Тамара Шорникова: Продолжаем, поговорим сейчас о стратегии развития отечественного автопрома. Премьер Михаил Мишустин подписал документ, стратегия до 2035 года. Планируется выделить до 300 миллиардов рублей из федерального бюджета для ускорения локализации компонентов и 26 миллиардов ежегодно для стимулирования спроса на продукцию автопрома. И это не все деньги, еще будут в дальнейшем транши. Что хотят? Прежде всего, конечно же, добиться технологического суверенитета, чтобы все компоненты производили сами, чтобы доля российского автопрома в продажах увеличивалась. Нам остается выяснить, насколько реалистичны эти планы и эти сроки. На чем будем ездить и сколько это будет стоить? Поможет нам это выяснить Ян Хайцеэр, вице-президент Национального автомобильного союза. Здравствуйте. Ян Хайцеэр: Добрый день. Тамара Шорникова: Ну и, конечно же, вас, телезрители, призываем звонить, писать. На чем сейчас передвигаетесь? Это отечественный автомобиль, зарубежный? Если планируете покупку, что будете брать и как вам цены, самое главное? Итак, до 2035 года чем больше российских машин, тем лучше, и чем больше в них будет российских компонентов, тем тоже, соответственно, нам лучше. Насколько это осуществимые планы, как вам кажется? Насколько сейчас автомобили наши по компонентам? Ян Хайцеэр: Вы знаете, иногда меня единственное, что беспокоит вот в этом плане, что те люди, которые составляли этот план, не факт, что будут работать к 2035 году, и им не придется отвечать, скорее всего, за это. Это плохо. Но, может быть, кто-то еще и останется. Потому что задачи поставлены такие очень серьезные... Тамара Шорникова: Вы знаете больше, чем мы. Ян Хайцеэр: Это сложно, это очень и очень тяжело, особенно когда ты являешься не глобальным рынком, а именно внутренним рынком. Когда мы ведем речь об отверточной сборке и даже о локализации какой-то сборки, прежде всего сегодня это уже китайских автомобилей, это, наверное, осуществимо и определенная локализация при согласии иностранных коллег будет происходить. Создавать свои автокомпоненты достаточно сложно, имея ограниченный рынок. У нас в пике, в лучшие времена, это 2012 год, продавалось три миллиона автомобилей. Полтора года назад это было в среднем 1 миллион 800 тысяч, 2 миллиона. Это не так много, для того чтобы производить свои компоненты, но мы вынуждены будем это делать, и нам нужно создать свои коробки, свои двигатели, тогда мы будем технически независимы от других государств. Но это не будет стоить дешево, потому что для того, чтобы было дешево и хорошо, нужно делать очень много, а сможем ли мы конкурировать с Китаем на глобальных рынках, по крайней мере тех рынках, куда нас пустят, – это вопрос достаточно сложный. Тамара Шорникова: Вопрос, как мне кажется, простой состоит вот в чем: почему мы создаем суперсовременное оружие, почему нам удается разработать и уже даже опробовать в небе двигатель для новейшего лайнера МС-21, ПД-14 российский, а с автомобилями вот как-то очень сложно все выглядит? Ян Хайцеэр: Ну потому что у нас недостаточно большой рынок потребления. Второе – у нас другая история космической отрасли, военной отрасли, это для нас было традиционно, этим мы занимались долгие и долгие годы. Производство автотранспорта было вторично. Нет, были определенные усилия, мы достигли в определенное время успехов в производстве грузовиков, у нас, конечно, были свои грузовики, которые могли курсировать на большие расстояния, самосвалы, которые перемещались на короткое... Но тем не менее у нас не было своего частного транспорта фактически, т. е. небольшое производство «АвтоВАЗа», небольшое производство «Москвича», «Волги», но всего этого категорически не хватало. И это в общем и целом определенным образом застопорилось, прогресса особенно никакого не было, в Советском Союзе очень тяжело было все внедрять, и вроде как покупают