Водителей хотят разделить на профессионалов и любителей
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/voditeley-hotyat-razdelit-na-professionalov-i-lyubiteley-55324.html
Марина Калинина: Водителей хотят разделить на профессионалов и любителей. Программу обучения профессиональных водителей, которые занимаются перевозками грузов и пассажиров, в том числе, кстати, такси, предлагают расширить новыми курсами и сделать дольше по времени.
Иван Князев: Любителям же, наоборот, хотят сократить теоретическую часть и добавить практики. Такое предложение поступило в Общественную палату от экспертного сообщества. С чем это связано и какой уровень подготовки водителей сейчас в нашей стране, обсудим это с нашими экспертами, которые выходят на прямую связь со студией. Вы тоже звоните, высказывайте свое мнение. Как сейчас у нас вот учат на водителей, кому дают права, хорошо ли учат? Звоните, рассказывайте.
Марина Калинина: Сергей Канаев с нами на связи, директор «Национального общественного центра безопасности движения». Сергей Владимирович, добрый день!
Иван Князев: Приветствуем вас!
Сергей Канаев: Я вас тоже приветствую!
Иван Князев: Расскажите, как будет эта схема, что там будут для профессионалов придумывать, или уже придумали, что для любителей, как это будет выглядеть?
Марина Калинина: И вообще, как вы относитесь к такой идее?
Сергей Канаев: Ну как я могу относиться к этой идее, будучи руководителем Федерации Автовладельцев России? Мы неоднократно предлагали эту инициативу, и мне кажется, она заслуживает как минимум внимания, не только обсуждения экспертами, но и все-таки законодателями, потому что на сегодняшний момент уровень подготовки любителей оставляет желать лучшего. А уровень подготовки профессионалов остался на уровне, да, даже стал хуже, чем в советские времена. Естественно, с этим нужно что-то делать. И эксперты уже не раз об этом доносили и законодателям, и в Общественную палату.
Хорошо, конечно, что нас услышали, но в данном случае не хотелось бы, чтобы очередное обсуждение так и осталось нереализованной инициативой, потому что на сегодняшний момент у нас основные проблемы как раз с тем, что уровень подготовки в автошколах, он очень, с одной стороны, низкий. А с другой стороны, есть избыточные нагрузки на любителей, которые им абсолютно не нужны. Особенно, что касаемо технической части автомобилей, потому что сейчас все автомобили, в принципе, делаются в основном на СТО. И, естественно, людям эти знания по сути как бы не пригождаются.
Иван Князев: Ну а приведите парочку примеров.
Сергей Канаев: Для любителей хотелось бы добавить, конечно, практики. И, естественно, как бы есть очень серьезный момент касаемо психологической подготовки водителя, особенно в таких крупных мегаполисах. Что касаемо профессионалов, естественно, им нужно уделять больше внимания, потому что они везут и большие грузы, и самое главное, они занимаются перевозкой пассажиров, независимо от того, автобус это или такси.
Что предлагается сейчас. Сейчас предлагается блочная система, когда все образование будет разбито на блоки. Эта инициатива мне кажется наилучшей, потому что из нее каждый автовладелец будущий может выбрать то, что ему необходимо для понимания. И, соответственно, он будет понимать цену вопроса. Это, понимаете, уже будет не рекламный ход, здесь все без обмана. Вы хотите знать это, пожалуйста, сделайте определенную оплату. Соответственно, всем остальным, кому это не нужно, они обучаются на категорию автомобиля Б-Б1, и на этом как бы все заканчивается.
Блочная система представляет из себя разделение на такие пункты, как техническая часть автомобиля, правила дорожного движения, соответственно, психическая подготовка и так далее. То есть эта система, она применяется во многих уже странах. Очень хорошие показатели в Германии, очень хорошие показатели в Соединенных Штатах. В Соединенных Штатах даже сделано временное удостоверение для людей, которые, допустим, управляют частными автомобилями, то есть не для профессионалов. И мне кажется, что это абсолютно правильная система.
Марина Калинина: Давайте послушаем Татьяну из Ульяновска, она нам звонит. Татьяна, здравствуйте!
Зритель: Здравствуйте! Я водитель с 88-го года. Я получала права в Белоруссии. Готовили тогда очень хорошо в Белоруссии. И выдавали временные права в начале, когда еще не было опыта водительского. Выдавали их на два года. И в течение двух лет тогда были талоны. Когда нарушения случались, то пробивали дырку в талоне. И если за эти два года не было нарушений, то потом уже выдавали постоянные права. А временные права - были ограничения – 70 км/ч скорость, не больше, и вешался значок на заднее стекло (кружок и там знак 70). Плюс нельзя было водить в темное время суток. Вот.
И через два года я уже получила права постоянные. И вот с 88-го года у меня такой водительский стаж. И готовили нас: сначала, перед тем, как водить в городе, на тренажере. А потом уже нас выпускали в город. И были трехмесячные курсы, занимались каждый день по вечерам по три часа – с семи вечера до десяти. И преподаватели были очень хорошие. И правила движения очень хорошо. И тогда в Белоруссии порядок был на дорогах.
