Вы к нам из тени, а мы вам - кредиты!

Гости
Станислав Ивашкевич
генеральный Директор «Ivashkevich Hospitality»
Дмитрий Горин
председатель Совета директоров туристической компании

Иван Князев: Ну а сейчас вот о чем. Новый поворот, новый этап, можно так сказать, в развитии туризма в нашей стране. Речь, конечно, о стремительно развивающемся внутреннем туризме, процесс «оцивилизовывания», наверное, скажем так, о новых стандартах, которые должны позволить развиваться ему еще лучше. Тут премьер-министр Мишустин поручил разработать требования к гостевым домам и квартирам, чтобы те уже перестали наконец прятаться от налоговой, а могли открыто развивать свой бизнес.

Оксана Галькевич: Сидеть в кустах вместе с роялем просто.

Иван Князев: Да.

Оксана Галькевич: На самом деле, друзья, речь-то о том, что скоро у нас что? Не Новый год, у нас скоро отпуск, ну отпускной какой-то период, скоро какие-то каникулы...

Иван Князев: Потеплеет, да.

Оксана Галькевич: ...так или иначе все куда-то едут, куда-то собираются, за границей там все не совсем понятно в этом году, поэтому поговорим о развитии туристического бизнеса внутри страны. И здесь шаг навстречу друг другу должен быть, наверное, взаимным: частники с гостевыми домами, они легализуются, а власти, как власти предполагают, готовы позаботиться о том, чтобы такие предприниматели могли пользоваться всеми цивилизованными услугами для развития своего дела. Речь о различных мерах поддержки от государства, о грантах, о кредитовании и так далее, и так далее, и так далее.

Руководство Крыма уже с Ростуризмом готовят поправки в федеральный закон, но, конечно, разговор не только о Крыме, разговор и о других регионах, потому что у нас много замечательных точек на карте нашей страны, где интересно было бы побывать мне, например Алтай, Хакасия, Карелия, Байкал, я там была, но там всем рекомендую обязательно побывать когда-то.

Иван Князев: Ага.

Оксана Галькевич: Калининград, кстати.

Иван Князев: Да, Калининград то же самое, туда же попадает. В общем, как и когда...

Оксана Галькевич: Камчатка, Владивосток, ой... Очень много.

Иван Князев: Оксана, не травите душу.

Когда и как новые правила начнут работать? Какие опасения, какие сложности могут здесь возникнуть? Ну и, конечно же, уважаемые телезрители, а позвоните нам, расскажите, вот в вашем регионе куда можно съездить отдохнуть? Наверняка же есть красивые, замечательные места. Ну и заодно, конечно, об инфраструктуре расскажите, где остановиться, куда сходить.

Оксана Галькевич: Да, то есть вы вообще на самом деле как к этому вопросу подходите: вы где-то на каких-то агрегаторах находите жилье, или, может быть, через знакомых, ну разные, правда, есть ситуации.

Иван Князев: Да, и разные способы.

Оксана Галькевич: Делитесь, в общем, друзья и рассказывайте, чего вам в этой сфере именно не хватает. А мы подключаем экспертов, приглашаем к нам в эфир вице-президента Ассоциации туроператоров России Дмитрия Горина. Дмитрий Львович, здравствуйте.

Иван Князев: Здравствуйте.

Дмитрий Горин: Здравствуйте.

Оксана Галькевич: Дмитрий Львович, скажите, пожалуйста, а вот гостевые дома и так называемые апартаменты, я вспоминаю, вот на Booking.com они так обозначены, – это вообще насколько серьезная, так скажем, часть вот этого бизнеса по размещению туристов в нашей стране?

Дмитрий Горин: Это очень большая часть объектов размещения, и, к сожалению, она находится зачастую в «серой» зоне. И нас очень порадовали решения, которые были озвучены правительством, о легализации этого бизнеса. То, что вы как раз, Оксана, сказали о новостях из Крыма, наверное, это действительно закон о туристическом жилье должен быть. В этом году переписывается фактически закон об основах туристской деятельности.

