Александр Денисов: Сегодня на заседании правительства зашла речь о развитии туризма в России. Не о поддержке турбизнеса, а именно о вложениях в туристическую инфраструктуру: в дороги, инженерные сети – в общем, в наш с вами комфорт во время путешествий. Михаил Мишустин, председатель правительства РФ: Распределим сегодня среди 16 субъектов Российской Федерации более 24 миллиардов рублей, которые запланированы в федеральном бюджете на 3 ближайших года, с 2022-го по 2024-й, в т. ч. более 3 миллиардов 400 миллионов рублей в текущем году, их получат Камчатский край, Республика Адыгея, Тверская и Кемеровская области. Средства пойдут на создание необходимой инженерной и транспортной инфраструктуры, которая поможет туристским кластерам в этих регионах и дальше развиваться. Ведь людям, которые путешествуют по стране, помимо комфортных гостиниц, современных санаториев и других туристических объектов нужны хорошие и безопасные дороги, а также качественные коммунальные сети. Александр Денисов: Что касается дорог, президент сегодня дал поручение на совещании по строительству привести в нормативное состояние в ближайшие годы всю т. н. опорную сеть трасс, не только федерального, регионального, но и местного значения. Владимир Путин, президент РФ: Важно, что эти работы сейчас идут с опережением графика. Считаю, что с учетом набранной динамики дорожного строительства, задач сбалансированного развития всей территории страны мы можем и должны поставить более амбициозную задачу – не только обустроить дороги точечно в крупнейших городах и агломерациях, а организовать эту работу повсеместно. А именно, за предстоящие 5 лет привести в нормативное состояние не менее 85% всей – подчеркну, всей – опорной сети автодорог страны. Возможности и ресурсы для этого у нас есть. При этом важно, чтобы строительство и ремонт дорог были синхронизированы с развитием логистических коридоров, включая и международные. Александр Денисов: Ну и вернемся к тому, с чего начали, к внутреннему туризму. Сегодня оценим туристическую инфраструктуру Байкала, с этого места начнем, все-таки ворота нашего будущего, там и Западной Сибири начинаем развитие, и развиваемся на Дальний Восток. И обсудим туристическую инфраструктуру с Юрием Михайловичем Савеловым, который провел там несколько дней, обещал поделиться впечатлениями о состоянии отрасли, так сказать, со стороны бизнеса. Юрий Михайлович, добрый вечер. Юрий Савелов: Добрый вечер. Александр Денисов: Сколько вы там пробыли? Юрий Савелов: Три ночи на Байкале мы были, да. Александр Денисов: Почему именно ночами посчитали, Юрий Михайлович? Юрий Савелов: Вот. Я хочу начать с того... Дело в том, что, Саш, мне хочется туда вернуться. Это огромный плюс. Александр Денисов: Это показатель. Юрий Савелов: Это показатель. Мы всегда говорили: если в том месте, где ты отдыхал, тебе хочется вернуться, значит, уже плюс большой. Поговорим и о минусах, и о плюсах, и вообще что происходит. Расскажу в двух словах. Значит, мы прилетели в Улан-Удэ... Сейчас ведь проблема, вот телезрители нас смотрят, прекрасно понимают, где отдохнуть. Лето проходит, жизнь идет, хочется куда-то поехать, как всегда, и надо отдохнуть. Мы прилетели в Улан-Удэ, нас встретили, прекраснейший город, роскошный, мне понравился очень. Мы, правда, мало времени в нем провели, на рынок сходили, в магазин, посмотрели и поехали с этой стороны Байкала... Ну, кто примерно карту понимает, с одной стороны Иркутск, с другой Улан-Удэ, вот оттуда мы приехали 150 километров на три ночи. Нас четверо, мы поселились в очень неплохой коттедж, очень неплохой, на шесть человек с тремя туалетами, с двумя душами, двухэтажный. И за все за это за три ночи мы отдали 53 тысячи. Грубо говоря, если туда заехать