Марина Калинина: Ну и теперь переходим непосредственно к теме, на которую будем говорить. Тема касается всех – это медицина. Все работающие люди в нашей стране платят за медицинское обслуживание, так сказать, авансом: регулярно вносят деньги в бюджет на здравоохранение. Но все мы знаем, что в нашей стране есть система обязательного медицинского страхования. Так вот Фонд ОМС формируется за счет отчислений средств из зарплаты, а также из других налоговых сборов. То есть на самом-то деле мы за бесплатную медицину все же платим. А вот статья 41 Конституции Российской Федерации говорит, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения должна оказываться гражданам бесплатно за счет соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений. Однако на деле федеральное законодательство сужает объем бесплатной медицинской помощи и, в общем, ставит его в зависимость уже от территориальных программ; порой доступ ограничивают к лечению даже очень серьезных заболеваний. Но мало того, что записаться к врачу, даже участковому, можно только по Интернету на портале госуслуг (вот как выглядит заявка) – мы все знаем, что в основном в поликлиники ходят пожилые люди, и порой им просто невозможно записаться к специалисту, потому что они просто не знают, как это сделать. Ну вот такой пример из жизни: у моей подруги мама страдает диабетом, и ей часто должны делать различные обследования и раз в три месяца колоть определенный препарат. Так вот чтобы сделать укол у медсестры, нужно каждый раз перед этим посетить терапевта, который просто послушает и запишет что-то в карту. На это тратится время, силы и здоровье. Попасть на МРТ можно только через 3 месяца после записи – вот такие вот очереди в поликлиниках скапливаются. Записаться на анализы нужно как минимум за неделю. И так во всем. Ну вот, видите, тоже фотография из жизни: человек устал ждать врача, лег и заснул. Так есть у нас бесплатная медицина или уже практически нет? Что мы можем требовать и какие нормативы по срокам оказания помощи существуют? Об этом прямо сейчас поговорим с Татьяной Серебряковой, исполнительным директором по экспертизе и защите прав застрахованных компании "СОГАЗ-Мед" – здравствуйте. Присаживайтесь, пожалуйста. Константин Точилин: Здравствуйте. Татьяна Серебрякова: Здравствуйте. Марина Калинина: Так все-таки есть у нас бесплатная медицина, или можно про это забыть? Я имею в виду нормальная медицина с хорошей помощью, с хорошими специалистами. В качестве нашей бесплатной медицины сделан настоящий рывок Татьяна Серебрякова: Марина, ну конечно, безусловно, есть бесплатная медицина. Могу сказать, что за последнее время здесь... Если, допустим, взять 10 лет, то тут просто рывок сделан в качестве нашей бесплатной медицины – начиная от высокотехнологичной помощи, ее доступности и заканчивая… Много-много могу примеров привести, безусловно. Марина Калинина: Ну вот с доступностью тут, конечно, как-то проблемы возникают. Татьяна Серебрякова: Я могу сказать, что я имею в виду. Если, допустим, взять 10 лет, то тогда в нашей стране высокотехнологичная помощь оказывалась только в каких-то крупных мегаполисах, субъектах – те же Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск и так далее. А тем людям, кто находился в других городах, она была менее доступна. А сейчас она сосредоточена по всей России, то есть очень много вложено вложений материальных и кадровых, организационных технологий. То есть она стала, безусловно, на порядок доступнее, если говорить о высокотехнологичной помощи. И без выезда в центр России или в центр Дальнего Востока или Сибири… Константин Точилин: Татьяна Васильевна, мы не первый раз эту тему затрагиваем, потому что она действительно беспокоит наших зрителей. И я вот вспоминаю, что очень часто возникают такого рода вопросы, когда люди не знают, на что они имеют право бесплатно, а на что не имеют. И этим, в общем, не очень хорошие люди пользуются, отправляя на разнообразные платные исследования, к примеру, хотя это должны были бы по закону и по всему сделать бесплатно. Можно ли где-нибудь посмотреть или, может быть, Вы нам