Виталий Млечин: Развитие внутреннего туризма снова в центре внимания. На фоне трудностей с отдыхом за границей россияне стали бронировать гостиницы в России. Сегодня эту тему на совещании с правительством обсуждает президент. Тамара Шорникова: По данным Минэкономразвития, за зимние каникулы турпоток составил более 12 миллионов человек, это на 10–15% больше прошлого года. Загрузка отелей в среднем также была высокой, от 70 до 95%, об этом рассказал вице-премьер Дмитрий Чернышенко. Виталий Млечин: Да. По его словам, помимо традиционных лидеров, Москвы, Санкт-Петербурга и Казани, турпоток вырос и по ряду других направлений, например, это горнолыжные курорты Северного Кавказа, Сочи и Сахалинской области. Вот такие новости. Тамара Шорникова: Что нужно сделать для развития отрасли и для того, чтобы сдержать рост цен, мы поговорим вместе с экспертами и, конечно же, с вами. Рассказывайте, где провели новогодние каникулы, куда собираетесь в отпуск. О ценах на российских курортах, о качестве услуг и о впечатлениях тоже, конечно же, рассказывайте: 5445 – номер для SMS, номер прямого эфира на ваших экранах. Виталий Млечин: Да, 8-800-222-00-14. На прямой связи с нами вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин. Юрий Александрович, здравствуйте. Юрий Барзыкин: Здравствуйте. Виталий Млечин: Юрий Александрович, а скажите, пожалуйста, а действительно ли рост интереса к российским курортам связан в первую очередь или исключительно с тем, что трудности с заграницей? Или тут есть еще какие-то другие причины? Юрий Барзыкин: Ну, на самом деле перераспределение потоков с зарубежного на внутренний рынок объективно происходило и происходит, порядка 20%. Об этом можно судить по тем турам, которые не состоялись за рубеж, направления, которые были закрыты. Так вот порядка 19% россиян предпочли отдых в России, а одна треть уехала в другие зарубежные направления. Поэтому это играет роль, но не определяющую. Нужно сказать, что, конечно, качественно меняются наши курорты, меняется и улучшается обслуживание, транспортная логистика. Сам продукт, который предлагают регионы, он тоже, конечно, разный. Ну вот 11 аэропортов в прошлом году, к сожалению, приостановили свою деятельность из-за известных событий, поэтому и Крым, и ряд регионов юга России меньше приняли гостей. В то же время Северный Кавказ, Краснодарский край, северо-запад во главе с Санкт-Петербургом, Москва, Сибирь, Дальний Восток – они больше значительно приняли гостей. То есть продукт диверсифицировался по России. Да, есть лидеры, которых я назвал, туда можно добавить и Татарстан во главе с Казанью, Калининградскую область, ряд других. Но сегодня все больше регионов становятся интересными с туристской точки зрения, ну и неперспективных регионов практически нет. Виталий Млечин: А вот вы сказали, что улучшается инфраструктура, это прекрасно, и транспортная доступность, – а с ценами что происходит при этом? Юрий Барзыкин: Ну, цены, по данным Росстата, так мы будем их приводить, на 60% с лишним подорожали на выезд за рубеж. Но это в основном связано с транспортной составляющей, потому что транспорт значительно стал дороже, бортов, доступных для нас, стало меньше. Внутри страны порядка уровня инфляции, т. е. 10–15% максимум. Конечно, когда люди бронируют себе на выходные или на каникулы, они видят совершенно другие цифры, но мы говорим в среднем, в среднем по больнице температуры у больных нет. Конечно, на высокие даты цены взлетают... Виталий Млечин: Так это же как раз важнее всего, разве нет? Юрий Барзыкин: Конечно. Не хватает средств размещения, и в основном 4–5 звезд – это Москва, Санкт-Петербург, Сочи, ну вот появились на Дальнем Востоке... Ну то есть их крайне мало. Поэтому характерно, что