Владимир Якушев: Давайте будем эффективными собственниками, чтобы ни одно решение по нашему жилью не было принято без нас
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/vladimir-yakushev-33647.html Спросите министра. Объем федерального финансирования национального проекта «Жилье и городская среда» составит более 600 млрд рублей до 2024 года. Он включает четыре магистральных раздела: ипотека, жилье, формирование комфортной городской среды, сокращение аварийного фонда. Детали нацпроекта обсуждаем в прямом эфире с министром строительства и ЖКХ России Владимиром Якушевым.
Константин Чуриков: Вот вы нам часто пишете, что, мол, хватит приглашать в эфир теоретиков, хотим говорить с людьми, которые за что-то в нашей стране отвечают. И вот по вашим многочисленным просьбам сейчас именно такой человек у нас в студии – федеральный министр.
Оксана Галькевич: А именно министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Владимир Якушев. Владимир Владимирович, здравствуйте.
Владимир Якушев: Здравствуйте.
Константин Чуриков: Здравствуйте.
Оксана Галькевич: Владимир Владимирович, давайте сразу скажу зрителям, как с нами, то есть с вами, можно связаться. Друзья, работает SMS-портал 5445, номер у вас на экране, или телефон прямого эфира в нашей студии 8-800-222-00-14. Все это совершенно бесплатно, нелишним будет напомнить, включено, работает, ждем ваших звонков и сообщений.
Константин Чуриков: Я поясню, что наш гость на посту министра только 4 месяца, наверное, еще как-то рано спрашивать о личных достижениях на посту. Но вот сразу предупреждаю уже вас, что вопросы у нас острые, спрашивать все равно будем по полной программе и зрителей к этому призываем.
Владимир Владимирович, вот смотрите, до 1 октября, то есть уже в ближайшие дни, будет утвержден национальный проект «Жилье и городская среда». Его основные параметры, основные контуры? Решит ли он главные жилищные проблемы россиян?
Владимир Якушев: Ну да, действительно до 1 октября должен быть утвержден паспорт национального проекта «Жилье и городская среда». Это проект, в который погружены 4 федеральных проекта. Первый проект называется «Ипотека», он посвящен как раз главному инструменту, формирующему спрос, это ипотека. Помимо этого там есть еще ряд мероприятий, которые формируют спрос на рынке жилья. Второй федеральный проект – это непосредственно «Жилье», он так и называется. Главный индикатор этого федерального проекта – это 120 миллионов квадратных метров жилья, которые мы должны ввести к 2024 году. И конечно, вокруг этой цифры сейчас идут такие серьезные дискуссии, баталии, сможем мы построить, не сможем мы построить, какие у нас ограничения сегодня есть инфраструктурного характера, финансового характера и так далее.
Но помимо того, что мы должны дать, скажем так, объем, в паспорте национального проекта и федерального проекта «Жилье» есть еще очень много вещей, которые влияют сегодня на рынок жилищного строительства. Обозначены такие мероприятия, как создание нормативной базы, которая утвердит новые подходы в строительстве жилья, которая утвердит новые технологии в строительстве жилья; нормативные документы, которые ограничат применение старых технологий. Естественно, мы будем работать на протяжении этих 6 лет с уменьшением административных барьеров, а их в стройке у нас более чем достаточно. Конечно же, мы будем смотреть и за тем, какие нормативные документы необходимо подправить, но не увлекаться этим… У нас стройка и так, скажем так, тема непростая, чтобы дополнительная регуляторика не сделала жилищное строительство еще более сложным.
Оксана Галькевич: Владимир Владимирович, вот вы перечислили столько пунктов, мы понимаем, что работа в рамках этого национального проекта предстоит очень большая. Вы однажды назвали национальный проект «Жилье и комфортная среда» суперамбициозным, так вы сказали в одном из интервью. Вот скажите, он очень сложен в исполнении – в какой части, вам кажется, работы предстоит больше всего и она будет сложнее?
Владимир Якушев: Все направления непростые, потому что я, допустим, не назвал еще одну очень непростую историю, которую нам предстоит решать в рамках уже сегодня новой команды, министерство над этим работает, конечно, это будет присутствовать в том числе в рамках нашего национального проекта, – это вопрос ценообразования в строительстве. Здесь тоже очень такой серьезный пул вопросов. А то, что касается суперамбициозности, – ну потому что построить 120 миллионов к 2024 году от базы 79 миллионов, согласитесь, это амбициозно, это серьезно, тем более что мы говорим о том, что жилье должно быть современным, жилье должно быть экологичным. Вот эти все требования совместить одновременно с объемами, конечно, очень амбициозно, и нам придется это делать.
Константин Чуриков: Но ведь жилье еще должно быть качественным. Вы знаете, в нашем эфире мы…
Владимир Якушев: Именно об этом я и говорил сейчас.
Константин Чуриков: …очень часто, к сожалению, показываем сюжеты, когда вот этот новострой становится уже новым аварийным жильем.
Давайте сейчас, может быть, посмотрим сюжет, некую зарисовку о том, как в Кирове целый микрорайон пытаются расселить уже 10 лет. Люди живут не просто в разрушенных домах, их можно назвать бараками. Подробности у нашего корреспондента Владислава Крысова.
СЮЖЕТ
Константин Чуриков: Как бы вы это прокомментировали, Владимир Владимирович?
Владимир Якушев: Ну мы немножко не договорили про наш национальный проект и про состав, наличие федеральных проектов, которые погружены в этот национальный проект. Так вот как раз четвертым федеральным проектом, который является частью национального проекта «Жилье и городская среда», является как раз ликвидация аварийного жилищного фонда. Поэтому сейчас мы находимся в такой достаточно плотной работе, потому что до 1 января мы должны запустить вот этот новый федеральный проект. Для этого нам необходимо еще создать всю необходимую нормативную базу, с 1 января 2019 года эта программа заработает на территории Российской Федерации. Потому что я вот чисто внешне смотрю, конечно, мы анализировали тот фонд, который в этой программе попадет как раз под снос, это как раз, как правило, на территории Российской Федерации вот такие двухэтажные деревянные дома или, как мы их привыкли называть, бараки, барачного типа, основная масса именно этих домов в течение 6 лет будет подлежать расселению. Поэтому я думаю, что это вот как раз, скажем так, те дома, которые попадут в эту программу.
Константин Чуриков: Владимир Владимирович, у нас в стране так заведено, многое решается в ручном режиме. Там вот дедушка с бабушкой живут, жалко их, хочется, чтобы они поскорее дождались расселения. Можно ли с вашей помощью каким-то образом, хотя бы давайте этому дому поможем, как-то рассмотрим этот вопрос?
