольевич, у нас звонок есть из Сочи, наш зритель Максим. Я так подозреваю, что тоже, наверное, десантник. Максим, здравствуйте.
Константин Чуриков: Ну, наверняка. Здравствуйте, Максим.
Зритель: Добрый вечер. Так точно!
Константин Чуриков: Ну с праздником!
Зритель: Я очень вам благодарен за данную передачу, что я дозвонился. Большая благодарность нашему командиру, нашему главнокомандующему за сегодняшний вечер. Сегодня все проходит очень хорошо, потому что все наши друзья отмечают этот праздник с друзьями, семьями. Вы абсолютно правы, что этот праздник перешел в определенный уровень, скажем так, не просто шатающихся десантников, а в семейный праздник. Мы закаленные, мы гвардейцы.
Я рядовой гвардеец 7-й ВДД города Новороссийска. Привет 108-му полку, всем служащим и ветеранам боевых действий, которые участвовали в Ботлихе в 1999 году. Мы с вами знакомы, Владимир, мы с вами разговаривали. Большое вам спасибо за поддержку. Действительно, многие песни, которые звучат, они говорят о нашем патриотизме, о нашей боли. И мы всегда по звонку, по приказу, мы всегда готовы поднять свои руки, подняться сами и держать защиту нашей Родины. Мы, скажем так, своеобразные запасные войска. Поэтому очень благодарны всему, что происходит. Очень рады, что сегодня в очередной раз…
Конечно, все утихает немножко. Я хочу немножко свое недовольство сказать…
Константин Чуриков: А что утихает? Это важно. Что утихает?
Зритель: Немножко утихает. Служим мы по году уже. Утихают определенные настроения. Сегодня я сам был на работе, и парня встретил на работе из 108-го полка, без формы, без одежды, понимаете, без тельняшки. Я сказал, что это неправильно. Надо все-таки держать марку, держать, как говорится, дух и всегда поддерживать вот этот патриотизм, который у нас есть.
Константин Чуриков: Спасибо, Максим, за ваш звонок.
Оксана Галькевич: Спасибо, Максим.
Константин Чуриков: Владимир Анатольевич…
Оксана Галькевич: У нас еще Александр есть. Или уже был?
Константин Чуриков: Можно? Сейчас, секундочку. Вопрос. Вот очень важно, кстати, да. Мы тоже многое чувствуем и замечаем, люди гражданские. А вот почему бывает так, что правда утихает, как высказался Максим?
Владимир Шаманов: Вы знаете, я хочу сказать, что чем легче условия жизни, тем люди больше расслабляются. Ведь сегодня купить тельняшку – вообще никакой проблемы нет, как было, допустим, 10 лет назад. И сегодня я тоже в Барнауле обращал внимание, мы стояли у часовни на афганском кладбище, и подошел десантник без верхней майки, не то что без тельняшки, а сказала мама Героя Советского Союза, «с голым пузом». Она его пристыдила и сказала: «Слушай, ты же не на базаре находишься. Иди и оденься!» И парень смутился, отошел.
То есть вот эти правила мы сами регулируем. И регулируют те, у кого погибли родственники, те, которые старше по возрасту. Вот так и должно быть. Мы сами себя, по Маяковскому, под десантным флагом должны чистить. Десантное братство всегда самоочищается, потому что люди, выросшие в боевых условиях, знающие цену пролетевшей пули и разорвавшегося снаряда, они чистые по своим помыслам и любви к Родине.
Оксана Галькевич: Ну да, чтобы оставались какие-то атрибуты хорошие, правда? Чтобы мы по этому узнавали десантников, а, не знаю, не по внешнему виду или каким-то поведенческим моментам.
Константин Чуриков: Не по тому внешнему виду, скажем так.
Оксана Галькевич: Да. Давайте еще один звонок примем, у нас Александр из Белгородской области тоже…
Константин Чуриков: Нет, Валентина, Челябинская область. Здравствуйте.
Оксана Галькевич: Да, Валентина из Челябинской области. Здравствуйте, Валентина.
Зритель: Здравствуйте. Я мама троих десантников.
Константин Чуриков: О боже! Так?
Оксана Галькевич: Костя! Попал – радуйся. То есть – гордись.
