Иван Князев: Роботизация, освоение космоса, моментальный обмен данными на любые расстояния. И все это легко уживается с тем фактом, что в России каждый год миллионы людей вынуждены греть воду в тазиках, ходить друг к другу в гости, чтобы помыться. Причем делают это, не отрываясь от смартфонов. Тамара Шорникова: Для чего отключают горячую воду? И есть какие-либо альтернативные методы решения вопроса? Почему в Европе воду не отключают? В вашем подъезде уже повесили объявление, когда воды не будет? Надолго? Звоните, рассказывайте нам. Иван Князев: Кстати, во многих регионах горячую воду уже отключили. Давайте несколько историй посмотрим. Причем без предупреждения отключили, такое тоже бывает. Для Татьяны Федоровой из Чебоксар это стало неприятным сюрпризом, никаких объявлений в подъезде она не видела. Оказалось, что воды не будет неделю. Летом ее отключат еще раз планово, уже на две недели. Теперь Татьяна греет воду в кастрюлях несколько раз в день, чтобы искупать сына, который любит играть в песочнице. Татьяна Федорова, жительница г. Чебоксары: Постоянно приходится, конечно, греть воду. Постоянно эти мытарства, как говорится, с тазиками. Приходится туда-сюда бегать. Конечно же, конечно же, неудобно. Нас не предупреждают, не информировать, ни когда отключат, ни когда включат. Тамара Шорникова: В квартире Фариды Байзаковой в Казани воду тоже отключили неожиданно. Когда жильцы обратились в управляющую компанию, на двери подъезда появилось объявление: «Воды не будет три недели». Раньше Фарида Равильевна тратила на душ 15 минут, а теперь приходится целый час таскать по квартире кастрюли, несмотря на боль в суставах. Фарида Байзакова, жительница г. Казань: Сложно жить в пожилом возрасте без горячей воды. Приходится набирать воду, приходится греть, носить. У меня однажды был даже такой случай, что я просто надорвала спину и чуть не ошпарилась. Иван Князев: Воду в доме Фариды Равильевны должны дать 10 июня, но жильцы ждут ее как минимум на неделю позже – обычно у коммунальщиков все это дело затягивается на целый месяц. Тамара Шорникова: Расскажите, в вашем городе отключают горячую воду или нет? Нам тут рассказывали про Санкт-Петербург, где, мол, хорошо все с этим обстоит, только какие-то районы. На сколько у вас отключают? Как вы этот период переживаете? Звоните, пишите. Иван Князев: Константин Крохин у нас сейчас на связи, председатель Союза жилищных организаций Москвы. Здравствуйте, Константин Викторович. Константин Крохин: Добрый день. Иван Князев: В Москве, наверное, все-таки предупреждают. Я видел объявления на подъездах, на своем еще не увидел. А коммунальщики вообще обязаны предупреждать, что скоро будет отключение воды, чтобы люди не попадали в такие ситуации, как мы показали? Константин Крохин: Да, конечно. И мне откровенно удивительно слышать, что в таких крупных городах, как Казань, и в других регионах нет информирования населения. Сегодня благодаря информационным технологиям информирование есть через порталы. Практически в любом городе есть некое подобие МФЦ или ЕРЦ, где эта информация доступна. И, конечно, каждая управляющая организация должна вывешивать эти объявления в подъездах – там, где людям удобнее почитать, или для тех, кто не владеет интернет-технологиями. Поэтому удивительно, что сегодня есть города, где управляющие компании не информируют. Тем более что это отключение плановое. То есть на весь населенный пункт составляется план, и по каждому дому заранее известно, когда будет вода отключена, а когда ее включат. Тамара Шорникова: Константин Викторович, а что они делают в течение этих десяти дней, двух недель? Где-то месяц даже длится отключение. Константин Крохин: Эта технологическая операция по отключению ежегодному нужна для того, чтобы после зимнего периода эксплуатации проверить сетевое хозяйство, а именно трубы. То есть трубы изнашиваются, и могут быть протечки, какие-то нарушения. И вот эти трубы, отключая от потребителя, проверяют давлением, так называемой опрессовкой. Дается повышенное давление, чтобы возможные слабые места проявились и заранее можно было обнаружить