Виталий Млечин: Пришло время нашей рубрики «Территория: дача». Парламентарии обсуждают поправки в закон «О садоводстве». Власти хотят обязать помогать дачникам строить дороги, но вот оплачивать их содержание жителям придется уже за свой счет. Тамара Шорникова: Причем тут какой-то, знаешь, приобретенный рефлекс: парламентарии предлагают – и хочется как-то съежиться сразу, потому что вряд ли что-то хорошее. Ну, в общем, сегодня с дорогами к дачным поселкам и садовым товариществам – и внутри их, и снаружи – много проблем. У местных властей чаще всего нет денег на благоустройство таких мелких трасс, да и транспортные сложности приезжих дачников местную администрацию не особо волнуют. А там, где с асфальтом полный порядок – как правило, это заслуга самих дачников, которые латают дороги на собственные средства. Виталий Млечин: Что теперь изменится? И самое главное – как решить одну из важнейших российских проблем? Давайте обсуждать прямо сейчас. Наш телефон: 8-800-222-00-14. Можно еще SMS нам написать на короткий номер 5445. А мы должны представить нашего гостя – это заместитель председателя Союза садоводов России Юрий Шалыганов. Юрий Викторович, здравствуйте. Тамара Шорникова: Здравствуйте. Юрий Шалыганов: Здравствуйте, дорогие друзья. Виталий Млечин: Давайте сначала подробнее немножко о том, что предлагается. Вот эта идея власти как-то стимулировать и помогать дачникам строить дороги – она на чем строится? Юрий Шалыганов: У нас подъездные дороги – это такая большая проблема. И зачастую дороги построены хозспособом когда-то давно – в 80-е, в 90-е годы. На них нет никаких документов, и очень часто эти дороги не стоят на кадастровом учете. По сути это такой самострой, дороги нелегальные и неофициальные. И по всей стране сейчас идет такая инициатива, чтобы в первую очередь выявить эти дороги и поставить их на кадастровый учет – и тогда будет понятно, как их ремонтировать, в том числе за счет средств муниципального бюджета или бюджета регионального. Пока нет дороги, нет предмета, что ремонтировать, дачники это делают самостоятельно, потому что вынуждены каким-то образом латать эти дыры или, если дорога грунтовая, каким-то образом грейдировать для того, чтобы по ней проехать. Вот в Кировской области, к примеру, последние семь лет мы системно грейдируем дороги весной и осенью. Сотни километров дорог – просто грейдер идет и выравнивает, убирает ямы, то, что после весны осталось. И вот только в этом году в первый раз город Киров выделил средства – 10 миллионов рублей – на то, чтобы купить асфальтовую крошку или купить щебень и прогрейдировать дороги за счет средств бюджета. Виталий Млечин: А раньше самим все приходилось делать? Юрий Шалыганов: Все время. Виталий Млечин: Насколько муниципалитеты заинтересованы в такой работе, именно по нахождению этих самых дорог? Потому что понятно, что если они встанут на учет, на баланс, муниципалитетам придется за это платить. А денег, как известно, нет. Юрий Шалыганов: Обслуживать, да. Виталий Млечин: А так вроде нет дороги – и нет проблем. А дачники пусть сами разбираются. То есть нет тут такого, что муниципалитеты как-то неохотно, мягко говоря, это будут делать? Юрий Шалыганов: Я на примере, допустим, отдельно взятого региона – Ивановской области. Мы проводили с губернатором совещание, в том числе по бесхозным дорогам. И он сам поднял вопрос о том, что бюджеты разных уровней финансируют строительство и ремонт дорог, в том числе федеральный бюджет и региональный, и на это есть средства. То есть, по идее, если бы мы поставили совместно с муниципалитетом дорогу на учет кадастровый, то под это можно было бы получить средства, в том числе федеральные. То есть губернатор заинтересован, чтобы легализовать эти дороги и получать средства на ремонт дорог на условиях софинансирования с федеральным бюджетом, с региональным бюджетом. То есть, в принципе, механизмы есть. Это не везде так, но частично так это есть. Тамара Шорникова: Тема живая, вот уже первые звонки пошли, давайте послушаем. Виталий Млечин: Да, Волгоград с нами на