Водителей оштрафует народный инспектор
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/voditeley-oshtrafuet-narodnyy-inspektor-54837.html
Марина Калинина: Дорожные штрафы на основании данных из мобильного приложения могут внедрить уже со следующего лета. По задумке, любой прохожий может сфотографировать машину, которая, например, занимает место для инвалидов или припаркована, например, на тротуаре, или снять видео едущего по обочине водителя, и нарушителю придет штраф.
Иван Князев: Насколько это все законно? Как будет работать? Узнаем прямо сейчас. Вот вы бы воспользовались такой возможностью? Ну мало ли, действительно, кто-то во дворе неправильно паркуется, либо вы стоите в пробке, кто-то по обочине объезжает все это дело – сфотографировали бы, отправили бы, наказали бы нарушителя таким вот образом?
Марина Калинина: Или если бы вас так наказали, если бы вы вдруг нарушили.
Иван Князев: Как бы вы к этому отнеслись?
Марина Калинина: Да.
Иван Князев: Пишите, звоните нам в прямой эфир. Ну а мы пока поговорим с экспертами – Леонид Ольшанский у нас на связи, почетный адвокат Российской Федерации. Здравствуйте, Леонид Дмитриевич.
Леонид Ольшанский: Здравствуйте.
Иван Князев: Правовое основание для таких вот приложений, которые будут работать? И действительно, законен ли потом будет штраф?
Леонид Ольшанский: Все законно или незаконно помещается в кодексе. Значит, в данном случае речь идет о поправках в Административный кодекс России. До недавнего времени, до сегодняшнего дня, действует пленум Верховного суда России, который сказал: если камера висит на столбе, работает в стационарном режиме, тогда можно присылать автоматом штраф собственнику (об этом мы тоже поговорим). А вот если вы засняли телефоном или чем-то иным, фотоаппаратом и т. д., тогда действует классическая схема: вызывать, разбираться, кто был за рулем, адвокат, прокурор, свидетель и т. д.
Мое мнение, что если и вводить право граждан снимать и отсылать, то это не должен быть автомат, чтобы разбираться, а не автоматически. Плюс, подчеркиваю, нарушить может водитель, а штраф придет, например, вашей редакции, или бабушке, или дедушке, или заводу, или фабрике, потому что и физическое, и юридическое лицо имеет право в собственности содержать автомобиль. Поэтому вопрос непростой.
Плюс, когда камера висит, она такая мертворожденная, а люди могут мстить кому-то, снимать. Будет очень много коллизий, вот мое мнение.
Иван Князев: Ну то есть все равно, в любом случае нужен человек, который бы эту ситуацию изучил, в частности инспектор ГИБДД, например, да?
Леонид Ольшанский: Да.
Иван Князев: Посмотрел бы, кто сфотографировал...
Леонид Ольшанский: Чтобы их профессионал изучал и, если надо, приглашал. Но мне скажут: Ольшанский хочет ограбить государство. Или автоматически штраф в казну государства, или какой штат нужен, чтобы эти тысячи, а может быть, миллионы фотографий присылать, потом вызывать, повестки, а давность небольшая, 2 месяца. Будет оппонирование, я уже вижу, будет.
Марина Калинина: Ну а насколько вообще это необходимо сейчас делать? Ну есть же камеры, в конце концов. Сейчас, кстати, сотрудников ГИБДД на улицах достаточно часто можно встретить...
Леонид Ольшанский: Ну, вы знаете что? Я вообще сторонник, чтобы всем занимался сотрудник ГИБДД. Почему? Какой он ни есть, он профессионал. Он обязан разъяснить права, «можете ничего не говорить, ваше право свидетеля вызвать, можете адвоката вызвать, но я его ждать не буду», худо-бедно процедура соблюдается. И плюс он выносит постановление и разъясняет, что на оплату штрафа дается 60 суток, а 10 суток дается на обжалование: подал жалобу – оплата приостановлена. Худо-бедно мы так привыкли жить. Вот эти все автоматы, они сильно нашу жизнь усложняют, и мы же видим, что делается, люди закрывают номера картонками, железками, вообще ездят без номеров. Много аспектов параллельных набегает.
Иван Князев: Леонид Дмитриевич, в вашей практике таких случаев много было, вот когда действительно кто-то кого-то сфотографировал, потом приходилось разбираться? Как это вообще все выглядит?
Леонид Ольшанский: Да, самое частое.
Иван Князев: Ну расскажите парочку случаев.
