Выпускной: праздник или дорогостоящие понты?

Гости
Олег Ефремов
кандидат философских наук, доцент кафедры социальной философии и философии истории философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова

Ольга Арсланова: На выпускной балл по немалой отпускной цене. Эксперты подсчитали стоимость школьного выпускного вечера, речь о тратах на наряды, фуршет, макияж для девочек, услуги диджея, аренду зала, профессионального фотографа, ну это как минимум.

Александр Денисов: С мальчиками все попроще.

Ольга Арсланова: Да, чуть дешевле.

Александр Денисов: По данным сервисов Сбербанка, родители заплатят за праздник примерно 10 тысяч рублей на одного ребенка. Вот ранее проведенный опрос другими сервисами, например, SuperJob провел опрос среди родителей, и там вот такие данные, что выпускной в среднем по стране обходится примерно в 30 тысяч рублей.

Ольга Арсланова: Во сколько выпускной обойдется лично вам? Считаете ли вы эти траты оправданными? Кому они вообще нужны? Позвоните, расскажите в прямом эфире.

Александр Денисов: И у нас в студии Олег Ефремов, доцент кафедры социальной философии и философии истории философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. Добрый вечер.

Ольга Арсланова: Добрый вечер. Пусть не смущает вас такая частота появления в нашей речи слова «философия», потому что это действительно философия – взять кредит на свадьбу, например. Такое ощущение, что это вот какая-то наша русская история, или это во всем мире так? Или последние деньги отдать на выпускной, который, конечно же, запомнится, но это на самом деле всего лишь один день в году, такие траты для многих семей неподъемны. Почему мы так это любим, потратить последнее ради праздника?

Олег Ефремов: Ну, не только мы. Здесь можно вспомнить целый ряд философских и социологических терминов, которые эту ситуацию описывают: традиция, статус, престиж, солидарность – все это будет относиться именно к той проблеме, которую вы затронули. Пышно и дорого праздновать различные важные события в своей жизни принято практически во всех культурах. И да, это традиция, но что такое традиция? Традиция – это некогда оправдавшее себя правило поведения. В той ситуации, в которой оно возникло, оно было вполне успешным и функциональным. Действительно, люди дорого отмечали важные события в своей жизни (свадьбу, окончание учебного заведения, вступление в какую-то организацию), и это выполняло вполне конкретные задачи. Ну, во-первых, это означало для человека позиционирование в некоем новом статусе. Допустим, только после свадьбы пышной, дорогой, с большим количеством гостей я становился полноценным мужем или кто-то становился полноценной женой.

Ольга Арсланова: А кстати, функциональность, Олег Анатольевич: чем дороже свадьба, тем более жалко потом разводиться. Укрепляется семья? Ну столько денег потратили.

Олег Ефремов: Вы знаете, в чем дело? Вот это было в те времена, когда женились один раз и на всю жизнь, и вот тогда это было оправдано. Это именно, кстати, и экономический смысл, потому что люди приносили подарки достаточно дорогие, которые могли эту свадьбу окупить. Кроме того, это поддерживало некую солидарность, поддерживало положение человека в обществе. Сейчас действительно ситуация анекдотичная, то есть когда люди играют очень дорогую свадьбу, взяв на нее кредиты, через несколько месяцев разводятся, вступают в новый брак, а потом выплачивают уже в новом браке кредиты за свою прежнюю свадьбу, я знаю такие примеры.

Александр Денисов: Тем крепче будет следующий брак, потому что им нужно разделаться с долгами.

Олег Ефремов: Вы знаете, не факт, потому что здесь, может быть, уже пышной свадьбы не было, можно развестись и снова вступить в брак. Брак – это теперь что-то такое случайное.

Александр Денисов: Так долги делятся при разделе, при разводе супругов пополам, вы в курсе?

Ольга Арсланова: То есть когда-то держали траты, теперь держат...

Олег Ефремов: Это в обычном случае, бывает, что и по-другому, но в любом случае платить приходится, и, конечно, это малоприятно. Аналогичная ситуация и с выпускными, понимаете. Ведь когда-то, допустим, выпускной в том же кадетском корпусе был вступлением в офицерскую корпорацию, и для человека это было очень важное событие в жизни. В советские времена выпускной в школе, давайте тоже об этом не забывать, был связан с получением важнейшего документа, аттестата зрелости. Это означало, что человек стал взрослым, то есть это было признаком его взрослости. Но сегодня все это, так скажем, подвергается некой мультипликации и профанации: женятся много раз, выпускные у нас начинаются с яслей...