можете рассказать, на что действительно мы имеем право бесплатно (и за что никто с нас не имеет права требовать денег), а что действительно платная история (и ничего с этим не поделать)? Татьяна Серебрякова: Да, безусловно, я сейчас постараюсь вам рассказать. Константин Точилин: Давайте. Татьяна Серебрякова: Во-первых, где можно узнать эту информацию? В каждой медицинской организации – сейчас они так называются, раньше ЛПУ назывались – то есть в любой поликлинике, в стационаре те, кто работают в рамках федеральной программы государственной гарантии оказания бесплатной медицинской помощи обязательно вывешена эта информация во всех, так сказать, видных местах. Что касается бесплатной помощи в системе ОМС – сама программа госгарантии (федеральная) финансируется из двух частей: первая часть закрывается бюджетными средствами, а вторая часть закрывается средствами обязательного медицинского страхования. Помощь по обязательному медицинскому страхованию оказывается, как это написано, по наиболее распространенным заболеваниям, и большая часть этой помощи (или даже, может быть, правильнее здесь сделать ударение на первый слог) оказывается по месту жительства – так называемая первичная медико-санитарная помощь. То есть вот та поликлиника, к которой вы ближе всего расположены – это и есть учреждение, которое самый большой объем первичной медико-санитарной помощи закрывает. Информация о том, что вы можете получить бесплатно в рамках ОМС, в рамках федеральной программы госгарантии, вывешена, если так можно сказать, на стендах медицинских организаций обязательно. В страховых медицинских организациях тоже обязательно вывешено. В каждом пункте выдачи полисов эта информация есть. В наше время Интернет-технологии… Застрахованные, приверженные этим Интернет-технологиям, могут найти эту информацию на сайтах – она там обязательно есть. Вот эти все правила по обязанности участников системы ОМС… Марина Калинина: Но смотрите, не везде есть Интернет и не всем им могут пользоваться. Бабушки и дедушки не могут всего этого делать. Татьяна Серебрякова: Да, не везде, конечно. Да, я понимаю. Значит, вот та часть населения, которая Интернетом пользуется, может это посмотреть на сайтах страховых компаний, территориальных фондов, органов исполнительной власти субъектов здравоохранения. Те, кто не пользуются Интернетом, увидят эту информацию на стендах в медицинских организациях, страховых медицинских организациях. Если нет возможности это сделать, посмотрите, пожалуйста, я могу зрителям порекомендовать – посмотрите, пожалуйста, оборотную сторону своего полиса ОМС: там четко указано, в какой страховой компании вы застрахованы, и обязательно даны контактные телефоны, где вы любую информацию, которая касается ОМС, можете уточнить. Посмотрите, она у каждого есть. Другое дело, почему люди не всегда этим пользуются – это вопрос, конечно, такой… философский, социологический. Но информация эта, еще раз подчеркиваю, есть. Телефоны контакт-центров той же страховой медицинской организации, территориального фонда – они тоже выложены и в Интернете, и на стендах, и постоянно публикуются… Полис выдается человеку, и вот кроме этой оборотной стороны полиса ему обязательно выдается памятка о системе ОМС… Марина Калинина: Ну это все прекрасно, что памятка выдается. Но просто на деле это не выполняется. Мы получаем… Константин Точилин: Мы получаем, да, большое количество СМС. Люди Вашу оценку, что рывок, как-то не очень разделяют. Вот чего пишут, смотрите: "Офтальмолог в областной поликлинике направил с медполисом на платную диагностику. Законно ли это?" - Пенза, пенсионер. Законно, нет? Татьяна Серебрякова: Безусловно, незаконно. Значит, еще раз повторяю: наиболее распространенная помощь, которая входит в первичную медико-санитарную помощь (такая классификация у нас есть по закону): при заболеваниях глаза и его придаточного аппарата оказывается бесплатно в рамках ОМС. Марина Калинина: Вопрос "когда"? Константин Точилин: По-моему, тут даже не вопрос "когда?", просто на платной основе и все. Татьяна Серебрякова: Вопрос "когда" тоже могу сказать. Сроки