Выставки катеров и яхт как способ определиться с покупкой. Лодка проекта Дори и очередной рецепт островной кухни
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/vystavki-katerov-i-yaht-kak-sposob-opredelitsya-s-pokupkoy-lodka-proekta-dori-i-ocherednoy-recept-ostrovnoy-kuhni-33285.html Константин Точилин: Четверг, 18:30 – это время нашей выхода нашей постоянной рубрики «Жизнь на воде». С нами в студии Михаил Кулик, наш постоянный эксперт, автор рубрики, член Русского географического общества, водно-моторник со стажем. Я не буду тратить время программы на перечисление всех… О чем сегодня?
Михаил Кулик: Сегодня удивительный сюжет. Энтузиаст восстановил старинный проект рыболовецкой лодки. Вы увидите, как это происходит, где это происходит. Очень интересно, советую. Потом предлагаю поговорить на очень интересную тему. Приближается сезон тематических выставок для нас – катерно-лодочных, рыболовецких. И что из этого дела можно для нас полезного взять…
Константин Точилин: И взять подешевле.
Михаил Кулик: Да. И это мы обсудим после.
Константин Точилин: Так что готовьте ваши вопросы от маленьких моторчиков и лодочек до больших лодочек и моторищ. А пока давайте смотреть сюжет.
СЮЖЕТ
Оксана Галькевич: Скажите, а из какой древесины сделана лодка?
Михаил Кулик: Внутренняя часть для простоты делается, как сказал Игорь Какаулин, человек, который восстановил производство этих лодок, из бакелитовой фанеры (водостойкой).
Константин Точилин: Это то же самое, что называется «морской фанерой»?
Михаил Кулик: Совершенно справедливо. Набор бортов из древесины. Это могут быть и хвойные породы. Но в принципе, поскольку эта лодка имела очень утилитарное предназначение, ее могли делать в межсезонье без учета долговечности из того, что есть, для того чтобы сезон ловить, перемещать грузы, людей и так далее, и к следующему сезону делать новую. То есть везде по-разному. Где чего растет.
Константин Точилин: То, что мы видели – это не коммерческий проект? Это просто энтузиаст восстанавливает то, что ему нравится, то, к чему он прикипел каким-то образом?
Михаил Кулик: Если будут другие энтузиасты, я думаю, он готов изготовить такую лодку, соответственно, за деньги, но не думаю, что он изыскивает таким образом больших доходов. Это маловероятно. Не те времена. На выставках вон какие лодки нынче представляют. Трудно конкурировать такому…
Оксана Галькевич: Там на выставках, наверное, все-таки целые КБ, специально обученные люди, которые проектируют, занимаются дизайном, все просчитывают. А вот люди спрашивают: «Возможно ли самостоятельно провести такую работу, и чтобы это было законно?».
Михаил Кулик: Конечно. Мы же говорили об этом несколько раз. Существует специальный регламент государственной инспекции по маломерным судам. Порядок освидетельствования судов индивидуальной постройки. И если руки растут из нужного места и есть соответствующие материалы, время и желание, то, конечно, построй лодку…
Константин Точилин: «Морская фанера тонет, - говорит Краснодар, - но заметим, что железо, из которого сделаны большие корабли, тонет еще глубже».
Михаил Кулик: Я вам больше скажу. Существуют парусные яхты, построенные из бетона.
Оксана Галькевич: О, боже.
Михаил Кулик: Я совершенно ответственно заявляю.
Оксана Галькевич: Это ноу-хау последнего времени?
Михаил Кулик: Нет. В Турции такая ходит одна, и у нас на Черном море есть такая же лодка, построенная из бетона по технологии. Она не то, чтобы уникальная…
Константин Точилин: Это экзотика все-таки. Давайте ближе к жизни. То, о чем говорили. О выставках. И почему выставки – это вещь нужная и полезная? Мне кажется (может быть, я не прав), у нас в стране в принципе еще лодочная культура не сложилась. У нас лодки не покупаются, потому что тебе нужна вот такая, а потому что она тебе тем или иным способом досталась. Это связано может быть с чем? Во-первых, советское прошлое. Когда не было ничего… Что там было? «Казанка», «Прогресс», «Уфимка» надувная и замечательная гребная лодка «Кефаль». И выбирать было не из чего.
Потом в 1990-х на тех, кому повезло, пролился золотой дождик, и когда у людей есть… то нужно какую-то лодку. И брали на фут длиннее, чем у соседа.
Михаил Кулик: Если знали слово «фут». А так на метр.
