Виталий Млечин: Россияне массово бронируют туры по стране. В марте показатели достигли рекордных 83%. Невозможность полететь за границу развивает внутренний туризм. Но отдыхать дома становится дорого... Марианна Ожерельева: Да, потому что вот из-за повышенного спроса отели начинают задирать ценник. Где же будем отдыхать в этом году, а может быть, и в следующем тоже? Виталий Млечин: Да. Марианна Ожерельева: И по какой цене? Обсудим сейчас это с экспертами. Виталий Млечин: Да. Прямо сейчас с нами на связи Александр Осауленко, директор ассоциации «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма «ТурПомощь»». Александр Павлович, здравствуйте. Марианна Ожерельева: Здравствуйте. Александр Осауленко: Здравствуйте. Марианна Ожерельева: А где мы все разместимся? Вот какие курорты сегодня, какие зоны, регионы доступны для нас с учетом того, что что-то и с самолетами у нас тяжело, в тот же Крым непонятно, как сейчас лететь? Расскажите, как, на чем, куда мы будем передвигаться, можно с названием конкретных точек, может быть, в Краснодарский край отдыхать, еще где-то. Александр Осауленко: Ну, давайте начнем с того, что самое главное – мы не перестанем отдыхать. Так сказать, за 30 последних лет мы к этому так привыкли, что никакие внешние и внутренние обстоятельства нас в этом плане не остановят. И слава богу, наша страна достаточно по географии обширна, вариаций у нас здесь достаточно много. Ну, Крым, вы правы, пока во всяком случае мы не долетим, но зато мы доедем на поезде и на машине до Крыма. Марианна Ожерельева: Согласна. Александр Осауленко: И каждый, кто хочет отдохнуть в Крыму, безусловно, там найдет для себя место. Следующий момент – конечно, безусловно, это курорты Краснодарского края, это Ставрополье, это все остается. Безусловно, для тех, кто любит не только полежать на песке, но и посмотреть, остаются и Москва, и Санкт-Петербург, и Калининград, и Казань, и Хакасия с ее активными формами. Дальний Восток не будет обижен, Японское побережье и побережье Японского моря по-прежнему доступно для дальневосточников. И в этом плане Россия по-прежнему как дестинация для наших туристов – это №1, мы привыкли к этому за последние 2 года и, собственно говоря, в силу продолжающихся определенных обстоятельств этот тренд у нас остается. То, что касается, так сказать, возможного повышения, – ну, давайте начнем с того, что спрос рождает предложение. Безусловно, спрос сегодня у нас повышенный. Безусловно, понятно, что повышение у нас традиционное, где-то 8–12% в зависимости от обстоятельств, каждый год в пик сезона происходит. Поэтому где-то будут перегибы, и с этим надо считаться. Но это не относится к, скажем так, всей сфере туристских услуг. Хотя, как говорится, безусловно, мы часть международной туристской системы и, если где-то у нас есть определенные ограничения, это сказывается, безусловно, и на нашей внутренней инфраструктуре. Но найти для себя категорию ценовую, найти так, чтобы эта ценовая категория, так сказать, соотносилась к тем потребностям качества, которые вы для себя определили, в наших условиях это возможно, безусловно. Виталий Млечин: Нам пишут из Псковской области: «Крым для богачей, а мы в Болгарии грелись, там на 30% дешевле». Марианна Ожерельева: И про Турцию так говорят, т. е. когда были те же возможности, открыт был Крымский полуостров и можно было и летать туда. Ведь очень многие люди, это же давняя такая проблема, что все-таки там у тебя трехразовое питание, совершенно другие отели, отношение, детские зоны, и при этом ты летишь за меньшую цену. Почему в России так дорого отдыхать? Александр Осауленко: Есть и объективные, и субъективные