Марианна Ожерельева: И последнее в дневном выпуске программы «ОТРажение» – поговорим о новых требованиях прохождения техосмотра. Итак, теперь у водителей не будут проверять наличие аптечки, аварийного знака и огнетушителя, сейчас подробнее на ваших экранах все, что теперь не будут проверять. Но есть и обязательные вещи, без которых, видимо, проехать никуда не удастся: значит, что остается у нас обязательным, тоже на ваших экранах сейчас. Давайте все эти нововведения обсуждать. Пишите, звоните: 5445 – бесплатный SMS-портал, будем рады видеть ваши сообщения; и, конечно же, звоните – 8-800-222-00-14. Вот вы согласны или нет с тем, как меняется жизнь автовладельцев? Со мной в студии Ян Хайцеэр, вице-президент Национального автомобильного союза. Ян, здравствуйте. Ян Хайцеэр: Добрый день. Марианна Ожерельева: В начале эфира, как только обозначала наш выпуск, сразу пришло сообщение: «Если не будут проверять наличие аптечки, это плохо. Случись травма, а рядом нет помощи и далеко до ближайшего медпункта или населенного пункта», – вот такое мнение. Не считаете ли вы, что эти послабления могут дорого стоить? Ян Хайцеэр: Я в целом считаю, что подход государства к техническому осмотру в корне неправильный. А аптечка – это частная история. Марианна Ожерельева: Почему? Ян Хайцеэр: Ну потому что надо либо уже разрешать всем, либо запрещать всем. Что мы получили в результате реформы, такой очень неуверенной реформы технического осмотра? Мы получили бесконечно сократившееся количество технических пунктов осмотра, потому что как бы техосмотр для одних категорий граждан отменили, для других оставили. Но ведь техосмотр – это коммерческий пункт, он работает за деньги, ему нужно зарабатывать. И вот в связи с тем, что количество людей, которые должны пройти техосмотр, сократилось максимально... Ну то есть техосмотры не проходят люди, которые владеют автомобилем до 4-х лет или более 4-х лет, если они не меняют владельца, не изменяют конструкцию и т. д. Техосмотр обязателен для владельцев коммерческого транспорта (такси, автобусов), водителей транспорта, который находится на регистрации у компании, и т. д. Количество техосмотров сократилось, и для многих техосмотр стал недоступен. Марианна Ожерельева: Из-за дороговизны? Ян Хайцеэр: Из-за дороговизны. А вот уровень безопасности на дорогах, к сожалению, не снижается, это никак не способствует снижению уровня безопасности. Аптечка – это частный случай, и совершенно определенно она должна находиться в багажнике, в автомобиле каждого владельца. Но... Марианна Ожерельева: Огнетушитель, вот дорожный знак аварийной остановки... Ян Хайцеэр: И огнетушитель, соответственно, и знак аварийной остановки... Марианна Ожерельева: Надо? Ян Хайцеэр: Теперь не надо. Но... Марианна Ожерельева: Ну а вообще надо все-таки было бы? Или зря отменили? Ян Хайцеэр: Конечно надо. Теперь давайте надеяться просто на сознательность людей, которые эти предметы оставят в автомобиле, ибо это совершенно необходимые вещи, и те, кто их не возят с собой, ну вот делают это зря. Потому что вот мы часто... Мы иногда можем наблюдать, когда горит автомобиль, и понятно, что одного огнетушителя не хватает, и люди из разных машин бегут, для того чтобы помочь человеку. Об эффективности огнетушителя отдельная история, но тем не менее. Марианна Ожерельева: Ну вот как раз несколько сообщений. Вот только начали про техосмотр, есть он или нет, знак вопроса: «Техосмотр все-таки отменили или нет, или это пустые разговоры?» – Саратовская область. Из Краснодарского края: «Я за своей машиной слежу, как за любимой женщиной, на неисправной машине не поеду. Зачем мне проходить техосмотр в этом случае?» То есть здесь функция только заработать, т. е. никак не безопасность движения