Выпил – отдавай машину

Гости
Дмитрий Клевцов
вице-президент Федерации автовладельцев России

Иван Князев: У пьяных водителей нужно отбирать машины – жесткое и понятное предложение сделал глава Башкирии Радий Хабиров. Кстати, руководитель республики и вовсе назвал таких людей уродами, в общем, не лезет за словом в карман, видимо.

Ранее в МВД уже предлагали отбирать авто за повторное нетрезвое вождение, чего сейчас не делают, как считают некоторые люди, к сожалению, потому что уже много SMS на эту тему. Сегодня закон предусматривает при первом нарушении лишение прав от 1,5 до 2 лет и штраф 30 тысяч рублей. Если водителя поймали повторно, то удостоверение заберут уже на срок до 3 лет и будет штраф от 200 до 300 тысяч рублей, либо обязательные работы до 480 часов, либо лишение свободы до 2 лет. Ну вот все виды наказания у вас сейчас на экранах.

Тамара Шорникова: Как вы считаете, насколько вот такая мера адекватна? Или хватит штрафов, или нужно еще жестче? Ждем ваших мнений в звонках и SMS.

Сейчас поговорим с экспертами, что они думают на этот счет. На связь выходит Дмитрий Клевцов, вице-президент Федерации автовладельцев России. Здравствуйте.

Дмитрий Клевцов: Добрый день.

Иван Князев: Дмитрий Викторович, прежде чем спросить ваше мнение об этой инициативе, может быть, о новых мерах наказания, наверное, сложно же ведь отрицать, что из-за пьяных водителей очень много смертей на дорогах.

Дмитрий Клевцов: Ну, безусловно, пьяным водителям не место на дороге, это однозначно. Что касаемо самой инициативы, вы абсолютно правы, что эта инициатива не нова. Недавно выступал с такой же подобной инициативой и министр МВД Владимир Колокольцев.

С 2014 года нашим законодателям не дает покоя опыт Республики Беларусь, где введена система конфискации автомобиля за вождение в нетрезвом состоянии. Мы... пошли другим путем, вы абсолютно правы, что год назад, в 2019 году, у нас произошло ужесточение ответственности за повторное вождение в нетрезвом состоянии..., 200–300 тысяч и лишение свободы до 2 лет. Но это вопрос очень спорный, потому что пьяный водитель не всегда является собственником транспортного средства, у нас есть огромное количество водителей, которые используют арендные автомобили, по служебным надобностям они осуществляют это, то есть вопрос правовой.

И хочется еще обратить внимание всем инициаторам этой идеи опять же на опыт Белоруссии, который показывает, что пьяный водитель, когда его повторно останавливают и он понимает, что сейчас у него конфискуют автомобиль, старая добрая традиция – «так не доставайся же ты никому»… Он начинает убегать от полицейских с мыслью о том, что, может быть, «я сбегу, если машину у меня уже заберут, так пусть она будет разбитой», и тем самым подвергают других участников дорожного движения опасности. Поэтому с этой мерой надо быть очень аккуратными.

Опять же практика показывает, что вот последняя инициатива по ужесточению ответственности сократила количество пьяных за рулем. Посмотрим статистику: в 2018 году было выявлено 335 тысяч пьяных водителей, а в 2019 году уже 298 тысяч, то есть сократилось на 10% только за один год. Инициатива только-только заработала, поэтому надо смотреть статистику полную за 2020 год, мы ее увидим буквально в январе, и уже, может, после этого на основании вот этих данных уже...

Тамара Шорникова: ...снова обсудим.

Дмитрий Клевцов: ...какие-то принимать по ужесточению.

Тамара Шорникова: Да. Дмитрий Викторович, давайте мы у телезрителей спросим, вот такое народное мнение прямо сейчас запускаем SMS-опрос: отбирать машину у пьяных водителей? «Да» или «нет» отвечайте на короткий номер 5445, интересно, как распределятся голоса.

Иван Князев: Да, буквально за несколько минут можем посмотреть, какое будет мнение.

Тамара Шорникова: Да. Сахалинская область спрашивает, как раз, возможно, белорусский опыт нам что-то как-то прояснит, куда, если все-таки решат отбирать машины, будут реализовываться конфискованные авто. Как это решается?