Какие есть проблемы с этим видом размещения? Ну, это вопросы безопасности, вопросы опять-таки налоговые. И в этой ситуации пока гостевой сектор находится в такой «серой» зоне, невозможно действительно получить ни гранты, ни субсидии. Ведь мы уже живем в преддверии реализации национального проекта по туризму, и в нем основной вопрос уделяется как раз инфраструктуре. Мы прошли уже классификацию гостиниц и ранее прошли гостиницы классификацию размером не больше 50 номеров, сейчас это уже касается малых объектов размещения, как раз мини-гостиниц, в которых 15 и менее номеров.

Административная ответственность для этих объектов, не прошедших классификацию, наступит с 1 января 2022 года, еще есть время узаконить свою деятельность. И мне кажется, и туркомпании с учетом дефицита туристических объектов будут тоже использовать малые объекты размещения.

Оксана Галькевич: Дмитрий Львович, вы знаете, я хотела спросить. Вот вы говорите, что в «серой» зоне значительная часть этих объектов размещения. В «серой» зоне – это как? Ну потому что просто я достаточно много в том числе по стране езжу, в первую очередь даже по стране, я бронирую все это через агрегаторов, и мне, честно говоря, в голову уже не придет приехать на место, и это что, вот это вот объявление на заборе или на столбе, вот это в «серой» зоне, да?

Иван Князев: Ну да, по знакомым, по объявлениям искать.

Дмитрий Горин: Оксана, я считаю, что гостиницы или, неважно, хостел, парк-отель, мини-отель, если они не прошли классификацию, вы попадаете в зону опасности, потому что были и трагедии, когда гибли люди, были пожары, когда действительно это заканчивалось очень-очень плохо. В этой ситуации должны быть стандарты, должна быть прозрачность этих объектов. Мы не должны переводить деньги на карту такому горе-предпринимателю, потому что в этой ситуации этот объект не платит никаких налогов.

И конечно, даже при эпидемии мы знаем, что если гостиницы, даже малые гостиницы выполняли требования Роспотребнадзора, в этих объектах вам никто не гарантирует эпидемиологическую безопасность, это, в общем-то, страх и риск. И только мы об этих ситуациях узнаем, когда действительно происходят уже печальные случаи. И с точки зрения, неважно, какой ресурс, если это агрегатор в интернете, сейчас можно сдать и квартиру фактически как туристический объект, но это все-таки сдача в краткосрочную аренду, это не туристическое жилье.

Иван Князев: Ну вот, вот в этом-то и уточнение. Они, ну я не знаю, какую-то там экспертизу не экспертизу, какие-то документы предоставляют, когда говорят, что «вот я сдам гостевой дом», когда регистрируются на том же Booking.com, там еще другие есть порталы, где можно снять жилье? Или это просто я как частное лицо зашел, ввел имя и фамилию и все, сделал фотографию, пожалуйста, приезжайте?

Дмитрий Горин: Да, вы можете, заплатив 25–30% комиссии Booking.com, свою квартиру начать сдавать именно через эти популярные ресурсы. Вам будут каким-то способом оплачивать, потому что те опросы, которые мы проводили, как правило, это все-таки происходит либо наличный расчет без пробития кассового чека, или перевод на карточку Сбербанка как физическому лицу. Даже если с вами что-то случится, потом вы, наверное, будете в юрисдикции Нидерландов, так как это западный ресурс по бронированию таких объектов, в том числе размещения, решать эти вопросы в суде не в России, а там именно в претензионном порядке. Гораздо проще выйти все-таки из тени, ведь это хорошо для развития как раз малого бизнеса, микробизнеса предпринимательского.

