Константин Чуриков: А сейчас, как всегда по понедельникам в это время, наша постоянная рубрика "Все о ЖКХ". И я представляю вам Светлану Разворотневу. Это исполнительный директор "ЖКХ Контроль". Светлана, здравствуйте. Светлана Разворотнева: Здравствуйте. Константин Чуриков: Ну что, сегодня о наболевшем? Расселение из аварийного жилья? Светлана Разворотнева: Да, действительно. Президент Российской Федерации поставил задачу: до конца 2017 года аварийное жилье, признанное таковым, до 2012 года должно быть расселено. Времени осталось не так уж много. Будет ли выполнена эта задача и насколько новое жилье удовлетворяет чаяниям гражданам. Об этом мы сегодня поговорим с заместителем генерального директора Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Руриным Олегом Станиславовичем. Здравствуйте, Олег Станиславович. Олег Рурин: Добрый день. Светлана Разворотнева: Именно фонд занимается управлением этой программой, финансированием программы, и, насколько я знаю, вкладываются довольно-таки серьезные бюджетные деньги именно из федерального бюджета в реализацию этого поручения президента. Скажите, пожалуйста, сколько денег все-таки на переселение было выделено из федерального бюджета? Олег Рурин: В течение 2013-2017 годов общий объем средств по программе составляет 189 млрд рублей. Это деньги, которые вкладываются Фондом содействия реформированию ЖКХ, источником которых является федеральный бюджет Российской Федерации. Также в эту программу вкладываются средства регионов. И общий объем средств по программе превышает 450 млрд рублей. Светлана Разворотнева: То есть все жилье переселяется за счет бюджетных средств? Те граждане, которые в этих домах-развалюшках живут, которые мы видим сегодня на экране, они ни за что сейчас не должны платить, и неважно, они живут в жилье по социальному найму или в собственном жилье – им обязаны предоставить площадь. Олег Рурин: Да. Дополнительные средства с жителей в эту программу не собираются. Однако в пусть незначительных объемах, но в том числе эта программа реализуется на внебюджетные средства: по договорам развития застроенных территорий в ряде регионов Российской Федерации эта программа также реализуется. Кроме этого, есть иные программы, которые охватывают сегмент ветхого и аварийного жилья, по которым также идет переселение. Но это другие источники. Это не средства фонда, не средства этой программы. Светлана Разворотнева: И какова оценка фонда? Поручение президента до конца 2017 года будет выполнено? Сколько уже переселили, сколько осталось, каковы прогнозы? Кстати, у нас есть слайд, можно посмотреть и цифры в том числе. По распоряжению правительства на контроле стоит 11 млн 400 тыс кв. м. аварийного жилья. Это 733 000 человек  Олег Рурин: Мы исходим из того, что до конца программы осталось еще достаточно времени, для того чтобы справиться с проблемами и обеспечить реализацию этой программы во всех регионах Российской Федерации. По распоряжению правительства на контроле стоит 11 млн 400 тыс кв. м. аварийного жилья. Это 733 000 человек. На сегодняшний день программа реализована почти на 56%. И темпы реализации программы нарастают. Светлана Разворотнева: Мы смотрим сейчас ту графику на экране, которая говорит о темпах переселения. Я вижу, что осталось переселить еще очень много – 324 000 человек, если считать в людях. Огромное количество квадратных метров. Ваша оценка – все регионы у нас справляются с этой задачей, или это все-таки ситуация как всегда не очень ровная? Олег Рурин: Наша оценка основана на том, что удалось достичь очень высоких темпов реализации этих программ. Там почти 3 млн квадратных метров расселения в год в течение 2014 и 2015 годов. В принципе по 2016 году мы идем примерно в том же графике, может быть, чуть-чуть есть небольшое замедление. Но мы исходим из того, что те целевые показатели, которые установлены распоряжением правительства, они нами будут достигнуты. Это 2.8 млн квадратных метров по этому году. Есть около 10-15 регионов с проблемной ситуацией. И предпринимаются дополнительные усилия, чтобы, с одной стороны, оказать им максимальную поддержку, в том числе и за счет выделения дополнительных средств. Но и в ряде случаев применение более строгих мер, позволяющих усилить организационную, административную компоненту в регионах, чтобы все-таки обеспечить ускорение этой программы на завершающем этапе. Светлана Разворотнева: Олег Станиславович, мы видим, что 