Иван Гостев: Даша, как ты считаешь, в какое время года больше у нас аварий случается? Дарья Шулик: Слушай, ну по логике получается, что зимой. Гололед, плохо чистят дороги – и вот это все начинается. Иван Гостев: Я тоже так думал. Но оказалось – нет. На самом деле удивительно, но больше всего аварий происходит в летнее время – примерно в полтора раза. Во-первых, у нас на трассу выходят так называемые «подснежники» – ну, это те, кто ездят только летом. Потом появляются мотоциклисты. Считается, что байкеры часто создают аварийные ситуации на дорогах, кроме того, становятся жертвами. За последние пять лет зафиксировано 35,5 тысячи ДТП, и в них погибло почти 4 тысячи человек, а получили ранения 38 тысяч. Если говорить о мопедах и, соответственно, мотоциклах, то теперь будут новые штрафы вводить. Предлагают штрафовать за параллельное движение в одной полосе с другим транспортом и за опасное лавирование между рядами. Вот вы видите: соответственно, 15 тысяч и 3 тысячи рублей. Помогут ли эти меры сократить число аварий? Давайте обсуждать. И обсудим мы вместе с нашим экспертом. У нас на связи Светлана Бессараб, депутат Государственной Думы Российской Федерации. Дарья Шулик: Здравствуйте, Светлана Викторовна. Светлана Бессараб: Здравствуйте. Дарья Шулик: Светлана Викторовна, насколько я знаю, вы были инициатором принятия этого закона. Так ли это? И почему у вас такое мнение? Светлана Бессараб: Да, это действительно так. Почему – наверное, понятно. Потому что вы только что привели те ужасающие цифры, которые, в принципе, и сподвигли меня после изучения этой проблемы ею заняться вплотную. На самом деле ко мне на приеме обратились граждане, которые были участниками такого ДТП, и сегодня они испытывают, конечно, определенную моральную нагрузку в связи с тем, что просто являлись участниками и невольно способствовали тому, что у гражданина сейчас не все в порядке со здоровьем. Я понимаю, что, конечно, это вызывает определенную волну неприязни в среде мотоциклистов. Вместе с тем я думаю, что все мы являемся участниками дорожного движения и все должны быть в равных правах. Понятно, что у нас всех разные возможности. Вместе с тем, когда внезапно в потоке автомобилей буквально вплотную к боковым зеркалам вас обгоняет мотоциклист, потом проносится в таком же потоке еще парочка, то это, прямо скажем… Вот я водитель. Наверное, уже ближе к двадцатилетнему стажу, но меня это повергает иногда в такое достаточно дискомфортное состояние. Что говорить о молодых мамочках, у которых в автомобилях есть детское кресло, где сидят малыши. Но и это еще не все. Мы понимаем, что часто мотоциклисты становятся причиной, участниками жутких аварий и часто, к сожалению, гибнут. По статистике, в России мотоциклисты гибнут чаще автолюбителей почти в 30 раз. Иван Гостев: Светлана Викторовна, давайте вместе послушаем, звонок у нас есть, Александр из Москвы к нам дозвонился. Александр, здравствуйте. Александр, мы вас слушаем. Здравствуйте. Зритель: Алло. Добрый день. Иван Гостев: Да, здравствуйте. Вот как вы относитесь к новым предложениям? Зритель: Меня слышно? Дарья Шулик: Да-да, мы слышим вас. Зритель: Вы знаете, я хочу сказать, что я мотоциклист с двадцатилетним стажем, езжу в основном по городу Москве, 90%. И у меня ни одной аварии за все это время. Вы хотите вводить штрафы и как-то ограничивать движение между полосами. Но вы ведь убьете просто целую культуру, грубо говоря. Смысл мотоцикла в городе – это передвижение по пробкам. То есть мотоциклисты, по сути, убирают пробки в городе. Дарья Шулик: То есть принцип мобильности уходит совершенно, да? Зритель: Конечно, абсолютно! Трафик на дорогах в Москве увеличится в два раза – и Москва вообще встанет, грубо говоря. Дарья Шулик: Александр, но не все же такие сознательные, как вы. Вот вы говорите, что вы ездите аккуратно. Но есть же совершенно другие примеры, к сожалению. Действительно, мы очень часто слышим об этих совершенно ужасающих случаях, что происходят с мотоциклистами. Честно говоря, волосы становятся дыбом. Зритель: Вы понимаете, да, есть, конечно, среди мотоциклистов нарушители, которые ездят между рядами, громко гремят своими глушителями. Но вы обращаете внимание только на единичные случаи, а большинство ездит спокойно. И что, вы хотите сказать, что среди категории «В» – среди автолюбителей – таких нет? Дарья Шулик: Ой, да много, конечно. Иван Гостев: Тоже верно, тоже верно. Зритель: Они не смотрят в зеркала, не включают поворотники. Я хотел бы сказать, что нужно, во-первых, уважать друг друга на дороге – и тогда будет все нормально. А безопасность, на мой взгляд, нужно начинать не с введения штрафов, а, допустим, с хороших дорог. Понимаете, у нас новый асфальт, который положен, через полгода превращается в колею. А рядом до разметки шириной 5 сантиметров ты едешь на мотоцикле и скачешь по кочкам – то яма, то канава. А в дождь это вообще все превращается… Дарья Шулик: То есть штрафы не помогут, а помогут дороги, Александр, да? Иван Гостев: Спасибо большое, Александр. Дарья Шулик: Спасибо. Иван Гостев: Светлана Викторовна, как вы прокомментируете? Действительно, мобильности лишают, пробки увеличатся. Что скажете? Дарья Шулик: Так только машины стояли, а теперь еще, представляете, пробка будет из мотоциклистов. Иван Гостев: Нет, наоборот, пересядут на машины мотоциклисты – и все, встанет все! Дарья Шулик: Москва вообще двигаться не будет тогда в принципе. Она и так стоит все время. Светлана Бессараб: Вы знаете, я хотела бы напомнить Александру, который, как оказывается, за рулем уже 20 лет, но до сих пор не знал, что у нас в Правилах дорожного движения есть пункт, который предусматривает, что водитель обязан соблюдать такую дистанцию и необходимый боковой интервал, который обеспечивал бы безопасное движение со стоящими или движущимися в соседней полосе транспортными средствами. То есть никто не разрешал движение в одной полосе. Но именно мотоциклистов что возмущает? Не запрет на движение, он есть, по сути. Возмущает именно то, что наконец появится штраф за это деяние. Вы знаете, у нас ведь есть даже в Правилах дорожного движения такое понятие, как опасное вождение. Казалось бы, что еще нужно? Но наказания за опасное вождение опять-таки пока нет. Сколько бы мы ни говорили в Российской Федерации об этом, но… Вот в 2017 году как приняли в первом чтении этот закон, а потом все время что-то мешает, понимаете. Я понимаю, что в том числе среди высокопоставленных чиновников есть мотоциклисты, есть люди, любящие опасную езду. Может быть, им это неудобно, невыгодно. Но мы все являемся участниками дорожного движения так или иначе – пассажиры мы или водители. Наверное, мы все достойны того, чтобы проводить это время в дороге с комфортом, не чувствовать дискомфорта, не чувствовать тем более испуга, когда внезапно взревел мотоцикл и, снося или почти касаясь боковых зеркал, или опираясь иногда… Дарья Шулик: Ну, это как раз та самая тема взаимного уважения на дорогах. Спасибо, Светлана Викторовна. Иван Гостев: Спасибо большое. Дарья Шулик: С нами была Светлана Викторовна Бессараб, депутат Государственной Думы. А у нас есть звонок, из Тулы к нам дозвонился Николай. Николай, здравствуйте, мы вас слушаем. Зритель: Здравствуйте. Иван Гостев: Николай, вы поддерживаете инициативу? Зритель: Абсолютно нет. Дарья Шулик: Почему? Иван Гостев: Расскажите – почему? Зритель: Я сейчас расскажу. У меня стаж вождения с 76-го года. У меня в 70-е годы была «Ява». То есть я старый такой