Леонид Ольшанский: Человек приехал с работы, закрыл машину, пошел домой. Утром выходит – небольшая царапинка на крыле, а рядом стоит машина, и ему почему-то кажется, что именно она его царапнула. Он ее фотографирует, идет в ГАИ, а ГАИ вызывает человека, большинство не адвокаты, он приходит, невзирая на мои учения, и с паспортом, и с водительским удостоверением, они ему шьют тяжелейшую статью «покидание места ДТП, лишение».
Иван Князев: Ага.
Леонид Ольшанский: «Да я вот то, да я вот се...» – «Все вопросы через суд». Отсылают материал в суд, судья говорит: «Я верю инспектору», – все. Поэтому вот когда частник снимает, практика показывает, что много негатива. Хотя если ударились, ждем инспектора, снять светофор, снять свою машину, снять его... Но опять-таки, все это вложить в дело, прошить и объективно рассмотреть.
Иван Князев: А как вообще в таких случаях действовать? Ну, наверное, человек, которому это вменялось, должен был написать в протоколе объяснение, что он здесь ни при чем. И неужели судья это не учитывает?
Леонид Ольшанский: Смотрите, это если... Смотрите, вы должны в своем сознании делить напополам: или действует классическая схема, инспектор составляет протокол, а водитель вправе написать «не согласен» или «нет, я ехал на «зеленый», тот водитель врет, это он ехал на «красный»», а тот свое напишет, и потом...
Иван Князев: Нет, со светофорами-то понятно, а когда вот так вот машину поцарапал неизвестно кто, неизвестно когда и вообще неизвестно, царапал или нет.
Леонид Ольшанский: А он исходит, я говорю, или ему уборщица, дворник сказал: «Вот этот на синей машине тебя оцарапал и уехал».
Марина Калинина: Ну да, всегда найдется кто-то, кто что-то видел.
Иван Князев: В итоге-то дело выиграли или нет?
Леонид Ольшанский: Нет, в 90 случаях из 100, если нет очень опытного адвоката... тогда я сейчас расскажу, как опытный действует... проиграно дело.
Иван Князев: Ага.
Леонид Ольшанский: «Ничего знать не желаем, вот вы царапнули, вы уехали». А опытный адвокат говорит: никуда не ходите. Или он звонит и говорит: «Татьяна Ивановна, машина на вас числится?» – «Да, на мне». – «Вы должны прийти под руку с тем, кому вы дали доверенность (муж, брат, сват, любовник)». Она говорит: «Нет, я никуда не...» – «Да, и машину вы должны пригнать». Она говорит: «А вы статью кодекса покажите, где я должна пригнать машину. А за пивом холодненьким не сбегать?»
Иван Князев: Ха-ха.
Леонид Ольшанский: И если человек не идет, машину не дает... «Да, я представлю машину, но вы решение суда дайте, я подчинюсь, но только не телефонному звонку». Вот если опытный адвокат защищает, тогда у них не получится. Но адвокат-то стоит дороже, чем штраф, поэтому...
Марина Калинина: Леонид Дмитриевич, давайте послушаем наших зрителей, очень много звонков.
Иван Князев: И много историй.
Марина Калинина: Да, много историй. Вадим, здравствуйте.
Зритель: Добрый день. Это говорит Вадим Поляков из Санкт-Петербурга.
Леонид Ольшанский заблуждается искренне, потому что десятки тысяч машин в Санкт-Петербурге стоят на газонах совершенно свободно и их за это практически не наказывают. Если появится новая процедура, единственное, конечно, она должна законодательно быть жестко закреплена, чтобы событие исследовалось объективно, вот здесь я с Леонидом Ольшанским согласен.
И второй вопрос связан с этими же машинами. Очень много машин, выезжая в область, выбрасывают мусор совершенно свободно в любых точках и обстоятельствах. И если это будет фотографироваться и будет дополнительный вид народного контроля, это очень хорошо. Но хорошо бы к этому, чтобы судьи были более объективны, чтобы судьи принимали видеоматериалы, рассматривали их в объективном режиме, с чем я с Леонидом Ольшанским согласен. Но я повторяю, что это новшество позволит сохранить тысячи и тысячи газонов не только в Санкт-Петербурге и в Москве, но и в Заполярье, и в Хабаровске, и во Владивостоке. Поэтому я считаю, что это прекрасная инициатива, только нужно ее апробировать законодательно, чтобы все моменты спорные были учтены. Вот такое...
Марина Калинина: Спасибо.
Иван Князев: Да, спасибо вам большое, Вадим.
Леонид Ольшанский: Ну, по сути правильное заключение: чтобы судья разбиралась объективно, а не автоматически это передавалось в какой-то компьютер. Да, по сути наш зритель поддержал объективную точку зрения.
