Петр Кузнецов: Итак, про вступительную кампанию сейчас будем говорить. Рособрнадзор посчитал уже, что в этом году 618 тысяч выпускников сдавали ЕГЭ. При этом 57% из них могли рассчитывать на бюджетное место в российском вузе. Наибольшей популярностью в этом году вновь пользовались естественнонаучные направления: математика, медицина, физика и химия. Гуманитарии чаще всего выбирали факультеты мировой политики и журналистики. Оксана Галькевич: Кстати говоря, это неудивительно. Также по-прежнему растет спрос и на такие специальности, как медиа и IT. Петр Кузнецов: Тем более неудивительно. Оксана Галькевич: Несмотря то, что в этом году страна достигла дна демографической ямы, как говорят, на количестве выпускников школ на конкурсы в ведущие вузы России это никак не отразилось. В этом году вдвое сократилось число сдавших экзамены, а по ряду предметов наметился даже рост средних баллов. Вот по всему спектру этой темы, друзья, мы сейчас будем беседовать. Узнаем, каким был средний балл, насколько он отличается от предыдущих лет. В студии у нас Светлана Владимировна Брюховецкая – проректор по маркетингу и работе с абитуриентами Финансового университета Правительства Российской Федерации, ответственный секретарь приемной комиссии. Здравствуйте, Светлана Владимировна. Петр Кузнецов: Добрый вечер. Светлана Брюховецкая: Здравствуйте. Оксана Галькевич: Давайте просто, не уходя далеко, про средний балл расскажем. Каким он был в этом году? И как это отличается от предыдущих лет? Это важно ведь. Светлана Брюховецкая: В этом году действительно повысился средний балл. Тенденция к повышению сохраняется. У нас, в частности, средний балл намного выше, чем был озвучен здесь средний. Это, видимо, всероссийский средний балл уже рассчитан. Средний балл по университету с учетом индивидуальных достижений ребят поступающих был 87,83, а без учета – 85,19 балла. Но при этом понятно, что на разные направления действительно, которые очень востребованы, средний балл доходил до 92 – например, на международные факультеты. Ну, вы представляете… Оксана Галькевич: Какая высокая конкуренция! Вы просто сливки-сливки-сливки самые собираете. Светлана Брюховецкая: Да. Мало того, что в принципе средний балл высокий, но на факультеты такие, как международные… В этом году очень большой конкурс был на информационную безопасность. Это все-таки опять подтверждает тенденцию, что интернет-технологии развиваются. Развиваются как хакеры, так и люди, которые способны их останавливать. Это, наверное, еще более интересная специальность. Потому что одно дело – суметь что-то сломать, а другое дело – суметь это найти и придумать, как этого всего избежать, защитить информацию. Это очень интересно. Оксана Галькевич: Давайте обратимся к нашим телезрителям, к тем, кто смотрит нас сейчас. Уважаемые друзья, если вы поступали в этом году, поступили в этом году, если вы родители тех, кто поступал в этом году или поступил, выходите с нами на связь и рассказывайте, насколько сложной была кампания, удалось ли получить бюджетное место или попали все-таки в другую часть, сколько стоит обучение, какая специальность выбрана вами или вашим ребенком. В общем, рассказывайте, делитесь своими историями. Все совершенно бесплатно – все способы связи с нами. А основные из них указаны в низу ваших экранов. Петр Кузнецов: Есть информация, что в этом году самым неожиданным изменением стал рост баллов на инженерные направления, в частности на не самую популярную до этого специальность "Технологические машины и оборудование". Как меняются все-таки интересы? Можно ли судить по тому, какие профессии уйдут в будущем и какие профессии лучше уже тогда не выбирать? Светлана Брюховецкая: Ну, на самом деле мир стремительно меняется, и новое поколение совсем не похоже даже на тех людей, которые старше лет на пять, на семь. Это люди, выросшие уже в пору интернета и носящие с собой постоянно гаджеты. И конечно, их интересуют в первую очередь профессии, связанные с развитием как раз интернет-технологий и другие технологические профессии. И существует в России такое мнение, что в связи с этим гуманитарные профессии будут умирать. Но мне здесь хотелось бы предостеречь и родителей от этого, и экспертов, потому что задачу любому роботу