Иван Князев: Тема вот какая. В МВД напомнили водителям, что за покупку нелегального техосмотра возможно серьезное наказание. Давайте вместе с вами посмотрим, что всех нас ждет, если что будет не так. С 27 июля, напомню, в России введена уголовная ответственность как для тех, кто проводит техосмотр автомобилей без аккредитации (здесь предусмотрен штраф до 300 тысяч рублей, либо обязательные работы до 480 часов, либо арест до шести месяцев), так и предусмотрено наказание для тех, кто покупает заведомо поддельный документ – вплоть до одного года лишения свободы. Статья 327, часть 3 УК РФ. Есть над чем призадуматься, друзья. Марина Калинина: Давайте поговорим о том, как часто владельцы грешат покупкой таких поддельных техосмотров. Много ли в России пунктов, где их штампуют или проводят нелегально? Вообще насколько тщательно проверяют автомобили, которые ездят по нашим дорогам? Узнаем прямо сейчас у наших экспертов. Иван Князев: У нас на связи Максим Едрышов, руководитель Федерации автовладельцев России. Максим Иванович, здравствуйте. Марина Калинина: Здравствуйте, Максим. Максим Едрышов: Добрый день. Иван Князев: Обсуждали мы уже с вами эту тему. В очередной раз в МВД нам напоминают, что плохо покупать поддельный техосмотр. Марина Калинина: Ай-ай-ай! Иван Князев: Мы хотим понять, а много ли таких пунктов у нас, ну, непонятных. Вот видите, как на картинке у нас: какой-то гараж, какие-то ворота. Вот что там печатают? И много ли тех людей, кто покупает нелегальные документы? Максим Едрышов: Ровно ноль, ровно ноль человек. По крайней мере, до сегодняшнего дня в стране не было такого странного водителя, который поехал бы и купил себе поддельный техосмотр. Дело в том, что в законопроекте идет речь о проведении техосмотра без соответствующей аккредитации либо приобретении этого фальшивого техосмотра. Фальшивый техосмотр – это бумажка, которая не значит ничего абсолютно. Для чего у нас сейчас нужен техосмотр? Для того, чтобы застраховать свою гражданскую ответственность, то есть чтобы приобрести полис ОСАГО. Есть специальная графа там. Либо, если вы идете к агенту, нужно притащить с собой техосмотр. Там будет специальный номер, который через базу данных сверяется. И дальше уже происходит как раз сам момент заключения договора страхования. Если у водителя нет техосмотра, который будет «биться» в базе данных, то никто ему техосмотр не продаст. И таких случаев, о которых сейчас в МВД говорят, что они будут бороться, их до сегодняшнего дня в стране было ровно ноль – с 2012 года, когда техосмотр передали страховщикам. Марина Калинина: А эти люди, которые этот закон ввели… Иван Князев: Зачем они это сделали? Марина Калинина: Да. Зачем вообще? Иван Князев: На кого он рассчитан? Марина Калинина: Они же сидели, трудились, что-то писали, придумывали, сколько штрафа надо заплатить. Максим Едрышов: Это хороший вопрос, но у меня нет на него ответа. Вернее, скорее всего, как все произошло? В РСА давно уже говорят о том, что необходимо бороться с покупкой техосмотра. То есть сейчас многие автовладельцы действительно не проходят техосмотр. Есть примерно миллион и один сайт в Интернете, которые предлагают купить онлайн, не выходя из дома, техосмотр. То есть это все, к сожалению, доступно. Иван Князев: То есть даже приезжать не надо, да? Максим Едрышов: Никуда не надо приезжать. Стоит это не так дорого – около 700 рублей, 1 000 рублей. Ну правда, это совсем недорого. При официальной цене на техосмотр – 500. И с такими сайтами было предложено бороться. С такими услугами хотели побороться в РСА. Но, видимо, в Госдуме не так поняли и решили, что надо бороться с поддельными техосмотрами, которых на самом деле не было. Марина Калинина: Ну смотрите. А насколько вообще этот техосмотр важен? Насколько тщательно он проводится? Это же чистая формальность. Я, например, с этим сталкивалась постоянно. Ну посмотрели, что-то посветили… Иван Князев: Ручник держит, поворотник работает. Марина Калинина: Колеса