И ведь есть много положительных примеров, когда делаются крупные дома... Например, вот если вы поедете путешествовать, мы очень надеемся (и хотел поздравить всех наших девушек, женщин с праздником 8 Марта), на праздники, например, в Клест, и вы увидите прекрасные мини-объекты, когда вы находитесь фактически в частном доме, но этот частный дом уже классифицирован и вам будет комфортно, безопасно, вкусно, уютно проводить время в таких новых гостиницах, которых становится все больше и больше. Мы, кстати, ждем от государства и поддержки в том числе на строительство новых объектов. Пока это касается только крупных гостиниц. Хорошие новости совсем недавно пришли, что можно будет получать кредиты на гостиницы, на ремонт гостиниц с номерным фондом от 120 комнат. Но это, конечно, не про малый бизнес.

Оксана Галькевич: А на строительство кредит, вы говорите, на крупные только объекты от скольких номеров? Потому что ну вот именно, мне кажется, такого среднего и малого формата не хватает, если говорить вообще, в принципе о протяженности страны. Крупные объекты, они в таких вот явно популярных туристических местах необходимы.

Дмитрий Горин: Оксана, нам не хватает всех объектов...

Оксана Галькевич: Всего, да?

Дмитрий Горин: ...потому что, по оценкам Ростуризма, только 20% в России соответствуют мировому качеству гостиничных стандартов, а 80% уже морально устарели, нужны ремонт и реновация старых гостиниц, на это дается как раз возможность получить на 15 лет кредит под 3% годовых. Но, к сожалению, это большие гостиницы на 5 тысяч квадратных метров метражом и с номерами не менее 120. Но, наверное, есть программы грантов от 3 миллионов, Ростуризм 400 инициатив в этом году профинансировал, это как раз развитие инфраструктуры и сервисов, которые связаны в том числе с малым бизнесом.

И если уж говорить о малом бизнесе, то сейчас МСП выделяют в том числе и кредиты на зарплату, так как сейчас многим сложно еще восстановиться, наверное, только к 2022 году внутренний туризм вернется к нормальным цифрам. Ведь прошлый год мы закончили -40% падением, и без господдержки, конечно, ничего не получится, но нацпроект в этом нам поможет.

Иван Князев: Вот что пишут нам наши телезрители. «Отдыхали в Анапе в гостевом доме в 2018 году. Все очень понравилось, цены были приемлемые, и питание при этой гостинице было вкусное». Уважаемые телезрители, звоните, рассказывайте, где вы отдыхали и когда, где останавливались и какой сервис там у вас был.

Ну а сейчас я вот предлагаю посмотреть, как работает один такой вот гостевой дом в Алтайском крае. Какие у него есть проблемы? Чем, может быть, может похвастаться?

Оксана Галькевич: Дмитрий Львович, вместе с вами и потом вернемся к обсуждению.

Иван Князев: Да.

СЮЖЕТ

Оксана Галькевич: Единственный дом – значит, конкурентов нет.

Иван Князев: Такой вот семейный бизнес фактически получается.

Оксана Галькевич: Ну, кстати говоря, да, это ведь то, о чем мы с вами говорим, вот это туристическое жилье – это зачастую семейный бизнес, Дмитрий Львович, ведь это так?

Дмитрий Горин: Да. И вы знаете, здесь на самом деле очень легко все-таки, не перегружая в том числе финансовыми какими-то избыточными требованиями, зарегистрировать либо ИП, либо стать самозанятым, там налоги минимальные, от 4 до 6%. Но в этой ситуации можно будет рассчитывать уже на больший объем поддержки, ведь вот как раз было сказано о грантах, которые получает этот гостевой дом.

И ведь действительно кто-то... Например, если мы будем развивать экотуризм или сельскохозяйственный туризм, это, как правило, частный дом, где туристы хотят поработать на ферме, попробовать продукты питания, которые производятся на этой ферме, это же тоже очень интересно. И я думаю, что вот то, что правительство все-таки очень поступательно, системно, аккуратно идет именно на легализацию этого бизнеса... Ведь что может произойти в этом конкретном случае? Могут возникнуть вопросы у налоговых, проверяющих органов или у Роспотребнадзора...