все равно ставит человек. Может быть, людей, которые будут необходимы, будет меньше, но профессия в целом не умрет, потому что нужно будет ограниченное количество высококвалифицированных специалистов. И скорее всего, останется небольшое количество вузов, которые умеют этих специалистов готовить. И на самом деле, когда вы сказали о стоимости образования, у меня такая мысль возникла: любое образование себя окупает. Если вы заплатили 20 тысяч за год, то, соответственно… Оксана Галькевич: Скажите, у вас сколько бюджетных мест? Понимаете, я как мама двоих детей (Петр тоже папа, но у него поменьше) уже начинаю себя постепенно готовить к этому вопросу. Светлана Брюховецкая: Поменьше детей? Петр Кузнецов: И поменьше детей… Оксана Галькевич: И поменьше детей, и возрастом поменьше, да. Я вдруг, разбираясь в этой теме, поняла, что образование в нашей стране с тех пор, как я закончила университет, по сути стало практически платным. Я о чем говорю? Я говорю о том, что бюджетных мест становится все меньше и меньше. На часть из этих бюджетных мест берутся либо социальные категории – это раз, либо олимпиадники – это два. И соответственно, на оставшиеся несколько бюджетных мест, которые не социальные и не олимпиадные, конкуренция какая-то зашкаливающая. Основной массив – это все-таки места не бюджетные. И по ним, кстати говоря, что интересно, на эти платные места тоже весьма и весьма высокая конкуренция. Поэтому я и говорю совершенно уверенно, что, к сожалению, вот такая реальность: в нашей стране образование высшее становится с каждым днем все более и более платным и все менее бесплатным. Светлана Брюховецкая: Ну, я бы так не сказала. Я вас могу удивить. Например, у нас в университете 1,5 тысячи бюджетных мест. Оксана Галькевич: Это 1,5 тысячи на весь университет, на все факультеты? Светлана Брюховецкая: Да, на весь университет, на все факультеты. Оксана Галькевич: А если смотреть по факультетам? Вы же понимаете, это немножко… Светлана Брюховецкая: Ну, примерно 100–150 мест… Нет, 1,5 тысячи в рамках даже Москвы – это достаточно много. Оксана Галькевич: А сколько всего мест в вашем университете? Ну, чтобы было с чем сравнивать. Светлана Брюховецкая: Всего студентов у нас 50 тысяч, это вместе. Оксана Галькевич: На первый курс сколько вы принимаете? Светлана Брюховецкая: На первый курс мы приняли сейчас 1394, если быть точным, на очное отделение и порядка 100 на заочное отделение. И плюс еще примерно столько же у нас ребят по договорам. Оксана Галькевич: То есть 1590, где-то, в районе 1600. Из них сколько, вы сказали? 160? Светлана Брюховецкая: Ну, всего это получается 3 тысячи. Оксана Галькевич: Всего 3 тысячи у вас. Но это студенты всех курсов. Я имею в виду… Светлана Брюховецкая: Нет, первого курса. Оксана Галькевич: А, первого. Светлана Брюховецкая: Первого курса. Оксана Галькевич: Всего 3 тысячи? Из них сколько бюджетных? Светлана Брюховецкая: Бюджетных – 1,5 тысячи. Оксана Галькевич: То есть половина? Светлана Брюховецкая: Да. Оксана Галькевич: Ну, в принципе… Светлана Брюховецкая: Я еще хочу вам заметить на ваше замечание о том, что… Оксана Галькевич: На мою печаль! Это не замечание. Светлана Брюховецкая: На вашу печаль, да. Я хочу сказать, что сейчас такая тенденция наблюдается (и она, наверное, правильная), что ребята более талантливые имеют возможность поступать в хорошие вузы и получать хорошее образование. И если ваш ребенок талантливый, то почему бы ему не стать победителем олимпиады, например? Или, если ваш ребенок талантливый, почему бы ему не получить высокий балл по ЕГЭ? Оксана Галькевич: Да. Но дело в том, что олимпиады ведь тоже бывают разные. Бывают олимпиады городские, региональные, всероссийские и международные. И вот на эти бюджетные места как раз тоже приоритет отдается либо международникам… Я даже не про своих сейчас детей, а про то, какая у нас большая страна с не всегда равными возможностями получить качественное образование. И даже будучи каким-нибудь самородком где-нибудь в глубинке, не всегда у тебя есть возможность принимать участие и готовиться к каким-то олимпиадам. Ну, это, конечно же, просто такие сложности и издержки. Светлана Брюховецкая: Развитие интернет-технологий позволяет, в общем-то, и готовиться, и достаточно