Антон Алфимов: Далее поговорим о дорогах – точнее, о необычном способе укладке этих дорог. Ольга Арсланова: Создании этих дорог прямо зимой, собственно – по-простому. Антон Алфимов: Под снегопадом. Ольга Арсланова: Дело в том, что широкий общественный резонанс вызвали некоторые записи, которые появились в Интернете – в частности, была запись видеорегистратора, которая показывает, как рабочие укладывают асфальт во время снегопада в Орле. В Екатеринбурге тоже были случаи. Как раз давайте Орел посмотрим – это то самое скандальное видео. Есть также похожие кадры из разных других российских городов, например, во Владивостоке что-то похожее происходило последние дни, и это тоже выложили в Интернет. Давайте посмотрим Владивосток. Антон Алфимов: Очень даже красиво. Ольга Арсланова: Дальше посмотрим Новосибирск. География обширная, но происходит примерно одно и то же. Какая-то общероссийская практика, судя по всему. Есть у нас еще видео, насколько я понимаю, из Сахалина. Ну и еще одно видео (мы не будем его показывать, просто расскажем): Екатеринбург, выложил ролик один из жителей, буквально за 3 дня он набрал тысячи просмотров, многие сообщения появлялись в социальных сетях – жаловались жители Кургана, Среднеуральска и так далее. Что же это такое? Антон Алфимов: Мы будем выяснять, есть ли повод вообще жаловаться – может быть, все нормально и, наоборот, нужно в зиму-то как раз его и укладывать, чтобы по весне, возможно, сквозь снег возрос настоящий асфальт. Ольга Арсланова: Да. Будем разбираться. Вас также приглашаем к нашей беседе – я вижу, что уже зрители подключились, пишут о том, что похожие вещи происходит в разных городах нашей страны, кто-то такого никогда не видел и не понимает вообще, как это можно было допустить. Но обо всем этом мы будем говорить с нашим сегодняшним гостем – к нам в гости пришел Юрий Васильев, профессор кафедры дорожно-строительных материалов МАДИ. Юрий Эммануилович, здравствуйте. Юрий Васильев: Добрый вечер. Ольга Арсланова: Мы как раз до эфира обсуждали, что МАДИ, который, собственно, институт и никакого отношения к людям, выписывающим штрафы за неправильную парковку, не имеет. Юрий Васильев: Теперь университет. Антон Алфимов: То есть Вы теперь приписываете букву "у" в скобках после МАДИ? Юрий Васильев: Нет, мы теперь Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет. Антон Алфимов: А аббревиатура как-то будет меняться? Юрий Васильев: Нет, сокращенное название по-прежнему историческое – МАДИ. Ольга Арсланова: Зачем же менять историю? Давайте разбираться. Самое первое предположение, которое приходит на ум – это деньги. Вероятно, есть какая-то определенная схема, которая выгодна, и ее используют дорожники, для того чтобы заработать. Так же можно бесконечно долго этот асфальт перекладывать. Юрий Васильев: Безусловно, здесь можно сказать, что укладывая асфальто-бетонную смесь на снег, на лед, в лужи, естественно, мы ориентируемся на то, что такое дорожное покрытие едва ли будет долговечным. По той причине, что мы традиционно своих студентов учим о том, что асфальто-бетонную смесь надо укладывать на чистое, теплое, подготовленное основание, при этом еще и подгрунтованное основание, для того чтобы материал был долговечный, хорошо сцеплялся с нижележащим слоем. И в этом случае можно обеспечить надежную работу материала. Антон Алфимов: А как это вообще должно работать? Дорожные службы, может быть, метеосводки какие-то перед выходом на смену должны получать? Какие-то нормативы есть, что вот температура воздуха сегодня +20, без ветра, без каких-то других природных явлений? Юрий Васильев: Знаете, в принципе, дорожные службы имеют соответствующие метеослужбы, которые дают информацию о грядущих погодных явлениях и, соответственно, есть, конечно, проблема, потому что, например, может и погода испортиться, и достаточно сложно под нее подстраиваться. Антон Алфимов: Можно было просто в окно посмотреть, все понятно. Юрий Васильев: Но в данном случае те сюжеты, которые мы посмотрели, естественно, едва ли свидетельствуют о том, что это погодное явление было неожиданным для дорожников. Ольга Арсланова: Ну а смотрите: помните вот эту скандальную историю с машинами, которые поливают улицы по время ливня? В Москве все возмущались, и чиновники ответили очень резонно: а у нас вот норматив – они должны в определенное время в определенный день выходить и поливать, какая бы погода ни была. Противоречит здравому смыслу? – да. Юрий Васильев: Естественно. Ольга Арсланова: Но инструкция есть инструкция. Может