Елена Зайцева: Правительство не может контролировать ценообразование. Стоимость билетов останется на совести авиакомпаний

Гости
Елена Зайцева
заместитель генерального директора по турпродукту сервиса Travelata.ru

Ольга Арсланова: Итак, об авиабилетах поговорим – о том, как изменится или не изменится цена на них. Дело в том, что депутаты Госдумы приняли поправки в Воздушный кодекс, и теперь бесплатный провоз багажа, к которому мы так привыкли при невозвратных билетах, становится необязательным. Для обладателей возвратных билетов право бесплатного багажа все-таки сохранится, это нужно сразу уточнить.

Юрий Коваленко: Авторы документа считают, что эти поправки прежде всего позволят снизить стоимость авиаперевозок и авиакомпании смогут предложить своим клиентам новые так называемые безбагажные тарифы. Так что же это такое за безбагажный тариф и когда все-таки придется доплачивать? У нас в гостях Елена Зайцева, заместитель генерального директора по турпродукту сервиса Travelata.ru. Елена, здравствуйте.

Ольга Арсланова: Здравствуйте.

Юрий Коваленко: Как вы считаете – ваша статистика – сколько процентов человек берут безбагажные билеты уже сейчас и будет ли их больше, как вы прогнозируете?

Елена Зайцева: Я могу сказать, что где-то 20-30% наших клиентов берут билеты без багажа. То есть эта услуга и этот тариф достаточно востребован.

Ольга Арсланова: Мы так понимаем, что это в основном иностранные перевозчики, да? Или наши тоже?

Елена Зайцева: Да, это иностранные перевозчики европейские, потому что этот опыт очень сильно распространен в Европе, потому что там очень много лоукостеров.

Ольга Арсланова: И в Госдуме тоже заявили о том, что это с одной стороны некая либерализация рынка, то есть мы не имеем права контролировать перевозчиков, пускай они будут свободны в этом. А с другой стороны, этот опыт применяется в Европе и, в общем, не стоит возмущаться. Но наши пассажиры тут же заподозрили, что российские авиакомпании и билеты, в общем, оставят на том же уровне, и еще дополнительно за багаж будут деньги брать.

Юрий Коваленко: И регулировать их никто при этом не сможет.

Ольга Арсланова: Такая опасность реальна?

Елена Зайцева: На самом деле изначально правительство у нас не может контролировать ценообразование у авиакомпаний, поэтому даже в Госдуме при принятии этого закона сказали, что они даже не знают размер стоимости багажа, который закладывается в данный момент, до принятия этого закона в стоимость билетов. Поэтому после принятия – в этом и есть соль, конечно – все останется на совести авиакомпаний, как они будут себя вести по отношению к стоимости багажа.

Ольга Арсланова: Смотрите, есть уже комментарий авиакомпании "Победа": они заявляют, что они "за" – "важно, чтобы клиент не платил за услуги, которые ему не нужны; 40% клиентов не пользуются правом провоза багажа в 10 килограммов, но при этом обязаны за этот багаж платить; теперь мы сможем снизить тарифы" и так далее. В общем, многие авиакомпании заявили примерно так же, но при этом опять же пассажиры рассказывают, что даже сейчас, если ты покупаешь билет "все включено" и отдельно тариф невозвратный без багажа и платишь за багаж, получается во втором случае дешевле. То есть это о чем говорит? – о нечистоплотности компаний? Они не чисто по тарифам работают, а что-то еще добавляют в этот Allinclusive билет?

Елена Зайцева: На самом деле не только багаж включен, но и еще ряд привилегий. Поэтому я думаю, что…

Ольга Арсланова: Привилегии, о которых мы не знаем и не пользуемся.

Елена Зайцева: Да нет, почему? Если читать правила и знакомиться с договором, то есть понимать, что вы покупаете, я думаю, что все вполне прозрачно. Но на самом деле вот этот факт, о котором вы говорите, что отдельно багаж и отдельно билет, подтверждает то, что билеты все-таки подешевеют в конце концов. То есть эта инициатива положительна.