Ольга Арсланова: С детского сада.

Олег Ефремов: И в общем, конечно, это становится пустым совершенно ритуалом, и траты на него выглядят, конечно же, анекдотично.

Ольга Арсланова: Олег Анатольевич, вот вы сказали о статусе, о том, что тратами исторически человек пытался подчеркнуть свой высокий статус, таким образом занять какое-то положение в обществе, добиться уважения и так далее. Сейчас появились, например, такие услуги, как аренда виртуального наряда для соцсетей, то есть это даже ненастоящее платье, девушки платят деньги, для того чтобы им прислали некую, не знаю, нейронную модель и они, значит, в ней в соцсетях выпендриваются перед подписчиками. То есть статус сейчас стал абсолютнейшей фикцией. Почему так происходит? Люди по-прежнему готовы за это платить, не получая по сути ничего взамен, кроме иллюзии.

Олег Ефремов: Ну потому что мы живем в обществе, где иллюзия стала очень ценной, где вообще стирается грань между иллюзией и реальностью, между виртуальной средой и реальной средой, и неизвестно, где мы живем больше, понимаете. Если мы бо́льшую часть нашей жизни проводим в виртуальной среде, что же удивляться, что мы там женимся и выходим замуж, добиваемся своего статуса. Я по своим детям знаю, что в наибольшей степени они добиваются статуса в интернете и в соцсетях, именно там они ищут популярность, именно там для них важно, кем их воспринимают.

Поэтому виртуальная свадьба, ну что ж, это вполне в духе времени, и, разумеется, тогда нужно потратиться на нее, а не на то, чтобы купить реальное платье, потому что реальное платье увидят десятки людей, ну и те, кому вы покажете фотографию, а вас виртуально может увидеть гораздо большее количество людей и придать вам более, так скажем, для вас желанное положение, чем это было бы в реале. Так что, понимаете, какое общество, такие складываются и правила поведения. Другое дело, что сохранение неких прежних форм сегодня может выглядеть действительно несколько смешно.

Александр Денисов: Тогда это самый дешевый вариант любого выпускного, любого праздника: пожалуйста, выложил фотографию и будь спок, никаких трат.

Олег Ефремов: Вы знаете, я думаю, что подготовиться к этой фотографии будет тоже стоить скоро очень недешево.

Ольга Арсланова: А правильно ли мы понимаем, что люди все равно по-прежнему, как и раньше, готовы платить, готовы вкладывать усилия в поддержание некоего образа себя? Причем этот образ себя для внешнего использования уже часто не совпадает с реальным стержнем, этот реальный стержень становится уже не столь ценным, сколько вот этот образ себя на экспорт.

Олег Ефремов: Ну а чему удивляться? Мы – это наш имидж, мы – это то, как нас воспринимают. Естественно, мы всячески пытаемся добиться того восприятия себя, какое нам нравится, и в это вкладываются... И кстати сказать, да, вот даже траты, может быть, и на реальный выпускной тоже могут быть свидетельством того же самого, то есть мы не хуже других по крайней мере, если взять такой народный вариант. Ничего удивительного в этом нет, мы всегда пытаемся добиться положения в обществе, а сегодня это особенно актуально, создав особый какой-то свой образ, возможно, приписав себе чего-то такое, чего у нас нет.

Александр Денисов: Ну вот знаете, вот эта цифра, 10 тысяч рублей, сервисы банка посчитали, сколько тратят на одного ребенка на выпускной. Ну 10 тысяч, ну что, у нас семья российская средняя не найдет 10 тысяч рублей на своего ребенка, зная, что там в следующем году или через 2 года у него выпускной? Абсолютно не проблема, ну на мой взгляд.

Олег Ефремов: Я не знаю, где они 10 тысяч нашли, возможно, это ясли. Что касается трат на выпускной в школе, например, то там они значительно выше.

Александр Денисов: Ну какие?

Олег Ефремов: Ну, вы знаете, вот я беседую со знакомыми самых средних московских школ, непрестижных, дети не из, так скажем, элиты, ну тысяч в 30–35 это самое малое, во что обходится выпускной, учитывая платье для девушки, учитывая прическу, учитывая макияж, учитывая траты на какие-то подарки, на что-то еще, и то это скромная сумма, это самый-самый минимум.

