Константин Чуриков: Итак, только что вы смотрели выступление президента Владимира Путина. Только что он объявил о военном положении в четырех новых регионах, это Донецкая и Луганская народные республики, Херсонская и Запорожская области. Как пояснил российский лидер, это связано с тем, что, собственно, до присоединения этих регионов там уже действовало военное положение. Задачи стоят серьезные. Также было сказано о том, что Украина отказалась от переговоров, обстреливает территорию Российской Федерации, естественно, нужно принимать решения. Владимир Путин объявил о создании в правительстве Координационного совета. Важные вещи сейчас будем обсуждать. Марина Калинина: Да. Кроме того, дополнительные полномочия получили руководители всех российских регионов, и Владимир Путин сказал, что нужно обеспечить безопасность людей, безопасность критически важных объектов для того или иного региона. Несмотря на то что в разных регионах ситуация складывается по-разному, нужно учитывать все детали, все тонкости, в общем, за этим следить и т. д. Константин Чуриков: Итак, это специальный эфир программы «ОТРажение». Сразу скажу, что День региона у нас продолжится вечером после 7, в 6 вечера мы еще, кстати, вернемся в эту студию, будем обсуждать все, что сказано сегодня в ходе Совета безопасности. В студии Марина Калинина... Марина Калинина: ...и Константин Чуриков. Константин Чуриков: И к нам сейчас присоединяется Юрий Кнутов, военный эксперт, директор Музея войск ПВО в Балашихе. Юрий Альбертович, здравствуйте. Юрий Кнутов: Здравствуйте. Марина Калинина: Здравствуйте. Константин Чуриков: Как бы вы оценили вот принятое сегодня решение? Что оно даст? Юрий Кнутов: Ну, решение-то вообще назревшее, т. е. после того, как регионы новые были приняты в состав России, естественно, встает вопрос о том, чтобы исполнительная власть, гражданская власть, в общем-то, получила определенные полномочия в решении вопросов обеспечения населения продуктами питания, организации снабжения и более полном взаимодействии с военной властью. То есть если до этого гражданские и военные власти, это было практически одно и то же, ну в той же Донецкой и Луганской народных республиках, то, соответственно, в Херсонской области и в Запорожской области такого не было. И конечно, это крайне необходимо с учетом того, что в Херсонской области складывается достаточно серьезная ситуация, она связана с активизацией вооруженных формирований Украины, которые сейчас усиливают наступление. Наступление будет только активироваться. Это связано с тем, что 8 ноября в США будут выборы и демократам нужно как-то, соответственно, отчитаться о тех поставках оружия киевскому режиму. И отсюда, конечно, руководство Херсонской области сейчас обязано иметь, должно иметь соответствующие полномочия, в т. ч. для переселения желающих жителей российского региона в другие регионы России. Поэтому вот я полагаю, что это крайне необходимо. Константин Чуриков: Юрий Альбертович, для жителей регионов что означает введение военного положения? Вообще как это вот у нас прописано в наших российских законах? Марина Калинина: Что поменяется для них? Юрий Кнутов: Ну, во всяком случае, если говорить о Донецкой и Луганской народных республиках, они уже, собственно говоря, живут в условиях военного положения, для них ничего нового не произойдет. Запорожская и Херсонская области тоже отчасти живут в условиях ограничений, просто теперь эти ограничения будут оформлены юридически и законодательно. Военное положение предусматривает то, что военные власти данного региона будут иметь приоритет, т. е. именно военные многие будут вопросы определять: время комендантского часа, открытие, закрытие предприятий, рабочее время и т. д. Но, учитывая, что главам регионов предоставлены дополнительные полномочия... Марина Калинина: Да, вот какие полномочия, можете назвать, что... ? Юрий Кнутов: Я думаю, что это будет касаться вопросов мобилизации, я думаю, что это будет касаться вопросов работы оборонных предприятий, энергосферы и, самое главное, охраны. Не только военные должны участвовать в охране, но и в т. ч. местные власти должны принимать участие в организации, в обеспечении безопасности тех или иных железнодорожных станций, транспортных узлов, артерий. Поэтому здесь... Ну, расшифрованы эти полномочия, может быть, будут позже, я