Константин Точилин: Владислав Валерьевич Шапша, губернатор Калужской области, в своем графике нашел для нас, будем надеяться, полчасика, поэтому... Ольга Арсланова: Добрый день. Константин Точилин: ...давайте поговорим. Добрый вечер, да. Владислав Шапша: Добрый вечер, добрый вечер. Константин Точилин: Мы вот третий год занимаемся этим проектом, «День региона», и как-то вот я себя поймал на том, что не получается отдельно проговорить про историю и отдельно про современность, потому что очень все перепутано. Потому что вот если говорить о Калужской области, то XV век, Калужская область – это обретение Московским княжеством абсолютного суверенитета. Но и теперь Калужская область у нас, получается, такая одна из главных площадок битвы за суверенитет экономический. Ведь долгие годы вы же были витриной, да, инвестиционный климат, зарубежные партнеры, все цвело и колосилось, от машин до холодильников, а потом началось противостояние. Вот как сейчас? Прошлый успех становится проблемой или все-таки не становится? Владислав Шапша: Вы знаете, очень сложно идти к вершине, но еще сложнее на этой вершине закрепиться, а тем более идти вперед. И конечно, в этой ситуации я бы это расценивал все-таки не как проблему, а как вызов. Это действительно серьезный вызов. В Калужской области за 10 лет построено более 120 крупных предприятий, предприятий с участием иностранного капитала, и, конечно, когда грянули эти санкции, я видел много скептиков относительно успешного будущего экономики Калужской области. Это десятки тысяч занятых людей, это огромное количество и рабочих мест, и налоговых поступлений, и объема выпуска очень нужной, полезной продукции. Но время показало, что мы были правы. Мы не опускали руки, шли вперед и сегодня видим результаты этой работы, ведь наши иностранные партнеры в большинстве своем остались работать. Ольга Арсланова: Владислав Валерьевич, а можно сразу – как вам вообще удалось их тогда заманить? Ведь это же и Volkswagen, и Peugeot, и Volvo, и Samsung, и наверняка я кого-то еще забыла... Владислав Шапша: Вы назвали только самые известные мировые гранды... Константин Точилин: А мы по ним потом пройдемся по отдельности, да. Ольга Арсланова: И Калужская область, не самая большая... Владислав Шапша: Да, это автокластер, кластер, связанный с производством электроники. Но у нас ведь не только они работают. У нас очень серьезная фармацевтическая промышленность, один из крупнейших в стране фармацевтических кластеров, сегодня это более 70 предприятий мировых брендов: AstraZeneca, Berlin-Chemie, Hemofarm и многие-многие другие. И сегодня мы развиваем также деревопереработку, крупнейшие предприятия мировые строят заводы на территории Калужской области. Не в те годы, когда у нас была слава, были дружеские отношения, когда все хотели вложить деньги в Россию, – сегодня, это происходит сегодня на фоне санкций. И партнеры наши из разных стран, в т. ч. европейских, и турки, они продолжают инвестиции и продолжают строить заводы. Вот ближайший из них мы откроем 22 декабря. Константин Точилин: Как раз практически в день нашего эфира. Ольга Арсланова: Они тайно у вас остаются, или это открытые отношения? Владислав Шапша: Да нет, ну как тайна? Сейчас же в этом мире сложно быть тайным, сейчас все на поверхности. Конечно, есть определенные процедуры, есть определенные решения, которые позволяют им это сделать, не нарушая законы тех стран, которые ввели в отношении нас санкции. Они становятся нашими резидентами, они выводят свои средства в другие структуры, которые позволяют... Константин Точилин: Давайте механизмы не будем раскрывать, враг не дремлет. Владислав Шапша: Нет, ну это... Да, это есть, это есть нормальная практика, это их собственные средства на самом деле, это же частные инвестиции. Константин Точилин: Мы общались буквально недавно с вашим коллегой в Великом Новгороде, с губернатором, тоже