Выпуск продуктов для здорового питания

Выпуск продуктов для здорового питания
Стоматология: вам бесплатно или хорошо?
Стоматология не по зубам. Наркоманы выходного дня. Переходим на российское ПО: что будет с рынком электроники?
Никита Кричевский: Людям нужно осознание того, что в них заинтересованы, что им помогут, если что
Юрий Мельников: Дешёвые энергоресурсы невыгодно экономить
Александр Хуруджи: Предприниматели не должны бояться ошибаться. А риски надо страховать
Инвестиции в российский бизнес. На примере производства холодильных витрин в городе Орёл
Максим Руссо: Дети на заказ с желаемыми свойствами – мы хотим спортсмена или мы хотим математика – это разве что через полвека станет возможно
«Взял кредит на зубы». Откуда такие цены в стоматологии? И станет ли в поликлиниках меньше зубных кабинетов?
Почему «голливудская улыбка» так дорого стоит, и как жители регионов находят деньги на лечение зубов?
Реальные цифры: ваши поправки в Конституцию
Гости
Александр Борисов
председатель комиссии ТПП по развитию потребительского рынка
Александр Синотов
директор ОА «БионоваРус»

Марина Калинина: Я еще раз всех приветствую. Я Марина Калинина. Это рубрика «Промышленная политика». Каждый вторник мы рассказываем о российских предприятиях, которые работают на территории нашей страны и поставляют продукцию не только в Россию, но и за рубеж. Предприятия совершенно разные, и маленькие, и большие. Сегодня поговорим о производстве здорового питания, как утверждают производители, без сахара. У меня в гостях сейчас Александр Синотов, директор компании «БиоНова Рус». Здравствуйте. И Александр Борисов, председатель комитета Торгово-промышленной палаты России по развитию потребительского рынка. Александр Иванович, здравствуйте. Моя коллега в Калининградской области сняла сюжет о фабрике пастилы. Как раз эта фабрика входит в акционерное общество «БиоНова Рус». Компания в целом выпускает различные продукты без сахара, а также сахарозаменители. Но мы потом об этом поговорим. Давайте сначала посмотрим сюжет о заводе.

СЮЖЕТ

Марина Калинина: Александр, расскажите поподробнее о вашей компании. Потому что мы показали только пастилу, а в чем специфика вашего производства, что еще вы делаете?

Александр Синотов: Во-первых, спасибо, что пригласили. Во-вторых, спасибо, что показали предприятие. Со стороны несколько иначе все это смотрится.

Марина Калинина: Хуже, лучше?

Александр Синотов: Где-то вызывает, да, улыбку. Где-то хочется похвалить. Где-то сразу же замечаешь ошибки в работе. И на оборудовании, и у людей тоже какие-то смотришь недочеты. Есть куда расти. Например, у нас в конфетке не одно, а 4 яблока получается.

Марина Калинина: А, даже так?

Александр Синотов: Да. Т. е. количество сухих соответственно уменьшается почти в 8 раз, поэтому большое количество идет сырья на производство каждой конфеты. На самом деле у нас есть специфика, мы…

Марина Калинина: В чем идея, в чем фишка вашей компании?

Александр Синотов: Есть коренное предприятие, которое находится в Перми. Оно занимается производством биологически активных добавок. И в свое время мы рассматривали вариант роста именно в области пищевой промышленности, и сама идея как-то появилась сама собой. Нам очень интересно было популяризировать, во-первых, собственную миссию, собственную идею. Во-вторых, основной ингредиент, который у нас производится в Перми, это бетулин – экстракт бересты березовый, обладающий очень уникальными свойствами. Мы его используем в качестве основной, скажем так, фишки при производстве. Т. е. наши девочки не упомянули об этом. А отсутствие сахара это не единственное преимущество. Я думаю, что этим могут многие похвастаться предприятия, все-таки тренд на сегодняшний день все, что касается ЗОЖа. А в нашем случае мы все-таки стараемся делать ту продукцию, которую можно назвать в той или иной степени профилактической. Поэтому очень тщательный контроль, очень тщательный подбор компонентов, ингредиентов. Абсолютно везде присутствуют и витаминные комплексы. В детских продуктах присутствует растительный экстракт, во взрослых бетулин присутствует. Т. е. мы как бы сохраняем, получается, ту марку, ту специфику, которую мы хотели бы заложить именно в нашу продукцию и чем отличаться от рынка.

Марина Калинина: Александр Иванович, скажите пожалуйста, насколько сейчас это направление развивается. И вообще насколько таких компаний сейчас много в России? Или единицы?