успешно осваивать те дисциплины и сдавать ЕГЭ. И вот что очень интересно? Что у нас практически в этом году сравнялось количество ребят, поступивших из регионов, и количество ребят из Москвы и Московской области. Это говорит о том, что все-таки социальный лифт работает. Человек приезжает из Ханты-Мансийска, из Тывы, из Чебоксар и с такими же возможностями равными имеет возможность поступать в Москве. Оксана Галькевич: Я только рада тут ошибаться. Светлана Брюховецкая: Когда вы заканчивали вуз, скорее всего, такого не было. Оксана Галькевич: Да, не было такого точно, потому что не было ЕГЭ. Петр Кузнецов: Астраханская область спрашивает, констатирует, а потом спрашивает: "Высших учебных заведений много, а вот работы нет. Как быть?" Что у нас с системой карьерного развития в стране? Светлана Брюховецкая: Вы знаете, я бы не сказала, что работы нет. По данным Пенсионного фонда России, по прошлому году выпускники нашего вуза на 98% нашли работу. То есть здесь опять-таки вопрос в образовании и в квалификации ребят. Где-то, может быть, действительно для каких-то ребят, которые не совсем компетентны, для них, может быть, и нет работы. Но у нас ситуация немножко другая. Мы, во-первых, как университет очень способствуем развитию, карьерному развитию. У нас два раза в год проходят "Дни карьеры", куда приходят лучшие работодатели и выбирают по резюме себе стажеров. И потом эти стажеры, с которыми уже познакомились работодатели, они начинают устраиваться на работу, и на четвертом курсе (у нас опять-таки такая лояльная к студентам практика) они могут совмещать какую-то работу с учебой, если у них это получается. Если не получается, то, конечно, им это не позволяется. Оксана Галькевич: А вот скажите… Все-таки мы должны сказать, что конкуренция, так или иначе, на то, чтобы стать человеком с высшим образованием с дипломом, все-таки становится выше. Ну, согласитесь. Светлана Брюховецкая: Да. Оксана Галькевич: Сейчас не будем в какие-то частные детали уходить. Означает ли это, что ребята, которые приходят к вам учиться, вообще в наши вузы, уже гораздо осознаннее подходят к выбору специальности, к выбору факультета, ну, соответственно, к профессии? Светлана Брюховецкая: Да, вы знаете, я бы отметила в этом году такое повышение профориентированности ребят и их осознанность в выборе профессии. Может быть, это результат того, что они в школе работали очень хорошо. Может быть, родители их правильно сориентировали. Но тем не менее, когда вы говорите о том, что возрос конкурс и уменьшилось количество мест, стало сложнее поступать – здесь просто меняется немножко структура. Часть ребята уходит в среднее профессиональное образование. Они заканчивают колледжи, получают рабочую профессию. Оксана Галькевич: Да. Но я, конечно, в основном о высшем образовании говорила. Светлана Брюховецкая: А потом они идут в высшее образование – уже, наверное, заочно. А те, которые хотят получить высшее образование очно, они… Ну, я бы посоветовала всем родителям заниматься этим заранее – за год, за два, за три. И второй мой совет: попытаться на своих детях не реализовывать свои собственные амбиции. Оксана Галькевич: Ну, не давить просто, а оставить этот выбор ребенку. Светлана Брюховецкая: Ну да. Если вы, например, журналист, то необязательно ваш ребенок должен быть журналистом. Если вы медик, то необязательно ваш ребенок должен быть врачом. Нужно увидеть в ребенке вот то зерно, тот талант, ту искорку, которая позволит ему в жизни быть счастливым. Петр Кузнецов: А что делать тем, кто учится-учится и вдруг понимает уже к финалу, что не там, и хочет совсем другого, хочет работать совсем другим? Оксана Галькевич: А сколько лет потрачено, сил, ночей бессонных! Светлана Брюховецкая: Учиться другому. Никогда не поздно себя менять. И в 40 лет, и в 50 люди меняются. А если вы в 20 вдруг поняли, что вы, например, поэт, а не финансист, то вы пишите стихи о финансах. Оксана Галькевич: У нас есть звонок – Александр (Сургут). Давайте его послушаем. Александр, здравствуйте. Петр Кузнецов: Сургут на связи. Александр, добрый вечер. Зритель: Здравствуйте. Оксана Галькевич: Здравствуйте. Зритель: Я звоню из Сургута. Моя дочь в этом году поступила на бюджетное место в Ленинградский электротехнический