есть, фары не отваливаются. Максим Едрышов: Как правило, да, все заканчивается визуальным осмотром. Автомобиль приехал – уже хорошо. За то, что человек доехал, ему уже готовы выдать диагностическую карту, в принципе. Ну, он же сам приехал, он не купил этот самый техосмотр непонятно где. Кстати, если вы сейчас посмотрите любой пункт диагностики, где делают диагностические карты, где проводят техосмотр, то там никого нет. Если раньше были действительно очереди какие-то, приходилось людям приезжать как-то заранее, записываться на техосмотр, то сейчас просто никого нет, ни одной машины. Но автомобилей на дорогах меньше не стало. Это свидетельствует, на мой взгляд, о том, что техосмотр покупают примерно все, по крайней мере 80% точно. Марина Калинина: Максим, тогда такой вопрос. Может быть, вообще этот обязательный техосмотр отменить и сделать его добровольным? Ведь нормальный здравомыслящий человек не сядет за руль, если у него машина неисправна. Он поедет все равно на ТО и все это починит, на сервис и так далее, и так далее. Вот почему не так? Максим Едрышов: Я с вами согласен абсолютно, что для каких-то категорий транспортных средств, для большинства категорий, для легковых автомобилей техосмотр в том виде, в котором он есть сейчас, надо отменить, потому что это за собой ничего не влечет. И очень многие автовладельцы рассматривают техосмотр в том виде, как сейчас есть, просто как дополнительный платеж ежегодный. А у кого-то раз в два года, если автомобиль до десяти лет. В первые три года у нас сейчас автовладельцы освобождены от прохождения техосмотра. И самое главное, что если отменить техосмотр сейчас для простых водителей, не для профессиональных водителей, то это не повлияет вообще ни на что. Иван Князев: Максим Иванович, давайте вместе послушаем нашего телезрителя, нам дозвонился Виктор. Откуда? Из Астрахани. Марина Калинина: Из Астраханской области, да. Иван Князев: Здравствуйте, Виктор. Зритель: Добрый день. Иван Князев: Слушаем вас. Зритель: Я хотел сказать по поводу этого техосмотра. Уже так замордовали водителей, дальше некуда! Впечатление такое, что в законотворцах у нас одни гибэдэдэшники сидят. Каждый день, каждый год что-нибудь новое. По-моему, это только сбор денег, больше ничего абсолютно. Вы посмотрите, сколько лет ездили с фаркопами, с багажниками – и вдруг они почему-то стали вне закона. Какой бы закон ни принимался, у нас главный гвоздь, как говорится, – это штраф, то есть сбор денег в бюджет. Марина Калинина: Ну да. Иван Князев: Виктор, а вы сами автолюбитель? Зритель: Да, у меня есть машина, езжу. Иван Князев: А как проходите техосмотр? Зритель: У нас пока одна точка в районе. Не знаю, кто-то где-то еще проходит. Вот недавно проходил. Как обычно, загоняешь машину, проверяют все. Иван Князев: А тщательно досматривают, смотрят, все исправно или нет? Зритель: А? Иван Князев: Тщательно ли смотрят, все ли исправно? Зритель: Конечно, смотрят. А как же? Марина Калинина: Спасибо вам за ваш звонок. Максим, получается (вот о чем мы с вами говорили, в подтверждение этому звонок нашего зрителя), что фактически сейчас техосмотр – это некий налог для того, чтобы получить полис ОСАГО. Максим Едрышов: По сути – да. Это обязательное требование для приобретения договора обязательного страхования гражданской ответственности. У нас сейчас напрямую привязали техосмотр к ОСАГО. В 2012 году были такие благие намерения, когда принимался закон о государственном техническом осмотре. До 2012 года техосмотр был в ведении Госавтоинспекции, и все говорили в открытую: «В ГАИ коррупция. Надо убирать техосмотр, потому что его никто не проходит, все его покупают у гаишников». Отдали его страховщикам, так как считается, что они самые заинтересованные. И получили совершенно обратный эффект – легкодоступность приобретения диагностической карты стала гораздо выше, чем раньше. То есть раньше мы получали условного гаишника, и надо было его найти для тех людей, кто покупал техосмотр, нужно