Тамара Шорникова: В России могут запретить рекламу фастфуда. Пока речь о телевизионных роликах, их хотят убрать из показа по ТВ с 7 утра до 22 часов. Идею изучают сразу несколько ведомств: Минцифры, Минпромторг, Роскомнадзор и ФАС. В целях борьбы с подростковым ожирением подобные ограничения уже введены в целом ряде стран. Немного нашей статистики давайте предоставим. Количество россиян, регулярно посещающих заведения быстрого питания, за последние двенадцать лет выросло вдвое: в 2010 году туда заходили 19% жителей страны, а сейчас – 38%. Это данные ВЦИОМ. И наиболее частые посетители таких заведений – как раз молодежь в возрасте от 18 до 34 лет. Это жители Москвы, Санкт-Петербурга и городов-миллионников, а также Центрального и Северо-Западного федеральных округов. Поможет ли вот такая мера снизить аппетиты (в прямом и переносном смысле) молодежи, поможет ли вывести их на более здоровое питание? Будем обсуждать сейчас. Как вы относитесь к этой инициативе? Позвоните, напишите, расскажите. Первым с нами на связь выходит Игорь Бухаров, президент Федерации рестораторов и отельеров России. Здравствуйте, Игорь Олегович. Игорь Бухаров: Здравствуйте. Тамара Шорникова: Как вы встретили эту инициативу? Ну, наверное, не очень радостно, я подозреваю. Игорь Бухаров: Ну почему? Почему вы так думаете? Тамара Шорникова: Потому что это ударит по бизнесу? Игорь Бухаров: Ну давайте посмотрим. В свое время запретили сигареты, в свое время запретили алкоголь на телевидении – ну, как-то, наверное, потребление снижалось. Потом запретили… Тамара Шорникова: Да, и по табакокурению, и по питью – статистика, по крайней мере официальная, снижается, это работает. Игорь Бухаров: Да. А теперь давайте поговорим о том, как изменилось питание, скажем, за эти годы, например, по сравнению с Советским Союзом, который уделял этому большое внимание. Еще в 1919 году, когда все было очень сложно после революции, Ленин писал работу «Великий почин», где говорил об общественном питании в том числе. Я могу сказать, что проблема, которую решал Советский Союз, была очень важной – здоровый гражданин. Поэтому в детстве нам мама говорила: «Уделяй внимание обеду. Раз в сутки суп должен быть в желудке», – и так далее. И это было реально общественное питание, которым занималось государство. Сегодня все частное. Скажем, тех столовых, которые были в Советском Союзе, сегодня нет. Сегодня в связи с покупательной способностью населения, с увеличением ритма, с внедрением, скажем, того, что мы можем есть на ходу, пить кофе… Даже еще пять лет назад мы не могли увидеть людей, идущих со стаканчиком кофе и жующих бутерброд на ходу. Поэтому если говорить обо всем – ну да, наверное, в какой-то степени бизнес пострадает. Но ведь, послушайте, у нас у всех есть дети. И тут получается так, что агрессивная реклама, которая идет, заставляет нас решать вопрос, бороться с этим. Ну пускай вместе с этим поборется и государство. Только теперь вопрос следующий: а что мы понимаем под фастфудом? Вот вы сказали слово «фастфуд» – это «быстрое питание». Послушайте, быстро поесть вы можете и в ресторане высокой кухни с тремя звездами Мишлена. Вам что-то принесут, вам быстро съели и ушли. Фастфуд – это быстрое приготовление и быстрое обслуживание. Вот что важно. Это работа с полуфабрикатами высокой степени готовности. Так вот, вопрос. Вам кажется… Мы же бутерброд едим каждое утро, по сути, с маслом и сыром, я не знаю, с докторской колбасой, пьем кофе, но мы не считаем это фастфудом утром, когда мы бежим на работу. Тамара Шорникова: Ну, Игорь Олегович, я думаю, все мы понимаем, что в первую очередь, когда мы произносим «фастфуд», у многих вот та самая зажаренная котлета, гамбургер и так далее, картошка фри. По-моему, там три месяца или четыре не меняют масло, вот нам рассказывали представители отрасли. Игорь Бухаров: Вот кто вам рассказывал? Покажите мне, кто вам это рассказывал. Это инсинуации. Масло отслеживается, меняется. И все эти компании следят за тем, чтобы все было на высоком уровне. Это контролируется в том числе и Роспотребнадзором. Давайте не будем говорить и слухами не будем рассуждать. Вот сложилась такая история, что, к сожалению, дети, например, в школе борщ не едят, но если детям предложить пиццу или бургер, то они с удовольствием это съедят. Вопрос о том, как это сделано. Полезно это есть каждый день? Нет. А полезно есть каждый день мясо? Тоже нет. А веганом полезно быть, если говорить о каждом