Александр Борисов: Мне как человеку, который родился и вырос в Советском Союзе (а я родился, скажу вам так, в 1945 году), когда речь идет о том, что сахара надо есть мало… Мои детские воспоминания говорят о том, что: «Ребята, как же так?» Любая конфетка в моем возрасте была дорога. Но проблема в том, что очень серьезно за последние 50-60 лет во всем мире изменилось отношение к здоровью, к питанию. А в последние годы, особенно с появлением новых поколений, у которых эта проблема вообще не стоит, начался вот этот, правильно, тренд, который мы условно называем «ЗОЖ» – здоровый образ жизни. И который распространяется в том числе и на питание. Очень хорошо, что сейчас появляются компании, которые готовы, во-первых, вкладываться в это, во-вторых, вести и просветительскую работу. Потому что это очень важно. Я просто приведу пример. Допустим, из Америки (я недавно вернулся). В школах Нью-Йорка запретили продавать «Кока-колу» и «Пепси-колу». У нас сейчас, слава богу, то же самое сделано. Потому что мы порой даже не замечаем, что практически в любом продукте, обработанном через конвейер, – который прошел массовую технологическую переработку, – везде присутствует сахар. В той или иной форме, в том или ином количестве. И поэтому на самом деле такое косвенное потребление сахара действительно очень сильно. Что касается, трудно сейчас назвать процент какой-то производителей, которые серьезно пекутся об этой проблеме – проблеме сахара, проблеме жиров. Кто не говорит об этом! Но проблема только заключается в том, что в большинстве технологий совсем отказаться от этого либо невозможно, либо это стоит дорого. Вот почему важен этот пример, о котором мой тезка говорит. Конечно, об этом нужно говорить чаще, больше. Тем более что он, судя по всему, успешный. И если я правильно понял из нашего разговора…

Марина Калинина: А он сейчас расскажет, успешный ли.

Александр Борисов: …нашел поддержку и у местных властей.

Марина Калинина: А вот это, кстати, очень важно. А я хочу наших зрителей спросить: готовы ли вы отказаться от сахара и начать здоровый образ жизни? «Да» или «нет»? Напишите нам на СМС-портал. А я буквально через 20 минут подведу итог. Александр, успешный этот бизнес? Сложно ли его развивать таким компаниям, как ваша?

Александр Синотов: Мне кажется, что в принципе работа – нелегкое как бы мероприятие. Поэтому, естественно. Это новая площадка, новое производство. Мы сталкиваемся и с трудностями, которые существуют с выводом продукции на рынок. Рынок насыщен на сегодняшний день продукцией, в том числе и известных марок. Но я скажу, что рынок быстрорастущий. Я специально посмотрел статистику. За последний год устойчивый тренд: 10-12% в год прирост по именно специализированному питанию получается. Т. е. это на сегодняшний день… я не скажу, что правительство не работает, или еще что-либо, потому что прямо видно, что на самом деле пропаганда здорового образа жизни дает свои плоды. Наши россияне более внимательно стали смотреть к тому, что они потребляет. Да, но мы видим очень сильное расслоение на сегодняшний день в сторону дешевых и некачественных продуктов и, соответственно, более дорогих, к сожалению, продуктов, которые в себе закладывают какой-то смысл, какую-то пользу для нашего организма. Не секрет, что у нас очень много проблем связано именно с нашим образом жизни и с потреблением. Это основные причины именно смертности. Не только в России, а в мире в целом. Это алкоголь, табак, стрессы и питание. Но, к сожалению, нет такой статистики, каким образом тот или иной фактор влияет на эти показатели.

Марина Калинина: Т. е. сам по себе, отдельно взятый?

Александр Синотов: Да. Т. е., к сожалению, такой нет статистики. Есть только вот процент излишнего веса. За этим следят, соответственно. У нас Минздрав какую-то статистику выдает. Но то, что на сегодняшний день есть продукты в области ЗОЖ и на это обращают внимание в том числе и большие компании (и PepsiCo, и Coca-Cola, и т. д.), это говорит о том, что это быстро растущий тренд, который, я надеюсь, положительно скажется и на нас как на потребителях.

Марина Калинина: Но вот смотрите, Александр Иванович, у меня такое ощущение, когда я смотрела продукцию, что это альтернатива более здоровая этим всяким «Сникерсам» батончикам и т. д.: таким быстрым перекусам. А готовы ли наши покупатели перестроиться сейчас? Вот как рынок сейчас вообще: потребительские способности, готовность покупать именно эту продукцию?

