Ёлки и цены

Гости
Марина Лиярова
председатель федерального совета Межрегиональной экологической организация «ЭКА», общественный деятель

Ксения Сакурова: А давайте ближе к Новому году. В России уже открылись елочные базары, только в столице их больше 200. В Москву деревья везут из Пермского края, Пензенской, Ульяновской, Саратовской областей и даже из Дании. Средняя стоимость отечественной елки составляет от 1 тысячи рублей за метр, импортной – от 3 до 3,5 тысяч. Сосна обойдется примерно в 1200–1400 за 1 метр.

Виталий Млечин: Ну, это средние, так сказать, данные из столицы. А почем елки в вашем регионе? И выбираете ли вы настоящую елку или искусственную? Сколько в этом году вам вообще пришлось потратить на главный символ праздника? Пожалуйста, расскажите нам об этом: 8-800-222-00-14 – бесплатный телефон прямого эфира, 5445 – бесплатный номер для ваших SMS-сообщений.

Ну и прямо сейчас побеседуем с нашим корреспондентом Максимом Волковым, он находится на одном из елочных базаров в Москве. Максим, привет.

Максим Волков: Да, коллеги, здравствуйте.

Виталий Млечин: Видно, видно, что холодно очень, поэтому да, давай, Максим, рассказывай все-все-все, что хочешь рассказать, не откладывая, чтобы не мерзнуть слишком сильно.

Максим Волков: Хорошо.

Коллеги, значит, в Москве открылись елочные базары во всех районах, всего их 238, больше всего на западе столицы. В столичном Департаменте торговли заявили, что праздничных деревьев завезли столько, что их точно хватит на всех. Это, как вы уже сказали, ели, липы и сосны, которые завезли в Москву из других регионов.

Если говорить о ценах, отечественная ель стоит 1 200 рублей за метр, сосна состоит 1,5 тысячи, а вот датская импортная ель стоит 4 850 рублей за метр. То есть средняя датская пихта обойдется где-то в 7 тысяч рублей. Можно также обойтись и более экономным вариантом, это связка еловых веток, она стоит вот здесь, мы сейчас работаем в столичном районе Бибирево, 350 рублей. Также есть более практичные варианты, это пихта, которая продается в горшке. Она с живой корневой системой, после праздников ее можно высадить, например, у себя на даче. Правда, стоит такая пихта 9–10 тысяч рублей.

Виталий Млечин: Ух ты.

Максим Волков: Адреса всех официальных точек продаж елок в Москве можно найти на сайте mos.ru. Также очень популярная услуга в столице – это заказ елок по интернету, это легко можно сделать. Вот здесь, где мы находимся, елочный базар работает круглосуточно. Народу пока не очень много, ажиотаж ожидается в выходные. Продавцы говорят, что, даже работая втроем в выходные, они еле успевают. В общем, популярность большая. Все точки Москвы будут работать до 31 декабря, до самого Нового года. Также столичные власти выступили с предложением все непроданные елки передать в Московский зоопарк, где их поставят в вольеры животных, чтобы у них тоже было праздничное настроение. Ну а после всех праздников елки можно сдать в пункты приема «Добродел», где их пустят на переработку, то есть ничего не пропадет.

Ксения Сакурова: Максим, скажи, пожалуйста, покупатели, тем не менее, там, наверное, есть, ходят, прицениваются. Как реагируют вообще на ценники?

Максим Волков: Да, покупателей мы увидели. Здесь вот только что подходил человек, который сказал, что он уже третий год покупает именно в этом месте, ему очень нравится, он здесь берет елки из Пермского края. Продавцы сказали, что в этом году подорожали они немного, на 150 рублей за метр. Кроме того, кстати, продавцы дали небольшой совет покупателям. Сейчас в Москве где-то -20, и если сразу принести елку и стать ее наряжать, ветки могут сломаться и иголки осыпаться. Сначала нужно принести елку с улицы, поставить ее на балкон, чтобы она там несколько часов постояла, только после этого поставить в комнату и только потом наряжать, чтобы ветки стали более мягкими, согрелись домашним теплом и точно не осыпались и простояли до Нового года. Также небольшой совет: ствол елки лучше поставить в воду, тогда он дольше останется зеленым и пахучим.

Виталий Млечин: Максим, хороший совет. Последний вопрос. Скажи, пожалуйста, просто цены вот на датские эти елки от 7 до 10 тысяч рублей, они поражают воображение. Неужели датские настолько лучше наших, что оправданно за них переплатить?

Максим Волков: Ну, честно говоря, выглядят они более пушистыми, у них цвет такой иссиня-зеленый. Ну, есть те, кто их покупают. В основном, пока мы здесь стояли, брали отечественные ели.

Виталий Млечин: Ну и правильно. Спасибо большое, Максим!