человеке? Тоже нет. Так где вот та сбалансированность, понимаете? Но есть вещи, которые очень важны. Вот Роспотребнадзор хотел делать «светофор», то есть: большое количество сахара – это красный… Тамара Шорникова: Да, наклейки на упаковку. Игорь Бухаров: Да. Много вопросов таких, которые нужно решать. Но то, что этим занялись – я считаю, что это правильно. Но тут главное – не перегнуть палку. С другой стороны, вот смотрите, ведь в чем еще есть некая проблема? Мы все считаем, что если услуга на месте – это как бы предприятие питания. Послушайте, если посмотреть, как питаются итальянцы, то там большие порции углеводов тоже. Но вопрос: как это приготовлено? Вы где-нибудь видели толстых итальянцев? Тамара Шорникова: Я? Честно? Видела. Игорь Бухаров: Ну, это в последнее время, потому что у них тоже есть McDonald’s, потому что это удобно, это дешево, это быстро. Вот вопрос: что мы хотим? Мы хотим, чтобы у нас были эти средней цены семейные рестораны, где вкусно, где можно позавтракать, где можно пообедать? Или мы хотим, чтобы у нас была бутербродная система? К сожалению, мы в этом направлении движемся. Тамара Шорникова: Игорь Олегович, возвращаюсь к сути, вернее, к инфоповоду. Если говорить о практической стороне вопроса, то реклама на телевидении – это сейчас мощный канал продвижения? Вот если в дневное время лишатся заведения быстрого питания такого канала информирования о себе, то что? Игорь Бухаров: Давайте называть вещи своими именами: быстрого обслуживания. Тамара Шорникова: Давайте. Игорь Бухаров: Ну, естественно, конечно, в какой-то степени. А кто рекламируется? Понимаете, рекламируются те, у кого на это есть деньги, которые еще рекламой загоняют определенное количество людей. И мы с вами, разговаривая, например, с родителями сегодня в школе, например, мы говорим с родителями: «Вам нравится школьное питание?» Они говорят: «Ну, дети это не едят». Я говорю: «А как вы питаетесь?» – «Ну, иногда сосиски покупаем, иногда пельмени, иногда ходим в McDonald’s, потому что дешево». Вот и все. Что нужно делать для того, чтобы изменить это? Вот во французской школе, например, за 12 лет ребенок должен попробовать 250 наименований продуктов, причем попробовать. Мы сами наблюдали, когда там говорят: «Обед». Он говорит: «Я не хочу». – «Иди, попробуй и гуляй». А если посмотреть, как мы сегодня питаемся, то мы питаемся очень скудно. Сядьте сами и посчитайте, возьмите бумажечку и запишите, что вы покупаете в магазине. Эти продукты не насыщены ни витаминами, ни микроэлементами. И это проблема на сегодняшний день. Поэтому если государство этим занялось, самое главное – не перегнуть палку. Тамара Шорникова: Понятно. Спасибо. Игорь Бухаров, президент Федерации рестораторов и отельеров России. Видеоматериал посмотрим. Наши корреспонденты спросили жителей Москвы и Ростова-на-Дону, их мнение: фастфуд – это плохо или нет? Слушаем. ОПРОС Тамара Шорникова: К вам такой же вопрос: как вы считаете, фастфуд – это плохо или нет? Нужно ли как-то запрещать рекламу фастфуда или уже поздно? Звоните, пишите. На связь с нами выходит Игорь Качалов, маркетолог, президент центра «Ясные Решения» и профессор Института бизнеса и делового администрирования Академии народного хозяйства и госслужбы при президенте России. Здравствуйте. Игорь Качалов: Добрый вечер, Тамара. Тамара Шорникова: Прорывается звонок, давайте вместе послушаем нашего телезрителя, дадим возможность. Антон, Санкт-Петербург. Здравствуйте, Антон. Зритель: Да, добрый день. Тема очень такая живая, больная. Хочу сказать как бывший медработник и как человек, который тоже посещает фастфуд и кафе иногда: вообще, наверное, надо отнестись серьезно к тому, что мы едим, вот в плане питания. Я бы предложил вернуть советские ГОСТы – и тогда, в общем-то, более здоровое питание будет. Тамара Шорникова: А вернуть куда, Антон? Зритель: Вернуть? Чтобы производители по советским ГОСТам выпускали продукцию питания: сыры, молоко, мясо и так далее, и так далее. И тогда будет более здоровое питание. Я думаю, что в основном люди ходят, потому что, конечно, дефицит времени большой еще. Ну, надо побыстрее перекусить, забежать куда-то и перекусить. Но второй вопрос – это, наверное, так снимают стресс. Тамара Шорникова: Возможно, да. Спасибо, Антон, за ваше мнение. Игорь Викторович, как вы считаете, если запретить рекламу фастфуда на телевидении в дневное время – это сработает? Меньше людей станет заходить в кафетерии быстрого