очень хороший разговор такой был, и он рассказал вот интересную вещь, мне интересно, насколько это вот подтвердится у вас. Он говорит, что вот такие бездушные сетевые компании уходили, потому что там тоже они были во многом завязаны на партнеров, в т. ч. европейских, а компании семейные, которым этот бизнес принадлежит из поколения в поколение, они делали все, чтобы оставаться, и остались. Вот есть такая закономерность? Владислав Шапша: Абсолютно точно, абсолютно точно, да. Многие компании, которые у нас работают, – это компании семейные. Это не значит, что они мелкие на самом деле; это очень крупные, известные компании в мире, создавшие большие империи даже, так сказать, своих производств, но они это сделали своими руками, и они очень дорожат теми отношениями, которые у нас сложились. Хотя по поводу сетевых компаний это тоже не совсем так, ведь все медицинские предприятия – это мировые бренды известные, и это публичные компании, и все они работают по-прежнему, производят лекарства у нас, на российском рынке, поставляют их на наш рынок и дальше продолжают работать. Более того, мы это направление развиваем. Сегодня активно идут к нам, кроме наших российских партнеров, и индийские партнеры. И мы открываем, я думаю, что в этом году уже будет подписано решение правительства о создании еще одной, третьей особой экономической зоны, «Калуга». Одна из них у нас расположена на севере Калужской области, там в промзоне «Ворсино» расположено значительное количество наших предприятий. Она первая была в Калужской области, тот самый образец и пример для подражания для всей страны, это был наш такой проект... Константин Точилин: Ну вы такой витриной прямо были, конечно. Владислав Шапша: Как раз это и стало витриной. Вторая особая площадка, особая экономическая зона появилась в Людиново. Это совершенно противоположный конец Калужской области, на границе с Брянской областью, это южная наша площадка, и там как раз развивается деревопереработка. И вот третья площадка – это будет рядом с Калугой непосредственно, это площадка, на которой будут строиться фармацевтические предприятия, и наши партнеры уже занимаются проектированием. Поскольку особая экономическая зона появится, что называется, со дня на день, мы рассчитываем на начало строительства уже в начале следующего года. Ольга Арсланова: То есть вы не только не потеряли рабочие места, но и новые получите сейчас? Владислав Шапша: Да, именно так. Ольга Арсланова: Отлично! Константин Точилин: Я думаю, что очень многие наши зрители ждут все-таки вопроса про автомобильную часть экономики... Владислав Шапша: Конечно. Было бы странно, да, Калужская область и без автомобилей. Константин Точилин: Да. Потому что мы тут вот как-то поймали себя на том, что до убедительной победы китайского автопрома, если посмотреть на любую пробку, то там минимум половина машин... Ольга Арсланова: Там калужский автопром побеждал. Константин Точилин: ...калужские, да; не в смысле, калужцам принадлежат, а в смысле, что сделаны. Давайте просто вспомним: Citroën-Peugeot, и Volvo, и Mitsubishi, и Volkswagen там с целой кучей своих брендов... Владислав Шапша: Да, целой линейкой. Константин Точилин: Да. Вот что сейчас происходит вот на этих местах? Владислав Шапша: Это, пожалуй, был самый сложный для нас вопрос, самый сложный вызов, поскольку компании транснациональные и очень легко подверглись давлению своих правительств и вынуждены были приостановить деятельность свою. Хотя к чести этих предприятий, наших партнеров надо сказать, что они все это время выплачивали заработную плату всем своим сотрудникам, а это больше года, это почти 2 года уже скоро будет, время приостановки этой работы. Правда, производство остановилось, и наша была задача, с одной стороны, пойти навстречу и помочь найти нашим иностранным партнерам наших российских новых собственников, а с другой стороны, нашим новым