поврежденный участок трубы и заменить его. То есть когда позже включают воду, не через 10 дней, как в Москве, или через 15–16 дней в других регионах – это значит, то где-то образовалась авария, ее обнаружили путем испытаний и устраняют. Вот это может быть причиной задержки. А так основной принцип – это высокое давление для того, чтобы проверить заранее, до отопительного сезона, и успеть в рамках подготовки к отопительному сезону поврежденные участки отремонтировать. Иван Князев: Послушаем наших телезрителей. У нас сейчас на связи Анастасия из Москвы. Здравствуйте. Зритель: Да, здравствуйте. Вот у нас лично объявление вывесили как раз у лифта в подъезде. То есть все прочитали и уже стали готовиться к тому, чтобы уехать к родственникам, на дачу на все эти десять дней, чтобы не видеть этих тазиков проклятых. Будем там мыться в нормальной теплой воде. Вот так спасаемся. Тамара Шорникова: Да, хорошо, когда есть такой альтернативный вариант. Спасибо. Иван Князев: Спасибо. Из Тверской области примерно так же телезритель поступает: «Воды уже нет, сбежала я в деревню. Летом в деревне рай. Сам себе ЖКХ. Душевая летняя». В общем, красота! Тамара Шорникова: И еще один телефонный звонок давай послушаем сразу. Это уже Магадан, Людмила. Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Я хочу рассказать вам про Магадан. У нас, когда отключают воду, на подъезде пишут обязательно объявление. У нас есть соцсеть такая «Колыма.ру», и там у нас объявление. Ежели у нас летом отключают воду, обычно говорят, допустим, на три недели, а нам всегда раньше дают на неделю. У нас в этом плане очень хорошо. Молодцы! Хотела вам похвастаться. Тамара Шорникова: Ну здорово! Иван Князев: Спасибо. Тамара Шорникова: Грустно, что все равно приходится это переживать. Константин Викторович, уже поняли, что срок может увеличиться из-за какой-то аварии обнаруженной. А есть нормативы? Сколько можно держать людей без воды горячей? Константин Крохин: Если говорить о плановом отключении, то в каждом регионе в зависимости от состояния труб… Вот мы упомянули Москву, 10 дней. А раньше ведь было и 24 дня, и 18 дней. Этот срок сокращался по мере использования новых материалов и новых труб. В данном случае норматив устанавливается по каждому региону, в зависимости от состояния сетевого хозяйства. То есть если власти города или власти региона видят, что в этом населенном пункте можно сократить этот срок, то это делается и устанавливается решение. В каждом регионе есть свои технологические мощности сетевого хозяйства, в том числе конкретные обслуживающие организации. И в зависимости от того, как они с этим справляются, устанавливается этот срок. Я уверен, что большинство управляющих организаций, большинство руководителей регионов, они заинтересованы в том, чтобы сократить срок неудобства для жителей, нахождение в XXI веке без горячей воды. Иван Князев: А если неудобство стало катастрофическим? Вот мы видели, что женщина, например, нужно ребенка купать. Ну, разные, наверное, ситуации могут быть. Здесь какие-то претензии к коммунальным службам можно предъявлять или нет? Или это уже наша реальность, мы теперь так живем? Константин Крохин: Я хотел как раз тоже об этом сказать. Сюжет был, где ребенок. Видите ли, Россия – страна с холодным климатом. И основное решение по теплоснабжению – это централизованное теплоснабжение. Вряд ли в ближайшие годы у нас изменится схема теплоснабжения. Поэтому нужно быть готовым, что ежегодно пусть не 10 дней, пусть 8 дней или когда-нибудь, в какой-нибудь большой перспективе 5 дней, но мы все равно будем оставаться без горячей воды для проведения испытаний. Я бы предложил вот таким гражданам выход, которым воспользовался сам, будучи молодым отцом, когда нужно было купать ребенка в летний период. Мы купили обогреватель, который устанавливается как проточный. Он стоит недорого. В то время это стоило от 2 до 3 тысяч рублей. И сейчас я не думаю, что это значительно дороже, даже с учетом всякой инфляции. Поэтому для того, чтобы своих родителей-пенсионеров обеспечить, чтобы они не таскали эти тазики, чтобы заботиться о себе