Владимир Якушев: Давайте, конечно, рассмотрим, потому что я больше чем уверен, что наверняка эти дома сегодня уже есть в региональной программе, и мы, конечно, постараемся сделать все, чтобы этот дом попал в эту программу.
Оксана Галькевич: Давайте первый звонок примем, в прямом эфире Челябинская область, Булат у нас на связи. Булат, здравствуйте, говорите, пожалуйста.
Зритель: Здравствуйте. Город Златоуст. Я стою с 2003 года на очереди, федеральная очередь как ветеран боевых действий, уже 15 лет. Что-нибудь двигается в этом плане, деньги выделяются на это, на эту очередь?
Константин Чуриков: Спасибо.
Зритель: Правительство идет какое-нибудь целенаправленное или нет?
Константин Чуриков: Вот проблема очередников, потому что там очень много тоже загадок и вопросов.
Владимир Якушев: Да, действительно, у нас сегодня достаточно большое количество категорий, на которые есть государственные обязательства по обеспечению жильем. В рамках государственной программы ежегодно на эти программы выделяются федеральные ассигнования, и очередность уменьшается. Конечно, хотелось бы, чтобы этих денег было больше, и у нас есть достаточно такие серьезные программы, допустим, такая программа, как переселение из районов Крайнего Севера, там огромное просто количество людей, поэтому мы сейчас тоже думаем над тем, как нам посмотреть и может быть изменить подходы, только не в сторону того, чтобы как-то ущемить интересы людей, а как-то вот сконцентрировать денежные ресурсы, чтобы по таким направлениям очередность двигалась гораздо быстрее.
И вот как раз то, что Булат сказал, вот эта категория, по ней сегодня действительно каждый год тоже выделяются определенные денежные средства. Двигается очередь, но, конечно, хотелось бы, чтобы эта очередь двигалась, наверное, быстрее, в том числе и Булату. Поэтому мы занимаемся анализом сегодня и очередности в том числе в Минстрое, в ближайшее время, вполне возможно, будут какие-то определенные новеллы, о которых мы сразу поставим в известность.
Оксана Галькевич: Владимир Владимирович, я посмотрела на планы по темпам ввода жилья до конца этого года, примерно в районе 80-86 миллионов квадратных метров, такие показатели. Но ведь мало построить, нужно еще покупателя на это жилье найти, я правильно понимаю?
Владимир Якушев: Конечно.
Оксана Галькевич: Это рынок. А как быть с покупателем, который в последние годы попал в несколько такую непростую жизненную ситуацию? Мы знаем, что падают реальные доходы населения, покупательская способность. Вы не опасаетесь, что те амбициозные цели, которые Минстрой уже обозначил, могут быть, так скажем, новой реальностью скорректированы?
Владимир Якушев: Опасаться можно чего угодно, но есть поставленные задачи и цели, к которым мы должны стремиться. Мы реально отдаем себе отчетность в том, что вопросы спроса и предложения должны быть сбалансированы. Если у нас идет разбалансировка, действительно, вы правильно сказали, мы можем попросить, но не продать, с другой стороны, если мы не строим сегодня, а есть огромный спрос, соответственно, жилье дорожает. Поэтому очень важно, чтобы был вот такой баланс.
Поэтому чтобы эта программа двигалась и мы достигли той заветной цифры в 120 миллионов квадратных метров жилья, конечно, очень много факторов. К сожалению… Почему я говорю «к сожалению»? Потому что это не зависит ни от Министерства строительства, и наверное, от нас с вами тоже достаточно мало зависит, – это макроэкономические показатели. То есть в ближайшие дни у нас с вами на протяжении долгого времени ключевая ставка падала Центрального банка, а тут она подросла. Естественно, рынок сразу на это отреагировал, естественно, мы понимаем, что это создает определенную угрозу, потому что это ставки по ипотеке, это удорожание заемных средств застройщиков и так далее, то есть масса негативных последствий.
Константин Чуриков: Это инфляция, которая съест наши денежки и не позволит вложить их в квартиру.
Владимир Якушев: Совершенно верно. Поэтому, как вы говорите, есть ли опасения, есть ли какие-то рассуждения на эту тему, – конечно, и мы говорим о том, что сегодня рынок жилищного строительства не стоит сам по себе особняком, мы не сможем сделать отдельное государство в государстве, сделав какое-то государственное регулирование на цены, на спрос и так далее, как это было в советские времена. В любом случае это все равно будет отражение нашей общей макроэкономической ситуации.
Оксана Галькевич: А вот в связи с этим вопрос по ипотеке. У нас в стране обширный ипотечный опыт уже сложился, мне кажется, у населения в последние годы. Опять же из показателей, из тех целей, которые обозначил Минстрой, до 50% довести число семей, которые будут иметь возможность пользоваться таким инструментом ипотечным, – как вы считаете, этот показатель не слишком ли рискованный, собственно, в тех экономических условиях, которые у нас сейчас есть, с теми перспективами, которые нам обозначили некоторые эксперты? С разных сторон, вы знаете, идут разговоры о сложных временах впереди. Не слишком ли это рискованный показатель в 50% семей?
Владимир Якушев: Давайте мы обратимся к указу президента. Если мы начнем его читать с самого начала, там сказано четко, что мы реализуем данный национальный проект в жестких макроэкономических условиях при растущих доходах населения и определенной ставке инфляции не более 4%. Поэтому… Там еще есть ряд показателей, которые мы должны в макроэкономике держать. Если вот эти вещи у нас будут исполняться, то конечно, мы и получим этот результат. Это ни в коем случае не говорит о том, что я пытаюсь найти уже какие-то отходные пути…
Константин Чуриков: Вот, я хотел спросить как раз.
Владимир Якушев: …да, дабы не реализовывать национальный проект, – ни в коем случае, потому что указ президента есть указ президента, это руководство к действию. Поэтому и национальные проекты, и все наши действия, действия сегодня министерства и не только министерства, потому что, допустим, за федеральный проект «Ипотека», который входит в национальный проект, отвечает Минфин, это непосредственно их функционал.
Оксана Галькевич: Вопрос в том, как этот инструмент – важный, нужный – сделать наиболее безопасным для человека со средним доходом в нашей стране или даже, может быть, не всегда.