Константин Точилин: Вот. Дело это нужное, хорошее, полезное, особенно в свете того интереса, с которым у нас призывают к внутреннему туризму. Выставки. Начинается сезон. Чем выставка может быть полезна нам, водно-моторникам? Начиная от надувнушек с небольшим движком и заканчивая довольно серьезными судами уже.
Михаил Кулик: А выставка – это ведь огромная витрина на самом деле. Нет такого магазина, где были бы представлены все типы лодок и все производители внутри каждого типа. Выставка дает широкий кругозор. То есть правильно вы заметили. Многим лодки достаются. И достаются каким образом? От родственников, за ненадобностью или по трагическим причинам. Увидел или прокатился один раз с товарищем – «ой, понравилось, ой, хочу-хочу и могу». Или есть у меня определенная сумма, вот ровно в пределе этой суммы и куплю, чего предлагают в ближайшем магазине. Это в корне неверный подход. Мы тоже об этом не разу уже говорили. Лодку надо выбирать по предназначению. И для этого существуют выставки, где есть просто полиэтиленовые лодочки, такие китайские, яркие, народные, очень коротенькие, 1,5-2 метра, которые вполне серьезные яхтсмены зачастую используют в качестве «тузика». «Тузик» - это сленг. Это маленькое плавсредство на большом судне, для того чтобы добраться до берега, если на основном судне дойти нельзя.
Оксана Галькевич: Если «Титаник» пошел ко дну, я правильно понимаю, на помощь приходит «тузик».
Константин Точилин: Съездить на берег за продуктами, искупаться.
Михаил Кулик: За продуктами. И больше ни за чем. Мы противники. Давайте на примере. Ближайшая выставка – это Санкт-Петербургская выставка, которая будет проходить в яхт-клубе профсоюза с 6 по 8 сентября. Да, там не будет лодок ПВХ. Может быть, немножко усеченный пример. Но там будут от рыболовецкой 4-4,5 метра до 40-футовых яхт. Пришел, посмотрел, пощупал, сел за штурвал, поболтался, держась за борта – понял: «Не мое». Или наоборот: «Да, именно это хочу». И важно: поговорил с производителем, с такими же посетителями, обсудил, спросил, задал вопросы, понял: «Ага, она». Продавец будет всегда говорить, что то, на что вы положили глаз или подороже – это именно для вас. Но на выставке люди объединены общим интересом. И поэтому всегда есть, у кого узнать. Следующая выставка – «Охота и рыболовство на Руси» в Москве. Выставка очень известная. И те, кто увлечен путешествиями по воде, не должны опасаться этой выставки, потому как в названии нет «путешествия», нет «лодки» и нет «катера». Целый огромный павильон посвящен именно малым маломерным (то есть от того самого «тузика» до более-менее серьезной рыболовной лодки под мотор до 200 л.с.). Диапазон цен любой. А что делать? А делать на выставке следующее. Даже если вы точно знаете, что вам надо, на выставке есть шанс а) приобрести дешевле по определению…
Константин Точилин: Вот это самое интересное и начинается.
Михаил Кулик: Конечно.
Константин Точилин: Раскрывайте секреты, как.
Михаил Кулик: Во-первых, приобрести дешевле, потому что большинство продавцов и производителей, выставляющих лодки, продают их прямо на этой выставке. Да, бывают изредка лодки, которые как прототипы представлены. Но, тем не менее, тоже глаз положить можно. Дешевле – раз. И, во-вторых, это нерегулируемая цена. У нас нет государственного регулятора. Можно и торговаться. Почему нет? Это рынок.
Константин Точилин: То есть как на рынке в прямом смысле слова.
Михаил Кулик: Наши выставки, да и во всем мире выставки – это скорее ярмарки, а не выставки. Скорее, это ярмарки.
Константин Точилин: Какие существуют приемы торговаться с теми людьми, которые очень хотят продать?
Михаил Кулик: От классики и от «Ходжи Насреддина», «вовсе не хочу я твоего урюка»… Сначала долго говорить «ах, какой вкусный урюк», а потом сказать: «И не хочу я его». Отходить. И заканчивая простыми вещами. Говорить если не о каких-то запредельных скидках… Есть понятие себестоимости, есть норма прибыли, меньше которой…
Константин Точилин: Есть жадность продавца, в конце концов. Главная статья расходов, мне кажется.
Михаил Кулик: Практически с любым продавцом можно говорить об отсрочках, рассрочках, предоплатах. Предзаказы тоже принимаются на выставке. Потому что лодки, выпускаемые серийно, они, как правило, изготавливаются от 2 месяцев и дольше.
