Мария Карпова: Да, это стройотряд, 1985 год – прислал наш телезритель. Я не знаю, где здесь наш телезритель. Но стройотряд – это такая известная тоже история из студенчества. И вот еще одно фото. Тут интересно... Петр Кузнецов: Ой, это что с тех лет еще? Мария Карпова: Да. Преподаватель зачеркнул сначала, сказал, что «это неверно». Потом: «ой, да верно; согласен» и смайлик. Петр Кузнецов: Ну, я надеюсь вы не скачали это? Это же, действительно ваш, да? Мария Карпова: Я надеюсь, что да. Это телезрительница Ирина. Петр Кузнецов: Потрясающая история. Да. Мария Карпова: У нас на связи Владимир Собкин, руководитель Центра социологии образования Института управления образованием РАО, академик, профессор. Владимир Самуилович, здравствуйте! Владимир Собкин: Добрый день! Мария Карпова: Владимир Самуилович, вот даже из такого ближайшего окружения я все чаще слышу, что дети после школы не могут определиться с будущей профессией и решают подождать и потом поступать в институт; идут работать, например, подрабатывать. Вы тоже наблюдаете такую тенденцию? Владимир Собкин: Ну, не очень, честно говоря. Не очень. Но дело вот в чем. Конечно, есть неопределенность в выборе профессии, поскольку подготовка к ЕГЭ, к сожалению, свернула вот ту большую работу, которая была в школах по профессиональной ориентации детей и профессиональному самоопределению. Поэтому, действительно, выходят из школы ребята, которые не очень сориентированы. Это один момент. А второй, проблема самореализации, самоопределения – это серьезный очень вопрос, и он не связан только. Когда мы выбираем ВУЗ, ведь это уже такое ощущение взрослости нашей. Раньше мы получали аттестат зрелости, правильно? Такой документ был – аттестат зрелости. Вот сейчас во многом ребята, которые выходят из школы, они не взрослеют, они еще инфантильны. А проблема в том, что не проживаются полноценно вот эти фазы возраста, отрочества, юность. Это вот не только проблема обучения, но это и проблема воспитания, проблема взросления. А где проблема выбора? Вот где я должен самоопределяться? Во многом это и система дополнительного образования не только основного. А кружки и другие моменты они во многом платные – это овес дорог. Не все семьи способны продержать ребенка вот на этой системе дополнительного образования; это огромные деньги для многих семей. Для некоторых не очень большие. И проблема социального неравенства – вот это, мне кажется, ключевой момент, когда мы говорим о продолжении образования, о получении высшего образования. Петр Кузнецов: Спасибо за ваш комментарий! Владимир Собкин, руководитель Центра социологии образования Института управления образованием РАО, академик и профессор.