Иван Князев: Ну да. Просто если в таком объеме будут подобные жалобы, тут, мне кажется, придется думать о том, что менять в судебное системе, в работе тех же инспекторов ГИБДД, потому что элементарно их может просто не хватить.
Леонид Ольшанский: Да.
Иван Князев: Тогда все штрафы будут писаться автоматом и все, без разбора, нарушил не нарушил, была фотография и все.
Леонид Ольшанский: Да.
Марина Калинина: Спасибо.
Иван Князев: Спасибо вам большое.
Марина Калинина: Леонид Ольшанский был с нами на связи, почетный адвокат России.
Иван Князев: Еще одного эксперта хотим услышать, его мнение – Игорь Озеров, директор компании «Автоправо 24», автомобильный юрист. Игорь Анатольевич, здравствуйте.
Игорь Озеров: Здравствуйте.
Иван Князев: Ну смотрите, у нас огромное количество SMS, люди точно так же пишут, что на самом деле это будет очень хороший способ народного контроля, потому что нарушают наши автолюбители, и паркуются не там, и по обочинам ездят...
Марина Калинина: Да и мусор выбрасывают.
Иван Князев: Мусор выбрасывают, ну тут целый список на самом деле, можно даже не приводить. Вот что вы думаете по этому поводу?
Игорь Озеров: Ну, как любая медаль, она имеет две стороны. То есть я соглашусь с телезрителем, что где-то это и необходимо, например в тех же жилищных комплексах. Автолюбители, не находя место, ставят автомобиль на тротуаре, около пешеходных, то есть мамочки с колясками, да и сами мы не можем пройти. Отправить, наказать такого негодяя – это как бы нормально.
Иван Князев: Святое дело, да, понятно.
Игорь Озеров: Но, но могут быть и перегибы. Например, автовладелец решил остановиться на остановке, например, высадить пассажиров. Он не мешает транспорту, он действует в рамках ПДД. И в этот момент его активный гражданин фотографирует и отправляет – штраф за стоянку получается у него. Как он через неделю докажет, что он просто остановился, чтобы высадить пассажиров? Вот такие примеры тоже могут быть...
Иван Князев: Машина стояла, в общем, да.
Игорь Озеров: Да, получилось по факту, что он стоял и ему штраф, а он в рамках ПДД ездил.
Иван Князев: Давайте еще послушаем наших телезрителей.
Марина Калинина: Геннадий из Москвы. Да, Геннадий, здравствуйте.
Зритель: Алло, да. Я говорю, этот народный инспектор может сфальсифицировать показания этих... У них не будет у всех видеокамер, это однозначно. Это надо столько сделать видеокамер, чтобы каждого снабдить, потому что их появится сейчас масса очень большая, вот.
Иван Князев: Масса тех людей, которые захотят таким вот образом наказать автолюбителей, которые нарушают правила ПДД, правильно?
Зритель: Я согласен с этим.
Иван Князев: Да, хорошо, Геннадий, спасибо вам большое.
Игорь, смотрите, какой момент, из Воронежской области нам вот что пишут, что помимо всего прочего еще активизируются мошенники. Помните вот эти все истории с автоподставами и т. д., вымогатели – будет такое, может быть?
Игорь Озеров: Да, будет такое. В принципе у нас вот так же есть сейчас в практике такое дело, когда вот, как адвокат Ольшанский рассказывал, что поцарапали. Один в один примерно такое же дело, только на самом деле там не было, то есть тот водитель, который якобы нарушил, царапнул, он не был там. То есть суд, да, вынес решение вот вчера буквально, что оснований не доверять инспектору нет, соответственно, сейчас он будет получать страховое возмещение. Несмотря на все проведенные экспертизы, та же трасологическая, которая говорит, что на якобы виновном автомобиле нет повреждений, а на потерпевшем есть, то есть как так. И такое будет, думаю, дальше продвигаться. Но по Москве вот эти вот народные помощники с 2019 года, суд Верховный разъяснил, в принципе сейчас мы как бы успешно относительно боремся с этим. После жалобы в суд постановления данные отменяются, вот. Что будет после Нового года, не знаю, посмотрим.
Иван Князев: А как сделать так, чтобы, как говорится, и волки сыты были...
Марина Калинина: ...и овцы целы.
Иван Князев: ...и овцы целы? Ну действительно, ну едет же, например, по обочинам, вот в Питере паркуются на газонах сплошь и рядом – что здесь-то сделать?