собственникам найти технологических партнеров, которые по уровню своих компетенций, технологичности смогли бы управлять и запустить эти производства. Ведь это же не конструктор лего собрать... Константин Точилин: Конечно. Владислав Шапша: Хотя и лего бывает сложно собрать, мы знаем... Константин Точилин: Ой, это точно... Владислав Шапша: Но это все-таки серьезнейшие заводы с огромными технологическими линиями, с инновациями, с настройками, которые, как многие считают, вряд ли подлежали возобновлению, восстановлению работы. Константин Точилин: Вот я как раз про это хотел спросить, потому что прекрасно, конечно, что платили зарплату, но недавно как раз был юбилей завода «Москвич», и как раз они рассказывали, что они получили после ухода Renault. Владислав Шапша: Ну и как? Константин Точилин: Железо стоит, конечно, но оно мертвое. Владислав Шапша: Мертвое. Константин Точилин: Потому что все программное обеспечение увезено, вся документация увезена, все попытки как-то наладить эту работу блокируются просто из заграничного центра... Вот вы получили что, мертвое железо и пустые цеха, или все-таки с этим как-то можно работать? Владислав Шапша: Ну, я секреты открывать не буду... Константин Точилин: Ну естественно, только то, что можно, конечно. Владислав Шапша: Да, чтобы потом никто не испытывал сложности дополнительные в связи с этим переходом... Нет, наше производство было изучено детально экспертами, в т. ч. китайскими экспертами, которые согласились с тем, что это современное технологичное производство, которое требует перенастройки, естественно, поскольку любой новый автомобиль в любой ситуации требует перенастройки полной этого производства, в т. ч. и программного обеспечения, в т. ч. и работы тех роботов, которые там есть, технологических процессов... Но это все работает, это все рабочее. И буквально 14 декабря мы запустим, т. е. это вот рядышком... Константин Точилин: Вот как раз хотел с нашим эфиром... Владислав Шапша: Рядышком с нашей встречей. Константин Точилин: Volvo же запускается, да? Владислав Шапша: Мы запускаем завод бывший Volvo... Константин Точилин: Бывший Volvo. Владислав Шапша: Да, теперь это завод «АМО». Ольга Арсланова: Это кто? Это теперь кто? Владислав Шапша: Это наш российский, отечественный партнер, который будет собирать там крупнотоннажные грузовики Next. Первые грузовики уже сойдут с линии производственной как раз в день открытия... Ольга Арсланова: И это российские грузовики, да? Владислав Шапша: Наши, российские грузовики, да, на нашей российской базе. Константин Точилин: Или они такие наши российские, но китайские? Владислав Шапша: Нет-нет-нет, это наши, наши, отечественные грузовики. Константин Точилин: Прямо вот... ? Удивительно. Владислав Шапша: Китайцы будут там обязательно работать с нами. Там есть ведь не только сборка, там есть и цех сварки, и цех окраски, это серьезнейшие на самом деле технологические линии... Константин Точилин: То есть глубокая локализация такая. Владислав Шапша: Очень инновационные линии, которых в России на сегодняшний день больше нигде нет, кроме как на нашем заводе. Константин Точилин: То есть вы опять хотите сказать, что вы впереди всей России? Владислав Шапша: Это правда. Это не мои слова, это слова наших партнеров, тех, кто теперь являются собственниками этого завода. И они крайне удовлетворены своим новым приобретением, поскольку та продукция, которую они будут производить, будет отличаться отменным качеством от других конкурентов. И очень серьезные планы на следующий год. На этот год, это год запуска, отладки, первые автомобили будут выпущены уже сейчас; следующий год – значительное увеличение их объемов производства... Я просто не хочу это анонсировать и опережать события, да, это должны сказать сами владельцы завода. А через год это выход на полную мощность. И там, конечно, будут уже и китайские партнеры, поскольку