Иван Князев: Дорогие друзья, признавайтесь, уже подумали о том, что подарите на Новый год родным, друзьям, коллегам? Потому что в 2021-м есть свои тренды. Например, наибольшим спросом перед Новым годом пользуется электроника, как ни странно. Вторыми по популярности стали товары для дома. На третьем месте товары для красоты. Давайте с экспертами и вместе с вами посчитаем, во сколько нам это обойдется. Интересно также, совпадут ли наши планы по бюджету с тем, что реально мы потратим, когда пройдут праздники, все это дело подобьем, посчитаем. Марина Калинина: И, конечно, хотим спросить вас: что вы хотели бы получить в подарок? Иван Князев: Именно получить. Марина Калинина: Да. Ну, может быть, что планируете подарить. И интересно, какие подарки вам дарили, самые нелепые и ненужные? Вспомните и расскажите. Владимир Козлов с нами сейчас на связи, член Гильдии маркетологов, основатель Высшей школы нейротехнологий. Здравствуйте. Иван Князев: Здравствуйте, Владимир. Владимир Козлов: Добрый день. Иван Князев: Я предлагаю в самом начале… Мы сказали, что электроника сейчас в тренде, но у нас есть данные: какие подарки хотят россияне на Новый год, в частности женщины и мужчины. Вот женщины больше всего хотят подарочный сертификат – таких 30%. Путешествия – 25%. Сладости – 20%. Ну, различные аксессуары, одежда, обувь. Нижнее белье – 14%. Книги – 12%. Марина, расскажи, что хотят мужчины. Марина Калинина: Что хотят мужчины? Гаджеты и инструменты – 24%. Иван Князев: Какой кошмар! Марина Калинина: Автомобиль – 19%. Игровые консоли – 11%. Иван Князев: Ну, приставки. Марина Калинина: И товары для спорта – только 9%. Книги мужчины не хотят. Иван Князев: Вообще. Какие вы тенденции отмечаете, Владимир Николаевич? Владимир Козлов: Вы знаете… Во-первых, добрый день. Я скажу так: есть то, что люди хотят, а есть то, что им подарят. И то, что мы им подарят, мы видим по тем чекам, которые сейчас проходят, мы видим по тем оплатам и по той статистике, которая сейчас уже собирается. На данный момент, действительно, покупки… даже не то чтобы желания, а то, что люди прямо сейчас уже покупают, и лидируют, конечно же, гаджеты и электроника, ну и бытовая техника. Примерно 29% всех чеков содержат в себе подобные товары. Вы знаете, средний чек в этой категории на текущий момент – 6 650 рублей примерно. Это, пожалуй, самый такой весомый товар. На втором месте, что покупают, что выросло в продаже, и мы это видим в статистике, мы видим это в цифре, – выросли, знаете ли, игрушки. Наверное, люди готовятся… Ну, у меня пятеро детей. Это точно так. Мы готовимся к Новому году, заранее покупаем детские игрушки, их складируем по углам, чтобы дети их не нашли. У этой категории 27%. И 24% – это категория, знаете ли, на удачу, на счастье, это «категория надежды», как мы ее называем. Это лотерейные билеты. Они очень сильно выросли в продаже. И средний чек по лотерейным билетам – 1 180 рублей, приходящихся на одну покупку. Представляете? Марина Калинина: А какие-то технологии, которыми пользуются маркетологи, для того чтобы склонять людей покупать те или иные товары перед Новым годом? Владимир Козлов: Прямо склонять? Марина Калинина: Да. Иван Князев: Заставлять! Марина Калинина: Внушать им, что они им нужны. Владимир Козлов: Вы знаете, это большой такой спор. То, что люди хотят, то, что они считают им нужно, и то, что им подарят – вы знаете, это три такие большие кита, которые между собой соревнуются каждый год, практически каждый большой праздник. Ну, наверное, все-таки в первую очередь это реклама. Это реклама про моду – про то, что сейчас самое современное, самое модное, лучший подарок для мужчины. Но очень часто, вы знаете, подсознательно мы хотим снять с себя нагрузку в виде принятия решений и доверяем принятие решений так называемым экспертам. А как известно, эксперт – это любой человек не из нашего города. Поэтому, собственно говоря, мы читаем всякие