Игорь Озеров: Ну, по поводу крупных городов уже в принципе делается все. Если мы возьмем Москву, Санкт-Петербург, то есть автомобили МАДИ ездят по маршрутам, штрафуют. Только, может быть, увеличить количество, размер штрафа, то есть бить, так сказать, рублем по нарушителям. И опять же неотвратимость наказания, то есть много очень...
Марина Калинина: Да и так штрафы-то немаленькие.
Игорь Озеров: ...и они не оплачены.
Иван Князев: Нет, а может быть таким образом, смотрите, когда водитель всегда будет помнить, что его может оштрафовать не только гаишник, который спрятался в кустах, не только камера, которая здесь висит на столбе, но вообще абсолютно любой человек, который проходит мимо, ну и он как-то поостережется нарушать правила?
Игорь Озеров: Тоже верно, тоже верно. Но, с другой стороны, давайте не забывать и об автолюбителях. Может быть, для этого еще делать, инфраструктуру развивать в городе? Понятно, что как бы не обязаны, но если с этой стороны посмотреть, я имею в виду, если парковки делать, больше парковочных мест...
Иван Князев: Меня еще всегда интересовал вот какой момент, как вообще подобные системы, подобные схемы работают, например, в той же Европе. Мы знаем, что в принципе в нашей стране, прямо скажем, как говорят наши телезрители, пишут, стукачей не особо любят, вот. В других странах...
Марина Калинина: Постучать-то любят.
Иван Князев: Да, ну хорошо. В других странах гражданская сознательность чуть повыше, у них повыше уровень – как там это выглядит, как там это работает?
Игорь Озеров: Там работает. В той же Финляндии, я слышал, соседи, так сказать, активно участвуют...
Иван Князев: Нет, то, что они активно участвуют, да, а как это с юридической точки зрения там работает?
Игорь Озеров: Ну, у них же другое законодательство. Соответственно, там штрафы, и штрафы космические, скажем так, если прилетает, то уже хорошо прилетает. И поэтому опасаются нарушать, скажем так. Они, как вот вы правильно заметили, думают об этом, о том, что можно, если я нарушу, то меня сейчас увидят, составят протокол и будет большой штраф, я не отверчусь, мне придется платить. То есть в нашей стране, ну хорошо, есть штраф, а я не буду платить, и что?
Марина Калинина: А сколько, кстати, к вопросу о штрафах, можно сейчас не платить штраф по времени, когда тебе уже... ?
Игорь Озеров: По времени...
Марина Калинина: Просто у некоторых людей по 30 штрафов, по 40, какие-то баснословные суммы, и они, в общем, себе спокойно живут и, в общем...
Игорь Озеров: Да, спокойно живут, то есть 3 года проходит, исполнительное производство аннулируется и все, то есть так называемая амнистия происходит периодическая.
Марина Калинина: А, вот так вот? А что, так можно было, да, ха-ха, хочется спросить?
Игорь Озеров: Можно было. Единственное... То есть опять же много штрафов на ООО, то есть на юридические фирмы, то есть это лизинговые компании, которые продают в лизинг, или такси. То есть большинство штрафов, которые не списаны и висят, если зайти на сайт приставов, посмотреть, это как раз-таки вот эти компании.
Иван Князев: А штрафы там так же выписываются в автоматическом режиме, через эти приложения, или их все-таки действительно разбирают?
Игорь Озеров: Честно сказать, за всю Европу не могу сказать, но в некоторых странах также автоматически, то есть добропорядочные граждане, скажем так, активные граждане присылают...
Иван Князев: Да, хорошо, спасибо вам большое. Это был Игорь Озеров, директор компании, которая называется...
Марина Калинина: …«Автоправо 24».
Иван Князев: …«Автоправо 24», автомобильный юрист был с нами на связи.
Вот что пишут нам наши телезрители. «Ну, доброжелатели всегда найдутся», – это Владимирская область, написал нам человек. «Таким образом можно дать работу безработным юристам, причем всем, потому что очень много будет прецедентов». «Лучше бы дороги отремонтировали», – пишет нам Пензенская область. Ну и еще несколько SMS. «Как вы думаете, что будет с человеком, который меня сфотографировал?» – из Самарской области. Это вообще звучит как угроза уже.
Марина Калинина: Страшно.
Мы прервемся, после новостей будем говорить о новостях COVID, как уже водится, в 13:10.
Иван Князев: Да, поговорим о коронавирусе, конечно же, и выясним, что у нас происходит с ценами на алкоголь, обещают резкое подорожание после Нового года. Так что, друзья, оставайтесь с нами.