Александр Денисов: Россия поманила «золотыми паспортами»: Минэкономразвития предлагает иностранцам вид на жительство в упрощенном порядке в обмен на инвестиции, то есть на запуск предприятий с рабочими местами для россиян, а также в случае приобретения хорошей, дорогой недвижимости. Елена Медовникова: Ну, в общем-то, на бумаге написаны, перечислены все конкретные критерии для иностранных инвесторов. Итак, если вложил, например, 15 миллионов рублей в российскую компанию, которая существует не менее 3 лет и где трудятся не менее 25 россиян, и если приобрел недвижимость за 30 миллионов или государственные ценные бумаги на такую же сумму. Ну кстати, есть еще несколько пунктов, о них поговорим подробнее. Александр Денисов: Да. Ну и все мы знаем, что получить и вид на жительство, и гражданство непросто, вот наши соотечественники из ближнего зарубежья стараются это получить, собирают документы, уходит на это много времени. Поэтому мы задаем вопрос: гражданство упрощенное за инвестиции справедливо продавать? Отвечайте «да» или «нет», подведем итоги через 15 минут. Ну и у нас на связи Наталья Волчкова, директор Центра экономических и финансовых исследований и разработок Российской экономической школы. Наталья Александровна, добрый вечер. Наталья Волчкова: Добрый вечер. Елена Медовникова: Добрый вечер. Александр Денисов: Наталья Александровна, ну мы уж так привыкли, стереотип сложился, да и, наверное, оправданный, что «золотые паспорта» обычно лежат в кармане не у самых честных парней, ну чтобы было удобно бегать в случае чего, не заморачиваясь на визы и прочее. И вот мы задумались, наши соотечественники из стран СНГ и прочее мучаются с получением вида на жительство, с получением гражданства, а тут этим товарищам, пожалуйста, вот 15 миллионов… Даже авансом бывает, 10 миллионов на счете есть, пожалуйста, получай, через год отчитаешься, запустил ли ты фирму, нанял ли ты работников, то есть в будущем, и все, и ты уже здесь. Справедливо ли это? Наталья Волчкова: Ну, здесь как бы вряд ли мы должны говорить о справедливости, это не является такой... Александр Денисов: Экономическим понятием, да? Наталья Волчкова: ...нормой, которая кому-то... Да, это экономическая история, она не идет в ущерб кому-то, то есть это не то что кому-то даются, а кому-то нет, ты чье-то место занимаешь. Тебе предлагают условия, которые облегчают получение. И я хотела все-таки уточнить, речь идет не о паспортах, речь идет не о гражданстве... Александр Денисов: О виде на жительство. Елена Медовникова: О виде на жительство. Александр Денисов: Да, вид на жительство, да, конечно, мы подчеркиваем. Наталья Волчкова: Вид на жительство – это не паспорт. Это важное отличие, потому что никаких политических прав, участия в выборах и быть избранным, соответственно, такой статус не дает. Это история, которая, в общем-то, облегчает определенные действия, перемещения. Это облегчает жизнь людям, которые часто, возможно, ездят в Россию, в том числе ведут свой бизнес здесь, иностранные граждане, это позволит им уйти от необходимости получать визы. С другой стороны, очень важно будет посмотреть, это вот пока я не нашла информацию о том, какие условия налоговые будут сопровождать этот статус. Потому что во многих странах вот наличие этого вида на жительство предполагает обязательное присутствие в стране 183 дня и более, а это, соответственно, влечет за собой и налоговые требования, то есть определенные стимулы, для того чтобы наполнять в том числе и бюджет за этих... Александр Денисов: Наталья Александровна, вы знаете, вот в пояснительной записке и в проекте постановления есть про налоги одна строчка, что вот компания должна за 3 года выплатить не меньше 6 миллионов рублей. То есть там число сотрудников, стоимость вложенных средств, срок существования самой фирмы и в том числе вот эти 6 миллионов налогов, есть одно упоминание, да. Наталья Волчкова: Это налоги на фирму, это не персональные налоги. Александр Денисов: Да, не персональные, это что уплатила фирма, да-да-да. Наталья Волчкова: Да, налоги с дохода. Елена Медовникова: Наталья Александровна, а кого, на ваш взгляд, каких инвесторов может привлечь такая инициатива? Наталья