Вопрос национальной безопасности: вакцинация
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/vopros-nacionalnoy-bezopasnosti-vakcinaciya-39657.html Анастасия Сорокина: Правительству надавили на иммунитет. Президент России попрекнул сотрудников своей администрации и членов кабмина за безответственное отношение к здоровью. Что касается данных по стране, то Минздрав сообщил, что по состоянию на 8 ноября (мы уж тогда сразу проиллюстрируем это на цифрах, покажем вам графику) сделали прививки более 55 млн. человек, т. е. более 38% граждан страны. А в октябре в Минздраве сообщили, что перед ведомством стоит такая задача, чтобы 45% населения обязательно вакцинировать.
Александр Денисов: Да, и сейчас давайте посмотрим, как Владимир Путин, аккуратно так, поинтересовался у кабмина, кто сделал прививку.
СЮЖЕТ
Александр Денисов: Ну, я вот пятый, тоже сделал. А кое-кто не сделал.
Анастасия Сорокина: Я еще думаю. А думаете ли, или не думаете, вы – давайте узнаем. Мы проводим опрос: «Сделали ли вы прививку от гриппа?» Присылайте на короткий номер 5445 «да» или «нет». Подведем итоги совсем скоро.
Александр Денисов: На связи со студией Павел Яковлевич Бранд, невролог, медицинский директор сети клиник «Семейная».
Павел Бранд: Добрый день.
Александр Денисов: Павел Яковлевич, а вы-то сделали прививку или нет?
Павел Бранд: Я – да.
Анастасия Сорокина: Вы каждый год вакцинируетесь?
Павел Бранд: Да, ежегодно, как положено.
Анастасия Сорокина: Павел Яковлевич, вот сейчас Саша меня попытался упрекнуть, что я вот, например, прививку не сделала, потому что…
Александр Денисов: Да я упрекнул, не попытался.
Анастасия Сорокина: …потому что я слышала, что каждый год вирус гриппа меняется и делать прививку в общем-то бессмысленно, потому что она уже не будет настолько эффективной, все равно им можно заболеть.
Александр Денисов: Павел Яковлевич, они все так говорят. Давайте им ответим.
Павел Бранд: На самом деле, действительно, вирус ежегодно меняется, и меняется ежегодно состав вакцины. В связи с изменившимся вирусом Всемирная организация здравоохранения в апреле выдает прогноз по следующему году. И соответственно 3 наиболее вероятных, а сейчас уже в некоторых вакцинах 4 наиболее вероятных штамма, вносятся в новую вакцину, которая производится как раз к концу августа – началу сентября. И соответственно ежегодная прививка чаще всего примерно в 75% случаев попадает в те вирусы, которые будут в этом году.
Александр Денисов: Павел Яковлевич, вы можете меня успокоить? Я делал бесплатную прививку в поликлинике. Пришел туда по делам, мне терапевт говорит: «Вы сделали?» Я говорю: «Нет». Он: «Сейчас я буду заполнять документы, а вы спуститесь в кабинет и сделайте». Я пошел сделал. Вы какую делали, тоже отечественную? Можем мы быть спокойны?
Павел Бранд: Нет, я делал не отечественную. Правда, в прошлом году делал отечественную. А здесь уже вопрос наличия в большей степени. Любая прививка от гриппа лучше, чем ее отсутствие, для группы риска. На самом деле, для здоровых взрослых, которые не имеют прямо очень широкого круга общения или нет у них маленьких детей, – в принципе, это не самая обязательная прививка, точно. На самом деле она предотвращает тяжелые осложнения, но они же в основном случаются все-таки у пожилых и у младенцев. И вот пожилые люди и младенцы должны быть привиты практически поголовно. Также должны быть привиты группы риска. Это те, кто активно контактирует с людьми: учителя, врачи. А что касается ведущих – не знаю, насколько у вас глубокие контакты…
Александр Денисов: У нас очень глубокие, Павел Яковлевич, контакты.
Павел Бранд: …да, с населением. Но если они глубокие, то тоже надо привиться.
Александр Денисов: Спасибо. Настя…
Анастасия Сорокина: Я сделала вывод, Саша, спасибо. На связи Андрей Константинович Демин, президент Российской ассоциации общественного здоровья. Андрей Константинович, здравствуйте.