Юрий Коваленко: У меня такое опасение, что при покупке билета билетов без багажа просто не будет в наличии: они будут придержаны где-нибудь, покупайте полный билет и только после того, как будут раскуплены все эти билеты, будут проданы безбагажные билеты. Есть такая возможность?

Елена Зайцева: А какой смысл?

Юрий Коваленко: Во всяком случае для того, чтобы компания заработала. Чтобы человек не покупал билет в последний момент втридорога (обычно же покупают за 2-3 недели, чтобы сэкономить хотя бы на этом), и тут будет такая лазейка. Как вы думаете, это возможно?

Елена Зайцева: Возможно все в принципе на нашем рынке, но я могу сказать, что, вероятно, правительство будет как-то посматривать в эту сторону и как-то пытаться контролировать.

Юрий Коваленко: "Посматривать" – это уж как-то очень расплывчато: надо контролировать все-таки хотя бы чуть-чуть.

Ольга Арсланова: Мы хотим к нашим зрителям обратиться: готовы ли вы лично доплачивать за багаж? Как вам вообще идея депутатов? Звоните, пожалуйста, высказывайте свою точку зрения и задавайте вопросы нашему гостю.

Вот, собственно, вопрос – телезритель спрашивает: "Почему у нас нет фиксированных цен на авиабилеты? На один и тот же будущий рейс каждый раз разная цена, хотя услуга вроде бы та же".

Елена Зайцева: Это рынок, обычная рыночная экономика. То есть получается, что если спрос на определенный продукт растет, продавец повышает стоимость на него в кратном размере. Это нормальное явление.

Ольга Арсланова: А скажите, вот сейчас в стандартном билете какой процент в тарифе багаж и его обработка? Я так понимаю, что обе эти составляющие учитываются?

Елена Зайцева: На самом деле обработка багажа и складывает, в принципе, ее стоимость, то есть это работа погрузчиков, работа самого аэропорта над этим багажом, плюс самолет с багажом становится тяжелее (если на пальцах объяснять). Поэтому чем больше багажа на борту, тем больше топлива ест самолет.

Юрий Коваленко: А вот как-то сделано это все, опять же, не подумав о клиенте. Насколько я знаю, в случае утери того же самого багажа возвращается он по крохотной стоимости в 600 рублей за килограмм. А если у человека там были какие-то ценные вещи? Почему вот, если, допустим, доплачивать за багаж, то почему тогда не поднимать стоимость возвратной ценности багажа, про которую очень часто люди говорят. Очень много жалоб и судов, но суды все проиграны: норма – это 600 рублей за килограмм и все.

Елена Зайцева: На самом деле, так как этот законопроект только принят, для нас это в новинку, хотя это практикуется в Европе уже очень давно. Я думаю, что мы будем посматривать на опыт наших европейских коллег и соответственно подкручивать, скажем так, это все.

Юрий Коваленко: Но ведь это же рынок, как вы говорите.

Елена Зайцева: Да. Рано или поздно…

Ольга Арсланова: Подкручивать весы.

Елена Зайцева: Это гибкий механизм, работа ведется постоянно. Я думаю, что рано или поздно этот вопрос встанет.

Юрий Коваленко: Опять же, посматривая на опыт коллег из Европы, говорить о том, что у них очень много лоукостеров – это и понятно: Европа не такая большая, перелететь из одной страны в другую гораздо дешевле, можно на лоукостерах и за 1 евро было слетать…

Елена Зайцева: Да, конечно, это знаменитый случай.

Юрий Коваленко: Все знают это, да. Но в России такое физически невозможно (поправьте меня, если это не так), потому что во всяком случае из Калининграда на Камчатку за один рубль не долетишь.

Елена Зайцева: Ну конечно, ведь стоимость билета складывается из стоимости затрат на топливо в первую очередь. Если вы летите на несколько тысяч километров – это одна цена, одни затраты на топливо; если на десятки тысяч километров – это, естественно, другая. Это влияет на стоимость билета напрямую.