И еще я хочу – можно? У меня сегодня у внучки день рождения, ей шесть лет. Она живет в Щелково. Анна Николаенко ее зовут. И привет моей дочери Анастасии. И зятю Алексею.
Иван Князев: Татьяна, спасибо, спасибо! Поздравляем и передаем.
Марина Калинина: Поздравляем вас и вашу дочь. А вот смотрите, Сергей Владимирович, ведь в принципе, как говорится, все уже придумано давно. Почему бы это вот не применить? Хороший опыт, хорошая история.
Сергей Канаев: Ну я вам тоже говорил об опыте Соединенных Штатов, Германии. И то, что Белоруссия, – это абсолютно правильная система. В свое время ее Владимир Александрович Федоров предлагал, когда был главой ГИБДД и сенатором, вот эту инициативу с временными удостоверениями. То есть, мне кажется, это абсолютно нормально. Тем более что здесь человека изначально вот это получение временного водительского удостоверения, оно дисциплинирует. То есть, у нас понимаете, в автошколе учат одному. Человек выезжает на дорогу, а ему говорят: «А теперь парень забудь все, чему ты учился в автошколе, и привыкай к реалиям».
Так вот, чтобы у человека это было постепенно, и все это было дисциплинированно, абсолютно правильная инициатива с введением временных удостоверений. Мы тоже говорили об этом как бы не раз. И не раз ее предлагали. Потому что здесь, с одной стороны, мы повышаем безопасность дорожного движения за счет дисциплины водителей. С другой стороны, мы все-таки водителям даем шанс. То есть, не то, что у вас там три месяца, вы отучились, вы практически не умеете ездить, и вам нужно выезжать на дорогу. А здесь есть время для того, чтобы вы спокойно обучились, самостоятельно уже или прошли дополнительные курсы. Причем вот эти ограничения, которые сейчас говорили в Белоруссии, они, те же самые ограничения, есть и в Соединенных Штатах. И это действительно помогает водителям.
Иван Князев: Ну понятно. Давайте послушаем наших телезрителей, что они думают по этому поводу.
Марина Калинина: Анатолий из Приморского края. Анатолий, здравствуйте!
Иван Князев: Здравствуйте, Анатолий!
Зритель: Здравствуйте! Вот слушаю вот эту тему и вспоминаю, что то, что сейчас обсуждают, это в общем-то было в Советском Союзе. В 86-году я получал водительское удостоверение, и у меня штампик стоял «без права найма». То есть было уже тогда разделение «водитель-профессионал» и «водитель-любитель». И водитель непрофессионал не имел права устраиваться куда-то на работу и возить профессионально там. Зато у профессионалов были водители 3 класса, 2 класса, 1 класса. В соответствии с дополнительным стимулированием.
Иван Князев: Ну да, понятно. Все новое – хорошо забытое старое. Сергей, такой вопрос. Давайте все-таки еще раз проясним, что нужно знать любителю, а что не нужно знать. Под капот лезть, наверное, любителю не стоит, разбираться во всякой технической части?
Сергей Канаев: Первое, что нужно знать любителю, - это правила дорожного движения. До того, как он сел за руль автомобиля.
Иван Князев: Раз.
Сергей Канаев: Второе. Мы должны понимать его психическое состояние, действительно ли он психологически устойчив. Если нет, то должна быть какая-то программа, которая бы обеспечивала стабильность в поведении на дороге у водителя.
Иван Князев: Два.
Сергей Канаев: Третье. Это, конечно, практические часы вождения, которых на сегодняшний момент очень сильно не хватает. Ну очень.
Иван Князев: Больше города добавить, как это на этом языке называется.
Сергей Канаев: И все остальное практически можно уже убрать, потому что водителю-любителю это абсолютно не нужно.
Иван Князев: Ну водительской этике, как минимум, тоже нужно бы его обучить.
Сергей Канаев: А это в психологическом как раз, поведении, все вложено. Этика водителя, соответственно, уважение к другим, это в этом блоке.
Иван Князев: Этого достаточно.
Марина Калинина: Сергей Владимирович, вот тут такой момент. Смотрите, можно, конечно, заложить любую программу, можно разбить ее на блоки, можно усилить программу для профессионалов, как-то ослабить для любителей. Но инструкторы-то не поменяются, они как преподавали не очень хорошо, мягко говоря, так и будут преподавать. И как брали взятки, ну давайте не будем лукавить, за сдачу экзаменов, так и продолжают это делать.
Сергей Канаев: То, что берут взятки, это уже другой вопрос. Что касаемо инструкторов, они к нам прилетают не с луны, они точно так же живут среди нас. Поэтому если мы хотим исправить этот блок, это касаемо уже не кандидатов-водителей, а дисциплинированных автошкол, которые могут себе позволить хороших инструкторов. Но в целом по стране, я хочу сказать, что проблема с инструкторами была и в советское время, но тем не менее порядка на дороге было гораздо больше.
Марина Калинина: Спасибо!
Иван Князев: Спасибо вам большое! Сергей Канаев, директор «Национального общественного центра безопасности движения» был с нами на связи.