Тамара Шорникова: Ну а мы продолжим рассказывать о новостях. В новом году автомобилистов ждут изменения – поменяются условия сдачи на права и многое другое. Предупрежден – значит вооружен. Мы подготовили дайджест. Сейчас представим нашего эксперта и вместе посмотрим. Иван Князев: Да. В гостях у нас – Вячеслав Субботин, автомобильный эксперт, директор гоночной команды «ГАЗ Рейд Спорт». Здравствуйте, Вячеслав. Ну, как и обещали – что ждет автомобилистов в наступившем году? Наш корреспондент Анна Тарубарова расскажет прямо сейчас. СЮЖЕТ Иван Князев: Достаточно много таких нововведений нас ждет в новом году. Не знаю, по порядку пройдемся? Андрей Кошкин: Ну давайте, Иван. Иван Князев: Что вам из этого нравится, а что не нравится? Что целесообразно, а что – нет? Тамара Шорникова: В первую очередь попросим наших телезрителей звонить и писать. Какая новость вас лично испугала или, может быть, обрадовала? Что-то хотите разъяснить? У нас в студии эксперт, как раз сейчас хорошая возможность это сделать. Иван Князев: Что касается сдачи экзамена на водительское удостоверение. Я сдавал много-много лет назад. Честно говоря, я не представляю, как же сейчас без площадки-то. Мне кажется, они вообще тогда ничему не научатся. Андрей Кошкин: Да запросто! Иван Князев: Научатся, да? Андрей Кошкин: На самом деле, Иван, ничего страшного нет. На самом деле это благо. Хоть и говорят, что экзамен станет более сложным… Да ничего подобного! Ну какой он сложный? Одно дело – на бумаге писать, что инспектор должен будет проверять, первичные навыки, парковка, движение задним ходом. Представляете – в городе, когда у тебя очередь стоит из учеников, и нужно всех принять. Нет конечно. Посадил в автомобиль, тронулись, поехали. Проехал 500 метров, повернул… Иван Князев: И уже все понятно. Андрей Кошкин: И инспектору на самом деле все будет понятно. И то, что площадку отменили – ну, на самом деле это, конечно, не здорово, потому что на площадке на самом деле видно, как человек умеет ездить. Даже в город не нужно выезжать. Иван Князев: Ну конечно. Андрей Кошкин: Умеет парковаться? Трогаться умеет? Отъезжать умеет? Поворотники показывает? Все. Иван Князев: На той же эстакаде, насколько я помню, там в первую очередь проверяется то, насколько человек чувствует сцепление. Андрей Кошкин: Ну, сейчас в этом уже нужды нет. Иван Князев: Есть же механические коробки. Андрей Кошкин: Да ладно! Есть ассистенты уже, которые помогают тебе трогаться в гору. Ну, включил ты, эту кнопку нажал, отпустил педаль тормоза с автоматической коробкой. У нас 80% машин продаются с «автоматом». Все, уже проехали механические коробки. Механические коробки остались только тем, кто умеет ездить. А «автоматы» остались тем, кто не умеет ездить, женщинам в том числе. Поэтому все хорошо на самом деле. Да, еще говорят, что маршрут будут каждый раз менять при сдаче экзаменов. Вы себе представляете, как это – менять маршрут возле МРЭО? Там три дороги всего. Или две. Иван Князев: И один перекресток. Андрей Кошкин: И один перекресток. И по этим двум дорогам они будут ездить. Мало того, эти ученики теперь имеют возможность по этим двум маршрутам со своими инструкторами проехаться и получить вот этот навык. Что будет, в общем-то, положительно сказываться на сдаче экзамена. Иван Князев: Я просто очень боялся, что сейчас у нас будут комментарии: «Ну вот! Опять непонятно. Правила сдачи на права упростили – теперь вообще все будет за взятки. Что теперь у нас будет на дорогах?» – и так далее. Тамара Шорникова: А зачем их менять так часто? Все равно люди раздражаются, автомобилисты. Как Новый год – так обязательно в плане машин нововведения будут. Андрей Кошкин: Ну знаете, жизнь не стоит на месте. Иван Князев: Жизнь меняется. Андрей Кошкин: Да. Все время нужно что-то менять, потому что таковы условия движения. Появились новые машины. Тормозной путь стал короче… Даже остановочный путь, не тормозной. Остановочный путь короче стал. Ребята, скорость можно повысить уже, знаки другие поставить. Ну, что касается проезда платных участков дорог… Да, кстати, возвращаюсь к этим площадкам. Ну а где эти площадки в городе-то вообще получить? Земля дорогая. Иван Князев: Ну да. Андрей