было иметь знакомого либо знакомого, который знает гаишника, то сейчас без проблем через Интернет, совершенно спокойно. Я за время нашего эфира мог, наверное, пять раз диагностическую карту купить, причем в разных регионах страны. И это был бы вполне официальный документ, что я на автомобиле прошел техосмотр. Иван Князев: Максим… Марина Калинина: Еще один маленький момент. Сейчас, Ваня, извини. Иван Князев: Хорошо. Марина Калинина: Вот эти фотографии, которые должны якобы делать при прохождении техосмотра. МВД тоже об этом заявляет, что должна она захватывать госномер, бренд компании, где куплена, цвет кузова. Даже характеристики для этих цифровых фотографий есть. То есть человек заезжает на техосмотр, и его полностью фотографируют. Что это даст? Максим Едрышов: Ну, это будет действовать чуть попозже, в следующем году, потому что должно было все вступить в этом году, но перенесли из-за пандемии. Хотя как пандемия с техосмотром связана – я, если честно, не очень понимаю. Но уже сейчас многие люди говорят, что уровень овладения разными приложениями, способными модифицировать изображение, будет выше гораздо, скорее всего. То есть это все обходится. Если мы вспомним, при гаишниках в 2012 году в некоторых областях было нормой, когда человек приезжал на автомобиле, автомобиль фотографировали с открытыми передними дверями, чтобы было видно, что нет тонировки. Ну, это опять же никому особо не мешало. Это сделало процесс чуть-чуть сложнее, но процесс был уже отлажен. Иван Князев: Максим, расскажите, пожалуйста, а как вообще в принципе должно выглядеть нормальное прохождение техосмотра? Ну не знаю, может, есть практика в других странах. Как сделать так, чтобы эти непонятные автомобили, которые ездят, непонятного года производства, с отваливающимися колесами, с неработающими поворотниками, просто не появлялись на наших дорогах? Когда гаишники проверяли – плохо было. Сейчас никто не проверяет – тоже плохо. Вкратце. Максим Едрышов: В разных странах по-разному выстроена эта система, но в большинстве стран склоняются к тому, что автомобили какого-то определенного возраста (причем не три года, как у нас, а гораздо старше – например, десять лет), как правило, они освобождены от прохождения технического осмотра. Потом уже, если человек хочет ездить на этой машине, он должен раз в какой-то период – раз в два года или раз в три года – проходить специальную проверку: проверка тормозной системы, рулевого управления. То есть это все, как правило, делается официальным дилером вместе с прохождением обычного обслуживания, технического обслуживания автомобиля. И во многих странах приравнено наличие диагностической карты и наличие, например, какого-то документа, что человек прошел у официального дилера техобслуживание. То есть это все приравнено. У нас пытались это сделать. Вернее, как сказали? Официальные дилеры у нас тоже могут заниматься техосмотром. Но официальные дилеры… Иван Князев: Да я не про официальных дилеров. Вот видите – показывают «Жигули» какие-то. Ну, эти шушлайки 70-х годов производства, которые у нас катаются по дворам, которые разваливаются прямо на ходу. Страшно же ездить! Вот от них бы как-то избавиться. Максим Едрышов: Надо контролировать их раз во сколько-то лет, во-первых. Во-вторых, этим должна заниматься полиция. Иван Князев: Вот! Максим Едрышов: Ну что у нас? Рулевое управление, тормозная система, лысая «резина» у него… Иван Князев: Да там все что угодно отвалиться может. Максим Едрышов: Во всем мире этим занимается полиция на дорогах, потому что никогда в жизни не выявить этого человека в пункте технического осмотра. Он сегодня приехал на новой «резине», а завтра он поставил лысую, зимнюю, потому что она у него есть, и поехал куда-то. Полиция должна это все отслеживать и отлавливать, конечно. Иван Князев: Спасибо, спасибо. Марина Калинина: Спасибо. Максим Едрышов, руководитель Федерации автовладельцев России, был с нами на связи. Ну а мы переходим к следующей теме.