на дорогах, на безопасность водителя, на ситуацию вообще, в целом на дорогах не влияет, или какая-то взаимосвязь есть? Ян Хайцеэр: Нет, конечно влияет. Марианна Ожерельева: Кто-то же должен проверять транспортные средства. Ян Хайцеэр: Конечно влияет, потому что, хорошо, есть сознательный человек, вы, я, еще кто-то, мы сознательные люди. Но мы видим на дороге на первый взгляд не очень сознательных людей, которые ну сомнительно, что могут пройти технический осмотр, потому что даже визуально видно, что машина вот-вот развалится: она дымит, коптит... Но так как... Марианна Ожерельева: То есть здесь глазам надо верить в этом случае, этим признакам? Ян Хайцеэр: Конечно, глазам надо верить. И так как мы предполагаем, что, вот как презумпция невиновности, каждый посчитает правильным следить за своим автомобилем, ухаживать за ним, если вот такая идеальная картинка будет, то, конечно, давайте уже всем отменять и никого не мучить. Марианна Ожерельева: Да. Ян Хайцеэр: Потому что фактически, еще раз повторюсь, техосмотр не отменен – техосмотр отменен для некоторой категории граждан. Например, если вы продали автомобиль свой или вашему автомобилю более 4-х лет, то новому владельцу предстоит пройти технический осмотр, и это обязательно. Потом, когда он будет владеть этой машиной долгие годы, а может быть, десятилетия, ему не надо будет проходить технические осмотры, но где гарантии, что он будет внимательно следить за своим автомобилем? Марианна Ожерельева: Вот давайте про внимательность. Пензенская область, правильное сообщение: «Откройте аптечку, а там бинты 7 штук и все». Ян... Ян Хайцеэр: Собственно говоря, правильно, и я за то, чтобы... Марианна Ожерельева: Футляр-то может быть. Ян Хайцеэр: Да, давайте говорить откровенно. Понятно, что не смотрят аптечку, потому что нечего там и смотреть, потому что раньше она была полнее, гораздо полнее, там были более эффективные средства. Да, кстати, вы забыли про жгут и про сомнительного качества ножницы, которые, может быть, даже и не разрежут этот бинт, но они там должны быть. Понятно, что идеальная картинка, когда каждый автовладелец прошел курсы первой медицинской помощи... Марианна Ожерельева: Это тоже сегодня по желанию все-таки? Ян Хайцеэр: Нет, ну конечно, это по желанию, но вообще это неплохая история, когда мы, не только автовладельцы, обладаем какими-то начальными хотя бы навыками медицинской помощи. Вообще неплохо было бы, чтобы, может быть, даже это в школе проходили. Марианна Ожерельева: Ага. Ян Хайцеэр: И понятно, что каждый здравомыслящий гражданин дополнит свою аптечку, вот как это делаю я, не только... Марианна Ожерельева: Чем вы дополняете? Вот что у вас в аптечке? Давайте поясним. Ян Хайцеэр: Ну, у нас есть там антисептики обязательно, у меня есть там какие-то анальгетики, ну и прочие какие-то вещи, которые могут мне понадобиться в дороге, в дороге дальней и в дороге ближней. У меня вообще две аптечки: для путешествий, где она более полная, понятно, как туристу, и аптечка такая, которая у меня лежит в машине, ну мало ли, у меня голова заболела, или, мало ли, мне нужна экстренная помощь, я не знаю, понизить давление. То есть каждый должен фактически к этой вопросу подойти индивидуально и наполнить эту аптечку, т. е. вопрос сознания. Поэтому это не самая главная история, которая нам помешает проходить технический осмотр, там есть гораздо более важные и глобальные вещи. Марианна Ожерельева: Ян, из Краснодарского края: «Никто никогда никого не проверял, только деньги собирали». Ян Хайцеэр: Да это правильно. Мы сначала хотели ужесточить техосмотр. Ужесточили – выяснилось, что огромная армия автовладельцев не может пройти техосмотр, потому что у них автомобили в принципе неисправны. Затем