Кошкин: Ну невозможно! Вы видели, где эти ученики ютятся, на каких площадках? На какой-то заброшенной стройке, на какой-то свалке. Иван Князев: Все площадки, как правило, на окраинах города, до них не добраться. Андрей Кошкин: Конечно. Поэтому и правильно сделали, что исключили. Это норма. Ну а правила не стоят на месте, они меняются. Хотя, конечно, не с таким темпом, как это происходило в последнее время у нас. Слава богу, у Черникова появился хороший заместитель, у главного гаишника страны. Да и сам он человек с головой. В общем, они пытаются остановить этот вал изменений, которые предлагают законодатели. Пытаются. И у них, в общем-то, отчасти это получается. Вот это и хорошо. Тамара Шорникова: А что там с номерами? Очень много SMS… Андрей Кошкин: С номерами? Тамара Шорникова: «С новыми номерами что-то замудрили, что-то придумали. Сегодня пригнал автомобиль из салона – ни номеров, ни ПТС». И так далее, и так далее. Андрей Кошкин: Вот с номерами, как обычно, конечно, замудрили. У нас было раньше пять дней, потом десять дней можно было ездить без номеров. Я думаю, что практика такая пока и останется, потому что… Нет номера, а машина есть. И куда? Ну как доехать-то от салона до ГАИ? Как? На эвакуаторе? Нет, ну конечно, просто на это закроют глаза. Может быть, дадут какой-то циркуляр, распоряжение, что можно двигаться, если у тебя есть страховой полис. Ну и ничего страшного. Страховой полис все обеспечивает. Доедешь, получишь номера спокойно, без штрафных санкций и будешь ездить себе спокойно. Другое дело, что закон приняли, изменения, а базы под это нет, материальной базы. Номера не передали, аккредитованных компаний мало. То, что сделали возможность получать номера в автосалоне – ну наконец-то! Сколько? Пятнадцать лет об этом нужно было говорить, чтобы разрешили получать номера. Да и вообще, в принципе, этим не должна заниматься полиция. Этим должны заниматься авторизованные предприятия, я не знаю, Министерство транспорта. Ну, это номер, это бумажки… Иван Князев: Но никак не ГИБДД, которая должна следить за безопасностью на дорогах, а не штамповать номера и не создавать очередь. Андрей Кошкин: Безопасность, конечно, правильно. И не выдавать блатные номера. А сейчас только этим и занимаются. Тамара Шорникова: Телефонный звонок давайте послушаем – Дмитрий, Белгород на связи. Иван Князев: Здравствуйте, Дмитрий. Зритель: Здравствуйте. Скажите, пожалуйста… Вот я хотел бы уточнить такой вопрос. Почему в нашей стране права выдают на десять лет? Объясню ситуацию. Вот человек едет сегодня, а у него завтра, допустим, истекают права, действие прав. Сегодня он едет, его останавливает инспектор – у него все в порядке, у него права действительны, все в порядке. А завтра такое ощущение, как будто бы я забыл правила дорожного движения, я разучился ездить. И завтра только из-за того, что у меня дата на правах стоит просроченная, я становлюсь уже как бы нарушителем правил дорожного движения. У нас любят ссылаться на международный опыт. В Финляндии и в некоторых странах выдают их пожизненно – до 65 лет человек не сдает больше никогда на права. Меня же никто их не лишал. Поэтому я считаю, что это уловка государства, чтобы каждые десять лет нас просто доить на деньги, и все, не более того. Иван Князев: Дмитрий, Дмитрий, ну подождите! А заранее то, что у вас срок подходит… Как бы не вариант позаботиться об этом? Зритель: Нет, я так и делаю. Я просто говорю: зачем я вообще их должен менять? Что, я завтра забуду правила дорожного движения? Тамара Шорникова: Вопрос понятен. Спасибо, Дмитрий. Иван Князев: Вопрос понятен, хорошо. Вячеслав? Андрей Кошкин: В общем, ответ простой: правила сдавать не нужно. Когда ты меняешь права, тебя же никто на экзамен не отправляет. Иван Князев: Приехал, заплатил, получил права, все. Андрей Кошкин: Пришел и поменял. Вопрос в другом. На самом деле это вопрос здоровья, медицинской справки: можешь ты управлять автомобилем или нет? Может, ты уже спился, я не знаю… Иван Князев: С языка сняли. Андрей Кошкин: Или у тебя серьезные повреждения, которые препятствуют тому, чтобы ездить. Принес справку – ну, все. Показал, что ты прописан, что не иностранный гражданин, не поменял место