Врач-кардиолог Юлия Евдокимова. Как распознать тахикардию
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/vrach-kardiolog-yuliya-evdokimova-57931.html Мария Карпова: Интересно. «Брачный договор – это от богатства без отсутствия чувств», – написали из Ростова. «Расчет в любви невозможен», – Новосибирская область. «Если вы женитесь и заранее думаете о разводе, что кому достанется – это уже не любовь». И таких сообщений очень много, что, если брачный договор, значит нет никакой любви. Возможно. Но это же легко проверить. Ведь есть же очень конкретные внешние проявления любви. Вот даже, даже еще влюбленности. Когда мы влюбляемся, у нас что?
Петр Кузнецов: Вот про это сейчас ты говоришь, да: «Тук-тук, тук-тук. Тук-тук, тук-тук»?
Мария Карпова: Оно быстрее должно биться. Ты сейчас…
Петр Кузнецов: Тук-тук-тук-тук-тук.
Мария Карпова: Вот как-то так. Это скорее всего любовь.
Петр Кузнецов: Ну не у всех же.
Мария Карпова: Это химический процесс, там выделяется адреналин, чаще бьется сердце. Может быть любовь, а может быть, к сожалению, и тахикардия. Поэтому если вы чувствуете любое нарушение ритма сердца, лучше обратиться, конечно, к специалисту.
Но у нас специалист уже в студии. Узнаем, признаком чего, кроме любви, может быть тахикардия, и опасна ли аритмия – вот то самое нарушение ритма сердца. Юлия Евдокимова у нас в студии, врач-кардиолог. Юлия, здравствуйте.
Петр Кузнецов: Здравствуйте, Юлия.
Юлия Евдокимова: Здравствуйте.
Петр Кузнецов: К телезрителям, пока Мария к вам идет, обращаемся: успейте SMS написать, дозвониться в прямой эфир, что вас беспокоит. Обязательно Юлия, если успеем, ответит на все ваши вопросы.
Мария Карпова: Юлия, давайте начнем с того, что что такое тахикардия и как ее распознать?
Юлия Евдокимова: Тахикардия – это учащение сердцебиения больше 90 ударов. То есть если мы чувствуем, что у вас бьется сердце и частота очень большая, то, конечно, желательно померять эту частоту. То есть вы можете…
Мария Карпова: Пульс?
Юлия Евдокимова: Пульс, да-да, пульс, обычным образом померьте. Вот больше 90 – это уже тахикардия.
Мария Карпова: Но ведь тахикардия – это не всегда плохо, это может быть и нормой. В каких случаях?
Юлия Евдокимова: Да, есть такое понятие, как физиологическая тахикардия, то есть это когда… это естественная реакция организма на, допустим, физическую нагрузку. То есть мы идем, двигаемся, и частота сердечных сокращений увеличивается. То есть это вот такая естественная реакция организма. При стрессе, когда нервничаешь.
Петр Кузнецов: Которая соответственно быстрее проходит. То есть успокаиваемся, организм восстанавливается.
Мария Карпова: При стрессе. Еще может быть… там кофе выпила.
Юлия Евдокимова: Да-да-да, при употреблении кофе, кофеин-содержащих напитков, допустим, энергетиков. Тоже это часто такая реакция, которая устраняется, убрав, допустим, энергетик.
Мария Карпова: А это вредно для сердца, если вот так вот ритм постоянно скачет? То быстро… там выпил кофе – быстро, прошло опять. Поднялся по лестнице – опять быстро. Или такие перепады…
Юлия Евдокимова: Ну должно насторожить. То есть, конечно, учащенное сердцебиение – это не норма. И люди, допустим, с редким пульсом живут дольше, чем с частым.
Петр Кузнецов: А, то есть это не как тренировка, да? То есть полезно иногда, знаете, ускорить его, замедлить, ускорить, замедлить, чтобы оно постоянно находилось в таком, ну, в некоем хорошем смысле, напряжении.
Юлия Евдокимова: Да, это полезно, но если это постоянно, то есть, допустим, в покое у вас постоянный пульс учащенный, то это не очень хорошо. То есть это должно насторожить.
Мария Карпова: Когда тахикардия – это повод обратиться к специалисту? Вот не пьем кофе, не бегаем по лестнице, не занимаемся спортом, а сердце вдруг начинает колотиться.
Юлия Евдокимова: Если есть, допустим, головокружения, какие-то вот симптомы тошноты. То есть учащенный пульс, тошнота, головокружение, потеря сознания, то есть это вот вообще показания там для вызова скорой помощи. Но помимо этого – одышка. То есть если тахикардия у вас, учащенное сердцебиение, сопровождается чувством нехватки воздуха, то это да, тоже повод обследоваться, обязательно.