оказания этой первичной медико-санитарной помощи утверждаются в программе государственной гарантии постановлением правительства. Постановлением правительства, если кто не знает, на каждый год утверждается эта программа, и там четко прописаны эти сроки. Например, диагностические исследования в поликлинике, если это плановое исследование, то это максимальный срок 14 дней с момента назначения врача. Если касается таких исследований, которые ресурсоемкие – то же МРТ, компьютерная томография – максимальный срок установлен 30 дней. Марина Калинина: 3 месяца. Татьяна Серебрякова: Безусловно, отвечаю тому, кто это спросил: безусловно, это неправильно, и с этим нужно разбираться. Марина Калинина: А как разбираться? Татьяна Серебрякова: Как разбираться. Есть несколько путей. Во-первых, вы всегда можете обратиться в свою страховую медицинскую организацию – там, где вы застрахованы. Вижу, Марина, Ваш укоризненный взгляд. Давайте сразу определимся: добросовестные страховщики ОМС выполняют свои обязанности добросовестно. Если вы видите, что вы обращаетесь в свою страховую медицинскую организацию, а на ваш звонок не реагируют, вы вправе, во-первых, поменять свою медицинскую организацию (это дело добровольное, вы можете это сделать один раз в год)… Константин Точилин: То есть, подождите, секундочку. Татьяна Серебрякова: А второй вариант – вы можете обжаловать действия этой страховой медицинской организации… Константин Точилин: Татьяна Васильевна, принципиальный вопрос. Татьяна Серебрякова: Да, пожалуйста. Константин Точилин: Смотрите. Медицинское обслуживание некое, базовое нам гарантирует Конституция Российской Федерации. Правильно? Татьяна Серебрякова: Да. Константин Точилин: И формально все граждане Российской Федерации имеют право на равных объемах, количествах и сроках получение медицинской помощи. Но получается, что реализация механизма, прописанного в Конституции, неодинакова для всех – это зависит от того, повезло вам со страховой компанией или не повезло. То есть это нам не государство гарантирует конституционные права, а некая страховая компания. То есть та же история, которая была и с ОСАГО: повезло с компанией и нормально, не повезло – навязали страхование жизни родственников до 13 колена и потом еще выплат нет. Правильно ли я понимаю, что вот наши конституционные права зависят от того, хорошая или нехорошая компания? Татьяна Серебрякова: Нет-нет, здесь все не совсем так. Константин Точилин: А как? Татьяна Серебрякова: Смотрите. Значит, ежегодно страховая медицинская организация – так устроена система ОМС – заключает договор с медицинскими организациями (с этими поликлиниками и стационарами – с теми, кто будет оказывать помощь ее застрахованным). Для того чтобы разрешить медицинской организации – поликлинике или стационару – участвовать в системе ОМС, существуют специальные такие разрешительные процедуры. То есть раз в год к первому сентября главный врач поликлиники, стационара, если он хочет работать в системе ОМС, обязан подать заявку на включение в реестр медицинских организаций, которая в этом конкретном календарном году (сейчас идет заявочная кампания, прошла уже – на участие в системе ОМС в 2017 году). И так ежегодно повторяется. То есть 1 января 2017 года тот главврач, который заявился поработать в системе ОМС, обязан соблюдать все эти требования. Страховая медицинская организация… Марина Калинина: А кто его проверяет? Татьяна Серебрякова: …здесь только контролирует. Кто проверяет? – все надзорные процедуры у нас прописаны тоже. Во-первых, значит, качество медицинской помощи контролирует Росздравнадзор – качество, безопасность медицинской помощи… Константин Точилин: Ну, исходя из той реальности, которая возникает – получается, не контролирует, а должен был бы контролировать. Потому что, опять же, судя по тому, что пишут наши зрители, контролируют, видимо, как-то очень специальным способом. Смотрите: "За все услуги все равно пихаем доктору в карман, чтобы по месяцу не стоять в очереди. Можно ли такую медицину называть бесплатной?", "Почему в муниципальных поликлиниках мы платим за анализы и за