Ольга Арсланова: Что вам нужно, чтобы хорошо работать? Кадровики узнали, что же может мотивировать россиян работать качественно. И вот что получилось. Петр Кузнецов: Сейчас, наверное, будут отвечать наши телезрители: «Еще бы у меня работа была». Ольга Арсланова: Для тех, у кого есть. Петр Кузнецов: Так вот, конечно, большинство опрошенных назвали высокую зарплату, естественно, но около четверти – масштабные и интересные задачи. А для трети опрошенных важны удобный график, возможности карьерного роста и развития. Наименее мотивирующими факторами стали корпоративные мероприятия, полис добровольного медицинского страхования, дополнительные отгулы и выходные, а также оплата обучения. Ольга Арсланова: Ну что же, давайте поговорим об этом исследовании поподробнее как раз с авторами – с компанией HeadHunter. И прежде чем мы начнем беседу, мы запускаем опрос: «Вы идете на работу как на праздник или как на каторгу?» Звоните и голосуйте, выбирайте вариант, который вам ближе. Ну и обещанный HeadHunter прямо сейчас, руководитель службы исследований этой компании Мария Игнатова в прямом эфире. Мария, здравствуйте. Петр Кузнецов: Здравствуйте, Мария. Мария Игнатова: Добрый день. Петр Кузнецов: Вы знаете, мы когда-то обсуждали тему большую о миллениалах, и мы выяснили, что это сейчас самая большая группа среди трудоспособного населения. И как раз у них в приоритете не размер зарплаты, не карьерный какой-то рост, а именно гибкий график. То есть размер зарплаты – да, конечно, не то чтобы они бесплатно готовы работать, но при этом нет. «Да, но нет», – как говорят миллениалы. Меняются запросы в связи с этим, с появлением этой группы? Ольга Арсланова: Может быть, их нет в этом опросе, их не спрашивали. Петр Кузнецов: Может быть, их не спрашивали. Ольга Арсланова: Кто там, какие категории оказались? Петр Кузнецов: Или так или иначе зарплата пока побеждает как главная причина? Мария Игнатова: Смотрите. Если смотреть возраста, то зарплата действительно побеждает везде – что, в принципе, наверное, естественно и логично. Что касается графика, то он гораздо важнее сейчас младшему поколению – то есть тем, кому нет еще 17. То есть это будущие студенты. Ну понятно, им график нужен, чтобы совмещать учебу с работой. Тем, кто старше 35 лет, им уже график удобный не так принципиален, а им как раз чуть-чуть важнее зарплата, ну и как раз задачи, проекты, какая-то стабильность, потому что в этом возрасте люди уже начинают чувствовать небольшой дискомфорт или угрозу как раз со стороны молодого поколения. Для людей, которые старше 45 лет, для них в первую очередь важна как раз «белая» зарплата, официальное оформление. Возможно, это связано с тем, что это люди, которые в какой-то момент будут выходить на пенсию. Петр Кузнецов: О пенсии уже думают, да, о выплатах всяких. Мария Игнатова: Ну да, беспокоятся о вещах каких-то. И опять же этой категории важнее, конечно, все, что связано со здравоохранением, с полисами ДМС, потому что это получается такая категория в зоне риска небольшого. Ольга Арсланова: Мария, скажите, можно ли вообще судить о запросах по зарплате? То есть чем выше зарплата – тем больше требования уже предъявляет работник к компании, тем сложнее его уже мотивировать, потому что зарплата есть, а неплохо бы еще ДМС, неплохо бы еще учебу оплатить. То есть мы говорим сейчас о том, что зарплата интересует большинство, потому что у большинства просто очень низкая пока что? Мария Игнатова: Ну смотрите. Когда работник, например, хочет как-то расти и его интересует более высокая зарплата, то это прямо тесно коррелируется с задачами и проектами. Чем сложнее и интереснее проект, тем он будет более высокооплачиваемый. Соответственно, у такого человека будет уже больше ответственности, больше задач, больше KPI. То есть