нам нужна будет их поддержка в производстве кабин и некоторых других элементов автомобиля. Но в целом это наш отечественный автомобиль. Ольга Арсланова: Владислав Валерьевич, а вот если, представим себе, ситуация меняется, западные партнеры, обливаясь слезами, говорят: «Ну вот погорячились, сами понимаете, была ситуация, хотим вернуться!» – вы бы им что сказали? Владислав Шапша: Я скажу так. Те, кто об этом подумал заранее, они оставили себе окошки. Ольга Арсланова: Пути. Владислав Шапша: Да. Не все смогут вернуться, это правда, не все смогут вернуться. Они это знали и уходили, сожалея об этом, очень сожалея об этом. Но они помогли нам найти других партнеров, которые их заменили. Мы расставались все очень по-дружески: никто не хлопнул дверью, никто не повернулся спиной – все либо продолжают работать, либо помогли нам передать эти производства в том виде, в котором они смогут продолжить свою работу. Это правда. Константин Точилин: Ну вот хорошо, с грузовиками разобрались – а легковые продолжите выпускать, нет, машины? Владислав Шапша: 18-го числа запустим «ПСМА», Peugeot-Citroën который производили, с новым автомобилем. Константин Точилин: Ну, китайским? Владислав Шапша: Нет. Константин Точилин: Тоже нашим? Владислав Шапша: Ну, теперь он наш, потому что VIN будет стоять точно наш отечественный... Ольга Арсланова: Уже хорошо. Владислав Шапша: А все остальное мы покажем на презентации совсем скоро. Константин Точилин: Смежная с машинами история. Ведь Калужская область – это и транспорт, и логистика, и, что греха таить, были ворота на Запад. С Западом проблемки. Что от логистики осталось? Владислав Шапша: Вот сейчас чуть-чуть до логистики, да, чтобы автомобильную тему все-таки закончить. Константин Точилин: Да-да-да, давайте. Владислав Шапша: Ведь автомобильный кластер – это не только три вот эти гранда, которые производили автомобили: это еще 30 заводов, которые производили комплектующие для всех этих предприятий. И половина из них работает и сейчас в самых сложных условиях. Более того, объемы их выпуска кратно увеличились, поскольку они обеспечивают и «АвтоВАЗ», и другие предприятия, действующие сегодня на территории России, нашими комплектующими. Половина, правда, приостановилась, поскольку они были уж очень заточены на то производство, которое остановилось... Константин Точилин: Ни к чему другому не прикрутишь уже, да. Владислав Шапша: Ни к чему не приделаешь эту деталь, которую там, значит, штамповали, вот она там должна была только в это место становиться и все. Но сейчас с приходом новых партнеров, запуском новых автомобилей они перестроятся и возобновят свою работу тоже, и это очень важно для нас. Ольга Арсланова: Простите, а Samsung – кто вместо Samsung? Владислав Шапша: Samsung остался корейским, они категорически не хотят... Ольга Арсланова: Молодцы. Владислав Шапша: ...никому его уступать. И мы рассчитываем, что там в ближайшее время запустится производство телевизоров и телефонов их партнеров, скажем так. Константин Точилин: Все вот так вот... Владислав Шапша: Корейских партнеров. Ольга Арсланова: Ну, корейских. Владислав Шапша: Ну, сейчас, сами понимаете, я не могу называть компании, я не могу называть страны, чтобы просто не создавать дополнительных сложностей людям. Ольга Арсланова: Да, пусть все получится. Владислав Шапша: Мы видели это не раз: когда только что-нибудь проанонсируешь... Константин Точилин: ...и тут же... Владислав Шапша: ...