связи. Алексей, здравствуйте. Зритель: Добрый день, уважаемые ведущие. Прежде чем задам свой вопрос, у меня немножечко такое чувство, которое, я думаю, испытывают сейчас все смотрящие ваш эфир. У власти нет денег на то, чтобы для народа строить дороги. Складывается такое ощущение, что власть настолько отделилась уже от народа, что мы живем – народ сам по себе, а власть сама по себе. Это первое. Второе. Ну разве это не безумие? То есть мы платим, вот все, кто ездят на дачу, ездят на транспорте, мы платим транспортный налог. И этот транспортный налог не расшифровывается на городскую, внутриквартальную дорогу. Это на те дороги, по которым этот самый народ перемещается. То есть то, что это не понимает власть… У меня вообще складывается вопрос: а кто вообще в этой власти? Инопланетяне? Инопланетяне, которые прилетели с другой планеты? Они этого не понимают? А ведь эта же власть издавала закон о транспортном налоге. И все, что делается, делает именно эта власть. Поэтому, если это инопланетяне, может быть, нам просто во власть пригласить тех людей, которые из народа? Может быть, что-то сделать для того, чтобы власть как-то все-таки думала об этом народе? И вот спасибо вам огромное. Вы знаете, я смотрю вас, и смотрю довольно-таки часто, наверное, каждый день. И вы единственный сегодня в России канал, который имеет гражданское мужество и гражданскую ответственность говорить о том, о чем вы говорите. Поэтому громадное вам спасибо! Дай вам Бог здоровья, мудрости, терпения и сил, чтобы с этой властью инопланетной как-то… Виталий Млечин: Алексей, спасибо, спасибо вам большое за теплые слова. Вопросы, которые вы поднимаете и задаете, они весьма актуальные и важные. Но надо сказать, что, в общем, механизм смены власти существует – то есть можно прийти на выборы и проголосовать за тех чиновников, за ту власть, которую вы считаете подходящей для себя, и, соответственно, потом уже задавать ей какие-то вопросы. Собственно механизмы – они есть и понятны. Тамара Шорникова: Давай переедем в Краснодар? Виталий Млечин: Нет, давай поговорим по телефону с Краснодаром. А куда переехать – решить чуть попозже. Юрий, здравствуйте, вы в эфире. Зритель: Здравствуйте. Я звоню из Краснодара. У меня не столько вопрос, а сколько, так сказать, утверждение. Это один из способов изъятия у людей денег. По-другому никак не получается. Виталий Млечин: Что именно? Зритель: Проще самому дорогу сделать, собраться с людьми и так далее, зато не будут изымать деньги. Ну а счет того, чтобы, так сказать, депутатов поменять. Вопрос в том, что нужно сделать таким образом, чтобы зарплаты чиновников зависели от зарплат людей, которые работают. То есть инфляция повышается – значит, зарплата у чиновников уменьшается. Спасибо. Виталий Млечин: Спасибо вам. Тамара Шорникова: Спасибо. Вот такое предложение. Юрий Шалыганов: В обратную сторону. Тамара Шорникова: Если говорить про механизм – каков он сейчас? Вот решили вместе как-то улучшить дорожное состояние в своем садовом товариществе. Дальше – что? Юрий Шалыганов: Ну, практика такая: спасение утопающих – обычно дело рук самих утопающих. То есть на сегодняшний день дачники скидываются денежными средствами, особенно это касается дорог внутри садовых товариществ. Вообще считается, типа: «Это ваше все, и вы обустройте». А подъездные дороги – зачастую мы латаем дыры, скидываемся деньгами. В разных территориях Российской Федерации есть программы софинансирования. В Ульяновской области, к примеру, есть определенные статьи, по которым можно получить субсидии. То есть мы, допустим, скинулись сами, сделали дороги, предоставили документ в администрацию области, там есть специальный отдел. Они проверяют, что сметы не завышены, а работы выполнены, и половину средств возвращают на счет садового товарищества. Вот такие есть программы в регионах. И мы это, в общем, приветствуем, мы этим опытом пытаемся делиться. Тамара Шорникова: Но это добровольная история? Юрий Шалыганов: Это регионы принимают самостоятельно такие программы поддержки, во многих регионах они существуют. Но в