Константин Чуриков: Здравствуйте. Это программа «ОТРажение», меня зовут Константин Чуриков. Сегодня весь дневной выпуск посвящаем внеочередному заседанию Госдумы, который, впрочем, продолжается до сих пор. Много было изначально разных домыслов по поводу вот этой срочности, с какой его организовали, тем более что на прошлой неделе депутаты закрыли весеннюю сессию и разъехались по регионам, а затем думали разъехаться по отпускам, но вот не получилось, пришлось опять собираться. Во вторник появились, скажем так, первые предположения, ради чего все это было сделано: вот именно во вторник президент своим указом увеличил число вице-премьеров в правительстве с 10 до 11, указав, что один из них должен быть главой Минпромторга. Михаил Мишустин после этого предложил Госдуме кандидатуру Дениса Мантурова в качестве нового вице-премьера, а он сейчас как раз министр промышленности и торговли. Денис Мантуров уже выступил с докладом перед депутатами, сейчас он отвечает на их вопросы. Собственно, из главных заявлений: он предложил пять направлений работы; очень много говорилось о технологическом суверенитете, о том, что это необходимо как в военной, так и в гражданской сфере; рынок нас целиком не сможет спасти... Это если очень в общих словах пересказывать то, что заявил Денис Мантуров, выступая перед депутатами. Сейчас мы приглашаем в эфир всех вас, во-первых, уважаемые зрители, расскажите, какие экономические шаги необходимо делать нашей стране, каких законов от депутатов вы ждете и вообще на что правительству обратить внимание сегодня, учитывая ситуацию в первую очередь. У нас на связи Алексей Мухин, генеральный директор Центра политической информации. Алексей Алексеевич, здравствуйте. Алексей Мухин: Здравствуйте. Константин Чуриков: Можно ли сейчас, после того, что мы вот услышали за последние несколько минут, говорить о том, что у нас меняется или корректируется экономический курс в стране, Алексей Алексеевич? Алексей Мухин: Да, некоторые эксперты об этом говорили, в Telegram-каналах об этом сейчас активно пишут, обсуждают. Но курс-то менять надо было раньше, и он поменялся в значительной степени. С приходом Михаила Владимировича Мишустина очень сильно изменилась политика, не только в социальном плане, но и с точки зрения приоритетов в промышленности, в финансовой системе и т. д. Так называемые системные либералы, которые контролировали экономическо-финансовый блок, сейчас вынуждены сдерживать свои рыночные позывы и отдавать должное государственной экономике, так как государство и по итогам ковидного периода, и по итогам санкционного периода становится главным, генеральным заказчиком вообще всей музыки, которая в экономическом плане звучит на территории Российской Федерации. Но да, безусловно, интересно было послушать Дениса Мантурова. Проблема-то в том, что он произнес достаточно ритуальные фразы. Да, нужен суверенитет не только в военной, но и в гражданских отраслях экономики. Но мы это знали и до него. Важно на самом деле сейчас определить не только приоритеты, они должны были быть определены уже давно и они, как я уже сказал, определены, но и совершать конкретные действия, в то время как Мантуров – человек не чужой отрасли, он уже достаточно давно занимает свою позицию министра промышленности и торговли. Да, он человек с достаточно, скажем так, противоречивой ситуацией в отрасли, потому что об импортозамещении говорится давно, делается даже в этом направлении достаточно много, но судя по тому, что мы имеем по результатам довольно сильного санкционного воздействия извне, недостаточно. И я так понимаю, что президент принял принципиальное решение об увеличении количества вице-премьеров, теперь их 11... В соцсетях уже шутят: ну давайте доведем до 12, как апостолов, чтобы повысить сакральность власти. Хотя на самом деле здесь есть определенный смысл, 12 достаточно такое сбалансированное число. Тем более что, я обращу внимание, Юрий Борисов, который до этого был профильным вице-премьером, отвечал за промышленность, он был явно перегружен функционалом. В условиях того, что его здоровье было не очень хорошим, соответствующие последствия наступили, и президент предпринял меры, для того чтобы купировать данную угрозу, и назначил молодого, здорового человека, компетентного человека. И конечно же, хотелось бы ожидать от него не слов, а дел в обозначенных