быть, и здесь такая же ситуация? Есть определенные ресурсы, определенное время, выделенное на укладку асфальта. Но что поделать, если всю неделю в Москве в ноябре идет снег. Ну что делать? Юрий Васильев: Есть определенные объемы, которые нужно закрыть, и в связи с этим здесь возникают такие ситуации. Например, в последнее время за рубежом и у нас появились специальные добавки, специальные технологии, которые позволяют продлить строительный сезон. И я тут с коллегами… Антон Алфимов: Вы сейчас имеете в виду некоторые примеси, которым не страшны погодные условия? Юрий Васильев: Но некоторые добавки, добавляя которые в асфальто-бетонную смесь, появляется реальная возможность продлить строительный сезон. Но опять-таки здесь подход должен быть такой: ни я, ни мои коллеги не против таких добавок, таких технологий, а против того, чтобы эти добавки, будем говорить, перекрывали то разгильдяйство, которое связано с выполнением работ в неподходящее время. По той причине, что да, эти добавки действительно могут продлить строительный сезон. Антон Алфимов: Но на сколько? Юрий Васильев: Но это не значит, что мы имеем право укладывать асфальт и бетон, допустим, в лужу, в грязь, в снег. Естественно, такие вещи должны полностью исключаться. Антон Алфимов: Ну смотрите: сейчас многие подрядчики дают все-таки гарантийный срок на свою, будем ее так называть, продукцию на дорогах. Ольга Арсланова: Назовем это работой. Юрий Васильев: Да. В Москве, по крайней мере, не менее трех лет. Антон Алфимов: Вот когда асфальт укладывается на снег, понятно, что там, я не знаю… Когда станет видно, что дорога непригодна? Или, может быть, это вообще никогда не будет видно? Юрий Васильев: Тут можно сказать что? Есть, конечно, некая вероятность, что дорога такая будет работать, но, естественно, не столь большая, чтобы, как говорится, на эти меры идти. То есть в любом случае дорожная организация, которая дорожит своей репутацией, едва ли будет идти на то, чтобы укладывать асфальто-бетонную смесь с заведомыми нарушениями технологии. Антон Алфимов: То есть здесь можно предположить, что это рабочие самовольничают? Хотя я не знаю, такое бывает? Юрий Васильев: Можно предположить, что рабочие самовольничают; можно предположить, что фирмы, как это принято говорить, однодневки, которые абсолютно не дорожат своей репутацией и своей честью. Ольга Арсланова: Хорошо, а городские власти – они, как Вам кажется, в курсе такой работы? Юрий Васильев: В любом случае в Москве, допустим, достаточно много контролирующих организаций – это и объединение дорожной инспекции города Москвы, и службы со стороны заказчика, прежде всего это Департамент жилищно-коммунального хозяйства, которые призваны отслеживать качество выполнения дорожных работ. Ольга Арсланова: Давайте послушаем нашего зрителя – Владимир дозвонился, Свердловская область с нами на связи. Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Антон Алфимов: Слушаем Вас, Вы в эфире. Зритель: Значит, я вот слушаю профессора. Ну вы понимаете, они занимаются укладкой асфальта, а какой асфальт, они даже и не знают. Как он изготавливается, может быть, так, приблизительно знают. Я закончил Уральский федеральный университет по специальности "изготовление …материала". Сейчас асфальт идет уже совсем другой. Вы знаете, что бетон если вы положите и водой не польете, он у вас рассыпется. То есть чем больше вот этот бетон, тем он крепче, его льют даже специально. Сейчас асфальт стали делать по этому типу, понимаете. Он, чем бы его в лужу-то ложим, да, он все равно высохнет и закрепится только. Посмотрите, в Башкирии: ложат асфальт, дождь идет, и тут же машины большегрузные пошли. Почему? Да потому что асфальт совсем другой, его и давить можно, он от этого только крепче становится. Ольга Арсланова: То есть правильно ли мы Вас, Владимир, понимаем, что вот этот вот новомодный асфальт, о котором знают специалисты вроде Вас, можно класть куда угодно? – в лужу, в снег, в лед. Зритель: Не только можно, а нужно. Нужно. Куда угодно. Это специально. Наука ж работает. "Червоз", вы что думаете… там все на высшем уровне. Индустрия вся там, а в Москве что есть? В Москве наука так, абстрактная. Ольга Арсланова: Все, поняли Вас, Владимир. Видите, как, а мы и не в курсе, что новые технологии. Юрий Васильев: Знаете, я полностью согласен с телезрителем, что существуют разные виды и типы асфальто-бетонных смесей, и в частности, например, известны две разновидности асфальто-бетонных смесей, которые действительно можно укладывать