Ксения Сакурова: Спасибо большое! Давайте отпустим Максима Волкова, очень холодно сегодня в столице. Наш корреспондент побывал на одном из елочных базаров. Спасибо большое, Максим.

Ну вот, кстати, люди тоже нам уже пишут: «Купили силиконовую елку за 5 тысяч рублей. Она как живая», – из Новгородской области. Тоже из Новгородской области: «Теперь за искусственную елочку, меньше мусора. Недавно купили ее за 3 тысячи рублей».

Виталий Млечин: А вот из Архангельской области: «У меня бесплатная под окном, ей больше 20 лет, сам посадил. Красавица!»

Ксения Сакурова: Не у всех есть возможность под окном посадить елку.

Виталий Млечин: Да, это точно.

Ксения Сакурова: У кого-то под окном асфальт, ха-ха.

Виталий Млечин: К сожалению, но тем не менее, можно порадоваться за нашего зрителя.

Давайте послушаем Эдуарда из Омской области. Эдуард, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте.

Ксения Сакурова: Здравствуйте.

Виталий Млечин: Вы какую елку предпочитаете, настоящую или искусственную?

Зритель: Настоящую, конечно.

Виталий Млечин: Ага. Так. Вы уже приобрели себе?

Зритель: Вот сейчас машину завел, собираюсь за елкой сейчас.

Виталий Млечин: Так.

Ксения Сакурова: То есть вы как раз за елкой собираетесь?

Зритель: Да. Я вчера посмотрел цены, ну 350 рублей хоть маленькая, хоть большая.

Ксения Сакурова: 350 рублей за любую елку?

Зритель: Да-да-да, независимо, сколько она там, метр или два метра, не зависит.

Ксения Сакурова: Слушайте, ну это очень недорого.

Виталий Млечин: Ну, надо сказать, только что сообщение пришло из Омской области: «Купил сосну 2 метра, заплатил 600 рублей», – Омск.

Ксения Сакурова: Все в Омск за елками, видимо.

Виталий Млечин: Ха-ха. Спасибо большое, что позвонили, Эдуард.

Ксения Сакурова: Спасибо.

Виталий Млечин: А с нами сейчас на прямой связи Марина Лиярова, председатель федерального совета Межрегиональной экологической организации «ЭКА», общественный деятель. Марина Павловна, здравствуйте.

Ксения Сакурова: Здравствуйте.

Виталий Млечин: Марина Павловна, а искусственная елка все-таки или настоящая, как вы считаете, с точки зрения экологии, с точки зрения XXI века?

Марина Лиярова: Так, меня слышно?

Виталий Млечин: Да, слышно.

Ксения Сакурова: Да-да-да.

Марина Лиярова: Ага. Ну, знаете, тут такой вопрос спорный, потому что все зависит от истории этой елки. Если она, скажем так, вы доверяете производителю, действительно бывают в лесах такие елки, которые не выживут маленькие. Ну, их много насеялось, их все равно лесники убирают. Мы даже вот когда-то проводили акцию, когда мы спасали такие елки, выкапывали их и раздавали. Если вы доверяете производителю, но здесь тоже личная ответственность, где вы ее взяли, где вы ее купили, у какого производителя, то в принципе это может быть достаточно экологично. Опять же, если... Вот в прошлом году, я живу в Москве, в Москве у меня во дворе в прошлом году принимали елки живые на переработку, были специальные контейнеры. Если же елка срублена каким-то образом не экологично, то есть она могла бы расти, она могла бы поддерживать экосистему, то здесь всегда вопрос такого доверия, откуда она берется.

С пластиковой история следующая. Если вы покупаете многоразовую пластиковую елку и она будет вам служить много лет, опять же, откуда она взята, из какого пластика она сделана, насколько она полезна с точки зрения материала, с точки зрения, наверное, здоровья даже. И если вы будете пользоваться ею много лет, почему бы нет, это тоже может быть экологично. Может быть, потом, когда она придет в негодность, вы ее сдадите на переработку, пластик сдается на переработку, сейчас очень многие виды пластика. Поэтому здесь, мне кажется, выбор важно делать каждому самому.

И вот действительно в Москве, как ваш корреспондент сказал, это уже не только в Москве, по всей России развивается такая история, что продают елки живые в горшках. Мы все что любим? Мы любим запах елки, то есть почему мы из детства, у нас такое детское впечатление вот этого запаха живой елки. Но там есть нюансы тоже такие, что если вы ее поставите в тепло или где-то возле батареи и вы ее потом после праздников не отправите на балкон, она у вас может погибнуть на самом деле. Поэтому там тоже нужно быть очень осторожным и очень внимательно соблюдать такие меры безопасности, потому что вы по сути берете не просто елку, а живое существо, которое...

Виталий Млечин: Ха-ха.

Марина Лиярова: ...которое как-то из холода в тепло, потом опять на холод, не очень, не факт, что она выживет.