Александр Денисов: 30 тысяч?

Олег Ефремов: Да, 30–35 тысяч получается. Может быть, по России это где-то меньше, но вот в Москве это так, а верхняя граница, как вы понимаете, может быть любой, заоблачной, и здесь, наверное, пределов нет. Может ли потратить российская семья эту сумму? Понимаете, каждая семья решает сама, вопрос в том, чтобы она могла решать.

Ольга Арсланова: Вот, Олег Анатольевич, очень многие вещи делаются, потому что, как вы сказали, «мы не хуже других», «а что, мы не найдем?», «отложим, возьмем кредит, оденем, накрасим и сфотографируем для «Одноклассников», «ВКонтакте» и так далее». Многие вещи делаются, потому что так принято, чтобы было как у всех, чтобы соответствовать неким ожиданиям и вписаться вот в этот ожидаемый статус. А собственно, как мы знаем из хорошей художественной литературы, из философских трудов, одно из наиболее ценных достижений человека – это его автономность, это его способность самому определять, каким он хочет быть, что для него ценно, что важно, это умение не зависеть от этой внешней оценки. Можно ли сказать, что сейчас вот эта ценность автономности снижается, то есть мы по-прежнему сверхсоциальные животные и хотим делать все как принято?

Олег Ефремов: Ну, если взять философскую традицию, она как раз утверждает, что автономность наша повышается, что как раз мы живем в мире свободы, более того, мы живем в мире ненормальности, мы живем в мире, где норма становится немодной, человек как раз может позиционировать себя эпатажем, может позиционировать себя ненормально. Я могу процитировать маркетологов, которые исследуют эту ситуацию и дают рекомендации корпорациям, они говорят так: «Ненормальность – новая норма, единственное правило – никаких правил». Поэтому в принципе у человека появляется выбор, и этот выбор получает в обществе признание и одобрение.

И на самом деле в школах мы сегодня можем столкнуться с тем, что действительно детям и родителям дают возможность выбрать, то есть хочешь идти на выпускной – иди, не хочешь – не иди, и многие не идут не потому, что у них нет денег, а потому, что это их сознательный выбор. Я могу сказать так, что, когда встает вопрос о каком-то пышном празднестве у моих детей, я узнаю его цену и дальше спрашиваю своего ребенка: «Что ты предпочтешь, пойти на этот праздник, и я заплачу эту сумму, или я эту сумму даю тебе и ты ее тратишь так, как захочешь». Вы знаете, в большинстве случаев мои дети выбирают самостоятельное распоряжение этой суммой.

Да, есть случаи, когда они говорят: «Нет, я хочу пойти на праздник», «Я хочу устроить праздник или пойти на праздник», но в другом случае они говорят: «Мне этот праздник особенно не нужен, я спокойно обойдусь без него, я лучше куплю себе планшет или что-то еще, самокат новый». Это их сознательный выбор. Я ставлю их в ту ситуацию, когда они сами могут за себя сделать свой выбор. И не только мои дети, но и другие решают порой не как все, а так, как им хочется, и таких, как хочется, набирается достаточно много. Поэтому говорить, что вот все идут под этот стандарт выпускного, – это не так, редко когда собирается целый класс на всех мероприятиях.

Александр Денисов: Вы знаете, у Виктора Петровича Астафьева есть такой рассказ «Фотография, на которой меня нет», там пацан пропустил, снимали весь класс, и этому посвящен рассказ, то есть он на всю жизнь это запомнил, ну он там приболел. Не попадут ли в такую же ситуацию ваши дети, выбирая между планшетом и праздником? Планшет понятен, его функциональные возможности понятны, что будет на празднике, непонятно, какие эмоции, возможно, они будут дороже стоить с течением... Планшет состарится, а на празднике он не окажется.

Олег Ефремов: Если это действительно такой праздник, как вы описываете...

Александр Денисов: Ну выпускной, выпускной.

Олег Ефремов: Но когда этих выпускных десяток, когда выпускной после 4 класса в 5-й, после 1 класса во 2-й...

Александр Денисов: Ну вы утрируете, это понятно, это можно пропустить, хорошо.

Олег Ефремов: Я не... Да.

Александр Денисов: Хорошо, выпускной в выпускном классе.