тысячу номеров дополнительно введено в модульных отелях вот в прошлом году, и в этом году продолжится работа по финансированию бизнеса по строительству т. н. модульных отелей быстровозводимых, которые уже в этом году дополнительно еще несколько тысяч мест дадут. Ну а всего по программе, по нацпроекту «Туризм и индустрия гостеприимства» только до 2024 года более 200 миллиардов заложено именно на серьезные кластеры и на Черноморском побережье в районе Анапы, и Байкал, ну и т. д., их достаточно немало, этих кластеров, и госкорпорация, специально созданная, через федеральный бюджет их финансирует. Но хотел бы отметить: на каждый рубль два с лишним рубля бизнес вкладывается, поэтому... Есть меры, конечно, для нас более близкие, понятные, как прошедший кешбэк, когда нам возвращали 20% с туров. Это гранты, которые выделялись, и будет это продолжено, 1,5 миллиарда, в этом году будут гранты на предпринимательских инициативах... Но важнее всего, что востребованность в отдыхе, в путешествиях, в досуге осталась, поэтому, конечно, нужно обеспечивать соответствующее качество и выравнивать сезонность в т. ч. и за счет поддержки этих туров, как было раньше, ну и, конечно, увеличивать количество мест размещения. Еще буквально два слова. Очень хорошо сработали в прошлом году, в этом, я думаю, с мая месяца вновь возобновятся, речные круизы, они были востребованы, а цены практически плюс 5–7% всего лишь повысились. ЖД-маршруты, в т. ч. от 3-х суток и до недели и более, их более 25. Сейчас, вот на Новый год, Великий Устюг, с детьми ездили, а сейчас в Карелию переориентирует «РЖД», т. е. различные виды транспорта, конечно, дают доступность. Ну а если будет продолжена политика субсидирования, т. е. поддержки этих направлений, то и авиачартеры будут дешевле. Ну, основная сложность в России – транспортная, и практика субсидирования, конечно, поможет сделать их более доступными для россиян. Я думаю, мой коллега расскажет про Дагестан, потому что он весь прошлый год работал и продвигал именно Дагестан... Тамара Шорникова: Да, там рекордное, конечно, увеличение турпотока. Спасибо. Виталий Млечин: Спасибо большое. Тамара Шорникова: Юрий Барзыкин, вице-президент Российского союза туриндустрии. Вы уже успели поделиться с нами в SMS, где отдыхали и куда собираетесь. Смотрите, Ленинградская область: «Для меня на первом месте Крым. До сих пор под впечатлением», – пишет Сергей. Владимирская область: «В этом году собираюсь отдыхать в Адлере, теплое море, но дорогой сервис». Поддерживает Свердловская область: «Отдыхать в России дороже, чем за границей». Виталий Млечин: Смотря где... Тамара Шорникова: «Чего не хватает нашему туристическому сервису?» – наши корреспонденты спросили у прохожих... Виталий Млечин: У людей на улицах. Тамара Шорникова: Да. Давайте посмотрим. ОПРОС Тамара Шорникова: И телефонный звонок давайте примем. Виталий Млечин: Да, сразу. Из Анапы Светлана. Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Виталий Млечин: Вы в эфире. Зритель: Хотела бы сказать в первую очередь о том, что однозначно наш сервис уже в России улучшается намного... Виталий Млечин: Так. Зритель: ...нежели он был, может быть, поменьше раньше, сейчас он намного лучше, с каждым разом все лучше и лучше. Поэтому мы, например, с мужем рассматриваем только Россию. И мы уже практически не один раз были в круизе, очень нам понравилось, круизы Золотое кольцо, т. е. по нашим российским рекам, нашим российским водоемам. Виталий Млечин: А что касается стоимости, вот вы соотношением цена/качество довольны? Зритель: Ужасно довольна, просто ужасно довольна! Виталий Млечин: «Ужасно довольна» хорошо звучит. Зритель: У нас получилась такая ситуация, до случившегося всего в России, как