целом по стране садоводы решают свои проблемы сами. Привыкли с 90-х годов, когда Советский Союз развалился, мы остались один на один со своими дачами, со своими проблемами, со своими вопросами. И слава богу, что сейчас хотя бы законодатели, власть во многих регионах слышат, что это не просто какие-то жужжащие мухи, которые занимаются каким-то хобби, а что это огромная социальная прослойка людей неравнодушных, которые каждый день вкладывают копейку в свою землю. Виталий Млечин: Знаете, тут важнейший вопрос возникает из практики. Если садовое товарищество собрало деньги, проложило дорогу себе, сделало ее, облагородило, не придут ли через какое-то время местные власти и не скажут: «А что вы вообще тут наделали? Тут на плане нет никакой дороги, тут что-то другое должно быть. Соответственно, не будет больше дороги опять». На практике как это происходит? Юрий Шалыганов: Ну, на практике зачастую власти стараются не трогать вот эту историю, как бы она понятийно существует. И очень редко говорят: «Нет, здесь дороги нет. Мы считаем, что здесь поле картофельное, вы ездить сюда не можете». Там было пару случаев. Во Владимирской области целый такой скандал, когда собственник земельного участка, по которому шла дорога, сказал: «Вы здесь ездить не будете. Хотите – летайте. Хотите – обходите. Ездить не будете. Это моя земля». И очень большая такая проблема была для 1 500 дачников. Но в целом такого беспредела, конечно, не бывает. А системно к вопросу все равно нужно подходить. То есть дороги надо все-таки ставить на учет кадастровый. Надо власти, в том числе муниципальные, принуждать для того, чтобы они их обслуживали, и так далее. То есть на территории самих дач мы как-то разберемся, внутри себя. Вот сейчас инициатива Совета Федерации была – то, с чего мы начали. Целый перечень поправок был внесен в Государственную Думу буквально вчера, где предлагается властям муниципальным в том числе и на территории садового товарищества проводить какие-то работы за счет средств бюджета регионального. Ну, я не знаю, пройдет ли эта поправка или нет. Сегодня существует возможность муниципальных властей и региональных властей помогать дачникам и садоводам до границы садового товарищества. Виталий Млечин: Вы знаете, тут из Иркутской области пришла такая мысль интересная: «Нужно, чтобы в каждом СНТ был коттедж чиновника – тогда дорога будет точно». Тамара Шорникова: Автоматически. Виталий Млечин: Да. Ну, вполне логично. И мне кажется, что жизнь подтверждается это утверждение. Тамара Шорникова: Из Иркутска есть не только SMS, но и звонок, давай примем. Виталий Млечин: Из Иркутска? Из Твери. Ирина из Твери. Тамара Шорникова: А Евгений? Виталий Млечин: Нет, Евгений передумал с нами разговаривать, к сожалению, а вот Ирина из Твери нам позвонила. Ирина, здравствуйте, вы в эфире. Зритель: Здравствуйте. Я из Твери. Вот у меня такой вопрос. Ходят разговоры у нас, что якобы в садоводческих участках дороги могут скупать частные лица, и потом за ремонт этих дорог и за проезд могут взимать деньги с людей. Как это так? Тамара Шорникова: Могут? Нет? Сразу отвечаем. Юрий Шалыганов: Нет конечно. Ну, ограничить подъезд к территории дачи не может никто, шлагбаум поставить или еще что-то. Это согласие либо общего собрания… Это невозможно. То есть можно в прокуратуру обращаться с этим вопросом, если он конкретный. Тамара Шорникова: У меня еще вопрос, чтобы было понимание, о каких суммах идет речь, например, когда те же дачники складываются. Вот примерно, условно? Может быть, есть у вас расчеты, сколько стоит метр дороги, не знаю, самой простой грунтовки или щебенки? Юрий Шалыганов: Ну, дорогие друзья, мы понимаем, что садоводы очень часто пользуются такими сезонными дорогами без асфальтового покрытия. Если асфальт – это счастье и чудо. А в основном это такие, в общем, проселочные дороги, засыпанные, дай бог, щебенкой или асфальтовой крошкой – это в лучшем случае. Но тем не менее это все равно дорого стоит. Километр дороги несколько миллионов рублей может стоить – сам материал, обустройство. Не просто же