Марина Калинина: Ну а мы к следующей теме переходим. 15 лет назад, 18 сентября 2002 года, представители малого и среднего бизнеса создали Общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства "Опора России". Сделано это было для того, чтобы помогать бизнесменам решать проблемы в самых разных областях – в финансировании, во взаимодействии с властью, налаживать контакты и так далее. Юрий Коваленко: Чего же удалось достичь за эти годы? И с какими проблемами предприниматели сталкиваются сегодня? Об этом поговорим с Александром Калининым, президентом Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России". Здравствуйте. Марина Калинина: Здравствуйте, Александр. Александр Калинин: Добрый день. Марина Калинина: Во-первых, поздравляем вас с юбилеем! Александр Калинин: Да, приятно. Приятно, потому что организации действительно в понедельник, 18-го числа, 15 лет. Мы проводим в связи с этим большой форум в Москве. Об этом я бы тоже хотел рассказать. Но прежде всего я бы хотел поздравить тех людей, с которыми мы за 15 лет прошли этот яркий и большой путь, поблагодарить членов нашей организации "Опора России". Они во всей стране – от Владивостока до Калининграда и от Севастополя до Архангельска. Поэтому спасибо, друзья! И я думаю, что у малого бизнеса России очень интересные люди и очень интересные проекты. И многое из того, что нам предстоит сделать, мы сделаем. Марина Калинина: Такой вопрос. Если сравнивать, с чего начинали и к чему пришли сейчас, то чего удалось добиться за эти 15 лет? Александр Калинин: Когда человек занимается бизнесом, особенно малым… К примеру, первую компанию я открыл в 91-м году. И через какое-то время… Юрий Коваленко: Рисковый вы человек. Александр Калинин: Ха-ха-ха! Мне было нечего терять, честно сказать. Я закончил институт, у меня было хорошее образование. Меня готовили, в общем-то, как инженера в оборонку, а в этой сфере шло жесткое сокращение. И я понимал, что я там не востребован тогда. И куда было идти? Квартиры нет, общежитие закончилось, надо на что-то жить. И я выбрал малый бизнес в 91-м году. Естественно, мы тогда занимались… Марина Калинина: В какой области-то хоть? Александр Калинин: Конечно, в торговле. Ну, малый бизнес, как правило, начинается с торговли. И я считаю, это огромная школа любого бизнеса, потому что именно торговля – это та точка, где понятно, твой продукт нужен покупателю или не нужен. То есть, соответственно, поскольку у меня было хорошее образование, я сразу начал заниматься международной торговлей, там было меньше конкуренции. Марина Калинина: Эк вы сразу замахнулись-то – за границу! Александр Калинин: Ну, у нас тогда прошла валютная либерализация, в 92-м. Соответственно, очень много не было чего в России, а было там. Марина Калинина: Да ничего не было. Александр Калинин: Да. Я помню, мы покупали в Корее кассеты, видеомагнитофоны… Марина Калинина: Ну, понятно, да. Александр Калинин: Это продавалось. Инфляция была бешеная, чуть ли не до 240% годовых доходила. Это сейчас даже представить трудно. Кредиты стоили столько же. Но было интересно, да, был драйв. Рынок был пустой, поэтому многие ошибки прощались. Сейчас, конечно, работать, с одной стороны, легче, а с другой – сложнее. Юрий Коваленко: А в чем легче-то, кстати? Александр Калинин: Сейчас легче в том, что среда стала гораздо более, скажем, понятной, меньше стало криминала 90-х, и его становится все меньше. У нас стала инфляция, к примеру, почти 4%. Есть еще и выбор, чем заниматься. К примеру, человек может сегодня получать очень хорошие зарплаты в госсекторе или неплохие зарплаты, по найму работая. А тогда многие люди пришли в малый бизнес от безысходности. Юрий Коваленко: Ну а сейчас-то на другой чаше весов лежат и избалованность покупателя, и насыщенность рынка, и налоговые тяготы, и Трудовой кодекс со всеми вытекающими оттуда последствиями, и в целом санкции хотя бы те же самые. Это как-то уравновешивает чаши весов, если вы говорите, что сейчас