тут уже бегут наши, значит, «бывшие друзья», с тем чтобы вставить шпильку, не дать этой возможности. Поэтому мы все сделаем шаг за шагом, и результаты этой работы вы видите. Константин Точилин: Так к логистике. Владислав Шапша: К логистике. У Калужской области сегодня, пожалуй, три направления, которым мы уделяем такое прямо вот первостепенное внимание, учитывая потенциал их развития: кроме автомобильного кластера это фарма, о которой я сказал, это деревопереработка, и это, конечно, логистика. Мы стали частью проекта, который поддержан нашей страной и Китайской Народной Республикой, «Один пояс – один путь», и один из крупнейших логистических центров Подмосковья находится в Калужской области в Ворсино, это центр, который сегодня до 300 тысяч теусов в год позволяет перевалить грузов... Теус – это такая единица измерения, это контейнер, скажем так, простым языком, определенной вместимости. Там, по сути, это грузовая деревня сухая, там нет, конечно, воды, там нет порта морского, но там есть рядом аэропорт, который мы планируем задействовать в этих логистических цепочках, есть рядом Киевское шоссе, Варшавское шоссе, и есть рядом железная дорога. И все это позволило нам сделать такой крупный перегрузочный узел транспортировочный, который очень серьезно увеличил объемы сейчас. И в условиях пандемии, и в условиях нынешних санкций объемы перевозок грузов существенно увеличились, выросли. И мы сделали очень важное для нас решение: мы нашли новых партнеров, которые помогут нам развивать это направление, с компетенциями, которых до сих пор не было ни у нас, ни в России. Это компания из Дубаев, из Объединенных Арабских Эмиратов, компания DP World, это мировой бренд по перевозке грузов. Мы подписали с ними соглашение на Петербургском форуме этим летом. Константин Точилин: Вопрос, который, наверное, волнует всех наших зрителей. Понятно, очень хорошо, что наладили и автомобили будут снова, но, если подводить итог... Владислав Шапша: Вы, кстати, видели... Я прошу прощения, вот мысль сейчас такая родилась. Совсем недавно наш президент был в Объединенных Арабских Эмиратах, там были коллеги из правительства нашего, и было подписано соглашение о партнерстве между корпорацией «Росатом» и компанией DP World по развитию логистики в России. После наших договоренностей эти договоренности были приумножены еще и в формате общероссийском вместе с государственной корпорацией. Константин Точилин: Ну вот если спустить на уровень простого гражданина, удалось избежать социального взрыва, которого очень многие боялись, в связи с тем, что ушли крупные работодатели? Вот прошли вот эту опасность? Владислав Шапша: Они сменились. Они не ушли – они сменились: ушли одни, пришли другие. Сегодня... Такой риск был, я помню прекрасно первые дни и недели после этих серьезных ограничений, серьезных ограничений. Я думаю, те, кто легко относятся так, это скорее игра, может быть, – на самом деле это серьезный вызов был, для Калужской области особенно: у нас огромное количество, я повторюсь, было предприятий с иностранным капиталом. И десятки тысяч людей были под риском сокращений, увольнений, и это создавало очень серьезную напряженность, серьезный вызов для нашего правительства, правительства Калужской области. Константин Точилин: Да и людей жалко тоже: вы представляете, работали-работали, да, и все. И они понимают, что таких тысячи. Владислав Шапша: И вдруг, и вдруг, да. И благодаря переговорам, благодаря нашим партнерским отношениям нам все это удалось сохранить. У нас ни на йоту ситуация не ухудшилась. Ольга Арсланова: Но у вас еще ведь много всего, что ни от какого Запада не зависит и никогда не зависело. Владислав Шапша: Да. Ольга Арсланова: Вы – родина мирного атома! Константин Точилин: И не только мирного, всякого атома. Ольга Арсланова: Да-да. Колыбель освоения космоса, научно-производственные линии, ВПК... Я вот тут недавно узнала: оказывается, в Калужской области делают беспилотники теперь какие-то совершенно фантастические. Константин Точилин: Ты тайну не выдала никакую? Ольга Арсланова: Да вроде бы открытая информация. Владислав Шапша: Не только делают, но, что не менее важно, испытывают. Это ведь серьезная часть работы по развитию отрасли беспилотных летательных аппаратов, это возможности грамотно, эффективно проводить испытания, тренировки и обучение этому процессу и сертификацию этих аппаратов. Трудно найти сегодня место в Подмосковье по понятным причинам, по причине ограничений по организации полетов... Ольга Арсланова: Не испытаешь особо. Владислав Шапша: ...