Вместо мяса

Гости
Владимир Козлов
член Гильдии маркетологов, эксперт по нейропрофилированию

Ксения Сакурова: Покупают мало, и вот вопрос, что покупают. Вместо мяса – соя, вместо молока – тоже соя, а еще овес и другие продукты растительного происхождения: в России растет популярность альтернативной еды. Например, рынок растительного мяса по итогам года может увеличиться вдвое. Все популярнее у россиян и заменители молока. В крупных городах такая продукция есть практически в каждом супермаркете.

Виталий Млечин: По данным Национального агентства финансовых исследований, за время пандемии россияне стали в 3 раза чаще покупать растительные альтернативы мясу и молоку. Оказалось, что растительное мясо теперь покупают 34% россиян вместо 10%, растительное молоко – 31% вместо 9%. Альтернативные продукты пользуются наибольшей популярностью у россиян до 34 лет.

Ксения Сакурова: Ну, на этом производители альтернативных продуктов останавливаться не собираются, имитируют даже рыбу, уже есть растительный лосось, на подходе растительный тунец и креветки и даже, возможно, белок из насекомых.

Виталий Млечин: Ох...

Ксения Сакурова: На Западе такая продукция активно завоевывает рынок. Но, к счастью, у нас муку из мух или макароны из кузнечиков пока не продают. То ли еще будет.

Виталий Млечин: Да... Ну это такая перспектива сомнительная, звучит не очень. А как на вкус? Видимо, когда-нибудь узнаем.

Но что происходит прямо сейчас? Неужели россияне становятся вегетарианцами и выбирают здоровый образ жизни? Или тут все дело в том, что соевые сосиски дешевле мясных? Что вы думаете по этому поводу? 8-800-222-00-14 – бесплатный телефон прямого эфира, 5445 – бесплатный номер для ваших SMS-сообщений. Как вы относитесь к заменителям мяса? Что вы об этом думаете?

С нами на связи Владимир Козлов, член «Гильдии Маркетологов», основатель Высшей школы нейротехнологий. Здравствуйте.

Ксения Сакурова: Здравствуйте.

Владимир Козлов: Здравствуйте.

Виталий Млечин: Растительное мясо – какое оно?

Владимир Козлов: Ну, в первую очередь оно, конечно же, маркетинговое. Мы все помним в своем детстве, вы знаете, прекрасные морковные котлеты, все уже было придумано до нас гораздо раньше, поэтому, во многом повторяя прошлый путь, мы тем не менее каждый раз пытаемся пройти его по-новому, как в случае с растительным мясом.

Ксения Сакурова: Но сейчас технологии уже достигли такого уровня, что одно от другого правда не отличить, или все-таки, увы, нет?

Владимир Козлов: Вы знаете, наш мозг очень умный, его практически... И если себя мы обмануть можем, наш мозг мы обмануть не можем, он прекрасно понимает, что мы съели. Поэтому и возникают всякие вот эти вот ночные дожоры...

Виталий Млечин: Ха-ха.

Владимир Козлов: ...и другие, ха-ха, экстремальные ситуации, когда наш организм пытается добрать необходимые ему полезные вещества.

Ксения Сакурова: А вот по поводу полезности и маркетинга. Часто говорят, что такие продукты полезны. Вот скажите, это так или не так? Они правда, заменители мяса, я не знаю, из чего их делают, из сои, может быть...

Виталий Млечин: Соя.

Ксения Сакурова: Это полезнее, чем обычное мясо, или нет?

Владимир Козлов: Ну, вы знаете, вы задали два очень важных вопроса. Я отвечу, наверное, на два прямо. Я как ребенок из семьи врачей себе достаточно хорошо представляю, что из себя представляет соя, это по сути продукт, который содержит в себе и ингибитор, задерживающий рост человека по сути. Вы знаете, вот с точки зрения той медицины, которая когда-то была и которую я как-то помню, это неполезно. Натуральные продукты – они потому и натуральные, что они являются естественными и свойственными человеку. Другой вопрос, как мы их потребляем, и тут есть ответ маркетинговый.