процедуры?", "В деревне хочу иметь право на выбор врача, но нет возможности без мороки обратиться в область – медицина недоступна". И много-много еще такого. Марина Калинина: "Ребенок 2 года, ДЦП. Сами ищем нужных врачей, причем платных; лекарства платные, хотя от льгот не отказывались; массаж даже платный". Константин Точилин: Давайте звонок примем – Александра нам дозвонилась из Волгоградской области. Здравствуйте, Вы в эфире. Слушаем Вас. Зритель: Добрый день. Так хорошо Татьяна рассказывает, но я пришла к тому выводу, что по ОМС в регистратуре можно бесплатно получить карточку. Константин Точилин: Вас очень плохо слышно. Может быть, телевизор приглушить? У нас какая-то завязка идет. Зритель: Он выключен. Константин Точилин: Ааа. Зритель: Сейчас выйду на балкон. Константин Точилин: Вот, значительно лучше. Ну правильно: двадцать первый век, конечно. Связь только лучше становится. Зритель: Да, везде так. Я пришла к выводу… Вот я столкнулась с такой ситуацией, у меня у мужа был инсульт, повезли его в больницу, я покупала все лекарства для реанимации и терапии за свои деньги. Константин Точилин: Вот что делать и кто здесь прав? Марина Калинина: Спасибо за Вашу историю. Это не первый случай. Константин Точилин: Должна была Александра это все покупать или нет? Все лекарственное лечение, которое назначается в стационаре в системе ОМС, должно оказываться бесплатно Татьяна Серебрякова: Безусловно, не должна была покупать. Все лекарственное лечение, которое назначается в стационаре в системе ОМС, должно оказываться бесплатно. Безусловно. Константин Точилин: Извините, еще одна СМС: "В Кировской области при нашей бесплатной медицине на лечение отца в стационаре (как раз то, о чем Вы говорите) потратил несколько тысяч рублей. Лекарств нет". И я понимаю этих людей: когда у тебя отец в больнице, ему прописывают лекарства и говорят, что без них никак, но у нас их нет. Что мы делаем? – мы где-то добываем деньги и где-то добываем лекарства, потому что положение безвыходное. Что делать в такой ситуации? Татьяна Серебрякова: Что делать в такой ситуации? Я повторяю: прежде всего, конечно, люди должны знать свои права. И не только знать, но и настаивать на этих правах. Прежде всего обратитесь… Лечащий врач вам говорит в стационаре: вам нужно заплатить. Нет. Уважаемый зритель, знайте: вам в стационаре платить ничего не нужно. За лекарства, во всяком случае, ничего вам платить не нужно. Если возникает такой разговор, вы можете, так сказать, по ступеньках переходить дальше. Вот самая, так сказать, близкая и самая доступная… Марина Калинина: Но человеку-то хуже и хуже становится без этих лекарств. Можно, конечно, долго ходить… Константин Точилин: Мы же не можем проверить, правда их нет или из нас хотят денежку выжать. Татьяна Серебрякова: Я хочу вам объяснить. Лечащий врач предлагает. Зная, что не должны вы ничего платить в стационаре, обратитесь, пожалуйста, к заведующей отделением. Обратитесь, пожалуйста, к главному врачу. И расскажите об этой проблеме. Я уверена, что уж на уровне главного врача эта тема будет исчерпана. Если это… Константин Точилин: А главный врач скажет: "Вы же понимаете, у нас оптимизация – сами знаете, во всех газетах пишут. Ну нету у нас, ребята! Вот такие дела". Или это лукавство все и не может такого быть? Татьяна Серебрякова: Нет, Константин, это все лукавство. Вы знаете, 90-е годы уже прошли: сейчас гигантские деньги идут на финансирование медицинской помощи в системе ОМС. Нет. Еще раз повторяю: вся вот эта помощь в стационаре, лекарственное лечение должно быть бесплатным. Однозначно. Поэтому здесь, уважаемые зрители, те, кто задают вопросы – никогда не сомневайтесь в этом. Если вы не нашли понимания со стороны лечащего врача и администрации медицинской организации, обратитесь – простите, но я буду снова и снова это повторять – обратитесь в свою страховую компанию. Мы обязательно разберемся, кто попросил деньги, за что попросил, и накажем эту медицинскую организацию безусловно. Константин Точилин: То есть нужно обратиться, прежде всего и проще всего, в ту компанию, которая выдала вам полис обязательного медицинского страхования? Татьяна Серебрякова: Да. Константин Точилин: Вот, смотрите, какие – огромное количество СМС, извините, если кого-то пропустили в этом огромном массиве, но тем не менее – смотрите: "Тульская область – регионы разбили по направлениям помощи: инфекция – один район, хирургия – другой, терапия – третий". Ничего себе. Так бывает? "Расстояние между больницами – не один десяток километров. Больного футболят из района в район. Теряется время, помощь опаздывает".  