Временные права начинающим водителям. Стоит ли новичкам-водителям устанавливать испытательный срок на два года и выдавать на этот период временные права?  Ольга Арсланова: Все продолжают наши зрители ругать облигации федерального займа. Давайте поругаем плохо обученных и подготовленных автомобилистов. Сменим тему. Дело в том, что Союз автошкол просит главу ГИБДД ужесточить требования к автомобилистам, а для начинающих даже ввести временные права, напоминая, что причиной 80% ДТП в России является человеческий фактор, а это говорит о низком уровне подготовки водителей. Петр Кузнецов: Если глава ГИБДД согласится с доводами представителей автошкол, автомобилистам придется постоянно возить с собой еще, внимание, медицинские справки, а недавно получившим права – проходить двухлетний испытательный срок. Для новичков предусматривается введение ограничений по скоростному режиму, потом еще и на перевозку пассажиров и на езду в темное время суток и по автомагистралям. Все это не шутка. Это действительно инициатива, которая передана главе ГИБДД. Ольга Арсланова: Да много чего еще нельзя. Например, на тяжелых мотоциклах ездить. Но об этом поздней. Сразу спрашиваем вас. Нужно ли ужесточать требования к водителям-новичкам? Вы за или против? Принимайте участие в нашем голосовании, которое мы запускаем в эту секунду, и чуть позже подведем итоги. Петр Кузнецов: Действительно ли именно эта причина многих ДТП на наших автодорогах? Юрий Антипов, независимый автоэксперт у нас в студи. Юрий Николаевич, здравствуйте. Ольга Арсланова: Здравствуйте. Юрий Антипов: Добрый вечер. Ольга Арсланова: Вот у нас здесь список всех предлагаемых изменений. Самое, наверное, громкое, с которого нужно начать – это ограничение для начинающих водителей. Неужели той программы, которая уже много лет существует, как-то дополняется совершенствуется… Петр Кузнецов: Была реформа автошкол. Ольга Арсланова: Недешевое обучение в автошколах, куча внутренних экзаменов и прочее недостаточны для того, чтобы дать человеку полноценные права и выпустить его на дорогу, понимая, что и этот человек сам себя осознает как новичок и постепенно корректируется сам? Юрий Антипов: Если мы хотим, чтобы наша жизнь была нормальной, надо жить логично. То, что предложил Союз автошкол, с моей точки зрения, я так понимаю, раз дискуссия у нас сейчас в стране разворачивается – это нелогичное решение. Объясню, почему, на простом примере. Как вы будете себя ощущать в самолете, зная, что у пилота временная лицензия? Или возьмем более приземленный пример. У водителя автобуса временные права. Ольга Арсланова: Слушайте, по их логике они будут два года без пассажиров ездить, я так понимаю. Юрий Антипов: Дело в том, что таким предложением автошколы снимают с себя ответственность. Потому что если вы выпустили полноценных водителей, а вы обязаны это делать, почему мы должны впоследствии называть их второсортными с каким-то набором ограничений? Мы же не получаем дипломы о высшем образовании временные. Ольга Арсланова: И главное – без зарплаты. Юрий Антипов: Считается, что человек прошел обучение, он получил полноценный диплом. Но в данном случае речь идет не о жизнях. Документ "права" напрямую связан с жизнью не только самого водителя. Потому что в случае ДТП он может себе сломать всю жизнь. Но и безопасность всех участников дорожного движения на дороге. И я хотел бы (я думаю, с этим согласятся все автомобилисты), находясь в потоке, движущемся по улицам города или трассы, быть уверенным, что рядом с вами в потоке, особенно на встречной полосе, едет водитель, который действительно в автошколе прошел нормальное обучение. И он не будет делать каких-то выкрутасов. В связи с этим я бы предложил контрмеры в плане того, что учитывать аварийность, например, в течение тех же двух лет, по тем водителям, которые закончили автошколу. Если выяснится, что автошкола или какой-то инструктор из этой автошколы выпускает водителей ненадлежащего качества, которые периодически и в массовом количестве попадают в ДТП, я бы лишал лицензии этих инструкторов. А если в целом у школы такой рейтинг, то и школу бы лишал лицензии. И тогда таких бы вопросов сейчас в обществе не было. Но самое главное, чтобы эта мера отвечала бы тем чаяниям и требованиям президента России о том, чтобы на наших дорогах движение было