Выходной от президента

Гости
Пётр Кирьян
руководитель Лаборатории социальных исследований Института региональных проблем

Оксана Галькевич: Ну что, давайте с вами поговорим о том, быть или не быть 31 декабря выходным. Я думаю, что мы узнаем сегодня-завтра. По информации из регионов, часть регионов уже такое решение приняли, часть – нет. Ну, до этого четверга это все происходило.

А вот буквально накануне президент, так скажем, придал ускорение местной власти принять это решение каким-то образом. Владимир Путин поддержал предложение депутата Госдумы Неверова сделать последний день года нерабочим. Он сказал, что работа в этот день года все равно, мягко говоря, своеобразная. Одним днем больше, одним меньше. Но решать должны именно регионы, федеральный центр уже по закону не может в последние оставшиеся рабочие дни принять это решение. Поэтому будем ждать каких-то сообщений из регионов именно.

Константин Чуриков: Что важно? Президент дал не указание, а он просто порекомендовал главам регионов принять соответствующее решение.

Оксана Галькевич: Костя, одного взгляда Владимира Владимировича хватает для того, чтобы придать ускорения любому решению. Друзья…

Константин Чуриков: Может быть, тогда и опрос не нужен?

Оксана Галькевич: Конечно.

Константин Чуриков: Просто мы хотели у вас спросить, уважаемые зрители: как вы считаете, выходной 31 декабря нужен вообще по всей стране? «Да» или «нет» – 5445. Ну, если взгляд все решает, то можно и не проводить.

Оксана Галькевич: Подожди! Мы же с народом общаемся.

Константин Чуриков: Мы с народом.

Оксана Галькевич: Друзья, поэтому вы отвечайте на наш вопрос, звоните и пишите, кстати говоря, параллельно. Можно тоже высказываться и с помощью этих средств связи.

А мы сейчас подключаем к нашей беседе первого эксперта. На связи с нами руководитель Лаборатории социальных исследований Института региональных проблем Петр Кирьян. Здравствуйте, Петр Андреевич.

Петр Кирьян: Добрый день.

Константин Чуриков: Здравствуйте. Петр Андреевич, конечно, с одной стороны, как-то странно звучит: 31 декабря – является ли это какой-то вообще глобальной региональной проблемой? Но, с другой стороны, скажите, можно сказать, как социолог: вот такие подарки, такие пряники – они нужны? И долго ли потом население помнит вот такие подарки от власти, ну, под названием «дополнительный выходной»? Если это, конечно, дополнительный выходной.

Петр Кирьян: Ну, оно помнит, конечно, но недолго. 31-е число большинство сограждан все равно считают полувыходным днем точно. То есть никакой работы после середины дня уже обычно нет, за исключением ситуации, когда вы работаете, не знаю, в силовых органах или у вас непрерывное литье.

Оксана Галькевич: А так, представляете, никакой работы не будет уже 30-го с середины дня, потому что к 31-му пора готовиться, с коллегами прощаться до следующего года.

Петр Кирьян: Если вы посмотрите просто занятость, то вы увидите, что много людей работают на транспорте, в перевозках, где-то на заводах, еще где-то. Извините, но уже с середины декабря там сокращенная смена, и, как правило, часть людей просто уходит в отпуск, ну или не уходит в отпуск планово, потому что где-то с середины декабря уже никто на первую и вторую неделю января работать не будет.

А вот люди, работающие в бюджетных организациях, например, или работающие в сфере услуг, конечно, они пристально следят за красными днями календаря, в данном случае выходными, потому что 31-е число – не праздничное, а именно выходной.

Оксана Галькевич: Петр Андреевич, смотрите, у нас эта выходная… да даже не неделя, а получается больше недели, она затягивается, эти выходные дни. С 31-го или с 1-го – все равно, считай, до 13 января, до Старого Нового года, работа, скажем так, «своеобразная» (процитируем снова президента). И очень многие, кстати, берут отпуск на какие-то формально рабочие дни, недостающие, после Рождества до Старого Нового года, уезжают куда-то. Насколько тяжело потом людям после такого долгого отдыха возвращаться в рабочий ритм? Может, не надо нас так расхолаживать? Может, нас надо…

Петр Кирьян: Мне кажется, у нас страна делится на две части. Первой уже надоело сидеть дома, она хочет как-то сменить активность. И они воспринимают выход на работу как… так сказать, лучший отдых – смена деятельности. А другая часть, наверное, еще бы отдыхала. Я думаю, что все-таки в этом году и в следующем экономическая составляющая будет довлеть над выбором людей, и они будут хотеть, конечно…

Константин Чуриков: Петр Андреевич, у любого, скажем так, дополнительного выходного есть такое обременение, как, скажем так, какие-то потери для бизнеса, я не знаю, скажем так, для экономики, если речь идет о каком-то крупном производстве. В данном случае во сколько… Ну, если представить, что это, например, не замена 31 декабря (нерабочего дня) на 26 декабря (рабочий день), а если в принципе это дополнительный выход, то сколько он стоит экономике? Есть такая информация?

