Константин Чуриков: Дадим слово Владимиру Шаповалову, это политолог, заместитель директора Института истории и политики МПГУ. Владимир Леонидович, здравствуйте. Владимир Шаповалов: Здравствуйте. Константин Чуриков: Ну вот президент объяснил, говоря о том, что необходимо ввести военное положение на четырех новых территориях Российской Федерации, напомню, ДНР, ЛНР, Запорожская и Херсонская области. Там целая градация, в каких регионах какой режим; самый такой острый получается там. Давайте сейчас попробуем... Мы говорили о пропаганде – как сейчас западная пропаганда отреагирует на это решение Совета безопасности и нашего президента? Владимир Шаповалов: Ну, прежде всего, хочу подчеркнуть, что решение, которое принято президентом, вполне логичное и естественное, оно вытекает из той ситуации, которая существует сейчас, ситуации достаточно серьезных вызовов, перед которыми Российская Федерация находится. Самое важное, что мы должны вынести из этих решений, – это необходимость сплочения общества и ответственности каждого на своем месте. Что касается западного мира, который ведет прокси-войну с Россией, то, конечно, их реакция на данные события, скорее всего, будет предсказуемой и будет включать в себя несколько элементов. Что касается реального принятия политических решений, понятно, что решения принимает Вашингтон, не Киев, не Брюссель, а именно Вашингтон, то для людей, которые принимают эти решения, это достаточно мощный сигнал о готовности России усилить все, так сказать, элементы российского государства и общества, направленные на достижение победы. И конечно, в Вашингтоне будут стремиться, так сказать, отработать эту ситуацию, будут исходить из того, что Россия перестраивает свое ведение специальной военной операции, подключая к нему все регионы и институты гражданского общества, все уровни власти. И конечно, вашингтонские аналитики, вашингтонские стратеги будут стараться, так сказать, противодействовать этому. Что касается западной пропаганды, информационной войны, которая ведется против России, конечно, в данном случае будет, с одной стороны, продолжение запугивания российских граждан и мобилизацией, и другими тяготами военных действий. Будет попытка представить эти действия как проявление слабости, хотя на самом деле это именно проявление силы, силы воли России. И мы увидим, как сейчас поменяются методички и начнется поток, так сказать, новой информационной атаки на Россию вот с позиций того, чтобы, так сказать, убедить российских граждан в том, что нужно максимально дистанцироваться от государства. Возникнет масса разного рода фантастических идей... Марина Калинина: А что значит «дистанцироваться от государства»? Вот объясните, что это такое. Владимир Шаповалов: Это значит занять ту позицию, которую занимает товарищ из Твери... Константин Чуриков: Да-да-да. Владимир Шаповалов: ...о том, что он любит Америку и Евросоюз и Россию, видимо, не любит. Я хочу сказать тоже свою реплику, если позволите. Так было всегда, и в период Ивана Грозного, и в период Наполеона. Мы знаем персонажа Достоевского, который очень любил Наполеона. Знаете, и в 1941 году некоторые советские граждане называли своих детей Адольфами. То есть всегда в обществе есть предатели, всегда в обществе есть те, кто симпатизируют не своему, а чужому обществу, ну это в любом обществе, это не характеризует конкретно данную ситуацию. Поэтому, собственно, товарищ не в той стране родился, соответственно, видимо, ностальгирует по этому поводу. Что касается посеять панику, вбить клин, то будет предприниматься, как и сейчас предпринимается... Во-первых, будет волна того, что мобилизация не закончилась, а будет продлена, раз введено военное положение... Константин Чуриков: В четырех регионах, сразу подчеркиваем, вдруг кто-то сейчас подключился. В четырех новых, присоединенных регионах. Владимир Шаповалов: Да, в четырех регионах, но будет информационная атака относительно того, что сейчас везде будет вводиться новая мобилизация, раз введено военное положение в четырех регионах, а мобилизация будет везде, «спасайтесь кто может, пока есть возможность, пока открыты границы». Будет введена идея, конечно, будут качать идею того, что не сегодня завтра закроют границы обязательно... Марина Калинина: Но мы еще раз повторяем, что сегодня Кремль заявил, что закрытие границ России не предполагается. Владимир Шаповалов: Безусловно, поэтому я сейчас обозначаю, отвечая на вопрос, какая стратегия... Марина Калинина: Я просто чтобы зрителей успокоить. Владимир Шаповалов: ...