Владимир Якушев: Этот инструмент будет для человека со средним доходом безопасным в том случае, если это будет достойная процентная ставка, сегодня то, что касается показателей нашего национального проекта, она должна быть менее 8%, мы к этому должны стремиться, тогда мы можем как-то рассчитывать на все те показатели, они между собой очень серьезно взаимосвязаны. Но если мы будем говорить о том, что здорово было бы, если бы эта ставка была ниже 8%, если она будет ниже 7%, то будет еще лучше.
Константин Чуриков: Я просто дополню то, что вы только что говорили: тут не так давно было любопытное исследование «ФинЭкспертизы» о том, сколько среднестатистический россиянин на среднестатистическую зарплату в своем регионе может себе позволить купить квадратных метров жилья.
Владимир Якушев: Да.
Константин Чуриков: Если вычесть преуспевающие регионы, в том числе Тюменскую область, которую вы раньше возглавляли, например, в Калужской области за месяц можно накопить на 75 квадратных сантиметров, в Ульяновской области на 64. Понятное дело, что с этим надо что-то делать.
Давайте послушаем нашего зрителя, это Юрий из Москвы. Добрый вам вечер, Юрий.
Оксана Галькевич: Здравствуйте, Юрий.
Зритель: Да, добрый вечер. Кратко вам хочу сказать, какая проблема. Объект – западные ворота столицы, Одинцовский район Московской области. Объект начал строительство, должен был начать строительство в 2002 году, до сих пор объект недостроен, хотя усилиями губернатора Московской области Воробьева у недобросовестного застройщика (организация «Союз-Возрождение») 2 года назад объект отобрали. Но этот застройщик, который не вложил в объект ни копейки денег, вывел на себя сотни квартир и машино-мест. Я в 2003 году полностью оплатил 2-комнатную квартира и машино-место, и сейчас я не только не получил ничего, но не могу добиться от администрации Одинцово, от Министерства строительства Московской области, от Госстройнадзора, от правительства. Прошу помочь нового министра в этом вопросе. Спасибо вам за внимание.
Константин Чуриков: Спасибо.
Владимир Якушев: Давайте. Ну что я в этом случае могу ответить? Я возьму на контроль этот вопрос, постараюсь нашему телезрителю в этом вопросе помочь.
Константин Чуриков: Вы знаете, поскольку программа, о которой мы сейчас говорим, называется «Жилье и городская среда», вот только что (у нас разные способы связи с нами есть) по электронной почте Елена Мишина нам прислала следующее письмо: «Уважаемый Владимир Владимирович! В регионе, где живет моя семья (Камчатский край), новостроек практически нет, благоустройство в виде тротуарной плитки, как на Садовом кольце, мы видим только по телевизору. В отдаленных районах много аварийного жилья. Что новый нацпроект может изменить для регионов, потому что Москва, я уверена, будет строиться и без всяких нацпроектов? С уважением, Елена». А правда?
Владимир Якушев: Еще один федеральный проект, четвертый, мы как раз уже можем тогда подвести итог, что прошлись по всему национальному проекту, включая все федеральные, он называется «Городская среда», – это как раз та программа, которая была апробирована в этом году, когда практически в ней принимали участие все субъекты Российской Федерации. За счет денежных средств, которые выделялись из федерального бюджета, обустраивались общественные пространства и дворовые территории. В принципе эффективность этой программы себя показала, мы увидим, что в разных субъектах Российской Федерации, в разных муниципалитетах потребность такая есть, люди хотят сегодня не просто, наверное, жить в хорошем жилье, но и помимо этого иметь приличный двор, парковку, стоянку.
И конечно же, то, что касается наших городов, наверное, и какой-то хороший парк, где можно прогуляться и получить удовольствие от того, что ты находишься сегодня на улице любимого города. Поэтому то, что касается национального проекта, мы эти мероприятия продолжаем, субъекты Российской Федерации в этом будут принимать самое непосредственное участие. Они будут формировать свои собственные региональные и муниципальные программы и на базе этих программ уже будут стремиться к тому, чтобы городскую среду…
Константин Чуриков: …оно все выглядело вот так, как у нас за спиной, да?
Оксана Галькевич: Чтобы было не хуже, чем в Москве?
Владимир Якушев: Ну я боюсь, что, наверное, как в Москве, давайте все-таки будем говорить откровенно, наверное, не получится, потому что это достаточно серьезные финансовые вложения. Но стремиться к этому необходимо, и на протяжении 6 лет мы будем этим заниматься.
Оксана Галькевич: Чтобы было достойно, скажем так.
Владимир Якушев: Да.
Оксана Галькевич: Давайте звонок послушаем еще один у нас, Ольга из Московской области.
Константин Чуриков: Давай еще Людмилу из Забайкалья.
Оксана Галькевич: Людмила из Забайкальского края. Людмила, здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте. Можно говорить?
Константин Чуриков: Нужно.
Оксана Галькевич: Можно.
Зритель: Владимир Владимирович, к вам обращаемся с большой надеждой от имени 400 жителей Читы. В центре Читы на площади 3.7 гектара находится 18 неблагоустроенных бараков, построенных в 1937-го по 1950-е гг. Ремонт и реконструкция этих домов нецелесообразны. Объявлен аукцион на застройку этой территории, проект очень хороший, красивый, 300 мест детских сад, центр территории будет благоустроен красиво. Но застройщики отказались от участия в аукционе, так как проект очень затратный, дома расположены близко, 144 квартиры нужно для расселения. Застройщики рассматривают вопрос, но просят застроить на паритетных началах с частичным государственным финансированием. Помогите, пожалуйста, расселить хотя бы на этой территории 3 или 4 аварийных дома, и тогда застройщики освоят эту территорию. Мы очень ждем и надеемся на вас, так как эта программа очень хорошая будет для города.
Оксана Галькевич: Спасибо, Людмила.
Константин Чуриков: Спасибо.
Владимир Якушев: Есть такой механизм, предусмотренный Градостроительным кодексом, я понимаю, именно о нем идет разговор, это развитие застроенных территорий, когда есть определенная территория, на ней, как правило, находятся дома, которые подлежат сносу, в аварийном состоянии, объявляется муниципалитетом аукцион, и муниципалитет отдает эту территорию конкретному застройщику, который, осваивая эту территорию и делая там новую застройку, одновременно, естественно, берет на себя обязательства расселить данные аварийные дома. Поэтому я думаю, именно о таком проекте идет речь. Количество бараков 18, как было названо, действительно, как правило, такие проекты достаточно затратны, инвестор исходит из места расположения, наличия сетей, потому что это все утяжеляет очень серьезно его проект сноса этих аварийных домов, когда начинают считать финансовую модель, не всегда все здорово получается. Поэтому тут надо, естественно, смотреть, и быстрее всего, что финансовая модель по инвестору не складывается, нужна какая-то поддержка, естественно, в первую очередь здесь нужна помощь местных властей. Мы со своей стороны посмотрим.