институт, в ЛЭТИ. Оксана Галькевич: Ой, ЛЭТИ! Петр Кузнецов: Поздравляем! Оксана Галькевич: Поздравляем, да. Очень хороший, кстати, университет, да. Сильная математическая кафедра. Зритель: Специальность "Электроэнергетика". Петр Кузнецов: Помогали ей или сама? Зритель: Она поступила на специальность "Электроэнергетика". Ну, это для меня явилось таким сюрпризом, потому что она поехала туда, как бы ничего не сказав. Представляете? Петр Кузнецов: Сама. Зритель: Мы не ожидали. Она хотела в Екатеринбург поступать, но поехала в Ленинград… ну, в смысле – в Санкт-Петербург Оксана Галькевич: Мы поняли. Так? Зритель: И поступила на "Электроэнергетику". Я просто вообще ошарашен! Без всякого… Ну, как раньше говорили, в советское время? Без всякого блата, без всякого знакомства, просто сама. Училась в обычной школе, не хватала звезд с неба, но как-то вот сумела. Я тоже думал, что сейчас это гораздо сложнее, а вот получилось… Оксана Галькевич: Здорово! Петр Кузнецов: А как она объяснила свой выбор? Зритель: Хочу поделиться свами радостью. Оксана Галькевич: Выбор свой профессии как объяснила? И какую специальность она конкретно будет получать? Зритель: "Электроэнергетика". Дело в том, что я сам занимаюсь всю жизнь этим делом, но я выше электромонтера не поднялся. Но дочь, может, глядя на меня… Мне было бы приятно. Вот она выбрала инженерную специальность – "Электроэнергетика". Оксана Галькевич: Здорово! Зритель: Для меня это полный сюрприз. Оксана Галькевич: Александр, мы очень за вас рады. Поздравляем! Желаем успехом вашей дочке, красного диплома и хорошей работы. Давайте сразу… Петр Кузнецов: К слову о красном. Красноярск у нас и Анна. Оксана Галькевич: Красноярск послушаем, там уже поздно. Анна, здравствуйте, доброй ночи. Зритель: Здравствуйте. У меня вот такой вопрос. Я беспокоюсь, как бы я бабушка. Это из Владивостока. У нас внучка поступала в институт МВД на судью. Сдала экзамены хорошо, очень даже хорошо экзамены сдала. Но физкультуру она не могла лишь потому, что… Она занимается фехтованием. И когда-то, месяц назад она, видимо, растянула руку и ноги. И когда стала делать отжимания, рука у нее соскользнула – и боль появилась. Неужели нельзя сделать так: пусть бы она поступила… Ее отстранили как бы, что она не поступила. Ну, неужели нельзя сделать? Пусть она полгода поучится… Оксана Галькевич: А потом с физкультурой разберемся, да. Зритель: Можно же подождать, пока полгода пройдет, пока боль утихнет. Оксана Галькевич: Вообще интересно, что, оказывается, физкультуру на вступительных экзаменах… Петр Кузнецов: Светлана Владимировна, есть ли оптимальный способ поступления в вуз? Расскажите. Светлана Брюховецкая: Если можно, я прокомментирую про физкультуру на вступительных испытаниях. Есть вузы, которые проводят свои внутренние вступительные испытания, имеют на это право. Но в большинство вузов… Оксана Галькевич: На судью девочка. Светлана Брюховецкая: Ну, видимо, там они имеют это право. Оксана Галькевич: Интересно. Светлана Брюховецкая: Но в большинство вузов, конечно, ребята поступают по ЕГЭ. Мы постоянно встречаемся с такими родителями и бабушками-дедушками, которые говорят: "Вот мой ребенок самый лучший, он немножко не дотянул". Но с другой стороны всегда стоит другой родитель, который говорит: "А мой ребенок дотянул. И почему вы должны, недотянувшие, мое место занимать?" Поэтому это, конечно, постоянная дилемма и достаточно серьезное такое нервное потрясение и переживание для родителей. Оксана Галькевич: Очень радуют звонки, как у Александра (первый Сургут у нас был на связи), который сказал, что без всякого блата. Понимаете? Возможно, и я тоже жертва каких-то стереотипов. Ну, оттуда тоже стереотипы, из какого-то времени, что без какого-то блата, знакомств такую серьезную историю никак не решить. Светлана Брюховецкая: Вы вопрос задавали? Петр Кузнецов: Оптимальный способ поступления. Светлана Брюховецкая: Оптимальный способ поступления, да. Конечно, самое основное… Петр Кузнецов: Знаете, единая формула и для Красноярска, и Сургута. Светлана Брюховецкая: Интересующий вопрос для родителей – проходной балл и оптимальный способ поступления. Ну, для тех, кто уже является выпускниками школ в этом году, наверное, поздно говорить. А для тех, кто является