статьи, книжки, новости, не знаю, что новый гаджет, новый телефон, новый фотоаппарат, не знаю, новая какая-то примочка к игровой приставке, новый фен, какая-то новая вещь для женщин. И мы, по сути, с вами попадаем в эту ловушку новостей. По сути, это такая попытка предвосхитить и поуправлять нашим выбором, поставив нам какие-то метки, какие-то хайповые бренды, какие-то модные названия. И среди всего этого мы пытаемся купить себе все-таки то, что нам было нужно еще в начале года. Марина Калинина: Интересно! Иван Князев: Меня, конечно, немножко электроника смутила, потому что, ну сложно, конечно, представить… Представляешь, Марина, к тебе муж и молодой человек придет: «Дорогая, я купил тебе микроволновку или телевизор на Новый год». Марина Калинина: Сковородку. И получит сразу по голове. Иван Князев: Владимир, это вызвано тем, что сейчас цены на электронику выросли в этом году и она стала уже таким дорогим подарком? Либо наоборот – на все остальное еще дороже получается? Владимир Козлов: Вы знаете, электроника плотно ассоциируется (и мы каждый год это видим в наших исследованиях) с обновлением, вы знаете, с привнесением чего-то нового, обещание какого-то такого, знаете ли, новшества, обновления всей жизни, обновления квартиры. И женщинам дарят на Новый год не просто, не знаю, утюг или сковородку, которую можно опять же выхватить, а дарят что-то такое, знаете, технологичное, что должно снять с нее, предположительно, нагрузку по дому. Какой-то супермегакомбайн, который сам все делает и который потом полгода стоит без дела, потому что не до него. По сути своей, это абсолютно нормально – технологические подарки, потому что это, вы знаете… Каждый раз покупая новый телефон, мы же с вами его разворачиваем и смотрим в него, как в новый мир. Он полностью нам подвластен, мы его настраиваем заново. И, видимо, настраивая телефон, мы заново настроим свою жизнь в новом прекрасном году. Как-то так. Марина Калинина: За комбайн тоже можно получить. Скажет: «Что, я плохо готовлю? Тебе не нравится? Тебе комбайн нужен?» Иван Князев: Спасибо вам большое, Владимир Николаевич. Марина Калинина: Спасибо. Иван Князев: Владимир Козлов, член Гильдии маркетологов, основатель Высшей школы нейротехнологий. «Какой самый бесполезный подарок вы получали на Новый год?» – спрашивали наши корреспонденты у жителей Петрозаводска, Тюмени и Анапы. Посмотрим. ОПРОС Иван Князев: «Через 12 лет пригодится символ года». Да, это, наверное, первое место. Марина Калинина: Пару сообщений прочту. Тверская область пишет: «Женщины всегда дарят ненужные подарки по не понятной никому логике». А почему только женщины? Иван Князев: Мужчины тоже отличаются. Марина Калинина: Амурская область: «Хочу в Новый год новую адекватную жену». Вот такое сообщение. Иван Князев: «Представляете – подарили лотерейный билет приятелю, а он крупно выиграл. Да вас потом жаба задушит! Либо жена». Ну, здесь есть и несколько стандартных сообщений: «Самый лучший подарок – это деньги». «Купил муж на Новый год банку красной икры», – Елена, Королев. Ну а что? Почему бы и нет? Полезно. Марина Калинина: Ольга из Екатеринбурга с нами на связи. Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Марина Калинина: Слушаем вас. Зритель: Вы знаете, я слушаю, смотрю ваши передачи. Вот сейчас смотрю, что женщины сертификаты хотят, а мужчины – какие-то подарки. Иван Князев: Женщины – сертификаты, а мужчины – какие-то подарки? Зритель: Ну да, что-то там, да. Технику, электронику. Но я думаю, что большинство женщин и мужчин, отцов и матерей со мной согласятся, что самым лучшим подарочком будет, когда ты в Новый год увидишь своего сына-солдата в Skype, по телефону. Девочки, девушку, которые увидят парней, которых ждут, именно в Skype, лицо их увидят. Понимаете, это же… Я сейчас тоже столкнулась с этим, с этой ситуацией. Моя дочь ждет парня из армии. Мы все волнуемся. Я тоже мать, у меня тоже скоро будет сын