говорится, мы забронировали тур в Турцию. Все оборвалось, естественно, ничего не получилось. Но, как говорится, все, что ни делается, делается к лучшему однозначно. Мы очень довольны, что вот получилось именно у нас так и мы в России побывали в круизе... Виталий Млечин: Понятно, понятно. Спасибо вам большое. «Ужасно довольна» – это очень хорошая формулировка. АлексанМкртчян с нами на прямой связи, генеральный директор сети турагентств «Розовый слон», вице-президент Альянса туристических агентств России. Алексан Мушегович, здравствуйте. Алексан Мкртчян: Здравствуйте. Виталий Млечин: Алексан Мушегович, знаете, очень много нареканий, скажем так, или жалоб на то, что информацию трудно получить вот о той или иной достопримечательности, о том или ином направлении туристическом. И вот еще один момент мы заметили сейчас, когда смотрели сюжет: там назвали один из популярных южных туристических городов и сказали, что там одни столовые. Вот Тамара человек знающий... Тамара Шорникова: Протестую! Виталий Млечин: Она говорит, что совершенно не так, что далеко там не одни столовые, а есть много заведений, где можно перекусить, на самом деле. Вот такое ощущение, что действительно с информированностью сложности. Алексан Мкртчян: Слушайте, на самом деле везде по-разному. Вы видели, сейчас правительство занимается формированием т. н. туристических кодов городов. Вот в этом году было расширено финансирование, недавно вице-премьер Чернышенко заявил о том, что с 5 миллиардов до 6 миллиардов, т. е. достаточно серьезно увеличивается. И я вам скажу, сейчас очень многие города, ну в стране проходит очень много выставок туристических – пожалуйста, можно приходить. Они в разных городах, и в Петербурге, и в Москве, в Екатеринбурге, в Краснодаре, в Анапе, в Ялте – у нас по всей стране проходят выставки, можно приходить. В интернете очень много информации. В той же Москве как минимум три крупных выставки проходят, приезжают турфирмы и регионы из Сахалина, Мурманской области, Камчатки, Приморского края, Хабаровского края... То есть, знаете как, было бы желание, информация на самом деле есть, ее много, просто, значит, человек вот так это видел. Я сейчас послушал, например, человек живет в Петербурге и не знает, где проходит маршрут двухэтажного автобуса, – да слушайте, я подскажу: там прямо на Невском недалеко от Казанского вокзала остановка этого автобуса, пожалуйста, каждый час он там ходит, подойдите и купите билет. Тамара Шорникова: Вот, не только интересная, но и практичная программа, мы всегда этим гордимся. Виталий Млечин: Конечно, как всегда. Тамара Шорникова: Алексан Мушегович, вот такой вопрос. Огромное количество SMS, где люди искренне восхищаются красотами страны, мол, вот впервые в жизни съездили туда, сюда, посмотрели, здорово. А у меня вопрос: а вот до того, как возникли сложности с посещением заграницы, что мешало нам открывать нашу большую, красивую страну? Действительно отдыхать негде было, или что-то другое? Алексан Мкртчян: Нет-нет, слушайте, тут просто одно слово – инфраструктура, все. У нас Байкал потрясающий – а где отдыхать на Байкале? Вот есть этот поселок Листвянка и остров Ольхон – все. А там, с той стороны, со стороны Бурятии отдыхать толком негде. Если мы берем Алтай, давайте об Алтае – что мы знаем об Алтае? Белокуриха? То есть там... Алтай – потрясающее место, слушайте, там можно было построить тысячи гостиниц на самом деле, а там на весь Алтай пять-шесть приличных гостиниц, пять-шесть! А все остальное – это гостевые дома. И вот возьмите любой... Мурманск, Териберка. В Териберке думаете, где жить? Хибины, горнолыжный курорт, очень хорошие условия (и вот, кстати, вы показываете горнолыжный курорт) – где жить в Хибинах? Три отеля, три, я