Марина Калинина: "Живу в Севастополе, очереди просто ужас, а к стоматологам просто чтобы записаться, люди стоят в очереди с двух ночи, чтобы их приняли в лучшем случае через две недели. А зубы-то болят здесь и сейчас. В итоге бежим к платным докторам, от двух тысяч рублей и выше". Татьяна Серебрякова: Только могу повторить: причины всех этих обращений – это, безусловно, законные причины обратиться в контролирующие органы, в том числе и в страховую медицинскую организацию. Константин Точилин: И там должны, по идее, помочь? Татьяна Серебрякова: Безусловно, да. Константин Точилин: У меня ощущение, что это все похоже на ГАИ давности несколько лет, когда без денег точно не войдешь, чтобы решить любой вопрос. Потому что вся система устроена так, что тебе нужно как-то это все ускорить. Сейчас, справедливости ради, надо сказать, что уже можно иногда заходить без денег. Как-то это все решается. Ощущение даже не в том, что, может быть, врачей не хватает, может быть, что-то еще (хотя, наверное, и это тоже). Ощущение, что система построена так, что ее нужно ускорять все время, ускорять единственным доступным в России способом. Татьяна Серебрякова: Вы знаете, без активности самих граждан тоже не обойтись. Марина Калинина: А почему, если мы по Конституции имеем на это право, мы должны постоянно ходить и что-то доказывать, что-то требовать? Есть закон – главный закон страны, Конституция Российской Федерации – в котором четко написано, что людям должны оказывать бесплатную медицинскую помощь и вовремя, если есть нормативы по оказанию этой помощи временные. Почему мы все время должны что-то доказывать? Судиться и так далее? Татьяна Серебрякова: Марина, я сейчас не могу сказать, почему нарушают вот те больницы, те поликлиники, о которых сейчас говорят наши слушатели. Я тут не могу сказать, почему они нарушают. Дело, безусловно, не в том, что не хватает денег – безусловно, нет. Константин Точилин: Не в этом? Татьяна Серебрякова: Не в этом. Денег хватает. Я начала говорить о том, что я считаю, что, видите, менталитет наших людей, нашего общества, наверное, еще нуждается в каком-то развитии. Те же, допустим, гражданские права, их реализовывать – это нужно делать. И здесь без активности людей не обойтись. Те, кто вам звонил сейчас сюда – понимаю, они сейчас сидят перед телевизором и позвонили. Но вы не поленитесь, переступите через этот порог того, что не хочется жаловаться, заранее идти на какой-то конфликт с лечащим врачом. Я понимаю, что, когда речь идет о здоровье, о болезни, человек очень уязвим. Константин Точилин: Ты в первую очередь тогда думаешь о том, как вылечиться, а не о том, как пойти в суд. Татьяна Серебрякова: Да, очень уязвимы сами люди: "А, лучше я не буду ждать, лучше я деньги заплачу". Здесь вот выбирайте: государство вам дало это право, пользуйтесь им. Сейчас по Москве ездим часто, в пробках за общественным транспортом стоишь (за автобусом), и у них, видели, Мосгорстранс, написано: "Я соблюдаю ПДД. Не согласен? Позвони!". Я могу только в плюс сказать тем людям, кто это сделал в Мосгортрансе… Константин Точилин: Получается, должно в каждой поликлинике висеть объявление: "Все анализы бесплатные, все лекарства в стационаре бесплатные. У вас вымогают деньги? Звони!". Татьяна Серебрякова: Совершенно верно. Константин Точилин: Но все равно, наверное, это должен сделать Минздрав, потому что совершенно справедливо люди говорят: зачем нам государство, институты которого не работают? Мы что, в судах должны жить? Получается, если все через суд, то, действительно, жизнь там и закончится. Татьяна Серебрякова: Ну подождите. Почему