Юрий Варламов: Если всероссийских проверочных работ (ВПР) осенью не будет, это на благо всем – и ученикам, и учителям, потому что, на мой взгляд, они не показывают реальный уровень знаний и сбивают образовательный процесс
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/yuriy-varlamov-esli-vserossiyskih-proverochnyh-rabot-vpr-osenyu-ne-budet-eto-na-blago-vsem-i-uchenikam-i-uchitelyam-potomu-chto-na-moy-vzglyad-oni-ne-pokazyvayut-realnyy-uroven-znaniy-i-sbivayut-obrazovatelnyy-process-58305.html Мария Карпова: Вот как раз про учебники хотим поговорить. Мы уже упомянули то, что некоторым, например, петербуржским школам рекомендовали приостановить проведение Всероссийских проверочных работ, если они проводятся не в электронном виде.
Но, кажется, не только в Петербурге. Так в Бурятии перенесли на осень вот эти Всероссийские проверочные работы. Но, правда, чиновники говорят, что это пока из-за изменения формата этих проверочных работ.
У нас на связи Юрий Варламов, учитель права. Юрий Евгеньевич, здравствуйте!
Петр Кузнецов: Да, и председатель межрегионального профсоюза работников образования «Учитель». Юрий Евгеньевич, приветствуем вас!
Юрий Варламов: Здравствуйте!
Петр Кузнецов: Скажите, пожалуйста, какая у вас информация последняя, связанная с возможным дефицитом бумаги?
Юрий Варламов: Да, действительно, во многих регионах есть такая проблема. И далеко не только в Петербурге, в Бурятии отложили. Вот я общался с коллегами из первичных организаций нашего профсоюза. Знаю, что и во многих других субъектах тоже сейчас откладывается проведение Всероссийских проверочных работ.
Это, конечно, не единственная школьная работа, которая требует бумаги. Но, тем не менее, она одна из самых расходных, я бы сказал.
Мария Карпова: Ну, родители все очень переживают. На форумах, даже у нас вот вчера, когда мы обсуждали эту тему, у коллег дети тоже должны сдавать. Насчет ЕГЭ еще тоже есть вопросы.
Юрий Варламов: Да, в случае с ЕГЭ есть вопросы. Но для ЕГЭ я бы сказал, что проблемой является не проведение основного экзамена, а скорее, проведение пробников, которые проходят внутри школы и в основном за счет самой школы.
А вот когда мы говорим про основной экзамен, здесь, скорее всего, таких проблем с бумагой, я думаю, что не будет. А на пробниках, да, наверное, придется что-то придумывать и как-то выкручиваться из этой ситуации.
Петр Кузнецов: А какие-то рекомендации сверху уже спускаются? Может быть, даже неформальные, не знаю, экономить на бумаге в школе учителям, преподавательскому составу?
Юрий Варламов: Я видел такие рекомендации, но только на муниципальном уровне, когда, например, местное управление образования говорит школе, что нужно экономить на бумаге. Но вот таких вот глобальных рекомендаций подобного рода я пока что еще не встречал во всяком случае.
Мария Карпова: А есть такая возможность перевести эти экзамены, проверочные работы в цифровой формат? И вообще, сколько на это нужно потратить сил и сколько времени на это потребуется, если это возможно?
Юрий Варламов: В теории это, конечно, возможно. Но это требует очень значимого переоборудования многих школ. Потому что если мы говорим, например, про проведение таких крупных ЕГЭ, как ЕГЭ по математике, по русскому, которые пишут все, то здесь требуется очень большие компьютерные классы, специально оборудованные.
Потому что это все, конечно же, нужно проводить только внутри школы на технике школы, иначе будет очень велик риск списываний и прочих разных проблем. Поэтому в теории возможно, но это явно будет не в этом году, не весной.
Мария Карпова: Ну, и я так понимаю, что и школа, да и сами семьи, вот это как раз к вопросу о том, что и семьи, и школы тоже не готовы, наверно, перейти на цифровое обучение еще пока и не будут готовы в ближайшие несколько лет.
Юрий Варламов: У нас в период пандемии был опыт работы на дистанте и в том числе цифрового обучения, да. Но, как показала практика, конечно, такое обучение гораздо менее результативно и гораздо более нагрузочно при этом для самих школьников и для учителей, и, в общем, для всех участников образования.
Петр Кузнецов: Да. А с другой стороны, я вот вспоминаю, а, например, электронные дневники проще родителю контролировать.
Мария Карпова: Конечно.
Петр Кузнецов: То есть тут все зависит от того, что мы пытаемся заменить и как.
Юрий Варламов: Да, конечно. Но просто если мы говорим, например, про такой целенаправленный переход на цифровое обучение, то ... требует, чтобы у всех детей была обязательно техника самостоятельная, отдельная там от родителей, от других детей в семье.
Петр Кузнецов: Кстати, да.
Юрий Варламов: Это не всегда есть такая возможность. Не всегда школа может обеспечить такую технику. Здесь есть определенные сложности. Сложности есть, например, с интернет-подключением стабильным в школах часто.
Представляете, если там вот школа на тысячу человек и все одновременно будут пользоваться каким-нибудь электронным сервисом, заходить туда. Я думаю, что будут очень большие сложности с этим.
Мария Карпова: А я подумала: теперь фраза «достаем двойные листочки», она наконец-то, видимо, исчезнет, может быть, даже из нашего...
Петр Кузнецов: Только богатые будут самые доставать двойные листочки. Остальные могут не решать.
Юрий Варламов: Я отношусь к этой проблеме на самом деле довольно философски, потому что это та ситуация, когда что называется, «не было бы счастья, да несчастье помогло». Потому что, на мой взгляд, как раз отложение вот такого типа работ, как ВПР – это на самом деле большой плюс.
Потому что они сами по себе, на мой взгляд личный, не имеют большой ценности, как работы, которые показывают реальный уровень знаний учеников и помогают процессу. Они скорее наоборот, процесс образовательный сбивают и нарушают.
И если этих работ не будет этой осенью, это будет наоборот, на благо всем: и ученикам, и учителям, которые смогут спокойно завершить учебный год.
Петр Кузнецов: Юрий, ну, а вообще размер проблемы с дефицитом, он настолько велик, как его преподносят сейчас в средствах массовой информации? Или все-таки, ну да, проблема есть, но вопрос незначителен нехватки и в самое ближайшее время, ну, не в самое, может, но в ближайшее время он будет решен?
Юрий Варламов: Вы знаете, я как человек, который все-таки не занимается производством бумаги, не могу сказать, насколько быстро этот вопрос будет решен, да. Но в регионах, когда я общаюсь с коллегами, у них есть такая проблема. Да, некоторые запасы бумаги в школе есть, но когда потребуется новая партия, здесь будут определенные сложности.
Потому что даже если мы говорим, например, про покупку бумаги за счет школы или сборов родительского комитета, там, где родители согласятся добровольно на это скинуться, то там сама цена бумаги сейчас в магазинах довольно большая.
В принципе, эта проблема решаемая. Но вот для регионов, где люди все-таки не очень располагают лишними финансовыми средствами, могут быть сложности. Для Москвы, наверное, будет немножко поменьше.
Петр Кузнецов: С издателями еще поговорим в этом часе. Спасибо вам большое! Это Юрий Варламов, учитель права и председатель межрегионального профсоюза работников образования «Учитель».
Юрий Варламов: Если всероссийских проверочных работ (ВПР) осенью не будет, это на благо всем – и ученикам, и учителям, потому что, на мой взгляд, они не показывают реальный уровень знаний и сбивают образовательный процесс