Юрий Коваленко: У законодателей была такая инициатива, которая не нашла подтверждения: пытались взять и усреднить билет, даже самое короткое и длинное расстояние как-то привести – за счет короткого сделать длинный дешевле и соответственно наоборот. Эта идея почему-то не прижилась, зато прижилась европейская модель. Сколько в Европе эта модель работает и насколько она там популярна?

Елена Зайцева: На самом деле работает она достаточно давно, более 20 лет. Она очень популярна, поскольку… Посмотрим изнутри, профессионально, скажем так. В чем заключается лоукост-тариф у европейских авиакомпаний? Они не ограничивают так называемую ручную кладь, которую человек может взять с собой в салон: это может быть 10 килограммов, это может быть 2 сумки… Разрешают брать в салон 2 сумки, одну из которых можно положить на багажную полку, а вторую под сиденье. Все прекрасно, всех все устраивает, все путешествуют с этими 10 килограммами, это очень популярно из-за этого.

Юрий Коваленко: Но вы же прекрасно понимаете, что в России это будет корзина, картина, картонка и там еще так далее по списку.

Ольга Арсланова: Давайте еще немножко втиснемся: мой чемодан должен влезть.

Юрий Коваленко: Да, и на вес уже не будем смотреть, потому что, извините, это ручная кладь.

Елена Зайцева: Это так называемая дисциплина путешественника, скажем так. Может быть…

Ольга Арсланова: Законодательно это не отрегулируешь.

Елена Зайцева: Да.

Юрий Коваленко: Да, действительно: культуру не воспитаешь законом.

Ольга Арсланова: Давайте послушаем Александра из Ростова-на-Дону. Добрый вечер.

Зритель: Алло?

Ольга Арсланова: Да, слушаем. Телевизор можно чуть-чуть потише сделать, тогда у нас не будет эха.

Зритель: А я не в прямом эфире, получается?

Ольга Арсланова: В прямом.

Зритель: Здравствуйте. Город Ростов-на-Дону беспокоит. Подскажите, у меня такой вопрос. Бесплатный багаж – как он может быть бесплатный, если ручная кладь (около 10 килограмм) уже входит в стоимость билета? Это раз. Потом дается 23 килограмма дополнительно на перевозку груза – чемодан и так далее. Интересно, у компаний "ЮТэйр" и "Победы" цены уже установлены, то есть можно брать ручную кладь (там 3 с лишним тысячи от Ростова до Москвы билет стоит), а если берешь багаж 23 килограмма, цена увеличивается до 1300-1400 рублей. То есть уже реально стоимость этого багажа есть.

Ольга Арсланова: Понятен ваш вопрос.

Зритель: Потом столкнулся еще с таким вопросом. Если у тебя один чемодан и он меньше, чем 23 килограмма, и у тебя еще небольшой саквояжик, отказывают в приемке: то есть не превышая 23 килограмм вес, а так как он идет в двух комплектах, его отказываются забирать на борт самолета – говорят, надо вместе связать (за габариты допущенных возможностей при этом не выходишь), а так мы вас не примем. То есть 23 килограмма, но одно место, а если есть 2 места (небольшое второе), его соединяйте, перевязывайте, то есть грузчики, погрузчики или места в самолете нет. Вот у меня такой вопрос, почему так происходит.

Елена Зайцева: Что-то я…

Ольга Арсланова: Очень интересно, я впервые слышу о таком.

Юрий Коваленко: Мы теперь вспомнили, в какой стране мы живем – о том, что все вот эти законы могут быть очень по-странному истолкованы. Кстати, да, на самом деле оставят ли за авиакомпаниями право взымать плату и будет ли эта плата фиксированной за этот багаж? Или у нас опять по закону рынка будет так, что 1 килограмм стоит и 10 тысяч рублей, и 500 рублей?

Елена Зайцева: Давайте, наверное, начнем по порядку. Первое – отвечу на вопрос телезрителя. Что такое так называемый безбагажный тариф, который был до принятия закона? По Воздушному кодексу нашему, каждый человек, проходящий в самолет, может с собой иметь так или иначе, априори 10 килограмм. Каждая авиакомпания трактует эти 10 килограмм по-разному. Например, "Победа" та же самая разрешает сдать в багаж эти 10 килограмм; "S7" разрешает взять ручную кладь.