обслуживания? Вот сомневается телезритель из Ленинградской области: «Теперь запрещать бесполезно. Дети слишком распущены, все для них, уже привыкли». Игорь Качалов: Абсолютно важный и абсолютно своевременный вопрос, Тамара, полностью с вами согласен. Вы знаете, недавно смотрел большое исследование по Европе, и там как раз очень четко показано на изучении миллиона (подчеркиваю – миллиона) человек, потребителей, что рост рекламы, прежде всего, всегда провоцирует рост отсутствия счастья и рост неудовлетворенности, потому что реклама так или иначе диктует. Ну, например, эта известная крупнейшая сеть начинает говорить: «Наши места – это первое свидание, когда мы сбежали с уроков, когда мы заскочили на пять, а зависли на час». Ну, я буквально дословно цитирую ролики. Действительно вопрос: какую модель поведения продвигает десятками роликов в день (я подчеркиваю – десятками роликов каждый день) эта большая сеть? Сбегать с уроков? Заходить на пять минут, а зависать на час, чтобы просто посидеть, побалдеть? Ну и так далее. И она как раз говорит: «Если ты так не делаешь в быстром питании, – а представьте себе быстрое питание: забежал на пять минут, а завис на час, – то ты уже какой-то не такой, не такая молодежь, у тебя не то первое свидание», – ну и многое другое. Вот пример, как реклама может даже не просто о здоровье, о вреде здоровья говорить… Тамара Шорникова: Стиль жизни. Игорь Качалов: Да, она может формировать… Подчеркиваю, что это доказано миллионом покупателей в исследовании почти на протяжении года. Она может формировать психологическое неудовольствие. И знаете, что самое страшное, Тамара? В этом исследовании было показано, что если такую массовую рекламу – десятки роликов в день! – запретить (а такие прецеденты были в Европе), негативный эффект сохраняется как минимум год, иногда даже два года, потому что это психологическое программирование, по сути дела. И когда я вижу эти вещи как специалист и как отец, меня это просто сильно шокирует. И я действительно не солидарен с таким подходом, мягко говоря. Отвечаю на ваш вопрос теперь кратко: да, я уверен, что запрет вот такой рекламы, конечно же, может сыграть в позитивном ключе, в том числе в формировании психологического здоровья нации. Но, к сожалению, я должен сказать, что эффекта надо будет ждать год, чтобы люди забыли и перепривыкли. Поэтому чем раньше начнем, тем лучше. Тамара Шорникова: Но для того, чтобы люди забыли и перепривыкли, как вы выражаетесь, мне кажется, нужно, чтобы, условно, грудничок вырос в подростка без этой рекламы, во-первых. А во-вторых, нужно, чтобы его родители не заходили в эти кафе, его сверстники не говорили о том, какой классный и вкусный бургер вот здесь, за углом буквально. Очень много составляющих нужно. Игорь Качалов: Вы абсолютно правы. Но то, что вы говорите – это мегазадача или, как говорил Станиславский, сверхзадача. Да, на это надо действительно много времени, зачастую десятки лет, солидарен. Но первый шаг все равно можно сделать, и он уже даст эффект через год. Тем не менее, стоит все-таки разделять. Понятие «фастфуд» или «быстрое питание» сегодня как-то так размазано, оно размазано по любому предприятию, по любому кафе, где можно быстро перекусить. Ну, ваш предыдущий коллега из Ассоциации рестораторов и отельеров четко сказал, что есть все-таки нездоровое питание с превышением жиров, с какими-то консервантами и так далее, а есть действительно кафе, где могут быстро подать хорошую и качественную еду. Поэтому все-таки, я думаю, честности ради, нужно разделить эти два понятия и четко показывать: здесь еда нормальная, на ваших глазах зачастую приготовленная… Ой, в Китае это так хорошо делают! Подходишь прямо к жаровне, и при тебе то креветки, то курицу жарят за несколько секунд. Вполне здоровье питание там. Почему нет? Ну а есть другой тип. И нужно уметь различать. Тамара Шорникова: Вот такие же мнения есть и у телезрителей. Москва: «Не сам фастфуд виноват в ожирении, а вообще неправильное питание и пищевое поведение. В магазинах тоже много вредной еды: печеньки, шоколадные батончики, лимонад, колбаса и так далее. Нужно объяснять людям, как и почему нужно правильно питаться». Давайте успеем еще принять вместе телефонный звонок – Александр, Москва. Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Я много лет работал в ресторанном бизнесе, в том числе начинал в Советском Союзе. Хочу сказать, что нужно внедрить здоровую конкуренцию между государственными предприятиями и теми коммерческими ресторанами, которые и близко даже не подходят к тем ресторанам внеразрядным, которые были в Советском Союзе. В Советском Союзе за 10 рублей на двоих можно было прекрасно покушать в ресторане внеразрядном, причем там будет живая музыка, танцпол. Сейчас же приходишь в ресторан с сумасшедшими ценами – и ничего такого нет. Ты не можешь ни потанцевать, ни поговорить нормально, пообщаться. Люди сидят скученно, в зале засилье столов, стульев. В общем, какая-то обстановка такая… Один бизнес в голове у этих рестораторов, одна прибыль. На кухне работают одни азиаты, закавказцы, русского человека уже там не увидишь. Тамара Шорникова: Да, Александр, понятно. В общем, здоровая конкуренция и активное участие государства в этом процессе. Понятно мнение. Игорь Викторович, как вы считаете, возвращаясь к рекламе все-таки, если говорить о молодежи, насколько телевидение для них вообще такой весомый канал, к которому они прислушиваются, где смотрят ту самую рекламу? Игорь Качалов: Ну, во-первых, не только телевидение. Давайте не будем забывать про рекламные щиты, рекламные постеры, в конце концов интернет-рекламу. Ведь если мы говорим о молодежи, то молодежь в интернете, в соцсетях, в поисковиках проводит больше времени, чем перед телевизором. Это принципиальное отличие наших поколений. И, формально говоря (это очень интересный психологический эффект), большинство молодежи на исследованиях говорит, что они не подвержены рекламе или на нее не обращают внимания, банят ее и так далее. На самом деле, если мы посмотрим на результаты… Я приведу только один пример, хорошо известный. Как раз все наоборот! Тоже известная рекламная кампания, которая звучит очень просто: «Не тормози – сникерсни! Проголодался – съешь батончик!» Как говорится, давайте спросим любого врача-терапевта, а тем более диетолога, насколько полезен весьма сахаристый батончик с громадными калориями и вот этими орехами, причем набегу и зачастую всухомятку. Да любой диетолог упадет в обморок! Тем не менее, мы знаем, что этот лозунг стал привычной поговоркой, а продажи батончиков в России взлетели многократно. Вот пример, как реклама сформировала нездоровое пищевое поведение, в первую очередь среди молодежи. Тамара Шорникова: Полторы минуты у нас, даже меньше. Москва: «В школе надо преподавать основы здорового питания». Как маркетолога хочется вас спросить: если государство озаботилось этой проблемой и хочет, чтобы молодежь питалась здоровой пищей, то с чего начинать, какую политику вести? Игорь Качалов: Прекраснейший вопрос! Это то, что я делаю дома у себя в семье. Мы разделяем эти работы на две части, как бы это образование. Во-первых сколько килокалорий нужно летом, зимой, работая физически или за столом, чтобы не переедать? Кому – две тысячи, кому – полторы тысячи. Потом мы это раскладываем на разного типа питание: рис или, соответственно, курица, или какой-то любой другой продукт, естественно, овощи и, естественно, все необходимые нормы. На самом деле это очень простая схема, она лежит у меня на столе на кухне. И там просто сказано: два яблока в день, столько-то овощей, один персик и так далее, и так далее. Это на самом деле простая вещь. И на веселых картинках, и на маленьких роликах это надо, конечно, показывать. Я стал чувствовать себя гораздо лучше. Тамара Шорникова: Да. Но вы родитель, и дети, безусловно, верят вашему авторитету. А если говорить о государстве как о большом рассказчике? Игорь Качалов: То же самое, то же самое. Вот коллега по телефону выступал только что, он апеллировал к советскому опыту. Поддерживаю! Советский опыт питания… Кстати говоря, книга, вышедшая еще в 30-х годах, о вкусной и здоровой пище, по-моему, практически всеми диетологами мира признана как образец кулинарного простейшего искусства, которая толстая и на 500 страницах показывает разные варианты еды, диеты и многое другое. Это как раз пример советской пропаганды 30-х годов. Это лучшая книга по кулинарии на каждый день из доступных продуктов. И масса других примеров в советское время была, которые рассказывали о доступности и необходимости тех или иных продуктов. Поэтому этот опыт надо перенять. Тамара Шорникова: Да, спасибо. Игорь Качалов, маркетолог, президент «Ясные Решения», профессор Института бизнеса и делового администрирования Академии народного хозяйства и госслужбы при президенте России. Говорили о здоровом питании и как моду на него привить молодежи.