Волчкова: Ну, здесь нужно иметь в виду, что Россия в рейтинге привлекательности гражданства стоит где-то на 50-м месте в мире и уступает, в общем-то, значительному числу стран, в том числе стран менее развитых. Но это, безусловно, показывает примерный интерес иностранных граждан к российским паспорту или виду на жительство. И с точки зрения вот тех условий, которые предложило Министерство экономического развития, конечно, это речь идет о тех людях, о тех иностранных гражданах, которые ведут бизнес в России. Это в первую очередь в последние годы, в общем-то, круг инвесторов в России иностранных, он ограничивается странами ближайшего зарубежья, некоторыми странами Азии, возможно Китай. Елена Медовникова: А вот кого как раз они будут нанимать на работ, российских граждан, иностранцев? Наталья Волчкова: Ну, конечно, в индивидуальных историях могут быть какие-то отличия, но в принципе они будут на российском рынке труда нанимать, то есть это российская компания и нанятые ею сотрудники должны, в общем-то, выполнять определенную... Хотя нужно, конечно, иметь в виду, что вот развитие удаленной формы занятости может в том числе и приводить к тому, что сотрудники будут находиться за рубежом тоже, это не исключено. Александр Денисов: Наталья Александровна, пообщаемся со зрителем и вернемся к разговору. Добрый вечер, Михаил. Елена Медовникова: Добрый вечер. Зритель: Добрый. Вот вообще я не понимаю, как дошли до того, что торгуют российским гражданством. То есть любой человек, даже, может быть, агент иностранной разведки, получит нормальный российский паспорт за 100, 200, 300 тысяч или миллионов рублей? Александр Денисов: За 15 миллионов, 15, 10, там такие цифры, Михаил, да-да. Зритель: Ну какая разница? То есть за деньги торгуют гражданством и кто угодно может купить. Это вообще нормально? Александр Денисов: Спасибо, спасибо, хороший вопрос. Наталья Александровна, тоже возвращаемся, что условно называем это «золотыми паспортами», не самые честные ребята этим увлекаются. Или нам все равно? Вот как говорил Дэн Сяопин, неважно, какого цвета кошка, лишь бы ловила мышей. Ну вот принесли деньги, фирму запустили, она работает, наши сотрудники тоже, и бог с ним? Наталья Волчкова: Ну, на самом деле не так все просто. Снова подчеркну, что это не гражданство, речь о гражданстве не идет... Александр Денисов: Вид на жительство, да. Наталья Волчкова: ...речь идет о виде на жительство и инвестициях соответствующих. Но для того чтобы привезти в страну деньги, привезти их вы можете только через банковские каналы, и российские банки являются членами системы международной, которая следит за чистотой происхождения денег в той или иной степени. И дальше это будет уже зависеть от нашей банковской системы, насколько она будет предъявлять требования к людям, которые приносят сюда деньги, открывают счета и привозят сюда деньги. Вот сделать в Европе такое, перевести деньги из-за рубежа «грязные», очень сложно. Поэтому, безусловно, здесь будет система сильно зависеть от того, как она будет работать, какие кто будет приносить деньги, будет зависеть от того, как банковская система будет к этому относиться. Вообще Россия довольно жестко подходит... Елена Медовникова: Наталья Александровна, а зачем вообще, в принципе нужна такая инициатива? Ведь огромное количество компаний есть иностранных, люди уже работают, получают доходы определенные. Для чего вообще все это нужно? Наталья Волчкова: Для того чтобы вот сделать это более привлекательным и привлечь инвестиции. У нас в последние годы инвестиций в Россию иностранных инвесторов довольно мало, и они очень сильно упали по сравнению с тем, что было в начале 2000-х гг. Поэтому, безусловно, такого рода инициатива может быть позитивно воспринята. Ну и также нужно иметь в виду, что для зарубежных граждан, которые даже не имеют в виду, в общем-то, проживание в России, получение этого статуса облегчит ведение дел с Россией. Это замечательно, это в принципе хорошо укладывается в российскую политику последних лет, нацеленную на то, чтобы облегчить контакты, облегчить взаимодействие с зарубежными странами в разных измерениях, так же как введение электронных виз