впятером, семьей, то меньше 10 тысяч на человека за три дня с завтраками, потому что люди задаются о ценах, что как. На первый день, вернее мы приехали вечером, поужинали, легли спать. На следующий день нас повезли на экскурсию на катере на Байкал. Экскурсия 6–7 часов, рассказывали, интересно все очень было, катали. Потом на острове мы обедали, все это недорого, ну относительно недорого, да. Потом вернулись под впечатлениями, надышавшись воздуха, прямо из Байкала пили, брали в ладошки и пили, все это фотографировали, было очень интересно. На следующий день мы поехали в баню, нам предложили, прямо на берегу Байкала. Мы очень долго парились, потому что баня была роскошной, я вообще люблю баню. Плавали в Байкале после парилки. Нам предоставили роскошную уху, там же все. Опять набравшись впечатлений... Ну, на следующий день мы уехали, поехали в Иркутск, с Иркутска мы поехали в Красноярск, с Красноярска мы доехали до Новосибирска, оттуда пришлось улететь, ну потому что тяжеловато уже стало. Вот так мы провели свое время. Я не корреспондент, я, конечно, только впечатления как турист, мне все это понравилось, Саш, очень хорошо. Ну, есть, конечно, свои минусы. Ну, плюс еще такой, что дорога хорошая. Человек, который нас вез, он говорит: ребята... Александр Денисов: С чего мы начали, все-таки состояние инфраструктуры. Юрий Савелов: Да-да. Он говорит: «Видели ли бы вы, что здесь было 5 лет назад! Вот то, что сейчас мы с вами едем, – это просто земля и небо, это роскошно». Ну действительно мы хорошо ехали, останавливались где-то, смотрели природу и т. д. Он говорит: дороги наладились, дороги наладились. Мы отдохнули, все прекрасно. Поэтому о чем дальше будем говорить? Александр Денисов: Юрий Михайлович, а вот о чем. Давайте послушаем, сегодня президент сказал, что должно идти вслед за дорогами, какая инфраструктура, Юрий Михайлович, и мы как раз по этой цепочке, которую наметил президент, дальше и пройдемся исходя из вашего байкальского опыта. Давайте вот посмотрим про инфраструктуру, какая инфраструктура должна идти вслед за строительством дорог, хороший момент сегодня в ходе обсуждения был. Смотрим. Владимир Путин: Подчеркну, что кроме строительства современного, качественного дорожного полотна важно обустраивать сопутствующую инфраструктуру, оказывать, открывать заправки, места отдыха, устанавливать вышки связи, создавать площадки для объектов сервиса, где может развернуть свою активность малый бизнес. Словом, передвигаться по скоростным трассам и другим дорогам должно быть по-настоящему удобно и комфортно. В целом отмечу, что в таких условиях нам необходимо осуществить, нарастить, форсировать темпы инфраструктурного строительства, не просто проводить все запланированные работы в утвержденные сроки, а стараться максимально сдвигать их влево, т. е. выполнять их раньше, быстрее вводить новые участки дорог. Причем в фокусе внимания должны быть не только крупные мегапроекты, но в первую очередь региональные транспортные системы, т. н. опорная сеть автодорог. Александр Денисов: Юрий Михайлович, на Байкале почувствовали, что есть импульс? Ну, как импульс можно рассматривать все, даже ваше желание приехать, это импульс. Юрий Савелов: Да, это импульс, это импульс, я никогда не думал. Александр Денисов: Да. И влечет за собой по цепочке развитие, о чем президент говорил, заправки, закусочные, места для отдыха. Юрий Савелов: Вот мы ехали от Улан-Удэ до этого, конечно, там еще очень большие проблемы с этим. Да, они есть, заправки, они есть, закусочные, но не в таком количестве и не в таком качестве, можно сказать. Александр Денисов: Ну, может быть, они соответствуют... ? Юрий Савелов: Ну, пока той, да, трассе, на которой мы находимся, вернее по которой мы