обстоятельства. Понятно, что вот, например, сейчас обсуждается тема, правительство выступило с инициативой, например, снизить НДС для объектов размещения. Ну, НДС, понятно, 20% и т. д. Но, когда этот отель входит в стоимость комплексного турпродукта, туроператор все равно НДС этот вынужден в соответствии с законом, например, поставить в стоимость своей путевки. То есть у нас, к сожалению, пока уровень тех преференций, которыми пользуются наши иностранные коллеги, у нас на сегодняшний день пока их не так много. Они только сейчас, в силу этих обстоятельств, у нас начинают появляться. И будем надеяться, что все эти меры, безусловно, и остановят, и даже, скорее всего, в обратную сторону запустят процесс ценообразования. Второй момент – безусловно, такого количества пятизвездных и четырехзвездных отелей в Российской Федерации нет. Ну, я уже много раз и в прошлом году приводил пример, что количество всех пятизвездных отелей, которые у нас на сегодняшний день в Краснодарском крае и в Крыму, их меньше на порядок, чем в одной Анталии турецкой. Понятно, что сейчас развивается у нас программа, так сказать, корпорация «Туризм.РФ» достаточно активно себя в этом плане сейчас проявляет по расширению наших инфраструктурных возможностей, в частности, по строительству новых современных отелей, развитию всей этой базы. Но пока мы, как говорится, в стадии начала формирования всего этого. Будем надеяться, что, как обычно, так сказать, внешняя ситуация нам поможет, мы начнем активнее всем этим заниматься и все-таки добьемся того, что, когда человек будет выбирать, такая категория, как цены, будет приблизительно равна в Турции, в России, в Болгарии. Марианна Ожерельева: А вот давайте про «выбирать» – мы где теперь все это будем выбирать? Потому что с уходом, приостановкой деятельности того же Booking.com, Airbnb, вот тех ресурсов, к которым, наверное, сегодня мы привыкли, это было удобно и комфортно, вы можете нам сегодня посоветовать, на какой портал, интернет-ресурс сегодня заходить, чтобы посмотреть, а где как раз-таки эти отели в Краснодарском крае, где в Калининграде можно отдохнуть? То есть это же тоже становится некой проблемой сейчас, потому что ну как догадаться, где можно... ? Если только не через знакомых, вот они слетали, посмотрели, увидели, рассказали тебе про конкретный отель. Александр Осауленко: Ну, вы знаете, в настоящих условиях все-таки даже внутри страны лучше пользоваться услугами турагентов, туроператоров, в настоящих условиях. Марианна Ожерельева: Почему? А почему сейчас лучше так? Александр Осауленко: Почему? Потому что, как показывает практика, организованный турист – он защищенный турист. Не он сам решает те вопросы, которые у него могут возникнуть по ходу его отдыха, а именно профессиональное сообщество как бы старается, во-первых, не допустить каких-то огрехов в этом плане, а во-вторых, если все-таки какие-то вопросы возникают, то ты четко знаешь и понимаешь, что ты, условно говоря, так сказать, в одно окно задаешь вопросы и эти вопросы должны быть решены в течение очень короткого времени. Даже вот элементарно, когда закрывались у нас 11 аэропортов, те туристы, которые были организованные, они не задавались вопросом, как они, так сказать, вернутся к себе домой. Все, что касается самостоятельных туристов, здесь мы видели, как складывается ситуация. Возвращаясь к вопросу, хочу сказать: у всех операторов и агентов есть свой информационный ресурс, свои сайты, на которых можно в т. ч. и сконструировать свою путевку, т. е. сделано по форме конструктора. Плюс к этому, конечно, у нас начинают развиваться и наши информплощадки бронирования. Да, они, к сожалению, может быть, не столь