упрощает приезд граждан зарубежных в Россию. Нужно иметь в виду, это все может иметь серьезные реальные последствия в виде развития бизнеса с российскими фирмами и с российской экономикой. Александр Денисов: Ускорит экономику, как написано в пояснительной записке, это цель всего этого. Спасибо большое, Наталья Александровна. Наталья Волчкова, директор Центра экономических и финансовых исследований и разработок Российской экономической школы, была на связи. Сейчас у нас подключается следующий эксперт, Александр Балобанов, завкафедрой государственного управления и публичной политики Института общественных наук РАНХиГС. Александр Евгеньевич, добрый вечер. Елена Медовникова: Добрый вечер. Александр Балобанов: Добрый вечер. Александр Денисов: Александр Евгеньевич, а имело ли смысл новый забор городить, если у нас и так до определенного момента, конечно, была плоская шкала 13%, в том числе и для богатых, и многие говорили инвесторы, что в какой-то мере мы являемся неким офшором, налоговой гаванью в том числе и для иностранцев со своей плоской шкалой? Ну да, сейчас до 15% поднимаем, если определенный порог доходов. То есть мы и так уже были в каком-то смысле офшором и это тоже привлекало инвесторов. Александр Балобанов: Ну, экономические всякие обстоятельства, с которыми связана деятельность, они же разные, многообразные, поэтому к одной какой-то позиции их пытаться свести, налоги, подоходный тем более, вы же говорите о подоходном, а более широкий спектр налогов выплачивают те, кто ведут бизнес. Поэтому с этой точки зрения это можно рассматривать как определенную диверсификацию возможностей, которые да, привлекают действительно тех, кто так или иначе ведет какие-то деловые операции, ведет деловую деятельность на территории России. Вот я бы сказал, да, что это просто дополнительный инструмент. И я думаю, я думаю, что... Вот я, конечно, по всем, наверное, позициям согласен с предыдущим выступающим, тут трудно что-то возражать и вряд ли имеет смысл, но к одной вещи я бы присматривался более внимательно. Я думаю, что все-таки эти перспективы, которые открывает этот законопроект, если он станет законом, они во многом и, наверное, в первую очередь ориентированы на тяготеющее, уже тяготеющее к России экономическое пространство: ближнее зарубежье в первую очередь, не поймешь, где его границы сегодня проходят, Ближний Восток тоже, в общем, зона нашего участия, ну вот какие-то такие. Вряд ли можно ожидать большого наплыва европейских каких-то участников, тем более американских... Александр Денисов: Александр Евгеньевич, а уходят, как правило, от худших условий к лучшему. То есть что, вот ближнее зарубежье, там худшие условия, а у нас лучшие в чем-то? Что их вынудит, точнее не вынудит, и приманит, вот как у нас называется? Александр Балобанов: Нет, ну в чем-то, безусловно. Во-первых, у нас больше всякие масштабы, или не во-первых, но одна из точек. А потом, если это ближнее зарубежье, если это такие точки, как, не знаю, Донбасс или что там сейчас в Карабахе, вот такого рода вещи, очевидно, что у нас лучше условия. Александр Денисов: Да, там и объяснять не нужно, что худшего, безусловно. Александр Балобанов: Да. А потом, еще раз, все-таки речь идет о виде на жительство, и в этом смысле это не то что переместиться и начать здесь что-то делать, а там, где ты делаешь, перестать, это добавить себе каких-то возможностей для более легкого ведения бизнеса, более легкого перемещения с точки зрения виз, с точки зрения еще каких-то вещей. Это определенное просто дополнительное удобство для работы тем, кому это важно. Александр Денисов: Ну, в конце концов, Александр Евгеньевич, это наша добрая традиция приглашать иностранцев, которые хотят здесь работать, толковые, квалифицированные. Все-таки у бестолкового 15 миллионов в кармане лежать не будут. Александр Балобанов: Ну конечно, ну конечно. Александр Денисов: Спасибо большое, спасибо. У нас на связи был Александр Евгеньевич Балобанов... Елена Медовникова: Спасибо. Александр Денисов: ...завкафедрой государственного управления и публичной политики Института общественных наук. Ну и дальше у нас Сергей Лесков и много всяких суеверий и прочих тем.