где можно было бы проводить такие испытания. В Калужской области мы приняли специальное решение, выделили места, полигоны, где эти полеты проводятся, где московские компании приезжают и всю свою технику испытывают, организовав соответствующую инфраструктуру. «Испытать», это я тоже так по своему незнанию представлял, что ну вот есть беспилотник, взял пульт, запустил, вот тебе испытания. Ольга Арсланова: Вроде летает, да. Владислав Шапша: Нет, конечно, – это серьезное аэронавигационное оборудование, которое контролирует все этапы полета этого аппарата: как он себя ведет, как он управляется, насколько он точно придерживается курса, насколько он стабилен, насколько он выдерживает программу полетов, которую в него заложили... Это огромный комплекс очень сложного оборудования дорогостоящего. Это все у нас сделано, такой полигон есть, сегодня эти испытания идут полным ходом. Мы начали производить собственные аппараты тоже с московскими партнерами на базе наших калужских предприятий. Мы готовы готовить, и уже этим занимаемся, специалистов, пилотов по управлению беспилотными летательными аппаратами. Это тоже ведь отдельная задача, подготовить значительное количество профессиональных пилотов БПЛА – это отдельная очень важная государственная задача. Ольга Арсланова: И их тоже в Калужской области готовят? Владислав Шапша: В Калужской области у нас, вы знаете, построен первый в России федеральный технопарк рабочих профессий, и в этом федеральном технопарке есть несколько специальностей, которые посвящены именно этому, и там специалистов готовят по этим направлениям. Константин Точилин: Но это так, если об этом можно говорить, это в основном для фронта или еще и гражданское... ? Владислав Шапша: Очень большое применение в гражданской... Фронт – это только часть, которую сегодня мы видим по телевизору и которая крайне сегодня нужна. Но мы же понимаем прекрасно, что это очень широко востребованная гражданская продукция в сельском хозяйстве, в сфере доставки, в сфере контроля дорожного движения, контроля и организации различных землеустроительных работ, обеспечения безопасности линий электропередач, газопроводов... Совершенно разный и очень широкий спектр применения беспилотной авиации, поэтому и авиация разная, от маленьких аппаратов до больших вертолетов и самолетов с многотонной нагрузкой. Константин Точилин: Вот вы сказали про технопарк рабочих профессий, такая тема в последние недели просто в воздухе, что все вдруг взялись, что ой, елки-палки, нужно делать, а рабочих... Владислав Шапша: Рабочих не хватает, да. Константин Точилин: Рабочих не хватает профессиональных, а мигрантами тут, в общем, несильно поможешь. Вот как решается? Владислав Шапша: Мигрантами тут точно не поможешь, поскольку все-таки к нам приезжают, может быть, к сожалению, наверное, люди не самой высокой квалификации, хотя и такие есть. Мы когда говорим «мигранты», мигранты обязательно таджики, узбеки – да нет, приезжают люди и из стран в т. ч. европейских, приезжают, для того чтобы работать у нас. Тем не менее нужны не только высококвалифицированные инженерные кадры с высшим образованием – нужны хорошие, подготовленные рабочие. С этим первый раз мы столкнулись, когда создавали автомобильный кластер в Калужской области: как вы прекрасно понимаете, не было такого опыта и специалистов таких никогда не готовили. И был построен первый центр по подготовке специалистов автомобильной отрасли, регион вложил свои собственные средства, наши партнеры из компаний автомобильных помогли оборудованием. И дальше на базе этого центра за весь период его существования (он работает до сих пор) подготовлено более 20 тысяч специалистов