Константин Чуриков: Тут просто можно сразу двух зайцев убить: и с аварийным жильем разобраться, и городскую среду благоустроить.
Оксана Галькевич: Мы никого не будем убивать, без кровожадности.
Владимир Якушев: Да, именно об этом идет речь, потому что этот механизм позволяет в том числе за счет небюджетных источников, когда это деньги инвесторов. Но еще раз повторюсь, это действительно должен быть достаточно интересный с точки зрения бизнеса участок, потому что там тогда и цена квадратного метра должна быть соответствующая, потому что стоимость аварийных домов, которые сносятся, вся войдет в себестоимость проекта и в стоимость квадратного метра. И когда будет реализация уже новых квартир, инвестор должен эти деньги все вернуть. Поэтому, как правило, это всегда центры городов, потому что именно там продается это все гораздо быстрее, либо спальные районы, но с очень хорошей транспортной доступностью. Поэтому когда это совпадает, такие проекты «летают».
Оксана Галькевич: Владимир Владимирович, а почему так часто получается, что люди, которые прежде жили в аварийном жилье и попадают наконец в эту программу, наконец им выделяется жилье, но они снова оказываются в каком-то жилом фонде не слишком хорошего качества? И как с этим бороться, что с этим делать?
Владимир Якушев: Такие истории есть, и об этом надо говорить, потому что предыдущая программа, которую мы реализовывали на территории Российской Федерации, случаи такие были. Не скажу, что они носили системный характер, но они были неоднократными, когда качество жилищного фонда, куда переселяли людей из аварийного, оставляли желать лучшего. Данные проекты, естественно, находятся на контроле местных властей, конечно, здесь надо смотреть, нужно четко отбирать застройщика, который будет строить жилье, для того чтобы переселять, и понимать историю этого застройщика, насколько он обладает компетенциями, что он до этого построил. Нужно, конечно же, смотреть, где строится это жилье, потому что бывали случаи, когда жилье, куда переселяли людей из аварийного жилья, просто строилось на пустыре, то есть ни о какой среде там мы уже с вами не говорим.
Оксана Галькевич: В чистом поле.
Владимир Якушев: И транспортная доступность вызывала вопросы. Но как раз Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрировала этот проект, вы знаете, что подключалось еще множество общественных организаций (ОНФ, «Единая Россия»), кто, в общем-то, смотрел, как реализуются эти программы на территориях, и в целом вот по таким сигналам отрабатывали и либо ремонтировали потом и приводили в нормативное состояние жилье, которое не соответствовало этому, либо были даже случаи, когда застройщик за собственные деньги переселял в более качественное жилье, были и такие вещи.
Поэтому я хочу сказать о том, что учитывая предыдущий опыт расселения, когда мы сейчас входим в такую серьезную 6-летнюю программу, мы все эти ошибки будем учитывать. И когда будут выделяться денежные средства в конкретный субъект Российской Федерации, мы, конечно, уже понимаем, где какая сегодня региональная и муниципальная команда работают, потому что от этого очень много зависит, потому что данный проект с точки зрения администрирования очень непростой. Мы, конечно, будем смотреть и уделять внимание, как сегодня развит строительный комплекс, и есть ли там подрядчики, готовые построить качественное жилье, чтобы туда переселить людей. И вот набор этих факторов как раз и будет влиять на то, как мы будем поддерживать тот или иной субъект Российской Федерации.
Константин Чуриков: Я вот все вспоминаю, пару лет назад, по-моему, было это заседание, где Владимир Владимирович Путин спрашивал как раз, как идет программа расселения по регионам. Это закончилось, кажется, отставкой главы одного региона, одной республики, там уже на выход, предупреждение другому…
Владимир Якушев: …и, по-моему, двумя выговорами.
Константин Чуриков: Да-да. Вот от чего это зависит? Смотрите, есть программа, есть средства, вы это направляете в регионы: один что-то делает, шевелится, а другой просто ждет, когда его Владимир Владимирович Путин вызовет на ковер и с него спросит.
Владимир Якушев: Две все-таки основные причины. Я еще раз говорю, что это профессиональная работа региональных и муниципальных команд, потому что там есть вопросы регионального уровня, там есть вопросы муниципального уровня. Но вы знаете, что у нас существует такая проблематика, когда между муниципальными и региональными властями не всегда мир. И вот эта проблема может здесь сыграть в минус, и такие моменты были.
Второй момент – это профессионализм тех людей, которые как раз занимаются программой расселения. Ну и третье, то, о чем я сказал: если сегодня нет достаточно крепких строительных компаний на территории, разогнать эту программу очень сложно. Очень сложно разгонялась предыдущая программа особенно в сельской местности, к сожалению, за последнее время мы не так много строили жилья в сельской местности, а хорошие строители существуют тогда – не только существуют, а работают, хорошо строят, – когда они имеют постоянный заказ. Поэтому то, что касается сельской местности, учитывая, что объемы там упали, поэтому постоянного заказа не было, соответственно, и организаций, имеющих хорошие компетенции, тоже не было.
Оксана Галькевич: Инвестор туда не идет, да, туда не идут деньги?
Владимир Якушев: Туда сложно идет инвестор, потому что сельская зона, не такая высокая цена на квадратный метр, поэтому, естественно, впереди шли именно те субъекты, кто сохранил сторонний комплекс, как раз в муниципалитетах, находящихся в сельской местности, они, конечно, шагнули гораздо вперед, а многим приходилось этот комплекс, скажем так, чуть ли не с нуля создавать. И сейчас очень важно, что вот у нас не такой большой перерыв получился, всего 1 год; команды еще, так сказать, не расслабились, находятся в таком хорошем тренаже…
Константин Чуриков: В тонусе.
Владимир Якушев: …в тонусе, для того чтобы продолжить эту программу, плюс строительный комплекс готов дальше работать на то, чтобы строить под расселение аварийного жилья. Поэтому мне кажется, что в стартовых позициях мы точно будем находиться лучше, чем это было с предыдущей историей. Ну а дальше опять же все зависит от того, как мы качественно будем работать и как будем администрировать прохождение этой программы.