государство частично отменяет технический осмотр, и что это значит? Значит, те машины, которые физически не могли пройти техосмотр, останутся на дороге. Еще раз, я не обращаюсь к тем людям, которые сознательные, которые держат свой автомобиль в исправном состоянии, следят за ним, максимально внимательны к этому, потому что это вопрос жизни их, пассажиров, находящихся в машине, и в принципе окружающих людей, и участников дорожного движения, и пешеходов. Но таких людей не 100%; даже если их только 50%, это достаточно рискованно, что оставшиеся 50% не проходят техосмотр и не следят за машиной. Марианна Ожерельева: К нашей беседе присоединяется Александр Гусаров, автомобильный журналист. Александр, здравствуйте. Александр Гусаров: Добрый день. Марианна Ожерельева: У нас тут два клана образовалось. Одни говорят, что все это, значит, были поборы и этот техосмотр никому не нужен был, ничего не проверяли, и аптечку не проверяли, семь бинтов положил и ладно, а другие говорят, что какой ужас, ежегодно на дорогах гибнет огромное количество людей, наоборот, надо ужесточать, а не упрощать. Вот вы с кем солидарны в данной ситуации? Александр Гусаров: Вы знаете, я не солидарен ни с кем, потому что если что-то делать... Ян, привет, кстати, хорошего дня... Марианна Ожерельева: Вот и встретились. Александр Гусаров: Да. Но на самом деле Ян прав – очень много зависит от сознательности человека. Дело не в ужесточении, а в том, что у нас в принципе техосмотр, тогда тот техосмотр превратился в некую формальность, где ты давал денег и просто даже не приезжал никуда, ничего этого не было, ты получал эту карточку и спокойно ездил. Другой вопрос, что другой человек мог в принципе следить за автомобилем, а кто-то этого не делал и не делает сейчас. Собственно, поэтому ничего не изменилось. И дело не в ужесточении или послаблении. По большому счету, для того чтобы выехать куда-то... Например, мы даже возьмем произведенные первые Granta, которые начали производить на «ВАЗ», они выпускались без подушки и без ABS. Соответственно, согласно договору у нас даже по Евразийскому союзу, они ездить не могут, они не могут пересечь границу Российской Федерации. Понимаете, вот тоже проблема... Марианна Ожерельева: Так уже и не надо, может быть, Александр? Александр Гусаров: Ну вот... Ну все равно, почему... Ян Хайцеэр: В Казахстан съездить. Александр Гусаров: В Казахстан можно съездить. Марианна Ожерельева: В Казахстан, да, вот точно... Ян Хайцеэр: Нельзя. Марианна Ожерельева: Нельзя теперь. Александр Гусаров: Нельзя на этих машинах. Марианна Ожерельева: Вот это ограничение, да. Ну так нам пишут, что ужас, ужас-ужас, из Воронежской области: «Аварий и трупов будет еще больше». Надо ли ожидать, что статистика из-за того, что техосмотр, который и так, вы сказали, превратился в театр абсурда отчасти, ужесточение или упрощение как-то повлияет на ситуацию на дорогах? Александр Гусаров: Ну, вы знаете, учитывая сегодняшнюю ситуацию и то, что, скорее всего, покупательная способность будет очень резко снижаться, соответственно, люди будут эксплуатировать рыдваны свои старые уже не 5 лет, как это они делали, а 10–15. Соответственно, будут они следить за ними? Ну, как бы это вопрос действительно... Ян был прав, это вопрос твоей безопасности, безопасности окружающих. Насколько эти люди будут сознательными, я не знаю, я ничего не могу сказать. Марианна Ожерельева: Из Астраханской области нам пишут: «Если в аптечке чего-то не хватает, штраф предусмотрен или нет?» И все-таки вот много предложений, что надо штрафовать, потому что наказывать рублем – это действенная мера в сознании российских граждан. Александр Гусаров: Вот почему у нас все обязательно делать нужно из-под палки? Марианна Ожерельева: Так