Водка подорожала
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/vodka-podorozhala-56779.html
Иван Князев: В России повысились минимальные цены на водку, бренди и коньяк. Приказ о повышении опубликовал Минфин. Теперь розничная цена полулитровой бутылки водки – 261 рубль (была 243), бренди – 348 (была 324), коньяка – 480 (была 446).
Марина Калинина: Как Минфин объясняет очередное подорожание крепкого алкоголя – это борьба с теневым производством. Поможет ли это решить вопрос с подпольным алкогольным бизнесом и поддельными напитками, будем узнавать у наших экспертов.
Иван Князев: Какое спиртное покупаете вы и за какие деньги? Позвоните, расскажите нам, что вообще думаете об этом повышении, ждем ваших звонков и сообщений.
Марина Калинина: С нами на связи Вадим Дробиз, директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя. Вадим Иосифович, здравствуйте.
Вадим Дробиз: Добрый день.
Марина Калинина: Это очередное повышение минимальной стоимости крепких напитков Минфин объясняет тем, что так они борются с коррупцией в этом плане, с поддельными напитками. Поможет ли это, та ли эта мера?
Вадим Дробиз: Нет, давайте тогда уже разбираться предметно. Никакого отношения к контрафактному, нелегальному, суррогатному и борьбе с этим продуктом это вообще не имеет. Это экономическая мера. У нас каждый год дорожают продукты питания на 10-15%, этот год не исключение, итог прошлого года тоже. Даже Росстат признал такой максимальный рост.
Поэтому алкоголь – это такой же пищевой продукт, который подвержен воздействию всех тех же самых факторов – инфляционных и так далее. Помимо того, что в нем еще акциз, то есть самостоятельный, дополнительный налог. Все это с 1 января привело к тому, что самый дешевый алкоголь действительно подорожал, бутылка водки – на 18 рублей.
Если вы, так сказать, крепкий мужик и выпиваете четыре бутылки водки в месяц, вот считайте, вы потратите на 80 рублей больше. А если вы пьете коньяк (3 бутылки коньяка), то 100 рублей. То есть в принципе это абсолютно несущественное подорожание. Те люди, которые употребляют легальную продукцию, покупая ее в легальной рознице, они практически не ощутят этого. Но малоимущие, которые зарабатывают 12-17 тысяч рублей.
Марина Калинина: Так?
Иван Князев: У них могут возникнуть проблемы.
Вадим Дробиз: То эти люди все равно не покупают легальную водку, они покупают нелегальную, суррогатную продукцию, которая стоит в 2-2,5 раза дешевле легальной. И им вообще до фонаря. Поэтому это обычная экономическая ежегодная мера повышения цен, связанная, конечно, прежде всего с инфляционными процессами. И это все необходимо чисто экономически.
Иван Князев: Просто когда эту идею обсуждали (потому что обсуждали ее давно, это только сейчас подорожало), тогда даже не было известно, какая будет инфляция по итогам года. А почему это действительно не отдать на регулировку рынку? Некоторые производители же могут конкурировать друг с другом.
Вадим Дробиз: Нет, подождите. Смотрите, нет. Конкуренция вообще не имеет никакого отношения. Есть определенные базовые принципы у каждой, так сказать, экономической модели. Продукт не может стоить меньше, если он произведен из честного спирта, со всеми требованиями (техническими, ГОСТов и так далее) документов, вот эта минимальная наценка розницы, то есть в принципе у нас продукции по минимальным розничным ценам продается, дай бог, 15-20%, вся остальная, конечно, дороже.
Потому что по минимальной розничной цене производителю невыгодно продавать продукцию. То есть там практически нет розничной наценки. По такой цене может продавать, вот как западные пивовары, там они периодически устраивают акции, у них глобальные объемы, поэтому они на какую-то торговую марку объявили акцию, и вот, так сказать, у них что-то продается дешевле. Аналогично и здесь. Если какая-то продукция какого-то завода продается по минимальной розничной цене, это в большей степени не социальная акция, а скорее имиджевая. Потому что прибыли завод практически не получает с этой продукции. И водочному заводу приходится зарабатывать на другой (более дорогой) продукции.