и малых детях, я полагаю, что сегодня технологии позволяют изготавливать и приобретать эти изделия недорого. Нужно на этот короткий период устанавливать обогреватель настенный электрический. И тогда в значительной степени неудобства будут преодолены. Иван Князев: Ну, мы об этом чуть позже поговорим, как действительно спасаться. А сейчас послушаем телезрителя. Сергей, Приморский край. Зритель: Добрый день. Правда, у нас уже вечер. Приморский край, город Фокино. Вопрос такого порядка, как раз по теме. У нас в Фокино до прошлого года постоянно на лето отключали горячую воду. Люди уже до такой степени смирились, что у всех обогреватели стоят. В прошлом году перекопали весь город, меняли трубы на новые. Я обращался в котельную непосредственно к тем, кто этим занимается. Я говорю: «Для какой цели? Когда воду дадите?» Говорят: «Мы меняем трубы в городе с той целью, чтобы в дальнейшем круглогодично подавалась горячая вода без перебоев». В итоге в этом году с 15 мая… не могу точно сказать, ну, примерно в этих числах отключили горячую воду по всему поселку без предупреждения, без объявлений. Когда включат – неизвестно. У управляющей компании вчера и позавчера спрашивал. Говорят: «Да они вроде как в Интернете сообщение дали. На какой срок – неизвестно. Вроде бы до конца месяца. А вроде бы до сентября». В общем, такой беспредел! Сказали, что директора котельной поменяли. «А по какой причине?» Говорят: «Надеемся, что новый директор что-то сделает». Вот поставьте этот вопрос, пожалуйста, по нашему городу под контроль. Может, в прямом эфире губернатор услышит и наведет порядок. Или кто там отвечает за эту тему? Иван Князев: Ну, вы уже в прямом эфире. Да, спасибо вам, Сергей. Константин Викторович, я, кс, сам вырос в таком городе, когда горячую воду отключали на все лето. Я так понимаю, это же, наверное, совсем тогда коммунальное хозяйство уже в упадке, что… Тамара Шорникова: Из Свердловской области тоже еще сообщение: «Тоже на все лето отключают». Константин Крохин: Вот такие длительные отключения оправданы только при наличии аварий. То есть я могу предполагать из описания товарища, телезрителя, что там действительно какая-то сложная ситуация с сетями, раз они меняли все трубы. То есть, скорее всего, они все в плохом состоянии. Ну и хотел от себя добавить, что на сегодняшний день подрядные организации в строительной сфере не очень качественно проводят работы. И по капитальному ремонту мы с этим сталкиваемся, и по ремонту и строительству сетей. Очень часто наступают гарантийные случаи. То есть если проведены работы – это не значит, что в следующий сезон эти трубы не будут рваться и не будут ломаться системы. То есть, к сожалению, качество низкое. Может быть, это и произошло в Фокино, непосредственно произошла авария, поэтому опять отключили. Понимаете, без предупреждения отключают только тогда, когда есть аварийная ситуация. Во всех остальных случаях есть и время, и это правило вежливости по отношению к своим жителям, избирателям – предупреждать о таких неудобствах. Поэтому полагаю, что была, наверное, авария в городе Фокино. Тамара Шорникова: Если говорить о перспективах: условно, отремонтируем все трубы – и перестанут отключать на лето или сократят сроки? Или это действительно наша какая-то реальность на века? Константин Крохин: Я полагаю, что будет сокращаться период отключения, потому что для того, чтобы полностью отказаться от опрессовочных испытаний, необходимо поменять материал труб, то есть они должны быть не металлические, а они должны полипропиленовые и прочие. Это возможно только при большом количестве строительных работ. И когда строится новый микрорайон, это происходит. Однако у нас вчера произошел случай: «Мещерский Лес» (это группа компаний «ПИК»), где прорвало канализационные трубы. И несмотря на то, что технологии позволяют эти полипропиленовые трубы делать долговечными, на 10 лет, несколько лет назад группа компаний приняла решение уменьшить требования к толщине этих труб – и они стали ненадежными, они стали рваться на второй год эксплуатации. Вот вам пример. Технология дает возможность