Владимир Таллер: Чтобы человек, получив образование, мог этим зарабатывать на хлеб всю жизнь – сегодня невозможно. Потому что знания и технологии ушли далеко вперёд
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/vladimir-taller-37658.html Профессии будущего. В Министерстве труда заявили - для технологического рывка России нам с вами нужно осваивать принципиально новые специальности. Какие из них сегодня самые востребованные, а какие станут перспективными завтра?
Иван Князев: Еще одна тема нашего сегодняшнего эфира. Сейчас лето, в России стартовала приемная кампания в ВУЗы, ну и логично, что разного рода аналитики провели разного рода исследования, на кого сейчас хотят пойти учиться нынешние выпускники школ. Этим, разумеется, озадачены родители, которые беспокоятся за обеспеченное будущее своих детей…
Оксана Галькевич: Правильный выбор сделало чадо.
Иван Князев: Да. А ты никогда не сомневалась, какой выбор ты сделала? Я вот, честно говоря, иногда начинаю задумываться, на ту ли я специальность пошел учиться.
Оксана Галькевич: А какая специальность?
Иван Князев: Ну у меня учитель русского языка, вторая журналист, специализация журналистика. В общем, ладно. Интересы выпускников и работодателей по некоторым позициям совпадают. Мы хотим узнать, какие специальности сейчас популярны у абитуриентов.
Оксана Галькевич: Ну а вот какие, давайте расскажем, вам вот показывают уже на экране. В этом году это в первую очередь педагоги самых разных направлений, это IT-специальности и, естественно, медицина.
Иван Князев: Ну вот такой выбор частично соответствует текущим запросам рынка труда. К востребованным профессиям в России сейчас можно отнести водителей, врачей, педагогов, инженеров, продавцов, медсестры туда тоже попадают. Это показал анализ данных общероссийской базы вакансий «Работа в России».
Оксана Галькевич: Ну а Министерство труда еще несколько лет назад сообщило о том, что есть еще и перспективные важные профессии, то есть те, которые помогут в будущем сделать нашей любимой стране технологический серьезный рывок. Вот, например, специалист в области разработки полупроводниковых лазеров, дешифровщик космических снимков, радиоинженер в ракетно-космической промышленности, а также монтажник умного дома и другие, другие, другие.
Иван Князев: Мне даже подумать страшно, особенно вот первый пункт…
Оксана Галькевич: Просто, Иван…
Иван Князев: Специалист в области разработки полупроводниковых лазеров…
Оксана Галькевич: …когда не на то учился, подумать об этом, естественно, страшно.
Иван Князев: Да, мне как учителю русского языка это чем-то космическим кажется.
Вот что интересно: количество вакансий по этим специальностям сейчас, на данный момент ноль, нет таких вакансий. Но это все дело перспективы, как нам говорят.
Оксана Галькевич: Да. Вот давайте, собственно говоря, поразмышляем вместе с вами, уважаемые телезрители, какие профессии стоит сейчас нашим детям получать, чтобы завтра было где работать. Представим нашего гостя в студии: у нас сегодня Владимир Михайлович Таллер, кандидат экономических наук, эксперт по карьерному росту. Владимир Михайлович, здравствуйте.
Иван Князев: Здравствуйте, Владимир Михайлович.
Владимир Таллер: Здравствуйте.
Оксана Галькевич: Давайте сразу обратимся к нашим телезрителям: друзья, звоните нам, пожалуйста, сейчас действительно горячая такая пора, может быть, у вас дети поступают, может быть, вы, наоборот, через год только вступите на этот путь. Звоните, в общем, поразмышляем вместе, очень интересная тема.
Иван Князев: Расскажите нам, куда вы хотели бы отдать ребенка учиться.
Оксана Галькевич: Или пишите, все это в прямом эфире и бесплатно совершенно.
Владимир Таллер: Начнем с того, что, наверное, карьерный рост – это всегда понятие очень относительное. Как вы думаете, что самое главное в жизни у человека? Я всегда задавался этим вопросом и часто спрашиваю своих студентов об этом.