Петр Кирьян: Ну, она есть. Я сейчас полную цифру не вспомню, но это будут миллиарды рублей. Каждый выходной день стоит не один, не два и не пять миллиардов рублей для экономики, если мы считаем в качестве всей суммы возможный объем произведенных услуг, товаров, транзакций и так далее.

Оксана Галькевич: С другой стороны, растет потребление в индустрии отдыха. Правда, сейчас достаточно… Мне кажется, в этом году все будет несколько сложнее, картина будет совершенно иная, чем вот эта выходная новогодняя неделя в начале 2020 года, потому что ведь многие регионы закрыли работу своих кафе, кинотеатров, каких-то развлекательных центров. Вот куда, как говорится, россиянину-то податься? Это уж точно на нашем экономическом балансе как-то иначе скажется.

Петр Кирьян: Нет, вообще количество граждан, которые активно отдыхают и могут тратить на это деньги – это не каждый второй в стране, это примерно каждый шестой.

Константин Чуриков: Вот так даже?

Петр Кирьян: Да. То есть если мы не в кругу семьи и не в лес сходить погулять, или на санках покататься, то все-таки кафе, рестораны, билеты денег стоят в кинотеатрах – это не удел каждого второго человека.

Оксана Галькевич: Это правда, да.

Петр Кирьян: Поэтому в данном случае потери будут минимальные. И, соответственно, очевидно, что отдых будет носить ярко выраженный семейный характер.

Константин Чуриков: Ярко выраженный семейный характер. Да, будем надеяться. Спасибо большое.

Оксана Галькевич: Кстати сказать, ведь у нас сейчас многие страны в Европе вводят рождественский такой карантин как раз на время этих каникул. Может быть, это как-то на статистику этого безобразия с коронавирусом повлияет? Может быть, хотя бы так?

Константин Чуриков: Ну да. Иначе, кстати, люди придут на работу и там устроят себе праздник, как мы это понимаем.

Оксана Галькевич: Спасибо.

Константин Чуриков: Спасибо. У нас на связи был Петр Кирьян, руководитель Лаборатории социальных исследований Института региональных проблем.

Несколько сообщений. Кемерово: «А нам, безработным, все равно». Башкортостан: «Надо сократить новогодние каникулы – больно много денег население теряет». «31-го после 12 все уже пьют на работе», – из Липецка нам пишут

Оксана Галькевич: 31-го в Липецке?

Константин Чуриков: После 12. Ну хорошо, что хоть не до.

Оксана Галькевич: Липецк, ну вы там…

Константин Чуриков: Куранты еще не ударили, а шампанское уже вскрыто.

Оксана Галькевич: Так же можно проспать Новый год.

Константин Чуриков: Нам звонит Георгий. Здравствуйте.

Оксана Галькевич: Здравствуйте, Георгий. Томск нам звонит, а не просто Георгий.

Константин Чуриков: Здравствуйте.

Оксана Галькевич: Здравствуйте, Томск, Георгий.

Зритель: Вы знаете что? Я думаю, что 31 декабря должен быть выходной для всех, а особенно для наших прекрасных женщин.

Оксана Галькевич: А почему?

Константин Чуриков: То есть микс, да? 31 декабря и 8 марта.

Оксана Галькевич: Макияж не успеем сделать, на маникюр не успеем дойти? Или?

Зритель: Здравствуйте, здравствуйте.

Оксана Галькевич: Здравствуйте, Георгий.

Константин Чуриков: Да, мы поняли.

Зритель: С наступающим вас Новым годом! Пользуясь случаем…

Константин Чуриков: Спасибо.

Зритель: Я считаю, что 31 декабря должен быть выходной, особенно для наших женщин, потому что они, бедные, целый день на работе, а вечером им стол готовить.

Константин Чуриков: Подождите, Георгий! А вы не помогаете салатики стругать жене?

Зритель: Не понял вас.

Константин Чуриков: Салатики помогаете жене стругать?

Зритель: Ну а как? Конечно, помогаю.

Константин Чуриков: Вот!

Зритель: Я плохо слышу. Добрый вечер всем!

Оксана Галькевич: Добрый вечер. Спасибо, Георгий.

Константин Чуриков: Добрый вечер. Спасибо, Георгий. С наступающим Новым годом!

Оксана Галькевич: Я-то думала, что женщин надо пожалеть, потому что там же надо прическу сделать, платье отутюжить, понимаешь, на маникюр успеть сходить. А оказывается – салатик дорубить надо успеть!

Константин Чуриков: Ну а что ты думала?

Оксана Галькевич: Еще полежать, потому что спина болит после такого.

Константин Чуриков: Ну что же, мы будем следить за тем, чем сердце успокоиться. На данный момент уже многие регионы на самом деле откликнулись на предложение президента и сделают размен: вместо 31 декабря (рабочего) 26 декабря. То есть ближайшая суббота – рабочая. На данный момент нет информации, что в Москве и в Подмосковье. Будем ждать.

Оксана Галькевич: Так что, это считать подарком или не считать подарком?

Константин Чуриков: Каждый решит для себя сам.

Оксана Галькевич: Переходим к следующей теме.

..