безопасным. Ольга Арсланова: Слушайте, это чаяния нас всех, каждого россиянина. Петр Кузнецов: Юрий Николаевич, а как сильно (не буду даже спрашивать, падает ли у нас качество обучения водителе) оно падает и почему? Юрий Антипов: В связи с тем, что сами школы, уходя от своей ответственности, сейчас инициировали этот вопрос, говорит о том, что качество обучения снизилось. Но при этом они перекладывают вину на самих водителей, делая их второсортными на 2 года. Так будьте добры: если вы за деньги учеников их учили… Медведя учат езде на велосипеде или на автомобиле в цирке. Если вы не научили человека, несите за это ответственность. Дали ему права с учетом того, что он прошел полноценный экзамен еще и в ГАИ – почему мы должны такого человека ограничивать? Ольга Арсланова: А вообще в первые 2-3 года после получения прав действительно чаще всего люди совершают аварии? Я имею в виду серьезные аварии. Юрий Антипов: Как раз статистика показывает, что в первые годы нарушений и ДТП у учеников, ставших водителями, меньше, потому что человек осторожно водит за рулем. Он адаптируется к обстановке. Я только не беру тех безбашенных, которые, получив права, начинают и стритрейсить, и вести себя неадекватно. Ольга Арсланова: Они и без прав начинают это делать. Юрий Антипов: Тем более. Поэтому статистика показывает, что в первые 2 года как раз ДТП очень мало у начинающих водителей. Потом наступает успокоенность: типа я уже ас, мне все можно, я все умею. И где-то 3-5 год начинается подъем ДТП для таких водителей. Петр Кузнецов: Юрий Николаевич, у нас на прямой связи по скайпу Сергей Лобарев, председатель правления Гильдии автошкол России. Сергей Юрьевич, видим вас. Гильдию автошкол обвиняют в том, что на самом деле этими инициативами вы просто расписываетесь в собственной беспомощности. Сергей Лобарев: Меня хорошо слышно, да? Во-первых, добрый вечер. И приятно, что вы поднимаете этот вопрос. Я в принципе услышал эту инициативу московского отделения и частично с ней согласен, частично – нет. Давайте в общем сейчас поговорим. Вот Юра высказал первое мнение, как мы готовим. Я с ним полностью согласен и с многими гражданами, что те программы, которые нам спустили 3 года тому назад, не отвечают реалиям сегодняшнего дня и зарубежному опыту. Я напомню, Европа готовит теорию 30 часов, мы – 130. Европа готовит учебное вождение кандидатов в водители 100-150 часов, мы всего 56, из них половина (30 часов) посвящаем вождению на площадке. Вместо 3 упражнений теперь 5 с секундомером. Из 190 часов обучения всего 15% времени учебное вождение в реальном дорожном условии. И то без права выезда на скоростную магистраль. Мы единственные, где запрещено учебное вождение на магистрали. Когда обучать кандидатов в водители? И те требования, которые заложили ГИБДД, мы готовим не к жизни, а к экзамену. Так что здесь обвинять школы… Я бы сделал это некорректно. Нам утвердили, спустили сверху программы – мы их выполнили. ГИБДД зарегистрировал учебно-материальную базу, напичкали на полмиллиона-миллион оборудованием. Весь мир готовит к жизни, а мы готовим у классной доски. Это первое. Второе. Юра сказал – школы должны отвечать. Ну, если я по учебнику, который мы спустили сверху, отдал своего ученика на откуп ГИБДД и говорю: "Проверьте. Я по тем требованиям его подготовил". Вы считаете это безопасным? Но я только что начал говорить, что мы считаем, что они не отвечают реалиям сегодняшнего дня. Приготовили – и через год-два он допустил ДТП. И ко мне проблемы. Я должен, как говорит Юра, отвечать. Стоп, секундочку. Ольга Арсланова: Сергей, а почему вы не хотите бороться с этими спущенными вам требованиями? Почему бы с ними не разобраться? Почему бы не сделать свои предложения? Ведь автошкола в итоге учит водителя. Она несет ответственность. Поэтому менять программу – это ее святая обязанность. Зачем подстраховываться таким странным образом? Сергей Лобарев: Обратите внимание, в этом письме, в котором обращается московское отделение, там написали: "Хотим встретиться с представителем ГИБДД". Ну, не ГИБДД, не Нилов, руководитель ГАИ России, решает. Министерство образования это. Мы были удивлены, что 2.5 года тому назад в группу, которая обсуждала программы, были включены представители бизнеса. Директора магазинов, которые реализуют товары для автошкол. И