сегодня популярны и не столь мобильны, не столь разнообразны, как был Booking.com, но, как мы прекрасно понимаем, в этой ситуации очень сложно что-то просить, что-то требовать, скажем так, по высшей планке от подобных сервисов сегодня. Но я думаю, что даже в течение этого сезона мы уже ближе к середине сезона увидим с вами и более расширенный перечень предложений, и все остальное прочее. Марианна Ожерельева: Спасибо вам. Александр Осауленко: Кстати, я хочу сказать, что сейчас Россия в каком-то плане, даже экономическом, за счет программ кешбэка, которого сейчас реализуется вторая волна, а есть надежда и на третью, я думаю, что по-прежнему останется №1 с точки зрения популярности. Марианна Ожерельева: Спасибо большое. Виталий Млечин: Спасибо. Марианна Ожерельева: Александр Осауленко, директор ассоциации «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма «ТурПомощь»», был с нами на связи. Мы продолжаем эту тему обсуждать. Виталий Млечин: Да, совершенно верно. Алексан Мкртчян с нами на прямой связи, генеральный директор сети турагентств «Розовый слон», член президиума Альянса туристических агентств России. Здравствуйте. Марианна Ожерельева: Здравствуйте. Алексан Мкртчян: Добрый день. Виталий Млечин: Скажите, пожалуйста, как эта ситуация все-таки скажется на туристическом рынке? То есть понятно, за границей сейчас не очень много направлений, скажем прямо. Как отреагируют российские курорты, российские отели? Они задерут цены просто или все-таки будут конкурировать за гостей, за туристов? Марианна Ожерельева: Потому что в пандемию-то уже мы видели другие ценники, они росли. Алексан Мкртчян: Смотрите, это зависит от того, где находится отель. Вот мы сейчас видим дичайшую диспропорцию ценовую, причем внутри одних и тех же цепочек, условная цепочка Radisson. В Москве в «Шереметьево», где сейчас количество вылетов упало в 20 раз, те номера, которые стоили 10 тысяч рублей в сутки, сейчас стоят 4 тысячи, т. е. снижение в 2,5 раза. Ростов-на-Дону, где закрыт сейчас аэропорт, ну наряду с другими городами, там сейчас 11 аэропортов закрыты, цены упали почти в 3 раза на отели четыре-пять звезд... Марианна Ожерельева: Так не добраться, поэтому же. Причина же не потому, что вот все приехали и ради нас всех сказали: «Конечно, добро пожаловать, давайте мы вам в 2 раза ценник снизим», – не доехать, не долететь точнее. Алексан Мкртчян: Вот правильно вы говорите. И берем там сочинские отели, сейчас, вы знаете, в тот же Геленджик нет ни железной дороги, ни аэропорта нет, он не работает сейчас, т. е. попасть можно только автомобильным путем. Вы же понимаете, люди из Магадана не поедут на автомобиле в Геленджик. И мы видим дикую диспропорцию: в Сочи этот же отель Radisson стоит 25 тысяч в сутки. То есть просто поэтому какие-то отели бедствуют, да, какие-то отели сейчас набивают мошну. Поэтому, когда мы говорим о положении отелей, надо понимать, где этот отель находится. Почему вот предложение Альянса турагентств, вот сейчас предыдущий спикер говорил о кешбэке: кешбэк – замечательный инструмент, но смотрите, если люди и так едут в Сочи, зачем костер тушить бензином? Естественно, нужно... Чем больше мы будем давать кешбэка, тем больше будут сочинские отели поднимать цены. И наоборот, если люди едут в Белгород, или в Тамбов, или на Чукотку, на Сахалин, Хакасию мало кто едет – слушайте, ну давайте вот деньги, которые мы сэкономим на побережье, давайте их пустим туда, чтобы людям возвращать не 20 тысяч рублей, а больше, чтобы планку в 40–50 тысяч рублей, чтобы у людей был интерес. То есть простимулировать те направления, куда люди не едут сами по себе, вот по своему желанию. Они в Сочи