зарплата будет расти прямо пропорционально, можно сказать. Сейчас наблюдается тенденция, что в какой-то момент люди развиваются не вертикально, как мы привыкли, от джуниорской, начальной позиции до руководителя, а сейчас некоторые люди предпочитают развиваться горизонтально, в рамках своей профессии. И здесь как раз уровень зарплата не так критичен, не так важен. То есть достигается определенный уровень, когда кандидат понимает, что этого ему достаточно, и он хочет свои знания как-то развивать, и он начинает развиваться горизонтально. То есть такая тенденция сейчас наблюдается на рынке. В этом году мы ее прямо особенно увидели. Петр Кузнецов: Спасибо вам огромное, спасибо. Ольга Арсланова: Спасибо. Петр Кузнецов: А мы приветствуем второго эксперта – Владимир Морыженков, профессор бизнес-школы МИСиС. Владимир Алексеевич, добрый день. Ольга Арсланова: Добрый день. Владимир Морыженков: Здравствуйте, добрый день. Петр Кузнецов: Скажите, пожалуйста, а мотивация со временем почему падает? Почему это происходит? Не растут карьерно? Зарплата не увеличивается? Чтобы понять. Ольга Арсланова: Задач интересных нет? Владимир Морыженков: Падение мотивации – ну, здесь несколько аспектов может быть. В первую голову стоит обратить внимание, что люди привыкли в России использовать уравнительный способ мотивации: есть какой-то оклад, и если планка общая выполняется, то люди получают, допустим, стопроцентную премию к этому. Здесь зашита большая хитрость, потому что если это государственное предприятие, то крупные руководители имеют оклад 200 тысяч рублей, а маленький работник имеет 30 тысяч рублей. Поэтому ко всем этим маленьким работникам, для нижнего уровня оплаты, для низкооплачиваемых работников… Они живут на уровне гигиенического фактора, поэтому они буквально сразу привыкают к тому, что даже на зарплату с премией едва сводят концы с концами. А верхний уровень старается удерживать это, потому что становится более автоматической какой-то процедурой получение этих денег. Они привыкают к этой сумме, им становится все равно мало, и они ищут пути заработка. Здесь различные установления KPI часто происходят на уровне самих же топ-менеджеров компаний. И результат невеселый. Например, крупные государственные предприятия оборонной отрасли сейчас добиваются списания огромной суммы кредитных долгов перед банками. Здесь такая тема, которая не воодушевляет. Важно, чтобы мотивация была результатом какой-то страсти добиться лидерства на рынке. Я многократно говорил о том, что люди настолько загораются идеей решить какую-то задачу… Если удается руководителям компании поставить такую задачу, то мотивация – это прежде всего достижение цели, работа в команде и самореализация. Петр Кузнецов: Очень коротко, если можно, 30 секунд у нас остается. В целом что можно сказать о мотивации нашего среднестатистического работника, сотрудника? Ольга Арсланова: Не до жиру ему? Владимир Морыженков: Друзья, ему совершенно не до жиру. Мы недотягиваем до гигиенического фактора, до удовлетворения самых элементарных потребностей. Нужно прежде всего найти способы поднять сейчас оплату труда. Это в обязательном порядке. Петр Кузнецов: Как бы ни банально звучало – зарплата, зарплата, зарплата. Ольга Арсланова: Спасибо. Петр Кузнецов: Спасибо вам огромное, спасибо. Мы спрашивали вас в начале этой темы: «Вы идете на работу как на праздник или как на каторгу?» Вариант «праздник» выбрали шестьдесят… 16%, а «каторга» – 84%. Ольга Арсланова: Я уж обрадовалась. Петр Кузнецов: А я испугался. Спасибо большое. Мы продолжаем. Это первая часть дневного «Отражения». В 13:15, сразу после новостей, будем подводить итоги рубрики «Реальные цифры» и разбирать в целом, конечно, нашу систему налогообложения. Оставайтесь с нами. Ольга Арсланова: Не пропустите.