направлениях. Если это последует, то я думаю, что у Дениса Мантурова действительно очень хорошие, неплохие кадровые перспективы дальше. Константин Чуриков: Вы говорили о некоем либеральном крыле, которое, как мы понимаем, есть вообще, в принципе во власти, оно существует. Как сейчас быть с этим крылом? Потому что под те задачи, которые сегодня так пунктиром сформулировал пока еще министр Мантуров, требуется особое финансирование, некая, знаете, в какой-то степени широта. Потому что, понимаете, когда у нас есть вечный Минфин, который говорит «нет-нет-нет, это нельзя, что вы, у нас тогда разбалансируется бюджет», «ну это до свидания, заходите завтра» и т. д., мы же ничего так не сделаем. Алексей Мухин: Вы совершенно правы. Символами вот этих системных либералов в финансовом блоке являются Антон Силуанов, министр финансов, и председатель Центробанка Эльвира Набиуллина. Они подкорректировали свою деятельность в ходе ковидных вызовов, санкционных вызовов. Но сейчас, в условиях того, что профицитный бюджет имеет достаточно такое устойчивое развитие, они просто действительно хотят сохранить эту позицию. Их можно понять, мотивация очень простая: бюджет профицитный, он сбалансированный, ребята очень хорошо выглядят в глазах президента, ничего им не угрожает. Но при этом совершенно очевидно, что их личное благополучие, по сути, является препятствием для развития действительно суверенной промышленной политики, потому что деньги, конечно, можно хранить, но, как показала практика и чудовищная галопирующая инфляция в западных странах, деньги обесцениваются, это раз, во-вторых, деньги арестовываются, так сказать, замораживаются... Здесь это, конечно, конкретный вопрос, но ответственности за то, что 333 миллиарда долларов сейчас зависли в американских банках, несет все-таки Эльвира Набиуллина, никто эту ответственность с нее не снимал. И сейчас, конечно, можно было бы покидать в нее тухлыми яйцами, но я бы не стал, потому что, если проблема есть, ее надо решать, и Эльвира Сахипзадовна обладает всеми уровнями компетенций, для того чтобы ее решить. Так что «будем посмотреть», как говорят в Одессе. Константин Чуриков: Как вы думаете, какая еще нужна донастройка вот этого государственного механизма, для того чтобы управление сейчас велось грамотно, правильно, чтобы это была слаженная работа, понимаете, а не лебедь, рак и щука, не какие-то министры, которые боятся слово сказать на заседании, что-то предложить новое, может быть, даже ошибиться, извините, из этого тоже состоит жизнь? Алексей Мухин: Никакой дополнительной донастройки не нужно. Вот ситуация с ковидной реальностью, она была модельной: были организованы на разных уровнях, на региональном, на федеральном, оперативные штабы, которые принимали экстраординарные меры. Как вы, наверное, обратили внимание, мы достаточно неплохо прошли этот самый ковидный период. На данном этапе необходим такой же оперативный штаб по промышленной политике, который должен скоординировать все ведомства на региональном и федеральном уровне, обладать экстренными, чрезвычайными полномочиями для принятия экстренных мер и с персональной ответственностью членов этих штабов, вот, собственно, и все. Эту систему можно назвать даже сталинской по сути. Константин Чуриков: Алексей Алексеевич, еще такой очень важный вопрос. Понятно, что огромные задачи стоят перед ВПК, перед автопромом, перед тяжелым машиностроением. Но в этой, так сказать, риторике как не забыть о людях? Что сейчас требуется? Вот сегодня даже перед заседанием, Вячеслав Володин в последние дни говорил, что как раз-таки вот эта срочность, с которой они собираются, – это в т. ч. чтобы принять законы, направленные на поддержку граждан. Как сейчас необходимо поддержать граждан? Алексей Мухин: Ну, можно пошутить о том, что у семи нянек социалка без глаза, но я не стал бы шутить, потому что на самом деле ситуация здесь достаточно ровно развивается. У нас есть специальный премьер-министр Михаил Владимирович Мишустин, который регулярно отчитывается перед населением страны публично о тех мерах, которые предпринимает правительство. Есть Государственная Дума в лице вот ее спикера Вячеслава Викторовича Володина, который тоже регулярно отчитывается о том, что происходит, и т. д. Да, действительно, депутатов дернули из отпусков и из регионов (ничего страшного, кстати), поныли