Оксана Галькевич: Да. Дмитрий Львович, вопросы, конечно, могут возникнуть, но обратите внимание, вот хозяйка этого бизнеса в этом сюжете ни разу не сказала: «Вот мне бы еще кредит, знаете, я бы тут вот это, вот это, вот это», – все потихоньку в какой-то кооперации (ну, возможно, там такая хорошая ситуация просто), но справляются. А вот про высокие комиссии за банковские операции она сказала, про высокие коммунальные платежи она сказала. Так что есть более реальная помощь для развития бизнеса все-таки, снижение вот этой эквайринговой комиссии, снижение там каких-то, может быть, платежей коммунальных или выдача кредитов?

Дмитрий Горин: Вы знаете, здесь же такой пример. Эквайринг, например, сетевые объединения гостевых домов платят гораздо меньше, 1–1,5%, и, наверное, просто необходимо вступать в ассоциации, и я думаю, что система как раз привлечения клиентов будет гораздо более эффективной, ведь как раз многие хотят попробовать домашнюю кухню русскую, в Белокурихе она прекрасна, как и в других регионах.

И я бы здесь не впадал в такие крайности, что «не мешайте нам, у нас и так все хорошо». Жизнь меняется, и ведь те же налоги и платежи проводят легальные гостиницы, в каких-то регионах еще к тому же есть курортный сбор, который они платят, а частные дома не платят, здесь есть все-таки неравные условия. Никто не хочет придумывать какие-то препоны развитию вот такого малого предпринимательства...

Иван Князев: Различные сложности, да, лишние.

Оксана Галькевич: Да.

Иван Князев: Людмила из Ставропольского края у нас сейчас на связи. Людмила, здравствуйте.

Оксана Галькевич: Здравствуйте, Людмила.

Зритель: Да-да-да, добрый день.

Оксана Галькевич: Добрый.

Зритель: Вот у меня совершенно иное мнение. Никто не контролирует этот бизнес. Вот я живу в многоквартирном доме, у нас сдают посуточно отдыхающим, никто этими... Во-первых, знает каждый домком, в каком доме сколько сдается квартир посуточно, санатории пустые. Люди, которые свой бизнес строили, такие гостиницы у нас шикарные, такое все, но живут в частных квартирах.

Вот подо мной живут в квартире, сдают ее, они ни налог не платят, ничего, это все нелегально. Вот в новогодние праздники приезжали из Краснодара, с Москвы, даже издалека приезжали, 3 дня, 4 дня, 2 дня живут. Никакого налога, никто контроль не ведет, а все это легко сделать, каждый старший по подъезду знает, какая квартира сдается...

Иван Князев: Да. Людмила, а можно вам вопрос, точнее два вопроса?

Зритель: Да-да, можно.

Иван Князев: Как вы думаете, почему они не останавливаются в санаториях, а живут в частных квартирах? А второй вопрос: вас раздражают, что ли, такие вот соседи?

Зритель: Нет, не раздражает меня это, но немного и раздражает, да. А с другой стороны, мне знаете, что обидно? – что люди строили свой бизнес, бизнес, вкладывали деньги, благоустраивали. А приезжают сюда знаете почему? – потому что в разгар пандемии было закрыто, а здесь всех принимали, кто хотел, тот и ехал.

Иван Князев: Ну и подешевле же, наверное, принимали-то?

Зритель: Ну я не знаю, почем они сдают. Но во всяком случае я слышала так, что 3 тысячи в сутки стоит квартира двухкомнатная. Но дело все в том, что это легко навести порядок, просто никто этим не хочет заниматься, никто не хочет, а это можно сделать, потому что люди страдают, санатории полупустые, а сдается в каждом доме по 5–6 квартир.

Оксана Галькевич: Понятно, да.

Иван Князев: Да, Людмила, понятно.

Оксана Галькевич: Спасибо. Но это все-таки для разных категорий туристов, Дмитрий Львович, по разным кошелькам.