ехали, но все равно хотелось бы более качественную услугу и в том же кафе, и на той же заправке. Ну, вот тут пока еще не до конца развито. Понимаешь, о чем я хочу рассказать телезрителям? Саш, дело в том, что ведь Байкал – это мировой бренд, понимаешь. Вот, допустим, говорят, что 16 регионов сейчас получат деньги, 22 миллиарда, сказал Мишустин... Александр Денисов: 24, по-моему, даже. Юрий Савелов: 24 даже до 2024 года, Тверь получит... Мы прекрасно понимаем, что Тверь – это Селигер. Кто-нибудь знает, что такое Селигер? Ну конечно знают. А когда говоришь слово «Байкал»... Александр Денисов: Это молодежный фестиваль, Юрий Михайлович. Юрий Савелов: Нет, это бренд мирового значения. Представляешь, какую инфраструктуру там можно выстроить и какие люди туда поедут? Они поедут со всего мира под этот просто бренд. Каждый хочет посмотреть, что такое Байкал. Как его развить? Как сделать такую инфраструктуру, чтобы люди поехали, не просто люди, а цивилизованные, как мы говорим, Европа? Все равно придет то время. Да, как раз мы должны быть к этому готовы, чтобы их принять, чтобы развивался край от туристов, потому что там есть что посмотреть. Но там, к сожалению, вот ну никак. Вот с этой стороны, с которой был я, ну никак. Александр Денисов: А чего вам не хватило конкретно, Юрий Михайлович? Юрий Савелов: Ну, там с питанием не... Александр Денисов: Байкал сам по себе уже бренд, он... Юрий Савелов: А люди должны приезжать, они хотят получить качественную услугу, качественное обслуживание, понимаешь? Там ведь все должно быть. Там и пятизвездочные отели, и трехзвездочные отели, и с бассейнами... У них там ведь климат-то какой: летом +30... Вот мы приехали, там было 29 градусов. Александр Денисов: Жара такая? Юрий Савелов: Конечно, я сам удивился. Вода холодная, +5 всего, что ли, а на улице очень жарко. И я удивился очень знаешь чему? Самый солнечный город в стране, ты вот не поверишь мне, – это не Сочи, не Астрахань, а Улан-Удэ, и это факт, там 2 750 часов солнечных. Александр Денисов: В году? Юрий Савелов: В году. Там дефицит, там очередь только за солнечными очками, и это де-факто, и от этого никуда не уйдешь. Потому что, по-моему, на втором месте, я не помню, то ли Геленджик, то ли это, там всего 2 350 часов. Летом можно загорать, постоянно солнце светит, и это не использовать глупо просто. И я хочу сказать, что тяжело без помощи государства, имея такую жемчужину мирового значения, не создать там определенные кластеры для отдыха, понимаешь, инфраструктуру. Где мы отдыхали, кстати, там стоит подъемник зимний, и в основном эти базы, там несколько их, небольших баз, они сосредоточены для того, чтобы люди зимой катались. Ну правильно, у них зима тоже длинная... Александр Денисов: На лыжах? Юрий Савелов: На лыжах, да. Но все равно и зимой можно предоставить такие услуги, чтобы люди поехали. Конечно, далеко лететь, далеко, до Улан-Удэ мы летели 5 часов 40 минут, далековато. Но суть не в этом – сколько впечатлений. Я к чему сейчас возвращаюсь? Смотри, чтобы все это создать там, без государства нельзя, должно государство на федеральном уровне не просто деньги выделять, вот вроде деньги выделили, ребят, а вы там как хотите на уровне местном, Улан-Удэ регион, Иркутск регион и вот там... Нет, только федеральный уровень, вот такие места, которые есть в стране, выделяется участок, не знаю, 50 гектаров, весь этот участок разбивается, туда подводится электроэнергия, формируется канализация, вода, пирсы (ну, тут с пирсами ладно), подходы лодок, где-то чего-то... Это каждая структура на участке разбивается, на этом участке, я не знаю, одноэтажный можно только отель поставить, здесь можно четырехэтажный. Все это должно на государственном уровне спланироваться. С