мотоциклист был. В данной ситуации… У нас, вы знаете, обочины сделали, на которые нельзя заезжать. Их же можно выделить для мотоциклистов. Вот как для общественного транспорта есть полоса. Пусть они не маневрируют, а движутся по этим обочинам. Уж куда удобнее, не знаю. И никто никому мешать не будет, и штрафы не нужны. Иван Гостев: То есть отдельный такой ряд сделать для мотоциклистов, да? Зритель: Да-да-да. Просто надо сделать разрешение, и все. Иван Гостев: Интересная инициатива. Спасибо вам большое за ваше мнение. Дарья Шулик: Отдельная полоса для общественного транспорта, отдельная – для велосипедистов, а следующая – для мотоциклистов. Иван Гостев: А для машин останется что-то? Дарья Шулик: А все остальные будут пешком ходить. Иван Гостев: А мы сейчас попросим прокомментировать эту инициативу нашего следующего эксперта – Сергея Канаева, директора Национального общественного центра безопасности движения. Давайте посмотрим, что он нам сейчас скажет. Дарья Шулик: Сергей Владимирович у нас по телефону выходит к нам на связь. Иван Гостев: По телефону, не по видеосвязи. Сергей Владимирович, здравствуйте. Дарья Шулик: Сергей Владимирович, вы слышите нас? Иван Гостев: Здравствуйте. Вот вы слушали звонок нашего телезрителя. Как вы можете прокомментировать такое предложение – ввести отдельный ряд для мотоциклистов? Сергей Канаев: Добрый день, уважаемые ведущие, рад вас приветствовать – так же, как и наших уважаемых телезрителей. Что касается этой инициативы, то она выдвигалась уже не раз. В Москве Правительство Москвы всегда по этому поводу давало отказ. Так что инициатива, может быть, и хорошая для мотоциклистов, но как-то она не проходит. Вот такой мой комментарий. Дарья Шулик: Ну, насколько я знаю, вы раскритиковали вообще в целом вот эту инициативу, о которой мы говорили раньше. Объясните – почему? И как, по-вашему, все это должно быть организовано, чтобы этих жутких, просто совершенно жутких событий не происходило на дорогах? Ну, помимо того, как мы говорили, что все должны уважительно относиться друг к другу. Как еще людям объяснить, что ну нельзя так, если штрафы не помогают? У нас еще было мнение, что дороги надо сделать, но это тоже такая сложная тема и долгая в исполнении. Сергей Канаев: Давайте попробую кратко. Касаемо самой инициативы – она из области: быть всем богатыми, счастливыми и замечательными. Нужно, конечно, безопасность движения в первую очередь повышать, а не снижать. Но есть реальные условия, которые касаются именно мотоциклистов. Во-первых, им в потоке двигаться нужно немножко быстрее. Во-вторых, они зачастую объезжают машины для того, чтобы встать первыми на светофоре. Им очень тяжело ехать на медленной скорости. Вы понимаете, да? Есть мотоциклы до полтонны, и держать его на двух колесах и на ногах не совсем комфортно. Ну и что касаемо междурядья. Естественно, мотоциклами поэтому и пользуются, потому что транспортное средство позволяет ехать между рядами. Что касаемо ГИБДД – они четко дали ответ еще, по-моему, три года назад, что мотоциклисты здесь ничего не нарушают. Остальные нарушения, которые касаются сплошной линии разметки, то она одинакова для всех. Но когда вы говорите о том, что нужно сделать, мне кажется, что в данном случае абсолютно правильно многие зрители и слушатели говорят о том, что нужно все-таки уважительно относиться друг к другу. А когда говорят, что мотоциклисты очень быстро мелькают – ну да, согласен, не совсем быстро реагируют автомобилисты. Но это вопрос разумности. И в большинстве стран он регулируется такими негласными законами. Разумность – в первую очередь. А когда мы говорим о том, как нужно бороться с такими людьми… Вот по последним случаям, на которые реакция произошла, в том числе и депутатская