жительства – ну, о’кей, получаешь права и ездишь. Ничего страшного тут нет, на самом деле это норма. И в моторизованных странах такая практика существует. Вообще я не знаю, где сразу выдают права на 60 лет. Иван Князев: Ну, элементарно – за десять лет может зрение ухудшиться. Андрей Кошкин: Да все может ухудшиться. Поэтому это нормальная практика на самом деле, и установилась она опытным путем. Вот десять лет – это норма на самом деле. И ничего такого тут нет. Пошел и поменял. Тамара Шорникова: Тема с номерами не отпускает наших зрителей. Иван Князев: Добивают нас, да. «Так что там с номерами-то?» – спрашивают. Тамара Шорникова: Во-первых, Волгоградская область спрашивает: «На вновь купленный прицеп распространяются ли правила с номерами?» Андрей Кошкин: На все. Ну, на все транспортные средства, включая и прицепы. На то, на что выдаются номера: мопеды, мотоциклы, мотовездеходы. Все. Тамара Шорникова: И второе. Все-таки просят добить конкретный ответ. «Что в итоге с номерами-то? Мне объяснять инспектору, что какая-то неразбериха сейчас с законом, если вдруг он придерется?» Иван Князев: Десять дней у вас есть, да? Андрей Кошкин: Да нет, никто придираться к вам не будет. Ну, купили вы автомобиль, захотели его зарегистрировать в автосалоне. Он авторизован, номеров нет. Значит, вам не должны продавать тогда автомобиль. Я думаю, что в этом случае администрация просто договаривается между собой. Есть некие условные договоренности, условные, по которым купил машину, приехал в ГАИ и поставил на учет. Иван Князев: У нас с ОСАГО изменения происходят. Вологодская область спрашивает: «Когда отменят ОСАГО при регистрации права собственности на авто?» Вот какой вопрос. Андрей Кошкин: ОСАГО не изменят при регистрации. Ну как? Иван Князев: Ну да. Оно как было, так и останется. Андрей Кошкин: На самом деле есть закон, и его никто не отменял. Если его будут менять, тогда мы все будем об этом знать. Есть ОСАГО – значит, у тебя должна быть страховка, обязательное страхование гражданской ответственности. Ну как? Вот так. Другой вопрос, что сейчас его привязывают конкретно к автомобилю, а не к человеку. Возможно, когда-нибудь поменяют, что к конкретному человеку. Я езжу на разных автомобилях, к примеру, и я должен платить меньше. Я не попадаю в аварии, я езжу без штрафов, у меня низкий коэффициент. Я на разных машинах могу ездить, соответственно. Чтобы ездить на другой машине, у этого владельца должно быть расширенное ОСАГО или без ограничений, а оно стоит дорого. Возможно, здесь будут какие-то изменения. Но изменения с ОСАГО на самом деле всегда в одну сторону – повышение тарифов. Вот чего надо опасаться. И это будет. Иван Князев: Нет, нынешние изменения – это же хорошо. Теперь не нужно бумажку возить, если у тебя электронный полис. Андрей Кошкин: Да ни горячо, ни холодно на самом деле от этого. Ну возил ты распечатку… Иван Князев: Хоть придираться не будут. Андрей Кошкин: Возил ты с собой эту распечатку… Тамара Шорникова: Мне тоже кажется, что… Андрей Кошкин: Это для совсем забывчивых людей, типа меня. Мне неохота распечатывать. Вот я получил подтверждение, что у меня есть ОСАГО. Иван Князев: А вы помните, как инспекторы проверяют? «А у тебя что здесь написано? А, у тебя помято?» – и так далее. Андрей Кошкин: Нет, ну было такое, безусловно. Кстати, большая проблема… Да нет, поверьте, инспектору есть до чего докопаться, кроме как до ОСАГО вашего. Вот так вот! Столько автомобилистов, просто каждого второго останавливай – и ты увидишь, что у него там масса нарушений. При чем тут ОСАГО? Иван Князев: Было бы желание. Андрей Кошкин: Конечно. И желание у них еще не кончилось. Поверьте, желание останавливать есть. Тамара Шорникова: Как и звонки от наших телезрителей, они тоже в наличии. Сейчас с нами на связи… Иван Князев: Бурятия на связи у нас. Абдулазиз, слушаем вас. Зритель: Вот такой вопрос. Я приобрел автомобиль с 2014 году. Упростили эту постановку на учет, начали машины продавать через посредников. Я приобрел машину через перекупа, получается. Машину проверили, все нормально было, на учет поставили. Два года в собственности она была. Через два года у меня ее отобрали – сказали, что машина в угоне. Я