легче? Александр Калинин: Когда мы говорим о малом бизнесе, то это очень разные категории предпринимателей. Во-первых, это начинающие – микробизнес. Таких у нас очень много. У нас на сегодняшний день, по Реестру малого и среднего бизнеса, который появился год назад (и мы можем четко сказать, сколько у нас кого), у нас порядка 5 миллионов 600 тысяч микропредприятий. Это много. Это неплохо. Мы их видим на улицах городов. Очень много кто чем-то занимается. У нас самозанятых так называемых, то есть в основном кто работает, не регистрируясь, еще больше – 10 миллионов. И они тоже чем-то занимаются, и это тоже малый бизнес. Малых предприятий (а это оборот до 800 миллионов, по закону), у нас их 200 тысяч всего. И средних предприятий меньше 20 тысяч всего. Юрий Коваленко: А каким образом помогает вам… Марина Калинина: Вот смотрите. За границей, в развитых странах на малых и средних предприятиях, в общем, держится вся экономика. Александр Калинин: Да. Марина Калинина: У нас – нет. В чем проблема? Александр Калинин: Вот то, что вы сейчас эту проблему обозначили, мы на наш юбилейный форум в понедельник, 18-го числа, это выносим как главный вопрос. Мы пригласили к нам на пленарное заседание в 10 утра министра финансов Антона Силуанова. Мы пригласили Эльвиру Набиуллину, главу Центрального банка. Мы пригласили министра экономики Максима Орешкина. У нас будет Герман Греф. У нас будет Александр Браверман. У нас будет первый вице-премьер Российской Федерации Игорь Иванович Шувалов. И мы как раз хотим погенерить. Мы задаем один вопрос. Вот смотрите – микробизнес. Действительно, за последнее время мы смогли много сделать, чтобы людям стало интересно там работать. Но у нас размер наших микропредприятий, если их сравнивать… Марина Калинина: А микропредприятия – это какие? Александр Калинин: Это 15–50 человек, там от видов деятельности… Марина Калинина: Это микро. А малые тогда? Александр Калинин: И оборот до 120 миллионов. Малые – оборот от 120 до 800 миллионов, до 100 человек численность. А средние – это от 800 миллионов до 2 миллиардов оборот, и численность до 250 человек. Так вот, мы "кипящий слой" создали, но он не капитализируется. Количество патентов, которыми обладает микробизнес, мизерное и отличается очень серьезно от малого бизнеса, к примеру, Японии, Китая, Европы. У нас капитализация предприятий низкая. У нас бизнес не хочет расти, из микробизнеса становиться малым и средним. У нас люди боятся даже расти… Марина Калинина: Может, не не хочет расти, а не может расти по тем или иным причинам? Александр Калинин: Это, я думаю, две стороны одной монеты. Он не хочет, потому что не может. Марина Калинина: Потому что не может. Александр Калинин: Да. И не может, потому что не хочет. Это взаимосвязанная проблема. Мы говорим о том, что в стране осознанно акселерация малого бизнеса не создана. Ее нужно сделать. Если мы хотим качественно рывок сделать, чтобы у нас доля малого бизнеса в экономике не была застывшей примерно на уровне 20% и занятость официальная на уровне 25% (а на самом деле она там гораздо больше), мы должны осознанно подойти к этому вопросу и создать такие "морковки", которые бы людей заставлять капитализировать бизнес, чтобы бизнес не боялся работать на общей системе налогообложения, чтобы он понимал, что его не будут кошмарить, как только он вырастает. Потому что для микропредприятий, особенно за последние два года, благодаря и инициативам "Опоры России", и инициативам президента, деятельности Правительства для микробизнеса мы смогли существенным образом систему улучшить. Что именно было сделано? К примеру, специальные налоговые режимы. Был предел 69 миллионов, а сейчас – 150. В специальных налоговых режимах налоговая нагрузка в разы меньше. Налоговые проверки по спецрежимам, если нет явных каких-то схем, не проводятся Федеральной налоговой службой. Надзорные каникулы были введены, то есть три года плановых проверок для предприятий микробизнеса нет. По нашей