Дмитрий Клевцов: По практике Белоруссии проводят аукционы, и деньги уходят в федеральный бюджет, насколько я понимаю, по нашему законодательству деньги должны будут уходить в региональный бюджет.

Иван Князев: Ну а там есть какие-то целевые направления, что, например, если кто-то пострадал в этом ДТП по вине пьяного водителя, то деньги пойдут на компенсацию ущерба и так далее?

Дмитрий Клевцов: Нет, абсолютно об этом речи не идет.

Иван Князев: Ага.

Дмитрий Клевцов: У нас есть сейчас гражданская ответственность, есть ОСАГО...

Иван Князев: Ну понятно, у нас страховка. Дмитрий Викторович...

Дмитрий Клевцов: ...это никакого отношения не имеет.

Иван Князев: Дмитрий Викторович, вот вы говорите, у нас есть определенные правовые сложности. Просто хотелось бы сразу понять, как это в Белоруссии работает. У нас же действительно сейчас алкоголики пересядут на каршеринг, вот, и что там, где у кого изымать, половина по доверенности ездит и так далее. Здесь же куча нарушений получится по правам собственности и тому подобное. Как это вообще можно реализовать?

Дмитрий Клевцов: Ну вот я об этом и говорю, что не всегда пьяный водитель является собственником. И опять же, есть у нас огромное количество автомобилей, которые стоят 50 тысяч рублей, какие-нибудь «копейки», «шестерки» старые стоимостью 30 тысяч рублей, – это будет разве нормальная обеспечительная мера за такое нарушение? То есть пьяный водитель будет...

Иван Князев: Ну вот я об этом и говорю: эти правовые нюансы как-то решить можно будет?

Дмитрий Клевцов: Ну, мы вообще выступаем против такой инициативы, не должны конфисковывать автомобиль. Но водителей надо жестко наказывать.

Иван Князев: Ага.

Дмитрий Клевцов: Была хорошая инициатива, но она, к сожалению, не прошла, в качестве обеспечительной меры автомобиль изымается на штрафстоянку, и пока не будет погашен тот же самый штраф, автомобиль не возвращается. Это хорошая мера, но она, к сожалению, не прошла, это в качестве обеспечительной меры.

Хочется, кстати, еще такой важный вопрос поднять, что к нам очень много обращается вообще все юристы, кто занимаются правом: очень много нарушений, связанных с составлением протоколов. Мы все знаем, что есть недобросовестные и нечистоплотные сотрудники полиции, которые или по палочной системе, для галочки, либо для коррупционных составляющих трезвых водителей делают пьяными.

Типичные примеры, когда водители освидетельствуются в прибор неповеренный, или там уже был какой-то замер произведен, либо же водителю просто говорят: «Распишитесь, вы трезвый, все нормально у вас, распишитесь», – а человек, оказывается, расписывается за отказ от медицинского освидетельствования, за что его лишают прав. Надо разбираться еще в том числе с самой процедурой и строго сделать такую систему, чтобы полицейские строго ее соблюдали и несли ответственность, если они будут как-то ухищряться.

Тамара Шорникова: Ага.

Большое количество SMS к нам приходит. Краснодарский край: «Пьяных водителей лишать прав навсегда». Москва: «А за то, что алкоголиков лечили принудительно». Татарстан: «Богатые штрафы не платят, нужно забирать машину». Тверская область считает, что достаточно меры жестокие уже сейчас, отбирать имущество не стоит, ее еще с платной стоянки забирать. И любопытная SMS из Башкирии, достаточно жесткая, уж не Радий ли Хабиров нам написал в прямой эфир: «Отбирать машину однозначно без права повторной покупки».

Давайте вместе еще телефонный звонок послушаем. Тамбов на связи, Лариса. Здравствуйте.

Иван Князев: Слушаем вас.

Зритель: Здравствуйте.

Мне кажется, что наказание в 2–3 года лишения прав – это очень мало. Если у человека есть авария со смертельным исходом, то просто-напросто надо убирать этого водителя действительно с дороги. И сделать службу, которая бы отвечала за то, как дают эти права, потому что некоторые водители, даже вот у меня знакомые есть такие, стоят на учете в психбольнице, но они имеют права, нормально.

Тамара Шорникова: Ага.