немножко, ну и нормально. За те деньги, которые они получают, можно и приехать. Константин Чуриков: Точно. Алексей Мухин: Тем более, да, чтобы два раза не вставать помимо утверждения Дениса Мантурова, обсуждения его кандидатуры и принятия принципиального решения, согласно, кстати, обновленной Конституции, это первый такой случай, поздравляю вас... Конечно же, насколько я помню, Вячеслав Викторович анонсировал еще принятие нескольких пакетов, в т. ч. социальных пакетов, законопроектов, которые важны. Поэтому депутатов дернули не просто так, их дернули под действительно большой рывок фактически законодательный, который должен был быть сделан, и он, судя по всему, сегодня будет сделан. Константин Чуриков: Я обратил внимание, что вот накануне этого важного события, как сегодняшнее внеочередное заседание, Вячеслав Володин посетил вчера Луганск с рабочим визитом, очень важно. Что сегодня, с вашей точки зрения, требуется для того, чтобы помощь Донбассу было проще оказывать? В это вовлечены разные госструктуры, министерства, госкомпании... Я слышал, просто вот лично мне рассказывали, что сейчас это целая проблема перевезти какой-то груз через границу. Что сейчас требуется для того, чтобы нормально по крайней мере им помогать, а дальше уже ждать их решения, решения народов этих республик в отношении их дальнейшей судьбы? Алексей Мухин: Ну, во-первых, мы отдаем долги за 8 лет, моральные долги перед Донбассом, потому что все это время, руководствуясь подписанными Минскими соглашениями, мы аккуратно их исполняли, наши западные партнеры их не исполняли, украинская сторона вообще вела себя непотребно просто, и мы в долгу перед русскими жителями Донбасса. Сейчас эти долги начинают отдаваться, и это, на мой взгляд, крайне важное такое моральное решение. Второе. Безусловно, Донбасс является одним из стратегических регионов. Я не знаю, какая в дальнейшем его будет политическая судьба, это будет, кстати, зависеть не только от нас, но и от поведения Украины, агрессивного, кстати, очень, коллективного Запада, который, я так понимаю, свою санкционную политику не оставит. Но тем не менее жизнь продолжается и Донбасс традиционно, исторически – это не только житница, но и имеет очень серьезный индустриальный потенциал. И даже, в общем, может быть неплохо, что украинская сторона так жестоко обошлась с промышленной инфраструктурой там, – мы выстроим все заново, это будут современные производства. И с условием того, что эти производства будут включены, а это уже совершенно очевидно, в промышленные цепочки с Россией, вся эта ситуация приобретает действительно апокалиптический вид для наших западных партнеров, которые в страшном сне видели возвращение Украины в орбиту влияния России и партнерство этих стран на будущее. Я могу пофантазировать дальше и предположить, что в дальнейшем Украина будет воссоздана как суверенное государство на самом деле, а не в виде там вот этих всех псевдодемократий, и войдет в состав Союзного государства, которое мы уже имеем с Белоруссией. Константин Чуриков: Алексей Алексеевич, вот сейчас я просто смотрю на портал, тоже, как и вы, читаю Telegram-каналы, многих пугает это слово «мобилизация», даже, например, в контексте мобилизации экономики: вот как слышат это слово, да, все начинают бояться. Ваш взгляд, вот мобилизационная экономика в нашей стране, что она, вот какие примеры мы можем привести, что она давала, что она может сейчас дать? Алексей Мухин: Это реализация инстинкта самосохранения. Нам объявлена санкционная война, которая, как сейчас уже понятно, имеет все черты реального военного конфликта. И в этих условиях мобилизационная модель экономики, то, что, собственно, декларировал в прошлом месяце Михаил Мишустин, – это единственное спасение. Только так страна может выжить, не только выжить, но усилить свои международные позиции, чем мы, собственно, сейчас и занимаемся, и помочь сформировать новую инвестиционную реальность, то, над чем мы работаем в рамках БРИКС, ШОС и т. д., за рубежом и у нас здесь. Я надеюсь, что новое руководство, новые кураторы развития промышленности в кабмине будут понимать всю ответственность тех задач, которые перед ними сейчас поставлены. Константин Чуриков: Не могу не спросить вас пот напоследок о той, скажем так, волне отставок, которую мы вот наблюдаем: значит, президент Шри-Ланки несчастной по имейлу