Оксана Галькевич: Слово Ольге из Московской области. Ольга, здравствуйте, вы в прямом эфире.
Зритель: Здравствуйте. Я хотела бы поднять такой вопрос и спросить, правомерны ли действия управляющих компаний, которые навязывают услуги консьерж? Стоимость устанавливают сами, 500-600 рублей с квартиры. Будут ли когда-нибудь рассчитаны нормы? Это же платная услуга, дополнительная. При неоплате они начисляют пени и считают, что это за коммунальные услуги…
Константин Чуриков: Ольга, подождите, сколько у вас квартир в вашем подъезде, что так дорого берет консьерж?
Зритель: Квартир 17.
Константин Чуриков: Так.
Зритель: Это управляющая компания «Люберцы». Пенсионеры просто страдают, проверить эти подписи невозможно, ссылаются на собрание жильцов, но фальсификация там или что, куда мы ни обращались, бесполезно. С одной квартиры берут 454 рубля, пенсионерам, например, и малообеспеченным очень трудно платить. И если не оплачиваешь – вот я не оплачиваю – грозят отключить водоотведение, начисляют пени, мне уже начислили по 500 рублей за каждый месяц. Это же услуга платная, дополнительная, она же не относится к коммунальным услугам.
Константин Чуриков: Да, Ольга, понятно.
Оксана Галькевич: Спасибо, Ольга.
Константин Чуриков: Спасибо. Можно еще поставить электронный замок, конечно, и не мучиться.
Владимир Якушев: Можно, конечно, все сделать, вопрос просто в том, что как всегда у нас возникает вопрос о том, что это, конечно, решают сами граждане, решают на собраниях. Насколько активно граждане принимают участие во всем этом. Но, к сожалению, мы такую отрицательную практику тоже имеем: у нас бывают случаи, когда мы очень серьезно вмешиваемся и разбираемся в том числе с органами прокуратуры, когда есть по два протокола одних и тех же собраний, потом выясняется, что один из них сфальсифицирован, либо там не было необходимого количества людей на этом собрание, принято решение, а потом идут разборки, какой все-таки протокол правильный, и так далее. Такие случаи не единичны, я, естественно, этот сигнал тоже возьму на контроль.
Но я еще раз хочу, пользуясь случаем, обратиться к телезрителям, что все-таки давайте быть более активными и тем жилищным фондом, в котором мы сегодня живем, собственниками которого мы являемся, будем эффективными собственниками. И если сегодня проводится собрание, на это собрание надо обязательно прийти, занять активную позицию, чтобы ни одно решение не было принято без вашего личного участия. У нас все-таки еще здесь тоже достаточно много проблем, потому что активность граждан оставляет желать лучшего.
Оксана Галькевич: Это одна проблема. А есть другая проблема, собственно, с управляющими компаниями. Вы знаете, я не погрешу против истины, если скажу, что мы каждый день получаем жалобы на работу управляющих компаний десятками, иногда, если тему какую-то обсуждаем, то и сотнями, и до нескольких тысяч доходит. Жалуются, жалуются и жалуются. Такое ощущение вообще складывается, что в управляющих компаниях люди работают не всегда профессиональные: вот деньги они научились собирать, а работу работать, простите, не научились. Вот как с кадрами в этой сфере, с уровнем профессионализма?
Владимир Якушев: Ну вы знаете, что введен институт лицензирования, который помогает на данный момент, в общем-то, получая лицензию, в том числе иметь необходимые профессиональные кадры. Направление, скажем так, конечно, еще для нашей страны новое, потому что институт управляющих компаний не такой старый, и как всегда у нас бывает, вопрос с кадрами, конечно, есть. Запах денег чувствуем, денежки хотим…
Оксана Галькевич: Легких причем.
Владимир Якушев: Да, легких, а предоставлять услуги качественно, профессионально не хотим. Хотя, конечно, есть и масса положительных примеров, когда управляющая компании работают достаточно профессионально, и вот жители, в общем-то, довольны работой управляющих компаний. Поэтому здесь нам предстоит еще достаточно серьезная работа. Но я еще раз все-таки вернусь к своему предыдущему обращению и скажу, что если у нас не будет это все подкреплено… То есть, с одной стороны, это административные регламенты, нормативная база, это контроль со стороны соответствующих структур, с другой стороны, это все-таки инициатива граждан. И вот когда это улица с таким двусторонним движением, мы точно достигнем результата.
Константин Чуриков: Вы знаете, нам тут на этой неделе, мы тоже обсуждали тему управляющих компаний в нашем эфире, люди подкинули массу интересных всяких историй. Например, каждый год уже не помню в каком городе банкротится управляющая компания, на ее место приходит другая, с другим названием, но находится по все тому же адресу, работают в ней ровно те же самые люди. Вот как быть с этим откровенным жульничеством? Там же, извините, жулья-то много.
Владимир Якушев: Жулья много, и конечно, я тут с вами не могу не согласиться, что вопросов еще по работе отдельных управляющих компаний достаточно много. Поэтому у нас сегодня в субъектах Российской Федерации работают жилищные комиссии, у нас сегодня работают жилищные инспектора так называемые, у них достаточно серьезный статус. Конечно, они на все эти вещи должны реагировать. И самый главный, наверное, и важный момент в таких делах и некрасивых историях – это, конечно, акты прокурорского реагирования: прокуратура совместно с Жилищной инспекцией должна четко работать и реагировать на все такие сигналы, добиваться того, чтобы права граждан были восстановлены.
Оксана Галькевич: У нас еще один звонок, Сибирь, Красноярский край, наша телезрительница Надежда. Надежда, здравствуйте.
Зритель: Алло.
Оксана Галькевич: Говорите, пожалуйста.
Константин Чуриков: Добрый вечер.
Зритель: Я из Краснодарского края, город Тихорецк.
Оксана Галькевич: А, из Краснодарского…
Константин Чуриков: Это нас дезинформировали, Надежда, извините.
Оксана Галькевич: Простите.
Зритель: У меня такой вопрос. Я стою на очереди с 1978 года, это 35 лет. В 2011 году я 5-я на очереди была, в 2018-м я стала 8-я, то есть я не вперед, я назад. Когда я обращаюсь в нашу местную мэрию (это Корякин Сергей Александрович), они мне говорят, что я хожу по лезвию ножа, то есть я в таких условиях… То есть стою на очереди, я не вперед двигаюсь, а назад. На это никто не реагирует, хотя сказали – и это вопрос к министру – что финансируют каждый год. Я этого не вижу. То, что я обращаюсь, – крышу накрыли, но не мне, соседям, просто смешно, это просто передача, где юморы…
Константин Чуриков: «Вокруг смеха», понятно.