Есть такой прекрасный человек, точнее уже был, но он все еще невидимо с нами, его зовут Эдвард Бернейс. Это человек, который придумал слово Public Relations, но он известен больше как человек, который научил американцев есть бекон на завтрак, например, или есть хлопья. Это человек, который придумал маркетинговые инструменты и упаковки, которые убеждали людей в полезности бекона на завтрак, например, понимаете. И у этого есть технологии, у этого есть инструменты, и он был первым, кто доказал, что можно взять целую, скажем так, огромную агломерацию людей и привить им общую привычку, вот. Нас долгое время учили питаться правильно и полезно, пройдет ли то же самое с искусственным мясом, большой вопрос.

Ксения Сакурова: Ну вот что интересно, почему люди вообще покупают альтернативные продукты? Вот было проведено исследование: оказывается, 49% считают, что у таких продуктов натуральный вкус (не знаю, они, наверное, давно не пробовали натуральное мясо), а 33% говорят, что более низкая цена.

Виталий Млечин: Ага.

Ксения Сакурова: Вот это вот меня, кстати говоря, немножко удивляет...

Виталий Млечин: Да-да.

Ксения Сакурова: (Сейчас, подожди.) Потому что, заходя в супермаркет и видя ассортимент растительного молока и ценники, я бы не сказала, что это дешевле.

Виталий Млечин: И наши зрители об этом пишут, что на самом деле растительное молоко стоит в 2 раза дороже натурального.

Ксения Сакурова: То есть... А вот в производстве, например, оно дороже или дешевле?

Владимир Козлов: Ну, скажем так, вы понимаете, любое мелкосерийное производство всегда, конечно же, будет дороже, именно поэтому растительное молоко, которое по сути не молоко, оно, конечно, должно и обязано быть дороже, чем натуральное, оно и есть по сути дороже, потому что в нем куча «добавителей», добавок, там сахар, там много всего. С точки зрения диеты, наверное, это один из наиболее опасных продуктов питания для человека, если так вот говорить.

Ксения Сакурова: Так, хорошо. А вот тут еще нам говорят о том, что совсем скоро на рынок выйдет растительная рыба и растительные креветки. Вот это-то из чего делается?

Виталий Млечин: Ха-ха.

Владимир Козлов: Вы знаете, как человек, который... Вот давайте скажем прямо: как человек, который периодически пытается сесть на какую-нибудь диету, ха-ха, я думаю, по мне видно, но я стараюсь, меня поддерживает семья, я туда периодически залезаю... Вы знаете, есть большое количество различных вариантов для самообмана. То есть как вот я, допустим, я питаюсь правильно, я не ем жирное, я ем растительную котлетку или ем, не знаю, что-то из рыбного фарша.

И вы знаете, система подмены существовала всегда, вопрос для чего, то есть для чего мы продаем искусственное мясо, для чего мы продаем искусственное молоко. Для того чтобы что, сделать что-то новое, хорошее, полезное или чтобы получить выгоду на хайпе, который сейчас происходит? Как маркетолог я скорее склонен думать, что это вопрос заработка. И в целом я даже понимаю этих людей: если есть растущий спрос, если есть растущая волна хайпа и интереса вот к этому продукту, почему бы выгодно не торгануть.

Но, с другой стороны, мы все знаем и понимаем разницу между здоровым продуктов и нездоровым продуктом, поэтому я думаю, что в регионах России люди, которые менее подвержены влиянию маркетинговых инструментов такого масштаба и такого проникновения, как для молодежи до 34 лет, которые понимают вкус натуральной еды, которые могут отличить настоящий мед от ненастоящего, а сейчас уже есть ненастоящий мед, который не вызывает как бы аллергию, сейчас много чего появилось ненастоящего. Я думаю, что наши граждане, наши россияне, они сумеют сделать свой выбор вот в этой борьбе, не поддадутся ни на высокую стоимость, ни на дешевизну искусственных товаров.