Олег Ефремов: Ну, вы знаете, ведь тоже, конечно, здесь, может быть, трудно обобщать, но кто-то говорит так: «Это была семья, мы были единым целым, и мы должны, конечно же, все отметить завершение этого этапа в нашей жизни, поклясться друг другу в вечной дружбе и так далее». Кто-то говорит: «Ну и что? Я с ними отсидел 10 лет, для меня это, в общем, люди чужие как были, так и остались, я вот хочу отметить этот праздник с двумя-тремя своими друзьями, тогда мы уж пойдем куда-то и вот своей компанией этот праздник отметим». А возможно: «У меня есть друзья из другого 11 класса, я пойду, лучше объединюсь с ними, и мы пойдем туда. Да, мы отбудем официальное мероприятие, получим свой аттестат, сфотографируемся с учителями, а потом мы пойдем это все отмечать так, как мы хотим, а не сидеть с людьми, которые за 10 или 11 лет мне родными и близкими не стали, то есть для меня нет ничего в этом». Это нормальная позиция.

Александр Денисов: Вот, мне кажется, для старшеклассника (сейчас пообщаемся со зрителями, там у нас уже есть звонки) это будут, ну я вот так вижу со стороны, это сомнительные рассуждения взрослых людей. Просто надо сходить на праздник и все, к чему тут рассуждать, стоит ли этих трат, не стоит? Очевидно, родители должны решить этот вопрос и все, ну...

Олег Ефремов: Александр, вы все время исходите из того, что это для них праздник.

Александр Денисов: Ну да.

Олег Ефремов: А вы знаете, это совершенно не факт, что это так, потому что во многих случаях выпускной становится рутиной, особенно сегодня, когда во многих ситуациях он, так скажем, очень ритуализирован, когда детей везут в строго определенные места, разрешают делать только строго определенные вещи. Я слышал очень много разочарованных рассказов о том, как их вывезли в Парк Горького, заперли там на ночь, выпустили только утром, и многие говорят, что это была далеко не лучшая ночь в их жизни.

Ольга Арсланова: То есть цена на праздник растет, а ценность самого праздника снижается, особенно...

Олег Ефремов: Да, то есть это перестает быть праздником, понимаете. Они хотят устроить праздник по-своему, но им этого порой не позволяют сделать. Возможно, если действительно ситуация такая, когда они сами устраивают свой праздник, да, для них это стоит любых денег и родители готовы пойти на эти траты. Но если это определенный ритуал, за который еще и надо платить, то, конечно же, для ребят ценность этого может быть ниже. Но повторяю, здесь все очень индивидуально, все зависит от того, в каком классе учился человек, какие были отношения в этом классе, что это за школа, как, в конце концов, организован этот праздник, поэтому, видимо, обобщать нельзя. В некоторых случаях действительно люди искренне готовы заплатить любые деньги, для того чтобы, как вы справедливо говорите, осталась память на всю жизнь, и это навсегда фотографии в семейном альбоме, которые будут показываться и детям, и внукам, и дай бог, чтобы это так было. Но так бывает не всегда.

Ольга Арсланова: Готовы или не готовы, узнаем прямо сейчас. Опрос россиян на улицах российских городов: «Готовы ли вы тратить неподъемные суммы на праздники?» – отвечали нашим корреспондентам.

ОПРОС

Ольга Арсланова: Да, давайте послушаем наших зрителей. Лариса из Саратовской области в эфире с нами. Добрый вечер.

Зритель: Добрый вечер.

На мой взгляд, вернее бытует мнение, что это праздник для выпускников. А это праздник выпускников, это праздник самих детей. И он должен быть таким, каким дети хотят его видеть. И вот сейчас у нас из года в год, на мой взгляд, цена этого праздника повышается, и повышается, и повышается, а ведь превращается подчас это в показуху, в какой-то шаблон. Должна быть изюминка у этого праздника, и должно быть чувство меры, должен быть вкус...

Александр Денисов: Ну приведите пример шаблона и показухи, Лариса, приведите пример шаблона и показухи. Что имеете в виду?

Зритель: Ну, когда вот существует определенный стандарт, вот как говорили тут люди, поехали, то есть застолье, потом поехали по одним и тем же местам...

Ольга Арсланова: На концерт каких-нибудь жутких звезд, например, которые многим не нравятся детям.

Зритель: Да. И что из этого? Это вот, на мой взгляд, не нужно, чтобы цена вопроса, то есть все мерилось деньгами.

Ольга Арсланова: Ага. Да, спасибо вам.