написал заявление об уходе; Драги попытался уйти в отставку, наверное, все-таки в конечном счете и уйдет; Джонсон полетел; сейчас уже Шольцу прочат отставку. Что происходит? Алексей Мухин: Эстония... Константин Чуриков: Эстония, да. То есть как будут развиваться события дальше? Есть ли возможность, я не знаю, у кого-то из западного мира, кроме Орбана, который ведет свою политику, кроме Эрдогана и т. д., ну условно западного, потому что страна НАТО, устоять? Алексей Мухин: Тут все просто на самом деле. Мы, эксперты, предупреждали наших западных партнеров, что у них наступит репутационный коллапс. Те действия, которые они предпринимают в отношении России санкционного плана, они носят незаконный характер, санкции незаконны, они не одобрены Советом Безопасности ООН, а это означает, что эти ребята взяли на себя то, что в принципе не могли взять, и, соответственно, наступила расплата. И сейчас они с помощью вот этих «самоотставок» пытаются уйти от ответственности. С одной стороны, да, это неплохо, что эти акторы не будут больше принимать те решения, которые они принимают, но это ситуации не исправит – придут другие ангажированные извне (я сейчас о европейской политике говорю), и они будут делать то же самое, но теперь уже, что называется, с чистого листа и с чистым сердцем, не особенно оглядываясь на репутационные издержки, которые имеются. Вот это, кстати, побочный эффект пресловутой сменяемости власти, которая, по сути, реабилитирует все то, что наворотили акторы, которые пришли во власть и вводят санкции, ведут совершенно необдуманную, неоправданную, непродуманную политику, что отражается на социально-экономическом статусе населения этих стран. Население, все, что оно может сделать, – это выйти на улицу и заставить того же президента Италии принять отставку премьер-министра. Кстати, президент Италии ведет себя вполне конкретно: дорогой Марио Драги, то, что ты наворотил, тебе и разгребать. Куда пошел, что называется? Константин Чуриков: Ну что, получается, что эпоха покорных технократов, которые слушают инструкции из центра, т. е. из Вашингтона, прошла? То есть мы поможем, получается, Европе снова обрести свое лицо, сильных лидеров, да, вот это? Алексей Мухин: Мы можем помочь двумя путями. Первый путь Европе не нравился, он был реализован в ходе российского похода на Париж в 1813–1815-х гг., это раз, второй – поход на Берлин в 1945-м. Поэтому мы предлагаем нашим западным партнерам более мягкие формы – мы предлагаем собственный пример суверенного поведения. Мы исповедуем эти принципы с февраля 2007 года. Да, у нас имеется большой опыт по этой части, здесь нам есть чему поучить наших европейских партнеров. Константин Чуриков: Да, спасибо большое. Да, лучше пускай они по-хорошему все сделают. Спасибо, Алексей Алексеевич. Алексей Мухин, генеральный директор Центра политической информации, был у нас в эфире. Что нужно экономике, что нужно гражданам? Нам вот вы активно пишете, Калининградская область: «Капитализм завел в тупик». Удмуртия пишет о том, что «сначала разрушили заводы, теперь вот пытаются это все восстановить». В общем, очень много здесь на самом деле ваших советов практических и конкретных. Мы сейчас подключим к нашей беседе Константина Сивкова, это заместитель президента Российской академии ракетных и артиллерийских наук по информационной политике, доктор военных наук. Константин Валентинович, здравствуйте. Константин Сивков: Здравствуйте. Константин Чуриков: Ну вот мы сегодня как раз обсуждаем вот это назначение, которое может произойти после обсуждения в Думе, вообще задачи перед экономикой. И что показательно, Денис Мантуров когда говорил о пяти направлениях работы, он начал как раз-таки с ВПК, с военно-промышленного комплекса, и заговорил о беспилотниках. У меня вопрос к вам – а что сейчас прежде всего нужно нашей армии? Константин Сивков: Сейчас прежде всего нашей армии нужно налаживание массового выпуска боеприпасов всех видов. Это главная и центральная задача. Константин Чуриков: Так, но мы же все-таки, Константин Валентинович, мы же этот вопрос решаем, мы его закладывали, мы предусмотрели все, запасы у нас же есть? Константин Сивков: Запасы оружия есть, потому что они остались в значительной степени от Советского Союза. Нельзя забывать, что Советский Союз создавал запасы, эти запасы находились преимущественно на территории