долговечности, однако материальный интерес застройщика или управляющих, эксплуатирующих организаций может идти в противовес интересам надежности. Поэтому я полагаю, что мы столкнемся с сокращением срока, но вряд ли мы столкнемся с возможностью того, чтобы полностью отказаться от гидравлических испытаний. Тамара Шорникова: Спасибо. Иван Князев: Спасибо. Константин Крохин, председатель Союза жилищных организаций Москвы, был с нами на связи. Несколько SMS, просто люди пишут очень много. «У нас и не заканчивалось это время отключения горячей воды. Давление холодной воды тоже отвратительное. Моемся в тазиках». Ингушетия, пишет телезритель: «А мы вообще круглый год без воды. И никому нет дела до нас». Якутия: «Отключат 29 мая, включат 6 сентября». Омск: «На две недели». Тамара Шорникова: Интересное сообщение из Мурманской области: «В конце 90-х и в начале этого столетия воду отключали на три дня, плюс опрессовка по одному дню – перед и после. Прогресс сделал два шага назад – отключают теперь на 12 дней. Опрессовка – на пять дней (фактически на семь), до и после». Иван Князев: Телефонный звонок у нас сейчас в прямом эфире – Елена из Бурятии. Здравствуйте, Елена. Тамара Шорникова: Елена, слушаем. Зритель: Алло. Здравствуйте. Да, здравствуйте. Тамара Шорникова: Мы вас слушаем. Как у вас дела с водой? Есть горячая? Зритель: Для нас это все привычно. У нас отключают воду 10–11 мая и включают в середине сентября, можно так сказать. Иван Князев: Аж сентября? А почему так долго, не объясняли? Зритель: Это уже много-много-много лет так. Иван Князев: И вы уже даже привыкли к этому, как я понял? Зритель: Ну да. Мы слышим сейчас, что на неделю отключают. Так это как бы совсем ни о чем. Тамара Шорникова: Елена, а все это время вы кипятите воду? Или тоже уже купили какие-то нагреватели? Зритель: Нагреватели. Тамара Шорникова: Купили приборы специальные для нагревания воды? Зритель: Да-да-да, конечно. Тамара Шорникова: Понятно. Спасибо. Иван Князев: Спасибо вам. Георгий Самбурский у нас на связи, председатель технического комитета «Качество воды» Росстандарта, кандидат технических наук. Здравствуйте, Георгий Александрович. Георгий Самбурский: Добрый день. Иван Князев: Георгий Александрович, мы так и не выяснили, почему все-таки в Европе-то воду горячую не отключают. Хотя мы поняли, что там не везде есть центральное водоснабжение. Но тем не менее в скандинавских странах – там тоже холодно, например, так же, как у нас, там такие же климатические условия. Как там обстановка? Георгий Самбурский: Вы знаете, вообще в Европе обстановка везде разная. И даже в отдельных районах… Я не знаю, Турцию можно считать Европой, да? Там реализуется… вернее, реализована система централизованного горячего водоснабжения. Но это далеко не всегда. Действительно, в Северной Европе, в Скандинавии горячее водоснабжение является более привычным делом, нежели в остальных частях Европы, однако и там тоже это не повсеместно. В целом, вы знаете, европейцы – люди, правильно считающие деньги (ну, может быть, и неправильно считающие деньги), поэтому они максимально рационально подходят к вопросу как обогрева своих жилищ, так и, соответственно, формирования потоков той самой горячей воды. Чаще всего это все-таки какие-то индивидуальные тепловые пункты, нежели та система горячего водоснабжения, которая когда-то была выстроена, начиная с 50-х годов прошлого века в Советском Союзе. И сейчас мы пользуемся ее наследством. Поэтому нельзя сказать, что в Европе прямо повсеместно присутствует централизованная система горячего водоснабжения. Ну а в плане того, что они делают и что мы не можем сделать никогда, можно сказать, например, в Стокгольме, в отдельных районах даже крематории обеспечивают процесс подогрева воды. Знаете, наверное, для нас это не совсем типичная история будет. Тамара Шорникова: Все-таки там, где есть централизованное водоснабжение, в тех частях Европы, там этот ритуал тоже имеет место быть? Там тоже отключают воду? Или как-то по-другому? Георгий Самбурский: Нет, воду не отключают. Там происходит замена тех самых труб, если есть такая