Иван Князев: Да, это интересно. По-вашему, какие меры помогли бы? На сколько лишать? Вот вы говорите, что убирать с дороги, – на сколько?

Зритель: Если со смертельным исходом...

Иван Князев: Ну это... Сейчас уже в тюрьму сажают за это, даже известных людей.

Зритель: Понимаете, нельзя так отпускать их просто, этих людей. Потому что у нас уже сколько таких: вот он сбил человека, его откупили, он поехал, еще четверых закопал, сжег в машине, и ничего, и жив-здоров, и бегает, и ездит опять за рулем, нормально. Это нельзя так делать, надо лишать пожизненно, чтобы его не было на дороге.

Иван Князев: Спасибо.

Тамара Шорникова: Да, понятно, спасибо.

Добавим еще мнение, из села нам пишут, Нижегородская область: «Съездите летом в сельскую местность, там по вечерам подростки от 14 лет регулярно разъезжают на старых списанных машинах, соответственно, возвращаются с дискотек в хорошо подвыпившем виде. С ними-то что делать будете?»

Иван Князев: Да.

Дмитрий Викторович, вот вы говорите, сейчас мы ужесточили наказание за езду в пьяном виде. Сколько лет потребуется нам на то, чтобы понять, вот это ужесточение сработало либо нет? Вот вы говорите, что через год, возможно, уже можно будет что-то смотреть.

Тамара Шорникова: Обновленная статистика.

Дмитрий Клевцов: Я говорю о том, что мы уже в январе месяце...

Иван Князев: Ну на 10%, да.

Дмитрий Клевцов: ...увидим эти данные. Мы видим положительную динамику по снижению, и уже в январе мы поймем, насколько все это объективно.

Хочется еще такой нюанс добавить, что зрительница сейчас говорила про ДТП с пострадавшими. Безусловно, там надо и лишать, и сажать, что в принципе уже предусмотрено уголовной ответственностью. Мы сейчас обсуждаем меру, когда водитель не совершает дорожно-транспортного происшествия, просто его останавливают, он пьяный, и за это второй раз он уже может уйти в тюрьму на 2 года. Это достаточно серьезная мера, потому что человек, понимающий, что за повторное вождение он может сесть на 2 года в тюрьму, это намного, мне кажется, более серьезная ответственность, чем заберут его автомобиль стоимостью 100, 200, 300 тысяч рублей.

Тамара Шорникова: Понятно, спасибо. Дмитрий Клевцов, вице-президент Федерации автовладельцев России.

Послушаем телефонный звонок, Самара на связи, Александр.

Зритель: Алло, здравствуйте.

Тамара Шорникова: Да, здравствуйте.

Иван Князев: Слушаем вас.

Зритель: Здравствуйте.

У меня вот такое мнение. То есть ладно, водитель должен отвечать, но при чем здесь имущество? Имущество нажито же совместным трудом. Водителя можно посадить или что, но так же и родственники являются хозяевами машины.

Иван Князев: Ну пускай, пускай тогда вдвойне думают о том, что мало того, что он себя подставит, так еще и родственников.

Зритель: Нет, а выглядит уже это как воровство, то есть со стороны государства еще один способ воровать. То есть пускай посадят водителя, а именно имущество отдадут семье, пускай они продадут эту машину, то есть всякие ситуации бывают.

Тамара Шорникова: Да, понятно, это семейный капитал.

Иван Князев: Понятно.

Тамара Шорникова: Александр, хорошо, что сделать с пьяницами на дорогах, как вы считаете? Достаточны ли сейчас меры или нужно ужесточить?

Зритель: Нет, как-то нужно, конечно, ужесточать, но не таким способом, что отбирать имущество, потому что это как бы...

Тамара Шорникова: Поняли ваше мнение, спасибо.

Зритель: ...воровством называется.

Тамара Шорникова: Спасибо.

Иван Князев: Ну вот «не таким способом» считают только 30% наших телезрителей. Спрашивали вас, нужно отбирать машины у пьяных за рулем, 70% сказали, что нужно.

Тамара Шорникова: Уверенное «да».

Зритель: Да это...

Тамара Шорникова: Спасибо, да.

Иван Князев: Спасибо вам большое.

Тамара Шорникова: Переходим к следующей теме.

Обсуждаем такую инициативу в борьбе с пьянством на дорогах