Российской Федерации. Это запасы были на ведение войны, крупномасштабной войны с Западной Европой всей, т. е. с НАТО в целом, причем и на западе, и на востоке с Соединенными Штатами Америки, в течение времени, необходимого для перевода промышленности на военные рельсы, т. е. это первые стратегические операции. И в этих условиях запасы, конечно, создавались такие, что вот на Украину это просто мелочи, мелочи, просто мелочи, ничтожно, капля в море, расход, который на Украине. Но сейчас надвигаются намного более серьезные вещи, и поэтому вопрос о том, что нам нужно наращивать в первую очередь выпуск боеприпасов в достаточном количестве, тем более что они стареют, стоит на повестке дня очень серьезно. Это всерьез стоит вопрос выпуска современного ракетного оружия, речь идет о необходимости выпуска в день по десятку, полтора, два, а то и больше ракет, таких ракет подобных, как «Калибр» и им подобных. Это очень серьезный вопрос, это главный, центральный вопрос. Константин Чуриков: Так. Константин Сивков: Второй вопрос – это вопросы, касающиеся наращивания производства и принятия на вооружение современной боевой техники. Речь идет о начале массового производства танков, таких как Т-14, Т-90МС, это если говорить о бронетанковой технике. Нам надо экстренно вводить в строй авианесущий крейсер «Кузнецов», экстренно отрабатывать использование пилотов этого корабля так, чтобы не было аварийных ситуаций, подобных тем, которые имели место в Сирии, когда туда заходил наш крейсер. Значит, речь идет об экстренном налаживании выпуска, вернее так, об увеличении выпуска боевых надводных кораблей, потому что одна из основных угроз будет именно с моря, и подводных лодок для обеспечения той же самой боевой устойчивости. Ну, зенитных ракетных систем, там все, по-моему, более-менее в настоящее время благополучно. Но в целом именно так. Мы сейчас должны говорить о том, что нам... Но сейчас самый центральный вопрос даже не этот. Вот это все – это, как говорится, конечная продукция, а сейчас нам нужно восстанавливать целые отрасли. Вот я слышал, что вы говорили в предшествующих своих выступлениях, о том, что там в Удмуртии возмущаются, что капитализм разрушил все заводы и фабрики и теперь их надо восстанавливать, – вот это центральный вопрос. Потому что для того, чтобы обеспечить производство той конечной продукции, о которой я говорил, таких же боеприпасов, нужно радикально увеличить количество станкостроительных заводов и предприятий, которые обеспечивают выпуск станков, радикально увеличить количество выпускаемых станков различного толка, различного назначения. Нам сейчас нужно, центральный вопрос, обеспечить выпуск микросхем. Ведь мы даже свои собственные схемы, собственные разработки, это речь идет о «Эльбрусе» и «Байкале», которые имеют характеристическую величину 25 нанометров, это разрешающая способность, необходимая для того, чтобы его производить, мы не можем производить, потому что мы пока вот по тем открытым данным, которые имеются в интернете, мы можем производить микросхемы со способностью 98 нанометров. Я не говорю о том, что сейчас фирма TSMC, это основной производитель микросхем, выпускает с разрешающей способностью 5–6 нанометров, ладно, бог с ними, хотя бы те, которые сейчас вот, которые «Эльбрус» могли бы выпускать... Константин Чуриков: Константин Валентинович, так все же свое есть. Вот показывают кадры съемки наших ракетчиков, значит, наши военные компьютеры стоят – это все наше, понимаете, оно все есть. То есть вопрос, как это масштабировать, как это в гражданку внедрить. Константин Сивков: Послушайте меня, вопрос стоит о количествах. Понимаете, когда речь идет о мирном времени, да, этого достаточно, но мы вошли в другую фазу, вы понимаете, в чем суть, в другую совершенно фазу. Вот то, что Украина показывает, это вот один маленький театрик, – представьте себе, что Украин таких будет несколько. Представляете, какой будет расход оружия и боеприпасов? Константин Чуриков: Конечно, мы должны к этому готовиться, Константин Валентинович, конечно. Константин Сивков: Конечно. Константин Чуриков: Но это потребует, скажем так, кадров, это нужны подготовленные специалисты, их нужно больше – а у нас они есть? Константин Сивков: Для этого нам необходимо центральный вопрос, в первую очередь... Понимаете, в чем суть, у нас еще сроки очень сжатые. Я вам хочу