ее посыпал, а все равно надо как-то обустроить. И подрядные организации деньги берут серьезные, техника нужна. Виталий Млечин: И тогда самый важный вопрос: на сколько этого хватит? Если все-таки скинуться, немаленькую сумму отдать, на сколько лет хватит? Юрий Шалыганов: Обычная грунтовка – раз в год. Виталий Млечин: То есть это каждый год еще надо? Юрий Шалыганов: Да, надо как-то все равно ямочный ремонт. Ну, каким-то образом все равно вкладываются средства. Тамара Шорникова: Поддерживать, содержать ее. Юрий Шалыганов: Поддерживать, да. Ну, дороги – это одна история. У нас же сейчас поднялась дискуссия, которая дачников волнует, вообще всю страну и дачников в частности, – это некая социальная норма на электричество. Потому что в основном все дачи не имеют газа. 1–2% газифицировано, а остальные все, если и обогревают что-то, то только электричеством. А люди все-таки хотят круглогодично больше и больше проживать. И закон новый, который с 1 января вступает в силу, он подразумевает, что на дачах можно прописываться, регистрироваться. Соответственно, а как отапливать? За счет электричества? А если будет социальная норма? Плюс тариф каждый раз растет. А, допустим, программы газификации дач вообще не существует в стране. Если населенные пункты еще теоретически можно газифицировать на каких-то условиях, то газифицировать дачу можно только за счет собственных средств. А в Московском регионе это вообще огромные деньги, да и в других регионах. Хотя мы, наверное, самая газодобывающая страна. И самое время, в том числе и законодательно, наверное, обратить внимание на то, что надо газифицировать дачи. Это и внутреннее потребление, и упрощение эксплуатации строений. Тамара Шорникова: Большая и важная тема, обязательно обсудим ее отдельно в нашей рубрике «Территория: дача». А пока посмотрим сюжет. Мы спрашивали наших телезрителей в разных городах, готовы ли они платить за содержание дачной дороги. Давайте послушаем ответы. ОПРОС Виталий Млечин: Есть положительные примеры, хотя есть, понятно, и негатива много. Но есть вот хороший из Тамбовской области: «Мы написали в прокуратуру – и нам сделали дорогу. Стоила она 70 миллионов. Ни одной дырки за два года на ней нет. Срок гарантии – пять лет. Ее обслуживают. Звоним в администрацию – приезжают и устраняют недостатки. Мы ее выстрадали и бережем ее». То есть такие случаи есть. Но вот слово «выстрадали», конечно, немножко беспокоит. Значит, все-таки даже было не очень просто, мягко говоря. Давайте теперь дадим слово Калужской области, Вере. Здравствуйте, Вера. Зритель: Здравствуйте. Я звоню из города Балабанова. Дача у нас с 82-го года… Виталий Млечин: Так? Зритель: С 1982-го. Дорога у нас по дачам сейчас сделана из крошки асфальтовой. А вот подъездная дорога до самих дач, по лесу, она вроде и лесничеству принадлежит, и нам. В общем, непонятно. Мы ежегодно обязательно ее подсыпаем, все делаем. То есть никто не принимает никаких, так сказать… ну, не вкладывается, а вкладываемся только мы. Тамара Шорникова: А сколько, Вера? Виталий Млечин: Много тратите на это? Тамара Шорникова: Во сколько это обходится вам? Во сколько? Зритель: В этом году делали только грейдировку до дач – 300 тысяч. С 82-го года ежегодно мы ремонтируем, подсыпаем. Тамара Шорникова: А сколько человек скидываются? На кого делите эту сумму? Зритель: Ну, у нас там получается… Сейчас вам скажу. Виталий Млечин: Вот вы сколько заплатили в этом году за то, чтобы дороги подделать? Зритель: Мы платим членские взносы и платим… Ну как? Юрий Шалыганов: Целевые взносы? Виталий Млечин: То есть отдельно еще, дополнительно на дорогу не пришлось скидываться? Зритель: Это все у нас входит. Виталий Млечин: А, то есть у вас все-таки разумное ведение хозяйства получается? Руководство, видимо, все-таки как-то умеет считать деньги при этом. Зритель: У нас 7 300 за весь сезон. Виталий Млечин: Понятно. Тамара Шорникова: 7 300. Да, понятно. Виталий Млечин: Понятно. Спасибо большое. А теперь – Иркутская область, Тамара. Здравствуйте, Тамара. Зритель: Алло. Тамара Ивановна. Алло. Я