А ведь действительно, самый классный праздник – это праздник, который ты сам себе устроил. Не знаю, собрались, поставили сами какой-нибудь там спектакль, капустник, свобода творчества, тогда этот день действительно запомнится. Когда для тебя это все организовали, ну пусть дорого, но это такое потребление, в общем.

Олег Ефремов: Ну, я согласен с этим. Но понимаете, здесь еще нельзя сбрасывать со счетов административный момент, потому что что-то разрешают, а что-то не разрешают. Понимаете, может быть, то, что ребята бы хотели, им просто не разрешат, их будут склонять всячески опять же к какой-то традиционной форме, которая для них скучна и им неинтересна. Вот эти вот спектакли, например, далеко не все любят ставить и играть в этих спектаклях, понимаете.

Александр Денисов: Да вам не угодишь, Олег Анатольевич, ха-ха-ха!

Олег Ефремов: Я просто считаю, что должна быть свобода выбора, понимаете, в данном случае у родителей и у детей. Если они хотят поставить этот спектакль или группа хочет поставить этот спектакль, да почему же нет? Да ради бога, это можно только приветствовать. Но если кому-то хочется чего-то другого, то почему им нельзя так отметить свой выпускной, если опять же с теми же людьми, с кем они хотят его отметить, с кем им приятно будет провести время и так, как им хочется провести это время. Тем более что выпускной – это вступление во взрослую жизнь, то есть это уже не дети, это уже люди, которые получили аттестат зрелости, то есть они... Это первый их сознательный выбор в жизни, что они делают, после того как они получили свой аттестат зрелости, если мы говорим о нормальном выпускном, а не об этих недовыпускных в яслях, в детском саду или даже в 9 классе.

Ольга Арсланова: Это даже и не вспомнят.

Александр Денисов: А у вас дети выпускались или нет?

Олег Ефремов: Вы знаете, у меня сейчас в 9 классе сын. Кстати, он мне сказал, что совершенно не жаждет идти на выпускной, хотя он хотел бы провести, как-то отметить эту дату, это событие в жизни с некой группой своих друзей, и у них какие-то свои планы, как это можно сделать. То есть какого-то, вы знаете, восторга от того, что у них будет некий выпускной, он, на мой взгляд, не испытывает. Может быть, он хорошо это скрывает.

Александр Денисов: У меня бы тревогу вызвало это, не подружился с ребятами, что так желание избегать-то коллектива?

Олег Ефремов: Понимаете, может быть, мы с вами еще помним ситуацию дружных классов.

Александр Денисов: Да.

Олег Ефремов: Сейчас немножко другая ситуация. Класс, как правило, это некая конгломерация групп, и люди общаются не все вместе, они общаются какими-то группами. Нет, они готовы, конечно, вместе провести какое-то мероприятие, сказать друг другу какие-то добрые слова, пожать руки и так далее, но по-настоящему им хорошо не со всеми, а с какой-то своей компанией. И в любом случае, да даже на любом выпускном, вспомните свои выпускные: сначала, да, мы посидели поговорили, а потом мы опять же разбились на свои компании.

Александр Денисов: Нет, потом мы всем табуном плясали, потом опять разбивались на компании, потом опять табуном плясали...

Ольга Арсланова: Ну это нормально, как в любом обществе.

Олег Ефремов: Да, вот у кого как. Понимаете, табуном, потому что не было, наверное, возможности поплясать отдельно, вот, может быть, тогда вы предпочли бы плясать как-то еще.

Ольга Арсланова: Да.

Олег Ефремов: Еще раз, я не пытаюсь разрушить традиционную форму выпускного, я просто считаю, что действительно должна быть свобода выбора у всех, вот это вот моя главная, пожалуй, здесь идея и главный принцип, то есть никому ничего не надо навязывать, понимаете, и в материальном плане, в денежном, и в том числе в плане организационном. Есть некое протокольное мероприятие, вручение дипломов, прощание со школой, с учителями и благодарность им, это должно быть, это не просто официоз, это благодарность людям, которые с тобой работали.

Александр Денисов: У нас еще психолог на связи.

Ольга Арсланова: Александр Колмановский сейчас в эфире. Александр Эдуардович, здравствуйте.

Александр Колмановский: Добрый вечер.

Ольга Арсланова: А скажите, откуда вообще вот этот культ впечатлений? То есть современный человек не жалеет никаких денег и даже в кредит влезает ради того, чтобы накопить вот эти вот впечатления, иногда даже с перебором, выпускной в яслях, в детском саду и дальше в каждом классе, и все это стоит денег, и заканчивается все свадьбой, юбилеями и так далее.