призывник. И для меня, как и для многих на всей земле матерей и отцов, самый главный и самый нужный подарок – это увидеть свое дитя. Пусть даже в этот сказочный Новый год, но чтобы увидеть, хотя бы просто увидеть, поздравить, увидеть, что все хорошо, он жив и здоров, ну и дальше праздновать Новый год. Иван Князев: Как хорошо сказано! Ну, мы уверены, что у вас именно так и будет. Ольга, с наступающим вас! Хотя несколько заранее, но тем не менее. Чтобы ваши близкие всегда до вас дозванивались и вы их всегда видели. Марина Калинина: У нас на связи Альбина Холгова – президент Национальной ассоциации экспертов по деловой этике, этикету и протоколу. Альбина, здравствуйте. Альбина Холгова: Здравствуйте. Иван Князев: Альбина, просветите нас. У нас тоже здесь редакция многочисленная, людей много. Что дарить коллегам так, чтобы не обидеть, чтобы какие-то границы не нарушить и так далее и тому подобное? Альбина Холгова: Вы знаете, в этикете есть список безошибочных подарков. Туда входят в первую очередь красиво оформленные сладости. Дамам даже по случаю Нового года можно дарить букеты цветов. Туда также входят предметы столового серебра и фарфора. Вот в опросе, в вашем опросе одна дама сказала, что чашечки с надписью не подходят как подарки. Это, наверное, если они… Как правильно сформулировать? Ну, ничем не отличаются, что ли. Но если это хороший фарфор, красивая чайная или кофейная пара, то она входит в список безошибочных подарков. Шампанское входит в список безошибочных подарков. А вот сертификаты, не знаю, к сожалению или к счастью, этикетом запрещаются, потому что подарок, его цель – сделать сюрприз и обрадовать. А вот подарочный сертификат – тут сюрприз уже не получится. Иван Князев: Банально, что ли? Или пошло даже? Альбина Холгова: Он заставляет потом получателя пойти в магазин. Может быть, ему нужно будет даже доплатить. То есть как бы заставляет совершить какие-то действия. А подарок… Все-таки должны коробочку преподнести – и человек уже счастлив. Марина Калинина: А что еще запрещено протоколом дарить, ну, по этикету нельзя? Альбина Холгова: В этикете есть фраза «близким людям – близко к телу». То есть подарки, которые касаются тела человека, например, парфюм, можно дарить только самым близким и только в том случае, если мы точно знаем, что он/она хочет именно этот парфюм, потому что угадать с парфюмом крайне сложно. То есть прогадать, не пропасть во вкус риск очень велик. Получится, что просто выбросили деньги на ветер. Соответственно, различные кремы. Может быть, это какой-то гель для душа люксовой марки. Можно дарить только самым близким! Вначале начали говорить (простите за тавтологию) про коллег. Следовательно, людям, с которыми у нас есть определенная дистанция, мы дарить подарки, которые касаются тела человека, уже не имеем права, по этикету это не приветствуется. Иван Князев: А вот этот список – то, что хотят женщины: путешествия, сладости, одежда, обувь, наборы для творчества, нижнее белье и книги, – актуальный? Альбина Холгова: Книги входят в список безошибочных подарков. Очень хорошо, что вы это произнесли, потому что я опустила. Книга в хорошем переплете – безошибочный подарок по любому случаю, будь то Новый год, день рождения или какой-то еще повод. Ну, относительно белья – здесь, конечно, этикет… Иван Князев: Ну, это интимное. Альбина Холгова: Да, это очень интимный подарок. Иван Князев: Это коллегам не надо дарить. Альбина Холгова: Коллегам – совершенно точно. Вы знаете, более того, была реальная история, когда руководителю сотрудницы, подчиненные дамы, каждая дважды в год (день рождения и какой-то был еще повод) дарила галстук. Вот что мужчине подарить? Ну, галстук. И потом выяснилось, что у него все эти галстуки сложены на работе в ящике, потому что он человек женатый, и он не надевал эти галстуки, чтобы жена не думала, а кто ему их дарит, потому что это интимный подарок. Марина Калинина: Интересно! Иван Князев: Послушаем телезрителей. Марина Калинина: Так, звонок. У нас звонок из Красноярска. Владимир, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Марина Калинина: Слушаем вас. Зритель: Я хочу сделать официальное заявление и преподнести подарок самый лучший, который может быть на Земле, всем россиянам – сказать про то, что я знаю, как победить пандемию COVID-19. Иван Князев: Так? Зритель: Я сам заражался три раза пандемией и вылечивался буквально через 10–15 минут. Марина Калинина: Интересно! Зритель: Обращения к врачам, письмо писал президенту, мэру Москвы, в Роспотребнадзор, в Минздрав. Они пересылали. И было такое: «Изучаем». Иван Князев: Владимир, а себе какой подарок бы хотели на Новый год? Марина Калинина: Не сказал Владимир. Зритель: Меня не услышали. Еще в начале пандемии, в апреле месяце прошлого года… Иван Князев: Ладно, Владимир, мы про пандемию говорили уже сегодня. Хотелось бы немножечко про подарки, вы извините. Спасибо большое, что дозвонились. Для нас это тоже подарок, когда нам звонят наши любимые телезрители. Марина Калинина: Альбина, а что еще вы посоветуете в плане, так сказать, беспроигрышных вариантов? Ну, просто чтобы немножко разнообразить. Альбина Холгова: По случаю Нового года очень хорошо подарить красивую хорошую елочную игрушку. Только вот не надо путать с каким-то, простите за грубое слово, ширпотребом. Хорошая елочная игрушка стоит – ну сколько? – 500, 800 и дальше. То есть не каждый человек может позволить себе ее купить. А вот если кто-то преподнесет в подарок, то человек должен быть рад, потому что украсить такой игрушкой свою новогоднюю елку – это прекрасно. Марина Калинина: А вот часто дарят различные свечи, именно не свечи в таком красивом оформлении, а какой-то, я не знаю, сувенир, как сувенир. Я не знаю, цифры года, свеча, еще что-то, фигура тигра, например, потому что следующий год будет годом Тигра. Альбина Холгова: Свечи не входят в список безошибочных подарков, с позиции этикета, поэтому мы должны проанализировать. То есть если мы уверены… Ну хорошо, пусть мы не уверены на тысячу процентов, но мы полагаем, что понравится этот презент тому, кому мы собираемся его преподнести, то тогда можно подарить. Но это все-таки не безошибочный подарок. И вообще стоит помнить, что подарок – вещь сложная. Чтобы угадать, чтобы действительно обрадовать, нужно постараться, нужно подумать. Поэтому те люди, я думаю… Я прямо возьму на себя такую ответственность и гарантирую, что те люди, которые просто купили 25 декабря, идут в торговый центр и просто, знаете, по ходу скупают все подряд: «Вот это я этому подарю. Вот это я этому подарю», – скорее всего, не попадут, скорее всего, не доставит удовольствие этот презент. Вы знаете, наверное, такой самый безошибочный… Если уж мы не хотим сидеть и думать, анализировать, а что может порадовать нашего коллегу или нашего приятеля, нашего друга, то можно дарить красиво оформленные сладости. То есть это тоже то, что не доступно каждому человеку в ежедневном рационе. Соответственно, он будет этому рад. Иван Князев: Спасибо вам большое. Марина Калинина: Спасибо. Иван Князев: Альбина Холгова, президент Национальной ассоциации экспертов по деловой этике, этикету и протоколу. Обещали назвать самый экологичный подарок. Марина Калинина: Да. Называй, раз обещал. Иван Князев: Сейчас вообще все экологичное в моде. Экологи сказали, что самый чистый зеленый подарок во все времена – это онлайн-перевод денег. Ну, сейчас вообще модно говорить про всякие зеленые экологические штуки. Друзья, на самом деле дарите близким и любимым вообще подарки почаще. Ну а к Новому году уже пора бы и призадуматься. Марина Калинина: И дарите всегда с душой. Иван Князев: Да. Марина Калинина для вас работала… Марина Калинина: …и Иван Князев. Спасибо, что были с нами. Иван Князев: Спасибо. Марина Калинина: Берегите себя. Всего вам доброго! Пока! Иван Князев: До встречи!