Ольга Арсланова: Но главное – этот порог в 10 килограмм. Это уже включено в билет.

Елена Зайцева: Да. Это по законодательству. Данная поправка, которая принята сейчас, эти 10 килограмм убирает – вот в чем смысл этого закона. Теперь на совести авиакомпании, сколько человек с собой может взять в ручную кладь и сколько в багаж.

Ольга Арсланова: И сколько будет скинуто с этого тарифа, потому что тариф все равно должен, по логике – услуга не оказывается, значит, должно стать дешевле.

Елена Зайцева: Да. Возвращаемся к тому, что даже в Госдуме признали, что так как они ценообразование не контролируют (что, собственно, понятно в наших реалиях), естественно, на совести авиакомпании будет и ценообразование.

Ольга Арсланова: Но скажите, авиакомпаниям вообще есть сейчас резон как-то не очень честно, скажем так, себя вести? Ведь если, например, мы говорим о международных перевозках, просто люди будут выбирать проверенных лоукостеров зарубежных. Единственное, конечно – это внутренние перевозки, которые, мне кажется, и так крайне недешевые. Вот тут, будучи монополистами условными, они, наверное, смогут "оторваться", что называется.

Елена Зайцева: Вы сами и ответили на свой вопрос, по сути дела. У нас есть конкуренция, что касается международных вылетов, и данный закон был принят именно для того, чтобы наши лоукостеры конкурировали с международными, в частности, европейскими. Собственно, этот закон принят для развития наших лоукостеров, скажем так. А по России… Я не думаю, что это сильно будет выходить за рамки разумного. Люди просто перестанут пользоваться иначе.

Ольга Арсланова: Пересядут на поезд, куда можно доехать.

Елена Зайцева: Есть альтернативы, да.

Ольга Арсланова: "Бесплатный багаж нужен особенно для тех, кто вынужден часто летать. Не стоит его отменять", – пишет Республика Алтай. Я правильно понимаю, что компании не заставляют отменять этот багаж, они могут в принципе оставить все как есть? И, наверное, кто-то воспользуется этим правом?

Елена Зайцева: Конечно, абсолютно верно.

Ольга Арсланова: Давайте еще один звонок примем – Искандер, город Сургут. Здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте. У меня такой вопрос по поводу багажа – платный, бесплатный. Я думаю, что… У меня дело в следующем. Я летаю в основном из Сургута в Санкт-Петербург, но я думаю, что случится так: месяцев через 2-3… Если поднимем цены на багаж или же уберем килограммы, получится так, что через 2-3 месяца авиакомпании скажут, что в связи с поднятием цен на топливо… Короче, все встанет на круги своя: багаж так же останется платным и в меньшем количестве, а цены прилетят те же. То есть… очередной сговор.

Ольга Арсланова: Не только у нас такие опасения.

Зритель: Да. Вот я летаю из Сургута в Санкт-Петербург, а со мной летел… из Петербурга в Сургут. Тоже…, только он с Ростова как раз звонил. И когда мы сели вместе, у меня было "C", а у него "E". Я у него спросил: "Почем билет ты взял в Сургут из Петербурга и из Ростова?" У него вышло 14700. Я сижу рядом, а у меня билет стоил 8200. Вот так.

Ольга Арсланова: Спасибо большое, очень интересно. Слушайте, а только рыночными механизмами можно объяснить такую разницу? Получается, в 2 раза…

Елена Зайцева: Отсутствие регуляции ценообразования.

Ольга Арсланова: Нам об этом как раз пишут: "Странный рынок получается, где условия диктуют авиаперевозчики, а от пассажиров вообще ничего не зависит". Вспоминают тоже "Победу", которая "из Ростова до Питера уже не кормит, а еще и за багаж платить? Скоро будут взвешивать пассажиров", – предполагают некоторые наши зрители. А кстати говоря, какие еще способы экономии сами авиакомпании сейчас предлагают, не дожидаясь законодателей? Ведь они же тоже могут что-то сделать, для того чтобы люди имели возможность…

Юрий Коваленко: То есть если речь идет о честной экономике, которая действительно…

Ольга Арсланова: Конечно. Вот отсутствие питания – пожалуйста, это вполне законно. Что-то еще предпринимают?

