Александр Синельников: Повышение пенсионного возраста, конечно, уменьшит значение бабушек в российских семьях. Некоторые могут даже отказаться от рождения детей, особенно вторых и третьих

Гости
Александр Синельников
профессор кафедры социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ

Мария Карпова: Демография без «института бабушек». Наши корреспонденты задались таким вопросом.

ОПРОС

Мария Карпова: Даже должны!

Петр Кузнецов: Золотая бабушка.

Александр Синельников с нами сейчас на связи. Он профессор кафедры социологии семьи и демографии Социологического факультета МГУ. Здравствуйте!

Мария Карпова: Александр Борисович, здравствуйте!

Петр Кузнецов: Давайте с главного. Что происходит сейчас с институтом бабушек? Как он меняется по вашим наблюдениям?

Александр Синельников: Институт бабушек в нашей стране, конечно, имеет большее значение, чем в западных странах.

Мария Карпова: Почему?

Александр Синельников: Это традиционно так сложилось, веками. Но если говорить о тенденции, то, к сожалению, значение этого института уменьшается. Потому что, ну, разные есть причины. Помимо того, что во все времена, конечно, в общем-то дети, имеющие свою семью желали жить отдельно от родителей. И у нас процент нуклеарных семей, т.е. состоящих только из двух поколений родителей и детей без бабушек и дедушек повышается постепенно.

Но тут дело не только в этом. Бабушки и дедушки могут помогать, конечно, проживая и отдельно, но, если недалеко. Знаете, вот этот случай, когда бабушка из Якутии летает на самолете в Москву, чтобы сидеть с внуками, это все-таки случай какой-то такой экзотический.

Чем больше миграционная подвижность населения (тем более, в такой огромной стране, как наша), чем больше, например, людей съезжаются в Москву со всех концов России, да и не только России (они же не всегда берут с собой родителей, чаще не берут, и родители не могут с ними поехать), и вот, когда дедушки и бабушки с обеих сторон живут далеко, тут помощь возможна только денежная. И то непонятно в какую сторону. ...

Петр Кузнецов: Александр Борисович, да, на этом примере: почему же все-таки сейчас няня, тем более в Москве, современная няня, хорошо подготовленная воспитывает... Почему все-таки выбор идет в пользу возрастной категории в качестве няни, родной возрастной категории, бабушка? Что бабушка может дать ребенку такого, чего не может дать суперпрофессиональная няня?

Александр Синельников: Безусловно, бабушка – родной человек. Бабушка не за деньги работает.

Петр Кузнецов: Как бы далеко она ни жила? Да, это если мы говорим сейчас о внуке.

Александр Синельников: ... условно гораздо более естественная ситуация во всех смыслах, когда о маленьких детях заботится их родная бабушка, а не чужой человек, которому просто платят деньги. Хотя бывают и очень хорошие няни.

Мария Карпова: Ну, смотрите, бабушкой теперь женщина может стать и в сорок лет, да? Это вполне реальная история.

Александр Синельников: Ну и раньше это было...

Мария Карпова: Она хочет еще жить для себя, работать. Она активная молодая женщина.

Александр Синельников: Разумеется, много молодых бабушек есть, которым, еще, собственно говоря, рано еще бабушками становиться, и они работают. Но, кстати, и в таких случаях многие помогают. Например, может дочка через день работать, мама через день работать и поочередно с внуками сидеть. Такие случаи тоже бывают. Вот.

Пенсионная реформа, о которой тоже тут говорили, что теперь бабушкам дольше работать придется, это, конечно, уменьшит значение бабушек в российских семьях. И некоторые семьи из-за этого могут даже отказаться от рождения детей, особенно, если у них один ребенок уже есть, а вот второго и третьего...

Петр Кузнецов: Угу, т.е. Александр Борисович, во главу угла действительно может ставиться то, что мы рожаем, потому что мы, прежде всего рассчитываем на то, что бабушка будет помогать? И это одна из причин.

Александр Синельников: Ну, не прежде всего, но это немаловажно. Это немаловажный момент, потому что семье с маленьким ребенком очень тяжело и в этот момент помощь со стороны родной бабушки, конечно, в общем-то момент такой серьезный.

Петр Кузнецов: Спасибо! И подход в этом плане все-таки не меняется.

Мария Карпова: Спасибо большое! Александр Синельников профессор кафедры социологии семьи и демографии Социологического факультета МГУ.