Константин Точилин: У нас звонок из города Сочи.
Оксана Галькевич: Здравствуйте, Константин.
Зритель: Здравствуйте.
Константин Точилин: Добрый вечер.
Зритель: Я бы хотел задать вопрос. Как вы относитесь к такому плавсредству, как парусные катамараны с дизельным двигателем, и, в частности, «Bavaria NautiTech» 47 или 45. Хотел бы отметить, что в Сочи у нас на побережье стоит много яхт, но почему-то катамараны не распространены, в отличие от той же Испании, где я ходил под парусами в течение почти 2 недель. Почему складывается такая ситуация на рынке?
Михаил Кулик: Я могу ответить в силу своего понимания. Во-первых, катамараны – это, по мнению многих яхтсменов, неспортивно. Есть, конечно, и спортивный класс катамаранов. По моему мнению, это оптимальное парусное судно. Форм-фактор корпуса катамаран – это оптимально для путешествий в принципе, а тем более для путешествий начинающего яхтсмена.
Константин Точилин: Он просто более остойчив.
Михаил Кулик: Об остойчивости тут вообще речи нет, потому что это абсолютно остойчивая лодка. И уж, по крайней мере, надо быть совсем конченым экстремалом, чтобы выйти в такую волну, когда даже у катамарана есть риск быть перевернутым.
Константин Точилин: И запас плавучести, наверное.
Михаил Кулик: А о «Баварии» непосредственно что я могу сказать? Это величайшие парусные корпуса, которые придумало человечество, конкурентов у них почти нет, но и ценник такой, что, простите, я подробности, пожалуй, рассказывать не стану.
Константин Точилин: А то противно.
Оксана Галькевич: Мы поняли. Константин, есть возможность – берите «Баварию».
Константин Точилин: Свердловская область на связи. Анастасия, добрый вечер.
Зритель: Добрый вечер. Мы с мужем построили лодку. Она длиной 3,5 м. Двигатель у нас «Tohatsu 9,8». У нас вопрос – нужно ли ее регистрировать?
Михаил Кулик: А вес ее какой?
Зритель: Примерно 80-90 кг.
Михаил Кулик: По общему правила регистрировать эту лодку не нужно. Потому что, в соответствии с требованиями таможенного регламента Таможенного союза, маломерным суднам, подлежащим… Точнее, это уже регламент ГИМС. Государственной регистрации подлежит судно весом более 200 кг и оснащенное силовой установкой, в данном случае – подвесным лодочным мотором мощностью более 10 лошадиных сил. Вы не проходите в это. Хотя, поскольку регламент достаточно новый, я не вижу оснований для административной ответственности, к которой вы могли бы быть привлечены в случае…
Константин Точилин: Михаил, выключайте юриста, включайте капитана. Не нужно регистрировать?
Михаил Кулик: Не нужно регистрировать. Семь футов вам, Анастасия.
Константин Точилин: Молодцы какие. Люди построили.
Оксана Галькевич: Вы знаете, нас иногда упрекают, что много звонков из европейской части. А вот неправда, друзья. Кто звонит, того и выводим. Приморский край у нас на связи. Александр.
Константин Точилин: У Александра ночь глубокая.
Зритель: Я имею профессиональный диплом капитана или штурмана, даже механика, потому что обучение полностью происходит. Требуется ли диплом для маломерных судов?
Михаил Кулик: Александр, я понял ваш вопрос. Это очень типичный вопрос. К сожалению, да. Есть правила переаттестации. Вы получите свидетельство маломерного судоводителя практически без экзамена, без всего. Но получить его все равно придется.
Константин Точилин: То есть даже капитан супертанкера, чтобы сесть на шестиметровую скорлупку, должен…
Михаил Кулик: Да.
Оксана Галькевич: Есть интересный вопрос из Ставропольского края: «Михаил, какие яхты лучше для кругосветки? Стальной корпус, наличие радара, спутниковой навигационной системы, авторулевого? Какого размера должен корпус яхты?».
Константин Точилин: Хорошо живет Ставропольский край.
Михаил Кулик: Начнем с простых вещей. Известны случаи, когда яхтсмены вокруг света не по разу проходили на лодках 4 м 70 см. Это к вопросу о длине. И это было в те времена, когда электронного навигационного оборудования не было, а штатное судовое (я имею в виду коммерческих судов) на такую лодку не помещалось. Человек шел по звездам, картам, руководствуясь собственным опытом, навыками и так далее. Все, что вы перечислили в своем вопросе, конечно, необходимо. Сталь, пластик, углепластик или карбон? Не знаю. Я больше по моторам. Но основы безопасности везде одинаковы. Стальная яхта будет надежнее, чем любая другая. Но менее ремонтопригодна в условиях открытого океана. Хотя и риск получить пробоину на мели в открытом океане гораздо ниже, чем на Клязьменском водохранилище.
