Выставка похоронного дела в Москве
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/vystavka-pohoronnogo-dela-v-moskve-39400.html Константин Чуриков: Ну а сейчас поговорим о вечном. И какой бы эпатажной вам ни показалась эта тема, все равно она важная. Сегодня в Москве открылась международная выставка «Некрополь – TANEXPO World Russia», полностью посвященная похоронному делу.
Марина Калинина: В этот раз впервые в России будет показан инновационный продукт – устройство по сохранению тела без холодильного оборудования. Пройдет презентация мобильного приложения для поиска могил на незнакомых кладбищах.
Константин Чуриков: И еще будет дефиле траурной моды и международный конкурс по посмертному макияжу.
Вот обо всем этом – о новинках похоронного дела – сейчас нам расскажет наш корреспондент Анна Тарубарова, она как раз на этой выставке. Аня, привет.
Анна Тарубарова: Здравствуйте, коллеги.
Константин Чуриков: Расскажи, пожалуйста, что это за такая установка, какой-то фильтр, который позволяет сохранять тело без холодильника?
Анна Тарубарова: Все очень интересуются этой установкой, но, к сожалению, я вас огорчу – увидеть мы ее сможем только завтра. Ее представит итальянская компания, гости этой выставки. Всего на выставке представлено 200 компаний из 14 стран, в том числе это Германия, Италия, Испания, Бельгия, Китай.
Марина Калинина: Аня, что тебя удивило больше всего на этой выставке?
Анна Тарубарова: Ну конечно же, как всегда, меня удивляет то, как здесь соседствуют культурные, развлекательные и бизнес-мероприятия.
Что касается новых технологий, могу сказать, что они добрались и в загробный мир. Я имею в виду интернет. Например, сегодня российская компания из Москвы представляет венгерскую технологию, которая позволяет хранить всю информацию об усопшем в небольшом камне размером с женскую пудреницу. Нам продемонстрировали, как это работает, на примере надгробия могилы Михаила Шолохова. Одним из первых этой технологией воспользовался его внук.
И как нам рассказал директор компании, что нужно делать? Ты приходишь на кладбище, подносишь смартфон к этому камню – у тебя открывается сайт. И ты можешь увидеть не только биографию усопшего, своего родственника, например, но также посмотреть фотографии, видеоролики, зажечь виртуальную свечу и написать воспоминание.
Кроме того, в дальнейшем предполагается, что из этого приложения будут отправляться фотографии о состоянии могилы. Если вы, например, находитесь далеко, за пределами города, но хотите поддерживать в порядке могилу своего родственника, вы можете онлайн заказать уборку.
Константин Чуриков: Аня, скажи, пожалуйста, вот таких вольных посетителей на выставке много? Понятно, что она отраслевая. Есть просто любопытствующие люди, которые приходят посмотреть? И с какой целью обычные люди приходят на эту выставку, не профессионалы?
Анна Тарубарова: Для всех любопытствующих выставка будет открыта послезавтра. Первые два дня закрытые, исключительно для профессионалов отрасли. При этом они должны заплатить 2 тысячи рублей за билет – это сравнимо со стоимостью билета в театр. А для обычных посетителей выставка откроется 1 ноября, и совершенно бесплатно можно прийти и посмотреть, что предлагается нам.
Марина Калинина: В общем, в какой-то мере это действительно театр: и дефиле, и макияж…
Константин Чуриков: И такая оживленная атмосфера, никакой гробовой тишины. Спасибо. Анна Тарубарова, наш корреспондент. Будем ждать от Анны сюжетов.
А сейчас попробуем поговорить с Антоном Авдеевым, членом Комиссии по профессиональной квалификации в сфере похоронного дела.
В общем, люди на самом деле, мягко говоря, удивлены тому, что вот такая выставка проводится. Нам пишут: «Какой кошмар! До чего дошли – выставка гробов! Сколько это будет стоить?» Мы еще, кстати, не знаем, какие там гробы. И вообще интересно понять, грубо говоря, целевая аудитория проекта среди потребителей – это кто?