поедут, ни рубля им не давайте, они все равно поедут в Сочи, это первое. Второе. Безусловно, слушайте, сейчас с авиацией проблемы, и проблемы гигантские, тут нечего замалчивать и говорить, что... Я сейчас имею в виду с вылетами за рубеж, конечно, не по России. Поэтому, естественно, в условиях, когда авиация стоит на приколе, естественно, подошла пора открыть все сухопутные границы России. И мы сейчас выступили с предложением в правительство с этой инициативой, мы – это Альянс турагентств. Сейчас, вы знаете, была открыта только недавно граница с Белоруссией, а мы хотим, чтобы открыли все границы, с Норвегией, с Эстонией, с Финляндией, ну со всеми, Прибалтика, Азербайджан, Казахстан, со всеми странами, с Грузией. То есть все границы должны быть открыты, чтобы люди могли причем как к нам приехать туристы извне, потому что ведь к нам и иностранные туристы перестали ехать, понимаете почему, раз нет перевозки, это обоюдоострое оружие: как мы не можем поехать за рубеж, так и зарубежные туристы не могут поехать к нам. Вот поэтому в таких условиях пора открывать сухопутные границы. Марианна Ожерельева: Алексан Мушегович, к вопросу, вот вы сказали, в Сочи может условно какая-то категория добраться, да, это известный некий бренд уже. А все, что касаемо того же познавательного отдыха, нас вот приглашают здесь, давайте на Алтай, Байкал – все бы хорошо, да цены очень сильно кусаются. То есть вот какая могла бы здесь быть программа? Кешбэк – хорошо, рассмотрели уже как вариант, но вы говорите, что это только вот бензином пожар тушить. А страна большая, есть что посмотреть. Та же Камчатка – ну это запредельно дорого, это просто неподъемно совершенно, если семья из трех человек. Алексан Мкртчян: Здесь, смотрите, вот сразу вступает в силу то, что я сказал. Летит человек на Камчатку, если мы говорим о Камчатке, но не только Камчатка, все, что Дальний Восток и Восточная Сибирь, и Чукотка, и Якутия... Марианна Ожерельева: Да. Алексан Мкртчян: ...и Магадан, Сахалин, вот не только Камчатка. Повысить планку, возвращать человеку не 20 тысяч рублей, а, скажем, 50 тысяч рублей возвращать. Потому что туда совершенно другие цены, это первое. Второе. Вы скажете: где взять деньги? А я сказал, где взять деньги, – не давайте людям, которые едут в Сочи, вот им не давайте, дайте тем, кто едет на Камчатку, и они сразу поедут на Камчатку намного больше. Дальше – госдотации на авиабилеты. Есть же плоские тарифы некие... Марианна Ожерельева: Есть. Алексан Мкртчян: ...но этих плоских тарифов постоянно не хватает. Вот расширить их применение, чтобы билет Москва – Петропавловск-Камчатский можно было купить за условные 12–13 тысяч рублей, как сейчас можно купить билет на Владивосток. И в этом случае семья из трех человек, да, это получается 40 тысяч рублей условно билеты, туда и обратно 80 тысяч рублей, уже это подъемно. Потому что, если платить коммерческую цену, только билеты выйдут 150–200 тысяч, если платить коммерческую цену. Поэтому, естественно... И тут же туроператоры под них сделают свои программы, а уже один туроператор (не буду рекламировать его) собирается ставить чартеры на Камчатку. Я вам скажу, проанонсирую цену – будет цена стартовать 55 тысяч рублей на двоих на неделю, это с билетом, с проживанием, с завтраками и с одной экскурсией. То есть это абсолютно вменяемая цена, 55 тысяч на двоих. Естественно, если бы не госдотации, такой цены бы не получалось. Марианна Ожерельева: А вот отечественная туристическая отрасль, она же все равно держится на чем-то, соответственно, у нее есть потребители и люди отдыхают. А насколько она соответствует стандартам некоего общеевропейского уровня? Потому что