Дмитрий Горин: Да. Ну и не надо забывать, что есть уже поправки в законодательство как раз о сдаче и образованию мини-отелей, хостелов в жилом фонде, однозначно это нужно регистрировать, переводить в нежилой фонд, договариваться с жильцами. Ведь Людмила совершенно правильно сказала, когда в период пандемии санатории и отели были закрыты, в нарушение всех норм такие «серые» объекты продолжали свою работу. Здесь, вы знаете, тоже очень, например, грань такая тонкая: если в Санкт-Петербурге закрыть мини-гостиницы, город просто не справится с тем туристическим спросом, который есть у Санкт-Петербурга. Очень много разных городов, сейчас развивается Калининград и малые города...

Иван Князев: Все гостиницы под завязку, конечно же, в сезон.

Дмитрий Горин: Выход из «серой» зоны – это основное.

Иван Князев: Да, спасибо вам большое.

Оксана Галькевич: Спасибо.

Иван Князев: Дмитрий Горин, вице-президент Ассоциации туроператоров России, был с нами на связи.

Оксана Галькевич: И у нас сейчас Елена из Краснодарского края, как раз такое туристическое место на карте страны. Елена, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте. Прошу прощения, только не Краснодарский край, а Крым, Севастополь.

Иван Князев: А, ну хорошо, да, спасибо.

Оксана Галькевич: Крым, Севастополь, просим прощения, да, извините.

Зритель: Да. Вы знаете, я хочу также поддержать эту девушку с Алтая, которая говорила о том, что это их семейный бизнес, сколько сил, здоровья, времени всего они тратят на то, чтобы этот бизнес поддержать.

И конечно же, я хочу возразить Дмитрию Горину, который, на мой взгляд, не совсем корректно отзывается о тех, кто работает без классификации. Дело в том, что «серая» зона, на мой взгляд, это несколько другое, это люди, которые совсем не платят налоги, которые также не платят за коммунальные услуги, за свет и воду. Мы на протяжении очень долгого времени занимаемся этим, это наше семейное дело, и платим абсолютно все налоги, абсолютно все коммунальные платежи.

И что я вам хочу сказать? Мы постепенно будем готовы даже пройти эту самую классификацию. Вот в этом году, например, озаботились тем, что поставили необходимую пожарную сигнализацию, потому что в приоритете для нас, конечно, безопасный отдых наших гостей. И не совсем согласна я еще также с его заявлениями по поводу санобработки. Вы знаете, чтобы такие громкие заявления делать, нужно, наверное, приехать к нам в гости. Я буду очень рада, если он приедет лично ко мне и посмотрит.

Оксана Галькевич: Елена, ну вы на самом деле... Я понимаю, может быть, вас задели слова нашего эксперта, но вы это все примерили на себя. С другой стороны, хорошо, вот вы платите налоги, вы заботитесь о безопасности ваших постояльцев и так далее, и так далее, и так далее. Вы относитесь к этому как к бизнесу, как в своей работе. Но вы наверняка знаете и другой подход среди тех людей, которые сдают свое жилье, в Крыму, кстати, это очень распространено, и не особо заботятся ни о первом, ни о втором, ни о третьем.

Зритель: Абсолютно с вами согласна.

Оксана Галькевич: Вот.

Зритель: Но в основной своей массе те коллеги, с которыми я общаюсь, в частности «Союз гостеприимства» Крыма и Севастополя, я также вхожу в эту ассоциацию, очень большое внимание и очень много времени уделяют именно подготовке к сезону, именно подготовке отелей в плане проведения всевозможных семинаров, занятий дополнительных. И очень большое внимание уделяется именно безопасности.

Иван Князев: Ну то есть готовитесь к сезону основательно.

Оксана Галькевич: Спасибо.

Иван Князев: Да, Елена, спасибо. Кстати, ваши опасения мы сейчас переадресуем еще одному эксперту Станиславу Ивашкевичу, генеральному директору Ivashkevich Hospitality. Станислав Геннадьевич, здравствуйте.

Оксана Галькевич: Здравствуйте.

Станислав Ивашкевич: Здравствуйте.