Оксана Галькевич: Любовь. Я имею в виду, любить надо работу, любить надо свою семью, любить надо свою жизнь…
Владимир Таллер: Правильно, правильно. На самом деле, наверное, самое главное – это качество жизни. А что такое качество жизни? Качество жизни – это то, что дает человеку радость, то, что дает ему возможность получать эту радость, то есть здоровье, определенные возможности, которые у него есть. Тогда возникает вопрос: а как обеспечить себе качество жизни таковым, чтобы получать это все? И здесь возникает очень интересная тема. Знаете, несколько десятилетий назад человек, получивший ту или иную профессию, практически совершенно спокойно на этих знаниях мог прожить всю жизнь.
Сегодня… Я как-то задался вопросом, участвуя в одном проекте по медицине, задавая вопрос очень известному профессору, как подобрать врача для работы в коллективе. Он мне ответил очень просто, он говорит: «Знаете, если кандидат более чем 2 года не получал новую квалификацию, не обучался где-то, не выступал на конференции, он не ваш человек». Сегодня так быстро уходят вперед знания, так быстро уходят вперед технологии, что практически сказать о том, что человек, получив какой-то диплом, образование, соответственно какую-то специальность, будет этим зарабатывать себе на хлеб всю жизнь, практически невозможно. И этот вопрос сегодня самый главный.
Знаете, мы с вами как-то совершенно не задумываемся зачастую о тех вещах, которые лежат на поверхности. Всего 90 лет назад, 50 лет назад, 80–90 лет назад все, что происходило в плане информации, обмена новым, приходящим в нашу жизнь, занимало годы, сейчас это часы.
Оксана Галькевич: Владимир Михайлович, а это касается всех профессий?
Владимир Таллер: Всех практически.
Оксана Галькевич: Или вот вы сказали о медиках, ну у медиков понятно, конечно, наука двигает вперед, не стоит на месте. А вот если это рабочие профессии, человек такую…
Владимир Таллер: Практически всех профессий. Только давайте посмотрим, вы сегодня, уже сейчас здесь в программе назвали некие цифры. Вы знаете, кого больше всего в России сегодня по специальностям?
Оксана Галькевич: Водителей, охранников, может быть, нет?
Иван Князев: Водителей мы называли, да.
Владимир Таллер: Значит, самые большие 7% – это водители, 6,8% – продавцы и так далее.
Оксана Галькевич: А, продавцы.
Владимир Таллер: И так далее.
Оксана Галькевич: Не самая, так скажем, продвинутая, технологичная работа. Или я неправа, может быть, здесь тоже есть нюансы?
Владимир Таллер: А теперь давайте задумаемся о другом. Чуть позже мы с вами поговорим, наверное, еще об этом, мне очень интересно. До 2035 года сегодня принята правительственная программа по развитию нового в образовании, нового в подходе к профессиям. И в этом плане очень интересно, кстати говоря, я вам даже зачитаю, если позволите…
Иван Князев: Ну если вкратце, конечно.
Владимир Таллер: Да, очень коротко. Это рынки, так называемые НТИ, то есть это национально-технологическая инициатива, принятая правительством до 2035 года. Так вот программы: EnergyNet, FoodNet, SafeNet, MediaNet, AeroNet, HealthNet…
Оксана Галькевич: Это все сети какие-то?
Иван Князев: Как я не люблю, когда по-английски начинают называть…
Владимир Таллер: Я вам переведу и сейчас расскажу.
Иван Князев: Нет, я знаю, как это переводится.
Владимир Таллер: Да, я понимаю, но для наших зрителей объясню.
Иван Князев: Я думаю, нашим зрителям тоже понятно.
Владимир Таллер: Все, что касается, например, того, что развивается в современных технологиях – в энергетике, питании, FoodNet, AeroNet, – мы затронули с вами, говоря о водителях. Мы же с вами наблюдаем, какое количество сегодня информации идет о современных электромобилях и о современных машинах, которые начинают уже становиться управляемыми без водителя. Сегодня в Германии, например, запущены грузовые поезда, сегодня грузовые перевозки – это один из основных видов деятельности, в которых в колонии идет первый автомобиль с водителем, а остальные идут просто на автопилоте.
Иван Князев: Беспилотные, да.
Оксана Галькевич: Вы считаете, что для нынешних 7% водителей это такой alarm, alarm, alarm? Пошли первые роботы?