Оксана Галькевич: «Смехопанорама»
Зритель: У меня такой вопрос. Можно поставить этот вопрос на контроль? Потому что местная власть не реагирует. Мне сказали, что я хочу по лезвию ножа, то есть то, что…
Константин Чуриков: Надежда, извините, я не понял, почему вы ходите по лезвию ножа. По-моему, те, кто вас выпихивают из очереди, ходят по лезвию ножа.
Владимир Якушев: И понять бы еще, что за очередь.
Оксана Галькевич: А спросите.
Зритель: Это мне так сказал Корякин Сергей Александрович, город Тихорецк, Краснодарский край, мэр мне так сказал.
Оксана Галькевич: Надежда, ответьте на вопрос, пожалуйста, какая у вас очередь, спрашивает вас министр Владимир Владимирович.
Зритель: Она сейчас 8-я, но она раздваивается, то есть в общей пофамильной я 2-я, а там 8-я. Вот я не пойму, какая я, то есть я не вперед двигаюсь, а назад. Никто контроля не несет.
Оксана Галькевич: Так, мы пошли по третьему кругу, мне кажется. Да, спасибо, Надежда.
Константин Чуриков: Мы пробовали вас понять. Спасибо, Надежда.
Владимир Якушев: Да. Хорошо, я возьму на контроль этот вопрос. Прозвучали и фамилии, и мэрия, мы разберемся тогда, что за очередь, почему она там…
Оксана Галькевич: …двигается не вперед, а назад.
Владимир Якушев: И кто там ходит по острию ножа.
Оксана Галькевич: Да, это, кстати говоря, очень серьезно, если действительно такие заявления со стороны каких-то ответственных лиц в сторону простых граждан звучат, это уже можно расценить как-то.
Вы знаете, я обратила внимание – и наши телезрители тоже это отмечают, – что мы в основном говорим о собственниках: мы говорим об ипотеке, мы говорим о людях зарабатывающих. Минстрой не занимается вопросом (может быть, так его можно назвать) социального жилья, которое может быть предоставлено работникам, из одного региона приехавшим работать в другой регион? У нас же есть тоже задача, поставленная президентом, повышать мобильность населения?
Владимир Якушев: Да.
Оксана Галькевич: Ипотека вряд ли, наверное, стимулирует переезжать из какого-то региона, допустим, из Пскова в Нижний Новгород или в какой-то другой город, чтобы взять там ипотеку. А вот если врач или учитель будет знать, что там будет предоставлено жилье, может быть, это как-то и поспособствует переезду?
Владимир Якушев: Да, еще одно направление, которым мы тоже будем заниматься и развивать этот институт, – это так называемое арендное жилье. Речь об этом идет я бы, наверное, сказал последние 3 года очень активно, потому что действительно у нас есть территории, где, наверное, требуется такая достаточно мобильность населения, плюс у нас растет новое поколение, мы все-таки, наверное, кто родом еще из Советского Союза, так уж у нас вбито в голове, что я чувствую себя спокойно, пока у меня в собственности есть жилье. Вот все-таки наши дети и наши внуки будут рассуждать несколько по-иному, потому что в первую очередь они будут жить там, где у них будет работа. И естественно, уже вопрос, находится это в собственности либо я могу взять в аренду эту квартиру, как это происходит во всем мире, это уже такой нормальный ход вещей, и мы с вами видим, что в крупных городах, в мегаполисах (Москва, Санкт-Петербург, другие миллионники) рынок арендного жилья уже достаточно серьезно развивается и активно двигается.
Поэтому в том числе и в этом направлении мы предполагаем достаточно серьезно двигаться на протяжении вот этой шестилетки, определенной указом президента, как мы говорим, нового такого политического цикла. И конечно, в этом направлении мы будем тоже серьезно развивать это направление. Потому что есть определенные города, где сегодня условно строится крупный нефтехимический комплекс. Мы прекрасно понимаем, что люди будут работать там, вполне возможно, вахтовым методом. Зачем этим людям покупать жилье в собственность? Конечно, гораздо проще реализовывать некий проект, чтобы у людей было арендное жилье, они прекрасно понимали, что на время работы, реализации проекта они спокойно живут, получают весь комплекс необходимых услуг, то есть это нормальное, современное жилье. После исполнения определенных функций они спокойно поднялись и поехал, это нормальное состояние вещей.
Константин Чуриков: Владимир Владимирович, а вам не кажется, что вот сейчас во всяком случае то, что мы видим, то, что рекламируется, то, о чем говорят, – это вот, знаете, какой-то пошел крен в сторону жилья бизнес-класса, премиум-класса. Вот вы заговорили о Советском Союзе – прекрасный советский опыт времен Никиты Сергеевича Хрущева, те самые хрущевки, которые решили колоссальную проблему в тот момент в стране. У нас есть утвержденный государством типовой проект типового дома, который наконец решает проблему этих бараков, этих каких-то трущоб в городе? Чтобы было проще возводить недорогое, качественное жилье, пускай даже маленькие квартирки, пускай, как говорил бывший первый вице-премьер, «кажется смешным, но люди там живут», – да, пускай кажется смешным, пускай будут маленькие, доступные, удобные квартиры.
Оксана Галькевич: Пусть люди там живут, самое главное.
Владимир Якушев: Вы знаете, что у нас есть такие понятия, как жилье эконом-класса, стандартное жилье и так далее, это как раз мы говорим о небольших квартирах, но квартиры, которые отвечают всем требованиям на данный момент. И когда мы особенно рассуждаем о государственных программах государственной поддержки, мы как раз именно об этом жилье и говорим. Поэтому такие стандарты на сегодняшний день существуют.
Константин Чуриков: Но это жилье тоже недешевое, оно все-таки кусается, кусается.
Владимир Якушев: Мы, наверное, все-таки с вами не можем построить жилье без дополнительного субсидирования государства, чтобы оно стоило ниже себестоимости, потому что любой квадратный метр, если он стоит 3 рубля, наверное, за 2 рубля мы продать его не можем. Поэтому если мы говорим о жилье, которое ниже себестоимости, то здесь мы должны говорить о неких субсидиях и государственной поддержке. Но если мы говорим о том жилье, о котором мы с вами на данный момент рассуждаем, то все, что касается государственных программ, именно в этом направлении мы и двигаемся.