Елена Зайцева: Да. Если вспомнить ту же самую "Победу", они искусственно вводят так называемые апсейлы – это такие услуги, которые можно как бусинки нанизать на нитку, таким образом создав себе тот тариф, который вам нужен. То есть по сути дела они снижают изначальную базовую стоимость билета, максимально приближая ее к самой низкой на рынке, и соответственно все, что турист хочет в свой тариф конкретно включить, он и берет. Нужен ему багаж, он возьмет багаж; если ему нужно конкретное место зарегистрировать из дома – пожалуйста, это тоже за дополнительную плату, и так далее. То есть можно собрать себе пакет. Здесь путешественник волен только то, что ему нужно, вот в чем смысл.

Юрий Коваленко: Как-то не поленился и посчитал, что если, допустим, брать билет на лоукост с отменой абсолютно всех дополнительных функций, а потом взять и просто по одной их добавить – и вот сумма вышла разная у двух билетов. Вроде бы набор полный, а сумма разная получается.

Елена Зайцева: А где получилось дешевле?

Юрий Коваленко: Дешевле получилось, если брать сразу полный, а не добавлять услуги по одной.

Елена Зайцева: Вы вольны выбирать, понимаете. В этом и смысл.

Ольга Арсланова: Все становимся экспертами.

Юрий Коваленко: То есть за возможность выбора получилось рублей на 500, если мне не изменяет память, дороже. Полный получился дешевле, чем если выбирать, как вы говорите, по бусинкам.

Елена Зайцева: Вот. Этот закон позволяет вам самому выбирать то, что вы хотите, и сравнивать.

Ольга Арсланова: Вот еще интересный вопрос: "Если 10 килограмм – это бесплатный багаж, почему с несовершеннолетними детьми нельзя объединять багаж? За один чемодан 23 килограмма требуют доплату". Это законно?

Елена Зайцева: Да, поскольку 23 килограмма необходимо на одного пассажира. То есть там четко предусмотрено, это одно место (в зависимости от авиакомпании): количество сумок, которое вы берете с собой или сдаете в багаж, и килограммовка, плюс еще габариты багажа.

Ольга Арсланова: Давайте еще звонок примем – Ольга из Москвы, кажется. Все верно? Добрый вечер.

Зритель: Да, добрый вечер.

Ольга Арсланова: Вы в эфире, Ольга, мы вас слушаем.

Зритель: Добрый вечер. Меня зовут Ольга Резапова. У меня такой вопрос. Позавчера пытались вылететь с "Шереметьево" до Хабаровска, но мой багаж превышал 5 килограмм. Вопрос: почему не допустили до вылета?

Елена Зайцева: А какой тариф у вас был? – с багажом, без багажа? Какой?

Зритель: Он был с багажом.

Ольга Арсланова: А вас до вылета точно из-за багажа не допустили?

Зритель: Да, из-за багажа.

Ольга Арсланова: Как объяснили вам?

Юрий Коваленко: То есть это была не ручная кладь, да? Это была сумка весом в 5 килограмм?

Зритель: Да.

Ольга Арсланова: Подождите, давайте все-таки по порядку.

Елена Зайцева: Очень интересно.

Ольга Арсланова: Что вам сказали? Наверное, можно авиакомпанию назвать.

Зритель: Сейчас билетов нет на руках…

Ольга Арсланова: Понятно. В общем, так быть не должно, да – это все, что мы можем Ольге ответить?

Елена Зайцева: Да.

Ольга Арсланова: Это странно. Наверное, надо жаловаться.

Елена Зайцева: Так быть не должно. Я вам посоветую еще раз посмотреть тариф, который у вас указан в билете, и позвонить в авиакомпанию.

Ольга Арсланова: Давайте еще одного москвича послушаем – Виталий с нами в эфире. Добрый вечер.