какого аэропорта будут люди приезжать, потому что поездом все равно далековато, но поедут, вопрос – значит, нужно развивать аэропорт в Улан-Удэ, допустим, или в Иркутске. А в Иркутске вообще аэропорт находится в центре города и с приемом самолетов есть определенные проблемы. Ну как не развить, в любом цивилизованном мире, имея такую жемчужину, ее не развивать? Вот на отпуск Сбербанк, какие-то проекты, я почитал, он что-то дает, тут можно какой-то этот поставить, кафешку... О какой кафешке может идти речь? Без бассейна нельзя поставить ни один отель, пусть даже он будет трехзвездочный. Нужен отель, потому что вода холодная, солнце светит, купаться нельзя, хотя бы у бассейна тогда провести время. Ну, имея в виду охоту, рыбалку, все это можно, прекрасно все эти, организовывать туристические какие-то походы. Ты знаешь, что очень интересно? В нашей стране, к сожалению, а может быть, просто от природы, половина людей готовы отдыхать в таких условиях, я имею в виду Севера или Урала, тот же Селигер, почему-то я говорю, а половина нет, половине нужно только море, солнце и звезды, вот не поедут они никуда, какой отель ни устраивай. Ну хорошо, огромное количество, 70 миллионов людей, которые готовы поехать на Байкал, и плюс иностранцев привлекать – почему? Потому что это имя и бренд. Вот это надо создавать, и только через государство, только вкладывать. И меня как предпринимателя, прежде чем пригласить, никакой тендер не разыгрывать на кусок земли, пригласить: Юрий Михайлович, не хотите вот поучаствовать? У вас есть опыт, вот мы вам выделяем участок, к нему подведено электричество, вода, канализация, вот здесь можно поставить такой-то отель, он уже нарисован, уже примерно смета этого отеля есть, проект. Вы вложите 20% от стоимости, а вам Сбербанк даст еще 3% на 10 лет, и вы тогда здесь участвуйте, организовывайте, еще как-то поможем. Ну без этого никак, Саш, ну мы будем только об этом говорить. Это такой пример о Байкале, мы только об этом будем говорить, и мы никуда не сдвинемся. Александр Денисов: Юрий Михайлович, насчет звезд вы, наверное, имеете в виду концерт Филиппа Киркорова и Николая Баскова в летних театрах Евпатории... Юрий Савелов: Я имел в виду настоящие... Александр Денисов: Что там, заставим – и туда приедут, Юрий Михайлович. Юрий Савелов: Настоящие, Саш. И немножко: были вот когда в Красноярске, огромный теплоход речной стоит, видно, еще он, конечно, в море выходит. Я говорю: о, ребят, а может, время как у нас, может, поплаваем? – «Да вы что, Юрий Михайлович, расписано на 2 месяца, никаких билетов даже самого низшего класса нет». Ну просто сейчас такая ситуация. Ну почему это не развивать? Почему к этому не стремиться? Александр Денисов: Вы знаете, кого вы меня напоминаете, Юрий Михайлович? Вот наверняка читали роман Шишкова «Угрюм-река». Я вот помню, там цитата такая: «Прохора Громова разрывало от деловитости», – он куда ни приезжал, он всюду мотался, жену замучил вдрабадан, она устала от его проектов, вот так же и вы. Это пример хорошего русского предпринимателя, Юрий Михайлович. Юрий Савелов: Да, но без государства нельзя. Деньги выделять... Ну какие 24 миллиарда на 16 регионов? На один Байкал надо 100 минимум, понимаешь, чтобы все это подготовить, чтобы действительно люди поехали, не только россияне отдыхали качественно, еще и иностранцы. Александр Денисов: А давайте с другой стороны, раз уж о деньгах, вот еще с какой стороны можно зайти. Тоже на совещании у председателя правительства речь зашла о сокращении проверок бизнеса. Оказывается, это тоже хорошая помощь. Вот вы сейчас хмуритесь, давайте послушаем и подумаем, может быть, на Байкале это тоже пригодится. Что сказал председатель правительства. Михаил Мишустин: Трансформация