Александр Борисов: Самая большая проблема у нас сегодня – это падение покупательской способности населения. Она почему важна, и почему, я считаю, мы мало об этом говорим? Потому что и производители, и розничная торговля, которая находится в неразрывной сети, они сейчас отталкиваются только от одного главного показателя: это цена на полке. Я думаю, что и для наших коллег это аргумент очень важный. И поэтому и производители, и торговля добиваются любыми способами, чтобы цены оставались стабильными, иначе покупатель просто будет лишать себя необходимого даже количества получения по нормативам. И что происходит с производством? Поскольку нельзя повышать отпускную цену, производители стараются найти ингредиенты, которые могут заменить привычные, но дешевле при покупке. И в результате, вот Александр сказал, что дешевые и некачественные. Я бы не стал использовать такой эпитет, потому что вся продовольственная продукция, которая попадает на полки, она безопасна для здоровья. В отношении же качества – у нас, да и нигде в мире стандартов нет. Каждый определяет качество в зависимости от собственного отношения к продукту. Но вот из каких ингредиентов продукт сделан, насколько они приносят некий… при частом употреблении, при постоянном употреблении они могут накапливаться в организме или приводить к повышенному ожирению. Проблема действительно стала для России очень серьезной. Более 20% населения страдают ожирением как болезнью. Это очень серьезная проблема. Причем она действительно не только для нас важна, но и во всем мире.

Марина Калинина: У нас есть звонок из Ставропольская края, Лариса нам дозвонилась. Лариса, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте. Здравствуйте, студия, уважаемая ведущая. Я бы хотела сказать, у нас по поводу все-таки того, насколько необходима эта продукция. Столько в стране диабетиков, столько людей, желающих похудеть. И вот чтобы найти какой-то продукт, который действительно с пониженным содержанием сахара, – мне кажется, его бы разбирали гораздо больше. Кто-то хочет поздравить свою бабушку, которая болеет, тот же тортик какой-то без сахара сделать. Это было бы вообще чудесно. Единственное, что вот какое замечание. Почему-то очень много изготавливается продукции с фруктовым сахаром, про который давно уже подтверждено и чуть ли не в каждой программе «Здоровье» говорят о том, что он достаточно вредный, еще хуже, чем обычный сахар, потому что сильнее усваивается.

Марина Калинина: Лариса, спасибо за вопрос. Александр, что скажете?

Александр Синотов: Если мы сейчас говорим про яблоко, да? То, что называется фруктовый сахар, – по всей видимости, речь идет о фруктозе.

Марина Калинина: О фруктозе, да.

Александр Синотов: Да. Но как бы из яблока тяжело убрать, честно говоря, фруктозу. Это, я извиняюсь, не огурец, не помидор, хотя они тоже бывают сладкими. Это естественные как бы сахара, которые в принципе и делают эту сладость. Она все-таки сладость, но приносит пользу. Во-первых. Во-вторых, наша продукция является специализированным продуктом, и она рекомендуется Ассоциацией диабетиков России. Поэтому можно смело ее употреблять. Проходили в НИИ питания соответствующие исследования, есть соответствующие документы. Это безопасно для второй группы диабетиков, можно употреблять нашу продукцию.

Марина Калинина: Еще один вопрос. Когда разрабатывается рецептура продукта вот такого плана, как у Александра производится в компании, как происходит работа с диетологами и т. д.? Т. е. вы как-то вместе сотрудничаете? Ведь нужно же понимать, какие ингредиенты добавлять, какие нет.

Александр Синотов: Изначально все-таки рынок диктует моду.

Марина Калинина: Но все равно, из чего делать тот или иной батончик, кашу, еще что-то.

Александр Синотов: Да, конечно. Потом, соответственно, анализируется каждый компонент, насколько он соответствует тем или иным техническим или лечебным, скажем так, свойствам. Миксуются, пытаются что-то сделать. И вот тот готовый продукт, который уже получается, он отдается в любом случае на экспертизу. Т. е. у нас, в связи с тем, что мы делаем специализированный продукт, в Москве НИИ питания следит именно за составами. Насколько они безопасны, насколько они содержат те или иные вредные компоненты. Процедура довольно-таки длинная, до полгода длится. Поэтому здесь, к сожалению, или к счастью нашему всеобщему, не получится действительность выдать за обман. И вот в поддержку Александра я хотел еще сказать тоже. Мне кажется, есть определенная тенденция положительная. Во-первых, я подтверждаю, что на сегодняшний день интерес сетей в первую очередь – дать, скажем так, дешевый продукт. Не секрет, что…

Марина Калинина: Но не хотелось бы, чтобы от этого качество страдало, да?

Александр Синотов: Конечно, конечно.

Марина Калинина: И были заменители какие-то.