в ненастную погоду. Одна из этих разновидностей называется "литые асфальто-бетонные смеси", которые широко используются, в частности, в Москве для проведения аварийных, оперативных ремонтных мероприятий для устранения всевозможных дефектов именно в осенне-зимний период времени. И другой вид материала – это холодные битум-минеральные смеси, или холодные асфальто-бетонные смеси, как их еще называют, которые позволяют тоже в оперативном режиме осуществлять ремонтные мероприятия. Ольга Арсланова: Так, может, это они? Антон Алфимов: Вы, насколько я понимаю, говорите о латании дыр, не об укладке новых дорог. Ольга Арсланова: Да, но при этом нужно еще иметь в виду, что вот это, как Вы сказали, латание дыр представляет собой временные мероприятия. То есть эти работы осуществляются с тем расчетом, что при наступлении благоприятных погодных условий, то есть весной, эти участки при необходимости могут быть отремонтированы уже капитальными способами. Антон Алфимов: Понятно. Ольга Арсланова: У нас зрители очень многие предполагают, что все дело в финансировании: финансовый год нужно переносить на лето, все упирается в тендеры, деньги до регионов доходят только осенью, и вот только зимой начинается строительство дорог. Такое вот предположение. Расскажите, пожалуйста, а что может произойти вот с этими дорогами, которые мы видели в этих роликах? Что с ними произойдет и как быстро? Юрий Васильев: Ну насколько я понимаю, на всех этих роликах укладывали традиционные горячие асфальто-бетонные смеси, по крайней мере судя по тем объектам, которые мы видели, и судя по пару, который выделяется. Знает это уплотняемые асфальто-бетонные смеси. В связи с этим, после того как смеси уложены в покрытие, они как минимум должны быть уплотнены при помощи какой-то уплотняющей техники, прежде всего это катки традиционные. Антон Алфимов: Катки как раз есть. Юрий Васильев: Так вот если асфальто-бетонная смесь остынет, то уплотнить ее должным образом будет невозможно. А недоуплотненная асфальто-бетонная смесь приведет к тому, что асфальт и бетон будут пористые и будет, скорее всего, преждевременно разрушаться под действием влаги, под действием противогололедных реагентов, под действием попеременного замораживания и оттаивания и так далее. Антон Алфимов: Ну хорошо. Эти нормативы вообще где-то прописаны, или это подразумевается, что каждый рабочий это должен знать? Каждый дорожный рабочий. Юрий Васильев: Так или иначе каждый рабочий это должен знать по той причине, что это прописано в строительных нормах и правилах, которые, по сути дела, являются настольной книгой любого. Антон Алфимов: Это все понятно. Но если мы захотим там кому-нибудь что-нибудь предъявить, а нам скажут: регламента нет, ГОСТов нет. Ольга Арсланова: Да, нам тут пишут: "Может быть, вы не в курсе, что наши отечественные студенты занимаются кто чем, работают охранниками на рынках, асфальт укладывают в российских городах приезжие, которым безразлично, сколько пролежит этот асфальт – им лишь бы деньги освоить, откат перечислить муниципалитету и так далее". То есть всегда можно сказать: "Это были сезонные рабочие, они, наверное, что-то не так поняли". А где они? Мы не знаем, где они, уехали. Юрий Васильев: Здесь нужно иметь в виду, что в соответствии, например, с градостроительным кодексом на любом дорожном объекте в обязательном порядке должен осуществляться контроль качества со стороны подрядной организации, и должен осуществляться контроль качества со стороны заказчика. В ряде случаев могут быть еще дополнительные контролеры, как в Москве дорожная инспекция, допустим. И в связи с этим, если асфальто-бетонная смесь уложена некачественно, в процессе этих контрольных, будем говорить, закупок это должно неминуемо проявиться, и соответствующим образом и лаборатория подрядчика или привлеченная им для этих целей лаборатория, и лаборатория заказчика неминуемо должны вскрыть эти недостатки и искать их в дальнейшем. То есть, опять-таки, здесь можно говорить о том, что если такое происходит, то не только те рабочие, повинные в том, что нарушается технология, но как минимум виноваты две лаборатории – одна со стороны заказчика, другая со стороны подрядчика – которые, по-видимому, закрыли глаза на подобные вещи. Антон Алфимов: Ну вот сейчас речь идет о том, что, возможно, придется переделывать. В каких объемах? Можно ли это, я не знаю, небольшими участками, что ли, дорогу переложить, или это все полотно снимается и кладется заново? Посмотрели, где там провалы, и… Юрий Васильев: Ну