Константин Точилин: Еще звоночек успеваем принять. Казань, на связи Рустам. Добрый вечер.
Зритель: Добрый день. Здравствуйте. Это беспокоит вас Рустам. Я в прошлом занимался водным туризмом. Были байдарки. Но у меня очень теплые воспоминания о яхте «Нева». Это была разборная яхточка, на которой можно было путешествовать по всей стране.
Михаил Кулик: Прекрасный корпус был. Чуть больше «Оптимиста». «Оптимист» - это замечательная мыльница. Но с нее начинались все победы – и олимпийские, и остальные.
Оксана Галькевич: Мы сегодня об электрокарах говорили. Электролодки бывают?
Михаил Кулик: Электромоторы.
Константин Точилин: Может быть, про электромоторы мы отдельно сделаем? Довольно много уже стало.
Михаил Кулик: Да, довольно много стало. И, мало того, их мощность все больше растет. И они все более пригодны для путешествий, а не для локального судовождения.
Константин Точилин: И еще из Саратова совершенно справедливый вопрос. Я думаю, тоже сделаем отдельную программу. «На воде пароходы, катера, моторные лодки, а подвезти резинку нельзя, потому что все застроено или водоохранная зона. Тащи за 200 км. Кто придумал эти дурацкие законы?». Кто придумал дурацкие законы, мы понимаем. А как нам с этим быть, давайте сделаем…
Михаил Кулик: Ближе к зиме обсуждать, когда закончится горячая пора жизни на воде.
Оксана Галькевич: Иван из Москвы. Я думаю, что еще успеем его выслушать. Иван, здравствуйте.
Зритель: Добрый вечер. Михаил забыл сказать, когда состоится выставка в Москве о фоторыболовстве и где.
Михаил Кулик: Она всегда проходит в одном и том же месте на ВДНХ. Там два павильона, один «Охота», другой «Рыболовство». Нас интересует павильон «Рыболовство». Простите, номер не помню.
Константин Точилин: В общем, Москва, ВДНХ. Дальше, я думаю, «Яндекс» вам в помощь. Смотрите, какой вопрос. «Над моей мамой издеваются все начальники ГИМС. Маме 83 года». Видимо, хочет получить водяные права. Есть возрастные ограничения?
Михаил Кулик: Никаких. Напишите фамилию или название отдела ГИМС. И мы повлияем на них нашим авторитетом, соберем общественность. И мама получит права, если она готова к этому.
Оксана Галькевич: Это Астраханская область. Надо просто передать…
Константин Точилин: В Астраханской области без прав никуда.
Михаил Кулик: Да. Прежде чем мы уйдем, кстати, о выставках. Я побывал в Хельсинки на выставке. И в следующем нашем эфире расскажу о том, как это было. И, Константин, представьте себе ситуацию. Купил человек лодку. Вроде хорошая и мотор отличный. Но не едет она. Недоволен страшно. Знаете, наверное, не надо от такой лодки отказываться. И в следующем эфире у нас будет гость, который об этом расскажет.
Константин Точилин: Да, потому что 90% - это винт. И у нас будет человек, который умеет подбирать винты под лодки. Будем его все вместе мучить и пытать.
Михаил Кулик: А главное – знает, как научить это делать дистанционно.
Оксана Галькевич: А по воде разве едут? Я думала – идут.
Михаил Кулик: Правила плавания, по которым мы ходим. Вот такая…
Константин Точилин: И прежде чем мы уйдем на нашу традиционную кулинарную рубрику, мы сегодня без путешествия. Но отчет о нашем последнем, кстати, совместном, путешествии будет завтра в 20 часов по Москве. Потому что наша библиотечная экспедиция в этот раз пошла водным путем. Мы прошли от Верхней Волги до Калязина. И об этом завтра в 8 вечера будет большой фильм Тамары Шорниковой, заодно разговор про книги и про это тоже. А теперь мы просто уже вынуждены прощаться до следующего четверга. Михаил Кулик.
Михаил Кулик: До свиданья, дорогие зрители. Приятного аппетита.
Константин Точилин: Смотрим кухню. Пока.
Выставки катеров и яхт как способ определиться с покупкой. Лодка проекта Дори и очередной рецепт островной кухни