Марина Калинина: Я не очень поняла про вот это мобильное устройство. Зачем оно нужно?
Константин Чуриков: Спрашивают: «Сколько миллионов будет стоить этот фильтр?»
Сейчас попробуем узнать все-таки. Антон Авдеев к нам присоединяется, член Комиссии по профессиональной квалификации в сфере похоронного дела. Антон Викторович, здравствуйте.
Антон Авдеев: Здравствуйте.
Константин Чуриков: Может быть, вам известно что-то об этой новинке? Расскажите нам, пожалуйста.
Антон Авдеев: Я, к сожалению, начало эфира пропустил, только подключился к вам.
Марина Калинина: Ну, про выставку-то вы знаете наверняка, что там.
Антон Авдеев: Конечно, конечно. Выставка – это уже, так сказать, многолетняя традиция, которая проходит в похоронной отрасли. Так что с выставкой здесь как раз все понятно.
Константин Чуриков: А что это за некое устройство, которое позволяет хранить тело умершего без холодильника? Якобы итальянцы должны это представить.
Антон Авдеев: Ой, ребята, я вам хочу сказать, что уже который год нам привозят разные инновации из-за рубежа, и ни одна из них не проходит у нас на территории нашей страны и вообще евразийского пространства.
Дело вот в чем. Все, что привозится, оно рассчитано на очень богатого потребителя, и когда их очень много, этих богатых потребителей. Поскольку в нашей стране проблема простая – у нас беднеет население, у него исчезают накопления, то никакие инновации не могут быть внедрены. Вы помните, были слухи про агрегатор ритуальных услуг, который называли Umer, сделал его Гаранин, пытался запустить в 2015 году, и у него ничего не вышло.
Константин Чуриков: Антон Викторович, а есть ли у вас информация – условно говоря, средний человек российских похорон? Вот в среднем сколько стоят похороны?
Антон Авдеев: Я могу сказать точно про Москву. Значит, смотрите. Я пишу цифрами с одной стороны, а с другой стороны – художественно. Любовь к каждому гражданину нашего правительства описывается цифрой – 5 946 рублей 47 копеек.
Марина Калинина: Это то, что государство гарантирует?
Антон Авдеев: Это то, что на федеральном уровне выделяется нашим правительством в 2019 году. Не знаю, что будет с индексацией.
Марина Калинина: Как-то дешево стоит наша жизнь.
Антон Авдеев: Да, совершенно верно. Но это не наша жизнь, а это уважение к тем людям, которые жили в нашей стране.
Марина Калинина: Ну и жизнь, и уважение. Получается так.
Антон Авдеев: Да-да-да, понятно. Значит, я хочу сказать, что ящики для транспортировки таких тел идут в одном ряду, в одном аукционе вместе с транспортировкой биологических отходов, то есть рук, ног, которые в больницах.
Следующая цифр, которая более или менее приближена к человеческой, – это то, что, грубо говоря, вместе с этим федеральным пособием доплачивают местные органы власти. Понятно, что на каждом уровне доплата разная. Где-то есть она, где-то она большая, где-то маленькая. Для Москвы эта цифра составляет 16 946 рублей 47 копеек. То есть 11 тысяч доплачивает Правительство Москвы. Однако это тоже убыточно для похоронных предприятий.
Марина Калинина: А на эту сумму вообще что себе могут позволить родственники?
Антон Авдеев: В смету входят не родственники, а усопший. Мы гарантируем усопшему. Это очень важный момент. Люди фактически просто присутствуют. Здесь заказчиком выступает Правительство Москвы.
Туда входят: гроб, оббитый тканью, покрывало, тапочки, транспорт в один конец до кладбища или крематория, сама кремация с урной или копка могилы с захоронением на свободном месте и установка регистрационного знака. Качество этого всего я не обсуждаю, ну, по понятным причинам.
