Виталий Млечин: А теперь хорошая новость: россияне смогут бесплатно получить второе образование в области искусства уже со следующего года. Порядок приема, а также перечень вузов и специальностей утвердил председатель Правительства Михаил Мишустин. Ксения Сакурова: В него вошли режиссура театра, кино и телевидения, литературное творчество, художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором, композиция, музыкальная звукорежиссура и звукорежиссура аудиовизуальных искусств. Все профессии, как говорится, все работы хороши, выбирай на вкус. Виталий Млечин: Да, это точно. Как вам такая идея? Пойдете ли учиться снова? Понравилось ли вам что-то из этого списка? Пожалуйста, расскажите нам. 8-800-222-00-14 – телефон прямого эфира. 5445 – короткий номер для ваших SMS-сообщений. Оба номера бесплатны. А с нами на связи Александр Милкус, обозреватель издательского дома «Комсомольская правда», заведующий лабораторией Высшей школы экономики. Александр Борисович, здравствуйте. Ксения Сакурова: Здравствуйте. Александр Милкус: Здравствуйте. Виталий Млечин: Александр Борисович, скажите, пожалуйста, а вот эта идея давно вообще возникла? Потому что мы, по крайней мере, не припомним таких активных обсуждений. Почему вдруг именно в этой сфере? Александр Милкус: Слушайте, у нас же… Ну давайте вспомним. Чехов – врач. Горин – врач. Аркадий Арканов – врач. У нас много выдающихся литераторов, поэтов, художников получили первую специальность, не относящуюся к сфере культуры. Поэтому, в принципе, вполне логичное такое решение. И вполне логично, что оно бесплатное. Я не уверен, что кто-то пойдет получать и стройные ряды дирижеров пополнит, допустим, человек с профессией инженерной. Но, конечно, получать профессию в сфере культуры дополнительную для расширения своего кругозора – это правильно. На мой взгляд, такое решение очень сильно опоздало или устарело, потому что мне кажется, что список должен быть немножко другой, ну, более расширенный, я бы так сказал, потому что современные требования, современная жизнь несет несколько другую нагрузку, должна быть другая необходимость. Даже инженеры, врачи и вообще представители других специальностей – они нуждаются в получении медиаобразования. Виталий Млечин: Так, а это что такое? Александр Милкус: Я сейчас очень серьезно этим занимаюсь, занимаюсь вместе с Департаментом образования Москвы. В десятом классе открыли в 66 московских школах предпрофессиональные классы по медиакоммуникациям. Но этого абсолютно недостаточно, потому что многим людям по своей профессии сейчас нужно научиться коммуницировать: коммуницировать с другими людьми, коммуницировать в Интернете, в соцсетях. Ну, у меня есть хороший знакомый, врач, великий хирург, известный профессор, входит во множество международных ассоциаций урологов и так далее. Он открыл недавно свои соцсети, он открыл свой сайт, потому что нужно обмениваться материалами с коллегами, нужно показывать операции, нужно повышать свою квалификацию вот таким образом. И это требуется для многих специальностей. Сейчас очень большая потребность в том, чтобы научиться разговаривать с родителями учителям, школам, вузам. Это специальность, которая… Ну, это то, что называется «мягкие навыки». Вот этого не хватает. Я думаю, что спрос на дирижеров или режиссеров вряд ли будет большим. Ксения Сакурова: Вот об этом и хотела спросить. Ведь что интересно? Как вы говорите, для общего кругозора, для души, понятно, можно стать и пойти поучиться на писателя, на кого угодно. Но ведь за это же государство платит. То есть вроде бы как получается, что у нас есть некий социальный заказ. Что, у нас не хватает писателей? У нас не хватает режиссеров кино и телевидения? У нас не хватает руководителей симфонических оркестров? Почему именно вот эти специальности решено было профинансировать? Александр Милкус: Я думаю, потому что на них не очень большой спрос будет. Виталий Млечин: Ха-ха! Ксения Сакурова: То есть много денег тратить не придется? Александр Милкус: Много денег тратить не придется. Но те люди, которые хотят, они могут поступать. Ну, мы с вами знаем… Вы же тоже медийные люди, телевизионные, вы прекрасно знаете, сколько открылось сейчас коммерческих школ вокруг того же центра Останкино, да? Они даже сейчас друг с другом ссорятся за бренд, за название. Куча всяких частных вузов, которые занимаются всякими культурными проектами. В принципе, может быть, и хорошо, когда обучение проходит на базе Гнесинки, ВГИКа, Щукинского училища и тому подобное. Ну, это для тех людей, которые поняли уже, что они первую специальность выбрали – не совсем то, что они хотят. Ну, есть Андрей Соколов, известный артист, он по первой специальности, насколько я помню, авиационный инженер. А сейчас он много играет и в кино, и в театре был в основном составе «Ленкома». Ну, примерно для таких