системы контроля позволила существенно снизить административные издержки бизнеса, по экспертным оценкам, на общую сумму от 160 до 180 миллиардов рублей. Эти ресурсы предприниматели теперь могут направить на собственное развитие, что особенно актуально сейчас, когда наша экономика проходит непростой период адаптации к новым вызовам. Александр Денисов: Ну вот применительно к Байкалу, к этому региону сокращение проверок ведь как, облегчает жизнь предпринимателю? Юрий Савелов: Ну, вообще облегчает, конечно. Я не очень понял, хотя сам экономист, как они посчитали, тут сложно все... Александр Денисов: Объясню. Логика такая, я просто слушал: экономить на сотрудниках, которые сидят, вот эти бумажки для проверок составляют... Юрий Савелов: А. Ну это невозможно посчитать, Саш. Александр Денисов: ...и потом сидят, ждут проверяющего, за это получают зарплату, Юрий Михайлович, полгода на это тратят... Юрий Савелов: Я понимаю. Это невозможно посчитать... Александр Денисов: Вот они так и посчитали эту выгоду. Юрий Савелов: Это очень сложно. Мне бы хотелось на этих людей посмотреть, вот действительно кто считал, и поговорить с ними серьезно, потому что ну практически... Александр Денисов: Но логику вы поняли, да? Юрий Савелов: Конечно, я понял, практически это невозможно, надо взять каждую компанию: вы чем занимаетесь? – вот этим; сколько получаете? – 40 тысяч рублей; сколько... – и т. д. Ну представляешь, какую работу надо провести, которая никому не нужна по большому счету. Потому что, когда меньше проверок, просто чисто психологически даже: проверок нет, я все выполняю, меня никто не нервирует, я, значит, больше произвожу и получаю больше денег, плачу людям больше зарплату – вот что такое проверки. У нас будет форум, кстати, лидеров «ОПОРА РОССИИ», в Иркутске с 6-го или 7-го числа. Александр Денисов: Интересно. А почему именно там? Юрий Савелов: Да, мы собираемся, ездим. Я, наверное, не поеду, потому что я уже там был, ну просто времени не хватает. Там со всей страны будут собираться люди, вот как раз они будут обсуждать, посмотрим, что как, какие у них проблемы, как помогает государство или не помогает, как будут развивать бизнес малый, средний на Байкале. Но еще раз, Саш, хочу сказать: без государства, без вложений... Упускать такую жемчужину, как Байкал, мирового уровня, ну просто глупо, это вот пропускать деньги сквозь пальцы. Поэтому, наверное, развиваться будет и обязано развиваться. Мы говорим о туризме, потому что людям сейчас поехать некуда. Знаешь, я немножко сейчас отключусь от Байкала, телезрителям хочу сказать. Сейчас многие семьи вообще думают, куда поехать, зачем поехать. Вы наверняка тоже говорите об этих проблемах. У меня человек собрался 9 августа, говорит, поедет в Анапу. Я: ты с семьей? Да, у него двое детей, девочке годик. Я говорю: ну давай, езжай, я тебя встречу. Он говорит: «А что вы так, Юрий Михайлович?» Я говорю: «А ты на чем поедешь? Или как вообще ты собираешься туда попасть?» Он говорит: «Ну как, возьму купе и поеду». Я говорю: «Ну возьми». А вот просто человек заработался и не понимает, что происходит. Выбирает: какое 10 августа, 20-го там... Пока билеты, вот на 3 месяца их продают, ничего нет вообще. Ну, что-то выскакивает, и людям нельзя попасть на юг. Вообще это сложная проблема, остается попасть в Крым и другие места только на автомобиле. Саш, ну я хочу сказать знаешь что? Я ехал 19-го числа с города Анапы, ночью специально поехали, нас предупредили... Александр Денисов: 19 мая? Юрий Савелов: 19 мая, да. Нас предупредили, мы поехали ночью через Ростовскую область. Один реверс, один реверс. И видно, до президента дошло, и он сейчас... Александр Денисов: Сегодня обсуждали как раз расширение полос на южном