инициативе (президент поддержал это, хотя было большое, надо сказать, сопротивление), когда к тебе пришли на проверку, если ты предприятие малого бизнеса, то с июля прошлого года тебя не штрафуют, а тебе выписывают предписание на устранение замечаний. Предприниматели со всей страны говорят: "Это классно". Потому что тебе могли выписать штраф миллион, и для микробизнеса это смерть сразу. Плюс по линии Центрального банка, по линии госкорпораций была сделана "Программа 6,5", по ней выдано было порядка 300 миллионов… миллиардов, извините, кредитов. Но не это главное. Портфель малого бизнеса – 4,5 триллиона. Они сбили ставки. Потому что когда тебе по этой программе дают кредит под 10,5% для малого бизнеса, а при этом другие банки дают, к примеру, под 18%, под 20% с лишним, как это было год назад, то предприниматель говорит: "А я не буду брать". Марина Калинина: Понимаете, тем не менее, да, наверное, подвижки есть. Ну, вам виднее. Но люди, которые сюда приходят, которые занимаются малым бизнесом, ну, в эту студию, или звонят наши телезрители и говорят, что душат процентами, что кредиты очень дорогие, что это не дает развиваться. И в общем, как-то диалог с властью не очень получается. Юрий Коваленко: На форуме поднимется этот вопрос? Александр Калинин: Для этого и есть такие организации, как "Опора России". Ведь почему мы ее создавали, если вернуться к истории? Через какое-то время, когда вы ведете бизнес, будь вы фермер, будь вы производственник (я в последнее время производством занимался до того, как меня избрали президентом "Опоры России"), ты сталкиваешься с системными вопросами. И ты понимаешь, что ты их не решишь. Но создав организацию… А у "Опоры России" сегодня 85 региональных офисов, более 400 представительств в муниципалитетах, у нас 60 отраслевых комитетов и комиссий. И опираясь на такую структуру, ты можешь, во-первых, системные вопросы решать – с налогами, с доступом к деньгам. К примеру, недавно мы проводили со "Сбербанком" "Легкий старт" на Дальнем Востоке, мероприятие такое. Марина Калинина: Это что? Александр Калинин: Ну, "Сбербанк" рассказывал о своих новых продуктах. Мы убедили (и "Сбербанк" нас услышал), что, допустим, рисковая модель для микробизнеса должна быть другой. Потому что сейчас в основном микробизнесу банки отказывают, и у них должна быть другая рисковая модель. И "Сбербанк" нас услышал. Он сделал (совсем буквально это свежее решение) микрофинансовую "дочку" свою, назвал ее "Выдающиеся деньги". И для микробизнеса они собираются делать совершенно другой продукт. Марина Калинина: А проценты? Александр Калинин: Проценты, конечно, будут выше, чем для малого бизнеса. Но и риск там выше. Если у вас нет залогов, если у вас нет твердого финансового потока, то банк ведь тоже рискует больше. Но я вам скажу, что те люди, которые микробизнес, они больше воспринимают не проценты. У них главный вопрос – то, что им вообще не дают кредиты, потому что говорят: "А что у вас есть?" Они говорят: "Ничего". "Лапы, хвост и усы", как в известном мультфильме про Простоквашино, да? А микрофинансовые организации закладывают другую рисковую модель. Да, там процент выше, но деньги дают хотя бы. И там разумный процент будет. А с другой стороны, банки (к примеру, не только "Сбербанк", а просто есть банк, крупнейший частный банк), они уже давно для малого бизнеса, о котором вы говорите, перешли к другой модели – к предодобренным кредитам. То есть, если банк видит твой оборот, ты уже устойчивое малое предприятие, они тебе другой продукт предлагают. Они уже тебе говорят: "Мы готовы тебе дать, допустим, 3, 5, 10 миллионов. Тебе ничего делать не надо. Только скажи "да" и подтверди электронной подписью, что ты готов это сделать". Юрий Коваленко: Еще хотел спросить. Когда вы начинали 15 лет назад, я так понимаю, что это было еще тогда не сильно актуально и не сильно развито – ситуация с молодежью в бизнесе. Молодежный бизнес – вот как тогда он жил и как он сейчас