Владимир Таллер: Я говорю о том, что если мы с вами говорим о перспективе получения профессии, то об этом стоит задуматься. Если говорить о реалиях сегодняшнего дня и ближайшего времени, наверное, еще рано.
Иван Князев: Ну а вот эти перспективные профессии, перспектива какая? Слава богу, сейчас у нас до ВДНХ электробусы ходят, а вот эти перспективные профессии – это 5, 10, 20, 30 лет? Потому что сейчас… Вот, кстати, что такое IT-медик?
Владимир Таллер: А я вам сейчас объясню, смотрите, очень интересная тоже тема. Вы наверняка слышали, наши зрители тоже об этом знают, развивается телемедицина, то есть это медицина, которая на дистанционном каком-то расстоянии…
Иван Князев: У нас даже рубрика такая есть.
Владимир Таллер: Виртуально можно давать рекомендации, обмениваться данными и даже консультировать при операциях и так далее. Здесь возникает вопрос тогда: медик профессиональный, но ему нужны знания и инженера, и компьютерщика, ITшника, чисто технические.
Иван Князев: Ну да.
Владимир Таллер: То есть на стыке профессий у нас начинает появляться новая востребованность, все то, что требует общество, и это очень перспективно.
Другая сфера – биоэнергетика. Те, кто были биологами, сегодня еще и технологи. Если это совместить… У нас все больше сегодня появляется необходимости, сейчас уже на Западе вовсю говорят, в Японии о выращивании фруктов, овощей, садов на зданиях, в каких-то зонах, в которых раньше это было представить невозможно. То есть если говорить о перспективе, задумываться можно о профессиях любых.
Я бы хотел перевести вектор разговора. На самом деле самое важное – это понять, кто ты и чего ты хочешь, что есть внутри тебя. И вот сегодня крайне интересная тема, которая все больше захватывает умы… Кстати говоря, на недавно закончившемся Петербургском форуме лидеры отрасли, лидеры государства обсуждали эту тему, тема связана с так называемыми soft skills, хоть это и по-английски, вы не очень любите, ну «мягкие навыки».
Оксана Галькевич: Гибкие навыки, да.
Владимир Таллер: Мягкие или гибкие навыки.
Оксана Галькевич: Владимир Михайлович, у нас очень много участников беседы на самом деле, есть и звонки, и SMS-сообщения. Но вот вы сказали, что главное – это понять, кем ты хочешь быть. Это очень важно, я с вами согласна. Но вот нам люди пишут: ну я понял, кем я хочу быть, но всю жизнь учиться и переучиваться – это ад какой-то.
Иван Князев: Кстати, да, как угнаться за всеми этими ноу-хау?
Оксана Галькевич: Вот нам пишут зрители так, это я не придумала.
Владимир Таллер: Жизнь такая штука... Знаете, я очень люблю и учился на книгах и лекциях гуру мирового, есть такой Ицхак Адизес, гуру экономики и управления, который говорил, что когда он приходит консультировать в компанию и в компании говорят, что нужно сделать для того, чтобы мы сейчас наладили работу и потом спокойно жили, в этом случае надо сразу ориентироваться на кладбище, потому что спокойствие – это уровень того, что вы не востребованы, вы не нужны, значит, в общем, вы идете с горы, выражаясь простым языком.
Оксана Галькевич: Звонок прозвучал у нас в прямом эфире, это Анна из Омской области. Анна, здравствуйте.
Иван Князев: Анна, здравствуйте.
Владимир Таллер: Здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте.
Оксана Галькевич: Слушаем вас. Спросить о чем-то хотите?
Зритель: Да, у меня вот такой вопрос. Сейчас у меня ребенок после 11 класса обучается на первом курсе, то есть учиться он будет 2 года в гуманитарном колледже по специальности «Право и социальная защита». Обучение у нас платное, то есть 30 тысяч в год, это помимо того, что он еще ездит в Омск на занятия, это около 400 рублей в день. При моей зарплате в 13 тысяч для меня непосильно дать ребенку высшее образование. Но чтобы пойти работать юристом даже в соцзащиту или в Пенсионный фонд, зарплата 13–14 тысяч у нас по Омской области. То есть перспектив для своего ребенка я не вижу.