так понимаю, что после того, как завершится сам Совет безопасности, тем более что вопросы миграционной политики будут еще рассматриваться сейчас, а это тоже крайне важный момент. Почему? Потому что, с одной стороны, нам нужен приток мигрантов, которые обеспечивают нас относительно дешевой рабочей силой... Марина Калинина: Но, с другой стороны, это безопасность страны. Юрий Кнутов: Да, с другой стороны, вы правильно сказали, безопасность, особенно последний случай, когда в Белгородской области на полигоне два добровольца из Таджикистана, мы знаем, помните, расстреляли 11 военнослужащих и 15 ранили добровольцев тоже. Поэтому это была, конечно, диверсия, когда люди радикально настроенные специально использовали эту ситуацию. В данном случае часть полномочий будет возложена на губернаторов, т. е. те функции, которые в условиях кризисных ситуаций, чрезвычайных ситуаций, потому что специальная военная операция – это отчасти и чрезвычайная ситуация, они передаются губернаторам, и губернаторы имеют право своей властью уже привлекать и силы какие-то гражданской обороны, у предприятий менять график работы, делать где-то, может быть, даже рабочими днями определенные выходные дни и т. д. То есть тут потребуются достаточно серьезные меры, для того чтобы действительно сейчас наша страна как можно быстрее поняла, что идет специальная военная операция и нам надо побыстрее перестать раскачиваться и переходить на другие рельсы. Константин Чуриков: Юрий Альбертович, вот президент подчеркнул, что сейчас нам очень важна собранность. Как добиться этой собранности? У нас, с одной стороны, в принципе в недавнем нашем прошлом, я понимаю, что я говорю о совершенно другом явлении, был COVID, такой невидимый враг, сейчас враг видимый, а вот тогда был невидимый, нам все-таки удалось как-то с ним сладить. Что сейчас можно, по-вашему, из того опыта использовать? Юрий Кнутов: Ну, во-первых, я, конечно, не сторонник того, что там вводить вот эти вот всякие QR-коды и т. д., то есть ограничения. Ограничения должны действовать как раз в тех четырех регионах, в которых объявлено военное положение, и то разумные ограничения, так чтобы эти ограничения не раздражали людей, а наоборот, обеспечивали их безопасность повышенную. Марина Калинина: Ну да, тут же еще важно очень моральное состояние, психологическое состояние людей, чтобы они были спокойны, чтобы обстановка не нагнеталась. Юрий Кнутов: Поэтому здесь будут, я думаю, что губернаторы получат соответствующие полномочия и дополнительные средства, для того чтобы обеспечивать людей продуктами питания, одеждой, созданием нормальных условий жизни и т. д., и т. д. То есть тут целый комплекс возможностей и мер, который необходимо сделать, для того чтобы, во-первых, с одной стороны, было как можно меньше недовольных среди тех людей, которые оказались в сложной ситуации, а с другой стороны, на мой взгляд во всяком случае, мы должны все-таки поменять информационную обстановку в нашем обществе. Мы должны понимать, что, если мы не сплотимся, если мы не консолидируемся, если мы не будем ставить перед собой ближайшие цели, среднесрочные и, соответственно, стратегические цели, мы в этой войне проиграем, а война, проигрыш в войне чреват распадом России. Константин Чуриков: Вот еще, кстати говоря, сейчас «молния», сообщает «РИА Новости», что президент поручил ввести средний уровень реагирования в приграничных регионах, еще пока нет расширения, т. е. дополнительной информации. Очевидно, речь может идти о регионах, которые примыкают к присоединенным территориям, т. е. это, очевидно, Крым, Краснодарский край и ряд других регионов. Юрий Кнутов: Вы знаете, Крым, там уже действуют меры повышенной безопасности, так же как и в Краснодарском крае, Ростовской области. Я бы здесь тоже сюда причислил Курскую, Белгородскую области, отчасти Орловскую область, где также необходимо, в общем-то, более активное вмешательство как гражданских властей, так и военных властей. И вот здесь у губернаторов, я надеюсь, появится больше возможностей по влиянию на военных, для того чтобы все-таки обеспечить безопасность мирного населения и более-менее спокойную жизнь. Ну а что касается гражданского населения, давайте вспомним чеченскую кампанию, взрывы домов в Москве, когда мы, ну я во всяком случае это помню, мы выходили, мужчины, ночами, у нас