ребят, специалистов, для людей, которые… Да и недавний космонавт, Юлия Пересильд, она же первое образование получала в Пскове педагогическое, филологическое, а потом поступила в театральный вуз. Я так понимаю, что это для тех людей, которые все-таки определились с тем, что их специальность, их дальнейшая судьба связана с творчеством. Я же говорю о том, что такие мягкие навыки, как умение общаться, умение обработать фотографию, видео, понимание безопасности в Интернете, понимание особенностей работы в социальных сетях, – вот эти навыки сегодня нужны любому современному человеку, где бы он ни работал. Виталий Млечин: Так может, тогда лучше в школе этому обучать, раз уже это всем нужно? Александр Милкус: В школе начали обучать очень серьезно. Я уже сказал про проект медиаклассов в московских школах. Медиаклассы открываются в других школах по стране: Владивосток, Гусь-Хрустальный, Иваново, Череповец, Чебоксары. Мы со многими школами такими контактируем. Но мне кажется, что не хватает образования для тех, кто преподает в таких классах. Вот для них хорошо бы сделать. И, наверное, это нужно бесплатно делать тоже, потому что мы живем в совсем другой век коммуникаций, и вот это нам очень нужно. Я в этом уверен. В частности, и безопасность, и понимание авторского права, и понимание, что такое частная жизнь, закон о персональных данных – это все очень важные элементы современного образования, кто бы его ни получал: в Бауманке, в МАИ, на физфаке МГУ или в другом вузе. Ксения Сакурова: А еще, вы знаете, мне кажется, что люди, склонные к творчеству, на самом деле им и помогать-то не нужно, они все равно найдут возможность делать то, что им нравится, найдут возможность этим заниматься, этому поучиться. Тем более что сейчас масса вариантов, кроме того, чтобы получать именно второе высшее образование. Или это не так? Александр Милкус: Ксения, тут точно могу поспорить. Потому что хорошо, когда это все настраивает специалист-профессионал, это не самодеятельность, а это действительно людям помогает развиваться, поучиться в крутом вузе с хорошими традициями. Это всегда важно. И неважно, в каком возрасте. Я совершенно точно думаю, что на такие специальности могут пойти люди и старшего возраста – то, что называют сейчас «серебряным веком»… Простите, не «серебряный век», это про поэзию. Ксения Сакурова: «Серебряного возраста». Александр Милкус: «Серебряного возраста», да. Ну, двери открылись. Но мне бы хотелось, чтобы они были пошире и новые специальности были там тоже в списке. Ксения Сакурова: А вообще в таком возрасте, как вы говорите, например, человек полжизни проработал инженером, можно ли, скажем так, переквалифицироваться в творческую профессию после того, как ты до этого был вообще где-то в другой сфере? Понятно, когда актер идет учиться на режиссера. Понятно, когда музыкант идет учиться на дирижера. Это определенное развитие своих компетенций. Но если инженер идет учиться на поэта – ну, есть вопросы. А особенно когда это уже во второй половине жизни, например, происходит. Александр Милкус: Слушайте, во-первых, мы знаем очень много историй, когда люди вынуждены были свои творческие таланты как-то забросить и пойти работать по той специальности, которая приносит деньги, и приносит деньги сейчас. Это нужно было для семьи. Ну, допустим, не инженерные специальности. Многие, я знаю, ушли в бухгалтерию, при этом прекрасно рисуют, прекрасно могут себя реализовать, поют и так далее, и так далее. Почему бы им эти таланты не проявить, тем более поучиться? Я знаю, что сейчас, по крайней мере в Москве, в крупных городах, очень большой спрос на обучение художественному творчеству, рисованию у людей 40–50+. Что мешает им прийти в эти вузы и получить дополнительное образование и получать удовольствие от того, что они делают? У меня куча знакомых, которые сейчас взяли мольберты в руки, взяли холсты и делают замечательные картины. Мало того, частично даже эти картины продаются, то есть пользуются спросом. Слава богу, что люди могут себя проявить. Я очень жалею, что… У меня недавно, несколько лет назад жена увлеклась, стала рисовать картины. Сейчас она очень загружена на работе. И я жалею, что она перестала заниматься художественным творчеством. Я бы очень хотел, чтобы она продолжила в этом направлении. Виталий Млечин: Очень здорово, когда люди получают удовольствие, а еще и получается на этом и заработать. Спасибо вам большое. Ксения Сакурова: Спасибо большое. Виталий Млечин: Александр Милкус, обозреватель издательского дома «Комсомольская правда», заведующий лабораторией Высшей школы экономики. И еще один наш собеседник – Виталий Калинин, доцент ВГИКа, федеральный эксперт в области профессионального образования. Здравствуйте. Слышите ли вы нас? Виталий Калинин: Да, здравствуйте. Да, слышу. Ксения Сакурова: Здравствуйте. Виталий Млечин: По телефону. К