Александр Синотов: Есть такая тенденция, не буду скрывать: мы приходим к ребятам в торговые сети, даем попробовать наш продукт, они говорят: «Замечательно, вы молодцы, мы вас поздравляем, все супер, но только к нам не лечиться ходят. К нам ходят для того, чтобы купить продукты питания на каждый день. И, извините, в среднем чеке на ваш продукт, условно говоря, падает 5 копеек, все остальное – хлеб, молоко и стандартный набор». Поэтому это правда жизни на текущий момент. Второй нюанс. Признаюсь честно, это наш менталитет, наша текущая ситуация, связанные с тем, что мы в принципе профилактикой не занимаемся. Идя в студию, я почитал свежий отчет. У нас на сегодняшний день профилактикой заболеваний занимается всего 4% населения. При этом в основном в эту группу попадают витамины. Т. е. мы считаем, что прием витаминов – это достаточно для того, чтобы соответственно, как ни странно, сердечно-сосудистые заболевания, онкозаболевания и т. д., – этого якобы достаточно, в нашем понимании. При этом в Европе это 42% населения, в Японии больше 90% населения занимается профилактикой. У нас такой вот. Ну, как обычно: петух когда клюнет, тогда мы соответственно идем этим заниматься. Поэтому в совокупности все это сказывается на принятии решения о покупке тех или иных продуктов. Мы знаем, что это очень нужно, что это полезно, да. Но мы лучше сегодня купим килограмм чего-то там с сахаром в данном случае, чем 100 грамм чего-то полезного, которое очень быстро закончится.

Марина Калинина: Александр Иванович, а возможно переломить этот менталитет? И что вы со своей стороны, как представитель Торгово-промышленной палаты и знаток потребительского рынка, делаете или можете сделать?

Александр Борисов: Переломить существующую ситуацию можно только одним способом: повышением благосостояния населения. Вот обратите внимание: почему президент уже разве что только не пинает экономический блок правительства, говоря о том, что – коллеги, сколько можно терпеть ситуацию, когда 5 лет подряд падают доходы населения? Шестой год уже. Ведь население начинает думать о более высоких материях, только удовлетворив первичные потребности свои. (Известная пирамида Маслоу, не будем о ней говорить.) Поэтому, как только человек переходит на несколько более высокий уровень своего осознания как личности, как гражданина в обществе, у него только тогда просыпается вот это желание думать еще и о таких вещах, как здоровье, как образование, развитие собственного самосознания как гражданина. И это очень непростой процесс, который займет еще какое-то время. И потом, у нас еще многое не сформировано в смысле ассортимента продукции. Если взять экономически развитые страны мира, там в матрице продовольственной есть целый пласт продуктов для населения, которое живет ниже уровня бедности, низший уровень среднего класса, средний средний, верхний средний и, там, самые богатые. У нас, к сожалению, пока градации этого ассортимента не существует. Очень многие производители даже не задумываются о том, кто их конечный покупатель. Очень часто (я надеюсь, это не относится к нашим коллегам) никто не думает о том, кто настоящая целевая аудитория. Главная задача – произвести в надежде на то, что это купят. А сейчас рынок настолько насыщен…

Марина Калинина: Перенасыщен даже.

Александр Борисов: Да, но по сути… я время от времени позволяю себе такое заключение сделать: мы впервые сейчас столкнулись с феноменом капиталистического производства. О котором мы всегда на лекциях по марксизму-ленинизму упоминали и не понимали, что это такое. Вот сейчас это так. И феномен насыщения основными продуктами, товарами населения произошел, а на него наложился феномен падения доходов. И в результате производители практически всех товаров сталкиваются сейчас с очень серьезной проблемой. Продать что-либо становится все сложнее и сложнее. Поэтому продукты должны отличаться особыми свойствами. И, конечно, самая главная проблема – это все равно цена.

Александр Синотов: Можно, я еще добавлю?

Марина Калинина: Да, конечно.

Александр Синотов: Только маленько другой, очень важный фактор. На самом деле проблема не только в том, чтобы продать. На самом деле я маленечко не соглашусь. Очень сейчас грамотны те, кто производит продукты. Я вас уверяю, я в этом нахожусь, сейчас и маркетологи работают и понимают, кто их покупатель. Но есть большая проблема: из чего этот продукт? На сегодняшний день в нашем примере мы яблоками обеспечены в России всего на 30%. Все остальное у нас ввозится. Т. е. та продукция, те яблоки, которые производятся на территории России, они в основном так называемые товарные и идут к нам на полку. А промышленные яблоки у нас отсутствуют как класс, и всего 30% обеспечение. Мы работаем в основном на импортном сырье. Соответственно, это влияет и на цену, это влияет в принципе на формирование продукта и на вкусы. И мы вот в Калининграде только за то, чтобы возобновить производство собственное, переработку яблок, мы открыты соответственно к переговорам, чтобы это все можно было сделать. Мы только заинтересованы, чтобы работать на местном сырье. И меня поддержит большинство компаний, которые работают на сегодняшний день с фруктами.

Марина Калинина: Спасибо вам большое. Время пролетело незаметно, как всегда. Александр Синотов, директор компании «БиоНова Рус», Александр Борисов, председатель комитета Торгово-промышленной палаты по развитию потребительского рынка. А прямо сейчас – производственные портреты.

СЮЖЕТ

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)

Выпуски программы

  • Все видео
  • Полные выпуски