графики были, мы организовывали типа дружин, и эти дружины дежурили в прямом смысле слова, помогая милиции, помогая государству обеспечивать безопасность. Утром мы шли на работу. Поэтому, собственно говоря, подобные схемы возможны вот в этих приграничных, а может быть, даже и во внутренних регионах, все зависит от обстановки, надо вводить. Привлекать надо население помогать государству. Марина Калинина: А вообще вы можете объяснить ну так, для простых людей, что значит средний уровень реагирования? Это что за классификация? Юрий Кнутов: Средний уровень реагирования, конечно, это специальный термин, я думаю, что они там прописаны в достаточно закрытых приказах, полностью не расшифровываются... Константин Чуриков: Для служебного пользования. Марина Калинина: Да, но в общем чтобы понимать. Юрий Кнутов: Это все равно для служебного пользования, это закрытый тоже документ. Но если мы говорим про средний уровень реагирования, это значит, все-таки ограничения максимально вводиться не будут для обычного населения, т. е. типа комендантского часа, работы предприятий, кафе, ресторанов и т. д. Я думаю, что основная масса тех, скажем, социальных благ, к которым мы привыкли в условиях обычной жизни, будет сохраняться. Константин Чуриков: Юрий Альбертович, еще важно тут понять, «бо́льшие полномочия руководителей регионов, врио губернаторов новых территорий» – о чем это говорит? То есть это говорит о том, что они будут просто плотнее взаимодействовать с военными? Но ведь все равно командование операцией осуществляется из Генштаба, правильно? Юрий Кнутов: Да-да-да. Я думаю, что это будет связано с возможностью... Например, вот сейчас нам нужно будет вывезти определенное количество желающих граждан, переместить в другие регионы России, я имею в виду из Херсонской области, в связи с угрозой уничтожения. Потому что я не сомневаюсь, киевский режим сейчас будет уничтожать жилые дома, поселки из мести к населению, которое проголосовало за вступление в состав России, т. е. такая форма будет мести. Значит, где взять транспорт? У губернаторов появятся полномочия использовать не только муниципальный транспорт, но и частный транспорт. Я имею в виду не частные машины, а я имею в виду автопарки, микроавтобусы и т. д. Где-то, может быть, привлекать грузовой транспорт и т. д. Это, конечно, мои предположения. Такая же история будет с вопросом подвоза продуктов, оказания медицинской помощи... Марина Калинина: А размещение – это тоже важный вопрос? Куда этих людей перевозить? Юрий Кнутов: Конечно, конечно, это самый главный вопрос. Марина Калинина: Самый важный. Юрий Кнутов: Почему? Потому что посмотрите, вот последнее ЧП, связанное с падением Су-34, люди первую ночь жили где придется, где-то там пункт временного размещения и у знакомых большинство либо у родственников, основная масса. Потом, на следующий день, были приняты меры, их всех разместили в качественной гостинице хорошего, высокого уровня. То есть вот это вот тоже полномочия губернатора, когда ему не надо через кого-то, его собственного решения хватит, ему не надо в Ростуризм обращаться, для того чтобы это все согласовать и потратить на это неделю. Вот такие вот вещи, конечно, оперативные вещи, они должны действительно быть сейчас в руках губернаторов, для того чтобы, во-первых, обеспечить безопасность, а во-вторых... Вы знаете, это вообще ведь в вопросах хозяйственных, экономических это должно поспособствовать ситуации... Константин Чуриков: Вот. Юрий Кнутов: ...наведению порядка, решению многих проблем без согласования, а лишь одним принятием решения. Константин Чуриков: Вы знаете, что сейчас важно? Чтобы не получилось, как у нас обычно это бывает, т. е. полномочия-то есть, а средств нет. То есть, видимо, нужен какой-то, я не знаю, резерв, нужно, может быть, забыть о том, что мы живем в рыночной экономике и что-то стоит каких-то денег. Юрий Кнутов: Во-первых, резервный фонд создан, он функционирует, и вот мы если смотрим даже бюджет на следующий год, там резервы достаточно неплохие предусмотрены. То есть я просто сейчас уверен, губернаторам пойдут деньги в их фонды, специальные фонды, которыми они смогут пользоваться. Здесь вопрос только в одном, чтобы не было злоупотреблений, вот это вот, конечно, проблема такая наша российская. В общем-то, тут нужно будет подключать разные структуры, для