мы увидели сразу 10 листов, прайс-лист, где это приобрести. Директора автодромов, площадок, аппаратно-программных комплексов, директор магазина "МААШ" влезла туда якобы от нашего сообщества. Мы были удивлены, но ничего не могли сделать. За 2 месяца тяп-ляп – сделали эти программы. Мы называем "предновогодние программы". Но сейчас Юра коснулся вопросов именно после получения прав. Мы учим по тем требованиям, которые подготовили представители ГИБДД и Минобр и спустили нам. Мы говорим: "Плохо". Приняли. Почему я должен отвечать? Я напомню, что даже директору автошколы или мастеру не разрешают в машине находиться. Они говорят: "Мы сами примем экзамен". Ну, приняли – так что ж винить? Юра, к вам вопрос. Вы видели где-нибудь, чтобы строителя, медика, который 5 лет учился, летчика, и через год он неправильно вынес медицинский диагноз, неправильно состроил здание, развалилось, летчик что-то сделал не то, говорят: "Разгильдяйство. Человеческий фактор". Нигде не вызывают декана или руководителя группы. Только в автошколах, где нам дали возможность 3 месяца, мы ему рассказали, как надо управлять автомобилем, что такое правила и что за это будет. И через год-два он умышленно выехал на полосу встречного движения, на запрещающий сигнал светофора, скрылся с места ДТП, он 500 раз проехал по пешеходному переходу и на 501-й… "Школы, что ж вы плохие?". Петр Кузнецов: Сергей, очень много вопросов от наших телезрителей. Позвольте: "Не водители, а инструкторы не соответствуют в половине случаев". И тут же: "Кто разрешает всем проходимцам работать инструкторами?". Сергей Лобарев: Нельзя говорить, что все работники ГИБДД, директора автошкол или мастера плохие. Правильно говорят: "Недостаточно". Мы поставили перед Министерством образования вопрос. И сейчас вместе с профсоюзом такси, с автосообществами, со спортсменами говорим: "Надо выработать стандарт водителя. Любителя отделить от профессионалов". Юра сейчас говорит: "Водитель автобуса будет полуфабрикат". Да отдельно было 20 лет тому назад… Юрий Антипов: Вы коснулись авиации. Я в какой-то мере еще и расследую авиапроисшествия. Поэтому я вам предметно отвечу. Как только произошло какое-то авиапроисшествие, например, Ту-154 недавно в Адлере упал. Всегда расследование проверяет и то, как был поставлен учебный процесс в школе, где пилот получал свою лицензию. Это вам к вопросу об аналогии. И второй момент. То, что нелогичное решение всегда тянет за собой шлейф дальнейших нарушений. Объясню на примере. Предлагается ограничить движение молодых водителей по скорости. Вы знаете, что летом наступает траффик. Все едут в плотном потоке. И, согласно новым требованиям, те водители, которые тормозят общий поток, они штрафуются. Это, я думаю, вам известно. И получается так, что начинающий водитель будет тормозить. И он будет попадать на штраф. Если же он поедет в общем потоке 80-90 по дорогам общего значения и его останавливает инспектор, он выясняет, что этот водитель является, в моих словах, второсортным, то есть у него еще 2 года испытательный срок, значит, он нарушил, и его опять штрафуют. Либо возникает вопрос: "А, может быть, дать взятку?". То есть одно нелогичное решение влечет за собой целый шлейф нарушений. Сергей Лобарев: Я с вами согласен, что третье золотое правило – двигайся со скоростью потока. Поэтому, прежде чем мы будем слушать ответы ГИБДД, помните, я вам сказал – нужна статистика, в каких условиях он создал проблемы. И только после этого мы будем предлагать решение. Например, в Англии запрещают начинающим водителям в течение года с собой возить гражданина другого пола. Утверждают, что на 70% увеличивается ДТП и смертельный исход, если молодой человек сидит рядом с девушкой. И он перед ней куражится. Они это сделали на основании определенной статистики. И мы будем предлагать. Но я с вами согласен, что и на магистрали запрещено. Мы тоже будем поправлять московское отделение. Когда же человеку учиться? Все должно быть соразмерно. Я сейчас коснулся главного: что программы не соответствуют реалиям сегодняшнего дня и что необходимо, если предлагают, то на основании определенной статистики. Петр Кузнецов: Спасибо, Сергей. Сергей Лобарев, председатель правления Гильдии автошкол России. Надеюсь, что будем делать не по английской статистике. Ольга Арсланова: Я все равно не