Оксана Галькевич: А он у вас на юриста учится, я правильно понимаю?
Зритель: Да-да. Все у нас упирается в финансирование. Я когда училась, мы могли и 3, и 4 высших образования получить, потому что все это было доступно и бесплатно, и так же все курсы повышения квалификации и все на свете. А сейчас у многих людей нет возможности, просто нет.
Иван Князев: Сейчас все за деньги.
Оксана Галькевич: Анна, ну я надеюсь, что все-таки ваш сын благополучно закончит, что вы справитесь с этой задачей. Но вот действительно, смотрите, цена высока, раньше у нас было больше возможностей как-то сменить сферу деятельности без каких-то экономических затрат, потерь. А сейчас вот, оказывается, нашим выпускникам нужно быть более цельно, так скажем, сформированными к окончанию школы, четче понимать, куда идти и чем заниматься, потому что стоимость ошибки выше гораздо.
Владимир Таллер: Безусловно, с одной стороны. С другой стороны, мы начали с вами говорить о том, что постоянно в течение жизни приходится повышать квалификацию, переучиваться, каким-то образом поднимать уровень знаний, иначе просто отстанешь и выпадешь из общего потока. Но в этой ситуации почему-то, это идет из былых привычек, согласитесь, что самое главное – вложение в себя, вложения в здоровье, вложения в знания, вложения в профессию, то есть наращивание собственного капитала. И безусловно, это стоит денег. Я не сторонник того, чтобы говорить, что да, нужно снижать, скорее нужно увеличивать количество бюджетных мест, когда могут люди учиться бесплатно…
Оксана Галькевич: В стране, где 19 миллионов бедных, так, на секундочку.
Владимир Таллер: Безусловно, с одной стороны.
Оксана Галькевич: Но бедный – это же не значит, что человек, его ребенок должен остаться без образования.
Владимир Таллер: С другой стороны, почему у нас такое стремление к получению высшего образования? Это с одной стороны прекрасно, есть чему порадоваться, когда есть желание получить знания. С другой стороны, мы с вами видим, востребованы кто сегодня? Люди с образованием профессиональным среднего уровня или без высшего.
Оксана Галькевич: Владимир Михайлович, так дело в том, что не только высшее у нас платное, у нас и среднее платное, у нас всякое…
Владимир Таллер: Среднее разное, там плата совсем другая, получение специальности другое по цене.
Оксана Галькевич: Тем не менее.
По поводу soft skills, гибкие навыки, такое очень распространенное сейчас выражение, о котором вы вспомнили. Что это такое, давайте переведем нашим зрителям, и кому это нужно?
Иван Князев: Потому что ругаются уже в чате, не только я один.
Владимир Таллер: Значит, в 2016 году на знаменитом Давосском форуме были озвучены впервые эти навыки. Их основных 10, но можно назвать больше, я вам очень быстро их перечислю. Это навыки в первую очередь эмоционального интеллекта…
Оксана Галькевич: Эмоционального интеллекта?
Владимир Таллер: Что такое эмоциональный интеллект?
Оксана Галькевич: Да, давайте сразу.
Владимир Таллер: Очень коротко: это возможность управлять своими эмоциями, а не наоборот, когда эмоции управляют вами, и здесь очень глубокие понятия начинаются, это возможность управлять самим собой в разных ситуациях, готовность находить решение в этих ситуациях. Это креативность, критическое мышление, возможность решения задач, многозадачность к решению проблем, клиентоориентированность, гибкость мышления, умение вести переговоры. То есть на самом деле целый комплекс того, что мы очень точно не можем сформулировать при приеме на работу. Мы можем сформулировать какие-то требования в соответствии с должностными инструкциями к специалисту, который закончил какой-то инженерный ВУЗ, технический или даже творческий, понимая, кого мы ищем при заполнении вакансий.
Иван Князев: Ну не всегда, я бы здесь с вами немножко поспорил, потому что сейчас есть такие интересные собеседования, такие анкеты там дают заполнять… Я даже читал, не только читал, даже слышал про такие, чтобы выявить, как вы называете, креативность и так далее, нестандартное мышление у соискателя.