живет? Удалось что-то для молодежи сделать? Александр Калинин: Мы фиксируем, что было такие три волны прилива в малый бизнес. Первая – 90-е, как я уже говорил. Многие пришли, потому что нужно было просто кормить семьи, а предыдущие рабочие места были разрушены. Марина Калинина: В этом плане ничего не изменилось и сейчас – семьи по-прежнему нужно кормить. Юрий Коваленко: Но тогда не было ни опыта вообще, ничего у людей этих, наверное. Александр Калинин: Не то чтобы… Опыта не было, да. Просто вы знаете, что тогда во многих традиционных секторах экономики зарплата была такая, что жить было невозможно. И даже в каком-то городе поставили памятник челноку. Туда много ушло инженеров, врачей. Из них потом появились великолепные предприниматели, которые работали в малом бизнесе. Вторая волна как раз была в 2000-е годы, когда российская экономика, во всяком случае в сфере малого бизнеса… Вот эти 10 лет называют "тучные годы". Можно по-разному сказать, но тем не менее малый бизнес в это время в два раза вырос. И третью волну мы фиксируем сейчас после Государственного совета, после перезагрузки по микробизнесу. Мы видим, что молодежь, женщины и отставные силовики – вот три фокус-группы, где мы видим самую большую динамику интереса к малому бизнесу. И эти группы прежде всего нельзя разочаровать. Мы должны не только пригласить их в малый бизнес (а они интересуются, идут), но и они там должны стать успешными. И в этом плане очень важна популяризация предпринимательской деятельности. Мы хотим, чтобы о предпринимателях снимали фильмы. У нас такие люди есть в истории России, предприниматели! Ну, к примеру, Третьяков, создатель Третьяковской галереи. Почему мы не видим фильмов о таких людях на экранах? Почему у нас много фильмов про сотрудников правоохранительных органов, к примеру (и слава богу)? Про космонавтов – сейчас появился уникальный фильм про Леонова. Но мы не делаем госзаказы на популяризацию предпринимательской деятельности. Юрий Коваленко: Просто мысли россиянина во всей своей массе, всего населения нашей страны: "Человек из бизнеса – это человек в малиновом пиджаке и с золотой цепочкой", – до сих пор еще есть во многих местах. Я прекрасно понимаю, что к бизнесу есть такое некое подозрение: "А вдруг он обманывает? Честный человек же не может жить хорошо". И так далее, и так далее. Вот каким образом вы размываете эту границу человека, который не может жить честно, с золотой цепочкой и малиновым пиджаком, и привносите все это дело в народ? Какая-то помощь, меценатство наверняка есть? Александр Калинин: У нас есть программа, у "Опоры России" есть целая "Опора-Созидание", специальный проект. Там в основном православные наши предприниматели этот проект ведут. Там действительно много меценатства. Но кроме этого, мы просто показываем малый бизнес глазами людей. Есть у нас такой совместный проект с "Промсвязьбанком" – "Бизнес в объективе". У нас, кроме того, есть конкурс "Бизнес-Успех", который "Опора России" проводит вместе с Агентством стратегических инициатив. Мы находим предпринимателей в регионах и вот эти бизнес-истории выносим через массмедиа, через средства массовой информации на федеральный уровень. Юрий Коваленко: Ну, правильно. Стив Джобс, допустим, писал же книгу свою. Марина Калинина: У нас ждет очень долго уже человек на линии. Здравствуйте, вы в эфире. Зритель: Алло. Марина Калинина: Да, говорите, пожалуйста. Мы вас слушаем. Юрий Коваленко: Добрый вечер. Зритель: Добрый вечер. Уважаемая "Опора России", я насчет очередного абсурдного решения по онлайн-кассам. Ну, это же стопроцентная смерть! Сетевой ритейл и прочие – может быть, это и необходимо для них. Но для нас-то зачем – для тех, кто находится на ЕНВД? Налог известен, нет смысла его утаивать, какую-то наличку. Ну, это же абсурд, согласитесь. Вся надежда на вас, на "Опору России". Прокомментируйте, пожалуйста. Марина Калинина: Спасибо за ваш звонок. Александр Калинин: Эта тема очень острая, мы постоянно эту