услышала ответа на вопрос, почему нельзя бороться с программой, которая не нравится автошколам, которую они считают неполноценной, а не с водителями. Я не услышала ответа. Юрий Антипов: Не являясь экспертами, вы именно подметили самую суть. Почему, если есть инициативы, которые достойны внимания, они логичны, почему не их проталкивать и утверждать в нашем правительстве, а не идти окольным путем, при этом сохраняя честь своего мундира. Потому что в конечном итоге те водители, которые попадают в ДТП и не дай бог со смертельными случаями, они учатся в этих автошколах. И я не хочу сказать, как сказал мой оппонент, что это огульно все. Давайте мы сделаем рейтинг. И мы этот рейтинг поможет простым гражданам, которые пришли получать права, выбрать именно ту автошколу, именно того инструктора, который в дальнейшем сделает по максимуму времени обучения, чтобы жизнь его ученика в будущем не была сломана. Петр Кузнецов: Стоит ли водителям-новичкам выдавать права на 2 года? Этот вопрос мы задавали людям на улице. Давайте посмотрим, что из этого вышло. ОПРОС Петр Кузнецов: Очень много инициатив от наших телезрителей. Давайте пройдемся по основным. И, если будет возможность, прокомментируем. Смотрите. "Лучше при замене прав ввести обязательную сдачу ПДД. Они обновляются постоянно". Как вариант. Юрий Антипов: Это мы уже констатируем факт, что эта инициатива имела место быть и узаконена. Я все-таки против этого. Потому что получается абсурд: человек, пройдя двухгодичный срок или не пройдя, он опять идет обучаться в автошколу, которая, как выяснилось, не подготовила его должным образом. И получается замкнутый круг. Но замкнутый круг в этом случае просто качает деньги с тех учеников, которые хотят получить права. А качество при этом не меняется. Так давайте мы все-таки сделаем упор на качество. Петр Кузнецов: Дело в том, что за все это время, пока он получил права и заменяет свои права, появляется очень много правил. И без какой-то обязательной сдачи ПДД он не изучит новые знаки. Юрий Антипов: Это, как в любом предмете (физика, химия) появляются новые знания. Они, как правило, не носят глобальных изменений, а какие-то ученые находят дополнительные факты. И мы же повторно не получаем диплом. Мы адаптируемся под те условия, в том числе на дорожных… Ольга Арсланова: "Из автошкол обязаны выпускаться специалисты. Скажите правду – в России нет института подготовки инструкторов". Петр Кузнецов: Да. Многие спрашивают – где и как их готовят, кто эти люди? Ольга Арсланова: Вот пример зрителя из Вологодской области: "Я учился 180 дней, а сын – 180 часов". То есть отмечают такое упрощение. "Согласна с вами по поводу коррупции. 90% аварий – это ненадлежащее качество и содержание дорожного полотна. Этот закон будет блестящим инструментом коррупции". И вот еще очень хорошее сообщение. Наш зритель приводит в пример Соединенные Штаты Америки, где вроде как, по его словам, не знаю, может быть, вы поправите, можно за 2 недели получить права за 250 долларов. "Есть некоторые ограничения. У нас многие права покупают, ответственность не неизбежна. Суды не судят, лояльны к власти и деньгам имущим. Почему бы не начать с вышеперечисленного?". Юрий Антипов: Вот не согласен с той позицией, что когда нам это выгодно, мы смотрим на Запад и перетягиваем их одежку на себя. Там другие условия для вождения. Я сам в этом году побывал на машине и в Германии, и в Италии, и в Швейцарии. Там другие условия. Поэтому говорить "а вот у них", "а вот у нас". Мы живем в России. У нас российские законы. И давайте, чтобы они были логичными и чтобы жизнь именно в России была логичной без оглядки на Запад. Петр Кузнецов: Ну что же, давайте подведем итоги голосования. Ужесточение требований к водителям-новичкам. За или против, спрашивали вас. "За" ответили 37% против 63%. Ольга Арсланова: Вот такие у нас данные. Спасибо за то, что вы нам некоторые позиции разъяснили. Юрий Антипов, независимый автоэксперт, был у нас в гостях. И, если можно, буквально в двух словах: шансы вообще у этих инициатив на прохождение есть? Или мы как-то говорим… Юрий Антипов: Как пела "Машина времени", "я верю в светлый разум и в то, что он добрым будет". Ольга Арсланова: Спасибо. Петр Кузнецов: Закончить хотелось бы СМС-кой из Тюменской области: "Да оставьте вы в покое водителей". Спасибо.