Иван Князев: Вот то, что говорила наша телезрительница, то, что мы еще до этого обсуждали, ну смотрите, там же ведь вопрос не только в безопасности и санобработке для вот этих вот таких, прямо скажем, необходимых предприятий в сфере туризма, там же, наверное, целый пакет документов нужно какой-то пройти, проверки и тому подобное, чтобы выйти на рынок. Вот в связи с тем, что вот сейчас этот новый закон разрабатывается, этот пакет документов будет меньше, чем для каких-то больших, глобальных отелей, сетей и тому подобное, для частников?

Станислав Ивашкевич: Иван, знаете, я с вами соглашусь, и здесь как раз я поддержу Галину, потому что то, о чем говорила Елена, – это частный случай. Они большущие молодцы, что они соблюдают все санитарные нормы, они вовремя убирают номера, у них есть дымовые датчики, наверное, какая-то противопожарная система. Но, знаете, я представитель большого бизнеса, мы строим большие отели, 150–200 номеров, сетевые, и у нас параноидальное отношение к санитарным нормам, к противопожарным нормам, у нас негорючий ковролин, у нас негорючие шторы и так далее.

Инвестиции, собственно то, о чем говорила Галина, инвестиции на такой объект – это порядка от 10 миллионов долларов. Извините, я говорю в долларах, потому что там очень большой объем импортного, то есть там груды документов. Да, безусловно, количество документов, которые нам необходимо сдать, перед тем как мы начинаем селить первого гостя, – это большие пачки, они относятся к паспорту безопасности, они относятся, собственно, к большому количеству страховок, у нас несколько страховок на очень большие суммы перед гостями и перед собственниками здания и так далее.

Мы формируем большой пакет документов перед налоговой, потому что у нас есть и валютные счета, мы обязаны платить тому же Booking.com за границей, мы за них платим налоги. Если это сетевой отель, значит, у нас есть какие-то валютные операции с за границей с брендодержателем... То есть та работа, которая ведется большим отелем и те инвестиции, которые у нас есть, они, конечно, несоизмеримы с участниками малого такого бизнеса...

Иван Князев: С их возможностями, скажем так.

Станислав Ивашкевич: Да-да, ну и в том числе их возможностями, безусловно. Но, знаете, я вам честно скажу, что мы, наверное, стоим прямо на другой стороне берега от них, иногда даже с ними боремся, потому что, ну понимаете, когда человек... Ну Крым в данном случае я могу, вы уж простите, немножко по ним проехаться. Что произошло в 2014 году? Малые отели Крыма очень долго жаловались, как раз пошел сезон, 2014–2015-е гг., они очень много жаловались властям на то, что к ним не поехал гость. А к ним не поехал гость просто потому, что они вообще не соответствовали никаким нормам.

Елена большой, еще раз говорю, молодец, наверное, уникальный отельер, который работает вот в таком формате, потому что чаще всего это были эллинги, то есть это паркинг для двух лодок, надстроено 4–5 этажей без разрешения на строительство, без каких-либо норм, с одной эвакуационной лестницей, дай бог соответствующей хоть каким-то размерам, вот, и с каким-то одним унитазом на этаже в лучшем случае. Соответственно, когда приехал большой объем российских туристов, они на это дело посмотрели, развернулись, прошу прощения опять же за такие вещи, и просто уехали, больше туда не возвращались. Естественно, малый бизнес, малый отельный бизнес Крыма в эти сезоны очень сильно пострадал, конечно же.

Но еще раз, мы говорим о том, что санитарная безопасность, пожарная безопасность и, собственно, комфорт гостей, это нормальное постельное белье, это хорошие какие-то матрасы, это нормальные подушки, это закрывающиеся нормально двери, это хорошая звукоизоляция, – это то, во что мы вкладываем деньги, 10, 15, 20 миллионов долларов. А когда человек вложил, не знаю, в лучшем случае 1 миллион рублей в достройку собственного дома и плачется, что к нему гости не поехали, ну типа сорри, ребят, извините, давайте все-таки переходить... И здесь в первую очередь мы категорически за государственное регулирование.

Иван Князев: Но просто компромисс какой-то может быть?

Оксана Галькевич: Станислав Геннадьевич, тут вопрос в том, что тогда нужно вот в этот закон о туристическом жилье включить, да?