И есть те цифры, которые получаются в результате, когда люди, собственно говоря, сами занимаются человеческими похоронами и платят свои деньги, собственно говоря. Средний чек в Москве для кремации составляет 70–90 тысяч рублей. Средний чек для захоронения нового – то же самое, около 90 тысяч рублей. Если вы хороните на родственном месте, то там появляются еще работы по снятию надмогильных сооружений и установке их обратно. То есть эта цифра вообще «плавать» может до небес.
Константин Чуриков: Антон Викторович, ваша оценка (ну, с учетом того, что у нас, в общем, везде какая-то мафия в этой сфере, как правило), вот эта накрутка, наценка – она какая в похоронной отрасли, если мы хороним среднестатического гражданина Российской Федерации?
Антон Авдеев: А накрутка к чему?
Константин Чуриков: Накрутка? Ну, например, погребение. Например…
Марина Калинина: Место на кладбище.
Константин Чуриков: Ритуальная компания сразу обращается к родственникам и что-то им впаривает.
Антон Авдеев: Не-не-не, давайте не путать, когда сами обращаются, а когда… Я взял цены государственного предприятия среднего. У них свои проблемы, у муниципалитетов. Дело в том, что им нужно содержать кладбища. А поскольку бюджет на это денег достаточно не выделяет, они пытаются содержание кладбищ еще включить в чек по организации похорон. Этим не страдают, например, частные фирмы, то есть у них нет обязанности по содержанию кладбищ. Но поскольку цена на рынке формируется средняя, то там, грубо говоря, цифры те же самые.
Сказать про накрутки – это бессмысленно, потому что это сложная технологическая цепочка, где на каждом этапе каждый участник добавляет свой кусок. Понятно, что на лесопилке стоимость гроба одна, дальше в цеху она другая, и так далее. Но цифры, которые я назвал, они хотя бы обеспечивают сохранение технологических цепочек.
Константин Чуриков: Антон Викторович, понятно…
Марина Калинина: И еще такой вопрос маленький.
Константин Чуриков: Давай. А потом я.
Марина Калинина: Я вернусь к выставке, которая сейчас проходит в Москве. Что-то из инноваций, которые предложил российский производитель, прижилось за последние годы?
Антон Авдеев: Пожалуй, единственное, что можно отразить в качестве какой-то условной инновации, что прижилось… Мы же меряем годами?
Марина Калинина: Да-да-да, за последние годы, конечно.
Антон Авдеев: Это то, что сам организатор выставки Сергей Борисович Якушин внедрял у себя на известном всей стране крематории в пригороде Новосибирска – это разные ритуальные обряды прощания.
Марина Калинина: Понятно.
Антон Авдеев: То есть, с технологической точки зрения, у нас не могут окупиться инновации, а вот с человеческой – могут. Например, запуск китайских фонариков, звонок в колокол, сама процессия как процесс. Понимаете, да?
Марина Калинина: Да.
Антон Авдеев: Это и есть важная функция похоронной сферы, а не материалистическая конструкция. Так же, как и в телевидении.
Константин Чуриков: Наши зрители активно комментируют все, что сейчас услышали, увидели. И для многих эта выставка – это какое-то глумление, богохульство. Ну понятно, у вас иммунитет профессиональный к этой теме, но все равно, как вы думаете, почему люди так реагируют на это?
Антон Авдеев: Это нормальная реакция среднестатистического человека на все, что связано со смертью. Дело в том, что мозг у людей нормальных, ну, не таких, как я, он не приспособлен к размышлению о смерти биологически, и поэтому все, что связано с похоронной сферой, мозг отторгает. Однако вы можете сколько угодно эту мысль отторгать, но этот процесс все равно наступит, и вы рано или поздно с этим все столкнетесь.
Константин Чуриков: Да, смертность стопроцентная в стране и в мире по-прежнему.
Марина Калинина: Печально. Спасибо большое. Антон Авдеев, член Комиссии по профессиональной квалификации в сфере похоронного дела.
А у нас есть несколько звонков…
Константин Чуриков: …и несколько сообщений. Вот Нижний Новгород пишет: «Неплохо бы гробик в подарок получить с выставки». Такой заказ.
Звонок, звонок в студию. Здравствуйте, Наталья. Наталья из Воронежской области, здравствуйте.