50 субъектов выполнили программу более чем на 50%. Но у нас остаются еще как минимум 35, которые не выполнили даже на половину. Это как раз из разряда "стакан пуст или полон?". Можно говорить, что в принципе все неплохо, потому что уже 50 приближаются. А можно говорить, что отстающих не так мало. У нас на экране были передовики, те, кто уже закончил эту программу переселения, те, кто закончил в 2016 году планы. Давайте еще разок посмотрим, кто у нас практически всю программу досрочно выполнил. Это республика Ингушетия, но, по-видимому, там не очень много домов. Олег Рурин: Калининградская область, Москва, Санкт-Петербург… Да, это так. Кроме того, есть ряд регионов, которые уже полностью достигли целевых показателей 2016 года: это и Тамбовская область, и Ростовская область. Светлана Разворотнева: Да. У нас как раз уже следующий слайд… Олег Рурин: То есть есть регионы, которые с опережающими темпами реализуют эту программу. Сложная ситуация по республике Тыва. Сохраняется, но постепенно выправляется ситуация по Забайкалью. Проблемная ситуация по Саратовской области, по Дагестану. Сохраняется проблемная ситуация отчасти по Астраханской области. Но еще раз подчеркиваю, что сейчас предпринимаются дополнительные усилия, которые позволяют ускорить темпы реализации программ даже в этих проблемных регионах и выйти на такую траекторию, которая позволит решить поставленную задачу. Светлана Разворотнева: Олег Станиславович, вы называете регионы. Они очень разные. Есть Тыва. Это такой отдаленный у нас, очень экономически слабый регион. А есть Саратовская область, в которой вроде бы на первый взгляд вполне нормальный потенциал, для того чтобы программу выполнить. Вы анализируете развитие этих программ, реализацию программ. Почему все-таки эти программы не выполняются, на ваш взгляд? Денег не хватает, умения не хватает? Или что там не в порядке? Почему эти регионы у нас возникают и не справляются? А у соседей все хорошо. Олег Рурин: Мы считаем, что, конечно, вопрос наличия денежных средств является важным, но не определяющим. Ключевой вопрос – это организация, планирование и управление программой. Пример Ингушетии показывает, что даже регион с невысокими показателями по бюджетной обеспеченности… То есть на самом деле региональный бюджет в республике, как и у многих регионов, проблемный. Тем не менее, республика нашла организационные, управленческие и финансовые возможности обеспечить решение этой задачи даже опережающими темпами. Ошибки прежде всего в планировании, ошибки в том, что делегируются полномочия по решению программы на муниципальный уровень, когда в этих муниципалитетах не обеспечена кадровая составляющая, нет квалификации, позволяющей управлять на должной уровне этой программой, приводят к тому, что такие срывы происходят. Как правило, это на самом деле, если взять какой-то регион, то это буквально 1-2 муниципалитета, которые проваливаются и тянут за собой весь регион. Светлана Разворотнева: А что делать то? Кадрового потенциала у них нет. Не посылать же туда сотрудников Фонда содействия реформированию ЖКХ, чтобы они усилили личным кадровым составом муниципальные органы власти. Олег Рурин: Есть поддержка со стороны субъектов Российской Федерации. Эта практика последние 2 года приобретает все большие масштабы. Чуть больше 10 регионов перешли на управление программой с уровня регионального, прежде всего подкрепляя таким образом самые слабые, самые проблемные регионы. И такая практика дает свои результаты. Например, по Забайкальскому краю с этого года полностью программа с точки зрения управления программой заключения необходимых договоров и контроля за строительством объектов перешла на региональный уровень, что резко позволило повысить темпы реализации программы. Светлана Разворотнева: Вы знаете, мне сейчас ситуация напоминает анекдот: "А у нас как раз в кустах был рояль". И совершенно случайно у нас на Скайпе есть руководитель Центра общественного контроля Забайкальского края. Мне хотелось бы как раз, разговаривая с ним, понять: все-таки что происходило в республике до… Надо сказать, что действительно Забайкальский край был всегда отстающим. За срыв программы губернатор фактически поплатился своим креслом. И на самом деле насколько с точки зрения общественности сейчас выправляется ситуация? Мы приветствуем Игоря Геннадьевича Орлова. Здравствуйте, Игорь Геннадьевич. Скажите, пожалуйста, насколько я понимаю, все-таки