Константин Чуриков: Я об этом спросил, потому что ровно сейчас пришла SMS из Алтайского края: «Как при зарплате 12 тысяч рублей взять ипотеку?» Вот как раз, видимо…
Оксана Галькевич: Никак, лучше не брать при такой зарплате ипотеку.
Константин Чуриков: Ага.
Оксана Галькевич: Вы знаете, вспомнили хрущевки, давайте тогда поговорим о реновации, причем о реновации, которая может шагнуть в регионы. Вы знаете, что появилась такая инициатива, наверное…
Владимир Якушев: Знаю, конечно.
Оксана Галькевич: Депутат Галина Хованская предложила распространить эту практику на некоторые регионы. Как вы к этому относитесь и как вы думаете, хорошо ли это, будет ли работать?
Владимир Якушев: То, что касается реновации, мы понимаем, здесь у нас как всегда новатор Москва, этот проект, хотя он был достаточно непростым, но уже сложили и уже приступили к реализации. То, что касается других городов, любая программа имеет право на жизнь, мы должны понимать, что и как мы будем делать, и самое главное, бюджет данной программы. Поэтому данный законопроект действительно на площадке Государственной Думы разрабатывается, и мы буквально на днях встречались как раз в комитете и обсуждали в том числе и данный законопроект, пока это все в обсуждениях. И мы, конечно же, должны понимать о том, заходя с программой реновации, источники ее финансирования и поддержки, потому что моя точка зрения, что четвертый федеральный проект в нашем нацпроекте «Аварийное жилье», наверное, более кричащая тема сегодня для России.
Константин Чуриков: Сейчас я уж не знаю, кричать или просто тихо говорить…
Владимир Якушев: Но я ни в коем случае не говорю о том, что мы не должны к этим предложениям как-то относиться сквозь пальцы; естественно, мы должны посмотреть, оценить новый законопроект, новые законодательные инициативы. И конечно же, я больше чем уверен, потому что в этом комитете работают достаточно серьезные профессионалы, уж они-то точно, давая такие предложения и предлагая эти вещи, вопросы бюджетирования тоже предусмотрели.
Константин Чуриков: О чем нам сейчас скажет культурно Антон из Петербурга? Надеюсь, крика не будет. Здравствуйте, Антон.
Оксана Галькевич: Здравствуйте, Антон.
Зритель: Алло, здравствуйте. Да, к сожалению, будет крик. Дело в том, что я хотел бы два вопроса задать. Во-первых, как у нас обстоит дело с расселением коммунальных квартир…
Оксана Галькевич: Вот.
Константин Чуриков: Петербургская тема.
Оксана Галькевич: Вот, кстати, я хотела задать вопрос, не зная, о чем будет говорить Антон…
Константин Чуриков: Антон, вы напишите второй ваш вопрос на SMS-портал.
Оксана Галькевич: …что для этого города, для Петербурга, для северной столицы, наверное, эта тема важнее, актуальнее многих, расселение коммунальных квартир, там по-прежнему грандиозный жилой фонд. Какая-то программа есть по расселению коммунальных квартир?
Владимир Якушев: То, что касается федеральной программы, федеральной программы на данный момент по расселению коммунальных квартир в городе Санкт-Петербурге нет, поэтому я думаю, что это все-таки в зоне ответственности непосредственно Санкт-Петербурга. В этом отношении, если от нас потребуется какая-то методическая помощь, вопросы регуляторики и так далее, мы, конечно, готовы и в этом отношении будем двигаться.
Константин Чуриков: Тут, видимо, знающие люди из Пермского края пишут вам: «Как новый министр примите принципиальное решение использовать при строительстве жилья для расселения только российское оборудование, а не импортное (оно тут называется, «Danfoss»), которое стоит космических денег. Это позволит снизить стоимость за метр квадратный».
Владимир Якушев: Принимается.
Константин Чуриков: Есть какие-то шаги? Да?
Оксана Галькевич: Очень много сообщений на нашем портале от многодетных семей. Пишет нам Алтайский край: «6 лет стою в очереди как многодетный отец на землю, 3 года очередь не движется вообще». По земле, кстати, есть у нас сообщения из других регионов, я просто проматываю, ищу, их очень много, сложно найти. Вот с этим вопросом, с многодетными семьями, с какими-то льготами в обеспечении их жильем что вы можете сказать?
Владимир Якушев: То, что касается многодетных семей, вы знаете, работает большая программа по предоставлению земельных участков, причем эти земельные участки должны предоставляться с инфраструктурой, то есть не просто земельный участок. Мы понимаем, что если там нет инфраструктуры – газа, света, воды, подведенной дороги, – то, конечно, дом построить там очень тяжело. Программа финансовоемкая, давайте прямо говорить, потому что подведение всей инфраструктуры к земельному участку стоит очень приличных денег. Они несколько разнятся по субъектам Российской Федерации, но в любом случае это приблизительно где-то 30% стоимости всего строительства, подведение сетей. Какие-то субъекты двигаются в этих вопросах быстрее, какие-то более медленно.
То, что касается выделения земельных участков и то, что в рамках полномочий Минстроя, у нас работает правительственная комиссия, которую возглавляет вице-премьер Виталий Леонтьевич Мутко. В рамках этой комиссии мы выделяем федеральные земли как раз под данную программу, чтобы эти земельные участки затем были предоставлены многодетным семьям.
Оксана Галькевич: Пришло просто, простите, сообщение из Тюменской области: «Когда в городе Ишиме начнут давать землю многодетным семьям?» Мы потом, может быть, какую-то сделаем подборку из этих сообщений и вам передадим.
Владимир Якушев: Конечно.
Оксана Галькевич: Очень много.
Константин Чуриков: Вообще есть предложение зрительницы из Приморья, чтобы мы вам просто передали все SMS, все тысячи, которые придут, чтобы окончательно парализовать работу вашего аппарата.
Владимир Якушев: Я для этого и пришел.
Константин Чуриков: Тюмень не могла не дозвониться сейчас в эфир. Раиса из Тюмени, здравствуйте.
Оксана Галькевич: Здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте.
Оксана Галькевич: Здравствуйте, слушаем вас.
Зритель: Спасибо за вашу передачу, что у вас такая передача, что мы видим наших руководителей. Я хочу обратиться к Владимиру Владимировичу. Переселять меня не надо. Владимир Владимирович, вас я поздравляю с назначением министром.
Владимир Якушев: Спасибо.
Зритель: И хочу сказать вам «спасибо». Думаю, будет всем приятно. Спасибо вам за Тюмень и за Читинскую область, что вы у нас пока были губернатором делали.