через суд? Я могу сказать, что, допустим, в нашей страховой компании "СОГАЗ-Мед" очень много этих обращений. И мы все работаем, мы защищаем права реально, и с материальным возмещением. Это же речь идет… За год если посмотреть, то это возмещение, которое мы делаем – в и судах, и до судов – это десятки миллионов рублей для крупной страховой компании. Константин Точилин: Ну суд – это в широком смысле, но все равно обращаться в какие-то инстанции и там объяснять, что не верблюд. Может быть, имело бы смысл Минздраву как-то создать какую-то горячую линию, колл-центр, чтобы в каждой поликлинике был простой, понятный номер "8 800…", бесплатный – чтобы ты сразу звонил, и сразу какое-то решение принималось бы. И сообщать о том, что удалось, а что не удалось. Татьяна Серебрякова: Я Вам могу сказать, что в системе ОМС это уже налаживается. То есть есть специальные приказы, процедуры. Сейчас в каждом субъекте Российской Федерации сделан контакт-центр системы ОМС – так он называется. Выделен бесплатный номер; причем, допустим, если в крупных страховых компаниях, например, в такой, как наша, такой бесплатный федеральный номер работает уже давно по телефону 8 800 100 07 02 – в режиме 24/7 вы можете обращаться (обращаюсь к нашим застрахованным). Совсем недавно, в 2016 году такие контакт-центр организуются уже в каждом субъекте. И вот тоже вот этот бесплатный номер – звонок совершенно бесплатен для того, кто обращается… Константин Точилин: И все-таки, наверное, поскольку право на здоровье и медицинскую помощь гарантирует государство, наверное, государство должно было почесаться каким-то образом на эту тему, да? Татьяна Серебрякова: Да, конечно. Марина Калинина: "У нас есть бесплатная поликлиника, но там ничего нет: нельзя ни кардиограмму сделать, ни кровь сдать – один терапевт и три человека в регистратуре. Я недавно полдня просидел, чтобы терапевт меня направил к кардиологу. Почему? Зачем тогда нужна вообще эта поликлиника?" Татьяна Серебрякова: Я понимаю. В принципе, все обращения об одном и том же. Я повторяю, повторяю и повторяю: нет, не должно быть такого. Если поликлиника бесплатная – в том смысле, что она работает в системе ОМС – то она обязана оказывать эту медицинскую помощь бесплатно. Однозначно. Если этого не делается, еще раз могу повторить, то это неправильно, и нужно это исправлять всеми процедурами, которыми мы владеем. Константин Точилин: Смотрите. Еще одна распространенная история – в данном случае из города Кинешма, но несколько сообщений и из других регионов было: "Прием любого специалиста – даже терапевта – по талонам. Талоны выдают по вторникам. Платный прием – в любое время". Это тоже законно или нет получается? Либо жди неделю до следующего вторника, либо плати деньги и иди сразу. Как они так умудряются? Первичную медико-санитарную помощь должны оказывать бесплатно в тех учреждениях, которые работают в системе ОМС  Татьяна Серебрякова: Конечно, нет. Я сразу могу сказать, что вся платная помощь оказывается, так сказать, по добровольному согласию гражданина. Другое дело, что недобросовестные поставщики, если можно такой термин применить к оказанию медицинской помощи – недобросовестные врачи, медсестры, медперсонал или административный персонал – могут вас куда-то направлять платно. Но еще раз повторяю, помощь при наиболее распространенных заболеваниях, первичную медико-санитарную помощь должна оказываться бесплатно в тех учреждениях, которые работают в системе ОМС. И опять же нормативы прописаны все в постановлении правительства. А кто его нарушает, на это есть контролирующие структуры, в том числе и страховая медицинская организация. Опять же, если говорить о приеме: четко прописано в постановлении правительства, что 24 часа при плановой помощи оказывается вот этот прием – не позже, чем 24 часа, прием участкового терапевта, участкового педиатра, врача общей практики. Там, где это нарушается – обращайтесь, будем разбираться и мы, и все, кто в этой контрольной системе участвует. Константин Точилин: Ну вот еще несколько конкретных вопросов – давайте попробуем в оставшиеся три минуты