Андрей Демин: Добрый день. Здравствуйте.
Анастасия Сорокина: Андрей Константинович, вот история под названием «вакцинация». Как вы оцениваете, действительно сейчас это такая вот необходимость? Или, скажем, у нас большое количество вакцин и поэтому мы должны их использовать? Потому что меня удивила история, когда я пришла в поликлинику с ребенком на осмотр к офтальмологу, мне сказали, что меня не будут принимать, если мы либо не сделаем прививку, либо не напишем отказ.
Андрей Демин: Вакцинация – научно обоснованный метод, который применяется во всем мире. Его продвигает Всемирная организация здравоохранения, очень авторитетная организация. От вакцинации ни в коем случае отказываться нельзя, хотя это происходит сейчас во всем мире, такой скепсис растет по вакцинации, но это очень серьезная угроза для благополучия человечества в целом. Если говорить конкретно о гриппозной проблематике – да, должны у нас прививаться. У нас эта эпидемия захватывает очень значительную часть населения. И, конечно, в первую очередь под угрозой находятся дети, находятся пожилые люди, хронические больные. Есть определенные медотводы. Надо сказать, большое достижение у нас, что это может быть сделано бесплатно. И очень высокий процент населения уже у нас откликнулся. За 30% у нас вакцинируются, как нам сообщает Минздрав. Здесь, конечно, надо избавляться от формализма и приписок, которые, вероятно, существуют. И не преуменьшать опасность. Потому что каждый год погибают в эпидемиях гриппа, есть такие цифры, более 60 тыс. человек. Но если мы как следует посмотрим на статистику и проверим ее, то может оказаться еще и больше. Плюс экономические огромные потери. А вот эта вакцина на сегодняшний день дает, как говорит статистика, исследования, около 60% защиты. Конечно, 100% защиты никто дать не может, но это все-таки очень много. Почему надо прививаться каждый год? Потому что штамм все время меняется, иммунитет слабеет. Самая современная вакцина сегодня уже включает практически 4 штамма вируса. Пока она к нам еще не пришла. У нас в основном применяются отечественные вакцины, где 3 таких возбудителя, осуществляется защита. Но есть вопросы, правда, у нас обсуждение некоторое, сколько там должно быть антигена по количеству. Потому что есть вопросы иногда, это обсуждается, что некоторые вакцины могут быть менее эффективны, потому что там количество этого действующего вещества занижено. Но это вопрос, так сказать, такой обсуждаемый.
Александр Денисов: Андрей Константинович, скажите, не удивляет вас?.. Все мы привыкли грешить на нашу медицину: и такая она, и сякая. А вот бесплатная вакцина – и пожалуйста, людей на аркане не затащишь.
Анастасия Сорокина: Вот из Башкортостана, Саша, сообщение: «Один год сделал – пожалел: лихорадило, с температурой. Не делал – и только насморк».
Александр Денисов: Да. Начинаются собственные соображения: нужно, не нужно, а вот штамм меняется…
Анастасия Сорокина: …Опасно, не опасно…
Александр Денисов: И вот народ сам себе начинает решать. Хотя, пожалуйста, иди сделай.
Андрей Демин: Да. Я бы сказал, здесь даже не… Сказал бы вообще, что вакцинация – это вопрос скорее безопасности, а не благополучия конкретного человека. Естественно, сюда включается благополучие отдельного человека. Но в первую очередь это мера из разряда мероприятий, связанных с защитой общественного здоровья. И, конечно, здесь эти требования – они, конечно, обоснованны. Мы видим, что сейчас, например, по кори очень большое неблагополучие отмечается в целом в ряде регионов мира, и нашу страну это тоже захватывает. Это в принципе из одной оперы. У нас совсем недавно была, в 90-е годы, вспышка дифтерии, которая тоже была связана с тем, что родители отказывались выполнять прививки. И если мы сейчас какие-то еще другие вакцинации вдруг снимем… Нам, наоборот, надо расширять календарь вакцинаций. Сейчас надо прививать девочек от вируса папилломы, которые предотвращают серьезные онкологические заболевания. И целый ряд других есть. По гепатитам есть большие у нас возможности. Т. е. это направление должно нами всячески использоваться и продвигаться. Конечно, население у нас реагирует. Но сказать, что оно реагировало как-то чисто на призывы, конечно, не приходится. Далеко не все на это реагируют должным образом. Поэтому в ряде случаев, наверное, могут рассматриваться и обсуждаться какие-то такие вот принудительные вещи. Как раньше говорили: «Пока гинеколога не пройдете, путевку в санаторий я вам не подпишу».