автомобильной отрасли. Константин Точилин: И они остались и живут в Калужской области? Владислав Шапша: И они остались не только в Калужской области. Вот, например, завод Mercedes подмосковный на 100% был укомплектован специалистами, подготовленными в Калужской области. Специалисты готовились на предприятии, уезжали на европейские предприятия, там проходили стажировку, возвращались в Калугу с опытом, приобретенным уже благодаря стажировке и образованию, налаживали, отлаживали и совершенствовали линии, которые были созданы в калужских заводах. И кстати, потом наши специалисты были лучшими, кого приглашали европейские компании для развития новых европейских заводов автомобилестроительных, которые они у себя строили здесь. Наши специалисты приезжали и там налаживали производство. Ольга Арсланова: Раз мы заговорили о специалистах. У меня просто дача в Калужской области, и каждый раз я удивляюсь, как же удобно добираться: такое Киевское шоссе, на электричке быстро... В общем, вот эта транспортная близость и привлекательность Москвы – для вас это проблема, для того чтобы людей удержать? Ведь действительно велик соблазн так легко, быстро поехать в Москву, заработать... Константин Точилин: Если с другого конца страны в Москву люди... Владислав Шапша: ...а тут взял и поехал. Константин Точилин: Да. Ольга Арсланова: А тут-то вообще сам бог велел, как в соседний район. Это действительно так здорово, что это удобно, но это же и проблема. Владислав Шапша: Это было огромной проблемой до тех пор, пока в Калужской области не появилось много высококвалифицированных и хорошо оплачиваемых рабочих мест. Не секрет, что из Калуги, со всего этого направления, из Обнинска, с севера Калужской области особенно, электрички с утра были забиты людьми, которые уезжали каждый день в Москву на работу. А сегодня у нас по результатам текущего года 38 тысяч человек уехало из Калужской области и 42 тысячи человек приехало в Калужскую область. Константин Точилин: Не вахтовики, жить? Владислав Шапша: Жить. Ольга Арсланова: Вот так. Владислав Шапша: Да-да. Это действительно процесс естественный, кто-то уезжает учиться, но впервые мы увидели, что из Москвы, из Санкт-Петербурга, из Московской области, из Тульской области к нам приезжают абитуриенты поступать в Калужский государственный университет, в наш Бауманский университет... Вы знаете, что Бауманский технический университет имеет единственный филиал в стране, это филиал, который расположен в Калужской области, и в этом году мы 1 сентября запустили новый кампус, в первую очередь новый кампус у Бауманского университета, где 3 тысячи студентов могут жить, учиться. Это очень современный по всем стандартам учебный кампус, общежитие, учебные корпуса, лабораторные корпуса. Мы продолжаем его достраивать, там появится... Он уже есть, но надо чуть-чуть его довести до ума: там и бассейн, и прекрасный стадион, и культурный центр... Все это появилось вот за последние годы в Калужской области, и это привлекает людей. У нас совсем недавно, в декабре, был день открытых дверей в Бауманском университете – 1,5 тысячи человек приехало со всех близлежащих регионов познакомиться с теми возможностями, которые сегодня есть в Калужской области. У нас в Обнинске есть прекрасный Институт атомной энергетики, филиал Московского инженерно-физического института, который готовит специалистов и для атомной отрасли в целом, но и для экономики Калужской области в частности. Бо́льшая часть людей остаются работать в Калуге, в Обнинске, в окрестных предприятиях, и это говорит о том, что наш образовательный комплекс как раз заточен под то, чтобы у нас были высококвалифицированные кадры и в рабочих специальностях, и с высшим образованием. Константин Точилин: Ну и, наверное, условия жизни какие-то тоже играют какую-то роль, потому что все-таки... Владислав Шапша: Без этого никак. Если нет садиков... Константин Точилин: ...