тему мониторим. Я с вами соглашусь, что когда мы говорим об онлайн-кассах, то очень разные есть бизнесы. К примеру, сейчас закончился первый этап внедрения онлайн-касс. Он был сделан в основном для крупного и среднего бизнеса – тех, кто уже имел кассовую технику. За 8 месяцев было 1 миллион 200 тысяч новых касс установлено. И это позволило, конечно, видеть финансовые потоки и налоговой службе, и, к примеру, мэриям городов, потому что они понимают, где нужно что-то строить, где не нужно что-то строить. Второй этап реформы (а это следующий год) предполагает то, что должны поставить кассы те, у кого их нет. Это имеется в виду единый налог на вмененный доход и патентная система налогообложения. Наша позиция. Мы считаем, что, во-первых, сам срок – до 1 июля следующего года – это нереально будет исполнить. Потому что два с лишним миллиона касс, во-первых. Во-вторых, два с лишним миллиона накопителей. В-третьих, те люди, которые ставили кассы и покупали накопители в прошлом году – это еще 1 миллион 200 тысяч. Это 3,5 миллиона накопителей нужно установить будет к июлю следующего года. Мы считаем эти сроки нереальными. И естественно, наша позиция, что эти сроки должны быть пересмотрены на гораздо более длительные. И соответствующее письмо мы направили в Федеральную налоговую службу, в Правительство Российской Федерации. Второй момент. Мы считаем, что… К этому закону есть приложение – те виды деятельности, на которые кассы устанавливать не нужно. Но их сейчас там очень мало – 20. Есть виды деятельности, которые предполагают установку касс, но, с нашей точки зрения, показывают, что явно есть недоработка. И многие регионы Российской Федерации на это указывают. К примеру, выпас скота – зачем там установка онлайн-кассы? Я понимаю, что на патенте по этому виду деятельности, может быть, единицы работают по России – ну, человек сто. Это показатель. Тренеры, к примеру, в фитнес-залах и так далее. Поэтому, используя вот тот опыт, который сейчас появился у производителей кассовой техники, у Федеральной налоговой службы, у бизнеса, мы предлагаем Правительству и Государственной Думе: "Давайте пересмотрим сроки и пересмотрим перечень тех видов деятельности, для которых эти кассы вообще не нужны". Я надеюсь, что нас услышат. Кроме того, вы знаете, что индивидуальным предпринимателям, которые будут устанавливать эти кассы, гарантировано, что они получат вычет в размере не менее 18 тысяч рублей, но тем, кто установил эти кассы. В будущем из налогов, которые они платят, в следующем году это будет вычтено. То есть фактически для индивидуальных предпринимателей это будет установка за счет, скажем так, налогов, которые бы они заплатили – фактически, можно сказать, бесплатно. Юрий Коваленко: За счет государства, в общем-то. Александр Калинин: Да, за счет бюджета. Это тоже была наша принципиальная позиция, этого мы добились. Но единственное – пока закон об этом не принят. Он находится в Государственной Думе, но поскольку это было озвучено на самом уровне, то это, безусловно, будет принято. И на что бы я еще обратил внимание?.. Марина Калинина: У нас буквально совсем мало времени осталось, к сожалению. Александр Калинин: Да. Что, с другой стороны, эти онлайн-кассы предпринимателям ведь за счет государства дают и новые технологические возможности. Вы тоже на это обратите внимание. Вы сможете дома с компьютера контролировать: где, когда, сколько у вас продалось, какой продавец более успешный, какой продавец менее успешный. У вас гораздо меньше будут воровать из магазинов (в том числе я знаю, что такие жалобы поступают). И когда вы будете ассортимент товаров закупать, то это тоже вам дает возможность более тщательно спланировать, что пользуется спросом, а что не пользуется. Поэтому не ищите только минусы. Это в том числе и плюсы. Марина Калинина: Спасибо вам большое. Это был Александр Калинин, президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России". Юрий Коваленко: Спасибо большое.