Александр Колмановский: Мне не кажется, что в этом есть что-то новое, что это какая-то примета времени. Люди всегда, во все века очень любили впечатления, на многое были ради них готовы, вспомним древнеримскую поговорку на эту тему.

Александр Денисов: А вам не кажется, что вот эти вообще, в принципе рассуждения про излишние траты на выпускной, – это перекладывание проблем взрослого мира на детский мир? У них не должно быть никаких или, или. Вот как-то позвонил нам в эфир зрительница, она рассказала: «Вот мне отец сказал: если ты пойдешь плясать на выпускной (она не пошла, сразу скажу), то ты все равно должна помнить, в 5 утра у тебя побудка (она деревенская) и ты пойдешь доить козу и корову, помни об этом». И она говорит, что она вот не пошла, до сих пор не жалеет, но тем не менее, понимаете, она до сих пор об этом помнит и выносит оценку. Жалеет она, не жалеет об этом, все-таки вопрос такой: не должно быть в детстве вот таких или, или? Ну вот или потому, что дорого, может быть, мы...

Александр Колмановский: Простите, пожалуйста, в чем вопрос?

Александр Денисов: В чем вопрос? Что перед ребенком не нужно ставить никаких дилемм, все пошли и он пошел, не нужно тут никаких условий ему выдвигать, что ты хочешь, планшет или на выпускной, корову доить или на выпускной.

Александр Колмановский: В этой ситуации, и это вовсе не специфика выпускного вечера, в принципе перед ребенком надо стараться действительно не ставить такого выбора.

Александр Денисов: Почему?

Александр Колмановский: Ну потому что если есть возможность обеспечить ребенку и то, и то, почему надо его лишать какой-то из этих альтернатив и заставлять выбирать? Это не проблема именно выпускного вечера, это все равно как ребенку говорят из воспитательных соображений: «Или мы покупаем тебе мячик, или куклу», – это точно так же неправильно, если есть возможность купить и то, и то.

Александр Денисов: Да, вы очень лаконичны, конечно, это приятно, ха-ха-ха.

Ольга Арсланова: Подождите, а как же неизменное приучение ребенка к неизбежности выбора? Ведь в жизни все равно придется выбирать.

Александр Колмановский: Да, жизнь сама учит этой неизбежности, стрессоустойчивость ребенка, возможность держать этот удар и действительно заставить себя выбрать, не гоняться за двумя зайцами сразу – это в значительной степени связано с благополучием или неблагополучием его детско-родительских отношений. Чем больше родители шли ему навстречу, чем больше ребенок чувствовал себя защищенным родительским принятием, тем адекватнее он потом ориентируется в этих жестких жизненных выборах. И наоборот, чем более болезненным был его в этом смысле опыт, тем менее адекватно он потом ориентируется и хватается за что-то первое попавшееся или пытается усидеть на двух стульях.

Александр Денисов: В общем, надо дать ребенку возможность сходить на выпускной, не понравится – придет домой.

Александр Колмановский: Ну разумеется, да. Представьте себе, что вас по каким-то причинам воспитательным родители не пускали бы на выпускной.

Александр Денисов: Согласен, согласен.

Александр Колмановский: Это точно не было бы хорошим жизненным уроком.

Александр Денисов: Да. Спасибо большое, спасибо.

Ольга Арсланова: Спасибо.

Александр Денисов: Александр Колмановский, психолог, был у нас на связи.

Вы знаете, а вот мы обсуждаем проблему, которую сама жизнь сняла. Вот приняли решение, каждому школьнику в августе будут перечислять по 10 тысяч рублей. Ну понятно, потратят это на рюкзаки, на тетрадки и прочее, но не каждый год требуется рюкзак, поэтому можно отложить ну хотя бы в 9–10 классах...

Ольга Арсланова: ...и оплатить свой выпускной.

Александр Денисов: ...и проблема будет решена, да, на выпускной таким образом разумно и здраво все-таки сэкономить. Спасибо вам большое, спасибо.

Ольга Арсланова: Спасибо.

Александр Денисов: Олег Анатольевич Ефремов был у нас в студии, доцент кафедры социальной философии и философии истории философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. Спасибо.

Ольга Арсланова: Спасибо.

Олег Ефремов: Спасибо.

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)