если сами не хотят, Александр. Александр Гусаров: Ну почему мы все привыкли делать... ? Я периодически слышу: вот нам нужна жесткая рука, еще чего-то... Марианна Ожерельева: Да. Александр Гусаров: Господи, ну начните изменять, с себя все изменения начните, это же так просто! Ну не выкидывай окурок или огрызок яблока из автомобиля, следи за своей машиной, ведь это твоя жизнь, в конце концов. Марианна Ожерельева: Ага. Александр Гусаров: Если ты так плюешь на окружающих... Но давайте вот мы не будем... Вот это вот, понимаете, есть предупреждение и есть штраф. Вы что, хотите обогатить сотрудников ГИБДД в очередной раз? Ну давайте увеличим, сделаем, они станут еще богаче, я рад за них. Марианна Ожерельева: Последнее из Ленинградской области: «Все давно уже придумали до вас. Сделайте как в любой цивилизованной стране и не парьтесь». Александр, вот давайте, чтобы мы все не «парились», так сказать, со слов нашего телезрителя, – а чего там уже придумано? И можно ли, уж если не из-под палки, а как можно в этот цивилизованный мир тоже войти как-то плавно? Или, может быть, мы одной ногой уже там, но чего-то не хватает постоянно? Александр Гусаров: Ну, на самом деле во всем цивилизованном мире правила очень разные. Например, в тех же Соединенных Штатах техосмотра как такового нет, его не существует, почему там ездят те автомобили, которые нельзя эксплуатировать в Европе. В Европе тоже все зависит от стран. В Германии, я знаю, у техосмотра гораздо более жесткие правила, чем в той же Словакии. Вот, казалось бы, да, это одна Европа, они близко друг от друга, но там все совершенно другое. И соответственно, ну как бы все действительно зависит, скорее всего, от благосостояния людей, потому что немцы все-таки богатая страна, в отличие от Словакии, у людей больше доходы, они чаще могут позволить себе менять автомобили и следить за их техническим состоянием... Это тоже, кстати, вопрос денег – это тоже довольно важный вопрос. Поэтому как бы... Может быть, имело смысл... Знаете, вот мы кидаемся из стороны в сторону. Вот Ян правильно сказал в самом начале: сначала хотели ужесточить правила, заставили тех, кто проводит техосмотр, понакупать кучу дорогущей техники, сделать видеотрансляции, еще чего-то. Люди затратили деньги, огромные деньги, они должны были их вернуть назад, ну как бы бессмысленно, я же не идиот взять купюру в 100 рублей и просто ее сжечь, типа она мне не нужна. Но в результате потом вдруг включили заднюю и поехали назад: а давайте мы все отменим. Ну давайте, отменили. Марианна Ожерельева: В общем, какие-то... Александр Гусаров: Где эта золотая середина? Вот, к сожалению, вот эти шараханья не ведут ни к безопасности на дорогах, ни к нормальному техническому состоянию автомобилей, ни к сознательности владельцев. Вот это самое важное. Марианна Ожерельева: Спасибо. Александр Гусаров: Когда человек едет на ржавом ведре, ну как бы какой ждать от него... ? Оно развалится просто. Марианна Ожерельева: Какая-то сознательность должна быть у водителей. Спасибо вам, Александр. Александр Гусаров, автомобильный журналист. Ян, очень много сообщений. Значит, Нижегородская область: «Техосмотрщиков самих надо жестко контролировать, транспорт на дороге – не шутка». Ставропольский край: «У нас общественный транспорт никто не осматривает, а не то что какие-то еще частные средства передвижения», – а вы ранее сказали, что как раз-таки общественный транспорт подлежит этой осмотру... Ян Хайцеэр: Конечно. Марианна Ожерельева: И Архангельская область, о чем вы и говорили: «Оказание первой медпомощи все должны уметь делать, как читать, писать и считать, обязательно и с детства». А вот можно чему-то обязать точно? Про ту же аптечку, чтобы средства были и ты мог первую помощь