Александр Денисов: Андрей Константинович, т. е. прав был президент, когда назвал отказ от вакцинации самострелом. Т. е. изменой родине, давайте так прямо и скажем. Подрываем мы иммунитет страны.
Андрей Демин: Да, конечно. Родина у нас должна быть в безопасности, и все мы вместе с ней тоже.
Александр Денисов: Спасибо вам большое.
Анастасия Сорокина: Спасибо. На связи был Андрей Константинович Демин, президент Российской ассоциации общественного здоровья. Есть у нас звонок из Свердловской области. Ольга, здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте. Я смотрю вашу программу и смотрю, что вы призываете делать прививку от гриппа, бесплатную, и даже президент на этом настаивает. Хорошо. В том году я делала прививку импортную, я целый год была здорова. В этом году 7 октября я сделала нашу прививку утром, а вечером я уже свалилась с ног. У меня была слабость, температура, вообще я думала, что я помру – так плохо было. Даже вызывала Скорую помощь. Вот что за прививку мне сделали? Вот скажите, надо было мне сделать? Я бы сейчас ходила здоровая и все. Какая прививка мне была сделана и от чего? Даже приходишь туда, и там не говорят: вот прививка от такого-то и такого-то гриппа. Нет, ничего, даже не интересуются.
Александр Денисов: А Скорая вам что объяснила? Вы им…
Анастасия Сорокина: …задавали эти вопросы?
Зритель: Да. Она сказала, что сейчас все болеют, почти что все, менингитом… ой, воспалением легких. Меня быстро направили к терапевту, терапевт мне выписал антибиотики. И вот на пятую неделю мне стало уже получше. Т. е., понимаете, я…
Александр Денисов: Т. е. это, получается, была вирусная пневмония, да? А не грипп?
Анастасия Сорокина: Может, совпадение такое?
Зритель: Нет. Написали «ОРВ с отклонением на фарингит». Вот что мне написали. «Последствие прививки».
Александр Денисов: Спасибо.
Анастасия Сорокина: Спасибо за звонок, Ольга. Выслушаем еще одного нашего зрителя. Дмитрий из Тулы. Здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте. Ситуация какая. Вот то, что говорят о качестве прививок, это дело десятое. Дело в том, что я вот, например, знаю, что известно более 300 разновидностей гриппа. Т. е. в принципе какие именно будут – неизвестно. Более 12 разновидностей в вакцине быть не может, по определению: просто не выдержит человек. Если в принципе, насколько я знаю (я проходил на биофаке МГУ иммунологию: скажем так, не мимо проходил, а изучал), если попадет другой вариант вируса гриппа, то в общем-то протечение болезни будет в разы тяжелее. Я за вакцинацию всеми руками и ногами, если это от вирусов, которые не изменялись три тысячи лет. Как например, черная оспа, полиомиелит и т. д. Но вакцинация от гриппа, в том виде, как сейчас, и как он сейчас изменяется, – это чисто коммерческий проект, который поставлен, я считаю, так же как и многое другое… и состояние нашей медицины на самом деле, где прибавили зарплату, типа, но убавили тысячи на 2, на 3, вот у нас по Туле… – я считаю, что это чисто для того, чтобы мы не доживали до пенсионного возраста, чтобы наши деньги можно было поделить прямо сейчас.
Анастасия Сорокина: Спасибо, Дмитрий, вам за звонок.
Александр Денисов: Спасибо. Теорию заговора, конечно, никто не отменял. Можно верить, да, конечно.
Анастасия Сорокина: С прошлой темы перешли о заговоре. Подводим итоги опроса. «Да» (те, кто сделал прививку) – сказали 40%, а 60% проголосовавших сказали «нет». Идем к следующей теме.