Зритель: Добрый вечер. Меня зовут Виталий Агеев, я эксперт в области гражданской авиации, ваш коллега журналист, в прошлом работник и "Аэрофлота", и других российских авиакомпаний.

Ольга Арсланова: Отлично.

Зритель: У меня такой вопрос. Стандартом еще в советские годы было установлено: расчет веса одного пассажира – 80 килограмм весна-лето и в зимне-позднеосенний период 100 килограмм. В этот расчет включалась в том числе и ручная кладь, и верхняя одежда. Вопрос: а почему авиакомпании сейчас лукавят и не пересматривают эти нормативы?

Елена Зайцева: Какой интересный вопрос.

Ольга Арсланова: Опытный человек.

Юрий Коваленко: На самом деле была как-то инициатива взвешивать пассажиров, но она не прижилась, причем даже за рубежом она не прижилась в первую очередь.

Ольга Арсланова: Потому что это, вероятно, дискриминация. Смотрите, пассажир без багажа весит 90 килограмм и более, с багажом 60 и еще платят за багаж – где справедливость? Давайте всех… Сегрегация получается по габаритам.

Юрий Коваленко: Так подойдем, давайте худым билеты дешевле продавать.

Елена Зайцева: Ну по сути дела да.

Юрий Коваленко: Цинично, но факт. А вот на самом деле худой человек…

Ольга Арсланова: С экономической точки зрения да, наверное, это выгоднее.

Юрий Коваленко: …может и на себе весь чемодан… Достать одежду, надеть на себя и пройти, собственно говоря, быть тяжелее. Почему так не делать?

Елена Зайцева: Вы уже начали придумывать лайфхаки, отлично.

Ольга Арсланова: Не-не-не, не надо, не будем подсказывать.

Смотрите: "Как быть с горными лыжами и вообще со спортинвентарем? Нужно ли сейчас за это платить и что будет, если компании начнут пользоваться предложением депутатов?"

Елена Зайцева: До принятия закона это все зависело от авиакомпании: допустим, у "Аэрофлота" была концепция, что можно было взять горное снаряжение с собой бесплатно зимой на различные направления, в том числе на Красную поляну если летели. В данный момент, скорее всего, они будут тарифицировать это отдельно, либо это будет опять какое-то спецпредложение от авиакомпании, которое будет направлено на увеличение лояльности пассажиров.

Ольга Арсланова: И вот еще важный вопрос: "Можем ли мы рассчитывать все-таки на какую-то дифференциацию по регионам? В Норильск кроме самолета ничем не доберешься, а отпуск большой, без багажа на 2 с лишним месяца не поедешь, цены на билет сумасшедшие, меньше они точно не станут, теперь еще придется платить за багаж". Какие-то действительно дальние перелеты из Норильска в Краснодарский край, например – может быть, будут сделаны какие-то исключения?

Елена Зайцева: Я думаю, что да, здесь, конечно же, имеет место быть, во-первых, конкуренция. То есть здесь здравый смысл авиакомпании должен включаться, и дай бог, что они воспользуются тем предложением, которое вы озвучили, и оставят либо все как есть, либо сделать достаточно лояльные условия для туристов, чтобы они могли все-таки летать с багажом, сильно не переплачивая. Я думаю, что будет так или иначе.

Юрий Коваленко: Я думаю, наверное, какой-то тариф семейный прямо напрашивается – специально для большого количества детей, которым тоже приходится большие сумки таскать.

Елена Зайцева: Возможно, возможно.

Юрий Коваленко: И, собственно говоря, для спортсменов тоже: для лыж все хорошо сделали, а вот серфингистам не очень удобно будет, там бесплатно не пустят.

Ольга Арсланова: А в принципе какая разница? Длина-то та же примерно, это по ширине…

Спасибо вам. Елена Зайцева, замгендиректора по продукту сервиса Travelata.ru была у нас в гостях. Спасибо от наших зрителей.

Юрий Коваленко: Спасибо.

Елена Зайцева: Спасибо.

Выясняем у эксперта, станут ли дешевле авиабилеты, когда из тарифа исключат багаж