то, что есть, соответственно, прогресса не было. Следующие времена, когда вот в последние 20 лет к нам пришли иностранные производители, мы дали им достаточно льготные условия, для того чтобы они к нам сюда зашли, это и по аренде земли, и по оплате электроэнергии, ряд еще вещей, которые были очень комфортны. Они стали производить автомобили, мы расслабились, фактически даже «АвтоВАЗ» мы отдали на управление французам, что благотворно на самом деле сказалось на «АвтоВАЗе», потому что у нас истории своей не было в таком качественном управлении автопредприятием. Но локализация была небольшая; соответственно, в один миг, когда нас все покинули, мы остались без основных узлов и агрегатов и без платформы, т. е. у нас фактически не стало своих автомобилей, остались только те, которые были сконструированы очень давно, это LADA Granta, это Niva. Но LADA Granta – это фактически модель 1990-х гг., Niva – это «вечно хороший» автомобиль, нужный в хозяйстве, но, конечно, уже несовременный. Остальные автозаводы фактически исчезли, за исключением «ГАЗа», который стал производить грузовики, которые так нужны были россиянам, и сегодня, кстати, по крайней мере мы можем таким образом замещать, вот эта ниша малотоннажных грузовичков, которые могут курсировать по стране, здесь плохо или хорошо, но «ГАЗ» этот вопрос решает, в какой-то степени мы закрыты. Так вот за 20 лет мы расслабились, у нас нет ничего, мы потеряли все, мы даже потеряли специалистов. У нас я не могу сказать, что даже было грамотное обучение, для того чтобы закрыть вот этот цикл. Нам нужны преподаватели, нам нужны студенты, и только потом появляются люди, которые произведут автомобиль. И вот когда мы на всех этапах провалились и стали пользоваться чужими достижениями... Потому что это на самом деле просто выгоднее, потому что не может Россия все производить. Россия производит оружие, космические корабли, но вот машины не производила, а что-то еще производила. Так во многих странах, не все большие страны производят машины. Но мы сегодня просто попали в такие условия, когда мы вынуждены это делать. Насколько это будет успешным, сказать, конечно, сложно. Пока у нас успешно проходят переговоры с китайскими автопроизводителями, мы создаем какие-то отверточные производства, мы наверняка будем локализовать это, но пока еще ни одной платформы собственного автомобиля, кроме старых, мы не создали, а это необходимо сделать. Тамара Шорникова: Давайте будем слушать телефонные звонки. Подключаем телезрителей к разговору, говорим о наших автомобилях. Есть ли у вас такие в наличии, рассказывайте. Если собираетесь покупать, как вам цены, что собираетесь выбрать? И что поможет поднять наш автопром? Ваши идеи приветствуются в эфире. Антонина из Калуги. Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Сможет ваш собеседник ответить на вопрос, какова судьба Volkswagen в городе Калуге? Потому что там участь молодых людей меня очень, не только меня, вообще Калугу интересует этот вопрос. Тамара Шорникова: А вас лично почему? Зритель: Ну потому что там работает мой ребенок. Тамара Шорникова: Понятно, да, все, личный интерес. Спасибо. Сможете? Ян Хайцеэр: К большому сожалению, перспективы сомнительные. Volkswagen фактически прекратил свою деятельность. Вот буквально вчера объявил о том, что он пока не поддерживает гарантийные обязательства. Но при этом Volkswagen официально не объявил о своем уходе, т. е. производства нет, все как бы здесь, но машины не производятся. К большому сожалению, я думаю, что просто Volkswagen ищет покупателей и не может продаться. А продать он что может? Он может продать стены завода. Он не продаст программное обеспечение, он не продаст технологию, он ничего не продаст. То оборудование, которое стоит на заводе, может производить тот Volkswagen, который производился, а это нам, к сожалению, не