возможна со стороны западных пропагандистов. Вот они будут стремиться такого рода фейковую информацию вбрасывать в информационное пространство. И я, конечно, еще раз также подчеркиваю, что режим военного положения введен в четырех субъектах федерации, на территории которых сейчас идут военные действия, что границы открыты, никаких ограничений в передвижении не введено и любой гражданин может выехать из страны, так же как и в нее вернуться. Марина Калинина: Владимир Леонидович, вот нам зрители пишут о том, что вам там, ну как всегда, это всегда пишут, каждый день и много раз, что «вам там, москвичам, в Москве хорошо, а вы посмотрите, что у нас делается в регионах», что такой бардак, и вот эти дополнительные полномочия, которыми Владимир Путин наделил глав регионов России... В общем, такой бардак, что ничего не будет сделано. Вот просто люди переживают по этому поводу. Владимир Шаповалов: Ну, вы знаете, это тоже элемент, следствие антироссийской пропаганды. Конечно, существует проблема диспропорции в развитии регионов, существует разный уровень жизни, этого избежать невозможно. Конечно, существует проблема центр-региональной дифференциации, и понятно, что к Москве отношение у представителей многих регионов, людей, живущих в регионах, на земле, бывает достаточно, в общем-то, такое... Марина Калинина: Ну, разное, так скажем. Константин Чуриков: Смягчила Марина, смягчила, спасибо. Владимир Шаповалов: Да. Я хочу подчеркнуть, что, конечно, это не оправдано в полной мере, потому что давайте вспомним совсем недавний кейс, который очень тесно связан с нынешней ситуацией, – это борьба с пандемией. Москва не просто устанавливала стандарты этой борьбы, но и оказывала огромную помощь другим регионам. И сейчас, в настоящее время, Москва как субъект федерации, подчеркиваю, не как федеральный центр, а как субъект федерации играет ключевую роль в восстановлении освобожденных территорий. Большую благодарность, конечно, и жители Донбасса, и других освобожденных территорий испытывают к московским строителям, к добровольцам. Поэтому в данном случае я бы все-таки хотел подчеркнуть, что не стоит разделять страну на Москву и провинцию; каждый должен нести свою долю ответственности и в максимальной степени включаться в этот процесс. Хочу подчеркнуть, что это общенародное дело, как бы ни показались мои слова пафосными. И безусловно, ни в Москве, ни во Владивостоке, ни в Саратове, ни в каких-то отдельных небольших сельских территориях и поселках не должно быть ощущения, что «это нас не касается», – это касается всех, вне зависимости от того, в какой степени, на каком расстоянии от нашего населенного пункта идет специальная военная операция, потому что она касается существования и будущего России как страны и нашего народа. Поэтому не нужно делать каких бы то ни было разграничений – мы все граждане своей страны и все находимся в одной лодке. Константин Чуриков: Владимир Леонидович, сейчас понятно, что весь механизм управления должен работать как точные часы, все должно быть отлажено и четко. Президент сегодня подчеркнул, что губернаторы должны уделять необходимое внимание мерам по в т. ч. расширению выпуска продукции, которая нужна для специальной военной операции. А как это технически правильно организовать? По идее, ведь в Минобороны лучше знают, что нужно на передовой. Вот как это сделать так, чтобы не было на местах, знаете, да я даже не про саботаж – я про то, чтобы, знаете, не отмахивались, как вот иногда привыкли, «у нас тут сейчас времени нет, у нас тут денег нет, у нас предприниматели не готовы». Как вот это правильно сделать? Владимир Шаповалов: Вы знаете, я уже приводил этот пример с пандемией, с вашего позволения, еще раз к нему вернусь. Россия – федеративное государство, у нас два уровня государственной власти, федеральная власть и власть субъекта федерации, а еще есть муниципальная власть, которая также входит в систему публичной власти. У нас большая страна, разнообразная страна, с огромным потенциалом и очень сильно отличающаяся в своем развитии территориями. И в условиях сложных вызовов, а пандемия была таким вызовом и специальная военная операция, те угрозы, которые со стороны Запада мы испытываем сейчас и экономические, и военные, – это тоже очень серьезно, это даже существенно более серьезный вызов. И в этих условиях мы видим, как действует федеративная конструкция, – делегируются дополнительные полномочия на уровень субъектов федерации. И сейчас в рамках этого указа очень важно, что делегированы дополнительные полномочия губернаторам, органам