направлении. Юрий Савелов: Понимаешь, ну какие полосы? Ну неужели не может дойти до министра транспорта, «Автодора», губернатора: лететь не на чем, поездов добавить нельзя чисто физически, понимаешь, нельзя же поставить... Александр Денисов: Пропускная способность. Юрий Савелов: Пропускная способность, совершенно верно, и т. д. Остается транспорт, Воронеж, вот эта платная дорога, которая для Олимпиады была построена. Да, она хорошо работает, есть альтернатива ей, но как въезжаешь в Ростовскую область, как Краснодар, один реверс. И самое интересное, мы оттуда ночью едем, реверс километров 12 – на нем ни одного человека. Вот мы едем смеемся. Тут работы идут, ждут, к сезону все готовятся, сейчас поток транспорта – ни одного. Проезжаем дальше, такой же большой реверс, ну километров, кто их считал, два человека, какой-то каток, ремонтируют, все: о-о-о, что-то происходит. 19 мая... Александр Денисов: То есть, я не понял, неграмотно включают, что ли, да? Юрий Савелов: Нет, не реверс – работы не производят на той половине, которую отгородили. Александр Денисов: А-а-а, все, я понял. Юрий Савелов: Понял, да? Нет никого вообще. Я думал: может, кто-то появится? Второй реверс, я говорю, ну это где должны ремонтировать, на третьем, я даже удивился, какие-то машины, свет горит, асфальт кладут, время 3 часа утра, идут какие-то работы, что-то. Этот участок проехали, дальше опять никого. Никто ничего не ремонтирует, никто ничего не делает, к сезону не готовится! Какие-то машины стоят, ночь... Они должны круглые сутки, они должны были успеть сделать – никому не надо. Понимаешь, вот едешь, просто обидно за страну, просто обидно, Саш. Ну почему, ребят? Вы выиграли тендер, вот она, дорога – ну почему на этом участке делают, я говорю, где машины, свет светит, асфальт кладут, а десять этих реверсов, участки, где надо ремонтировать, никто ничего не делает. Ведь на участке в 150 километров или в 100 километров любой небольшой ремонт может создать такую пробку... И разговоры сейчас у людей, у меня даже просили ваши коллеги: «Юрий Михайлович, поедете 10-го, скажите, а то мы тоже собрались, как проехать?» Не проехать, многие люди говорят. Многие просто волнуются, потому что в такую пробку можно встать... А 19-го числа, когда мы ехали, вообще никто ничего не ремонтировал, вот просто едешь-едешь – где мы? Ну почему не делают? Ну прекрасно знают, самолеты не летают, с поездами проблемы... Александр Денисов: Ну, с самолетами тут сейчас особенность, потому что не все аэропорты открыты... Юрий Савелов: Я и говорю, самолеты не летают, я об этом говорю, да, с поездами проблема началась, билеты не купить – ну сделайте дорогу. Дорога-то хорошая, вот эти участки созданы кем, для чего? Специально, что ли, чтобы люди нервничали, стояли в жару в машинах? Ну... Александр Денисов: Юрий Михайлович, я чувствую, вы договоритесь и вас позовут, позвонят, как в прошлый раз позвали вас на импортозамещение, развитие промышленности, теперь вас позовут на дорожное планирование. Юрий Савелов: Нет, ну дело в том, что неужели там люди не понимают? Они ждут, что завтра откроют аэропорты, люди полетят, да? Вот сидит министр транспорта и говорит (я, честно говоря, фамилию сейчас немножко): «Да ладно, они там сейчас ремонтируют, а когда полетят самолеты, все наладится». А вот они не полетели, а у людей... Александр Денисов: Савельев у нас министр. Юрий Савелов: Савельев, да. А начался сезон. Наплевать? Кто за это ответит? Ну жалко. Александр Денисов: Кстати, раньше в «Аэрофлоте» работал. Юрий Савелов: А-а-а. Александр Денисов: Юрий Михайлович, спасибо большое за «Личное мнение», спасибо, что приехали. Юрий Михайлович Савелов был у нас в студии, член президиума объединения предпринимателей «ОПОРА РОССИИ».