сожалению, мы вас сейчас не сможем увидеть. Но главное, что мы вас слышим. Виталий Серафимович, скажите, пожалуйста… Я вот немного в тупике. У нас сейчас большое количество сообщений, где люди пишут: «Вот вы сейчас сделаете второе образование бесплатным. А вы сначала сделайте первое платным». Ксения Сакурова: Бесплатным. Виталий Млечин: Первое – бесплатным. Да, совершенно верно. Виталий Калинин: Да-да-да. Виталий Млечин: Совсем нехорошо получилось бы. У нас же первое образование вроде бы как бесплатное все-таки. Почему вот такое количество людей об этом не знают или считают, что это не так? Как вы думаете? Виталий Калинин: Ну, это оттого, что количество, наверное… Я предполагаю. У нас, конечно, первое образование несколько ограниченное, я бы так сказал, бюджетом. Но, в принципе, этот бюджет рассчитан, и платит за это государство, и он рассчитан на то количество специалистов, которые нужны индустрии, включая в том числе и нашу, скажу, кино-, телевизионную, медийную индустрию. Поэтому, в принципе, у нас высшее образование для людей, которые получили наивысшие баллы по квоте, установленной государством, оно бесплатное. Но параллельно у нас есть и платное образование. Пожалуйста, любой человек, у него всегда есть выбор: или он показывает выдающиеся результаты и поступает на бесплатное, на бюджетное (я бы не сказал «бесплатное», потому что платит государство), или платит сам, или берет кредит в банке, то есть рискует сам. Мне кажется, что это нормальная система. Ксения Сакурова: Виталий Серафимович, очень много сообщений от людей, которые говорят: «Мечтаю стать дирижером под старость лет!» Или: «Хотел бы получить образование режиссера для души». В моем понимании это называется «хобби». Почему за это должно платить государство? И вообще можно ли научить и сделать хорошего режиссера из человека, который, например, всю жизнь работал сварщиком? Виталий Калинин: Нет, тут я согласен с вами абсолютно, потому что люди, которые думают, что высшее образование, особенно творческое, – это сладость, пряники и вообще всякие разные пирожки с булочками, они глубоко ошибаются. Пожалуйста, в Интернете есть навалом всяких разных курсов для хобби, кинокурсов. Чего там только нет! Пожалуйста, для хобби занимайтесь. А здесь речь идет о том, чтобы, скажем… Если конкретно про наши творческие вузы, то речь шла о том, что у нас практически вымылись взрослые люди из этой профессии. Поэтому когда сегодня говорят о том, что у нас нет толковых сценаристов, нет толковых режиссеров, ну, в основном сценаристов, безусловно, то, конечно, это проблема. Ну, школьник еще 5 лет проучится – ему будет 21 год. А сегодня формируется взрослый человек с 27. И практика такая была в Советском Союзе. Скажем, я учился уже… Кстати, у меня было второе высшее. Первое я еще при Брежневе получал, а второе – при Горбачеве. Так вот, штука заключалась в том, что при Брежневе и при Хрущеве, кстати, нужно было иметь трехлетний стаж для того, чтобы поступать в творческие вузы. Тарковский, например… Ну, это было, правда, уже практически в ранние хрущевские времена. И Тарковский, и Шукшин – они доказывали, приносили справки, где они работали. Неработающий молодой человек из школы – это исключение. Я в первый институт попал, так сказать, по исключению, едва-едва попав. Виталий Млечин: Виталий Серафимович, меньше минутки у нас осталось, я прошу прощения. Скажите, пожалуйста, насколько велика роль образования в этой сфере? Ну, все-таки это же не горшки, условно говоря, делать. Это же творческие профессии. Может быть… Ксения Сакурова: Талант должен быть. Виталий Млечин: Да. Может быть, вообще переоценено немножко образование здесь? Виталий Калинин: Талант? Нет, безусловно, я с вами согласен. Штука в том, что на этот талант… Без таланта вообще нет никакого смысла разговаривать. Но на этот талант надо наложить опыт жизненный и надо наложить то, что называется «подточить талант под индустрию». А это могут делать только институты. Виталий Млечин: То есть все-таки образование важно и в этой сфере тоже? Виталий Калинин: Обязательно, конечно, обязательно! Виталий Млечин: Спасибо, спасибо вам большое. Ксения Сакурова: Спасибо большое. Виталий Млечин: Виталий Калинин, доцент ВГИК, федеральный эксперт в области профессионального образования, был с нами на прямой связи. Что пишут? Ксения Сакурова: Наш зритель из Воронежской области считает, что на поэта учиться бесполезно, «это божий дар». И вот отличное сообщение из Новгородской области: «Интересно было бы узнать о том, что актер пошел учиться на сварщика». Ну, я думаю, что такие примеры тоже бывают. Виталий Млечин: Мне кажется, актеры постоянно на кого-то учатся, чтобы лучше вжиться в роль. Мне кажется, это часть профессии. Сейчас прервемся, а после новостей будем говорить о коронавирусе. Пожалуйста, никуда не уходите, оставайтесь с нами.