Петр Кузнецов: Вопрос от наших телезрителей пришел: «Пульс 93-95 в покое. Какой препарат принимать? Давление может быть в норме», – ну так написано.
Юлия Евдокимова: К сожалению, вот давать рекомендации по поводу лекарств – это не очень правильно.
Петр Кузнецов: Да, да, мы здесь лишь вот так верхушку снимаем, да, вас направляем. Конечно, на все эти вопросы должен отвечать лечащий врач непосредственно при полноценном изучении. Но 93-95 – это нормально? Что значит пульс 93-95? А, в покое!
Юлия Евдокимова: В покое.
Петр Кузнецов: В покое 93-95 – это нормально?
Юлия Евдокимова: Ну это тахикардия.
Петр Кузнецов: То есть повод задуматься.
Юлия Евдокимова: Повод задуматься.
Петр Кузнецов: А дальше уже с конкретным специалистом.
Мария Карпова: То есть получается, что тахикардия – это скорее симптом какого-то сопутствующего заболевания.
Юлия Евдокимова: Да, все верно.
Мария Карпова: Что может быть? Какое это может быть заболевание?
Юлия Евдокимова: Заболевание щитовидной железы, в первую очередь. У молодых женщин превалирует, конечно. Потом заболевание вегетативной нервной системы. Вот как раньше вегетативная… ВСД – вегето-сосудистая дистония раньше называли, в молодом возрасте. Помимо этого, есть серьезные заболевания сердца, сердечно-сосудистой системы, миокардиты, инфаркты, тоже это вот такие очень серьезные…
Мария Карпова: У женщин и у мужчин разные причины?
Юлия Евдокимова: Есть некоторые просто преобладающие, допустим заболевание щитовидной железы – у женщин превалирует у молодых.
Мария Карпова: Если у детей часто бьется сердце, вот тахикардия, то может быть признаком того, что ну просто вот ребенок растет?
Юлия Евдокимова: Да. Да, у детей там другие нормы, там тахикардией не считается 90 и выше. То есть до определенного возраста – 110, допустим, частота – это вариант нормы. Поэтому у них другие понятия о тахикардии.
Петр Кузнецов: Скажите, пожалуйста, раз о детях мы вспомнили, я помню, что нам, не только мне, говорили, что в детстве как будто бы чаще сердце болит. То есть тебе кажется, что вдыхаешь – и как ножом по сердцу. И мне все время там и родители, и воспитатели, и учитель в школе говорил, что это ну просто ты растешь, сердце не успевает за этим, и поэтому вот такой вот диссонанс. Ну а если это происходит уже во взрослом?
Юлия Евдокимова: Ну после 20 лет – это уже повод задуматься, то есть это уже…
Петр Кузнецов: Вдыхаю и… раз, очень режет. Второй раз, третий – не отпускает.
Юлия Евдокимова: Ну на вдохе – нет. На вдохе – это точно не сердце.
Петр Кузнецов: На вдохе – не сердце?
Юлия Евдокимова: То есть если связана боль с двигательной… ну какой-то… дыханием, кашлем, то есть это не сердце, это больше как вегетативная нервная система, да, нарушение. Или торакалгия, то есть межреберная…
Мария Карпова: …невралгия. Вот я хотела сказать. Вот мне говорили чаще, что это: «Ах, это просто межреберная невралгия». Не знаю, я не понимала, что это, но звучало так… Думала, что у меня какая-то редкая болезнь, и звучало это гордо.
Ночью иногда бывает вот еще, многие… я вот тоже изучала, и на форумах тоже пишут, что вот ночью бывает так, что часто бьется сердце и по утрам, а потом проходит. Почему так?
Юлия Евдокимова: Ночью вообще у нас должно быть очень спокойное сердцебиение, потому что это физиологично. Человек спит, сердцебиение должно быть редким. Если вы ощущаете вот учащенное сердцебиение ночью, то необходимо обследование. То есть холтер-монитор – есть такой аппаратик, который вешают на сутки. И вот ночью, если что, можно зарегистрировать эти нарушения ритма. Поэтому это не норма в ночное время.
Петр Кузнецов: Волнуешься поди перед эфиром?
Мария Карпова: Вот да. У меня нет, у меня не бьется. Раз уж про меня заговорили, можно я, пожалуйста, спрошу?
Петр Кузнецов: Опять?
Мария Карпова: У меня вот в обычной жизни очень там, очень низкий, медленный пульс. Как правильно сказать?
Петр Кузнецов: К Юлии это, да, я не специалист.
Юлия Евдокимова: Редкий.
Мария Карпова: Редкий, да, там 53-54. И когда, например, он уже 70, я уже чувствую, что вот мне уже нехорошо, то есть у меня как будто бы сильно бьется сердце. Но вы говорите, что после 90 ударов в минуту стоит заподозрить тахикардию.