разобрать. Смотрите: "Нужна медсправка на водительское удостоверение. Нарколог платный, психиатр платный". Это законно? Татьяна Серебрякова: Во-первых, справка на водительское удостоверение, освидетельствование – да, это не лечение, это не диагностика, это добровольное желание человека водить транспорт. Константин Точилин: То есть за это имеют право деньги брать? Татьяна Серебрякова: Да, да. Константин Точилин: Услышали. Так. Марина Калинина: Вот еще предложение такое: "Нужно сделать все платным, но цены сделать доступные всем, даже пенсионерам. Тогда врачи не будут никуда уходить". Константин Точилин: Тогда мы тут же столкнемся с бесконечной дискуссией на тему того, что считать доступной ценой, а что считать недоступной. Татьяна Серебрякова: Не думаю. Марина Калинина: Прочитала просто сообщение, что человек написал. Константин Точилин: Ну вот то же самое, но уже из Башкирии: "Почему на УЗИ направление врача ждать 3 недели, если платно – в тот же день. Кабинет один". То есть первым долгом обращаемся в страховую компанию и пытаемся? Татьяна Серебрякова: Да, я рекомендую. В отношении УЗИ тоже четко это прописано – 15 дней плановая помощь УЗИ и не больше. Если кто-то это нарушает, значит, что это нарушение. Константин Точилин: Если страховая компания не ответила, что делать дальше? Если страховая компания не ответила, голосуйте ногами - уходите в другую страховую компанию  Татьяна Серебрякова: Если страховая компания не ответила – мы начали об этом разговор – во-первых, голосуйте ногами за эту страховую компанию: уходите в другую страховую компанию. Во-вторых, всегда вы можете обжаловать действия страховой компании. Понятно, что так же, как и среди главных врачей, среди медицинских организаций разного качества оказываются услуги и в страховых компаниях. Вы всегда можете пожаловаться уже и на свою страховую компанию в тот же территориальный фонд обязательного медицинского страхования, кто в субъекте работает. Константин Точилин: Насколько просто поменять страховую компанию? Я просто не знаю, как это делается. Татьяна Серебрякова: Элементарно просто. Ежегодно, весь календарный год, начиная от 1 января и до 1 ноября вы имеете право прийти в страховую медицинскую компанию, которая работает у вас – выбирайте сами, где рядом, где от качества услуг, от доступности того же пункта выдачи полисов. Вы можете прийти – имеете право – и написать это заявление. То есть вы не должны сначала уйти из одной компании, а потом в другую: просто приходите сразу в ту страховую компанию, где вы хотите, чтобы с вами занимались, и пишите туда заявление. У каждого есть такое право. Марина Калинина: Как узнать, хороший или нет? Константин Точилин: Да, как узнать? Татьяна Серебрякова: А как узнать, хороший или нет? Ну, смотрите, что я могу посоветовать. На мой взгляд, более качественную помощь застрахованным могут оказать федеральные компании, то есть те, у кого большая сеть доступных пунктов выдачи полисов, очень много договоров с медицинскими организациями. Понимаете, оптом всегда дешевле, чем в розницу. Константин Точилин: Ну понятно. Татьяна Серебрякова: Если федеральная компания и у нее десятки миллионов застрахованных, она будет абсолютно спокойно… Константин Точилин: А будет ли компания с десятком миллионов разбираться с одним конкретным человеком? Татьяна Серебрякова: Безусловно, Константин. Я к чему это веду? – в этой компании возможно, если так можно выразиться, содержать высокооплачиваемых юристов, и врачей-экспертов, и операторов контакт-центров (тех, кто отвечает на эти звонки). В нашей компании, допустим, мы учим их, постоянно происходит совершенствование и так далее. Это можно сделать тогда, когда ресурс сконцентрирован: то есть чем крупнее компания, это априори. Константин Точилин: Ну понятно. Спасибо. Будем надеяться, что, может быть, эти рекомендации каким-то образом помогут нашим зрителям, да и нам, в общем, тоже. Спасибо. Марина Калинина: Спасибо. Татьяна Серебрякова была у нас в гостях - исполнительный директор по экспертизе и защите прав застрахованных компании "СОГАЗ-Мед". Спасибо. Татьяна Серебрякова: Спасибо.