того чтобы отследить, чтобы это все рачительно использовалось... Константин Чуриков: Слушайте, ну воровать в такой момент истории, мне кажется, уже военное представление. Марина Калинина: Юрий Альбертович, еще такой важный вопрос. Деньги понятно, ресурсы понятно, но еще есть люди. Главное, чтобы вот эта цепочка, которая сейчас выстраивается от губернатора до исполнителя, который должен пойти и найти эти квартиры, гостиницу и дать ключи людям, чтобы вот эта цепочка как-то работала, чтобы не было звеньев, которые вываливались бы оттуда. Юрий Кнутов: Ну, я согласен. Ведь вообще как работают наши управляющие компании, мы с вами хорошо знаем, как работают военкоматы, мы увидели, теперь, я думаю, в целом ряде регионов нам предстоит увидеть еще, как работают управляющие компании, и здесь тоже придется наводить серьезный порядок. Но здесь самое главное, чтобы власть нас слышала, вот людей, которые в той или иной ситуации оказались в беде. И действительно эта беда коснулась не одного-двух человек, хотя и с этим надо разбираться, а касается сотен людей, а может быть, и тысяч людей. И когда власть не слышит, а такие ситуации тоже бывают, вот это самая большая беда. Поэтому все-таки роль общественности, роль «Общественного телевидения», роль информационных каких-то наших средств, на мой взгляд, сейчас должна возрасти. Она не должна, конечно, сводиться к сплетням, к скандалам, к каким-то фальсификациям, перепечатыванию фальсификаций, отсюда и ответственность должна вырасти. Но все должно находиться все-таки под контролем общественности, это лучше будет работать. Константин Чуриков: Юрий Альбертович, именно поэтому мы всегда просим наших зрителей нам звонить, писать (кстати, внизу экрана указано, как это сделать, 5445 – SMS-портал). Вот на нем, например, такой острый вопрос, Смоленская область: «А чем могут помочь дежурные дружинники против ракет?» Вообще какие функции должны быть за общественностью в данном случае, например? Юрий Кнутов: Дежурные дружинники против ракет действительно не помогут, а вот против диверсионных групп, которые там периодически появляются и действуют, могут помочь хотя бы тем, что просто сообщат о том, что замечены непонятные люди, люди, соответственно, в какой-то там форме, с оружием, там, где они не должны находиться. Вот подобного рода сигналы они могут легко дать уже непосредственно профессиональным военным, профессиональной полиции, которая предпримет соответствующие меры. Мы с вами знаем, ДРГ проникают, к сожалению, нечасто, но периодически проникают, совершают теракты и уходят назад, и часто безнаказанно. Марина Калинина: Ну да. И еще же очень важно сообщать о подозрительных предметах, как это было... Юрий Кнутов: А вот это вообще, это крайне важно. Вот Донецк нас научил этому. Ведь там же подбрасывают... Даже есть, вот мне попадалась информация, под книги мины оформлены, под какие-то игрушки детские и т. д. Марина Калинина: Да просто вроде как пакет с мусором стоит и там... Юрий Кнутов: Да-да, кто-то подошел, взял и все, собственно говоря. А ведь задача этих мин не убить, а искалечить, для того чтобы человек мучился, был инвалидом и ему нужно было платить деньги, и эта нагрузка финансовая легла на все общество – вот в чем коварство и жестокость вот подобного рода боеприпасов. Поэтому, конечно, здесь нужны... Я не говорю, что это должно быть массово, хотя опять же все зависит от того, как будут развиваться события. Я считаю, что в свое время в Москве принятые меры, вот подобного рода дружины, они ситуацию выровняли очень сильно. Константин Чуриков: Мы не можем вас отпустить без оценки ситуации на фронтах. Что враг замышляет? Сегодня были сообщения о том, что планируют прорыв на херсонском направлении, там наши держат оборону, но, в общем, силы противника очень такие серьезные, численно серьезные. Марина Калинина: Уже сообщалось о том, что все атаки украинских войск при попытке наступления в Херсонской области отражены, линия обороны удерживается, об этом сообщают власти региона. И сегодня сначала в нескольких областях Украины была объявлена воздушная тревога, потом появились сообщения, что вообще везде, по всей Украине объявлена воздушная тревога. Юрий Кнутов: Я начну с последнего. Если мы будем все-таки наносить удары по инфраструктурным объектам с такой же регулярностью, точностью и эффективностью, как