Юлия Евдокимова: Да, это считается тахикардия.
Мария Карпова: То есть если это ниже – 70, 80 – это не тахикардия? То есть людям не стоит беспокоится?
Юлия Евдокимова: Да.
Мария Карпова: Хорошо!
Юлия Евдокимова: Просто могут ощущать по-другому. Если спортсмены, вот, например, спортсмены – у них изначально очень редкий пульс. Это особенность такая. И действительно, когда учащается сердцебиение больше 80 или 70, это ощущается вот именно как будто частый пульс. Но паниковать не стоит, это не угрожаемая ситуация. Если опять же нет каких-то приступов учащенного сердцебиения.
Петр Кузнецов: Вообще выглядит так, как у тебя нет времени на врача, Мария, и ты воспользовалась просто, да, приходом Юлии.
Мария Карпова: Нет, я думала просто тоже многие сталкиваются с такой проблемой.
Петр Кузнецов: Вот, кстати, о многих. Сообщений много пришло за это не очень…
Мария Карпова: Что происходит, Петр?
Петр Кузнецов: За это время недолгое. Давайте зачитаем. Если есть, что прокомментировать, прокомментируйте. Красноярский край: «У меня пульс 60-65 ударов, но если чуть выше 70 ударов, меня трясет». Может быть какие-то вот, опять же, первоначальные рекомендации?
Юлия Евдокимова: Это может быть нервная система.
Петр Кузнецов: На что обратить внимание, к кому обратиться?
Юлия Евдокимова: Это скорее всего, да, больше дообследования в сторону нервной системы у невролога. Но опять же, если это приступ, который вот сопровождается дрожью, допустим вот человек ощущает (вот больше 70, он меряет) и ощущение вот дрожи, то нужно повесить холтер-монитор. То есть это вот такое минимальное обследование
Петр Кузнецов: Повод задуматься, да?
Юлия Евдокимова: Повод задуматься.
Петр Кузнецов: Не зря человек обратил внимание на это. «Лежал в больнице, – это другой телезритель пишет, – подходит врач и спрашивает»… я сначала думал, что анекдот нам прислали, но это реальный случай. «Подходит врач и спрашивает: «А вы замечали, что у вас сердце на секунды останавливается?» Что это такое? Спасибо». То есть интересно, что человек у врача не спросил, а врач обратил внимание на то, что сердце на секунды останавливается.
Мария Карпова: Ну это другое, да, нарушение?
Юлия Евдокимова: Ну это другое нарушение, да, это «паузы» называется. Там нужно выяснять, что это за паузы. Иногда это бывает физиологическая пауза после нарушения, допустим, ритма, таких как экстросистолия. Вот есть экстросистолы, то есть внеочередное сокращение, потом идет компенсаторная пауза. Но она не угрожаема, то есть остановка больше двух секунд – это патологично, да. А до двух…
Петр Кузнецов: И еще вопрос, сейчас Маша. Свердловская область: «Что такое синусовая (да, правильно?) аритмия? Опасно ли это? И если да, то как ее лечить?». Это вопрос от телезрителя из Свердловской области. Спасибо вам за вопрос.
Юлия Евдокимова: Синусовая аритмия – это не угрожаемое нарушение ритма. Оно в принципе может быть разновидностью дыхательной аритмии, то есть когда человек дышит, и нарушается немножко вегетативное влияние на пульс, на ритм.
Мария Карпова: Это я знаю. Это когда мы вдыхаем – чаще бьется сердце, выдыхаем – медленно. То есть это норма?
Юлия Евдокимова: Да, потом выдыхаем – реже. То есть это да. Это не критично. То есть это не угрожаемая аритмия синусовая.
Мария Карпова: Как в домашних условиях можно без приема каких-то лекарств свой ритм наладить, если вот есть аритмия?
Юлия Евдокимова: Ну начнем с того, что если есть аритмия, и частота пульса больше вот 100-110, и вы чувствуете себя не очень хорошо, то желательно зарегистрировать кардиограмму, то есть определить, что это такое. Вот. Но если вы волновались и есть повод – там, допустим, кофе, то успокоиться, подышать глубоко, сделать глубокий вдох-выдох.
Если вы знаете о своем нарушении ритма, допустим у вас пароксизмальная поджелудочковая (есть такая) тахикардия, которая устраняется вагусными пробами, то есть кашлем: глубоко подышать и кашлянуть на выдохе. То есть это вот… Но это опять же, если человек знает про эти нарушения ритма, они более устраняемы самостоятельно. По всем другим лучше обратиться к специалисту.
Мария Карпова: Спасибо большое, Юлия. Юлия Евдокимова была сегодня у нас в студии, врач-кардиолог. Спасибо.
Юлия Евдокимова: Спасибо.