отставание и срыв программы в Забайкальском крае накапливался достаточно долго, о проблемах сигнализировали и контрольные органы, и фонд, и общественность. Что там было не так раньше, как вы оцениваете реализацию программы в предыдущие годы и есть ли какие-то изменения сейчас? Игорь Орлов: Я согласен с Олегом Станиславовичем. Многие проблемы, которые возникали у нас здесь в регионе, происходили из-за низкой квалификации специалистов в муниципальных образованиях. И, с моей точки зрения, если бы сразу изначально были вынесены типовые работы на региональный уровень, многих проблем можно было избежать. Соответственно, сократить время и затраты. Светлана Разворотнева: Скажите, а то качество жилья, которое строилось в Забайкальском крае, оно переселенцев устраивает, на ваш взгляд? Игорь Орлов: В большей части – да. Но есть отдельно взятые объекты, качество которых неудовлетворительное. Светлана Разворотнева: Сейчас новый исполняющий обязанности губернатора в Забайкальском крае. Чувствуется ли, что с приходом нового человека ситуация меняется? Или это настолько сложное, долгое и масштабное дело, что изменений сразу ждать не приходится? Игорь Орлов: Я думаю, надо отдать должное Наталье Николаевне. Она поменяла команду свою. И просто ощущается (можно сказать, физически), что какие-то проблемы, которые до этого были, решаются достаточно быстро. И общественности идет навстречу местная власть. Светлана Разворотнева: Спасибо, Игорь Геннадьевич. Мы надеемся, что все-таки и в Забайкальском крае, и в других отстающих регионах ситуация будет потихоньку выправляться. Но насколько все люди, живущие сейчас в старом ветхом аварийном жилье, будут удовлетворены – это большой вопрос. Нам, кстати, начинают поступать СМС-ки. Давайте мы попытаемся ответить на некоторые из них. "Нашему бараку 118 лет. Но мы не попали в эту программу. Нас признали в 2015 году ветхим жильем и сказали, что получим новое после 2017 года, если будет продолжена программа". Как раз у нас сообщение тоже из Забайкальского края. Олег Станиславович, конечно, есть ли на ваш взгляд эта проблема, что далеко не все жилье, которое заслуживает быть признано аварийным, и как быть тем людям, которые не попали в эти заветные списки до 2012 года? Наш прогноз показывает, что темпы признания жилья аварийным будут в ближайшие годы нарастать. Примерно на 5% в год Олег Рурин: Да, действительно, проблема оценки состояния домов есть. Есть решения, не устраивающие жителей как в ту, так и в другую сторону. То есть не признают дом, который давно уже надо было признать, и наоборот: признают тот, который жители готовы своими усилиями привести в нормативное состояние, что тоже вызывает определенную негативную реакцию. Необходимо добиваться. Если вы считаете, что ваш дом находится в ненадлежащем состоянии, есть 47-е постановление правительства, которое определяет процедуру и порядок признания домов аварийными. Надо обратиться с соответствующим заявлением в местные органы власти и должна быть сформирована комиссия, которая должна оценить состояние дома. И в том случае, если есть признаки таких нарушений, которые влияют на безопасность проживания в таком доме, принять решение о признании такого дома аварийным. К сожалению, действительно дома, которые сейчас признаются аварийными, они не могут войти в действующую программу фонда, потому что для наших текущих программ установлено граничное условие, а именно признание дома аварийным до 1 января 2012 года. Однако проблему аварийности домов невозможно один раз решить и закрыть. Дома признаются аварийными ежегодно. Мы сформировали и ведем сейчас реестр аварийных домов, которые признаны аварийными и после 1 января 2012 года. Таких домов уже около 8 млн квадратных метров. И, соответственно, наш прогноз показывает, что темпы признания жилья аварийным будут в ближайшие годы нарастать, примерно на 5% в год. Соответственно, до 2035 года аварийными могут стать около 100 млн квадратных метров того жилья, которое сейчас по статистике квалифицируется как ветхое. Светлана Разворотнева: И, насколько я понимаю, обязанность по их переселению, если не будет продолжено федеральное финансирование, полностью ляжет на плечи регионов и местных бюджетов. У них есть эти деньги? Олег Рурин: Сейчас по поручению правительства Минстроем России подготовлены поправки в действующее законодательство, которые направлены на создание постоянно действующих механизмов расселения