опять-таки, это все осуществляется в зависимости от результатов контроля качества. Антон Алфимов: Еще один звонок у нас – Томская область на линии. Яков, слушаем Вас. Ольга Арсланова: Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Вот вопрос. Все говорят о том, что подрядчики некачественно что-то сделали, еще что-то. Но все забывают почему-то о том, что есть такой момент, когда выигрывает какая-то подрядная организация конкурс, и потом есть технадзор от заказчика – администрация и так далее. И получается момент в чем? Говорят: вы покупаете асфальт там, он некачественный, но вы его покупаете – мы его примем, а если вы купите у других, то не сдадите тогда все работы и так далее. Я почему говорю, это имеет место быть. У нас нефтяной асфальтовый завод, который сертифицирован, наверное, единственный в Томской области. Но начинают покупать асфальт у нас в конце августа, в сентябре покупают, потому что начинают деньги только поступать. Остальные в кредит не хотят давать, и вот в этом проблема тоже большая. Антон Алфимов: Большая, да. Более того, очень многие подрядчики, когда мы обсуждали эту тему ранее, жаловались как раз на то, что очень многое зависит от смеси, которую поставляет завод. Ольга Арсланова: Очень много сообщений из разных городов. Вот нам пишут, например: "В Чите некачественно кладут", "В Орехово-Зуево (Московская область) на днях в дождь со снегом укладывали асфальт – полное разгильдяйство", "Улан-Уде – регулярно укладывают асфальт в ноябре при -5, -10 градусов, и газеты обнародуют эти факты". Минка тоже пишет, что то же самое было буквально недавно. То есть мы видим, что в разных регионах практикуют, хотя далеко не у всех есть проблемы с бюджетом, я так понимаю. Антон Алфимов: А почему так? Ольга Арсланова: Где краеугольный камень? Где искать вообще главных виновных? Юрий Васильев: Я повторяю, что здесь, когда, допустим, дорожная организация или даже не дорожная организация, а дорожные рабочие нарушают технологию и укладывают асфальто-бетонную смесь на грязь, в лужи, в условиях, когда это абсолютно нельзя делать, то в любом случае за ними, я повторяю, наблюдают как минимум их лаборатория, а не имея собственной лаборатории, они должны привлекать лабораторию подрядную. Либо со стороны заказчика… Опять-таки, если они это укладывают, значит, заказчик, скорее всего, эти работы у них принимает. Антон Алфимов: Принимает, а потом по весне начинается ямочный ремонт, о котором Вы говорили, да? Юрий Васильев: Да. А потом, опять-таки, к сожалению, в конкурсе зачастую выигрывает организация, будем говорить, не имеющая ни репутации, ни возможности качественно работать. Ну и здесь возникает вопрос, каким образом организация получила подряд, и соответствующим образом, как у этой организации приняли подобные работы. Ну и соответствующим образом, когда что-то не дай бог начнет разваливаться, как организация будет выполнять свои гарантийные обязательства. Антон Алфимов: Хорошо. А расскажите, что вообще происходит с полотном, которое положили на грязь или на неочищенную поверхность, о которой Вы говорили? Это просто какие-то ямы с течением времени или действительно опасная трасса, если это, может быть, какая-то скоростная магистраль, например. Ольга Арсланова: И перекладка, опять же, новые траты, новый заработок для кого-то. Юрий Васильев: Давайте с другой стороны начнем. При укладке асфальто-бетонного покрытия мы обязательно осуществляем так называемую подгрунтовку, то есть проливаем нижний слой битумом, битумной эмульсией, для того чтобы приклеить верхний слой к нижележащему слою. По той причине, что известно, что веник сломать сложно, а по одной веточке ломать значительно легче. В связи с этим дорожная конструкция, которая представляет собой по сути дела многослойный пирог, в оптимальном варианте должно работать как единое целое. Если мы говорим о том, что у нас двухслойное асфальто-бетонное покрытие, то верхний слой должен работать как единое целое с нижним слоем. Значит, если мы уложили верхний слой на грязь, на воду, на снег, то контакта, сцепления, как это записано в строительных нормах и правилах, не будет. Ну и, соответственно, работать будет плохо. Антон Алфимов: Понятно. Посмотрим, что из этой истории – будет ли контакт с прокуратурой, ОНФ уже направила видеоматериалы, где зафиксирован подобный факт, но, видимо, нам нужно немножко подождать. Ольга Арсланова: Посмотрим. Спасибо. Антон Алфимов: Юрий Васильев, профессор кафедры дорожно-строительных материалов МАДИ был в студии ОТР. Спасибо.