Иван Князев: Вписать.

Оксана Галькевич: О чем там должна идти речь? Ну кроме того, что вы выходите из тени, а мы вам кредиты можем предоставить. Что, вы думаете, там должно быть оговорено?

Станислав Ивашкевич: Ну, как я говорил, в первую очередь это регулирование со стороны санитарных норм, я уже не говорю о налоговых...

Оксана Галькевич: Это надзор, это надзор, а если вот о плюшках говорить, о помощи какой-то? Вы говорите о контроле и надзоре, это все важно, да, мы с вами согласны, пожарная безопасность, санитарная, а вот если чем помочь? Посмотрите на них не как на тех, с кем надо бороться, а как, скажем так, некую экосреду, бизнес-среду, которую нужно взращивать и помогать ей? Чем помочь?

Станислав Ивашкевич: Вы знаете, я думаю, что самое... При условии того, что они это все соблюли, самое идеальное, что будет для них, – так это централизованная система бронирования. Это что-то, что сможет их объединять, потому что для того, чтобы раскрутить... Ну, собственно, они не получают дохода, потому что о них никто не знает.

Чем отличается сетевой отель от несетевого отеля? Сетевой отель должен определить свое место для потенциального гостя и просто помахать ручкой, сказать: «Я тут нахожусь», – и все. Что должен делать несетевой отель, вот такие бизнесмены, такие отельеры, как Елена? Им нужно каждый раз объяснять, что у нее чисто, у нее есть противопожарная система, у нее хорошие завтраки, она сама их готовит, и так далее. То есть процесс маркетинга, вот этой раскрутки, представления на рынке, очень сильно затруднен для нее.

И конечно же, если мы сможем создать какие-то центры бронирования, системы бронирования, которые бы поддерживали их, ну опять же при условии того, что отель соответствует нормам... Это так же, как такси, понимаете. Мы с вами сейчас привыкли к тому, что...

Оксана Галькевич: Ну да.

Станислав Ивашкевич: ...все агрегаторы, мы садимся, он должен пристегнуться, он должен быть в маске, он должен хорошо пахнуть и так далее. Абсолютно тот же самый бизнес.

Оксана Галькевич: Станислав Геннадьевич, очень мало времени остается, если можно коротко. Скажите, а вот как вы считаете, нужен какой-то отечественный агрегатор, платформа по поиску жилья внутри России? Вот такой какой-нибудь, не знаю, суперцентрализованный. Потому что у нас есть Booking.com самый там раскрученный, есть Airbnb и так далее, и так далее, есть какие-то отечественные, может быть, еще нам что-то нужно?

Станислав Ивашкевич: Вы знаете, все, что вы сейчас назвали, эти иностранные компании...

Оксана Галькевич: Да, да.

Станислав Ивашкевич: Прекрасные молодцы, 5 баллов. Но если бы вы знали, сколько им отдается денег и сколько этих денег уходит за границу, это прямо ну плакать хочется, потому что это 15–18%... Ну то есть понимаете...

Оксана Галькевич: А это все в цене жилья.

Иван Князев: Конечно, да.

Станислав Ивашкевич: Это и в цене жилья, и в цене номера, и дальше это все нужно платить за них налоги, и это действительно большая нагрузка.

Оксана Галькевич: Ага.

Иван Князев: То есть давно уже пора свой создавать.

Станислав Ивашкевич: Да-да-да, Иван, абсолютно. Мы должны создавать свой, мы должны регулировать какие-то на него наценки, комиссии и так далее, и это будет прекрасный бизнес, там Сбербанк это делает.

Иван Князев: Спасибо.

Оксана Галькевич: Спасибо. Станислав Ивашкевич, гендиректор компании Ivashkevich Hospitality, был у нас на связи. Друзья, но это еще не все, оставайтесь с нами.

Иван Князев: Да, после «Несерьезных новостей» «Дорогая передача», наша регулярная рубрика, где мы отвечаем на ваши вопросы, исследуем ваши проблемы. Оставайтесь с нами.