оказать, чтобы обязать все-таки уметь это делать? Ян Хайцеэр: Мы обязать этого не можем, и во многих странах даже запрещено оказывать первую помощь... Марианна Ожерельева: Почему? Ян Хайцеэр: Потому что понятно, что люди не обладают этим навыком. Это дело каждого, и некоторые изучают эту науку, некоторые нет. Но я хочу еще маленькую ремарку сделать насчет мирового опыта техосмотра. Действительно, в Европе техосмотр везде есть, и даже те страны, которые являются кандидатами вступления в Евросоюз, и они отменяли технический особом, они сказали: э, нет, ребята, мы не пустим ваши машины, хотя они свободно перемещаются в Шенгенской зоне... Марианна Ожерельева: Погодите, техосмотр есть как у нас, необязательный, или обязательный? Ян Хайцеэр: Обязательный техосмотр всех автомобилей. Марианна Ожерельева: Обязательный. Ян Хайцеэр: Плюс во многих странах ежегодная проверка на содержание вредных веществ в выхлопной системе, т. е. проверка норм, ежегодная, даже автомобиль, который проездил всего лишь год. Затем, говоря, например, о Соединенных Штатах Америки, да, там не везде есть техосмотр, в принципе в основном нет. Но там вопрос решается через страховку: состояние вашего автомобиля компенсируется стоимостью страховки. Ну, может быть, как-то еще, какие-то решения есть... Поэтому там возможно очень многое и люди ездят на автомобилях на разных и разнообразных. То, что касается, должно, правильно было бы сделать у нас, – это значит оставить технический осмотр, но ослабить требования. В чем ослабить требования? – к внешнему виду, к мелким царапинам, к мелким сколам, т. е. к этой чепухе, которая является прерогативой старых автомобилей. Что у нас сделали? – ввели требования, которые соответствуют фактически новым автомобилям. Затем... Марианна Ожерельева: И стоимость повысили. Ян Хайцеэр: Многим людям, да, просто невозможно было пройти техосмотр. Государство дает определенную заднюю, делает этот техосмотр частичным для всех, для кого-то доступным, для кого-то недоступным, вводит серьезные наказания за нарушения, кстати, фото- и видеофиксацию и т. д. Поэтому для меня история с Краснодарским краем или Ставропольским, простите, очень загадочная, здесь это вопрос к сотрудникам, это вопрос криминальный фактически, это вопрос к Росаккредитации, которая, видимо, не следит за своими контрагентами внимательно. И вместо того, чтобы ослабить, но не по ключевым моментам... Какие ключевые? – органы управления, тормоза, выхлоп и т. д., то, что реально влияет на безопасность. Идеи были даже у некоторых сотрудников ГИБДД, они предложили не осматривать рулевые тяги – как так? Марианна Ожерельева: А безопасность? Ян Хайцеэр: А безопасность как? Как вообще? Все рулевое управление на любом автомобиле должно быть идеально. Или мы хотим жить, как жили при Советском Союзе, когда выходила машина с завода и у нее уже был километровый люфт на руле и фактически она не являлась такой 100%-но безопасной? Но плотность была небольшая, поэтому все это являлось чепухой. А с завода, если кто помнит, люди постарше, надо было сначала протянуть автомобиль в автосервисе, прежде чем его эксплуатировать, потому что такой он собирался на заводе. Марианна Ожерельева: Звонки у нас. Первым дозвонился Виктор из Краснодара. Здравствуйте, слушаем вас. Зритель: Добрый день. Значит, вот это, что рассказывают насчет техосмотра, я, например, против того, чтобы проходить. Это будет рассадник и поборы. Дело в том, что там работают дилетанты. Я сам по специальности механик, и когда приезжаешь и смотришь, как это хозяйство проверяют, то, извините, это так, деньги собрали и все. Потом, ни один человек не поедет на неисправной машине, не повезет ни свою семью, ни жену, ни детей. В-третьих, наш автопром был не