Владимир Якушев: Спасибо.
Зритель: У нас все продолжается в Тюмени и Тюменской области, не переживайте.
Владимир Якушев: Спасибо.
Константин Чуриков: Спасибо.
И все-таки снова о проблемах – Нижегородская область спрашивает по поводу обеспечения жильем инвалидов, социально незащищенных слоев. Тут очень много на самом деле всяких вопросов. Кстати, мы еще не поговорили о многодетных. Как быть?
Владимир Якушев: Мы с многодетных начали.
Константин Чуриков: С многодетных мы начали, хорошо, про инвалидов давайте.
Владимир Якушев: То, что касается инвалидов, тоже есть определенная очередность, выделяются финансовые ресурсы каждый год на решение данной задачи, данной проблемы. Программу никто не закрывает, она так же будет двигаться вперед. Опять же мы понимаем прекрасно, все зависит от наших финансовых возможностей.
Оксана Галькевич: Вы знаете, у меня еще такой вопрос. Мы все так или иначе ходим по городам, большим, малым, но так или иначе городам.
Владимир Якушев: Давайте зайдем в сельскую местность.
Оксана Галькевич: У нас сейчас такая проблема, у нас очень много многоэтажек.
Владимир Якушев: Да.
Оксана Галькевич: Есть серьезная категория людей, которые мечтают о развитии и наконец-то воплощении малоэтажной России. Что препятствует, так скажем, нашему низкоэтажному строительству, освоению наших территорий? Туго идет, правда?
Владимир Якушев: Я думаю, что по-разному идет, потому что если мы будем смотреть и анализировать ввод жилья, то в этом году ИЖС достаточно серьезно подтягивается. Есть субъекты Российской Федерации, где ИЖС уже более 50%. Хорошие примеры, я могу привести Белгородскую область, там достаточно хорошая программа, двигается много лет.
Оксана Галькевич: Вы имеете в виду именно новое жилье? Потому что мы смотрели на статистику, там может быть хитрость в том, что вот эти вот дома свои частные люди ставят на регистрацию.
Владимир Якушев: Я понимаю, о чем вы говорите.
Оксана Галькевич: Тогда статистика несколько лукава.
Владимир Якушев: Ну статистика несколько лукава, но тем не менее у нас есть четкое представление о том, где, в каких регионах эти программы уже действуют много лет и дают свой положительный эффект. И опять же я говорю, что картинка у нас несколько разная. Здесь два момента. Первый момент – это, конечно, наличие свободных земель недалеко от населенных пунктов. Как правило, мы же хотим жить в индивидуальном жилом доме, да еще желательно недалеко от мегаполиса; как правило, там со свободными землями сегодня уже напряженка. И второй момент – это, конечно, ограничение в инфраструктуре.
Оксана Галькевич: Наверное, главный момент.
Владимир Якушев: До этого мы с вами по многодетным семьям говорили, что это 30% стоимости дома. Для того чтобы инфраструктуру подвести, сделать, если ты сегодня строишь индивидуальный жилой дом и даже владеешь необходимым количеством финансовых средств, чтобы инфраструктуру завести к себе на участок, но дом-то находится в нескольких километрах от магистральных сетей, и протянуть одному тебе к этому дому, конечно, будет не под силу, потому что это несколько сотен миллионов рублей. Поэтому, конечно, все, что касается коммунальной инфраструктуры, – это еще одна проблема, которая достаточно серьезно тормозит развитие индивидуального жилищного строительства. Но в целом я могу сказать о том, что да, интерес к этому есть, люди строят, субъекты двигаются, и нужно сказать, что процент индивидуального жилья во вводе практически по всем субъектам Российской Федерации растет. Поэтому это как раз говорит о том, что ситуация меняется.
Константин Чуриков: У нас не так много времени осталось. Что вы считаете для себя главным вызовом на этом посту? Вот уже вы 4 месяца, наверное, немножко огляделись, освоились. Да, есть нацпроект, это понятно, его надо выполнить, иначе всем будет плохо. Но вот что для вас самое такое ключевое? Что вы себе вот лично сказали: «Вот если я это не сделаю, я не министр»?
Владимир Якушев: Вот вы знаете, у меня достаточно богатый опыт работы губернатором, и мне тоже постоянно задавали этот вопрос: «Владимир Владимирович, что важно сегодня? – здравоохранение, образование, строительство дорог, коммунальная инфраструктура, жилищное строительство, что?» И я всегда говорил: «Все». Вот сегодня все направления в министерстве архиважны. Мы разве можем сказать о том, что сегодня министр может позволить себе заниматься меньше коммуналкой, чем строительством, или наоборот? Ни в коем случае. Если мы сегодня берем какой-то блок, допустим, строительства, что важнее сегодня, техрегулирование или ценообразование? И то, и то важно: если мы там остановимся, то одно другому будет противоречить. Поэтому сказать о том, что сегодня является главным вызовом… Главным вызовом как раз, наверное, такая вот сбалансированность в работе министерства и его профессионализм – вот это главные вызовы, на которые я должен ответить.
Константин Чуриков: Я сейчас подумал, что стоило бы устроить какой-то флешмоб. Вот министр строительства и ЖКХ не побоялся выйти в прямой эфир и ответить на вопросы, может быть, еще министров будем приглашать?
Оксана Галькевич: Приходите, конечно, тем более что вопросы у нас продолжают падать и падать…
Константин Чуриков: Я имею в виду других министров, чтобы прямо вот собрать пазл.
Оксана Галькевич: У нас просто вся страна на самом деле пишет: в Челябинске холодные батареи, приезжайте…
Владимир Якушев: Ну вот видите, а вы говорите, какие приоритеты я должен выбрать. Вся страна пишет, у меня приоритетов очень много.
Оксана Галькевич: «Приезжайте в Сызрань, приезжайте в Бурятию, там разруха», – таких сообщений очень много. Вы все это увидите своими глазами, прочитаете, потому что мы вам это передадим.
Владимир Якушев: Спасибо.
Константин Чуриков: Это была рубрика «Спросите министра», надеюсь, постоянная. В студии у нас был Владимир Якушев, министр строительства и ЖКХ России. Спасибо большое.
Оксана Галькевич: Спасибо всем, кто принимал участие в этом разговоре, звонил и писал. Друзья, мы не прощаемся, вернемся к вам через полчаса после большого выпуска новостей.
Владимир Якушев: Спасибо, всего доброго.
Константин Чуриков: Спасибо.