того жилья, которое ежегодно признается аварийным. Вводится понятие региональных программ, устанавливаются определенные критерии, условия переселения жителей, в том числе и на условиях предоставления жилья в найм. То есть это достаточно большой и емкий механизм, который должен быть в ближайшее время внесен на рассмотрение в Государственную Думу. Светлана Разворотнева: Я надеюсь, мы еще вернемся к вопросу, что же будет после 2017 года. А сейчас у нас есть звонок. У нас Соня из Татарстана. Пожалуйста, мы вас слушаем, если вы на связи. Зритель: Алло, добрый день. Вот такая ситуация. Нашему дому 100 с лишним лет. В 2009 году его признали аварийным. И, несмотря на то, что его признали аварийным, все время был капитальный ремонт. Года 3 мы не платим. Но теперь за текущий почему-то платит, хотя все падает и рушится. Почему? Потому что я живу, но дом наш типа барака. Ремесленник жил в деревянных постройках. А где мы сейчас живем, была прачечная, конюшня и все прочее. Представляете, где мы живем? Но самое интересное. Мы так обрадовались, что признали аварийным. Теперь второй год нас терроризируют. Заставляют брать ипотеку. А ипотеку как берут? 11 квадратных метров берут… Рассчитаться с нами. А за 31 они нам продают. И второе – коммерческий найм. Это вообще страшно. Он сегодня скажет – 30 квадратных метров, завтра скажет – 70. Светлана Разворотнева: Соня, спасибо, мы поняли вопрос. У нас, к сожалению, не очень много времени. Итак, закон, который регулирует деятельность фонда, говорит о том, что если квартира признана аварийной до 2012 года и должна быть переселена, в том числе за средства фонда, значит человеку либо предлагают квартиру, причем, количество квадратных метров должно совпадать с тем, которые он занимает, не меньше, либо предлагают ему выкупить ему квартиру по той цене, которую определяют местные органы власти. Я ничего не путаю? Олег Рурин: Не совсем. Светлана Разворотнева: Просто с Татарстаном эта ситуация с социальной ипотекой немножко нетипична, она не совсем укладывается в действие закона. Олег Рурин: Почему? Она укладывается в действие закона. Ситуация переселения по правилу "метр в метр" в соответствии с жилищным кодексом действует для нанимателей жилья, то есть для тех, кто проживает на условиях социального найма. Для собственников есть отдельная норма жилищного кодекса – 32 статья, которая говорит о возможности выкупа этого жилья по стоимости, которая подлежит оценке. Здесь есть достаточно сложный экономический вопрос: а сколько стоит то жилье, которое завтра будет снесено и состояние которого с точки зрения износа 70 и более процентов? Насколько правомерно оценивать его так же, как и новое жилье? С этим и связан вопрос, который задает слушательница из Татарстана. В Татарстане просто подошли к этому вопросу очень продуманно. И та сумма, которая предлагается к выкупу, установлена действительно на региональном уровне, но она может обжаловаться вами. И такие прецеденты есть. Но, опять же, опыт Татарстана показывает, что в ряде случаев суды выносят решение о том, что выкупная цена должна составлять даже меньший размер, чем тот, который изначально предлагался представителями муниципалитета. Светлана Разворотнева: То есть все-таки здесь довольно много зависит от региона, от его позиции, от законодательства. И регионы сами решают, как переселять: метр в метр или давать чуть побольше, и каким образом определять выкупную цену. Олег Рурин: Должна действовать правила, установленные жилищным кодексом. Но возможности у регионов предоставить жителям определенные дополнительные льготы и возможности, конечно, есть. Если в регионе есть достаточно средств для того, чтобы это профинансировать, то ряд регионов действительно принимают такие решения. Светлана Разворотнева: У нас, тем не менее, много вопросов. В частности, из Оренбургской области нам пишут: "Линолеум кладут прямо на бетон. Сантехника самая дешевая, комнаты китайские. Ужас, а не жилье". То есть, насколько я понимаю, есть претензии к качеству у людей, которые нам написали из Оренбургской области. А вообще, если взглянуть на ситуацию в стране в целом, насколько такие претензии часто встречаются, насколько качественное жилье вообще строят по этим программам? Олег Рурин: По программам переселения граждан из аварийного жилья, по нашим оценкам, построено порядка 10 тысяч многоквартирных домов. В настоящий момент на контроле по вопросам качества находятся около 