Зритель: Да, из Воронежской, город Эртиль. Я хочу сказать… Я поглядела все. Я понимаю, красивые гробы. Я все понимаю. Я все это понимаю. У меня слезы на глазах! Ну где взять деньги простой смертной в забытой богом деревне? Вы понимаете, чтобы похоронить, нужно 100 тысяч. И это по-плохому 100 тысяч, чтобы похоронить простого родственника.
А я хочу сказать, что красиво это все, но это все для богатых, как и золотые унитазы. Это нам не надо. Нам нужна память при жизни. Понимаете? Вот как сказать? Я с вами разговариваю, а у меня слезы на глазах. Память должна быть при жизни! Да вспомните про родителей, вспомните про своих, и помните нас живыми. Вот эти телефоны поднести, там все расскажут – я понимаю. Но если нет памяти от бабушки к дочери, от дочери к внуку, а от внука к правнуку, то нас забудут. Понимаете?
Константин Чуриков: Наталья, давайте вернемся сейчас к стоимости. Вы говорите, что это в любом случае около 100 тысяч.
Зритель: Да-да-да.
Константин Чуриков: Это порядка десяти минимальных зарплат в России, то есть практически целый год надо на это копить. Как вы считаете, доступные похороны – сколько должно это стоить?
Зритель: Это надо не есть и не дышать, понимаете, тогда накопишь. И еще хочу сказать. Стоит этот памятник, стоит этот мрамор, а рядом десять могил заросли амброзией выше дома…
Константин Чуриков: Сколько, по вашему мнению, должны стоить похороны? Вот реальная доступная цена какая должна быть?
Зритель: Доступная и реальная цена? В пределах 30 тысяч. Это каждый простой крестьянин-пенсионер сможет собрать – 30 тысяч. Но такого не бывает. Нам не на чем довезти до кладбища, это проблема. У нас стоит церковь прекрасная, нам спонсор построил, прекрасная церковь – там и отпоют, и отзвонят. Но как доставить до церкви и как доставить до кладбища?
Константин Чуриков: Спасибо.
Марина Калинина: Дай Бог вам здоровья, живите подольше и не думайте пока об этом.
Константин Чуриков: Спасибо. Еще звонок есть.
Марина Калинина: Еще один звонок. Нина, здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте. Вы знаете, мне понравилось то, что такое приложение будет, что ты живешь в одном городе, а можно позвонить, и за твоей могилой будут ухаживать, приведут ее в порядок. Это очень хорошо! Лишь бы разумная была цена.
И еще. А вот эти все выставки – это все от лукавого. Богу безразлично, в каком гробу к Нему придут. Он будет оценивать… Как не поймут наши богачи, что это все только на корм червям, все эти их миллионы, которые они платят за гробы.
Константин Чуриков: Нина, но все равно люди, старшее поколение копит на похороны. Зачем-то все-таки человек это продумывает, об этом думает. Почему? Вот вы говорите…
Зритель: Эта выставка – это же было придумано только для богатых людей, у которых есть лишние миллионы. Но как они, богатые, не могут понять, что черви сожрут ваши эти миллионы!
Марина Калинина: Но они же это делают для себя, чтобы показать: «Вот я такой хороший, устрою такие похороны».
Зритель: Это все показуха. Понимаете, это все показуха. Если они верят, что там есть какая-то жизнь, и они думают, что они в рай попадут, в высшие эшелоны… Не попадут. Для Бога все равно, в каком виде мы туда предстанем, лишь бы мы были на земле хорошими людьми. А вот приложение хорошее.
Константин Чуриков: Ой да, правда.
Марина Калинина: Это правда.
Константин Чуриков: Спасибо за ваш звонок, Нина.
Марина Калинина: Спасибо.
Константин Чуриков: Марина и уважаемые телезрители, всех нас приглашают из Новосибирска в супермузей погребальной культуры, который находится в этом городе.
Марина Калинина: Ну поехали.
Константин Чуриков: Так что есть что посмотреть. Следующая тема.