Марина Калинина: Вадим Иосифович, а сколько вообще стоит произвести водку? Можно как-то высчитать себестоимость бутылки водки?
Вадим Дробиз: Давайте мы прямо скажем: сегодня у нас, вот вчера еще была минимальная розничная цена 243 рубля, из них акциз и НДС (государство акциз забирает заранее) порядка 130 рублей. То есть это то, что получает с бутылки водки в виде налогов государство. А все остальное, что там остается (грубо говоря, 110-115 рублей) – это завод, который производит водку, покупает спирт, я не знаю, платит зарплаты рабочим, другие налоги платит и так далее. Это оптовый сектор, который покупает у завода, или дистрибьютор, который везет это по магазинам и продает. Это магазинная наценка, которая, и так далее.
Марина Калинина: У нас есть звонок из Московской области, Вячеслав на связи. Вячеслав, здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте.
Иван Князев: Слушаем вас.
Зритель: Что я хочу сказать. Я сейчас не доверяю вообще никаким спиртным напиткам, которые находятся в продаже, в виду практических причин и соображений. Включая все остальные продукты питания, например, колбасу можно сейчас есть на Пасху, тоже большое преимущество. А спиртные напитки я делаю сам для себя. И я использую просто элементарно пшеницу или рожь и сахар. Хотя можно даже и без сахара делать, но я к этому еще не пришел. И родниковая водичка. Я делаю сам, сейчас я, правда, не пью, потому что здоровье не позволяет. Но все мои друзья очень довольны, и я их угощаю. Даже и вам могу предложить, потому что вы для меня самая любимая передача, от которой можно какую-то правду услышать.
Иван Князев: Присылайте.
Марина Калинина: Спасибо.
Иван Князев: Спасибо вам за ваш звонок.
Марина Калинина: Вадим Иосифович, отталкиваясь от этого звонка, много ли людей вообще сейчас отказались от магазинного алкоголя? Есть какая-то статистика?
Вадим Дробиз: Нет, сейчас никто у нас просто так не отказался. Хотя в средствах массовой информации в прошлом году и в позапрошлом был определенный бум, это была рекламная компания по производству самогонных аппаратов. Именно рекламная компания. Есть у нас в России несколько миллионов самогонных аппаратов, есть несколько миллионов самогонщиков. Но рынок крепкого легального алкоголя в России в год – примерно миллиард 100 миллионов литров. Самогона, который гонят граждане России, – может быть, 150. А?
Марина Калинина: Мы слушаем вас, говорите.
Иван Князев: Продолжайте.
Вадим Дробиз: Какие-то шумы. Так вот, самогона – порядка 150-170 миллионов литров в год. Тут, грубо говоря, относительно водки и прочего крепкого, может быть процентов 15. И этот рынок, я бы не сказал, что он там как-то растет за счет повышения цен на водку, коньяк или виски, ничего подобного. Были небольшие, действительно, какой-то это пик, скажем так, перехода в связи с тем, что появилась мода на дистиллированные напитки. В России с 2015 года разрешили промышленным способом производить виски и так далее. Вот определенный какой-то небольшой толчок здесь действительно произошел.
Есть две группы этих самогонщиков, я их называю: первые – это творческие самогонщики, то есть это граждане среднего класса, которые могут себе позволить отличный дорогой заводской алкоголь, но им интересно, им нужно какое-то новое хобби, им хочется блеснуть перед друзьями, как этот товарищ рассказывал об этой продукции. А есть группа, которая гонит самогон от бедноты, для себя и на продажу, по цене 80-100 рублей за бутылку. Общий объем, я еще раз говорю, этого рынка не выходит за пределы 170 миллионов литров. Есть интерес, есть какие-то тенденции, но никогда в России не будет серьезным конкурентом, так сказать, самогонный продукт промышленному продукту.
Иван Князев: Понятно, спасибо.
Марина Калинина: Спасибо.
Иван Князев: Вадим Дробиз, директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя, был с нами на связи.
Марина Калинина: После новостей мы вернемся в эту студию, будем обсуждать новости о ковиде, которые поступили за последние сутки, и ждем ваших звонков нашим экспертам.
Иван Князев: Да, новый коронавирус у нас нашли в Африке. Что это такое, как скажется на нас?