передадут. Поэтому наше будущее – это новые производства новых автомобилей, в т. ч. и своих, но надеяться сегодня на иностранных производителей, которые ушли из России, мы не можем, иллюзиями себя питать не надо. Тамара Шорникова: Новые производства наших автомобилей, поговорим на примере «АвтоВАЗа». С конца августа завод перешел на шестидневку, до этого испытав серьезный кризис, набрал новых сотрудников. К концу года темп производства на двух основных линиях вырос до 24 тысяч автомобилей в месяц. Продажи хорошие были, чистая прибыль даже в размере почти 2 миллиардов рублей. Перспективы на этот год? Сейчас предприятие говорит о сборке крупноузловой с помощью импортных деталей на основе китайских, видимо, комплектующих. Дальше какие перспективы? Ян Хайцеэр: Я полагаю, что продажи «АвтоВАЗа» вынужденно будут расти, тем более что «АвтоВАЗом» все-таки управляют сегодня грамотные люди, это не советское прошлое, это совершенно новые... Тамара Шорникова: Вы говорите как будто с сожалением «вынужденно будут расти». Ян Хайцеэр: Здесь никакого сожаления нет, я просто констатирую факт. Но меня же единственное, что пугает, я хотел бы, чтобы в нашей стране производились современные, безопасные, новые автомобили. Пока этого еще не происходит. Но в любом случае удовлетворять потребности людей, которые живут в нашей стране, нужно. Но еще раз подчеркну, что мы ждем новых автомобилей, и сегодня китайцы нам дают более современные, более интересные автомобили... Я сейчас не могу еще сказать насчет «более качественные», потому что нет опыта эксплуатации. «АвтоВАЗ» нам дает более бюджетный автомобиль, хотя относительно модельного ряда я не считаю, что эта машина стоит дешево, она просто дешевле других. Тамара Шорникова: Там сейчас тоже за миллион уже, это такие новые реалии, новые цены... Ян Хайцеэр: 900 тысяч LADA Granta. Очередь за ней не стоит, но потихонечку ее покупают, потому что это самая дешевая машина. Тамара Шорникова: Хорошо. Цитирую вас: «Я хочу, чтобы в стране производились новые современные автомобили». Вот давайте выслушаем тогда стратегию развития отечественного автопрома от Яна Хайцеэра – 2035. Ваши предложения? Ян Хайцеэр: Это очень непросто, потому что до меня подумала огромная армия специалистов Минпромторга, которая создавала этот план... Тамара Шорникова: У нас есть такая народная поговорка, что две головы лучше, поэтому... Ян Хайцеэр: Но тем не менее пока мы основываемся на тех предприятиях, которые есть. Мы сегодня коллаборационируемся с китайским автопромом, где, я думаю, просто будет расти уровень локализации, и тогда постепенно будут становиться машины более «отечественными». Параллельно, на мой взгляд, я бы хотел, и в этом плане это есть, будут создаваться новые платформы отечественных автомобилей. Но это, к сожалению, мой план и план до 2035 года Минпромторга, мне сложно сказать, насколько реалистично его осуществление, но тем не менее хотелось бы верить, что появятся те специалисты, которые создадут машины. Выход на зарубежные рынки, для того чтобы увеличить объем запасных частей, возможно, сложится, но это будут, конечно, к сожалению большому, поставки в третьи страны. И здесь если мы сможем конкурировать с Китаем, а это чрезвычайно сложно, потому что даже если мы будем продавать наши автомобили за рубеж сегодняшние, то очень быстро китайцы справятся с тем, чтобы производить на них запчасти и гораздо дешевле. Поэтому план есть, реализация его категорически сложна. Тамара Шорникова: Нам звонят сейчас дамы, интересно, где все автомобилисты, наверное, за рулем, может быть. Позвоните и расскажите, что думаете по поводу отечественного автопрома, как его оцениваете, что нужно, чтобы в нашей стране действительно были хорошие, современные, доступные автомобили. Сейчас послушаем Маргариту из Орловской области. Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. У меня трехдверная Niva, грубо говоря, по-русски, обычной комплектации. Почему такие автомобили перестают выпускать? Тамара Шорникова: Есть у вас ответ на этот вопрос? Ян Хайцеэр: Их не перестают выпускать, они продолжают выпускаться. Трехдверная Niva классическая... Тамара Шорникова: Маргарита, вы с нами на связи еще? Зритель: Да-да. Ну почему? Вот, допустим, я обратилась в салон, где я брала свою машину 9 лет назад, там уже нет такой простой комплектации – все с наполнениями, которые в два раза дороже. Тамара Шорникова: Ага, это уже другая история. Ян Хайцеэр: А-а-а, вы имеете в виду... Да. Я полагаю, вот здесь, к большому сожалению, что мешает процессу увеличения объема покупок автомобилей, потому что у людей все-таки карманы не бездонные, людям сейчас достаточно сложно, и вот эта цена, которая прибавляется к рекомендованной рознице завода, прямо сильно подрастает что на импортные автомобили, что на отечественные, я имею в виду из официально поставляющихся. И к большому сожалению, общий объем продаж не такой большой, как бы нам хотелось, и дилерская сеть многочисленными допами пытается компенсировать недостаток прибыли, как они считают... Тамара Шорникова: А что же это у нас за такая какая-то... Ян Хайцеэр: И фактически здесь многочисленные навязанные услуги, здесь всякие ненужные для людей допы... Это пошло еще со времен пандемии и, к большому сожалению, не прекратилось. Поэтому пишите письма на «АвтоВАЗ», все, что я могу посоветовать. Тамара Шорникова: Вот такая стратегия не только, конечно же, в автомобильной отрасли, заработать здесь и сейчас на одном автомобиле, на его продаже, а не за счет объема в разных комплектациях по доступным ценам – почему у нас такая модель всегда развивается? Ян Хайцеэр: К сожалению, действительно это так. Но объема в любом случае не хватает, поэтому дилер, понимая, что он не продаст условно 100 штук, а продаст только, например, 50, пытается дополнительными допами компенсировать непроданные 50 штук. Пока люди покупают, они будут это делать; как только люди скажут «нет, я больше не покупаю!»... И договоримся мы все: мы больше не приходим в автосалон и не приобретаем машины по этим ценам. Как вы думаете, что произойдет? Так что все зависит от нас. Тамара Шорникова: Да... Пробовали, конечно, с разными видами товаров, небыстро сдается производитель, скажем прямо... Ян Хайцеэр: К большому сожалению, мы все-таки живем в условиях капитализма и регулировать цены сложно. Цены регулирует рынок. Тамара Шорникова: У нас регулирует выход в эфир звонков редактор, который просто сообщает о том, что звонок есть, мы его сразу берем. Сергей, Москва, здравствуйте. Зритель:... Тамара Шорникова: Сергей, давайте поговорим по телефону, выключите звук у телевизора, так будет легче общаться, иначе будем с большой задержкой говорить. Зритель: … Тамара Шорникова: Да, Сергей? Зритель: Здравствуйте. Тамара Шорникова: Здравствуйте. Зритель: У меня вопрос к ведущему. Я бывший работник автомобильной промышленности, 50 лет проработал, сейчас я на пенсии нахожусь. На «ЗИЛе» начал работать, вот, и знаю всю автомобильную промышленность хорошо. Вот на сегодня почему нет централизованного органа созданного, чтобы курировать все существующие хотя бы на сегодня заводы? Ульяновский моторный, автомобильный, ... на Оке, потом «КамАЗ», Волжский завод... Ну «ЗИЛ» ладно, его похоронили. И мы сейчас вот смотрим на Китай, вот Китай нам даст машины. Почему наши-то машины, которые были разработаны, мы все это хороним? Так работать нельзя. Должен быть централизованный создан орган во главе с НАМИ, который единственное, что осталось из всех головных институтов, остальные технологически похоронены, … автопром, МАМИ... Поэтому какая-то сейчас роль должна быть главная высказана, будет перспектива какая-то, или мы будем смотреть на китайскую промышленность. Тамара Шорникова: Видимо, такой тоже советский опыт, госзаказ конкретный... Ян Хайцеэр: К большому сожалению, рынок так не работает. У нас сегодня есть Минпромторг, который разработал эту программу и курирует это направление, причем очень плотно и тщательно этим занимается. У нас есть НАМИ, которое сегодня получило в управление ряд предприятий даже бывших, которое тоже работает, и персонал НАМИ увеличился в несколько раз, вы даже не можете себе представить, что было там 5 лет назад и сейчас, это другой современный институт, который... Даже деньги дополнительные были вложены. Но тем не менее мало курировать и мало централизировать, это не так эффективно – важно иметь платформу автомобиля, который нужно создать. Те автомобили, которые были, они остались в прошлом, мы не можем жить прошлым, мы должны жить настоящим. А настоящий автомобиль – это безопасный и экологичный. Тамара Шорникова: Ян Эрнстович, возможно, рынок просто в определенный момент не справился и сейчас временно нужно действительно передать управление в руки государства? Условно, «АвтоВАЗ» сегодня же говорит, просит государство помочь защитить его от импортных автомобилей, т. е. здесь помощь государства нужна, здесь нужен контроль, здесь помогите. Может быть, тогда и с другим помочь? Ян Хайцеэр: У нас государство прекрасно помогает сегодня всем. У нас существует, например, программа льготного кредитования для конечных клиентов, это помощь автопрому от государства, вот она, пожалуйста. Просто кредитуется конечный производитель, а конечный производитель выбирает из тех списков автомобили, на которые ему будет осуществлена дополнительная помощь в виде низкого процента по кредиту. Это помощь. Государство у нас курирует и «АвтоВАЗ», государство у нас курирует и «Москвич», государство у нас курирует еще ряд предприятий. Государство у нас плотно наблюдает и контролирует даже частные предприятия и я не скажу что вмешивается, но по крайней мере дает им заказ. Тамара Шорникова: Я о большей роли. Условно, вот есть стратегия, мы хотим... Это опять «мы хотим», понимаете, мы хотим до 2035 года, чтобы вы производили больше наших компонентов. Нет в этой стратегии, как было раньше, например, и о чем помнят, наверное, и говорят наши телезрители, мол, мы требуем, чтобы до 2035 года было создано такое-то количество таких-то компонентов, вот задача. Мы, допустим, обеспечиваем какой-то рынок сбыта, потому что пересаживаем всех чиновников на наши автомобили, поэтому вы гарантированно им это продадите... Ян Хайцеэр: Так фактически сегодня отчасти так и есть, чиновники пересаживаются. Но чиновники – это не основной потребитель автомобилей. Основной потребитель автомобилей – это мы, живущие в этой стране, и плюс потребности того, что условно называется народным хозяйством: магистральные грузовики, которых нам сегодня не хватает... У нас есть, конечно, «КамАЗ», но по-настоящему качественный магистральный грузовик появился в коллаборации с Mercedes, а мы должны как-то создать свой. Тамара Шорникова: У нас нет задач в штуках как обычно, потому что через 10 лет выяснится, что эти проценты не выполнили по программе. Ян Хайцеэр: Смотрите, два раза в одну реку не войдешь. Мы уже не живем в Советском Союзе, история показала, что КПД советской системы, она неэффективна, поэтому мы и не получали хороших автомобилей – мы получали те, которые нам давали, еще и в очереди за ними стояли. Тамара Шорникова: Десять секунд. Ян Хайцеэр: Сегодня все должно быть по-другому. Сегодня должно быть льготное кредитование, сегодня должны быть энтузиасты, люди, верящие в победу в своей деятельности, и прежде всего должны быть специалисты обучены, которые смогут работать на этих предприятиях. Тамара Шорникова: Спасибо! Ян Хайцеэр, вице-президент Национального автомобильного союза. Продолжим через пару минут, поговорим о ценах на продукты: говорят, подешевели.