сейчас, я думаю, недельки через две-три энергетический потенциал Украины сократится еще где-то на 50%, и это уже будет достаточно серьезный урон. Кроме того, мы уже говорили о том, что нужно начинать работать по мостам и железнодорожным станциям, которые везут оружие, боеприпасы с польской границы на восток Украины. Это нужно делать тоже не затягивая, не откладывая в долгий ящик, а нужно заниматься этим сегодня. Если говорить о херсонском направлении, крайне тяжелая ситуация, и запорожское, кстати, направление. Запорожское направление, там бои минимальные, но собрана очень большая группировка, не менее 30 тысяч, большое количество десантных средств, мы уже об этом говорили. Было прощупывание обороны, сегодня несколько катеров пытались высадить десант, это разведка боем. И очень много беспилотников у них там, причем беспилотников разного уровня, включая беспилотники-камикадзе, т. е. готовятся к десантной операции. Если мы говорим о херсонском направлении, порядка тоже 30 тысяч ведут наступление. Конечно, нам такую массу людей держать тяжело. Киевский режим их не жалеет, им до 8 ноября нужно взять Херсон, для того чтобы демократы, соответственно, отрапортовали где-то в начале ноября о том, что благодаря их военной помощи Украине такой город, как Херсон, или Запорожская атомная электростанция взяты, и поэтому они сохранят свои позиции в Конгрессе Соединенных Штатов, а Байден сохранит практически власть... Константин Чуриков: Слушайте, какой цинизм, да? Вот с ума сойти, да? Представляете, кто-то там, значит, по указке США, причем названы сроки, выполняет какие-то задачи, которые связаны с внутриамериканскими проблемами. Юрий Кнутов: Именно так, именно так. Я здесь не лукавлю, не кривлю душой – я говорю вам на 100% то, что есть, и отвечаю за свои слова. Поэтому будут бросать сейчас тысячи просто на линию боя. Их будем уничтожать, потому что это в основном тербаты, они плохо подготовлены. Работает наша артиллерия. С авиацией тяжело, погода дождливая, ВКС сложно работать, беспилотникам сложно работать, поэтому у украинцев и получается продвижение – из-за того, что мы не можем задействовать весь арсенал наших средств, чтобы их остановить с помощью систем РСЗО и нашей авиации. Тем более там местность открытая, там можно этими средствами было бы их сейчас просто в труху, извините за это выражение, всех перемолоть. Поэтому сейчас главная задача – создать одну линию обороны, если потребуется, вторую линию обороны и держать их до того момента, пока не пойдут наши подкрепления, других вариантов нет, либо пройдет 8 ноября и у них пропадет запал и желание, в общем-то, проливать кровь своего собственного народа ради интересов Вашингтона. Марина Калинина: Еще одно из важных сообщений Минобороны, что киевский режим не прекращает провокации техногенной катастрофы на Запорожской АЭС. Что сейчас там, какие там сейчас действия происходят? Юрий Кнутов: Ну вот, как я уже говорил, готовятся, соответственно, к высадке десанта. Самое главное, что они периодически обстреливают, выводят из строя систему охлаждения, и даже были попадания в реактор. Но считается, что реакторы защищены, но они защищены, я бы сказал так, от действительно террористических акций, но не от действий военных. Военные, конечно, в состоянии вызвать действительно такую катастрофу, которая сопоставима с последствиями Фукусимы, отчасти Чернобыля. Поэтому, конечно, на сегодняшний день мы сейчас предпринимаем все меры, чтобы активизировать, точнее усилить, наши войска непосредственно на этом направлении. Но я еще раз хочу сказать: есть большая угроза, и мы говорили об этом уже в программе, – шлюзы. Если откроют шлюзы на Днепрогэс, можно затопить практически первую линию наших укреплений и даже часть самой электростанции. Это рискованно, это опасно, но мы, к сожалению, знаем, что киевский режим какими-то трезвыми рассуждениями не отличается, а президент, который иногда выходит на экран перед западными зрителями в состоянии наркотического опьянения, тоже у нас доверия не вызывает. Константин Чуриков: Это точно. Марина Калинина: Ну да. Юрий Кнутов: Поэтому опасения, конечно, есть на этот счет очень большие. Константин Чуриков: Юрий Альбертович, спасибо большое. Марина Калинина: Спасибо. Константин Чуриков: Юрий Кнутов, военный эксперт, директор Музея войск ПВО в Балашихе.