такой плохой, как сейчас сказали. Я отъездил на своей автомашине 1973 года выпуска, отъездил 1 миллион 53 тысячи. В том году я ее сдал в металлолом, не стал реставрировать. То, что если заезжаешь на техосмотр, я с вами согласен: рулевое, рулевые тяги, значит, вот было на наших, отечественных, проверить цилиндров блоки – все, и задние реактивные тяги, то, что влияет на безопасность движения. И вот так вот, знаете... Марианна Ожерельева: Спасибо, Виктор. Вот вы механик, сразу по голосу слышно, человек ответственный, и вот понимает действительно, что правильно делать, а что не правильно. Еще один звонок, Павел из Белгородской области. Здравствуйте, Павел. Зритель: Здравствуйте. Марианна Ожерельева: А вы что думаете? Зритель: Я думаю, что техосмотр нужен, но проверять самое необходимое. Марианна Ожерельева: Например? Зритель: Например, вот как передо мной сказал: тормоза, раз, свет, габариты, рулевые тяги, тормозные шланги – что именно влияет на безопасность движения. А не то, что там где-то какая-то наклейка висит, из-за этого техосмотр... Марианна Ожерельева: Спасибо, Павел, спасибо, у нас очень ограниченное время до завершения эфира, а еще есть сюжет. Наши корреспонденты в разных городах спросили их жителей, все-таки техосмотр нужен или нет. Давайте посмотрим, что они сказали. ОПРОС Марианна Ожерельева: Полярные мнения. Одни говорят, что... точнее, была девушка, женщина, что сама она не может, нужен; другие говорят, что действительно, как большинство сообщений, каждый сам должен следить за своим автомобилем, все-таки это твоя безопасность. А вот последний молодой человек сказал, что все-таки он бы сам это не заметил. Ян, вот правда где должна быть? Ян Хайцеэр: Все-таки я услышал больше мнений за техосмотр, хотя общее мнение, я подчеркиваю, часто говорят против. Я считаю, еще раз я повторюсь, что техосмотр должен быть для всех, ибо проверка должна быть доступна, и те организации, которые это делают, осуществляют эту функцию, делегированную государством, должны жестко проверяться и, соответственно, контролироваться постоянно. Почему все должны проходить техосмотр? Либо все, либо никто. Потому что когда все, значит, существуют пункты техосмотра; когда какая-то часть, пункты техосмотра исчезают. Дальше: я не уверен в сознательности граждан, потому что кто-то говорит «я сам смотрю, потому что я считаю так-то и так-то, я считаю, что нужно»... Марианна Ожерельева: Да, вот как звонивший. Ян Хайцеэр: Да. Но здесь не выступали несознательные граждане, а я слышу: «Да ладно, я езжу. Да, вот течет, да, там трясется...» Марианна Ожерельева: «Но едет же». Ян Хайцеэр: Да мы видим эти машины на дороге. Знаете, нельзя быть немножко беременным, простите вот за такое сравнение. Марианна Ожерельева: Невозможно. Ян Хайцеэр: Либо исправна машина, либо не исправна. Еще раз повторюсь, что ключевые моменты должны осматриваться, неключевые должны устраняться. Марианна Ожерельева: Звонок успеем принять. Из Тульской области Анатолий. Здравствуйте, мы вас слушаем. Зритель: День добрый, уважаемые ведущие, уважаемый эксперт. Я очень немолодой человек, водитель с 50-летним стажем. И как учитель физики я говорю о том, что был «Запорожец» 27 сил и скорость 100 километров в час, а теперь любой может приобрести машину и 200, и больше сил, и скорость под 200 километров. Но человек-то остался тем же самым человеком, и, судя по телевизионным репортажам, я вижу, как люди просто не справляются с управлением. Да, настоящий техосмотр нужен, но я их много проходил и в кавычках, и без кавычек, вот, и пополнять чей-то бюджет просто так не хочется. Марианна Ожерельева: Спасибо, Анатолий, спасибо вам. Ян, у нас буквально 3,5 минуты до завершения эфира. Что нам пишут? С вами согласны по