не человек для работы, а работа для человека. Владислав Шапша: Если нет хороших школ, если нет нормальной медицины, если нет комфортной городской среды и нет возможности купить квартиру, то о какой жизни можно говорить качественной? Это невозможно. Калужская область строит жилье. Плохо это или хорошо, когда его строится много? Да конечно хорошо. Пример простой: у нас есть город Людиново, где мы построили особую экономическую зону, на юге Калужской области, и там пока еще не разогнали тему строительства жилья, как-то оно вот практически не строится, ну еле-еле. Так вот там стоимость квартиры дороже, чем в Калуге, сегодня. Почему? Потому что там нет квартир, там никто не уезжает, не продает ее, а новых нет. Константин Точилин: А у вас стратегия какая? Владислав Шапша: Поэтому строить надо. Константин Точилин: Малоэтажное, или вот как в Москве, вот эти «человейники»? Владислав Шапша: И многоэтажное, и малоэтажное. Вот мы в этом году вводим рекордное количество метров. В прошлом году мы чуть не добрали до миллиона метров, 960 тысяч квадратных метров жилья, в этом году более миллиона квадратных метров жилья. Это очень много, надо понимать: миллион в Калужской области жителей, 1 миллион 79 тысяч, и миллион квадратных метров жилья. Не было такого даже в советское время, таких темпов строительства. Из этого миллиона многоквартирных домов 280 тысяч квадратных метров, менее трети, остальное – это малоэтажка. Константин Точилин: Замечательно. Очень интересно с вами. Владислав Шапша: Люди активно строят, очень активно. Особенно эта тенденция отметилась в ковид, когда все поехали из Москвы, с тем чтобы... Константин Точилин: Ну хоть делом занялись, да. Владислав Шапша: ...выехать на свежий воздух. Возможность дистанционной работы сейчас есть, учиться где есть, добраться до Москвы, вы правильно отметили, очень легко, а будет еще легче... Ольга Арсланова: Почему? Владислав Шапша: Потому что вот Марат Шакирзянович Хуснуллин, мы недавно разговаривали, ему за это огромное спасибо, он поддержал наши усилия по продвижению планов по реконструкции Киевского шоссе. Вы знаете, что есть часть, когда вот из Москвы выезжаешь, и там кусочек есть, Селятино, чуть дальше Киевский, поселок, у нас уже в Калужской области, Балабаново, Ворсино, промзона, где много светофоров и вот эти повороты налево-направо, особенно по вечерам воскресений и по вечерам пятниц создают гигантские пробки. Да и просто даже посреди недели очень неприятная дорожная обстановка: машин много, экономическая активность высокая, много дачников едет, а пропускная способность не очень из-за светофоров. Вот от Обнинска до Калуги такая реконструкция уже состоялась и там можно за час проехать не останавливаясь. Реконструкция эта начнется в следующем году, и до конца 2026 года она будет завершена. Киевское шоссе будет реконструировано, никаких светофоров больше при поездке на дачи вы не увидите, а значит, еще больше будет строиться малоэтажного жилья, потому что людям проще будет ехать и добираться. Константин Точилин: Владислав Валерьевич, с вами интересно, очень хорошо, время, к сожалению, летит... Наверное, последний вопрос такой. Эфир у нас сегодня декабрьский, предновогодний, ну вот пожелания стране, области и себе от вас. Чего хотелось бы? Владислав Шапша: В наше время особенно ценишь, когда рядом родные и близкие, это всегда важно. И поэтому я всем зрителям и вам желаю, чтобы всегда можно было быть рядом со своими родными, чтобы было здоровье, лад в семье, чтобы сбылись самые сокровенные мечты и чтобы все у нас получалось. Всего самого хорошего! Константин Точилин: Спасибо! Ольга Арсланова: Спасибо! Константин Точилин: Спасибо, что нашли время! Ну а мы возвращаемся в московскую студию. Владислав Шапша: Ну и жду всех в Калужской области. Константин Точилин: Обязательно! Ольга Арсланова: Спасибо! Константин Точилин: Спасибо!