в последние годы, действительно, это видно в ряде регионов, ты приезжаешь на вокзал, стоят люди, там телефоны, сдают комнату, это все есть, существует по-прежнему. Людей, которые в отелях размещаются, отели рассказывают о том, что им тяжело, они не справляются, т. е. 100%-й загрузки нет уже очень-очень давно. На чем она вообще держится? Она соответствует каким-то там стандартам помимо внутренних? Алексан Мкртчян: Слушайте, ну конечно же, отели нуждаются... Если вы вот откровенно поговорите с отельерами... Опять, не с отельерами Сочи, у этих все хорошо... Марианна Ожерельева: Хорошо. Алексан Мкртчян: ...а с отельерами Белгородской области, где гигантские проблемы, сейчас там загрузка 15% всего, аэропорт закрыт, рядом граница с Украиной... Слушайте, вот нужна, конечно, господдержка, нужно освобождение от налогов или хотя бы их снижение, отсрочка по уплате годового налога за 2021 год, вот сейчас конец марта, пора его платить. То есть вот это ждут отели. А про сервис вы спрашиваете... Слушайте, тут момент такой, что там, где денег нет, соответственно, и сервис падает. И к сожалению, там, где деньги есть, но нет конкуренции... Вот сейчас правильно предыдущий спикер, мной уважаемый господин Осауленко, говорил о том, что у нас на весь Крым хватит пальцев на одной руке посчитать пятизвездочные отели. Естественно, какую бы цену они ни поставили, как только отсутствие конкуренции, вот не поедут люди в Турцию, в Грецию, на Кипр, в Египет, тут же наши отельеры делают две вещи, ровно две вещи: первая – это повышают цены, вторая – снижают сервис. Это просто законы рынка. И поэтому говорить о каком-то росте сервиса в условиях отсутствия конкуренции не приходится. Марианна Ожерельева: А когда хорошо-то было? Вы можете назвать какой-то конкретный период за прошедшие 15 лет, когда все были довольны, и отдыхалось людям хорошо, это было приемлемо, и при этом отельеры тоже на этом зарабатывали в меру? Алексан Мкртчян: Ну, я считаю, золотой период, вот если наше побережье брать, это когда все было открыто и строились отели к Олимпиаде сочинской. Вот когда их построили много, это, скажем, 2018 год, Олимпиада прошла, 2018-й, 2019 год, ну до 2020-го, вы понимаете, в 2020-м пошла пандемия... Ну вот 2018–2019-е гг. – это за последние 15 лет, наверное, лучшее, что было по сервису и по ценам и когда люди могли ехать по всему миру. Марианна Ожерельева: А сейчас упал все-таки сервис, да, получается? Алексан Мкртчян: Ну, это объективно. Марианна Ожерельева: Прямое следствие? Алексан Мкртчян: Это прямое следствие. Ну смотрите, зачем... Сейчас сколько бы отель ни объявил, 10 тысяч в сутки, 12 тысяч в сутки, 20 тысяч в сутки... Я сейчас говорю про отели именно четыре-пять звезд, это то, чего у нас сейчас не хватает. Понятно, что отели одна-две звезды не могут баловаться ценами. А вот отели четыре-пять звезд, особенно в Крыму, могут любую цену назначать и люди поедут. Ну а зачем тогда хозяину отеля сервис нужен, если и так все хорошо? Виталий Млечин: Спасибо, спасибо вам большое! Марианна Ожерельева: Спасибо. Виталий Млечин: Алексан Мкртчян, генеральный директор сети турагентств «Розовый слон», член президиума Альянса туристических агентств России. Марианна Ожерельева: Вот говорят нам из Челябинска: «Ввели кешбэк – выросли цены на отдых в отеле Кавминвод, вот прямое следствие. Один и тот же отель подорожал больше чем на 30%». Виталий Млечин: Костромская область: «Местная речка, байдарка, шашлычок – мне никакие ваши Сочи не нужны». Марианна Ожерельева: Романтика. Виталий Млечин: Да, отдыхать можно не только в Сочи. Прервемся буквально на пару минут и вернемся сразу после новостей. Оставайтесь с нами.