уже второго адвоката нанимаю, на второго адвоката деньги трачу и ничего добиться я не могу. То есть у меня отобрали, получается, и я без ничего не остался. Почему законодательство такое для людей? Получается, мне ничего не вернули, я как добросовестный покупатель остался без ничего. Тамара Шорникова: Да, Абдулазиз, сочувствуем. Андрей Кошкин: Ситуация из 90-х годов. Это было массовое явление, когда угнанные машины пригоняли из Европы, здесь их продавали, перебитые и добитые. И тогда была хорошая, так скажем, распространенная судебная практика, когда тебя признавали… Ну, ты же ни в чем не виноват. Поставили на учет государственные органы, смотрели, по базе проверяли. Ты же заплатил. Значит, ты добросовестный приобретатель, покупатель. И суды на основе этих событий… Ты подавал заявление исковое в суд, признавали тебя добросовестным и оставляли за тобой автомобиль. Я думаю, что эту задачу можно решить тем же путем, что и в 90-е годы, и в начале 2000-х годов: нужно подавать заявление в суд, где наверняка вас признают добросовестным покупателем и машину оставят. А если машина была в угоне и еще владелец не нашелся, и он страховку получил, то она уже ваша. Иван Князев: Два серьезных вопроса, связанных с парковками во дворах. Ну, во-первых, Москва спрашивает: «Каршеринг тоже нельзя будет парковать во дворах в связи с этими изменениями?» – то, что нельзя коммерческому транспорту парковаться во дворах. Каршеринг подпадает у нас под коммерческий транспорт или нет? Андрей Кошкин: Да, каршеринг подпадает. Иван Князев: То есть – все? Андрей Кошкин: Все такси, весь каршеринг попадает под это. Ну, мы же прекрасно понимаем, где мы живем. Иван Князев: Хорошо… Андрей Кошкин: Ну, не то что «где мы живем». Это касается любой моторизованной страны, поэтому… Иван Князев: И в связи с этим тут такой серьезный вопрос: а почему инвалид тогда не может подъехать к подъезду на такси? Ну действительно человек ходить не может. Андрей Кошкин: Нет, почему? Подъехать может. Иван Князев: Но такси же нельзя парковать. Андрей Кошкин: Нет-нет. Иван Князев: То есть здесь разные моменты? Андрей Кошкин: На ночь оставлять. Иван Князев: А, на ночь? Тамара Шорникова: Ну, высадить, конечно, можно. Андрей Кошкин: Это разные вещи. Иван Князев: Нет, ну мало ли. Андрей Кошкин: Оставлять на ночь, если ты оставляешь «Газель». Этих будет касаться прежде всего. Грузовик ты оставил какой-то огромный. Или даже не огромный, а среднего тоннажа оставил грузовик – ну, ты действительно всем мешаешь. Ну правда полно таких. Иван Князев: Это понятно. Андрей Кошкин: Какой-нибудь грузовичок, какой-нибудь «газелькин». Приехал – и весь двор в этих «газелькиных». Ну куда людям деваться-то? Значит, вы должны организовать эту площадку. Вопрос другой. В этом случае город должен идти… издавая такое положение, он не должен их выпихивать за город, а он должен организовать им на территории города площадки. Иван Князев: Какое-то место. Андрей Кошкин: Занимаются этим? Нет. Ну тогда какой смысл выдавать такой закон? Я возмущен, скажем, предложением по повышению штрафов за проезд по платным дорогам, если ты нарушаешь, под шлагбаум залез. Ну вот как? Нет, с одной стороны, все правильно, все правильно. Ты въехал на платную дорогу, ты согласился с этим. И ты хочешь проскочить? Я плачу, а ты – нет. Да? Вот тебе штраф – 2,5 тысячи рублей. Иван Князев: Ну, логично. Андрей Кошкин: Ну, логично. Но нелогично с другой стороны. Перед тем как внедрять такие штрафы, штрафные санкции, тем более такие огромные, давайте выполнять условия по платным дорогам. А какие условия? Условие – у тебя должна быть альтернативная дорога по закону. Правильно? Альтернативная. Вот есть платный участок, а вот есть бесплатный участок. Так вот, скажем, на трассе М-4 «Дон» есть платный участок шоссе, а бесплатной альтернативы нет. Ну, ее физически нет. Ребята, вы хорошо устроились! Тогда давайте не внедрять эти штрафы, если следовать четко букве закона. Почему вы так делаете? Постройте альтернативу, а потом уже можете штрафовать. И по всей стране. Неважно – один участок, два участка таких. Да хоть полкилометра! Здесь принцип важен. И второе положение: людей, местных жителей просто этими