власти субъектов федерации, дифференцированный подход, сам факт разбития всех субъектов на четыре группы в зависимости от сложности ситуации, так сказать. Дифференцированный подход позволяет учитывать особенности каждого региона и тот вклад, который каждый регион, избирательно подходить к ситуации в каждом регионе и степени вовлеченности ресурсов, потенциала, угроз, которые есть у каждого региона. И это, конечно, очень хорошо, это демонстрирует то, насколько наша политическая система не просто жизнеспособна, а адаптивна к такого рода вызовам. Что касается конкретных производств, то, конечно, насколько я понимаю, речь идет о том, что военное ведомство и задачи оборонно-промышленного комплекса, естественно, не отменял, они являются централизованными, но очевидно, что каждый субъект федерации, власть каждого субъекта федерации в данном случае может координировать свою деятельность, в т. ч. через те координационные структуры, которые сегодня созданы фактически во главе с председателем правительства и во главе с мэром Москвы. Через эти структуры взаимодействие с оборонным ведомством и анализ того, как можно использовать потенциал промышленный, сельскохозяйственный, транспортный, логистический, потенциал того или иного региона в условиях специальной военной операции. У нас есть колоссальный опыт, опыт Великой Отечественной войны, опыт не военный, но тем не менее мобилизационный, в решении тех или иных очень серьезных задач, и я уверен, что и сейчас те серьезные полномочия, которые получили губернаторы, дополнительные полномочия, и те задачи, которые стоят, будут успешно решены и каждый субъект внесет свою лепту в общее дело. Марина Калинина: Владимир Леонидович, у меня такой вопрос. Вот на протяжении многих последних лет губернаторы регионов, главы регионов как-то не очень брали на себя ответственность за принятие решений самостоятельных, т. е. все равно это был всегда совет с федеральным центром. Сейчас они получили дополнительные полномочия, причем все. Все регионы разные. Готовы ли сейчас руководители регионов брать на себя такую ответственность, когда за многие годы они привыкли как-то вот эту ответственность делить? Владимир Шаповалов: Ну, прежде всего, хочу подчеркнуть, что не брать на себя ответственность... Марина Калинина: Имеется в виду ответственность за принятые решения, самостоятельно принятые решения. Владимир Шаповалов: Это все-таки, я думаю, стереотип, который не в полной мере относится к нынешним реалиям, потому что уже был пример, и я о нем сказал дважды, – это пример пандемии. Это пример, когда как раз губернаторам была делегирована дополнительная ответственность... Марина Калинина: Но пандемия – это все-таки, согласитесь, немножко другая история. Владимир Шаповалов: В общем-то, губернаторы, региональная власть с честью справилась с этой задачей. Теперь задача сложнее, серьезнее, но я уверен, что и с этой задачей губернаторы справятся. Тем более что уже в рамках специальной военной операции мы видели, как решались непростые вопросы, как исполнительная власть субъектов федерации включилась в решение вопросов, связанных с частичной мобилизацией, как регионы активно участвовали в оказании помощи освобожденным территориям, в приеме беженцев. То есть уже есть наработанный опыт. Что касается нынешней ситуации, я хочу подчеркнуть, что нынешний губернаторский корпус, я думаю, что практически весь, я не знаю каких-то губернаторов-аутсайдеров, которые не способны справиться с этой задачей. Я хочу подчеркнуть, что он состоит из людей, которые доказали свою эффективность. В большей или в меньшей степени, но тем не менее у нас отлажена в должной степени система регионального управления, и, кстати, серьезную роль в этом сыграли различные проекты, такие как «Школа губернаторов», школа подготовки кадров, и значительная часть управленческих кадров на региональном уровне – это выпускники разного рода лидерских школ, в рамках которых у нас шла целенаправленная подготовка кадров-управленцев. Это очень хорошо, что в последнее время у нас заработали такие механизмы, которые являются, по сути, социальными лифтами и позволяют молодым, инициативным, активным нашим согражданам интегрироваться в систему управления в т. ч. и на региональном уровне. Поэтому я уверен, что все будет хорошо. Марина Калинина: Ну хорошо, на такой позитивной ноте... Константин Чуриков: Спасибо, спасибо, Владимир Леонидович. Марина Калинина: Спасибо. Константин Чуриков: Владимир Шаповалов, политолог, замдиректора Института истории и политики МПГУ.