эта инициатива. Она же ведь касается агрессивного вождения. Почему она только относится к мотоциклистам? Она может относиться и к велосипедистам, и к пешеходам, которые выбегают на дороги. Дарья Шулик: То есть – ко всем участникам движения. Иван Гостев: Ну да, действительно. Сергей Канаев: Конечно! Мы же об этом говорили, давно уже говорим. В том числе в Минюсте мы это очень активно продвигали: введите агрессивное вождение для неадекватных водителей, которые не хотят руководствоваться разумом. Наверное, правила дорожного движения – это для того, чтобы разум понимал. Все-таки разум здесь в первую очередь, от него зависит безопасность на дороге. Мне кажется, не надо ничего изобретать. Иван Гостев: Сергей Владимирович, вот хочу спросить. Как вы считаете, а как контролировать-то надо мотоциклистов? Ну, часто камеры у нас просто технически не оснащены, чтобы следить за перемещениями такими. Дарья Шулик: Как следить за разумностью? Как проследить? Иван Гостев: Каким образом это можно сделать? Потому что и автопарк ГАИ, в общем, не такой развитый, чтобы догнать каждого мотоциклиста. Сергей Канаев: Иван, отвечу вам так: контролировать очень сложно. Во всем мире это очень сложно, поэтому в мире в основном руководства стран идут по пути все-таки каких-то негласных договоренностей, в том числе между сообществами автомобилистов и мотоциклистов. То есть наладить это взаимоуважение, а дальше, я думаю, сообщество сможет само себя регулировать. Ну, иначе это очень тяжело с мотоциклами. Догнать их невозможно. Считать по камере? У них нет номеров передних. И так далее. Да и бывает, что задних нет. Я не знаю, наверное, вы видели, когда он такой завернутый. Дарья Шулик: Прочесть невозможно. Сергей Владимирович, давайте послушаем, у нас есть звонок из Челябинской области, к нам дозвонился Михаил. Михаил, здравствуйте. Задавайте ваш вопрос или выскажите свое мнение. Только, пожалуйста, покороче. Зритель: Здравствуйте. Сразу скажу, что я не мотоциклист, никогда им не был и не планирую им быть. Я по поводу движения по так называемому междурядью. Я был свидетелем таких ситуаций. Несколько лет назад этот вопрос уже вставал, и мотоциклисты просто начали себя вести по-другому. То есть они просто вставали посредине полосы – и таким образом занимали просто всю полосу, чем раздражали двигающихся сзади автомобилистов. Дарья Шулик: То есть автомобилисты не могли проехать? Зритель: Да. То есть они просто ехали посредине полосы. Вроде бы как он ничего не нарушает, но при этом он занимает очень много места. Более того, я скажу, что два моих знакомых хороших пострадали в результате этого. Каким образом? Автомобилисты начинают их обгонять и просто выдавливают их с этой полосы. Один мой знакомый, к сожалению, погиб из-за этого. То есть он просто его выдавил, он был вынужден выехать на обочину – и врезался в столб. Печальная история произошла. А второй человек, слава богу, живой остался. И это именно из-за такой ситуации. Им запрещают ездить между рядами – они выдвигаются на середину полосы. И многих это почему-то раздражает. Я не знаю – почему. С этим, честно говоря, я абсолютно не согласен. Пусть они едут между рядами, пусть они едут быстрее. В конце концов, для этого мотоцикл и существует. Дарья Шулик: Спасибо, спасибо, Михаил. Иван Гостев: Спасибо большое, Михаил. Сергей Владимирович, спасибо вам большое за ваше мнение. Сергей Канаев у нас был на связи, директор Национального общественного центра безопасности движения. Спасибо большое. А через несколько минут, после новостей, мы продолжим обсуждать и здесь, в студии «Отражения», обсудим тему дня: почему мы толстеем и как похудеть после карантина? Дарья Шулик: Это очень хорошая тема, кстати, поэтому оставайтесь с нами.