сейчас школьниками десятых и одиннадцатых классов, хотелось бы просто посоветовать такие направления дальнейшей деятельности. Во-первых, сейчас очень серьезная и широкая система в России всероссийских олимпиад школьников. Этих олимпиад в списке больше 80, поэтому… Вы можете участвовать во всех. И уж в одной из них-то вы можете выиграть. Победителей там не один и не два, а бывает больше. Поэтому не нужно бояться, не нужно в своих силах не быть уверенным. Нужно попробовать. Вот в десятом классе можно попробовать, а в одиннадцатом классе уже целенаправленно готовиться. Петр Кузнецов: Вузы научились у нас учитывать индивидуальные достижения абитуриентов? Светлана Брюховецкая: Есть два разных вида. Есть список олимпиад из 80 олимпиад, который позволяет поступающему без вступительных испытаний, то есть в первую очередь быть зачисленным. Если вы победитель этой олимпиады либо призер и вуз принимает эту олимпиаду, ну, она соответствует вашему направлению (например, нам медицина не соответствует, мы берем по обществознанию), то, соответственно, вы можете поступить вне конкурса. Но если вы вдруг явились, например, призером олимпиады или имеете какие-то другие индивидуальные достижения, которые строго по порядку приема установлены в России, вы можете дополнить свои баллы по ЕГЭ (не больше чем 10 баллами) индивидуальными достижениями. Но эти достижения тоже очень сложно получить. Это значок ГТО. Это победа в чемпионате мира, ну, для сравнения. Это золотая медаль школьная или аттестат с отличием. Ну и другие. Оксана Галькевич: Очень много нам пишут наши телезрители. Знаете, вы вспомнили про родителей, которые с одной стороны и с другой стороны: "Мой дотянул". – "А мой не дотянул". Тут, видимо, абитуриент… не абитуриент, а студент пишет: "Ни один работодатель во время дней открытых дверей не ответил на мое резюме. Крупнейший вуз Тюменской области". Светлана Брюховецкая: Вы знаете, на это я тоже могу ответить и объяснить, почему так получается. Ведь работодатели ищут себе лучших. Они видят всех ребят, как одну общую массу, которая… ну, она одинаковая. И если ты ничем из этой массы не выделяешься и они видят уже по резюме, что резюме стандартное, то они, как правило, не интересуются такими ребятами. Поэтому мы в ходе обучения студентов стараемся и студенческие олимпиады использовать, чтобы они могли себя как-то проявить, и другие конференции у нас, различные соревнования. Даже если это будут какие-то спортивные или другие соревнования, то это позволяет говорить о человеке как о личности, которая интересуется чем-то. А если личность себя никак не проявила – ну, ее и не востребует работодатель. Оксана Галькевич: То есть – меньше конспирологии, не надо пытаться обвинять весь окружающий мир. Подумай о том, насколько ты усердно работал на результат. Светлана Брюховецкая: Да. Оксана Галькевич: Спасибо. Петр Кузнецов: И очень коротко. Ближайшие 10 лет – это годы, которые начинается демографий рост. Вот чего ждать, каких изменений в связи с этим? Нужны новые преподаватели, больше исследователей, преподавателей, учителей? Светлана Брюховецкая: Конечно, конечно. Я думаю, что система образования будет меняться. Она сейчас меняется, постоянно меняется. Некоторые говорят, что это очень плохо, потому что система образования должна быть стабильной и стандартной. Но наш мир диктует немножко другие условия. И конечно, система будет меняться. Будет активно внедряться онлайн-обучение, хотим мы этого или не хотим. К нам будут приходить практики… И вот сейчас тенденция такая наблюдается, что многие крупнейшие корпорации создают внутри себя университеты. Кто-то будет очень тесно сотрудничать с крупнейшими университетами. Поэтому, конечно, в ближайшие 10 лет все очень сильно изменится. И вам готовить своих детей будет очень сложно. Петр Кузнецов: Спасибо. Начнем сегодня. Оксана Галькевич: Светлана Брюховецкая – проректор по маркетингу и работе с абитуриентами Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, ответственный секретарь приемной комиссии – была у нас сейчас в студии. Спасибо большое, Светлана Владимировна. Петр Кузнецов: Спасибо. Оксана Галькевич: Мы с вами прощаемся на полчаса, на выпуск новостей, уважаемые друзья, с Тимуром Уразбахтиным, а потом вернемся.