Ксения Сакурова: Подождите, а как правильно? То есть вот мы, допустим, купили вот эту елку в горшке, мы ей порадовались, потом мы ее поставили на балкон. А летом с ней что нужно делать?

Марина Лиярова: Ну, не летом, а весной лучше ее высадить. Но здесь первый принцип...

Ксения Сакурова: А она приживется?

Марина Лиярова: Да, вот смотрите, все зависит от размера, все зависит от того, как вы ее посадите, чтобы, скажем так, у нее не было большого перепада температуры. То есть нельзя ее ни в коем случае ставить в очень теплое место в квартире; если там будет очень тепло, а потом вы ее... То есть она просто у вас начнет прорастать от тепла, ей некуда будет расти, и она, в общем, скажет извините. Но если все-таки вам удастся какую-то прохладу ей сохранить более-менее с проветриваемым окном, то вы весной, не летом, летом не нужно деревья высаживать, деревья высаживают весной и осенью, вы можете весной ее высадить. Но выживаемость, как правило, всех деревьев зависит от многих факторов, самый главный фактор – это возраст, то есть чем старше у вас дерево, тем меньше процент выживаемости. То есть лучше тогда берите поменьше елку, помоложе, скажем так, тогда выживаемость будет больше.

Виталий Млечин: Вы, Марина, уже говорили про детей, про ассоциации с елкой. Вот наши корреспонденты у детей спросили, какую елку они предпочитают на Новый год. Давайте послушаем.

ОПРОС

Виталий Млечин: Слушайте, ну это будущий поэт просто или уже настоящий поэт.

Ксения Сакурова: Ха-ха.

Виталий Млечин: Как он так вот все описал, что... И действительно так.

Давайте послушаем Андрея из Ленинградской области. Андрей, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте. Это город Выборг.

У нас город не такой большой, конечно, как Москва и Санкт-Петербург, но я думаю, что на самом деле проблема насущная везде одинаковая. После Нового года, после нашего праздника такого замечательного, мы смотрим такую картину, что кругом разбросаны эти елки, они разбросаны кругом, везде. И конечно, хотелось бы на это обратить внимание, что на самом деле праздник праздником, но все-таки, может, на самом деле искусственная елка лучше? Потому что такие красавицы должны стоять в лесу, наслаждаться смотреть.

И еще маленькая проблема такая, которая, я считаю, надо воспользоваться немножко, как бы обратить на это внимание. Когда идет у нас вырубка елочек вот этих вдоль дороги, когда трассу расширяют или еще что-нибудь, вот эти елки, которые на самом деле идут, уничтожают их бульдозером, сметают, уничтожают, может, надо людям как-то отдать, раздать?

Виталий Млечин: Понятна ваша мысль, спасибо большое.

Марина, у нас меньше минуты осталось. Действительно, давайте еще раз напомним нашим зрителям, как правильно поступить с елкой с настоящей после Нового года.

Марина Лиярова: Которая с живой системой или... ?

Виталий Млечин: Да-да, именно с настоящей живой елкой.

Марина Лиярова: Ее лучше поставить в прохладное место до весны и весной в зависимости от вашего региона высадить...

Виталий Млечин: Нет-нет, если люди не хотят ее высаживать, а хотят именно ее выбросить, как правильно... ?

Ксения Сакурова: Со срубленный, со срубленный елкой.

Марина Лиярова: А, выбросить? Со срубленной – сдать в переработку куда-то, если есть такая возможность, либо, может быть, куда-то в зоопарк действительно, в какой-то приют для животных, потому что их могут использовать для настилов, еще куда-то. Лучше отдать тем, кому она может пригодиться.

Виталий Млечин: Кому она пригодится. Спасибо, спасибо вам большое!

Ксения Сакурова: Спасибо большое!

Виталий Млечин: Марина Лиярова, председатель федерального совета Межрегиональной экологической организации «ЭКА», общественный деятель. Давай пару сообщений успеем.

Ксения Сакурова: Ленинградская область: «У нас в семье искусственная елка с 1978 года».

Виталий Млечин: Ух ты.

Ксения Сакурова: «За 5 советских рублей, и мы ее бережем», – очень экологично, кстати.

Виталий Млечин: Неплохо. Вот нам пишут тоже из Ленинградской области: «Очень жаль красавиц, которых рубят ради короткой радости». Из Челябинской области: «У нас едешь, платишь 50 рублей и сам рубишь какую хочешь», – так тоже бывает.

Ксения Сакурова: Ну и Астрахань: «Купила живую ель около 3 метров за 1 200. Живая елка – это символ праздника».

Виталий Млечин: Совершенно верно.

Мы сейчас прервемся ненадолго, а сразу после новостей будем говорить о коронавирусе. Никуда не уходите, пожалуйста.

Ксения Сакурова: Оставайтесь с нами.

Сколько денег нам придётся оставить на ёлочных базарах в этом году?