платными дорогами, магистралями отрезали сегодня от цивилизации. Вот деревня есть, и он эту дорогу не может проехать, а может проехать только в соседнее село, куда ему нужно, не знаю, в магазин, еще куда-то, только по платной дороге. И других дорог нет. Иван Князев: А там исключений нет никаких разве? Андрей Кошкин: Есть. Люди борются. Скажем, я знаю хорошо село Самарское, за Ростовым, по дороге трассы М-4. Вот про них просто забыли. Огромная станица! О них забыли. К ним можно подъехать только по платной дороге. Тамара Шорникова: Когда живешь где-то, есть же абонементы или что-то в этом роде для условных резидентов. Иван Князев: Как со шлагбаумом. Если ты живешь в этом доме, то можешь проехать. Андрей Кошкин: Здорово! Да, возможно организовать и абонементы, и выдать транспондер со льготным тарифом как для местных жителей. Но это только после того, как ты начинаешь перекрывать дорогу и начинаешь бастовать. Просто вся станица встает или несколько станиц и начинают всех трясти. Тогда… Иван Князев: Нет, тогда быстро будут поправки. Андрей Кошкин: Да не быстро! В том-то и дело, что не быстро. В Краснодарском крае полно таких мест, сел, где просто отрезаны. И кому этот колхозник будет предъявлять претензии? Ну, вы себе представляете? Росавтодор и колхозник со своими «Жигулями» – они в разных весовых категориях. У него прав нет. Так вот, давайте организуем сначала вот это положение, чтобы местные жители могли ездить, чтобы были альтернативные дороги, а после этого – штраф. Я понимаю, к чему это ведут. К тому, чтобы ездить вообще без шлагбаумов. Кстати, эту систему хорошо давно опробовали на дальнобойщиках – у нас есть так называемый «Платон». Там никаких шлагбаумов нет. Там ты выехал – и камера, и тебя тут же штрафуют. Нет у тебя «Платона», не заплатил ты – ну, извини, брат, будешь платить. И я полагаю, что такая система… Иван Князев: И легковые? Андрей Кошкин: Я уже говорил, что это перейдет и на легковушки. Иван Князев: Тогда вопрос… Андрей Кошкин: Платными дорогами будут все. Иван Князев: А за что мы платим транспортный налог? Может, тогда его отменят? Андрей Кошкин: Нет, транспортный налог – это не транспортный налог, а это налог с транспорта, давайте так. Он идет в бюджет, но не идет на строительство дорог. Это разные вещи. Это как налог с дома у тебя. Я не знаю, был раньше налог у моей бабушки… Иван Князев: На роскошь? Андрей Кошкин: …с яблоневого дерева и с козы. Вот так и здесь. У тебя – с козы, а у тебя – с транспорта. Владеешь транспортом? Плати налог. Иван Князев: Я просто думаю, что большинство как раз таки считают: «Я плачу транспортный налог. Почему не делают дороги?» Андрей Кошкин: Нет, совершенно не так. Все это идет в бюджет. И транспортный налог не имеет к этому вообще никакого отношения. Тамара Шорникова: Мы вчера и сегодня как раз, в начале нового года очень многие планы и прогнозы на год строим. По-вашему, вот то самое на нас, владельцев легковых, когда может распространиться? Андрей Кошкин: Что распространиться? Иван Князев: Ну, по аналогии с «Платоном». Тамара Шорникова: Жизнь дальнобойщиков, судьба их. Андрей Кошкин: Довольно быстро. Видите, они уже несколько лет, года два или три как они пытаются с этим бороться, но не очень эффективно. Задушили их, в общем-то. А на нас это распространится мгновенно, потому что у нас сейчас во всех автомобилях есть «ЭРА-ГЛОНАСС», которая призвана в первую очередь следить за твоим перемещением: куда ты едешь, с какой скоростью едешь, по какой дороге ты едешь, нарушаешь ты или нет. Собственно, вот для чего она нужна. Кто там по ней связывается? Какая там помощь у тебя? Ну, помощь у тебя, хорошо. Ты где-то перевернулся, не знаю, еще что-то случилось. И когда придет за тобой «скорая помощь»? Где она? 300 или 200 километров до нее! Да пока она будет ехать, все уже произойдет. Иван Князев: В волжских степях. Андрей Кошкин: Быстро произойдет, быстро. Иван Князев: Спасибо, спасибо. Вячеслав Субботин был у нас в гостях, автомобильный эксперт, директор гоночной команды «ГАЗ Рейд Спорт». Спасибо вам большое. Тамара Шорникова: Спасибо. Это были темы дневного выпуска программы «Отражение». А прямо сейчас расскажем, что будем обсуждать вечером.