напомнить еще. Вы говорите про армию, а я вам напомню всю гражданскую сферу. У нас самолеты на 90% иностранные в наших авиакомпаниях и они все сидят на иностранных комплектующих. У нас все машины, автомобильный транспорт, об этом постоянно идут данные в тех же самых средствах массовой информации, в т. ч. и на вашем канале, они идут с иностранными комплектующими, и эти комплектующие сейчас достают с большим трудом. Ну так все надо налаживать выпуск у нас здесь сейчас. Для того чтобы наладить выпуск этой продукции, это тянет за собой необходимость других предприятий, которые обеспечат создание тех же самых станков и выпуск продукции, которая необходима для того, чтобы выпускать продукцию этих предприятий. То есть там целая цепочка. Нужна подготовка рабочих кадров, инженеров нужна подготовка в массовых порядках, не один, два, три, а в массовых порядках, речь идет о сотнях тысяч человек. Это совершенно другая вещь. У нас на все это максимум 5 лет, потом все кончится. Нас сейчас пытаются переключить на китайскую иглу, с западных на китайские поставки, действующие подходы, китайские поставки, но это паллиатив... Константин Чуриков: Что тоже опасно, конечно, безусловно. Константин Сивков: А сделать это в рамках вот той системы подходов, которая сейчас исповедуется, невозможно в принципе. Нужен план, понимаете, госплан. Константин Чуриков: Плановая экономика, чего не надо бояться в нынешних условиях. Константин Сивков: А? Константин Чуриков: Плановая экономика, которой не надо бояться, которая может принести стране и должна принести стране пользу, потому что рынок здесь ничего не расставит по своим местам? Константин Сивков: Жизненно необходима. И конечно, жесточайший контроль со стороны государства над предприятиями, имеющими стратегическое значение, вне зависимости от формы собственности, вплоть до национализации. Константин Чуриков: Ну, мы, кстати, сейчас видим, что контроль ведется и чуть ли не каждый день приходят сообщения, то здесь то там кого-то, так сказать, за руку поймали, открывают дела, следят за как раз-таки... Константин Сивков: Поздно за руку ловить – сейчас просто за невыполнение госплана сажать надо, а предприятия национализировать, вот какая должна быть установка, иначе мы прогорим. Сейчас должен быть переход на мобилизационные рельсы, иначе мы прогорим. Константин Чуриков: Константин Валентинович, вот еще хочу вас спросить. Президент подписал накануне закон, вообще больше 100 законов он подписал, в т. ч. о спецмерах в экономике. Предполагается, значит, правительству дать полномочия регулировать трудовые отношения для обеспечения военных операций, на некоторых предприятиях установить сверхурочные условия труда. Некоторым компаниям запретят отказываться от госконтрактов. Также поправки в закон об обороне... Достаточно ли этого? Что еще нужно сделать, ваши предложения? Константин Сивков: Ну, значит, мои предложения очень простые. Надо еще в большей степени ужесточить систему контроля, о которой... Вот я полностью поддерживаю вот эти вот решения президента, которые он сказал о том, но надо это намного серьезнее ужесточить, это раз. Второй центральный вопрос – воссоздать Госплан. Вопреки мнению Минпромторга, вопреки мнению Минфина, других организаций Госплан должен быть воссоздан, без этого задача невыполнима. И распоряжения Госплана, его план, который спускается на предприятия всех форм собственности, должны быть обязательными, вплоть до национализации частных предприятий, которые не выполняют указания Госплана, вплоть до этого. Должны быть приняты соответствующие законы. И по моему мнению, конечно, в нынешних условиях новые волны приватизации в принципе недопустимы. И вот то, что сегодня, я слышал, принимался указ президента о том, чтобы упростить приватизацию предприятий, меня это несколько удивило. Константин Чуриков: Так. Константин Валентинович, не можем вас не спросить все-таки о театре боевых действий, о ходе спецоперации. Вот пришла новость о том, что ВСУ уходят из Северска, вот в ЛНР сообщили, что Киев решил вывести войска из этого города. И я обратил внимание на новость сегодняшнюю, что посольство США на Украине призывает американских граждан срочно покинуть страну. Что это может означать и как у нас там вообще дела идут на фронте? Константин Сивков: Ну, означает только одно, что Соединенные Штаты Америки и вообще, в