Зритель: Старший сын ушел, когда война только началась…
Константин Чуриков: Так-так, рассказывайте, Валентина.
Оксана Галькевич: Слушаем вас.
Зритель: Старший сын уехал, попал в этот Афганистан, когда уже война заканчивалась, он там пять месяцев служил, уже демобилизовался. А вторые сыновья – близнецы. Они учились в институте в Красноярске, в химико-технологическом. Их призвали в армию. Я тогда столько слез пролила! Думала: ну как это из института забрали? А учились платно.
Константин Чуриков: Вместе служили?
Зритель: Отслужили они все два года в Афганистане. Вернулись, и им в награду… Ну, там приехали товарищи из Москвы, и их даже пригласили в Институт международных отношений. Тогда это было важно, приглашали этих героев войны как бы. Ну, они приехали и говорят: «Мы едем в Институт международных отношений». Мы с отцом в ужасе! Тут второй курс. Быстро – раз! – и закончили. А там что? В общем, поступили они в этот институт, три года проучились и не смогли учиться. Они, видимо, сильно подорвались, Боткина перенесли в Афгане.
Константин Чуриков: Здоровье потеряли.
Зритель: Я что хочу сказать? Сейчас они работают, живут, семьи у них у всех. Что я хочу сказать? И друзья, и они… Да, сегодня была передача…
Константин Чуриков: Валентина, у нас буквально 10 секунд. Что хотите сказать?
Зритель: Хочу сказать, что была передача, где Жириновский встречался, сегодня праздновал с афганцами. И сказал о том, что…
Константин Чуриков: Валентина, спасибо, спасибо.
Оксана Галькевич: Спасибо. С праздником вас как маму троих десантников и ваших сыновей прекрасных!
Константин Чуриков: Вот Владимира Вольфовича можно долго цитировать, как говорится. Спасибо. Поздравляем вас и ваших детей.
Оксана Галькевич: Владимир Анатольевич, вот такой был звонок. Кстати, вам из Архангельской области передают привет: «Служил под началом Владимира Шаманова в 104-й дивизии. Нисколько не жалею о службе в ВДВ».
Константин Чуриков: Владимир Анатольевич, что хотите сказать той части, скажем так, молодежи (она нас тоже смотрит), которая сейчас смотрит и сомневается: «Ой, пойти в ВДВ? Не пойти служить?» Что скажете?
Оксана Галькевич: А разве так это бывает? Слушайте, ведь это…
Константин Чуриков: Ну почему? Как раз с металлом в голосе скажите. У вас полминуты.
Владимир Шаманов: Я хочу сказать, что у сегодняшних призывников как раз не существует сомнений. Подавляющее большинство желают служить в прославленных Воздушно-десантных войсках. И я, обращаюсь к молодежи, хочу сказать: стремитесь попасть в этот замечательный род войск – там, где романтика, там, где испытания. Там вы себя проверите и потом с этой уверенностью будете шагать по жизни.
И хочу сказать спасибо президенту страны, который, обращаясь к личному составу ВДВ и ветеранам, всех объединил и сказал: «Слава Воздушно-десантным войскам! Спасибо, что такой резерв есть у Верховного главнокомандующего. Мы за мирное небо, за мирную Россию. Мы сильные. Мы победим».
Оксана Галькевич: Спасибо.
Константин Чуриков: Ура! Спасибо. С праздником!
Оксана Галькевич: Владимир Шаманов, председатель Комитета Госдумы по обороне, Герой Российской Федерации, генерал-полковник, был у нас на связи.
Костя, ты думаешь, это ты выбираешь ВДВ? Это ВДВ выбирает или не выбирает тебя. Спасибо.
Константин Чуриков: Да. А если выбрали, то это что, как нам сказали? Радость, радость и еще раз радость.
Оксана Галькевич: Гордись, гордись, да.
Константин Чуриков: Ну что? Подводим итоги, подводим итоги сегодняшней программы. Мы получили сегодня порядка 6 тысяч сообщений от наших зрителей и несколько тысяч звонков. Сейчас считают, пока не могут даже сказать, сколько было.
Оксана Галькевич: Интересно, сколько из них были сообщениями от десантников и родителей десантников.
Константин Чуриков: Их было много, ты все видела.