Владимир Таллер: Это как раз уже внедренные элементы того, что начинают определять soft skills помимо профессиональных навыков. То есть сегодня пришли к выводу, одним из лидеров этого является Герман Греф как руководитель крупнейшей организации, говоря о том, что да, приходят специалисты после ВУЗа, которые по вакансии набираются хэдхантерскими службами или агентствами, HR-службами отбираются. Но люди, придя на работу, не выполняют тех ожиданий, которые есть, ожидания не оправдываются, поскольку профессиональные навыки есть, а человек не справляется.
Как определить лидера? Ведь на самом деле… Вот я преподаю в Высшей школе экономики и могу вам сказать, что буквально на первой лекции со своими студентами я провожу некие минимальные тесты. И вопрос, оказывается, заключается в том, что, во-первых, коммуницировать не умеют… Вы не представляете, насколько люди сегодня, сидя в гаджетах, студенты…
Оксана Галькевич: …не умеют общаться.
Владимир Таллер: …не умеют общаться, они не знают, кто рядом с ними, это элементарные вещи. А как они потом впоследствии будут работать? А у нас направление «Менеджер», как они будут руководителями, как они будут управленцами, если они не могут эти вещи делать?
Оксана Галькевич: С людьми работать, да.
Владимир Таллер: Ну и так далее. То есть вопросы заключаются в том, что нужно, на мой взгляд, и я очень большим сторонником этой теории являюсь, научиться тестировать себя, разбираться в себе, для того чтобы правильно и максимально использовать собственные возможности.
Оксана Галькевич: Вы знаете, я вот сегодня, как раз у меня есть приложение к банку, которым руководит в данном случае Герман Греф, у них такие, как в Instagram, stories. Вот как раз сегодня stories они выложили, посвященную этим soft skills. Я так почитала, там все в кратком изложении как раз: ответственным надо быть, нужно быть открытым, креативным, не бояться предлагать какие-то новые решения в проблемах и так далее, не бояться делать ошибку, то есть получать в нашем случае по голове. И я подумала, что это, знаете, такие очень общие формулировки по поводу soft skills, это надо быть хорошим парнем или дивчиной и главное не бояться брать на себя ответственность и предлагать новое. Это как-то несколько против нашей, как сказать, устоявшейся культуры.
Владимир Таллер: Знаете, интересная вещь…
Оксана Галькевич: У нас инициатива-то наказуема, у нас, извините, пятая точка горит, когда мы что-нибудь пытаемся предложить, нам страшно.
Владимир Таллер: Знаете, интересная вещь. Я часто со своими оппонентами на эту тему разговариваю: а попробуйте себе задать вопрос, попробуйте двумя словами сказать, чем вы занимаетесь, пятилетнему ребенку. Что вы производите? Как только человек начинает внутри себя об этом задумываться и на эту тему генерировать некие идеи и мысли, он переходит в другое измерение, потому что получается ситуация, в которой он четко понимает… Хорошо, мы говорим, сегодня… Вы знаете, кстати, самый высокий процент работы по специальности у врачей, 95%.
Оксана Галькевич: Девять лет учился, конечно.
Владимир Таллер: Девяносто пять процентов. Но в этой ситуации любой врач в принципе достаточно легко может сказать, кем он работает, объяснить: я лечу людей. А как это объяснить работнику…
Иван Князев: Оксана, кем мы с тобой работаем?
Владимир Таллер: …телевизионного цеха, любой креативной специальности или там, не знаю, проще, наверное, водителю автомобиля сказать, что он возит грузы или людей, но тоже, в общем, есть вопросы, куда, зачем, как и так далее. А когда мы начинаем внутрь заглядывать и смотреть на бизнес-процессы, которые проходят в любом предприятии, в любой экономике, то тогда возникает вопрос: а что я произвожу?
Вот смотрите, очень интересная вещь. Ко мне как-то пришел с вопросом на консультацию человек, который имеет несколько высших образований, он говорит: «Мне не хватает образования психолога», – хотя работает человек на очень высокой специальности. Я спросил, почему. Он говорит: «Ну как? Вокруг психологи, они говорят, мы профессионалы, а диплома нет». Подождите-подождите, то есть вы сейчас говорите о том, что вы потратите несколько лет, 2 или 3 года, получая вторую специальность, для того чтобы получить еще один диплом, чтобы что? Вы лучше будете оказывать услуги психолога, или вы больше будете зарабатывать, потому что дороже будут ваши услуги опять же, продукт, который вы производите? Ни то ни другое. Тогда возникает вопрос: вы когда приходите, например, в поликлинику и идете к врачу, вы идете к врачу, у которого больше дипломов на стене или о котором лучше отзывы?