700 домов, что составляет менее 1% от того, что в целом было построено. Безусловно, каждый такой случай самым подробным образом разбирается. И при наличии подтверждения того, что действительно там есть проблемы, проводятся восстановительные работы и дом приводится в нормативное состояние. По нашей информации, в течение только текущего года более 800 домов прошли через эту процедуру и жалобы граждан устранены. Проблемы, безусловно, как во всяком сложном строительном процессе и в большой масштабной государственной программе, возникают. Вопрос – как быстро и как четко на эти проблемы мы реагируем, для того чтобы житель остался удовлетворен и проживал в надежном комфортном доме. Светлана Разворотнева: Олег Станиславович, вы знаете, к моему удивлению, есть не только жалобы. Есть и благодарности. Например, из Бурятии из поселка городского типа Селенгинск пишут, что у нас благодаря мэру Прошкину К.Н. переселение идет хорошо. Вы знаете, спасибо большое лично мэру Прошкину. И мы очень рады за Селенгинск. Но, к сожалению, с хорошими новостями к нам обращаются не очень часто. В основном с вопросами, с жалобами. И для тех, кому я не успею сегодня ответить и тем, кто обращается ко мне лично, я обещаю: во-первых, вопросы, не связанные с темой переселения, мы обязательно рассмотрим в следующей передаче. Мы будем сейчас их собирать и по мере возможности отвечать. А если все-таки будете оставлять свои координаты, то мы ответим вам гораздо быстрее. Те, ко мне лично обратился из Саратовской области, пожалуйста, позвоните мне завтра. Есть сайт НП "ЖКХ Контроль", есть телефон. И завтра в 10-11 давайте мы обсудим это по телефону. Мы возвращаемся к программе переселения. У нас есть такой вопрос важный из Иркутской области. Он связан с переселением в пределах одного региона из одного муниципалитета в другой. Действительно, бывают разные истории, когда, скажем, человек проживает в каком-то поселочке, скажем, зоне БАМа, там может быть уже плохо с работой, там не очень благоприятный климат. Когда-то люди туда приезжали на большую стройку, стройка закончилась. Они все востребованы. И есть ли смысл строить именно в этом муниципалитете? Или, может быть, лучше переселить людей туда, где есть работа, где есть учебные заведения, где есть перспектива? И насколько сейчас это возможно сделать – по фондовским программам, по каким-то другим? Олег Рурин: По программам фонда такая возможность есть. Она напрямую указана в 185 федеральном законе, который регулирует деятельность фонда. В пределах субъекта федерации в том случае, если житель выразил свое согласие, возможно переселение в другое муниципальное образование. Такие примеры есть. Например, в Челябинской области многие жители были из небольших городков переселены непосредственно в город Челябинск. Еще на самом деле ряд регионов активно используют эту возможность, а жители достаточно активно тоже соглашаются с такой возможностью переселения. При этом возможность переселения в другой регион напрямую законом о фонде не предусмотрена. Но с учетом того, что есть достаточно большой набор способов переселения, в том числе и через выкуп жилья, то, соответственно, пройдя по такому способу, получив выкупную стоимость за изымаемое жилье, соответственно, у жителя есть возможность уже самостоятельно принять решение, в какой регион переехать, где приобрести жилье. Так что технически такая возможность существует. Светлана Разворотнева: И, наверное, последний вопрос, на который мы сегодня успеем ответить. Кемеровская область, город Березовский: "Обратились в администрацию с заявлением о признании дома аварийным. Нам порекомендовали за свой счет нанять экспертов. Законно ли это?". Коллеги, друзья, не обязательно вам самим проводить экспертизу. Достаточно обратиться с заявлением, в том числе в ГЖИ, в прокуратуру. Они в том числе могут дать заключение. А у нас, как это ни грустно, время передачи заканчивается. Я хотела бы поблагодарить Олега Станиславовича Рурина, заместителя генерального директора Фонда содействия реформированию ЖКХ. Олег Станиславович, не только за то, что вы пришли сегодня на эту передачу, но и за то, что вы делаете вот это большое грандиозное дело. И хочется надеяться, что все-таки после 2017 года не закончится история фонда и переселение не останется без поддержки государства. Я желаю вам тепла и уюта в ваших домах. До новых встреч. Увидимся через 2 недели. С вами была Светлана Разворотнева.