звоню из Иркутской области, ТСЖ «Молодежное». Мы с 90-х лет выстроили ТСЖ, построили сами дороги, потому что страна лежала в руинах. Мы построили сами за свои деньги дороги, были молодыми тогда, смогли деньги собрать. Жили, ну, обустраивали свой поселок. Сейчас у нас уже половина, а то и 80% уже пенсионеров, живем на пенсию практически. Но у нас захватила наши дороги группа, кучка жулья, по сути дела. Они поднимают членские взносы с каждым годом. И нам теперь уже поставили шлагбаумы. Власть местная смотрит сквозь пальцы на все это дело. На пенсионеров вообще всем наплевать! Виталий Млечин: А что значит – поставили шлагбаумы? Где поставили шлагбаумы? Как это так? Зритель: Поставили шлагбаумы. Собрания проводят подпольные, тайные, не собирают на очные голосования. И получается, что мы фактически стали заложниками этой политики. Понимаете? И с каждым годом эти – как их? – членские взносы снимают. Тамара Шорникова: Хорошо. Тамара, а вы пробовали обращаться куда-то, в правоохранительные органы, например? Виталий Млечин: В суд? Зритель: У нас бесконечные суды. Есть люди, у которых еще выдерживают нервы, пенсионеры, у которых еще есть какое-то здоровье, ходят по судам. Короче, суды все от нас отталкиваются. Короче, в общем, бесконечные суды, бесконечные тяжбы. И наш поселок вообще в черном списке. А мы, пенсионеры, заложники всей этой ситуации. Тамара Шорникова: Да, неприятная история, конечно. Зритель: Мы не в состоянии платить эти членские взносы на эти дороги и на все такое. Дело в том, что уже пора жить спокойно, а нам, в общем, получается, вот эта группка, кучка аферистов не дает. Что нам делать? Виталий Млечин: Спасибо, что позвонили. Можно ли дать какой-то совет? Юрий Шалыганов: Ну, каждая ситуация все равно уникальная. И почему там эти аферисты захватили? И как захватили? И проводилось ли собрание? И так далее. У нас есть электронная почта общественной приемной. В принципе, мы все эти жалобы рассматриваем, стараемся людям помочь, и региональные отделения у нас тоже работают. Тамара Шорникова: Передадим ваши контакты нашей телезрительнице. Юрий Шалыганов: Нет, официально можно обратиться. Виталий Млечин: А есть ли возможность помочь, вот если действительно руководство СНТ или чего-то принимает решение какое-то? Юрий Шалыганов: Огромное количество возможностей для того, чтобы эти ситуации конфликтные разрешить: и административные обращения в прокуратуру, и инициация собраний, и так далее. Зачастую люди сами являются так или иначе основоположниками вот такой ситуации, когда людей на собрание собирают, а они не ходят, не знают, что там происходит. И постфактум узнают о том, что повысили взносы, избрали нового председателя и так далее и тому подобное. «Ну и ладно, ну и избрали». А что дальше? Потом начинаются какие-то проблемы и оспаривание решений этого собрания, на которое никто не ходил. Вот зачастую так. Я просто призываю всех садоводов наших… Тем более с 1 января отменен институт уполномоченных. Наши садоводы знают, что это такое – это когда человек представляет без доверенности какую-то группу людей, свою улицу. Ну, считается, что собралась где-то улица, и его выбрали как делегата, условно говоря, и он без доверенности приходит. И зачастую это превращается в такую профанацию, когда председатель или правление вокруг себя собирает десять этих уполномоченных, и они решают вопросы за тысячи людей. А люди просто не ходят, не приходят – и потом получают в том числе такие проблемы, возможно. Поэтому надо участвовать в общественной жизни. Виталий Млечин: Ходите на собрания! Юрий Шалыганов: Обязательно. Виталий Млечин: Спасибо большое. Заместитель председателя Союза садоводов России Юрий Шалыганов был у нас в гостях. В конце жизнеутверждающее сообщение из Тверской области: «Зачем дороги? – спрашивает наш зритель. – По бездорожью ни один фашист не пройдет! Американец в модных ботинках в грязь не полезет. Безопасность». Может, такая логика тоже имеет право на существование. Спасибо вам большое. Юрий Шалыганов: Спасибо. Виталий Млечин: Вернемся через пару минут.