целом Запад признают неизбежность краха Украины в ближайшее время, признают неизбежность краха Украины в самое ближайшее время. И таких признаков очень много, я вам могу сказать, это если в целом оценивать стратегическую ситуацию, т. е., как говорится, наши войска успешно действуют, стратегия, избранная нашими Вооруженными силами, нашим верховным главнокомандованием на Украине, абсолютно правильные, она ведет к реальной победе без каких-то существенных жертв с нашей стороны и жертв среди мирного населения, вот. То, что оставляют они Северск, это просто говорит о том, что, во-первых, они опасаются окружений. Но главное даже не только это – видимо, защищать Северск просто некому. Я хочу обратить внимание, что приходит информация из Славянска, что там начинают якобы строить деревоземляные укрепления, т. е. копать ямы и т. д., но это уже совсем не то, что было в Авдеевке, вернее есть в Авдеевке, или то, что есть в других местах, где были серьезные железобетонные укрепления фундаментального типа, которые надо было проламывать. Деревоземляные сооружения полевого типа, конечно, намного проще разрушаются и берутся. Кроме того, у них фактически не осталось реальных сил и средств для осуществления полноценной обороны, поскольку все основные силы выбиты. А те национальные батальоны, националистические батальоны, по сути дела террористические организации типа «Кракен» (Запрещено в России (ред.)) и «Айдар» (Запрещено в России (ред.)), они демонстрируют неспособность и нежелание воевать. Они готовы заниматься мародерством, но вот когда встает вопрос о том, что они должны быть направлены на переднюю линию фронта, вести боевые действия под Краматорском, вот по свежайшей информации, 200 человек из состава «Кракена» (Запрещено в России (ред.)) отказались участвовать, выдаваться на линию фронта, и как результат этого дела командир этого батальона пытался их заставить это сделать, там началась перестрелка. В ходе этой перестрелки 6 погибли, 20 человек было ранено, эти потери списали на удар Российской Федерации, а на самом деле это была перестрелка между своими. Так что там сейчас идет распад... Не распад, скажем, рановато об этом говорить, но серьезные внутренние разрушительные процессы в Вооруженных силах Украины, и в этих условиях они населенные пункты, которые они считают в системе обороны менее значимыми, оставляют. Константин Чуриков: Да. И еще по поводу тактики вопрос. Вот по всем каналам, ну по нашим, естественно, не по западным, проходили эти репортажи о бомбардировках и Донецка, ДНР, этим американским оружием HIMARS, и показывают там стариков, старый пожилой человек, дедушка лежит на кушетке весь окровавленный. Как ответить? Как сделать так, чтобы это американское оружие не било по нашим людям? Константин Сивков: Почему вы делаете акцент на американском оружии? Американского оружия во всей этой трагедии – это капля в море. Константин Чуриков: Так. Константин Сивков: У них намного больше систем оружия, равноценных абсолютно по характеристикам американскому оружию, турецкого производства, и бьет в основном это оружие. Акцент на американском оружии делается журналистами, для того чтобы показать и акцентировать внимание, что там имеют место американцы. Константин Чуриков: Доля его не так высока, как нам кажется? Константин Сивков: Абсолютно не высока, да, абсолютно не высока. То, почему они стреляют по мирным городам, это очень просто – это тактика выжженной земли, это чисто гитлеровская тактика, которую они применяли на Украине, когда они оттуда бежали в 1943–1944-х гг. Сейчас делают то же самое эти же самые нацисты, являясь наследниками Гитлера, поэтому нет ничего удивительного. Вторая особенность заключается в том, что у них нет возможности надежной выдачи целеуказания по объектам Вооруженных сил Российской Федерации и Народной милиции ДНР и ЛНР, поэтому вот такие вот удары по войскам им чрезвычайно затруднительны. Конечно, в некоторых случаях им это удается осуществить, но в массовом порядке у них это не получается, и поэтому они бьют по городам, вот и все. Константин Чуриков: Ну понятно, да: по военным не могут, вот по мирным пытаются. Спасибо большое, спасибо, Константин Валентинович! Константин Сивков, заместитель президента Российской академии ракетных и артиллерийских наук по информационной политике, доктор военных наук, был у нас в эфире.