не шучу, три, и много гостевых домов. То есть у нас полное отсутствие инфраструктуры. Виталий Млечин: А почему, почему, Алексан Мушегович? Ведь это же бизнес, на этом же можно деньги зарабатывать. Тамара Шорникова: Это же золотая жила для региона. Виталий Млечин: Да. И вот сейчас идет речь о том, что государство там должно помогать, выделять деньги, – а почему люди свои не хотят вкладывать в это? Алексан Мкртчян: Боятся, да, потому что... Ну, во-первых, нужна... Давайте так. Вот я хочу построить гостиницу на Алтае. Гостиница стоит, ну так, в Алтае тяжело строить, миллионов 300, это старт, а реально все 500. То есть мне нужно дать кредит, лет 10 гостиница будет окупаться, 500 миллионов, под хороший процент, это должно быть ниже 10%, 7–8%, что-нибудь такое. Дальше: должна быть хорошая дорога, заправки, т. е. человек подъехал не просто в мой отель, парковочное пространство, подъемник какой-то, если он хочет кататься, трассы надо сделать... Я уже как владелец гостиницы не могу этого делать, это должно делать государство, т. е. должно быть частно-государственное партнерство. Вот пока бизнес и государство вместе не выступят... Да, забегая вперед: если только государство будет что-то делать, тоже тупик, потому что государство нерачительный хозяин, это уже советская экономика показала. Там, где государство... Виталий Млечин: Алексан Мушегович, извините, а частно-частное партнерство это не может быть? То есть не вы один, предприниматель, строите гостиницу, а, скажем, договорились пять предпринимателей: один построил гостиницу, другой заправку поставил, третий – ресторан, четвертый – еще что-то, и вот так это сделать. Алексан Мкртчян: Не могут частники строить дорогу. Виталий Млечин: Ну хорошо, дорогу нет, а все остальное? Алексан Мкртчян: Железную дорогу, автодорогу... На самом деле это все очень важно. Частник может поставить заправку, но дорогу должно делать государство. Газ, канализация – откуда частник может подвести газопровод или водопровод? Это, естественно, должно к участку земельному, свет, электричество – это должно государство подводить. Причем нужно... Вот я построил гостиницу, а мне говорят: «Да мы вам только дадим 100 МВт», – а мне нужна 1 000 МВт электроэнергии. Понимаете, да, о чем речь? Тамара Шорникова: Хорошо. В связи с этим сейчас достаточно ли условий создает государство, достаточно ли денег вкладывает в инфраструктуру? И появляется ли отклик у бизнесменов, интерес? Алексан Мкртчян: Слушайте, в принципе да. Скажу так, что строится больше и больше отелей. Мы видим, что корпорация «Туризм.РФ», действительно, там речь идет о 20, 30, 40 миллиардах рублей, т. е. не какие-то там 500 миллионов, а речь идет о десятках миллиардов. Строятся новые отели, строятся новые дороги. К сожалению, все проходит медленно. Но в принципе я скажу так: если ничего в худшую сторону не поменяется, то через 5, максимум через 10 лет мы увидим совершенно другую Россию. Тамара Шорникова: Понятно. А через 5–10 лет мы сможем позволить себе этот отдых? Понятно, что тут от зарплат наших будет зависеть, но с ценами-то действительно что будет? Виталий Млечин: Да, 30 секунд у нас осталось. Алексан Мкртчян: А тут все просто. Заметили, сказал ваш эксперт Юрий Барзыкин, что цены на круизы низкие? А знаете, почему? Да потому что теплоходы, которые работали с немцами, с американцами, с Западной Европой, они сейчас все пустые, и их выбросили на российский рынок, поэтому цены низкие. Тамара Шорникова: Понятно – конкуренция. Виталий Млечин: Да. Спасибо большое! То есть возможности и, соответственно, доступность. Алексан Мкртчян, генеральный директор сети турагентств «Розовый слон», вице-президент Альянса туристических агентств России, был с нами на прямой связи.