Виталий Млечин: Ага.

Ксения Сакурова: Ну, главное, чтобы деньги были.

Давайте послушаем Наталью из Красноярска. Наталья, здравствуйте.

Виталий Млечин: Здравствуйте, Наталья.

Зритель: Здравствуйте.

Дело в том, что полезности в этом мясе в растительном нет никакой. Потому что мы млекопитающие, нам нужно натуральное гемовое железо из печени, из говядины, из мяса. И к тому же соя у нас на 99% генно-модифицированная вся.

Виталий Млечин: Ага. То есть, в общем, не надо такую еду есть, да?

Зритель: Поэтому вот создали, как это, кофемашины, не смогли создать без пены, так пену сделали такой привлекательной на кофе, прямо все сразу ее полюбили, а я ее терпеть не могу, даже реклама на меня не подействовала, я ее не полюбила, так и здесь. Дело в том, что у меня с легкими проблемы, и мой пульмонолог всегда говорит: «Легким нужно мясо, а не листик салата».

Виталий Млечин: Понятно.

Зритель: Девочек ложат в больницу, их из-под одеяла не видать, на диетах все сидят, одни кости, и все с пневмониями. И она мне все время говорила: «Легким нужно мясо».

Виталий Млечин: Спасибо большое.

Ксения Сакурова: Спасибо, спасибо.

Виталий Млечин: Это можно сделать девизом какой-нибудь кулинарной программы.

Ксения Сакурова: Владимир Николаевич, буквально последний вопрос, не могу не спросить по поводу белковых из насекомых, муки из мух и макарон из кузнечиков. Это нам тоже скоро начнут как-то продвигать под видом чего-то очень полезного?

Владимир Козлов: Я бы рассказал вам пример. Вы знаете, это все от нужды. На самом деле все эти товары, все эти продукты питания появились от нужды, потому что белок нам крайне нужен, а его в необходимом количестве именно животного не было, поэтому его потребляли любой. Например, один из самых сомнительных видов сыра – так называемый сицилийский сыр, в который закладывают такие личинки, чтобы они в нем выросли, и их потом едят...

Ксения Сакурова: Ой...

Владимир Козлов: ...как отдельный белок, потому что на Сицилии долгое время не было животных, которые давали бы нужное количество белка, понимаете?

Ксения Сакурова: В общем, все это не от хорошей жизни, да?

Владимир Козлов: Да-да. И мы живем сейчас хорошо, и я бы боролся, наверное, за поддержание качества жизни наших граждан, наших людей.

Ксения Сакурова: Спасибо большое.

Виталий Млечин: Спасибо.

Ксения Сакурова: Владимир Козлов, член «Гильдии Маркетологов», основатель Высшей школы нейротехнологий, был с нами на связи.

Что люди пишут? Москва: «Хотела экономить, купить соевое молоко. Почитала состав, обалдела от всех добавок и купила нормальное».

Виталий Млечин: Ну и правильно. Вот из Тульской области нам пишут: «Я против заменителей мяса и молока, не считаю, что они полезнее, наоборот, считаю, что вреднее». «Люди отдают предпочтение растительному мясу и молоку несознательно, а потому, что не хватает средств». «Молоко, возможно, и не дешевле, а вот сосиски гораздо дешевле».

Ксения Сакурова: «Вчера купила в «Пятерочке» икру имитированную: лопается во рту как настоящая, а пользы никакой».

Виталий Млечин: Интересная история. Ну и еще вот есть одна точка зрения, Марий Эл: «Очень буду рада, ведь не будет постоянного угрызения совести перед убитыми животными. Только подумайте: миллионы живых коров будут сегодня убиты, чтобы попасть в колбасу или фарш».

Ксения Сакурова: Ну и вроде как для экологии это полезнее, но в этом еще предстоит разобраться.

По итогам года рынок растительного мяса может увеличиться вдвое. Это ЗОЖ или бедность?