необходимость, регулярно в течение года, потому что, во-первых, немножечко иногда отличаются климатические условия, а во-вторых, просто немножечко сама организация работ поставлена на другом уровне. Выбор материалов, выбор оборудования всегда исходит из стоимости жизненного цикла тех самых трубопроводных систем. И они ни в коем случае не отвечают этим нашим «чтобы подешевле купить и побыстрее поставить». Тамара Шорникова: Понятно. Иван Князев: То есть мы так не можем, потому что у нас трубы дешевые? Георгий Самбурский: Не совсем так. Это просто-напросто немножечко неверно выстроенная система тех самых закупок, закупочных процедур. Вот коллега говорил о том, что «ПИК» якобы сам снизил требования. Это, конечно, почти что так, во всяком случае на мой взгляд. Мы, наоборот, стремимся в рамках деятельности Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения, нашего технического комитета повысить требования к трубам, повысить их надежность, чтобы обеспечить и санитарную надежность, чтобы из них ничего не вымывалось, и, соответственно, технологическую надежность, чтобы водоснабжение у нас было бесперебойным. Но это не такая простая история, потому что она вызывает явное противодействие, в том числе с нашим федеральным закупочным законодательством. Требования Федеральной антимонопольной службы, которые готовы к конкурсу допускать всех кого ни попадя, а главное, чтобы цена была подешевле. Ну знаете, мне кажется, что тут проблема в том, что недостаточно хороший инструментарий, который есть, чтобы допустить добросовестных производителей. Вот в этой ситуации мы, например, разработали национальный стандарт, ГОСТ по стоимости услуг… по оценке стоимости жизненного цикла для систем водоснабжения и водоотведения. И в рамках реализации положений этого национального стандарта, который уже введен в действие, сейчас вместе с Минстроем мы прорабатываем некоторый алгоритм выбора трубопроводных систем для реализации федеральных проектов «Экология», «Чистая вода» – то, что сейчас происходит. То есть это не безнадежная история. Тамара Шорникова: Георгий Александрович, коротко для понимания. Вот говорили о том, что пропиленовые трубы могут дольше служить. А на что нужно поменять наши трубы, из какого материала они должны быть, чтобы мы закончили уже с этой историей? Георгий Самбурский: Каждый материал имеет свои преимущества и недостатки. Когда мы говорим про процессы водоснабжения, то… Ну, полипропиленовые трубы – понятно, это «внутрянка» чаще всего, внутри здания. Но к дому эту воду надо еще в чем-то подвести. И поэтому тут просто трубы должны быть сделаны из хороших материалов. Знаете, конечно, мы не будем говорить о том, что сталь является материалом первого выбора. Ну, в любом случае это, конечно, полимерные материалы, потому что весь мир идет в этом направлении. Если уж совсем красиво хочется, то можно поставить высокопрочный чугун с шаровидным графитом. Ну, это немножечко дороже будет, но тоже срок эксплуатационной надежности намного выше. То есть к трубам какие требования? Чтобы они держали внешние коррозионные факторы, не развивалась в них внутренняя коррозия и, соответственно, была достаточная механическая сдвиговая прочность на случай всяких непредвиденных обстоятельств. Вот таким образом трубы и надо выбирать. В общем-то, все просто. Но это дорого, поэтому такой выбор не всегда осуществляется. Иван Князев: Галина сейчас на связи, Московская область. Здравствуйте, Галина. Зритель: Здравствуйте. Тамара Шорникова: Галина, слушаем. Зритель: Здравствуйте. Это город Орехово-Зуево. Хотела бы уточнить. У нас отключают воду летом с какой целью? Дело в том, что у нас на лето отключают… ну, не на лето, а на несколько дней отключают горячую воду, но зимой мы время от времени остаемся без горячей воды: то авария на котельной, то авария в теплосети. Смысл тогда летом отключать воду, если мы зимой все равно иногда находимся без горячей воды? Иван Князев: Хороший вопрос. Тамара Шорникова: Действительно, многие пишут о том, что, мол, проверяют там что-то, опрессовывают и так далее, а трубы все равно рвутся – проверяли, не проверяли. Зачем тогда все это? Может, уже по мере наступления трагедии решать проблему? Георгий Самбурский: Так нельзя ни в коем случае, потому что где узко – там и рвется. Трагедия случится в максимально не удобный для нас сезон. То есть это будут, допустим, заморозки, когда надо будет долбить грунт, разрывать. Это все может вызвать разморожение внутренних систем, да и внешних каких-то систем тоже. Нет, отключать, конечно, и проверять надо. Просто надо соблюдать те регламенты, которые есть для проверки этих всех трубопроводных систем. И все. И правильно подбирать оборудование. Тут нет никаких чудес. Мы просто потихонечку к этому идем, просто чуточку медленнее, чем нам бы хотелось. Иван Князев: Георгий Александрович… Георгий Самбурский: Заметьте, что срок отключения резко сократился: раньше было три недели, а сейчас уже 10 дней. СанПиН не позволяет больше чем на 14 отключать. Конечно, то, что происходит повсеместно по стране – это за гранью действия нашего законодательства. Иван Князев: СанПиН больше 10 дней не мыться не позволяет. Георгий Александрович, мы уже говорили по нагреватели. Какие из них можно купить? Просто люди пишут: «Ну, нагреватель – это хорошо, но у нас не всегда проводка выдерживает все это дело, потому что мощность небольшая». Георгий Самбурский: Та же самая проблема. Вы абсолютно правильно говорите, что мы можем поставить мощный нагреватель и остаться просто-напросто у разбитого корыта, потому что вся электропроводка сгорит, не выдержит. Поэтому я думаю, что стоит все-таки ставить нагреватель, который не потребляет разово большую мощность. Знаете, сам я пользуюсь проточным нагревателем. Не буду лукавить, он не очень высокой мощности – 2,5 киловатта. Проводка такую мощность держит. Но если поставить накопительный, то он будет намного меньше тратить электроэнергии и больше позволять резерва для того, что называется использованием собственно сделанной горячей воды. Мы сейчас, конечно, не говорим про газовые колонки. Иван Князев: Накопительный – это бойлер вы имеете в виду, да? Георгий Самбурский: Да. Иван Князев: А там есть какие-то нормы по его установке, врезке в систему труб? Георгий Самбурский: Ну, разумеется, есть требования к установке этих устройств дополнительного подогрева воды. Просто это и электротехнические требования, и гидравлические требования. Наверное, нет смысла сейчас их озвучивать. Такие требования, безусловно, есть. И они, как правило, прописаны и в инструкции по установке, и, соответственно, в тех документах, на которые эта инструкция ссылается. Тамара Шорникова: Нет, просто человек, например, действительно решить купить бойлер. Ему нужно кого-то уведомлять об этом, вызывать какие-то службы для проверки или еще что-то, писать заявление куда-то: «Вот хочу оснастить свою квартиру»? Георгий Самбурский: Вы знаете, это по регламенту отношений с управляющей компанией. В нашем случае, например, это делать не нужно. Но возможно, что какие-то договора подразумевают требования к уведомлению управляющей компании о том, что вы хотите войти в гидравлическую систему и немножко что-то там поменять. Тут это жестко законодательно не регламентировано. Иван Князев: Просто как обычному человеку понять? «Я сейчас пойду, куплю, поставлю себе. А можно это делать либо нельзя?» Нужно позвонить в свою управляющую компанию? Георгий Самбурский: Я думаю, это самое простое – поговорить с управляющей компанией, обратиться, выяснить, какие требования к электрическим характеристикам сети, к гидравлическим особенностям, чтобы можно было что-то делать. Иван Князев: Понятно. Вот это мы и хотели узнать. Тамара Шорникова: Спасибо. Иван Князев: Спасибо вам большое. Георгий Самбурский, председатель технического комитета «Качество воды» Росстандарта, кандидат технических наук, был с нами на связи. «Моемся в бане. Лучше, чем в ванной», – это из Красноярского края. Тамара Шорникова: Нас уже в Торопец пригласили. Иван Князев: «Отключение горячей воды очень тонизирует. Чтобы не забывали, где мы живем», – пишут из Рязани. Тамара Шорникова: Это темы дневного выпуска программы «ОТРажение».