ключевым параметрам, что необходимо проверять, тормоза и рулевую, в частности, пишут. А еще, значит, спрашивают с вас: «Какая статистика ДТП из-за таких вот неисправностей?» Есть какое-то понимание, что... ? Ян Хайцеэр: Вы знаете, к большому сожалению, статистику нельзя назвать объективной, потому что очень часто инспектору ГИБДД, который занимается дознанием, в общем, проще написать, что не справился с управлением... Марианна Ожерельева: То есть не фиксируется? Ян Хайцеэр: Ну, что-то фиксируется в небольших количествах. Я считаю, что объективной статистики не существует, потому что ее сложнее исполнять, фиксировать все сложнее. Я думаю, что чуть точнее у страховых компаний, но и не все застрахованы, поэтому идут по простому пути. И мы только интуитивно можем предполагать, что да, это правильно ездить на исправных автомобилях, и мировая практика говорит о том, что это нужно контролировать. А вот критерии бывают разные, и требования не должны быть чрезмерные, отношение не должно быть как к новому автомобилю, и проверяться надо только по ключевым местам. Марианна Ожерельева: А проверять самих тех, кто проверяет автомобили в рамках техосмотра? Пензенская область, вопрос: «А кто даст гарантии?!» Ян? Ян Хайцеэр: Ну, на самом деле система разработана, она достаточно жесткая, и пункты технического осмотра подвергаются очень серьезным штрафам, и сам пункт, и человек, который проводит этот осмотр. Есть и фото- и видеофиксация. Поэтому нельзя давать 100%-ю гарантию, это все живые люди, и у нас, к сожалению, не очень хорошие традиции, но тем не менее процесс ужесточения контроля был и есть. Марианна Ожерельева: Еще нам пишут из Биробиджана: «Техосмотр должен быть для всех», – Алексей. И еще нам говорят из Самарской области, что техосмотр – это психологическое воздействие на любителей авто, что надо следить за автомобилем. А можно все-таки через техосмотр, обязательный или не обязательный, его наличие, вообще приучить следить правда за этим автомобилем и понимать, на чем ты едешь, его исправность какова? Ян Хайцеэр: Мировая практика в основном говорит о том, что без техосмотра приучить людей следить за своим автомобилем 100% невозможно. Марианна Ожерельева: Невозможно? Ян Хайцеэр: Невозможно. Марианна Ожерельева: То есть даже вот... Ян Хайцеэр: Невозможно. Уровня сознательности в 100% мы не достигаем. Марианна Ожерельева: Ага. Еще нам пишут, что все-таки, например, сделать техосмотр бесплатным 1 раз в год для водителей, из Новгородской области такое предложение. Ян Хайцеэр: Тогда эту функцию должно взять на себя государство, а не частные компании. Пусть государство берет на себя такую функцию и исполняет ее. Марианна Ожерельева: Они платят налоги... Ян Хайцеэр: Но раньше в руках государства был технический осмотр и все автовладельцы знали, что минимум 50% автомобилей за что проходили? – за бутылочку, за копеечку. Марианна Ожерельева: Спасибо, Ян. Ян Хайцеэр, вице-президент Национального автомобильного союза, сейчас со мной в студии был. Самарская область: «Проверять голову у лихачей», – чувство юмора никогда не подводит наших телезрителей. Спасибо огромное вам, что все 2 часа эфира вы нас смотрели, звонили и писали очень много SMS. Сегодня эфир для вас провела я, Марианна Ожерельева, а также были переводчики жестового языка, это Лариса Истомина, она сейчас на ваших экранах, была еще Варвара Ромашкина. Много сообщений действительно. Говорят, что надо отдать в ОСАГО техосмотр и проблема просто решится. Про ОСАГО, кстати, отдельно проговорим обязательно в рамках эфира «ОТРажения». И нам говорят, что новые машины техосмотр не проходят, а почему? – тоже очень важный вопрос. Оставайтесь с нами, вечером с вами Константин Чуриков. До новых встреч, до свидания.