Оксана Галькевич: Ну диплом в данной ситуации тоже важен. У нас есть врачи без дипломов, это вообще пугает.
Иван Князев: Давайте послушаем наших телезрителей.
Владимир Таллер: Давайте.
Оксана Галькевич: Ирина из Ярославля у нас на связи. Ирина, здравствуйте.
Иван Князев: Здравствуйте.
Владимир Таллер: Здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте. Мой вопрос относится к той сфере… Вот сейчас вы говорите о том, что хочет ребенок, он должен понять, чем он хочет заниматься.
Оксана Галькевич: Ага.
Зритель: Но создана ситуация в системе образования такая, что дети начинают с 8 класса… В 8 классе ребенок 1 сентября должен подать заявление на профильное направление, в 9 классе он получает баллы, по балльной системе должен пройти в 10-й. Так вот дети…
Я вам приведу пример: желающих изучать математику, физику, престижные направления, гораздо больше, чем предоставляет школа мест, понимаете? И ребенок, идя в 10 класс, по конкурсу проходит куда-нибудь на историю, то есть на гуманитарные предметы, не туда, куда бы он хотел, кем бы хотел быть, понимаете? Это начинается еще до того, как ребенок куда-то поступит. То есть ситуация, что дети реально понимают, что они загнаны в какой-то угол.
Вот как с этим быть? Да, он хочет, да, он определился, но уровень образования настолько высок, что государство… Я не знаю, если есть престижные направления, тогда почему не предоставляют школы реально 100 мест, а предоставляют 75?
Оксана Галькевич: Вы имеете в виду высшую школу, почему нет бюджетного набора такого?
Зритель: Нет, не высшая школа.
Оксана Галькевич: А что?
Владимир Таллер: В старших классах.
Зритель: Это вот идут старшие классы.
Оксана Галькевич: А, старшие классы, понятно, да.
Зритель: То есть идет конкурсная система принятия уже в 10 класс.
Оксана Галькевич: А, отбор уже в старшие классы.
Зритель: То есть ребенок и хотел бы изучать, но уже не может, и он дальше не сможет поступить в высшее заведение, потому что у него не будет профильного образования, он не сможет сдать профильный предмет.
Оксана Галькевич: Да, Ирина, спасибо, очень мало времени. Ну что, вот ваша точка зрения, Владимир Михайлович?
Владимир Таллер: Можно я вам отвечу словами Чарльза Дарвина?
Оксана Галькевич: У нас с профориентированием беда? Тридцать секунд у нас осталось, я прошу прощения.
Владимир Таллер: Словами Чарльза Дарвина: выживают не самые сильные или самые умные виды, а те, которые лучше других приспособлены к изменениям. И в этой ситуации возникает вопрос, что да, понятно, на всех мест зачастую не хватает. Но тогда возникает вопрос, кто проявляет более лидерские качества, кто лучше в профессиональном смысле подготовлен, у того больше шансов.
Иван Князев: Естественный отбор.
Оксана Галькевич: И главное, если вы определились со своей мечтой, значит, надо следовать за ней.
Владимир Таллер: Два вопроса буквально в конце, два момента, которые хотелось бы отметить.
Оксана Галькевич: Очень коротко.
Владимир Таллер: Очень коротко. У одного из очень уважаемых людей я спросил, что бы он посоветовал будущим поколениям. Знаете ответ какой? – «научиться мечтать».
Оксана Галькевич: Спасибо.
Иван Князев: Спасибо. Владимир Михайлович Таллер, кандидат экономических наук, эксперт по карьерному росту, был у нас в гостях.
Владимир Таллер: Спасибо.
Оксана Галькевич: Мы, друзья, с вами не прощаемся, впереди у нас подведение итогов опроса для рубрики «Реальные цифры». Мы спрашивали вас всю неделю, сколько денег вы тратите на еду, на питание.